Исследовательская работа посвящена Году культуры в России. Творческая работа о судьбе почетного гражданина хутора Шуруповский, ветеране Великой Отечественной войны, учителеХарламове Иване Семеновиче.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odnoy_sudby_polnyy_tekst_issledovatelskoy_raboty.docx | 286.14 КБ |
Отдел образования
Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шуруповская основная общеобразовательная школа»
т. 5-23-14
III межмуниципальные краеведческие чтения, посвященные Году культуры в России
Работу выполнила: Кошелева Ирина Владимировна, ученица 8 класса
МБОУ «Шуруповская основная общеобразовательная школа»
Руководитель: Амелина Оксана Владимировна, учитель истории
МБОУ «Шуруповская основная общеобразовательная школа»
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. История одной судьбы …………………………………………………..4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………9
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………..10-26
ВВЕДЕНИЕ.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как история планет.
У каждой есть особое свое,
И нет планет, похожих на нее.
Е.А.Евтушенко
У каждого поколения есть в жизни события, с которыми люди связывают свою судьбу. Героем или антигероем всех событий в истории всегда является человек. Будь он великим полководцем или обычным солдатом, министром сельского хозяйства или педагогом, каждый его поступок будет иметь свои последствия.
Я считаю, что рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Слово учителя пропитывает все сферы нашей жизни – и политику, и экономику, и культуру, и личную жизнь человека.
Узнав о конкурсе, я решила принять в нем участие. Ознакомившись с информационными и методическими материалами, перебрав все направления исследовательской работы, предложенные организаторами конкурса, я определила цель своей работы: изучить судьбу человека в его повседневной жизни и связать ее с историей страны.
Гипотеза: если жизненный путь человека достойный, то он может и должен служить образцом для подражания молодого поколения.
В своей работе я попыталась посмотреть на историю нашей страны сквозь призму судьбы конкретного человека – всеми уважаемого ветерана Великой Отечественной войны, в прошлом педагога, Ивана Семёновича Харламова. (Приложение 1). Судьба этого человека примечательна тем, что он был не только очевидцем, но и непосредственным участником грандиозных событий XX века. На дворе 2014 год, в России он проходит под эгидой Года культуры в России. В этой человеческой судьбе, о которой я хочу рассказать, часть истории, часть культуры нашего района, хотя простой ее едва ли назовешь.
Задачи:
Методы: сбор информации в школьном архиве; интервьюирование; синтез; презентационное представление.
Источники исследования:
При написании работы использованы устные источники, то есть «устная история», где я записала воспоминания Ивана Семеновича о своей жизни, о событиях прошлого, свидетелем которых он был. Также к работе были приобщены отдельные снимки из фотоальбомов Ивана Семеновича, школьного архива, архивные данные администрации х. Шуруповский, архивные данные школьного музея, воспоминания учеников Ивана Семеновича, которые, во-первых, помогли рассказать о событиях, окружавших нашего героя, а во-вторых, я смогла увидеть запечатленные на снимках моменты повседневной жизни людей советского времени. Сопоставляя «живую историю» и ранее известный материал, я попыталась дать свою оценку событиям XX века, сформулировать выводы, извлечь уроки истории.
ГЛАВА I. История одной судьбы.
Из автобиографии, написанной Иваном Семеновичем (см. Приложение 2), я узнала, что он родился 1 августа 1923 г. в хуторе Перекопка Клетского района Сталинградской (Волгоградской) области в семье крестьянина. В 1930 г. поступил учиться в Перекопскую неполную среднюю школу, которую окончил в 1938 г. и поступил учиться в Нижне-Чирский сельскохозяйственный техникум. После окончания 2 курса техникума поступил учиться в Сталинградский педагогический институт в 1940 г. В 1941 году 1 августа, в день своего рождения, был призван Ворошиловским военкоматом г. Сталинграда в армию и направлен на учебу в Сталинградское танковое училище. В июне 1942 г. Иван Семенович окончил училище, и за хорошую учёбу ему было присвоено звание лейтенанта танковых войск. После этого он был направлен на формирование в 21-й учебно-танковый батальон на должность командира танка.
Вспоминает Иван Семенович: «Немецкие войска прорвали наш фронт на Дону, у хутора Вертячий, и его 14-й танковый корпус подошел к тракторному заводу. (Приложение 3). Наша рота находилась на танкодроме тракторного завода и должна была проводить учебные стрельбы. Подъезжаем к полигону, вдоль лесополосы ставим 10 танков. Не успели мы сделать и пары выстрелов, как вдруг со стороны Качалино на нас «прет» танковый корпус. Не менее 200 машин! Капитан пригляделся, а на танках свастика немецкая. Оказалось, что враг прорвал нашу оборону в районе хутора Вертячий и рвался к Сталинграду. Но наш Железнов, как говорят, не лыком шит. Он быстро смекнул, что делать. Мы спрятали танки в лесополосе, подпустили немцев поближе и …Огонь! Три вражеских танка, шедших впереди, сразу загорелись, остальные повернули назад и скрылись за холмом. Мы задержали наступление немецкого танкового корпуса на сутки.
Огромная группировка имела цель сходу взять Сталинград. Такая сила была способна захватить город, поскольку в Сталинграде, кроме дивизии НКВД, зенитного полка, моряков Волжской речной флотилии и курсантов, войск не было. Как оказалось, это был передовой отряд врага. На город Сталина надвигалась целая армада. Мы защищали подступы к Тракторному заводу. По тревоге под ружье выставили учебный танковый батальон, зенитный полк и отряд моряков. Силы были явно не равны. Немцы, чтобы уничтожить зенитный полк, бросили против него огромное количество танков. Севернее Тракторного завода образовался восьмикилометровый коридор из танков противника, которые расстреливали наши корабли и военные катера.
На второй день нас отправили на Мечетинский бастион. В то утро немцы подошли к Волге, но наступать не стали. Целый день они вели пристрельный огонь по нам, да такой, что мы голову от земли поднять не смели. Особенно тяжело вспоминать беззащитность людей. Овражки да окопы не везде были, и многие погибали от того, что укрыться негде было. Счастье, что на нашем участке немецкие танки не применялись, а только пехота, пулеметный огонь и артиллерия. Хотя бой с превосходящими силами противника был невероятно тяжелый, нам все же удалось нанести такой сокрушительный удар, что остальные, не выдержав, стали отступать. На какие бы ухищрения не пускался враг, мы не отступали ни на шаг. Лозунг «За Волгой для нас земли нет» был для нас, сражавшихся за каждый сантиметр Сталинградской земли, - не просто громкой фразой, - мы действительно так думали». (Приложение 4. «Фроловские вести» № 3 от 19.01.2013). Бои были жестокие и кровопролитные. За мужество и героизм в этих боях Иван Семенович был награжден медалью «За отвагу» и медалью «За оборону Сталинграда» (Приложение 5,6).
И кто знает, чем бы все закончилось, не прегради тогда учебная рота путь передовому отряду немецких танков…
В боях за Сталинград получил ранение, пробыл на лечении 2 месяца, и потом был снова направлен на фронт в декабре 1942 г. Воевал под Наро-Фоминском (западнее Москвы), на Северо-Западном и Калининском фронтах, под городами Старая Русса, Невель в должности командира танкового взвода.
В марте 1944 г. Ивана Семеновича, как грамотного и боевого командира, посылают учиться на командира танковой роты в Ленинградскую высшую офицерскую школу имени Молотова. В сентябре он заканчивает учиться, и с тремя своими друзьями был направлен на 3-й Белорусский фронт, который только что начал наступать в Восточной Пруссии. «…С сентября 1944 г. по 10 апреля 1944 г. мы громили врага на немецкой территории и только 10 апреля штурмом взяли Кенигсберг, главный город Восточной Пруссии, город-крепость, который имел мощную оборону…»
За бои в Восточной Пруссии и за участие в штурме Кенигсберга Иван Семенович получил звание гвардейца, медаль «За взятие Кенигсберга» и было присвоено звание Гвардии Старший лейтенант. (Приложение 7)
«…Война для меня закончилась 10 апреля 1945 г. взятием Кенигсберга. Началась мирная жизнь. В должности командира роты я провоевал и прослужил более двух лет в знаменитом 2-ом гвардейском Краснознаменном, ордена Суворова, танковом корпусе. В октябре 1945 г. из Генерального штаба приехал генерал проверять боевую подготовку в корпусе. На проверку он взял мою роту, которая показала хорошую боевую подготовку. Генерал всем объявил благодарность, а мне дал первому в полку отпуск. Так, я, получив отпуск, впервые оказался во Фроловском районе, и в декабре 1946 г. был демобилизован по состоянию здоровья и прибыл на постоянное жительство во Фроловский район».
За военную службу Иван Семёнович имеет 16 правительственных наград – орденов и медалей. (Приложение 8)
Сорок девять лет посвятил бывший танкист воспитанию детей. Помнят его в Русско-Осиновской, Дудаченской, Образцовской, Шуруповской школах.
Здесь он работал и директором, и преподавателем. (Приложение 9,10). В 1958 г. был назначен директором Шуруповской неполной средней школы. Здесь молодого педагога ждали не меньшие трудности. Нужно было не только оборудовать школу, заготовить дрова для печек, позаботиться о питании, но, быть может, самое главное, нужно было согреть души ребятишек своим теплом, ласковым словом. Ведь у многих мальчишек и девчонок не вернулись отцы и матери с фронта. (Приложение 10)
Но на всех хватило «Иванушкино», как за глаза звали его ученики, тепла и любви. И он, «опаленный войной», выдержал все тяготы и невзгоды. А как же иначе, ведь он русский солдат! Солдат-победитель!
Именно благодаря стараниям Ивана Семеновича, школе было присвоено имя Героя Советского Союза Ивана Викторовича Седова, нашего односельчанина, погибшего в страшные годы войны.(Приложение 11)
Вот что вспоминают ученики Ивана Семеновича:
Пронина Валентина Ивановна, учитель начальных классов: «Иван Семенович был добрым, но справедливым учителем. На уроках истории, которые он нам преподавал, он всегда приводил много примеров из жизни, особенно времен войны…»
Денисова Ирина Брониславовна, библиотекарь: «Когда я училась, Иван Семенович вел у нас уроки истории и трудового обучения. Благодаря ему я научилась самостоятельно чинить розетки, менять лампочки…Да только ли…»
За работу в школе Иван Семенович также имеет много грамот и благодарностей. (Приложение 12,13,14)
И сегодня он частый гость в родной школе. (Приложение 15). Много интересного узнают дети о войне, часто приходят они к ветерану. Его знает весь район. (Приложение 16). Сейчас он имеет звание – майор в отставке, является председателем ветеранской организации хутора Шуруповского. Пишет стихи о войне, о солдатах, о героях-сталинградцах. (Приложение 17). Свои стихи Иван Семенович передал в литературный кружок нашей школы.
На встречах с ветераном ученики с удовольствием читают его стихи:
Фашистская свора, протопав к Европе,
Рвалась к Сталинграду, к великой реке.
Но ты сказал твердо:
-Стоять будем насмерть
У стен Сталинграда, на Волге-реке!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы собрали и систематизировали материал о жителе нашего хутора – ветеране Великой Отечественной войны – Иване Семеновиче Харламове. Мы считаем, что выдвинутая нами гипотеза: если жизненный путь человека достойный, то он может и должен служить образцом для подражания молодого поколения, подтверждается. Весь собранный материал имеет право «жить» и передаваться из поколения в поколение. Мы должны, просто обязаны помнить и чтить своих земляков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Источниковую основу исследования образуют семейные архивы семьи Харламовых, фотографии, архивные материалы администрации х. Шуруповский, архивные данные школьного музея, встречи с ветераном Великой Отечественной войны, выпускниками Шуруповской школы, газетные статьи:
Ручей и камень
Прекрасная арфа
Свинья под дубом
Сорняки
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью