Исследовательская работа Дельвы Елены
Вложение | Размер |
---|---|
sibirskaya_yablonka_delva_elena.doc | 567 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2
«Сибирская яблонька»
Выполнила: Дельва Елена
ученица 10 Б класса.
Руководитель: Леоненко Татьяна Федоровна
учитель истории
Венгеровской средней
общеобразовательной
школы №2.
с. Венгерово
Введение
Культура в современном обществе выступает как важный фактор, необходимое условие духовно-нравственного здоровья личности и общества. Бесспорно, одним из богатейших источников познания русской культуры является народное песенное творчество. Традиционная русская народная песня, в настоящее время рассматривается в обществе как один из путей поиска осмысления русского народа как этноса.
Современные СМИ через песенный жанр обрушивают на нас , в основном, примитивную, безнравственную, порой агрессивную музыку. Немногие коллективы включают в свой репертуар традиционные песни нашего народа.
Это ведет к снижению уровня культуры детей и народа в целом. Считаю , что только народная песня приобщает к подлинным нравственным ценностям отечественной музыкальной культуры. Хоровое пение с его большими вековыми традициями, глубоким духовным содержание, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания. Хоровое пение — это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик.
Россия всегда славилась хоровым пением. Русский народ пел всегда: в праздники и будни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе. Пели все: от мала до велика. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Большие идеи, глубокие мысли, сильные чувства, высказанные красивым, благородным языком народных песен, многое говорят сердцу и уму каждого человека.
В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности.
Меня заинтересовала одна из сторон данной проблемы: становление народной песни как самостоятельной формы народного художественного творчества в нашем Венгеровском районе.
Объектом исследования является: Венгеровский народный хор «Сибирская яблонька»
Цель: Популяризировать русскую народную песню как элемента культурной самобытности.
Для решения поставленной цели я решила ознакомиться с народным песенным хором нашего с. Венгерова «Сибирская яблонька»
Задачи:
Методы: основаны на сборе материала из встреч с участниками и рукодителем хора; встреч со старожилами; посещение выступлений хора; изучении специальной литературы, сравнении и систематизации.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности ее применения на уроках истории, музыки, литературы в школе; оформлении экспозиции в школьном музее
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть:
3.1. Воспоминания о детских годах
3.2 Формирование интереса и любви к русской песне
3.3 Работа в д. Мариинка
3.4. Создание хора в с. Венгерово
4.1. Достижения народного хора «Сибирская яблонька»
4.2. Песенный репертуар хора
Заключение
Литература
Приложения
Русская народная песня — ярчайшее проявление народного сознания
О, музыка, любовь моя!
В часы невзгод, в минуты радости
Уносишь нас в незримые края,
О, музыка, любовь моя!
Песня нужна людям, и в этом причина ее тысячелетнего существования. В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.
Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.
Русское песенное творчество занимает большое место в современной культурном процессе страны. Русские народные песни составляют основу репертуара многих профессиональных музыкальных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и участников художественной самодеятельности. Являясь замечательным средством образной характеристики, русские песни входят в обширный репертуар оперно-балетных и музыкально-драматических театров.
Народная песня, которая дошла до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочная и жизнерадостная, грустная и печальная, тесно связанная с народным творчеством в целом, свободная от жестких норм, и канонов, она являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей.
Главным «поставщиком» образцов народных песен всегда была деревня. Весь уклад крестьянской жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, установившимся круговоротом дней, месяцев, времен года определял относительную устойчивость психологии, художественного вкуса, характер произведений народного песенного творчества.
Русская народная песня — голос создавшего ее великого народа — одно из ярких проявлений общественного народного сознания, духовной жизни в их творческой деятельности. Глубина и высокая этическая направленность русского народного песнетворчества, непревзойденная красота и благородство его поэтических и музыкальных образов убедительно говорят о богатстве духовной культуры русского народа, о его большой художественной одаренности.
Песни русского народа проникнуты светлым чувством оптимизма, они жизнеутверждающи по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного песенного творчества.
Спад интереса к народной песне в 90-х годах
Современная молодежь уже не слушает народные песни. Почему, спрашиваю я? И в настоящее время возникает проблема спада интереса к народному творчеству. И невольно возникает вопрос, а почему все так происходит? Возможно, причина в изменившейся среде бытования народного музыкального творчества. Еще двадцать-три-дцать лет назад люди, собравшись вместе, нередко коротали вечера за разговорами и песнями. Непременными участниками этих импровизированных концертов «для себя» были дети. У сельской молодежи популярны были посиделки с танцами, пением частушек. Сегодня же дети в семье народной песни не слышат, а молодое поколение конца 80-х годов проводит свободное время чаще всего у экрана телевизора. Следовательно, особая ответственность за воспитание у молодой смены любви и уважения к исконным песенным традициям во многом ложится на школу и клубные учреждения.
Настоящее обучение — это прежде всего пение народных песен под руководством или опытных талантливых исполнителей, или высококвалифицированных руководителей, способных увлечь молодежь.
Как решается данная задача в нашем хоре «Сибирская яблонька» села Венгерово, Новосибирской области? Я решила познакомиться с творчеством этого коллектива, которым руководят: Вера Николаевна и Петр Петрович Лисенковы. Для начала я побеседовала с Верой Николаевной.
Вера Николаевна Лисенкова — руководитель районного народного хора «Сибирская яблонька»
воспоминания о детских годах
Родилась она в деревне Мариинка в 1965 году. Ее родители мама и папа: Грошевые Николай Филиппович и Ольга Федоровна, папа – полевод, механизатор, бригадир тракторной бригады, имеет звание заслуженного механизатора Российской Федерации. Мама проработала всю жизнь фельдшером, с 1956 году в деревне Мариинка. И работала на протяжении 42 лет. Она имеет звание отличник здравоохранения. Ольга Федоровна за добросовестный труд награждена медалями и орденами.
Формирование интереса и любви к русской песне
Вера Николаевна вспоминает: « В то время у каждого в доме были проигрыватели. Люди жили пусть и скромно, но как – то весело, душевно. Были баяны, гармошки. Общение между людьми происходило всегда. На дни рождения, крестины собирались все вместе. Сейчас, конечно, такого нет. В православные, советские праздники всегда отмечались, люди общались между собой. И я можно сказать, все это впитала с детства, что пели песни, веселились. А мы, детвора, сидим на печке и все это впитывали в себя. Я до сих пор помню кто в каком платье был, кто играл на гармошке, какие частушки пели. Свадьба если происходила, то гуляла все деревня на протяжении трех дней. Помню, на третий день варили курицу. Это было особым ритуалом. На это уходило почти половина дня. Весело было, частушки, прибаутки пели по все дворам. Всегда в любое время года, когда выкупали невесту, около нее стояла молодая, срубленная елочка, украшенная бумажными цветами. Сейчас такого уже нет. Брат невесту всегда заводил в дом по солнцу: с востока на запад, садил на стул покрытый шубой. Это являлось символом дальнейшего богатства. Вот так и шло детство в добрых отношениях между людьми. Помню песни Людмилы Зыкиной «18 лет», «Течет Волга» и др. вспоминаются хорошие артисты такие как: Екатерина Шаврина, Александра Стрельченко. Очень много было пластинок с хорами. Хор Пятницкого, Воронежский хор, Уральский хор и др. И каждое воскресенье в летний день из окошек домов звучали эти пластинки с утра до обеда. А какие были замечательные фильмы: «Дело было в Пенькове». В каждом из них исполнялись песни, то героем, то просто фоновая музыка. И люди очень быстро подхватывали эти песни и потом пели зимними долгими вечерами. Это был еще один повод для общения. А зато сейчас никто не поет, не пляшет, не умеет шутить…» И действительно Вера Николаевна права. Сейчас у молодежи свои ценности: компьютер! Подростки стали все меньше и меньше общаться в «живую» все через интернет. А интересно ли это?
«Из детства я отчетливо помню коня отца. Его звали Карька. Это был жеребец черной масти, белоногий. Он был очень крутого нрава. Конь был очень пугливый. Карька однажды потрепал меня с сестрой, мы были в коробе, отмахивались ветками от комаров, а отец просто пошел в поля. Карька испугался и как рванул, понес нас через поле в лес. Я была маленькая, и не стала выскакивать из короба, хорошо что все закончилось благополучно. На масленицу было почетно запрясти нашего Карьку в сани. Я помню ,что на нем катались на праздниках. Его нашего помнит все деревня. Вот такой был конь…»!
Но время не стоит на месте и проходит беззаботная пора детства. Вера Николаевна познакомилась с Петром Петровичем в деревне Мариинка. Тогда Петр уходил в армию. Служил Петр Петрович в ВДВ при штабе особого назначения. Прошел очень серьезную подготовку. Парень закаленный, прошел много испытаний. И вот пролетело 2 года. Он уже пришел с армии. В один из дней зимы приезжает в Мариинку, 11 декабря 1982 году. И эта дата одна из самых главных дат теперь семьи Лисенковых. Уже на протяжении 29 лет Вера Николаевна и Петр Петрович не расстаются.
Вера Николаевна встретила его с автобуса. Летом 1983 года Вера Николаевна и Петр Петрович вместе решили поехать Культпросвет училище, Перт на оркестровый, а Вера на хоровой факультет. Проучились 2 года, на 3 году сыграли свадьбу. Попали по распределению в Чановский район, проработали там 2 года. Потом поехали поступать в Кемеровский институт. Перт поступил, а Вера нет, так как она не попала в набор на народное пение. Она вернулась в Мариинку. Потом через некоторое время и Петр вернулся в домой. Им дали квартиру, и прожили там почти 9 лет.
Работа в деревне Мариинка
Вера Николаевна вспоминает: «Когда мы работали в Мариинке с 1988 – по 1996 год. Я была руководителем хора. Это был конечно самобытный хор. Прекрасные голоса, от природы поставленные. Это был можно сказать второй кубанский хор! Они перепели все песни народного хора «нотка – в нотку» Три года назад я встретилась с людьми этого хора и они мне спели песни так же, как я их научила 15 лет назад – говорит Вера Николаевна - потому, что у этих людей такая музыкальность, ритмичность, мелодичность от природы. У меня есть мечта: воссоздать мариинский колорит и эти произведения взять в работу, но для этого кончено нужно очень много времени, таких людей, самобытных, у нас в районе остались единицы…»
Создание хора в с. Венгерово
В тяжелые 90-е годы семье Лисенковых прошлось переехать в Венгерово. Петр Петрович стал работать в музыкальной школе преподавателем. И вот в ноябре 1996 года Вера Николаевна собрала хор, и буквально, за один месяц у них уже была готова программа для выступления. В него входили учителя музыки и родители. И так постепенно стал развиваться хор. Такие люди, как Вера Николаевна всегда должны быть готовыми. Должны быть в форме. И у Веры Николаевы все это получается блестяще! Она старается дарить людям тепло, ласку. Работа Веры Николаевны и Петра Петровича всегда на первом плане. Они дарят на сцене людям частичку своего сердца.
За много лет поменялась и стилистика хора, акцент идет на людей, которые поют в наше время в хоре «Сибирская яблонька» Потому, что каждый участник приносит свою «красочку» в этот коллектив. Кто – то может запеть, кто- то может быть ведущем в партии. В прошлые годы было намного больше молодых голосов. Молодые голоса делают воздушную, яркую, звучную окраску коллективу. А пожилые люди, у них голос уже более приземленный. Люди, конечно они крепкие, но интонация уже у них совсем иная. Еще 10 лет назад было в два раза больше участников. И Вера Николаевна часто вспоминает тот состав, который был раньше, 5—6 лет назад. Год от года участники уходят из коллектива. Уходят только по уважительным причинам: у кого – то поменялась работа, кто – то по болезни ушел, ведь большинству уже за 50 лет.
Вера Николаевна очень бережно охраняет микроклимат в коллективе. Люди ходят для общения им никто за это не платит.
Все согласятся со мной, что, если мы не будем помнить прошлое, традиции, обычаи наших предков, то мы просто потеряем связь между поколениями. В наше время нация умирает… У нас уже в Венгерово скучно жить, а что говорить про деревню? Если уже и она забывает свои традиции. А город? Там люди живут на бегу, куда – то торопятся. У них стиль жизни: дом – работа, работа – дом. Духовность, нравственность уже никто не подпитывает.
«И в нашем хоре я пытаюсь сохранить теплоту, уют, взаимопонимание коллектива. Мы все стараемся сохранить хрупкий мир нашего хора. Хочется, конечно, чтобы у нас была возможность профессионально готовиться к программам. В нашем хоре постоянно меняется состав. Хочу заметить, что в этом году у нас состав стабилен. Конечно, коллектив должен состоять примерно из 15-18 человек. И вопрос о количестве человек в нашем хоре остается пока без изменения» - говорит Вера Николаевна.
2011год — юбилей народного хора «Сибирская яблонька»
В этом году коллективу «Сибирская яблонька» исполняется 15 лет. К юбилею у нас созданы новые костюмы. У каждого наряда свой неповторимый орнамент, разные цвета костюмов. Созданы 6 женских и 3 мужских. Также были выделены целевые деньги на покупку новых инструментов: купили балалайку, гармошку в дом культуры.
За 15 лет хор под чутким руководством семьи Лисенковых добился больших результатов. В 2004 году коллектив получил статус народного хора. Он дается для того, чтобы участники пели не только простые песни, но и более сложные, «солидные».И конечно, важно соответствовать своему званию! Потому что в любой момент хор могут пригласить на конкурс или фестиваль. Коллектив всегда должен быть готовым для выступления. Должны быть свежие произведения, чтобы в любой момент выйти на сцену с новыми номерами. Хочется сказать, что репертуар «Сибирской яблоньки» обширный: авторские, русские народные, украинские, казачьи песни. Хор является постоянным участником всех районных, зональных и областных праздников и фестивалей: «Каинская ярмарка», «Завертушки», «Сорочинская ярмарка», Сибирский фестиваль национальных культур и др. Лауреат областных смотров: фестиваль сельских хоров «Поет село родное» (2002 г.); «Октябрина – 2002» администрации Октябрьского района г. Новосибирска; фестиваль «Салют Победы» (2004 г.); смотр патриотической песни (2005 г.). В 2011 году Вера Николаевна приняла участие в первой культурной олимпиаде НСО в номинациях: «Многонациональная культура» и «Народное пение». Заняла 2 призовое место по номинациям. Была награждена 2-мя серебряными медалями. Коллектив внесен в «Золотую книгу культуры Новосибирской области» в номинации «Душа народа». И это не все: осень много дипломов, благодарностей от руководства не только Венгеровского района, он и Новосибирской области. Имеются также награды и российского уровня. Все это говорит о том, что Вера и Петр Лисенковы – люди с большой буквы. Они – профессионалы своей работы. А самое главное то, что эта работа приносит им удовольствие, радость за то, что они дарят людям улыбку и просто хорошее настроение.
Я задала такое вопрос Петру Петровичу: «Что бы Вы изменили или добавили в хор»? и он мне ответил: «Хор не надо менять, а надо менять ситуацию в стране, а отношении к культуре. Потому что какое бы мы государство не строили и что мы не делали у человека должно быть душа, он должен обладать нравственностью прежде всего. И пока у людей не будет какой чувства в душе ни о каком процветании страны и культуры в ней речи быть не может. Зарплаты низкие, работать некому. Молодежь уже не привлекает работа в сфере культуры. Так как она уже не перспективна. Мало кто станет петь народные песни. И это очень плохо. Именно с садика должны закладываться азы любви к народным песням. Далее школьные кружки, музыкальные школы. А этой цепочки у нас к сожалению, нет. Как говорится: «один в поле не воин». Ели бы это было так, то мы бы добились больших результатов».
Заключение
Трудно лучше Гоголя сказать о народной песне и музыке. И как он прав, утверждая: «Ничто не может быть сильнее народной музыки, если только народ имел поэтическое расположение, разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жалобы, и если эти жалобы не могли иначе и нигде выразиться, как только в его песнях...»
«Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша страна звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное: дворянство и недворянство, летит под песни ямщиков. У Черного моря безбородый, смуглый, со смолистыми усами казак, заряжая пищаль свою, поет старинную песню; а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьет острогой кита, затягивая песню.
Песня — живая, говорящая, звучащая о прошедшем летопись. И право же, думается, не только о словах, но и мотивах (вообще о песне, как единстве) мыслил Гоголь, когда писал, что если историк «захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет выпытать дух минувшего века, общий характер всего целого и порознь каждого частного, тогда он будет удовлетворен вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии...».
Народная песня- это историческое достояние страны. Знать народную песню, значит, знать свои корни, свои истоки, любить свою Родину и гордиться ею.
Деятельность народного хора «Сибирская яблонька» , под руководством В.Н. Лисенковой — это действенное средство воспитания вкусов жителей нашего района, повышения общей культуры, проникновение песни в наш быт, оздоровление народа, возрождения национальной духовности.
Представленная работа — это лишь начало, способ привлечь школьников и население района к проблеме сохранения культурного достояния нашей малой родины.. Ведь песни , которые поют в нашем районе, это частичка культурного и исторического наследия Новосибирской области, а значит, и истории и культуры России.
В заключении хочу просто выразить свое отношение к народным песням словами из песни «Вы любите гармонь».
«… Только кнопочки тронь,
Запоет вдруг гармонь
Как рукою болезни с вас снимет
Только кнопочки тронь,
Запоет вдруг гармонь
Как рукою болезни с вас снимет …
Надо русские песни любить
Петь их в радости и в печали…»!
Список литературы
Личные беседы с участниками хора «Сибирская яблонька» и их воспоминания.
Статьи из районной газеты «Ленинец» 2011 г № 85-87.
Порог откровений. Сборник стихов. Венгерово.2004 год.
Приложение
Соленая снежинка
Как Снегурочке раскатать тесто?
Швейня
Ералаш
«Течет река Волга»