Рассуждения ученицы о роли К. Д. Ушинского в педагогики, об актуальности его учений в современном образовательном процессе.
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на конференции в ЛГУ им. Герцена. | 18.39 КБ |
Читая К. Д. Ушинского…
Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
К. Д. Ушинский
Первым и самым значимым воспитателем для ребёнка, открывающим ему новый свет, является его семья. А дальше, по мере взросления и развития ребёнка, у него в жизни появляются новые наставники: воспитатели в детском саду, учителя в школе, преподаватели в университете. Итак, дальнейшая судьба ребёнка во многом зависит от педагога. Станет ли его ученик успешным или же вырастет лентяем? Везде и всюду сопровождает его педагог. А каким же должен быть этот наставник?
Отвечая на поставленный вопрос, я бы хотела обратиться к идеям великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Без его нововведений, свежих взглядов на процесс образования и методику воспитания, крупных трудов, как мне кажется, современная педагогика не получила бы столь глубокого и заметного развития.
К. Д. Ушинский – деятель эпохи, вобравший в себя лучшие качества – это человек чести, долга, любви, добра. Он был очень эрудирован и образован. Ушинский готов был помочь в любую минуту окружающим его людям. На такого человека нужно равняться! Поражает, что этот человек, несмотря на неудачи в жизни, не потерял веру в себя и не перестал надеяться на то, что он сможет помочь людям, что его идеи в будущем, возможно, станут основой для размышления и переосмысления подхода к воспитанию. Знаете, мне вспомнилась фраза Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость». Ушинский не переставал бороться; он, как мне кажется, был вечным двигателем той эпохи, в которую ему выпало жить. Он никогда не был спокоен по отношению к окружающим или же равнодушен к их судьбам. Не каждый человек может посвятить свою жизнь другим людям, помощи нуждающимся, созданию идей для процветания страны и развития педагогики.
На ум приходит ещё одна выдающаяся личность той эпохи – Антон Павлович Чехов. Это был великий человек, посвятивший жизнь помощи окружающим, заботе о них. Что касается Ушинского и Чехова – учителя и врача – по-моему, это похожие профессии, связанные общим делом и долгом, ведущие к подвигу их деятелей-героев. Один из моих учителей как-то сказал: «Учитель подобен доктору, только первый врачует не тело, а души. Он находит причину болезни, определяет, что за болезнь и лечит недуг…» Эти слова заставили меня по-иному взглянуть на роль и значение учителя в жизни ребёнка. Учитель заинтересован не только в лечении физических недугов и умственных отклонений, но и в исцелении душевных ран. Ведь ребёнку очень важно знать, что на учителя можно точно положиться, поделиться с ним насущными проблемами. Очень важно ещё то, что ученик твёрдо знает: учитель обязательно найдёт выход из затруднительной ситуации, поможет ему.
Сам Ушинский писал: «Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться». Я согласна с
К. Д. Ушинским: талантливый педагог выведет, в конце концов, ребенка на верный путь, он будет идти рядом, но не впереди. И к тому же мудрый учитель поставит так дело, что ребёнок будет считать, что он сам достиг правильного решения, сам вышел на нужную дорогу. В этом учитель напоминает мне доброго волшебника, который совершает чудеса и не требует ничего взамен, даже признания его деятельной помощи. В этом ещё заключается и отличительная черта педагога – самоотверженность, готовность отдать себя целиком своему делу и посвятить жизнь ребёнку.
Вернёмся к К. Д. Ушинскому. Его простоту и непосредственность, новые взгляды принимали с недоверием и недовольством. Зародился конфликт между педагогом и администрацией учреждения, где он работал. Как мне кажется, причина разногласия между «веком нынешним» и «веком минувшим» в том, что К. Д. Ушинский предлагал такие идеи, о которых никогда и не думали, к которым не пришли в своё время. Ведь Ушинский совсем по-иному представлял значение педагога. Он открыл новый, неведомый ранее, подход к педагогике: «Искусство воспитания … почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».
Свежим в представлении о воспитании было то, что главным и единственным его составляющим является не только наука, а теперь вместе с ней эту позицию разделяет искусство, то есть творчество. На тот момент все прекрасно понимали, что такое искусство: музыка, литература, живопись. Но задавались ли при этом вопросом: а что значит искусство воспитания? Люди того времени, наверное, даже не представляли, что такие слова могут сочетаться и составить в дальнейшем непростую, но очень увлекательную, скажем так, науку. Педагоги стали искать новые методы преподнесения информации, улучшения качества образования. Когда речь заходит об искусстве воспитания, я вспоминаю свою первую учительницу – Наталью Евгеньевну. Нам с ней очень повезло: было невероятно интересно у неё учиться, каждый день бежали в школу на её уроки, как на праздник. Наталья Евгеньевна всё время придумывала что-то новое: от расстановки парт до похода в лес под новый год и лазанью по канату над речкой. И в то время как у других ребят парты в классе стояли как обычно: в три ряда – у нас была своего рода творческая атмосфера: парты стояли буквами «т». Мы сидели вчетвером с одноклассниками, лицом к лицу. И были единым целым, командой. Каждый месяц менялись местами. Так за год успевали пообщаться со всеми ребятами. Сначала мы не понимали, зачем это нужно. Позже, когда подросли, стало ясно: на уроке мы работаем по группам, взаимодействуем с бо?льшим количеством учеников из класса. А это очень сближает детей.
По мнению К. Д. Ушинского, для подготовки современных учителей нужна была новая система педагогического образования. И Ушинский предложил создавать в каждом университете педагогический факультет, где изучался бы человек во всех проявлениях его природы и эти знания прилагались бы к искусству воспитания. Таким образом, по Ушинскому, педагог должен выступать своеобразным интегрирующим звеном в цепочке познания учеником нового. Учитель – это интеграция полученных прежде знаний обо всех науках, не только физических, но и социальных, и даже философских. Да и прежде всего, учитель должен быть самобытным психологом. Создать такую атмосферу, в которой было бы комфортно ученикам. Чувствовать детей, их состояние: находясь на одной волне, работать с ними легче.
Ушинский не только выдвигал идеи, но и доказывал их своими поступками: педагог общался на равных и с учениками, и с учителями. Никакой дифференциации или дискриминации у педагога не было.
Главным принципом в процессе обучения Ушинский считал демократизацию народного образования и народность воспитания. А демократизация, как мне кажется, порождает объективный взгляд на происходящее, который в свою очередь является ведущим фактором успешной работы педагога. Юный «учащий», как именовал его Ушинский, – это личность. Ведь если его так не называть, то как он будет развиваться в дальнейшем? Для чего-то нового нужна основа, фундамент. Если мы сразу зададим себе планку определённого уровня, то ни за что не позволим себе опуститься ниже неё. И если даже такое произойдёт, то мы как можно скорее устраним неприятное обстоятельство… Учитель и создан для того, чтобы раскрыть личность ученика, сделать из него настоящего человека. А о каком успешном результате может идти речь, если педагог явно и конкретно дифференцирует своих учеников?
Целью нравственного воспитания детей в школе, по убеждениям К. Д. Ушинского, должно быть формирование личности, качествами которой стали бы уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства. Поэтому К.Д. Ушинский протестовал против негуманного отношения к детям, против унижающих личность ребенка телесных наказаний. Из всех мер наказаний наиболее приемлемыми, по мнению педагога, являются предупреждение, замечание, низкая оценка по поведению. При этом он подчеркивал, что особенно важно соблюдение педагогического такта и такое отношение к ребенку, которое не унижало бы его в глазах сверстников. С позиций нравственного воспитания рассматривал
К.Д. Ушинский и поощрение, стимулирование активности в обучении соревнованием: воспитатель должен хвалить ребенка, не только отмечая собственное продвижение ученика, но и сравнивая его успехи с другими. Моральное поощрение является лучшим способом нравственного воспитания, развивающим в детях стремление идти вперед.
Также хотелось бы отметить, что в практику педагогической работы К. Д. Ушинский ввёл совещания и конференции педагогов. И это отличное нововведение, ведущее к прогрессу: учителям нужно обмениваться впечатлениями, опытом, задавать вопросы, делиться друг с другом своими горестями и успехами. Учителям тоже нужно понимать, что их кто-то поддерживает. И тогда процесс обучения обогатится, станет увлекательнее, чем и заинтересует современного ученика.
Подводя итоги, я хочу выразить благодарность такому великому педагогу, деятелю и двигателю своей эпохи – Константину Дмитриевичу Ушинскому! Без его значительных преобразований процесс обучения не достиг бы таких высот, которые легли в основу современной педагогики. Без его идей и трудов методика образования не получила бы обширного развития.
На мой взгляд, даже в XXI веке идеи К. Д. Ушинского актуальны. Современный учитель, владеющий информационными технологиями и различными методиками, может найти в трудах Ушинского самое главное для своей профессии – вдохновение.
(Моя ученица Павлова Вероника)
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
На берегу Байкала
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое