Самая известная работа Леонардо да Винчи — портрет Моны Лизы, или Джоконда, — не перестаёт быть предметом споров и со временем только ещё больше обрастает тайнами и мистификациями. На протяжении веков исследователи творчества гения Возрождения пытаются ответить на сакраментальный вопрос: кто изображён на легендарном полотне? Но, каждый раз, все шире приоткрывая завесу тайны, человечество погружается в ещё большую атмосферу загадочности. Я решила накопить достаточно сведений о картине «Джоконда» и предложить свое видение произведения великого гения. Актуальность данной работы определяется интересом к картине всего человечества на протяжении более 500 лет. В своей работе я исследовала проблему многоликости Моны Лизы.
Вложение | Размер |
---|---|
38674_medvedeva_ekaterina_zagadka_geniya.zip | 142.07 КБ |
ЗАГАДКА ГЕНИЯ
Содержание
1.Введение
2.Рожденный вне брака
3.Практическая часть
4. «Мона Лиза» - визитная карточка великого флорентийца
5.Многоликая « Мона Лиза»
6.Портрет – вампир
7.Сравнительный анализ картины «Джоконда»
8.Русский след
9.Улыбка Джоконды
10. Эксперимент: «Грустит она или улыбается?»
11. Пьедестал времени
12. Заключение
13.Список литературы
1.Введение
С величайшим уважением мы произносим имя Леонардо да Винчи, ставшее легендарным. Многие века отделяют нас от времени, в которое жил и творил великий итальянец. О нем мы судим по книгам и фильмам, посвященным его жизни, и, конечно же, по немногим дошедшим до нас бессмертным творениям, которые можно пересчитать по пальцам, равно как и музей, где хранятся эти бесценные сокровища, являющиеся достоянием и гордостью всего человечества.
Моя работа посвящена необычной и очень интересной теме – ЗАГАДКЕ ГЕНИЯ Леонардо да Винчи. Самая известная работа Леонардо да Винчи — портрет Моны Лизы, или Джоконда, — не перестаёт быть предметом споров и со временем только ещё больше обрастает тайнами и мистификациями. На протяжении веков исследователи творчества гения Возрождения пытаются ответить на сакраментальный вопрос: кто изображён на легендарном полотне?
О загадках «Джоконды» исписаны горы бумаги. Искусствоведы, журналисты и просто энтузиасты десятилетиями спорят о том, что означает улыбка Моны Лизы, не подделка ли висит в Лувре? Бестселлер Дэна Брауна «Код да Винчи», в котором на пуленепробиваемом стекле, закрывающем «Джоконду» появляется таинственная надпись: « Так темен обманный ход мысли человека», довел жажду взломать шифры картины до мании. Но вот о главной загадке знаменитого портрета Леонардо, задумываются мало. Как вообще вышло что именно «Джоконда» выиграла так называемый «чемпионат мира» среди всех произведений искусства?
Актуальность данной работы определяется интересом к картине всего человечества на протяжении более 500 лет. Улыбка «Джоконды» очень давно волнует человечество. Взгляд красивой девушки и ее улыбка производят неизгладимое впечатление. Эта загадочная улыбка останавливает, завораживает, тревожит и зовет проницательного зрителя, как бы вынуждая его вступить в телепатическую связь с изображением.
Но, каждый раз, все шире приоткрывая завесу тайны, человечество погружается в ещё большую атмосферу загадочности. Я решила накопить достаточно сведений о картине «Джоконда» и предложить свое видение произведения великого гения.
Цель работы заключается в анализе картины «Мона Лиза» («Джоконда»)
В ходе исследования я хочу решить задачи:
1.Изучить биографию Леонардо да Винчи.
2.Раскрыть существование двух произведений «Мона Лиза» (Джоконда) 3.Разгадать «самую странную улыбку в мире»
4.Провести анкетирование, социологический опрос 5.Создать презентацию «Творчество Леонардо да Винчи»
Объектом исследования является портрет «Мона Лиза» («Джоконда»)
Предмет исследования: улыбка «Джоконды»
Гипотеза: я предполагаю, что на полотне известной «Джоконды» изображена не Мона Лиза, а совсем другая женщина.
В своей работе я исследовала проблему многоликости Моны Лизы.
Методы исследования
Используемый метод в работе: реферативно–аналитический.
Практическая значимость моей работы состоит в том, что данная работа расширить кругозор об эпохе Возрождения, формирует устойчивый интерес к культуре и искусству, может быть использована на уроках искусства, музыки, биологии, физики, внеклассных мероприятиях.
Материал по данной теме я оформила в презентации «Творчество Леонардо да Винчи», что позволяет значительно расширить кругозор об эпохе Возрождения, формирует устойчивый интерес к культуре и искусству.
На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации. Живописец, инженер, механик, астроном, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель – вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Все это – ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума.
2.Рожденный вне брака. В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился – Леонардо. Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют ее молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.
Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи в XIII столетии.
В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели терпимо. Такие дети нередко появлялись у прислуги разных рангов, и часто к ним относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу же был признан своим отцом и даже крещен в его присутствии, а так же в присутствии нескольких членов его семьи. Однако в дом отца он был взят далеко не сразу. Вскоре после рождения он был отправлен вместе с Катериной в деревню Анхиано. Но в возрасте приблизительно четырех с половиной лет Леонардо был взят в городской дом отца, где сразу же, оказался на попечении многочисленной родни.
Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Латынь никак ему не давалась, он вынужден был бороться с ней до конца своих дней: большая часть книг, представлявших для него ценность, была написана именно на этом языке.
Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. Имеется множество версий, почему он писал именно таким образом, одна из них гласит, что он хотел защитить свои научные идеи от любопытствующих, другая, что он был еретиком и постоянно жил в страхе разоблачения и наказания. Однако на самом деле он был еретиком не больше, чем многие другие люди его времени, к тому же был весьма далек от мысли скрывать свои идеи, а, наоборот, при возможности всячески стремился их публиковать. Наиболее логичное объяснение его почерка: он был левша, и для него было просто удобнее так писать.
Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Существует легенда о начале пути великого художника. К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. Он передал нотариусу круглый щит из фигового дерева и попросил найти художника, способного расписать этот щит. Пьеро не стал искать специалиста, а поручил работу сыну. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Он принес в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида, и написал на щите фантастического дракона. Ошеломленный отец после этого отправил Леонардо учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Верроккьо. Так юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени. Здесь он прошел длительный курс обучения, начав с основ рисунка, увлекаясь анатомией и вопросами светотеневой обработки формы и уделяя много времени занятиям математикой. Во всех своих рисунках он тщательно изучает человеческую фигуру, её движения, пропорции, он оживляет лицо едва заметной улыбкой, он стремится смягчить контуры тонкими светотеневыми переходами, он ставит себе задачей создать уравновешенные, крепко спаянные композиции.
3. Практическая часть
Было опрошено 32 человека, возрастной категории от 14 до 40 лет. Результаты социологического опроса:
Знают, кто такой Леонардо да Винчи - 25 человек – 78 % опрошенных.
художник - живописец - 20 человек, 62 %; скульптор - 10 человек, 31,2 %; архитектор - 7 человек, 21,8 %; учёный, занимающийся математикой, физикой, физиологией, ботаникой, геологией – 13 человек, 40,6 %; литератор – 6 человек, 18,7 %;
философ – 10 человек, 31,2 %;
механик – изобретатель – 9 человек, 28,1 %;
театральный постановщик и баснописец – 1 человек, 3,1 %;
певец и музыкант– 3 человека, 9,3 %;
всё, выше перечисленное – 8 человек, 25 %
Мона Лиза (Джоконда) – 18 человек, 56,2 %
Дама с горностаем – 2 человека, 6,2 %
Затрудняются ответить – 14 человек, 43,7 %
Вывод: В итоге, я пришла к выводу, что в 21 веке современная молодежь знает о Леонардо да Винчи очень мало, я предлагаю рассказывать о нем на уроках физики, биологии, музыки, МХК, искусства немного чаще. Своим сверстникам я буду рассказывать о жизни и творчестве этого необыкновенного человека.
4. «Мона Лиза» - визитная карточка великого флорентийца
Около 1503 года Леонардо да Винчи исполнил свое лучшее произведение портрет Моны Лизы ныне хранящийся в Лувре. Здесь ему удалось запечатлеть тончайшую, едва уловимую улыбку, благодаря чему портрет совершенно утратил типичную для более ранних картин жесткость и застылость выражения. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую, положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута. Искусствовед Виппер Борис Альбертович, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто (общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства, соотносимой с периодом раннего итальянского Возраждения): у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.
«Мона Лиза» представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»
Давайте временно забудем, что «Джоконда» - картина картин. Что мы видим перед собой? Небольшой по размерам портрет, не очень красивой и скромно одетой женщины, не первой молодости. Почему же она потеснила на пьедестале почета таких сильных конкуренток, как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, или «Венера перед зеркалом» Веласкеса? Каков же путь «Моны Лизы» к мировой славе?
В основании популярности «Джоконды» краеугольный камень - гений Леонардо да Винчи. Именно «Мона Лиза» - визитная карточка великого флорентийца. «Правда, ни своей подписи, ни даты, ни имени модели Леонардо на портрете не оставил. Не сохранилось ни одного предварительного рисунка в альбомах художника, ни одного слова о «Джоконде» в его дневниках. Но сомнений в авторстве Леонардо нет: качество портрета говорит само за себя. Картина новаторская, но не открытиями, а тем, что все достижения Высокого Возрождения сведены в ней воедино на высочайшем уровне», - таково мнение Григория Козлова, автора статьи ««Мона Лиза» - путь звезды».
Особое внимание обращает на себя сочетание пейзажа с портретом, взгляд женщины прямо на зрителя, ее поза – «контрпосто», пирамидальный вид композиции. Привлекает к себе и техника исполнения. Живопись тончайшими слоями накладывается один на другой, лишь после того, как высохнет предыдущий. Манера «сфумато» - художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
«Здесь будет ряд зеркал, а рамы надо затянуть промасленной бумагой или дымчатым полотном. Свет должен быть рассеянным», - говорил Леонардо, одновременно вынимая из своего ящика два странных предмета. Затем он насыпал в каждый из них ароматных стружек, чуть-чуть пропитал их водой и маслом. Оба поставил между собой и креслом. Поджег. Помещение довольно быстро заволокло легкой полупрозрачной дымкой, похожей на серый предрассветный туман. «Эта техника называется сфумато, мои успехи в ней пока скромны, но я думаю добиться большего».
Вывод: Изображение Джоконды состоит из тридцати слоев жидкой, почти прозрачной краски. Но до сих пор самое интересное, что «углядели» многие в «Моне Лизе»,- это якобы скрытое в слоях красок тайное послание. Возможно, на такие мысли наталкивает тот факт, что композиция построена на «золотых треугольниках». Они в свою очередь являются кусками правильного звездчатого пятиугольника.
5.Многоликая Мона Лиза. До сих пор во многих альбомах и справочниках портрет имеет двойное название - "Джоконда. Мона Лиза." Но это ошибка и в ней виноват известный средневековый художник и писатель Джорджо Вазари, составивший жизнеописание многих великих художников и скульпторов Возрождения. Кто же был моделью да Винчи при написании этого портрета? Даже на этот вопрос нет единого ответа. Одна из версий, что моделью была супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо. По другой версии, та, с которой позаимствован образ, вовсе не была ангелоподобной красавицей. Моделью считается весьма известная в то время сорокалетняя герцогиня Катерина Сфорцо. Некоторые искусствоведы выдвигают теорию, что на портрете изображена герцогиня Мантуи Изабелла д Эсте, с которой Леонардо дружил и переписывался, либо на портрете изображение Джулияно Медичи- Констанца Д, Авалос. По другой версии: за моделью для своего шедевра Мастер далеко не ходил. Он рисовал автопортрет в женской одежде, о чем свидетельствует схожесть между Джокондой и Мастером. Не так уж неправы были и те, кто выдвинул скандальную гипотезу о самом Леонардо как прототипе «Моны Лизы». В слиянии человеческих качеств, которого он добивался, несомненно, есть и его черты – если не портретные, то духовные.
Я остановлюсь на версии, что на картине «Мона Лиза» изображена Пачифика Брандано. Кто она?
6.Портрет- вампир
Пачифика Брандано не красавица, но известная своим веселым нравом всегда была в центре внимания любой компании. Люди прозвали её Джоконда, или Играющая,- за природное веселье. Оправдывая свое прозвище, она играла судьбами окружающих. При подозрительных обстоятельствах скончался ее муж, а сын Пачифики Ипполитто ещё в юные годы был отравлен. Вся дальнейшая жизнь Пачифики и её близких сложилась трагически. Портрет Пачифики был заказан герцогом Медичи в 1513 году, когда Леонардо было уже за 60. Несмотря на возраст, художник был полон сил и с усердием взялся за работу. Картина писалась три года и поражала зрителей необыкновенной тщательностью отделки всех деталей, особенно лица и глаз. Пачифика на портрете получилась как живая. Её таинственная улыбка буквально привораживала зрителей, а невеселый пейзаж на заднем плане навевал мрачные мысли. За время работы над «Джокондой» здоровье Леонардо пришло в полное расстройство.
Ранее не знакомые усталость и апатия захватили его натуру, внезапно отказала правая рука. Казалось, жизненные силы по капле уходят от Мастера. В Париже Леонардо принимается за несколько проектов, но не оставляет без внимания портрет Пачифики Брандано. Король, пожелавший купить картину, получил мягкий отказ, работа мол, ещё
не завершена. Хотя современники отмечают, что картина очень хороша, чего нельзя сказать о здоровье самого автора. Ещё несколько лет назад Леонардо мог руками гнуть подковы! Теперь его подолгу не отпускало гнетущее чувство усталости, неделями он не вставал с постели, парализованная правая рука так и не восстановилась. В возрасте 67 лет титан Возрождения умер, так и не догадавшись о причине своего угасания. А причина угасания была рядом: сначала живая женщина, затем её изображение.
Вывод: В чем же кроется проклятие Пачифики? Доказано, что каждый из нас окружен биополем. У некоторых людей биополя ослаблены, поэтому они часто становятся поглотителями жизненной энергии своих близких, приносящих болезни и несчастья. Таких людей называют энергетическими вампирами. Пачифика Брандано была одной из них. Леонардо удалось с уникальной достоверностью передать в портрете не только внешний облик, но и ее роковую энергетическую сущность. «Джоконда» продолжает жить и в наши дни.
Портрет Пачифики, подобно черной дыре, продолжает поглощать энергию посетителей Лувра, которые приезжают в Париж порой ради этой картины. Она гипнотически притягивает, недаром от портрета, как от наваждения не смог отделаться сам создатель. Известны случаи, когда многие любители падали в обморок перед картиной. В 1956 году боливиец Уго Унгаза Виллегаз долго стоял перед картиной, а потом взял и запустил в неё камнем. С тех пор у левого локтя портрета едва заметная отметина. В 1974 году очередной «поклонник» бросил в «Мону Лизу» пузырек с краской. К счастью защитное стекло спасло шедевр.
Вывод: Луврская "Джоконда" может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник? Думаю, что это бы явилось актом преступления против человечества. Тем более, что картин с подобным воздействием на человека в мире немало. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т.д. Ну, а если у вас есть репродукции "Джоконды" и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.
7.Сравнительный анализ картины «Джоконда»
Если верить первому описанию картины, сделанному итальянским историком искусств 16 века Джорджо Вазари, великий мастер писал портрет Моны Лизы- 25- летней жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо, красавицы, полной жизни и огня. Но, согласитесь, что при рассмотрении картины на портрете женщина не так уж молода. К тому же эта траурная вуаль и это при живом муже. Так, где же настоящий портрет Моны Лизы?
Вывод: По мнению некоторых специалистов Мона Лиз дель Джоконда изображена на картине под названием «Коломбина», которая находится в Санкт- Петербурге (Россия). На портрете в костюме Флоры в окружении цветущей природы запечатлена молодая прекрасная женщина.
Развенчать все легенды, связанные с Джокондой, предложил итальянский исследователь-любитель Сильвано Винчети, основатель и идейный вдохновитель добровольной некоммерческой организации — Национального комитета по оценке культурного наследия. По его инициативе в бывшем флорентийском монастыре Святой Урсулы начались раскопки с целью обнаружения останков предполагаемой модели Леонардо.
Согласно официальной версии, опирающейся на записи знаменитого искусствоведа эпохи Возрождения Джорджо Вазари, Мону Лизу Леонардо писал с флорентийской аристократки Лизы Герардини, супруги богатого купца Франческо Дель Джокондо. Именно он заказал портрет молодой беременной жены — на момент создания полотна в 1503 году женщине было 25 лет.
Три года назад группа учёных во главе с Винчети обнаружила в архиве Флоренции бесценные документы: записи о захоронениях в середине ХVI века в монастыре Святой Урсулы. Среди нашедших в женской обители свой покой, была и Лиза Герардини. Оставшись вдовой, она отправилась в монастырь.
Несмотря на все трудности, учёные, работающие исключительно на добровольной основе, не теряют надежду. В их распоряжении уже солидный набор костей, от маленьких фрагментов до целого скелета. Но для восстановления облика женщины идеальным, по утверждению Винчети, было бы обнаружение её черепа. Тогда с помощью новейших технологий можно будет полностью воссоздать внешность Лизы Герардини и, соответственно, сравнить с портретом.
Вывод: сам Винчети уверен, что особенного сходства не будет. Тот же Вазари писал, что Лиза была меланхолична и никогда не улыбалась. Откуда же тогда знаменитая улыбка Джоконды?!
С одной стороны, Вазари, который во второй редакции своих «Жизнеописаний некоторых великих живописцев, ваятелей и зодчих» многое изменил, не тронул историю о создании портрета Моны Лизы. С другой стороны — его версия неоднократно подвергалась сомнению уже современными исследователями. Так, пейзаж, которым Леонардо сопровождал все свои портреты, соответствует окрестностям городка Боббио на севере Италии, а вовсе не изображает тосканские холмы в районе Флоренции. Исходя из этого, в модели художника записывали Бьянку Джованну Сфорца, дочь миланского герцога, одного из заказчиков да Винчи. Джокондой называют и Изабеллу Арагонскую. В своё время сенсацию в научном мире произвело предположение, что шедевр Леонардо — портрет не женщины, а мужчины: либо автопортрет самого да Винчи, либо портрет Джан Джакомо Капротти, с 1490 по 1510 год работавшего у живописца в мастерской и за свои бесчисленные проделки заслужившего прозвище «дьяволёнок». И не только за проделки, но и за соблазнительную, искушающую улыбку.
Вывод: «Леонардо не был портретистом. Да Винчи не писал просто людей, он изображал Вселенную, мироздание через отображение внутреннего мира, души человека. В этом и есть его гений. Мона Лиза — это духовное завещание, послание миру Леонардо», — убеждён Винчети, который настаивает, что каждое исследование должно опираться на чёткие и неопровержимые даты и документы, чтобы избежать фантазийных версий.
Ещё одна благородная цель его работы — вернуть интерес к исследовательской деятельности.
8.Русский след
В потомках Лизы Герардини течёт и русская кровь. Речь идёт о молодых сёстрах Наталье и Ирине Строцци-Гуиччардини, представительницах древней флорентийской аристократической семьи, одна из ветвей которой пересекается с Герардини Дель Джокондо. Мать сестёр — дочь русских иммигрантов, меценатка и энтузиаст продвижения российского искусства в Италии Ирина Строцци. Во Флоренции сохранились дворцы, некогда принадлежавшие семье. Наталья и Ирина прекрасно говорят по-русски, хорошо знают русскую культуру: литературу, музыку, балет. В себе они сходства с Джокондой не находят, но говорят, что в улыбке их отца есть что-то от увековеченной Леонардо дальней родственницы.
9.Улыбка Джоконды
И так, что же скрывает улыбка Джоконды? Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы так изменчива - то угасает, то возникает вновь?
Улыбается ли Мона Лиза? Ответ на этот вопрос исследователи ищут до сих пор. Многие склоняются к версии, что улыбка - всего лишь оптический обман. Если посмотреть в глаза Моны Лизы, из-за теней создается впечатление улыбки. Но стоит опустить глаза ниже, и улыбка исчезает. Леонардо да Винчи смог добиться невероятного эффекта "мерцающей" улыбки.
Почти 500 лет ее улыбка сводит людей с ума. Многие часами сидят напротив портрета загадочной женщины, запечатленной кистью великого Леонардо Да Винчи, и не могут оторвать глаз от ее лица. Некоторые из них даже впадают в истерику, начиная плакать или смеяться, а некоторые вдруг отожествляют ее с реально существующей женщиной и принимаются сочинять ей страстные письма с признанием в любви. Чего только не натерпелась Джоконда от своих почитателей….
Не выдержав впечатлений от завораживающей (таинственной) улыбки Джоконды, трое ее поклонников покончили жизнь самоубийством, причем один из низ застрелился прямо напротив картины. Некий боливийский турист, задетый этим изображением за живое, с латинской непосредственностью закидал картину камнями, другой «антипоклонник» облил портрет соляной кислотой.
Вывод: Учитывая всё выше приведенное, можно с уверенностью сказать, что улыбка Джоконды является - "самой странной и загадочной улыбкой в мире" и одной из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда» (Мона Лиза) носит отчетливо индивидуальный характер
Только в некоторой степени можно согласиться с мнением нейробиолога Гарвардского университета Маргарет Ливингстон, которая на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке в Денвере (штат Колорадо) представила свою теорию, объясняя этот феномен тем, что причина тому – «не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения. Она считает, что появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. В отчете, опубликованном в журнале «Science», с помощью специальной программы с осцифрованного изображения картины были удалены все нечеткие детали и тени, после чего улыбка…. исчезла, а стоило восстановить часть размытостей, как улыбка появилась вновь. По словам ученого, таковы особенности восприятия человека внешнего мира: за четкие детали отвечают одни участки глаза, а за движение, тени и блики – другие.
Но это заключение, соответствует лишь маленькой толике в технологической гамме восприятия картины. Как известно, улыбки бывают разные: «счастливые», «печальные», «смущенные», «обольстительные», «кислые», «язвительные», т.е. эмоционально односторонними. Но ни одно из этих определений в данном случае не подходит к улыбке Джоконды, она выражает широкий диапазон чувств: от смущения и нерешительности, до надежды на понимание и благосклонность.
Поэтому была рассмотрена тайна написания картины с позиций «симметрии-асимметрии» мировосприятия. То есть, как бы выглядел портрет Джоконды, если бы был составленный из двух левых, или двух правых половин лица Джоконды. В процессе теста «синтезированные фотографии» - соединили правую и левую половину фотографии с её зеркальным отображением. И что же увидели, ни одна из «синтезированных» фотографий не имеет прямого сходства с оригинальным портретом, при этом они одновременно отображают два различных эмоциональных состояния «печали-грусти» - правосторонний портрет и веселья – левосторонний.
10. Эксперимент: «Грустит она или улыбается?» Цель эксперимента: «оценить» улыбку Моны Лизы по группам эмоций Материалы: репродукция картины Леонардо да Винчи «Джоконда», критерии оценивания улыбка Моны Лизы
Процесс: В эксперименте участвовали учащиеся в количестве 86 человек.
Глядя на портрет, люди по-разному воспринимают чувства персонажа.
Учащимся было предложено рассмотреть репродукцию картины Леонардо да Винчи «Джоконда» и «оценить» её улыбку по предложенным критериям оценивания.
Критерии оценивания, которые я предложила учащимся для проведения эксперимента:
счастливая | |
испытывающая чувство отвращения | |
полная страха | |
злая | |
другое |
После обработки полученных данных у меня получился результат «оценивания» улыбки Моны Лизы учащимися:
счастливая | 60% |
испытывающая чувство отвращения | 13% |
полная страха | 10% |
злая | 1% |
равнодушная | 1% |
задумчивая | 9% |
добрая | 1% |
застенчивая | 2% |
Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости Сравнительная таблица: «Улыбка Моны Лизы» (оценивание искусственным интеллектом)
счастливая | 83% |
испытывающая чувство отвращения | 9% |
полная страха | 6% |
злая | 2% |
Вывод: В результате эксперимента выяснилось, что 60% учащихся считают улыбку Моны Лизы счастливой. Если верить биографу Леонардо, неудивительно, что улыбка
преобладает положительными эмоциями: «во время написания портрета девушку окружали шуты и музыканты».
Менее романтичные специалисты утверждают, что объяснение загадочной улыбки банально - у женщины просто сбриты брови. Если их подрисовать, то исчезнет весь неповторимый облик.
11.Пьедестал времени.
«Джоконда» сразу завоевала славу у всех художников. Но, все, же главное мнение имеют коллекционеры. А в 16 веке таковыми были короли. Шествие картины началось со времен правления Франциска 1.
В ту пору и появились первые копии картины. Два века «Мона Лиза» путешествовала по королевским дворцам. Картина сильно потемнела после неудачных реставраций, исчезли брови Джоконды и две колонны на лоджии за ее спиной. Но в 18 веке удача изменила «Джоконде», она не вписалась в моду на красавиц того времени и коллекционеры к ней потеряли интерес. Её перевели в кабинет министров, а затем она оказалась в одном из темных закоулков Версаля, где её могли видеть только мелкие чиновники да уборщицы.
Все изменила Великая Французская революция. Член комиссии Конвента Фрагонар сумел по достоинству оценить «Мону Лизу», включив ее в состав самых ценных картин первого в мире публичного музея в Лувре. В 1800 году Первый консул Французской республики генерал Бонапарт украсил ею свою спальню во дворце Тюильри. 3 года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца, став императором, Наполеон возвратил картину в Лувр.
В 1833 году американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу публики. Англичанин Вальтер Патер так писал о Джоконде в своем эссе: « Это красота, к которой стремиться изболевшаяся душа, весь опыт мира собран здесь и воплощен в форму женщины…
Поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». До него никто не видел в ней никакой тайны. Готье представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины - вамп в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: « Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Ее улыбка обещает неизвестное наслаждения, она так божественно иронична… если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…». После него загадочная улыбка превратилась в главное достоинство картины, затмив авторство самого Леонардо.
В России в начале XX века тему роковой женщины подхватил писатель и философ Дмитрий Мережковский в книге «Воскресшие боги». На начало ХIX века картину знали только профессионалы и она не считалась лучшей работой Леонардо, в XX веке она стала известна интеллектуалам из среднего класса. Через 10 лет о ней узнал весь мир.
21 августа 1911 года разразился страшный скандал – картину украли из «Квадратного салона» Лувра. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Кража картины стала первой по- настоящему всемирной сенсацией. Лишь только 2 декабря 1913 года – через два с лишним года после исчезновения картины – неизвестный, назвавшийся Леонардом, предложил флорентийскому антиквару Альфредо Гери купить у него «Джоконду». Грабитель, которого в действительности звали Винченцо Перуджа, некоторое время работал в Лувре. В тот день, когда исчезла «Мона Лиза» он навешал в музее своих друзей – рабочих. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Итальянец спокойно снял картину со стены, оказавшись в «Квадратном салоне» один, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал ее под своим рабочим халатом. Он легко прошел мимо сторожей. Придя домой, спрятал «Джоконду» под матрац. Так он и спал на картине больше двух лет. Цель кражи картины – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Перуджа не знал, что Франция купила картину за 300 лет до прихода к власти Наполеона.
«Мону Лизу» показали на выставках во Флоренции, Риме и Милане, а потом она с триумфом возвратилась во Францию в отдельном купе экспресса «Милан – Париж». Перуджа получил всего год тюрьмы – итальянский суд учел его патриотические побуждения.
Вывод: После кражи и возвращения «Мона Лиза» окончательно стала символом изобразительного искусства вообще. Она превратилась в звезду. Джоконда стала народной героиней.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: художник и вор.
Художники-авангардисты избрали «Мону Лизу» объектом своих экспериментов. Казимир Малевич создал коллаж в 1914 году. Он крест-накрест дважды перечеркнул репродукцию «Джоконды» и написал «частичное затмение». Марсель Дюшан пять лет спустя, изобразил «Мону Лизу» с усами, назвав свое произведение загадочной аббревиатурой из 5 букв LHOOQ. Публика была оскорблена до глубины души, однако, картина прославилась еще больше.
С 1914 года «Джоконда» не покидала Францию почти полвека. В 1962 году Генерал де Голль отправил картину в США на океанском лайнере в каюте первого класса. Она отплыла в качестве дипломата. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. «Джокондомания» охватила Америку. За два месяца картину посмотрели больше полутора миллионов человек. Феноменом оказалось, что большинство этих людей впервые в жизни пришли в музей. Покорив Америку, в 1974 году «Мона Лиза» отправилась в Азию. Франция налаживала отношения с Японией. «Игривая, веселая женщина» прибыла в Токио на борту Боинга. Всего за месяц «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. На обратном пути из Японии она заглянула в Москву. В день «Джоконду», помещенную в Музее имени Пушкина, смотрело по 4600 человек. Российская оборонная промышленность изготовила «музейное изделие»: кабину – витрину для «Моны Лизы». Москва – последний пункт маршрута всемирных гастролей «Джоконды».
Во второй половине двадцатого века в прессе появились сенсационные сведения, что при просвечивании великой картины рентгеновскими лучами ученые-искусствоведы увидели в нижних слоях краски портрет молодого мужчины. А совсем недавно в одной из телевизионных передач прозвучало мнение врачей, что на портрете изображена очень больная женщина. Это перекликается и с мнением писателя Гарольда Голда. Однако, в предисловие он пишет, «что упомянутые в его произведение факты прошлого и настоящего располагаются в ложе вымысла, как, впрочем, это всегда и бывает в истории и жизни».
Вывод: И все же, шедевр Леонардо в настоящее время – это мировая, глобальная ценность. На нее работают: массовый туризм, поп-культура, реклама. Песни о Джоконде поют певцы со всего света - от Демиса Руссоса до Элтона Джона. Всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински изображают в виде Моны Лизы. В мае 2005 года в космос на Международную станцию отправился набранный художником Пузенковым из компьютерных пикселей лик Моны Лизы. В конце XX века Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной жизнью в массовой культуре, как Мерилин Монро.
12.Заключение. По-прежнему в наши дни (уже в двадцать первом веке!) мы задаемся вопросом: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала, супер звездой? Мнения разделились. Одни считают, что секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Прежде всего, кража 1911 года стала всему виной. Это был «подарок судьбы» и «Джоконда» достигла такой популярности, так как чувство утраты рождает любовь. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, русский Мережковский, поляк Малевич… мужчин в судьбе «игривой, веселой дамы» хватало, только вот женщин там не найдете, так как где любовь, там и ревность и ненависть…
Леонардо превзошел возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы.
Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. Видимо «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время, недосягаемым и бесчувственным образом. Портрет Джоконды – подлинный манифест великого художника, в него вложены мучительные усилия гения, в нем воплощен сам дух Возрождения, дух СВОБОДЫ личности и творчества.
И все-таки сложно ответить на вопрос: «Кто же скрывается за обликом Джоконды»,
Может её звали:
- Мона Лиза Герардини дель Джакондо;
- Изабелла Гуаландо;
- Изабелла из Эсте;
- Филибрета Савойская;
- Констанция д,Авалос;
- хозяйка Джулиано ди Медичи;
- просто идеальная женщина;
- молодой юноша в женском одеянии;
- автопортрет художника.
Вывод: Таким образом, учитывая имеющуюся информацию, а также на основании представленных доказательств можно с определенной долей уверенности предположить, что портрет Джоконды есть собирательный образ, имеющий как женское начало, так и мужское.
Однако, беря во внимание гениальную личность Леонардо де Винча, этот вывод, может быть, и подвергнут сомнению. Если взять за основу тот факт, что сделанный Леонардо красным карандашом автопортрет принадлежит самому художнику, тогда он геометрически точно и идеально совпадает с Джокондой.
"Хороший живописец выставляет по существу две вещи:
индивидуальность и точку своего мнения"
Леонардо де Винчи.
13.Список литературы:
1.Леонардо да Винчи// Энциклопедия для детей. Т.7.Исскуство.Ч.1 – М., 1997;
2.Интернет – ресурсы: http://1september.ru/, http://class-fizika.narod.ru/leo.htm, http://www.allbiograf.ru/nauka/62/leonardo-da-vinchi, Википедия, Фактопедия;
3.«Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» диск № 10, 2005 г.
4.Универсальная энциклопедия для юношества. Цивилизации.Сост. А. М. Цирульников. – М., 2000.
Снег своими руками
Два петушка
Щелкунчик
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Мороз и заяц