Работа посвящена жизни и деятельности вязниковского актера и режиссера Александра Васильевича Дунайского-Баданова
Вложение | Размер |
---|---|
dunayskiy_a.v.doc | 82.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2» г.Вязники Владимирской области
Исследовательская работа
«Жизнь в искусстве:вязниковский актер и режиссер
А. В. Дунайский-Баданов»
Выполнена учащейся 11 класса
Антоновой Мариной Николаевной
Научный руководитель
учитель истории
Опарина Ольга Александровна
г. Вязники, 2013г.
Содержание
Введение с.3-4
Глава 1.Начало. с.5-7
Глава 2.Дальнейшая карьера. с.8-9
Глава 3. Жизнь в искусстве. с.10-11
Глава 4. Последние годы творчества. с.12-13
Глава 5. Награды. с.14-15
Глава 6. Память. с.16
Заключение с.17
Приложения с.18-22
Список использованной литературы с.23
Введение
Имя А.В.Дунайского-Баданова известно многим вязниковцам. Но его жизнь в искусстве основательно не изучена. Не написана его биография. Наша работа с источниками, относящимися к жизни и творчеству этого человека, показала, насколько значительным был его вклад в развитие сценического искусства не только Вязников и района, но и Владимирской и Ивановской областей. Поэтому мы решили собрать воедино весь доступный материал, добавить к нему результаты исследовательской деятельности, материальные ценности, которые стали экспонатами школьного музея. Таким образом, актуальность темы налицо.
В ходе поисково – исследовательской работы мы обращались к краеведу А. Ф. Каржину, познакомились с дочерью и внучкой именитого вязниковца, встречались с людьми, которые лично знали А. В. Дунайского. Работая в архиве краеведческого музея, мы узнали некоторые факты из истории становления городского театра. Материалы эти относятся к 19 веку.
Так ,в одной из обнаруженных справок мы узнали о том, что первая актерская труппа города состояла всего из 3 человек, а помещения для театра не было вовсе. Таким образом, предыстория театра, где Дунайский был режиссером и актером, не особо богата.
Почему мы решили собирать материал именно о А. В. Дунайском?
Во – первых, потому, что в нашей школе имеется музей искусств, и одна из его экспозиций посвящается Дунайскому и вязниковскому театру. Во – вторых, живы те люди, вместе с которыми вязниковский режиссер работал, его ближайшие родственники. И в – третьих, первое знакомство с творчеством этого человека показалось нам достаточно интересным и весомым вкладом в развитие культуры нашего города.
Таким образом, целью данной работы является сбрм и ситематизация материала о творческой деятельности знаменитого вязниковского режиссера и актера Александра Васильевича Дунайского-Баданова.
Методы работы: анализ документов семейного архива режиссера, работа в архиве городского краеведческого музея, интервьюирование, систематизация фактов.
При работе были использованы материалы газеты «Маяк», документы и фотографии семейного архива Дунайского.
Глава1 Начало.
Итак, мы узнали, что родители будущего режиссера были выходцами из Ковровского уезда Владимирской губернии. Отец, Василий Баданов (отчество его неизвестно), был родом из деревни Козлово, а мать (ее имя и отчество, а также девичья фамилия неизвестны) - из села Шайкино.В 80-х годах 19 века они выехали на заработки в Пермскую губернию. Там 9 февраля 1890 года и рождается у них сын Александр.
Детство и юность мальчика были очень тяжелыми. Он рано лишился родителей. Мать умерла, когда ему было всего два с половиной года. Овдовевший отец , занимающийся мелкой торговлей, отдал сына в чужую семью, которая воспитывала мальчика до 1906 года, дала начальное образование. В том же году не стало отца, а вскоре умер и глава семьи, приютившей мальчика. Так в 16-летнем возрасте подросток остался круглым сиротой, и начались его «университеты».
Служил Александр мальчиком в магазинах Кыштыма и одного из городов на побережье Каспия .
Уже в то время у него зреет тяга к искусству, и он решает перебраться в Москву. Однако добраться до этого города он смог лишь в 1908 году. Чтобы стать артистом драмы, в 1909 –1910 г.г. он обучается в театре Ф. А. Корша. Там он и получает необходимые знания и навыки сценического искусства. Одновременно работал учеником служащего при заводской конторе машиностроительного завода акционерного общества «Густав Лист», получая по 15-20 рублей в месяц. Зарабатывая на жизнь, юноша начал сотрудничать в Оперном театре С.И.Зимина, обучался танцам в балетной студии, руководимой Симоновым и Тихомировым.Но грезил драматическим театром, как потом сам писал: «Больше всего увлекался драмой».
Чтобы стать артистом драмы, в 1909-1910 гг.обучался в московском театре Ф.А.Корша Там и получил необходимые знания и навыки сценического искусства. Важно подчеркнуть, что в театре Корша была сильная актерская труппа-В.Топорков, Н.Родин, М.Блюменталь-Тамарина и другие. Многие из них потом перешли во МХАТ и Малый театр
Что касается режиссерства, то этому искусству в театре Корша Баданов учился у выдающегося мастера, реформатора провинциального театра Н. Н. Синельникова. Пройдя такую передовую школу русского театрального искусства, Александр имел все основания приступить к реализации своих теоретических знаний на практике в драматических труппах, выступающих на сценах московских и провинциальных театров.
Свою сценическую деятельность А. В. Баданов начал в 20 –летнем возрасте в труппе Московского товарищества русских драматических артистов П. М. Морозова – Лаврецкого. В ее составе он выезжал на театральный сезон в Вязники с выездами в города Муром, Кулебаки и Ардатов. И, как нам сказала дочь актера, Колючкина Л. А., дебют ее отца как артиста состоялся именно в Вязниках.
Летом 1910 года труппой был поставлен целый ряд спектаклей с участием молодого акриста.15 июля в Летнем парке городского театра в бенефис замечательного артиста С.Ипполитова показывалась драма князя Мышкина «Дело Тарновской», в которой баданов превосходно сыграл роль защитника Тарновской. Эта роль и стала первой в жизни юноши, начинающего творческий путь.
18 июля, в воскресенье, состоялась постановка пьесы А.Бахметьева « Наполеон и Карл Шульмейстер шпион». В ней Баданов успешно выступил в роли дежурного адъютанта. 6 августа зрители увидели комедии «Дорога в ад» С.Сабурова и «Супружеское счастье» Н.Мердера. Баданов блестяще сыграл в них Ульриха и Разина. Однако считал свой дебют неудачным. Он вспоминал :
« Первый актерский самостоятельный выезд в провинцию был весьма неудачным. Лето было дождливым, сборы мизерными, в результате по окончании сезона пришлось заложить багаж, чтобы выбраться в Москву»
Как выбраться из такой ситуации?
Баданову предложили роль, когда он, 20-летний юноша, должен был сыграть дряхлого старика. С этой ролью он справился блестяще, «подаяний хватило на то, чтобы уехать в Москву».
Сам актер позже писал: «Со мной были Грикуров, Голубинский и Ипполитов, большую помощь оказала Варвара Петровна Медведева-Извекова, костюмерша».
С целью испробовать себя на режиссерском поприще, А. В. Баданов с 1 ноября 1910 года по 1 апреля 1911 года служил актером и помощником режиссера московского драматического товарищества артистов под управлением И. И. Смирнова. В этот период труппа гастролировала по разным городам России. И именно тогда молодой режиссер обращается к классике и ставит пьесу Г. Ибсена «Бранд». В ней он сам играет роль доктора, а в программе напротив героя стоит имя актера – Дунайский – псевдоним, которым впоследствии Александр Васильевич пользовался очень часто.
От дочери режиссера( фото в приложении) мы узнали, что следующим спектаклем ее отца стала пьеса «Мещане»( приложение), затем «Брачные мостки». Людмила Александровна передала нам афиши к ряду спектаклей и рисунки, на которых Баданов рисовал заставки – декорации для сцен в своих спектаклях.
Как режиссер и актер, Дунайский выступал во многих городах России.
Характерной особенностью сценической деятельности Дунайского в летний и осенний театральные сезоны 1911 года является продолжение освоения нового репертуара. Он выступает в Труппах М.Татаринова, П.Зимина, А.Елецкого, гастролирует по многим городам.
За 16 месяцев он приобрел значительный опыт, сформировался как актер и как постановщик.
Но поездки по стране имели и отрицательные стороны. Они отнимали много сил и времени от творческой деятельности на дорогу, устройство на временное жительство и т.д. Он хотел попробовать себя на самостоятельном поприще. И для этого он решил покинуть Москву.
Глава2. Дальнейшая карьера
Много поездив по стране, Дунайский все же выбирает Вязники. Ведь именно здесь его родовые корни. В ноябре 1916 г. он переезжает в Южу и там в течение почти 8 лет плодотворно работает режиссером и актером театра – клуба при фабрике известного мецената – миллионера Я. Балина.
Как отмечала владимирская пресса, в 1926 году, в Юже « Александра быстро полюбили рабочие, и на спектаклях с его участием зал был набит битком».( приложение)
Из поставленных в этот период им спектаклей можно назвать «Власть тьмы» Л.Толстого, «Девичий переполох» В.Крылова.
В Юже Александр Васильевич возглавлял культурно- просветительную комиссию при фабрике.
Примерно в этот же период Александр Васильевич женится на, как тогда говорили, «мещанской девице» Лидии Николаевне Плещиной. Бракосочетание совершилось в Смоленской церкви Вязниковского уезда. Через год родилась дочь Тамара, а еще через год – вторая дочь Людмила. С ней – то мы и встречались, и именно она передала нам в дар многие семейные реликвии.
В конце июля 1919 года А. В. Дунайский был призван в ряды Красной Армии. Службу начал в Вязниках председателем культурно – просветительской комиссии и режиссером драматической труппы артиллерийского дивизиона, а с апреля 1920 года - режиссером и артистом центрального Красноармейского клуба, существовавшего тогда в городе Вязники.
Сюда же переезжает его семья. Селятся все в доме №8 по улице Благовещенской. Здесь рождается третий ребенок Дунайских - Лев. Скоро сам Александр Васильевич демобилизуется из армии и работает режиссером и актером показательной драмтруппы и заведующим художественно – политическим отделом УОНО. В это время он проводит колоссальную работу по организации в городе Вязники культурно – массовой работы, привносит в нее целенаправленность и профессионализм. Одновременно выступает на сцене. Его известность выходит за пределы Владимирской и Ивановской областей. В читальном зале областной библиотеки есть журнал "Театр и музыка", в одной из статей которого говорится о нашем земляке следующее: « Город как в летний сезон, так и в зимний обслуживается профессиональной труппой под режиссерством А. В. Дунайского – Баданова. К участию в спектаклях привлекаются местные любительские силы и рабочая молодежь… Труппа пользуется большим успехом. Два раза в месяц любительские спектакли».( фото в приложении)
Но дело не ограничивалось только спектаклями. Дунайский с коллегами организовал для горожан и красноармейцев праздничные вечера с концертами и танцами.
Сообщениями о сценической и общественной деятельности Дунайского в Вязниках в начале 20-х годов была насыщена и городская и областная пресса.
Много работал режиссер и над организацией новых любительских кружков драмы. Так, с ноября 1922 по январь 1924 года он заведовал драмкружком клуба им. Профинтерна фабрики «Свободный пролетарий». (приложение)
Глава 3 Жизнь в искусстве.
Неугомонная натура актера и режиссера требовала постоянного расширения применения его творческой энергии. Он не ограничивался масштабами Вязников. Уехал в муром, где работал главным режиссером театра. Поставил там много спектаклей, сам рисовал эскизы оформления сцены к ним ( приложение).
Характерно, что Дунайский со всей серьезностью относился даже к незначительным ролям. По этому поводу Г.Алый писал : «Дунайский в своей маленькой роли так искренне переживал, что даже паузы заставляли сочувствовать переживаниям его души : тип создан правдиво и тон взят верный… труппа показала свое настоящее лицо».
После Мурома в Дунайском снова проснулась муза странствий. Он опять работает в Москве. Н.Новгороде, где еще более набирается актерского мастерства.
Вернувшись в Вязники, актер в течение года работал в межсоюзном клубе художественным руководителем рабочего кружка.
Знаменательным днем в его жизни стало 11 марта 1926 года. В этот день Вязниковское отделение Союза работников искусства организовало празднование 15-летия сценической деятельности Дунайского. Поздравления в его адрес шли со всех концов страны.
И еще одно радостное событие В том же году в Вязниках был открыт первый городской театр. Первой постановкой в нем стала «Снегурочка» А.Островского. как сообщалось «…для постановки были пошиты специальные костюмы и написаны декорации, а сама постановка была выдающимся событием в театральной хронике города».
Позже гортеатр неоднократно закрывали и открывали, переименовывали. Это было связано с финансовыми затруднениями, не позволяющими создать постоянно действующий театр. Небольшому городу это было не по карману.
Поэтому когда театр открылся во второй раз, для Дунайского наступает самый плодотворный период, он ставит огромное количество спектаклей.
Затем он возглавляет драмколлектив фабрики им. Парижской Коммуны ( приложение), льнотехникума.
Как выяснилось из источников, последний, самый продолжительный этап работы А. В. Дунайского в созданном им городском театре длился с января 1937 по 1 августа 1942г. Это и самый насыщенный по числу сыгранных Александром Васильевичем ролей период. Он исполняет роли Девяткина в пьесе Н. Погодина «Падь Серебряная», фон Вальтера в «Коварстве и любви» Ф.Шиллера, роль Дудкина в пьесе Н. Островского «Без вины виноватые» и много – много других ролей в десятках спектаклей.
Как мы узнали, 1 августа 1942 года театр прекратил свое существование из –за войны. Дунайского перевели в Ивановский колхозно – совхозный театр, где он и проработал до 1950 года. К сожалению, об этом периоде его деятельности мы знаем очень немногое, т.к. война унесла большое количество фактов и документов.
Глава 4. Последние годы творчества
Последние годы жизни Дунайский целиком посвятил пестованию самодеятельных вязниковских драмколлективов. В течение почти 7 лет он руководил коллективом Дома пионеров, Союза медиков, пожарной охраны, артели «Победа».
В 1950 году была поставлена пьесы «Воробьевы горы- о школьной дружбе и товариществе» Симукова.В спектакле были заняты учащиеся 6-9 классов. Помогали режиссеру вязниковский композитор С.Н.Павлов-Русинов и художник Ф.Козин. В 1956-57 гг. под руководством дунайского на базе клуба им. Парижской Коммуны ставится большое количество спектаклей. Следует отметить, что отдельные артисты достигли высокого уровня профессионализма.
Из воспоминаний Л. А. Колючкиной следует, что А. В. Дунайский занимался любимым делом и в преклонном возрасте. В 1968 году он поставил пьесу « Не все коту Масленица», в которой выступил в роли купца Ахова, а летом 1969 г., в 79-летнем возрасте, в ДК им. 50-летия Октября представил зрителям пьесу В. Розова «Вечно живые», где сыграл роль врача Бороздкина.
На всем протяжении своего творчества А. В. Дунайский безошибочно подбирал коллектив актеров. Для создания правдивых художественных образов он широко использовал такие важные факторы, как декорация, световое и звуковое оформление. Еще раз обратимся к авторским работам самого Александра Васильевича.
При этом Дунайский находил и привлекал к работе в театре наиболее одаренных и высококвалифицированных музыкантов, танцоров, певцов, художников.
Так, вместе с ним плодотворно работали С. Н. Павлов – Русинов, художники Н. В. Лебедев и Ф. К. Козин. Л. А. Колючкина подарила нам при очередной встрече портрет своего отца, написанный нашим же вязниковским художником Ф. К. Козиным.( приложение) И рассказала нам, что позировать Александр Васильевич не очень – то любил, и потому пришлось Федору Кирилловичу писать этот портрет с фотографии. Но работа, конечно же, удалась, и теперь этот портрет является экспонатом школьного музея искусств
Глава 5 Награды
Кроме этого портрета, как уже было сказано, в семье Дунайских хранится много реликвий – фотографии, медали и нагрудные знаки, документы и личные вещи. Особенно ценными оказались медали и нагрудные знаки. С помощью краеведов А. В. Лебедева и Н. В. Серебренникова нам удалось узнать, что семье Дунайских принадлежал бесстепенной Георгиевский крест 1917 года. В справке, данной нам Н. В. Серебренниковым, мы видим, что он был утвержден Постановлением Временного правительства в июне 1917 года, награде был придан новый статус, и этими солдатскими крестами стали жаловаться «…за подвиги личной храбрости и офицеры сухопутных войск, но по удостоверению общего собрания роты, эскадрона, сотни, батареи».
Еще один интересный знак принадлежал курсантам Павловского военного училища. Изготавливался из бронзы. В основе его лежал вензель императора Николая II, наложенный на вензель императора Павла I. Вензеля окружены венком из лавровых и дубовых ветвей, внизу сходящихся, а вверху расходящихся для размещения между ними императорской короны. Внизу на банте ленты, связывающей ветви венка, накладывались цифры «100» , означающие столетний юбилей Павловского военного училища.
И самый интересный экспонат–медаль «В память 300 –летия царствования дома Романовых с 1613 по 1913 г.г.». Учреждена медаль высочайшим повелением императора Николая II 21 февраля 1913 года. Согласно положению, эта медаль выдавалась:
а) лицам, состоявшим в день 21 февраля 1913 года в придворных должностях и званиях и на государственной службе по военному, морскому и гражданскому ведомствам, а также членам Государственного Совета по выборам, членам Государственной Думы, священнослужителям православного духовенства и лицам, состоящим на службе в органах местного самоуправления, артистам и артисткам, сестрам милосердия и т.д.;
б) юнкерам и пажам специальных классов, состоящим на действительной службе;
в) всем лицам, принимавшим участие в разработке вопросов, связанных с 300-летием царствования дома Романовых и устройством торжеств.
Медаль выдавалась бесплатно тем лицам, которые были перечислены в Положении, остальные приобретали ее за плату.
Медаль являлась самой распространенной среди наградных медалей России. Носили ее на груди на ленте Российских государственных цветов (бело – оранжево – черная).
Кроме медалей и нагрудных знаков, в семье хранятся личные вещи режиссера. Подставка для ручек и сами перьевые ручки, ракушка – пепельница, документы. Среди них личная книжка А. В. Дунайского – Баданова, его сберегательная книжка, различные расписки, удостоверение актера и много других.
Глава 6 Память.
При работе над рефератом о творчестве нашего земляка среди газетных статей мы встретили имя Л. П. Заказова, мы встретились с ним. Он рассказал, что работал некоторое время в драмколлективе, которым руководил Александр Васильевич. Однажды он был приглашен в гости к Дунайским, и, уходя, уносил с собой подарок – парик, полученный от режиссера для игры в спектакле «Привидение». Этот подарок сейчас является частью выставки о жизни и творчестве А. В. Баданова.
Л. П. Заказов вспоминал, что одной из важнейших особенностей Дунайского как режиссера было то, что он не подавлял творческую инициативу и самостоятельность исполнителя роли, не навязывал своей воли, давал ему возможность раскрыться, дать свое толкование образа.
За 60 лет сценической деятельности А.В.Дунайский только по дошедшим до нас сведениям поставил спектакли более 100 наименований, большинство из них как режиссер. Если учесть, что каждая пьеса ставилась не один раз, можно представить, в скольких сотнях спектаклей сыграл роли этого большой подвижник театрального искусства.
В 1995 году на день города была открыта мемориальная доска в память А. В. Дунайского – Баданова. Установлена она на здании бывшего гортеатра, ныне районный дом культуры.
Заключение
Таким образом, представленная в данном исследовании информация достаточно полно отражает события в сфере театральной деятельности не только отдельной личности, но и города Вязники в целом.
Александр Васильевич Дунайский является первооткрывателем этой сферы в маленьком провинциальном городке. Краеведы, работники музея , деятели культуры не только Вязников, но и многих других городов страны дают высокую оценку деятельности режиссера и актера. Его достижения отмечены многими государственными наградами.
Сегодня нет в живых его дочери, Людмилы Александровны Колючкиной, которую можно назвать по –настоящему большим альтруистом и меценатом. Благодаря ей удалось узнать много интересных фактов из жизни отца. Она подарила школьному музею искусств много фотографий, старых афиш, эскизов сцены, нарисованных собственноручно Александром Васильевичем.
Память актера увековечена и в экспозиции школьного музея искусств «Земляки» в вязниковской школе №2.
Список использованных источников
Материалы газеты «Маяк» за 2004-2006 годы
Материалы семейного архива А.В.Дунайского-Баданова
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Рисуем ананас акварелью
Рисуем зимние домики
Сила слова
Шелковая горка