Тезисы к работе на тему «Коммуникативные и психологические отношения в спортивной команде»
Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе - большое искусство и большой педагогический труд.
Цель исследования - изучение факторов, определяющих психологический климат в женской волейбольной команде.
Объект исследования - система межличностных отношений в спортивной команде девушек по волейболу.
Предметом исследования являются особенности проявления межличностных отношений в процессе подготовки волейболисток.
Гипотеза - предполагаю, что изучение особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток позволит улучшить взаимоотношения в команде.
Для решения поставленных задач, использовались следующие методы:
1) Психологическое наблюдение
2)Тестирование:
а) определение психологической атмосферы в команде
б) оценка привлекательности группы;
3.Изучение свойств личности:
а) определение уровня потребности в достижениях;
б) определение уровня потребности в одобрении;
в) определение уровня тревожности;
г) определение направленности личности;
4. Анкетирование
5. Социометрия
Результаты исследования показали:
- средняя оценка благоприятной психологической атмосферы составляет 70б;
- сплоченность и привлекательность команды оценивается большинством игроков высоко.
На основании анализа личностных особенностей спортсменок выявлено:
- большинству характерна средняя потребность в достижениях;
- потребность в одобрении имеет средний показатель;
- характерен высокий уровень направленности на себя и взаимные действия;
В результате исследование было выявлено, что тренеру волейбольной команды, характерен коллегиальный стиль руководства
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-issledovanie.doc | 87 КБ |
Григорьева Елена Владимировна
«Коммуникативные и психологические отношения в спортивной команде» (проект-исследование)
Номинация: Физическая культура и спорт.
Учащаяся МАОУ «СОШ № 4», г.Губкинский, ЯНАО
Руководитель учитель физической культуры
Салахова Гульнара Асгатовна
«Коммуникативные и психологические отношения в спортивной команде» (проект-исследование)
Содержание:
I. Введение
II. Цель, задачи, методы и организация исследований
III. Результаты исследований
IV. Выводы
V. Практические рекомендации
Введение
Современный спорт, часто предъявляет спортсменам требования, граничащие с их физическими и психическими возможностями, перенапряжение, конфликтные отношения, "предстартовая лихорадка" - это может создать стрессовые ситуации. 3нание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, возникновения и нормализации конфликтных ситуаций, управление спортивной командой, помогает тренеру сделать более эффективной деятельность своего коллектива, и важным элементом, гарантирующим достижение общей цели.
Любое общество состоит из органически единой в социально-политическом отношении системы коллективов, связанных между собой отношениями товарищеского сотрудничества, и взаимопомощи. Особый интерес представляют спортивные коллективы.
Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив. Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные деловые контакты, которые являются первыми и основными условиями возникновения формальных отношений. По мнению Ю.Л. Ханина, Дж .Морено,
Ю.А.Коломейцева, М. Г. Андрух , А.И.Пуни и др. в ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности. Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходит в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:
1.Возникновение потребности и ее осознание.
2.Сравнение и оценка возможностей, способностей с требованиями той или иной деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей.
3.Формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность.
4.Установление связей и контактов с тренером и спортсменами в процессе деятельности, возникновение формальных взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности.
5.Возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений, формирование неформальных отношений.
II. Цель - изучение факторов, определяющих психологический климат в женской волейбольной команде.
Объект исследования - система межличностных отношений в спортивной команде девушек по волейболу МАОУ «СОШ №4» г. Губкинский. Возраст испытуемых 15-17 лет. В исследовании приняли участие 9 человек.
Предметом исследования являются особенности проявления межличностных отношений в процессе подготовки волейболистов.
Гипотеза - предполагаю, что изучение особенностей межличностных взаимоотношений волейболистов позволит улучшить взаимоотношения в команде.
Задачи данного исследования:
1.Проанализировать психологический климат в женской волейбольной команде.
2.Изучить личностные особенности волейболисток.
3.Определить стиль руководства командой.
Для решения поставленных задач, использовались следующие методы:
1.Анализ и изучение научно-методической литературы по теме: «Значение психологии, как науки в подготовке командных видов спорта».
2. Психологическое наблюдение
3. Тестирование:
а) определение психологической атмосферы в команде;
б) оценка привлекательности группы;
4.Изучение свойств личности:
а) определение уровня потребности в достижениях;
б) определение уровня потребности в одобрении;
в) определение уровня тревожности;
г) определение направленности личности;
5. Анкетирование
6. Социометрия
2. Психологическое наблюдение велось за спортсменами в естественных условиях тренировочного и соревновательного процесса.
3. Тестирование:
а) определение психологической атмосферы в команде
Использовала простую шкалу – опросник, предложенную Ф.Фидлером, Д. Ханиным, Р. Кричевским, эта шкала служит для срочной диагностики и оценки особенностей восприятия спортсменками общей ситуации в команде. Психологическая атмосфера в команде оценивалась с помощью набора различных суждений.
Примерная форма: дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие и т.д.
Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивался слева направо от 8 до I баллов. Итоговый показатель по шкале находится в диапазоне от 10 (самая неблагоприятная атмосфера) до 80 (самая благоприятная атмосфера).
б) оценка привлекательности группы для каждого члена команды по индексу групповой сплоченности Сишора . С помощью этого метода можно получить представление о сплоченности команды. Этот метод состоит из 5 вопросов. Например: как вы оценили бы свою принадлежность к команде, перешли бы вы тренироваться в другую команду и т.д.
Итоговый показатель получают, суммируя отдельные оценки. Он может находиться в диапазоне от 7 (очень неблагоприятная оценка команды) до 25 баллов (очень высокая оценка привлекательности).
4.Изучение свойств личности:
а) Определение уровня потребности в достижениях
Уровень потребности в достижениях - стремление человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения, соревнование в этом с самим собой или с другими. Тест разработан в Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина группой психологов: Ю. М.Орловым, В.И. Шкуркиным, Д.Н.Орловой.
Анкета содержит 22 вопроса, на которые нужно отвечать "да" или "нет".При обработке полученных данных пользуются специальным "ключом".
б) определение уровня потребности в одобрении
Определение мотивации одобрения по шкале Марлоу – Крауна, выявляет:
1.Склонность человека ориентироваться на оценку других и чувствительность к этой оценке.
2.Стремление к положительной оценке через следование общепринятым нормам поведения.
в) определение уровня тревожности
Шкала Спилберга – Ханина, адаптированная ЛНИИФК, состоит из двух подшкал. Подшкала личностной тревожности, состоит из 20 вопросов. Испытуемому предлагается оценить насколько часто он так себя чувствует "обычно" (по 4 - б шкале).Почти никогда – Иногда - Часто - Почти всегда
Каждое из суждений в шкале личностной тревожности относительно устойчиво и не подвержено действию ситуативных стрессов.
Подшкала реактивной тревожности состоит также из 20 вопросов, но они позволяют выявить состояние тревожности в данный момент.
г) определение направленности личности: ориентировочная анкета
Применение ориентировочной анкеты В.Смейкла и М.Кучера в модификации Каломейцева позволяет выявить 3 вида направленности личности: направленность на самого себя; направленность на взаимные действия; направленность на выполнение задачи.
5. Анкетирование
а) Опросник для определения стиля руководства спортивным коллективом:
представляет собой 27 групп утверждений, определяющих стиль руководства по 3 компонентам - директивному, коллегиальному и либеральному.
б) Шкала "тренер-спортсмен"
Шкала "тренер-спортсмен" предназначена для оперативной качественной и количественной оценки характера отношений спортсменов к своему тренеру. Она состоит из 24 вопросов, с помощью этих вопросов можно достаточно полно оценить 3 параметра в отношениях спортсменов к тренеру: гностический, эмоциональный, поведенческий.
6. Метод социометрии
Социальный опрос спортсменов включал в себя следующие вопросы:
1. С кем Вы предпочитаете работать на тренировке?
2. Кто с Вами предпочитает работать на тренировке?
3 На кого вы можете положиться в критическую минуту? (в игре)
4 Кто с вами желает проводить свободное время?
Первый, второй и третий вопросы помогают выявить деловые отношения между спортсменками. Четвёртый и пятый вопросы помогают выяснить чисто личностные взаимоотношения. Во время спортивных соревнований также проводился социометрический опрос. После каждой игры спортсменам предстояло ответить на следующие вопросы:
Удовлетворен ли игрок - да, нет?,С кем успешнее всего координировал свои действия?, С кем конфликтовал?.
Анализ ответов на вопросы позволит выявить симпатии и антипатии спортсмена к членам команды, а также реальную структуру взаимоотношений между членами.
III.Результаты исследований и их результаты.
1. Оценка психологического климата в команде.
Социограммы «деловых» выборов показали следующую картину: 2 испытуемых получили наибольшее количество выборов 1 и 3. По три выбора получили 5 испытуемых. По одному выбору получили игроки под номером 5 и 7. Наибольшее количество выборов получили члены команды почти одинаковые по спортивному опыту и мастерству.
Испытуемые, получившие по одному выбору, имеют недостаточную спортивную подготовку и небольшой объем участия в соревнованиях.
Социограмма «эмоциональных» выборов показала, что 6 волейболисток получила по три, четыре выбора. Это девушки, между которыми сложились дружеские отношения. По одному выбору получили игроки под номерами 3, 7, 9. Они меньше участвуют в межличностном общении с товарищами по команде
2. Как же сами спортсменки оценивают психологический климат в команде?
При изучении психологической атмосферы в команде выявилось, что многие спортсменки оценили атмосферу как благоприятную. Средний показатель 70 баллов, но в то же время видно, что удовлетворенность ситуацией в команде у спортсменок неодинакова. Так, например, итоговые показатели игрока под номером 6(61) и игрока под номером 1,9 или 3(72). Низкую оценку психологического климата игроком номер 6 можно, объяснить неудовлетворенностью в игровой атмосфере.
Кроме психологической атмосферы важно иметь и достаточно четкое представление о сплоченности команды, т.е. о том, в какой мере ценности игроков, их устремления и представления о путях достижения общекомандных целей и конкретных задач совпадают. Анализ полученных результатов показывает, что испытуемые высоко оценивают сплоченность и привлекательность команды .
Изучение личностных особенностей волейболисток интересно тем, что позволяет посмотреть на потребности в достижении и одобрении.
Анализ полученных результатов показал, что из 9 испытуемых, 2 имеют высокий уровень потребности в достижениях. У остальных 6 испытуемых потребности в достижениях ниже среднего уровня. Эти показатели говорят о том, что испытуемые совместной работой не стремятся сделать дело лучше.
При анализе результатов определения уровня потребности в одобрении оказалось, что один игрок (3) имеет уровень ниже среднего, мы предполагаем, что этот испытуемый не склонен ориентироваться на оценку других и не чувствителен к этой оценке. Все остальные 8 спортсменок имеют средний показатель потребности в одобрении, т.е. испытывают одинаково потребности в одобрении, более благоприятнее относятся к неинтересной работе, умеют сдержать свои агрессивные реакции. Как показали данные, потребность в одобрении и достижениях находятся на среднем и выше среднего уровня. Но и немало игроков с показателями ниже среднего, следовательно, с ними необходима специальная работа по формированию стремления к достижению победы.
3. Изучение уровня тревожности.
Анализ показывает, что имеется зависимость реактивной тревожности на результативности игры, поэтому тренеру необходимо регулировать оптимальное состояние игроков с высокой реактивностью тревожностью, ухудшающей результативность, непосредственно перед игрой необходимо успокаивать, внушать уверенность в своих силах. Для игроков с высоким уровнем тревожности, являющимся для них оптимальным, необходимо стимулировать состояние боевой готовности.
4. Изучение направленности личности.
Результаты исследования по выявлению направленности личности показали, что у игроков под номером 1,3,7, 6 - преобладает направленность на себя.
Лица с направленностью на себя отличаются от других: мотивами собственного благополучия, стремлением к личному превосходству.
У игроков под номером 2,4,3,8 выявлена направленность на взаимные действия. Эти спортсмены, как правило, уступают давлению группы, не принимают на себя руководства, стремятся поддержать хорошие отношения с товарищами и отличаются потребностью в общении. И лишь единственный игрок под номером 9 выявляется с направленностью на выполнение задачи. Отличается преобладанием мотивов, связанных с достижением групповой поставленной цели. При необходимости берет в свои руки руководство.
Полученные данные говорят о благоприятных условиях для тренировочно-соревновательной деятельности в команде.
5. Определение стиля руководства.
В моих исследованиях я попыталась определить стиль руководства по 3 компонентам - директивному, коллегиальному и либеральному.
Анализ анкеты показывает, что тренеру исследуемой команды характерен коллегиальный стиль руководства.
С помощью специальной анкеты я сделала попытку оценить характер отношений спортсменок своему тренеру. Данная анкета позволяет выявить три параметра в отношениях спортсменов к тренеру: гностический, эмоциональный, поведенческий.
Анализ полученных данных показывает, что спортсменки высоко оценили все параметры деятельности тренера, что позволяет говорить о благоприятном контакте между тренером и спортсменками.
IV. Выводы:
1. Теоретический анализ литературных источников позволил получить информацию о состоянии проблемы внутригрупповых взаимоотношений и выявить, что от степени сплоченности игроков в спортивной команде зависит успешность соревновательной деятельности.
2.Результаты исследования показали:
- средняя оценка благоприятной психологической атмосферы составляет 70 баллов;
- сплоченность и привлекательность команды оценивается большинством игроков высоко.
2. На основании анализа личностных особенностей спортсменок выявлено:
- большинству из них характерна средняя потребность в достижениях;
- потребность в одобрении имеет также средний показатель;
- для многих спортсменок характерен высокий уровень направленности на себя и взаимные действия;
3. В результате исследование было выявлено, что тренеру женской волейбольной команды, характерен коллегиальный стиль руководства
V.Практические рекомендации:
Оценивая в целом психологический климат, как благоприятный, необходимо рекомендовать тренеру:
1.Тренер должен оказывать существенное влияние на факторы, определяющие социально–психологический климат спортивной команды, в межличностном общении в команде, включая их в неформальную сферу общения. Они должна стать обязательными участниками совместного досуга, развлечений внутригрупповой жизни.
2.Проводить специальную работу с игроками, имеющими низкий уровень потребности в достижениях.
3.Формировать адекватный уровень реактивной тревожности в соревновательный период.
Тезисы к работе на тему «Коммуникативные и психологические отношения в спортивной команде» (проект-исследование)
Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе - большое искусство и большой педагогический труд.
Цель исследования - изучение факторов, определяющих психологический климат в женской волейбольной команде.
Объект исследования - система межличностных отношений в спортивной команде девушек по волейболу.
Предметом исследования являются особенности проявления межличностных отношений в процессе подготовки волейболисток.
Гипотеза - предполагаю, что изучение особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток позволит улучшить взаимоотношения в команде.
Для решения поставленных задач, использовались следующие методы:
1) Психологическое наблюдение
2)Тестирование:
а) определение психологической атмосферы в команде
б) оценка привлекательности группы;
3.Изучение свойств личности:
а) определение уровня потребности в достижениях;
б) определение уровня потребности в одобрении;
в) определение уровня тревожности;
г) определение направленности личности;
4. Анкетирование
5. Социометрия
Результаты исследования показали:
- средняя оценка благоприятной психологической атмосферы составляет 70б;
- сплоченность и привлекательность команды оценивается большинством игроков высоко.
На основании анализа личностных особенностей спортсменок выявлено:
- большинству характерна средняя потребность в достижениях;
- потребность в одобрении имеет средний показатель;
- характерен высокий уровень направленности на себя и взаимные действия;
В результате исследование было выявлено, что тренеру волейбольной команды, характерен коллегиальный стиль руководства
Рисуем крокусы акварелью
Ручей и камень
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Пейзаж
Мастер-класс "Корзиночка"