Цель работы: Изучить влияние давления школьных сумок на позвоночник школьников.
Задачи исследования:
Объектом исследования стали современные школьные ранцы и состояние здоровья школьников МКОУ Киргинцевской СОШ.
Предмет исследования: нарушение осанки школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_zdorov-esberegayushaietexnologii_xatlamadjievapolina_sosh1_chaltyir-.docx | 88.71 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Киргинцевская общеобразовательная средняя школа
(МКОУ Киргинцевская СОШ)
Купинского района Новосибирской области
Исследовательская работа
Школьная сумка является одним из факторов нарушения осанки у школьников.
Работу выполнили:
ученик 8 класса
Квашнин Илья и ученица 11 класса Попова Валентина
Руководитель:
учитель биологии и географии
Маер Елена Владимировна
С Киргинцево 2014
Содержание
Введение_______________________________________________________3
I. Искривления позвоночника у детей школьного возраста и их профилактика.____________________________________________________5
1.1 Анатомо-физиологические особенности позвоночного столба младших школьников и подростков.__________________________________________5
1.2Осанка. Профилактика нарушений осанки._________________________7
1.3 Сколиоз. Классификация сколиоза и его профилактика._______________9
II. Влияния давления школьных сумок как один из факторов нарушения осанки у школьников .____13
Заключение______________________________________________________19
Литература______________________________________________________ 21
ВВЕДЕНИЕ.
«Осанка — это индивидуальность», — считает доктор философии Джей Раппапорт, педагог и директор Института в Калифорнии. Психологи считают, что осанка - это язык тела, поза, которая говорит всему миру о том, как вы себя ощущаете по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе. (Коростелев,1986) Нарушение осанки у подростков в настоящее время приобретает все большее распространение. Слабость мышечного и связочного аппарата позвоночника, как следствие отсутствия физических нагрузок, длительное вынужденное положение позвоночника на занятиях в школе приводят к нарушению функций системы кровообращения, поверхностному дыханию, снижению общего жизненного тонуса и всего самочувствия в целом. Физиологическое и психологическое состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Поэтому выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. Многие люди, особенно дети, невнимательны к своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы, которые всегда объективны (заблуждение–свойство психики, но не организма). Исследование состояния опорно–двигательной системы одно из важнейших исследований, которое можно и нужно проводить в школе, так как при правильных мероприятиях можно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать правильную осанку. За последние 2 года, по данным диспансеризации учащихся нашей школы, вырос процент заболеваний, связанных с нарушением осанки. Это может привести к различным тяжелым болезням и даже к инвалидности. Проблема повреждения позвоночника и осанки у подростков волнует всех медиков, учителей и родителей, поэтому эта тема особенно актуальна.
Цель работы: Изучить влияние давления школьных сумок на позвоночник школьников.
Задачи исследования:
Объектом исследования стали современные школьные ранцы и состояние здоровья школьников МКОУ Киргинцевской СОШ.
Предмет исследования: нарушение осанки школьников.
Методы исследования:
Наблюдение, анализ, математические расчёты
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по укреплению состояния опорно-двигательного аппарата школьников.
Гипотеза: тяжёлые сумки с неправильными лямками оказывают вредное воздействие на осанку учащихся
I.ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА.
1.1 Анатомо-физиологические особенности позвоночного столба младших школьников и подростков.
В древней медицине спинной хребет с «растущими» из него рёбрами и нервами уподобляли опоре мироздания – легендарному древу жизни. В те давние времена форму позвоночника, считавшегося символом надежности и постоянства в вечно изменявшемся мире, придавали посохам царей и жрецов. На самом деле наш «столб» не прям, а изогнут. Изгибов этих четыре: два вперед – шейный и поясничный лордозы и два назад – грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Они физиологичны, поскольку обеспечивают устойчивость позвоночника в вертикальном положении и легкость, пружинистость при ходьбе на двух ногах. Ребенок рождается без этих изгибов и постепенное формирование их в процессе роста отражает эволюцию позвоночника.
Позвоночный столб укреплен многочисленными связками и мышцами. Они обеспечивают его движение и придают ему прочность. Мышцы позвоночника, или глубокие мышцы спины играют главную роль в поддержании тела в вертикальном положении и именуются разгибателями. Мышцы брюшного пресса, иначе, мышцы живота, - сгибатели позвоночника. Два смежных позвонка соединены в единую систему диском, суставами, мышцами и связками. Диск за счет эластичности своего ядра стремится оттолкнуть позвонки друг от друга, а связки и мышцы, противодействуя усилиям диска, стараются сблизить позвонки. Здоровье позвоночника во многом зависит от выносливости мышечно-связочного аппарата. Чем крепче и выносливее мышцы и связки, тем меньшую нагрузку принимают на себя диски и суставы. Эластичность связок относительно постоянна. Мышцы можно и должно укреплять. При нарушении гармонии в активных усилиях сгибателей и разгибателей не достигается наиболее выгодная для конкретного действия конфигурация позвоночного столба. Это делает его чувствительным даже при выполнении самой обычной работы.
Условия ограничения двигательной активности:
- проведение 5-6 часов за партой в школе;
- длительное время на выполнение большого объема домашних заданий;
- отсутствие культуры просмотра телевизора;
- работа и игра с компьютером при плохой осанке, именно у школьника (особенно младшего) наиболее высок риск формирования патологических изгибов позвоночника
К патологическим изгибам относятся:
- нарушенная осанка;
- патологический кифоз и лордоз;
- сколиоз.
Теперь следует остановиться на понятиях нормальной (правильной) и плохой осанки. Поскольку именно плохая осанка является пусковым фактором в формировании сколиоза.
Первым условием правильной осанки является «наличие достаточного числа точек опоры тела», считал проф. С.М. Громбах. При правильной посадке ноги полной ступней опираются на пол или на подножку парты и образуют в тазобедренных и коленных суставах прямые или слегка тупые углы (1000-1100). Школьник должен полностью занимать скамью (стул), так чтобы 2/3 – 3/4 длины бедра располагалось на сидении, а поясница опиралась на спинку стула. Туловище и голова слегка наклонены, но не более чем на 15-20 градусов. Расстояние от глаз до рабочей поверхности примерно 30см. Между грудью и столом есть 5-10см свободного пространства.
Помешать правильной посадке может
- несоответствие стола и стула росту ребенка
- плохое зрение
- недостаточное освещение рабочего места
Дети, имеющие неправильную посадку, низко склоняются над тетрадками, ноги располагают под сидением или нога на ногу; поэтому ноги, не поставленные на полную ступню, не служат точкой опоры, удерживать равновесие становится трудно и центр тяжести смещается вперед или в сторону (Коростелёв,198 (Приложение 1)
Конечно, плохая осанка сама по себе не может стать причиной сколиоза, поскольку в его возникновении решающую роль играют нарушенные процессы обмена в соединительной ткани. Но, очень важно то, что плохая осанка ускоряет развитие уже начавшегося искривления позвоночника и делает его более выраженным. С другой стороны, правильная осанка и соблюдение несложных рекомендаций по режиму и гигиене помогают не только остановить развитие сколиоза, в начальной стадии, но и избавиться от этого недуга без корсетов и операций. (Фонарёва,1983)
Все виды нарушений осанки, также как и любой двигательный навык, образуется по законам условно-рефлекторной деятельности и не считаются заболеванием. Они могут быть устранены путем правильного воспитания, тренировки и физических упражнений, направленных на создание хорошей осанки. Большую роль в этом отношении должны играть родители. Профилактика должна быть комплексной. Эффективность ее зависит от мобилизации к ней в семье, в дошкольном учреждении и в школе. Навык хорошей осанке не только имеет косметическое значение, но и способствует нормальной функции внутренних органов, может быть существенном фактором в профилактике сколиоза.
Для сохранения хорошей осанки необходимы достаточный сон, чередование работы и отдыха, рациональное питание. Полезны утренняя зарядка, закаливание (обтирания, обливания воздушные ванны), максимально возможное пребывание на воздухе, прогулки и игры.
Метаморфозы тела, которые начинаются в период полового созревания, негативно влияют на эмоциональное самочувствие подростков. Возникает тревожность, озабоченность, неудовлетворенность своим внешним обликом. Беспокойство по этому поводу продолжает нарастать в течение подросткового периода.
В. Райх выявил тончайшую взаимосвязь телесных защит и содержащейся в них эмоциональной жизненной энергии, а также нашел пути изменения баланса сил в сторону здоровья. Это одновременно и физическое, и психическое здоровье. В терминах биоэнергетики чувствовать себя хорошо – значит быть свободным функционировать ритмично, без хронических мышечных зажимов .
Если преодолеть основные напряжения в теле с помощью специальных упражнений и массажа, человек совершенно по-новому переживает свое тело, иначе оценивает себя и окружающий мир.
1.3 Сколиоз. Классификация сколиоза и его профилактика.
Термины сколиоз – искривление позвоночника во фронтальной плоскости, кифоз и лордоз - искривление позвоночника в саггитальной плоскости введены Галеном. Однако деформации позвоночника были известны еще древним египтянам, которые к тому же знали, что с ними могут быть связаны парезы рук и ног.
Мы не берем эти случаи сколиоза во внимание, так как не встретили их в структуре искривлений в нашей школе, а мероприятия по их лечению тесно связаны с лечением заболевания, вызвавшего сколиоз.
В основе идиоматического сколиоза лежат нарушения обмена в соединительной ткани. Они являются первичными и предопределяют развитие искривления позвоночника. Они приводят к нарушению структуры позвоночника, вследствие чего ослабевает связь межпозвонкового диска с телами позвонков на вершине будущего искривления. Именно на этом этапе порочная осанка запускает процесс искривления, а правильная осанка, формирование равномерной мышечной тяги не дают развиться сколиозу. Чуть только незначительно деформируется межпозвонковый диск, тут же смещается его студенистое ядро, которое теперь уже располагается не в центре, как обычно, а ближе к выпуклой стороне искривления. Это, в свою очередь, вызывает первичный наклон позвонков, что обуславливает развитие механизмов, уравновешивающих позвоночник: напряжение мышц туловища и связок, которое ведет к развитию вторичных искривлений и формированию сколиоза. Но беда сколиоза в том, что он не ограничивается изолированным искривлением позвоночника. Сколиоз вызывает деформацию всего скелета, а вслед за этим нарушение функций всех систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. И чем более выражен сколиоз, тем более выражены функциональные расстройства в организме.(Петровский,1984)
Деформация грудной клетки при сколиозе уменьшает ее объем и, как следствие, снижается жизненная емкость легких, в итоге страдает насыщение крови кислородом и развивается гипоксия органов (прежде всего головного мозга) и тканей; снижается сопротивляемость организма, его работоспособность; чаще наблюдаются респираторные заболевания и обострения хронических недугов.
В её основе лежат различия по форме дуги сколиоза, по углу отклонения первичной дуги от вертикальной линии и по стойкости имеющихся деформаций.
Ι степень – до 100
ΙΙ степень – до 250
ΙΙΙ степень – до 400
ΙY степень – более 400:
- тяжелые до 750
- крайне тяжелые более 750
Мы не станем останавливаться на ΙΙΙ и ΙV степенях, поскольку встречаются они крайне редко и, вызвав тяжелую инвалидизацию, требуют серьезного хирургического вмешательства.
Мы остановимся на Ι и ΙΙ степени как наиболее встречаемых, но самое важное – это не стадии заболевания, на которых можно процесс не только остановить и стабилизировать, но и уменьшить проявление деформации, при чем абсолютно доступными мероприятиями.
И так подробно остановились на информации о I степени сколиоза, поскольку известно, что чем меньше исходная деформация позвоночника, тем меньше она прогрессирует в дальнейшем. В свете этих данных выявление сколиоза в начальной стадии должно стать серьезным мотивом для изменения образа жизни. (Волкова,1983)
Со второй степенью сколиоза уже и справиться сложнее, и стабилизировать такое искривление непросто. При сколиозе II степени серьезно страдают функции других систем и органов. II степень – это серьезное заболевание, требующее тщательного лечения. Особое внимание уделяется грудному сколиозу (существует классификация по локализации вершины искривления), при котором прогрессия наблюдается у 70% больных. К тому же следующая за искривлением позвоночника деформация грудной клетки сопровождается нарушениями функций легких и сердечно-сосудистой системы, вплоть до развития дыхательной и сердечной недостаточности на фоне различных респираторных заболеваний.
Основным компонентом в лечении этой стадии сколиоза является лечебная гимнастика для укрепления мышечной системы и, в частности, мышц туловища, выработки правильной осанки, развития грудной клетки и в меньшей степени для коррекции деформаций. Комплекс упражнений должен выполняться регулярно не менее двух раз в сутки.
Потому что, чем меньше по времени существует деформация позвоночника, тем меньше выражены необратимые изменения в позвонках и даже искривление II степени можно скорректировать.
II. Влияние давления школьных сумок как один из факторов нарушения осанки у школьников
Вес учебников для учеников разных классов определён в специальных требованиях к детской печатной продукции. Учебник для учеников начальных классов должен весить не больше 300 г, для учеников 5-6 классов — 400 г, 7-8 классов — 500 г, для старшеклассников — 600 г. К производителям школьных портфелей есть свои требования — ранец для школьников младших классов не должен превышать 600-700 г, для старшеклассников не более одного килограмма. Согласно санитарным правилам и нормам, общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 2,5 кг. Для учеников с третьего по шестой класс — весить около 3 кг, для учащихся седьмых-восьмых классов — не более 4 кг, а старшеклассники на своих плечах должны носить сумку весом не более 5,5 кг. Что ещё немаловажно: вес школьного портфеля не должен превышать 10% веса ученика
(Приложение)
№1 «Изучение данных медицинских осмотров»
Методом выявления патологического сколиоза и неправильной осанки является осмотр ребенка. Для ознакомления с тем, как часто встречается нарушение осанки и сколиоз у учеников МКОУ Киргинцевской СОШ была проанализирована информация медицинских карт учащихся за 2012/2013 учебный год, на основании которой удалось подсчитать частоту встречаемости искривлений позвоночника у школьников. Анализ полученных результатов показал, что число учащихся с искривлением позвоночника (нарушение осанки и сколиоз) равно 81 человекам, что составляет % от общего числа учащихся нашей школы.
Можно отметить, что в структуре искривлений позвоночника преобладает нарушение осанки – 21%, сколиоз 16%.
Если посчитать частоту встречаемости искривлений позвоночника по возрастным звеньям, то среди учащихся 7-10 лет этот показатель составляет 2%, 11-15 лет – 27% и 16-17 лет –8 %(от всех болеющих). Сравнивая динамику физического развития детей, мы пришли к выводу, что количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает.
У детей проблемы с неправильной осанкой и сколиозом возникают обычно из-за следующих причин:
Эксперимент № 2 «Предпочитаемые школьные сумки в МБОУ СОШ
Мы провели анкетирование учащихся школы, чтобы выяснить, каким сумкам они отдают предпочтение. Результаты анкеты были сведены в таблицу .
Сумка с одной или двумя ручками | Ранец с шир. лямками | Ранец с узкими лямками | |
% от общего кол-ва | 34,0% | 47,0% | 19,0% |
Выводы: Мы увидели, что большинство обучающихся начальной школы носят ранцы с широкими лямками. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки
Анализируя полученные данные, мы видим, что давление, которое оказывают школьные сумки, увеличивается с возрастом учащихся. Наибольший вес ранцев у учеников среднего звена, но максимальное давление испытывают ученики старшего звена - это объясняется тем, что они носят сумки с узкими лямками. Из учеников старшего звена наибольшее давление испытывают девушки, чем юноши. Это объясняется тем, что помимо сумок с узкими лямками, они носят туфли на высоких каблуках. Из-за этого позвоночник испытывает максимальную нагрузку.
Эксперимент № 3 «Динамика нарушения осанки учащихся (2012-2013г.) »
Анализируя результаты медицинских осмотров за последние два года, мы пришли к выводу, что количество школьников с нарушениями опорно- двигательного аппарата возрастает с 36,8% до 37%. Результаты исследования показаны на гистограмме (Приложение)
Заключение
Изучение влияния осанки на здоровье человека – это очень сложная и обширная тема. В данной работе рассмотрены лишь одни из факторов, на мой взгляд, который может привести к нарушению осанки у школьника. Я считаю, мне удалось доказать, что этот фактор, который мы рассматревали в данной работе, имеет отрицательное влияние на формирование осанки.
Итак, сделаем следующие выводы из проделанной исследовательской работы:
1) В результате полученных данных можно сделать вывод, наибольший вес ранцев у учеников среднего звена, но максимальное давление испытывают ученики старшего звена - это объясняется тем, что они носят сумки с узкими лямками.
2) Из учеников старшего звена наибольшее давление испытывают девушки, чем юноши. Они же чаще болеют сколиозом. Это объясняется тем, что помимо сумок с узкими лямками, они носят туфли на высоких каблуках. Из-за этого позвоночник испытывает максимальную нагрузку.
3) Проведя исследования, мы пришли к выводу, что наиболее безопасными для здоровья являются ранцы с широкими лямками.
4) Ознакомление с данными медицинских осмотров, медицинских карт учащихся подтверждает то, что искривление позвоночника – проблема, часто встречающая у школьников.
Профилактика развития нарушений осанки и сколиоза должна быть комплексной. Эффект достижим только при совместном выполнении всех мероприятий. Причем, наши наблюдения показали, что школа прилагает немалые усилия со своей стороны, это:
ежегодные медицинские осмотры; постоянный контроль учителей за осанкой учащихся, особенно в младшем звене; попытка снизить нагрузки от длительного сидения за партой (проведение физкультминуток, правильный подбор мебели);
- проведение бесед по пропаганде ЗОЖ.
Рекомендации для сохранения правильной осанки
1.Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в урок физического воспитания в школе.
2. По возможности иметь два комплекта книг, чтобы снизить вес портфеля
3. После длительной работы за столом необходимо сделать гимнастику
4. Для тех, у кого уже имеется заболевание, лучшим видом спорта является плавание.
5. На уроках физкультуры ввести специальный комплекс упражнений для сохранения осанки
6. Для болеющих детей проводить лечебную физкультуру
7. Необходимо посещать врача-ортопеда 2 раза в год
8. Заменить столы на парты
9. Девочкам не носить высокие каблуки
Список литературы
1.М.Аксенова, Г. Храмов, Гл.ред. В.Володин, Энциклопедия для детей «Человек, том 18, часть 1. Москва «Аванта+» 2001 г., 464 стр.
2. Баскаков В.Ю. Свободное тело. М., 2001 г.
3. Волкова М.В. Ортопедия и травматология детского возраста / Руководство для врачей, под ред.акад. Москва: «Медицина», 1983 г, 261 стр.
4. Коростелев Б.Н., Воспитание здорового школьника, пособие для учителя. Москва: «Просвещение», 1986 г. 176 стр.
5.Петровский Б.В. Большая медицинская энциклопедия / Том 2 .,Москва: «Совместная энциклопедия», 1984 г., 543 стр.
6.Ротенберг Р. Расти здоровым / Детская энциклопедия здоровья.
Москва «Физкультура и спорт» 1992 г., 592стр.
7.Степанова Л.А., В.Ф. Яненко, Г. А. Киселева, Е.И. Лесникова Фельдшер образовательных учреждений. «Медицина для Вас», Ростов-на-Дону «Феникс», 2003 г., 384 стр.
8.Фонарева М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре Ленинград «Медицина», 1983 г., 360 стр.
Приложение1
Масса портфелей с учебниками и школьными принадлежностями:
1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | |
с учебниками | От 1.5до 2.5 кг | от 2.5 до 3.5кг. | 4кг |
Приложение
Масса портфелей учеников МКОУ Киргинцевской СОШ.
классы | Масса школьной сумки кг. |
1 | 3 |
2 | 3 |
3 | 3.5 |
4 | 2.5 |
5 | 3 |
6 | 4 |
7 | 4.5 |
8 | 4 |
9 | 4 |
10-11 | 5 |
Сказка "Колосок"
Как нарисовать черёмуху
Мороз и заяц
Привередница
Без сердца что поймём?