Презентация содержит материал о народе севера -эвенки.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 653.28 КБ |
Слайд 1
Культура народа Эвенки Выполнено : Бирюлиным Никитой, Рябиным Олегом, Щербаковым СергеемСлайд 2
Эвенки (старое название «тунгусы») – один из древнейших народов Бурятии. По мнению ряда ученых, в низовьях реки Селенги они появились около 3-4 тысяч лет тому назад. Сейчас эвенки живут в Восточной Сибири, а так же в Китае и Монголии. Их всего 27тыс. человек. В основном проживают в Эвенкийском автономном округе. Эвенки сохранили свою национальную культуру. Место жительство эвенков
Слайд 3
Основой хозяйства эвенков было сочетание трех видов деятельности, а именно: охоты, оленеводства, рыболовства, которые тесно связаны и взаимно дополняли друг друга. Весной эвенки подходили к рекам и до осени промышляли рыболовством, осенью уходили в глубь тайги, и в течение всей зимы занимались охотничьим промыслом.
Слайд 4
Охотились эвенки в специальной промысловой одежде, передвигались на лыжах, обычно без палок. Обязательно присутствовала собака. Оленеводство в хозяйственном комплексе эвенков играло подсобную роль. Олени, в основном, использовались как транспортное средство. На них эвенки совершали перекочевку внутри тайги Сибири к месту зимнего промысла и обратно, к месту летней стоянки. Важенок доили. Оленей очень берегли и старались не забивать на мясо. Рыболовство было в основном летним промыслом, хотя эвенки знали также и зимний подледный лов.
Слайд 5
Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких переносных жилищах - чумах ( дю ). Стационарный зимний тип жилища, характерный для полуоседлых эвенков-охотников и рыболовов, - голомо пирамидальной или усеченно -пирамидальной формы. Летним постоянным жилищем охотникам и рыболовам служило корьевое четырехугольное жилище из жердей или бревен с двускатной крышей. Южные эвенки, скотоводы-кочевники Забайкалья жили в переносных юртах бурятского и монгольского типа.
Слайд 6
Одежда западных эвенков - одинаковая для мужчин и женщин - была распашная и именовалась в литературе обычно "фраком". Делали ее из одной целой некроенной шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части шкуры представляли собою узкие полки. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Шили одежду из оленьих шкур мехом наружу. Рукава делали узкие, с узкими проймами и ластовицами, с обшлагами и пришивными рукавицами. Подол одежды сзади выкраивали мысом и он был длиннее, чем перед. Одежда эвенков
Слайд 7
У эвенков в основном преобладают малые семьи, т.е. (семья) одна супружеская пара и её дети. Второе по численности место занимали семьи, где старые родители проживали вместе с детьми. Неразделённые семьи эвенков к началу коллективизации сохранились только в виде проживания в родительском доме самых младших из детей. Вели все взрослые сыновья; при обзаведении собственной семьёй они сразу отделялись в виде самостоятельного хозяйства. Младший сын даже после женитьбы оставался вместе со своими родителями. По традиции, идущей из давних времён, младший сын эвенков считался законным наследником старых родителей, т.к. каждый из старших сыновей при своем отделении от родительского хозяйства брал свою долю в виде расходов на свадьбу, на уплату калыма (уплата за невесту) и на первое обзаведение. На долю младшего сына приходилось все то, что оставалось после ухода старших, его доля всегда бывала больше остальных, ибо ему доставалась и доля родителей. Зато на младшем сыне лежала обязанность ухаживать за престарелыми родителями. Во многих вопросах, касающихся житейских проблем, муж и жена действовали сообща. Например, ни мать, ни отец никогда не решали единолично такие дела, как женитьба сына и выход замуж дочери. Воспитанием девочек занимались мать и взрослые сестры. Мальчики до 7-8 лет оставались с девочками дома. Мальчиков же 7-8 лет старшие уже брали с собой на ближнюю охоту и пастьбу оленей. Начиная с 14-15 лет мальчики могли ходить на промысел самостоятельно.
Слайд 8
Традиционные верования — анимизм, шаманство, магия, промысловые и родовые культы, культ предков — сохраняются до сих пор. Вселенная, согласно этим представлениям, существует в виде семи миров: трех небесных (Угу буга ), Среднего мира — земли ( Дулин буга ) и трех подземных ( Хэргу буга ), объединенных центральным столбом. На рисунке показаны амулеты эвенков. Вера эвенков
Слайд 9
Сказки эвенков Сказание эвенков показались бы нам сейчас очень странными. Вот, например: Сказка о девочке-медведе Раньше медведь был девочкой. Жил в давние времена охотник. Была у него дочка. Была его помощницей. Однажды девочка потерялась. Отец ее долго искал. Но так и не нашел он дочку. Однажды всем стойбищем искали на лайде. Видят, вдалеке что-то огромное, черное. «Я такого не видел» - говорит отец. Стали стрелять и попали в этот предмет. Подошли, видят - какой-то зверь. Стали обдирать шкуру. А на шее никак не режется шкура. Глянули, а на шее металлическое украшение. Охотник узнал ожерелье своей дочери. «Это же моя дочь!» - воскликнул он. Так появился медведь. Но на подобных сказаниях строилась вся культура эвенков.
Слайд 10
Культ медведя у эвенков У эвенков повсеместно существовал обычай совершать над убитым медведем особый обряд, носивший характер массовой религиозной церемонии, обязательный для каждого члена рода.
Слайд 11
Эвенки обладали классическими формами шаманства (слово «шаман» — тунгусское). Шаман, посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа-предка совершал полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего. Для этой цели у него были духи-помощники ( еэвэн , буркай и др.), фигурки которых вырезали из дерева, изготавливали из железа и меха. Шаманы
Загадка Бабы-Яги
Проказы старухи-зимы
Сказка об одной Тайне
Зимний лес в вашем доме
Хризантема и Луковица