Исследовательский проект "Знаменитые люди нашего края. Художник А.П.Мадарин - представитель наивного искусства"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sidorovoy.docx | 36.45 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Краснова Виктора Михайловича»
Вид работы: исследовательский проект по краеведению
Тема работы: Знаменитые люди нашего края.
Художник А.П.Мадарин – представитель наивного искусства.
Выполнила: Сидорова Анастасия, 9 класс
Научный руководитель: Козина Ольга Михайловна
Меленки
2013
Паспорт проектной работы
Название проекта: «Знаменитые люди нашего края. Художник А.П.Мадарин – представитель наивного искусства»
Количество участников: 1
Возраст: 15 лет
Время работы над проектом: 3 месяца
Режим работы: школьное научное общество учащихся
Проект: индивидуальный
Продукт: альбом с иллюстрациями художника «Жизнь моя, я тебя принимаю всю такую, какая ты есть»
Цель: собрать материал о земляке – художнике и познакомить сверстников с жизнью и творчеством талантливого человека.
Задачи:
Ведущая идея: доказать, что А.П.Мадарин – талантливый художник, прославивший Меленковскую землю.
Методы работы: а) интервью с людьми, знающими художника; б) экскурсия - посещение дома, где жил художник; в) анкетирование учащихся школы.
Введение
Выбор проблемы
Родина… Отечество… Для русского человека эти слова всегда имели большое значение. Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что современный человек утрачивает связь со своими корнями, с малой родиной. Достижения современности так быстро и активно входят в жизнь любого подростка, что быт не только далёких предков, но и поколений ещё живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт культуры русского народа.
В каждом уголке России, в каждом городе, посёлке, селе есть специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Как ни грустно, современная молодёжь мало интересуется историей родного края и людьми, прославившими свой край.
Например, в Меленковском районе, в моей родной деревне Иватино жил художник, картины которого экспонировались на районных, областных, республиканских выставках изобразительного искусства. Его картины находятся в фондах музеев города Суздаля, Областного Центра народного творчества города Владимира. Я провела анкетирование среди старшеклассников на тему « Знакомы ли вы с творчеством А.П.Мадарина?»
Общий анализ полученных данных
Таким образом, в результате проведённого анкетирования и анализа вытекающих последствий из сложившейся ситуации я определила проблему: отсутствие интереса к культуре родного края у современных подростков. Из 30 опрошенных старшеклассников только 3 человека знакомы с творчеством художника. Поэтому я поставила перед собой цель – собрать материал о земляке – художнике и познакомить сверстников с жизнью и творчеством талантливого человека.
Актуальность
Выявив проблему и изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как проявление интереса к людям, прославившим родную землю, есть важнейшее условие успешного развития России. Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране. Человек, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.
А.П.Мадарин – яркая творческая личность со своим неповторимым способом выражения мира на холсте. Своеобразное видение природы, обаяние, искренность делают произведения нашего земляка интересными. Картины А.П.Мадарина несут заряд бодрости, оптимизма, способны затронуть душу человека. Главным источником вдохновения для художника была, конечно же, Родина.
План сбора информации
Выбор продукта
Продуктом моего проекта станет альбом «Жизнь моя, я тебя принимаю всю такую, какая ты есть», в который войдёт собранный материал по теме, биографические сведения, фотографии, картины художника.
План решения проблемы
Осуществление плана действий
Алексей Павлович Мадарин родился 8 марта 1933 года в Меленковском районе в семье фабричных рабочих. Вырос и жил в деревне Иватино, которая находится в окружении живописных берёзовых рощ, лугов и полей. Во время войны отец погиб на фронте. Будучи в семье старшим сыном, Алексей после окончания Иватинской начальной школы пошёл работать в подпаски, помогая матери поднимать детей. Жизнь сельчанина – тяжёлый физический труд от зари до зари. Как любой сельский житель, Алексей освоил много профессий. Работал слесарем, каменщиком, печником. А ещё он был часовых дел мастер, садоводом, гармонистом. Служил в войсках МВД.
В 1963 году женился на Клавдии Михайловне. У Алексея Павловича и Клавдии Михайловны двое детей и пятеро внуков. Скончался 1 октября 2011 года.
Рисованием А.П.Мадарин увлёкся в 1975 году. Первоначально рисовал карандашом, а позднее освоил технику письма масляными красками. Как он говорил о себе: «Я самоучка, художественного образования у меня нет, но художество жило во мне с начальных классов школы. Осуществить раньше свои мечты и желания не удалось. В первых своих картинах очень осторожничал, было очень трудно, привыкал к краскам и боялся их. Постепенно стал к ним привыкать, и работа над картинами пошла быстрее».
Долгие годы Алексею Павловичу было не до искусства. В большой крестьянской семье работы всегда было достаточно. К сорока годам появилось свободное время, тогда натянул первый холст и купил краски. Алексей Петрович стал уважаемым человеком на селе. Он всегда придерживался правила: первым делом хозяйство, а творчество в свободное время. Рисовал картины только зимой.
За тридцать лет творческой деятельности А.П.Мадариным создано более семидесяти картин. На его полотнах изображено то, что ему близко и дорого: деревенские дома и улочки, омытые летним дождём или покрытые зимними сугробами, поля с пасущимся скотом, сюжеты из деревенской жизни. Вот названия некоторых его картин: «Зимняя дорога», «Лунный вечер», «На речке Унже», «Охотники на привале», «Грибная пора», «Деревенская свадьба», «Пастух», «Отдых на речке», «Беззаботное детство», «У пруда», «Беззаботное детство», «Пасхальные дни», «После дождя», «Осенний закат».
Художник проникся красотой родной природы и впитал в себя самобытность деревенской жизни, что и перенёс на полотна, вкладывая в каждую картину много душевного тепла. По его словам, он любил рисовать пейзажи, натюрморты, портреты. Особенно привлекают зрителей портреты Есенина с сестрой, певца Баскова и внучки художника Евгении. «Я люблю рисовать людей», - говорил художник.
«Алексей Мадарин – самобытный, открытый и добрый художник. Его картины дарят радость жизни», - эти слова известного художника Николая Бондаренко разделяют многие художники и просто поклонники Алексея Павловича.
А.П.Мадарин – представитель наивного искусства.
А.П.Мадарин работал в стиле «наивного искусства». Он принадлежал к той категории наивных художников, которые хотя и не имели специального образования, но глубоко чувствовали окружающий мир, стремились воплотить его в своих картинах. Мадарин писал свои картины простодушно и упрощенно, не стремясь подражать профессиональным художникам, большим мастерам кисти. В его творчестве мир и человек неотделимы друг от друга, они сосуществуют естественно и органично.
Меня заинтересовал термин «наивное искусство». Я решила провести исследование: «Что обозначает термин «наивное искусство»?
В «Толковом словаре» («Универсальный словарь по русскому языку», Санкт – Петербург, «Весь», 2009.) дано следующее значение слова «наивный»:
Наивный – ая, -ое, -вен, -вна. – Простодушный, обнаруживающий неопытность, неосведомлённость.
В энциклопедическом словаре («Советский энциклопедический словарь», Москва, «Советская энциклопедия». 1979, стр. 857) есть только значение сочетания «наивный реализм»:
Наивный реализм – основанное на жизненном опыте стихийное воззрение на мир, признающее его таким, каким он непосредственно представляется человеку.
Обратимся к источникам Интернет («Современное изобразительное искусство». http://www.vladimironline.ru/society/id 44717)
Наивное искусство (от английского naive art) – стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идёт о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства берут начало в народном художественном творчестве.
В настоящее время в этом направлении работают множество художников, которые получили очень хорошее художественное образование, но продолжают писать по – детски не сложные сюжеты. При этом «наивный» художник отличается от «не наивного», как знахарь отличается от доктора медицинских наук: оба специалисты, но лечат по – разному.
Впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году, когда в Салоне независимых художников в Париже были показаны картины Анри Руссо, прозванного Таможенником, так как он был таможенником по профессии. Впоследствии в начале 20 века моршаны – сначала Альфред Жарри, затем Гийом Аполлинер, а вскоре и Бернхейм, Вильгельм Уде и Поль Гийом стали привлекать внимание публики не только к работам Руссо Таможенника, но и к произведениям других примитивистов и самоучек. Первая выставка наивного искусства прошла в 1937 году в Париже. Она называлась «Народные мастера реальности». Творчество наивных художников как один из пластов смовременного искусства требует серьёзного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе. Оно либо идеализируется и превозносится, либо рассматривается с оттенком пренебрежения. И это обусловлено в первую очередь тем, что в русском языке термин «наивный, примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл.
Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам – профессионалам, удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно – социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком. Жизнь они понимают как «золотой век», потому как мир для них – это гармония и совершенство. Для них нет истории как постоянно творимого процесса, а время в нем обращено в бесконечный круг, где наступающее завтра будет таким же лучезарным, как и прошедшее вчера. И не важно, что прожитая жизнь была беспросветно – тяжелой, драматичной, а подчас и трагичной. Это нетрудно понять, если ознакомиться с биографиями наивов. Они словно хранят в генетической памяти свойственную их предкам целостность восприятия и сознания. Постоянство, устойчивость и душевное равновесие – вот условия нормальной жизни.
В настоящее время в мире создано огромное число музеев наивного искусства. Во Франции они есть в Лавале и Ницце. Такой музей был создан в России. Московский музей наивного искусства был основан в 1998 году и является государственным учреждением культуры.
Обобщив вышеизложенный материал, попробую составить словарную статью для энциклопедии искусства:
Наивное искусство (англ. naive art) – стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Впервые заявило о себе в 1885 году во Франции в творчестве Анри Руссо. Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни или собственной фантазии. Для их творчества характерна гармония между природой и человеком. В 1998 году в России создан Московский музей наивного искусства.
25 июня в №74 газеты «Молва» была опубликована статья Виталия Кепина «Пиросмани из деревни Иватино». Вот некоторые выдержки из статьи. «Творческая жилка - в музыке, рисовании, поэзии – обычно проклёвывается в юные годы. А вот когда человек первый раз берёт кисть в руки в 42 года и самоучкой осваивает искусство живописи – согласитесь, это достойно восхищения! Да ещё становится лауреатом всероссийского фестиваля наивного искусства – так именуют творцов из народа, по наитию рисующих картины. Самый известный из этой когорты – грузин Нико Пиросмани. Все, наверное, знают песню Аллы Пугачевой про «миллион алых роз» - сюжетом для неё послужил как раз сумасшедший поступок Пиросмани.
Именно на пятом десятке Алексей Павлович Мадарин из деревни Иватино решил – таки исполнить мечту детства и начал рисовать. Любимые сюжеты – пейзажи начинал писать «по памяти» может потому, что долгое созерцание и писание с натуры видов летней природы не было времени. И долгое время творил именно так – вспоминая сюжет.
« Когда я рисую озеро или речку, то, например, «врисовываю» гусей. Самое дорогое – это, конечно, природа, взять хотя бы сирень у дома или речку», - говорил художник.
Как относятся к нему земляки? Картинами интересуются, но вот последователей в родной деревеньке не нашлось. Что ещё раз доказывает: талант – даже наивный – вещь редкая и достойная восхищения».
Добавлю, что многие картины А.П.Мадарина побывали на различных выставках, где не остались без внимания посетителей и специалистов жанра наивного искусства, отмечены грамотами и призами. Отдельные картины Мадарина экспонировались на групповых выставках в Москве, Иваново, Твери, Туле. Выставку картин во Владимире известный художник Николай Бондаренко оценил так: «Прекрасная выставка, великолепные работы. Алексей Мадарин – самобытный, открытый и добрый художник. Его картины дарят людям радость». Высокую оценку творчества меленковского живописца дал заслуженный художник России Юрий Мокшин и многие другие. Картины А.П.Мадарина находятся в фондах музеев города Суздаля, Областного Центра народного творчества города Владимира.
Подведение итогов
Приступив к созданию проекта, я обратила внимание на то, что мои сверстники мало интересуются историей родного края, а многие не могут назвать людей, прославивших Меленковский район. Я приняла решение – собрать материал о художнике, живущем когда – то в моей родной деревне Иватино. Проанализировав собранную информацию, я приступила к разработке варианта решения проблемы. Посетила дом, где жил художник, побеседовала с его родственниками, собрала материал о его творчестве из различных источников и пришла к выводу:
1.А.П.Мадарин – представитель наивного искусства. Наивное искусство – это стиль творчества художников из народа, по наитию рисующих картины. Словарная статья для энциклопедии искусств могла бы быть такой:
Наивное искусство (англ. naive art) – стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Впервые заявило о себе в 1885 году во Франции в творчестве Анри Руссо. Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни или собственной фантазии. Для их творчества характерна гармония между природой и человеком. В 1998 году в России создан Московский музей наивного искусства.
2.А.П.Мадарин – автор более 70 работ, мастер пейзажей и портретов. Окружающий мир и человек неотделимы друг от друга, они сосуществуют естественно и органично на его картинах. Источником вдохновения для художника является красота родной земли, малой Родины. Картины Мадарина несут заряд бодрости и оптимизма.
3.А.П.Мадарин – признанный художник. Многие его картины побывали на различных выставках в Москве, Иваново, Твери, Туле, где не остались без внимания посетителей и специалистов жанра наивного искусства, отмечены грамотами и призами.
2.Практическая значимость проекта
1.Данный материал можно использовать для создания книги о художнике.
2.Собранный материал рекомендую использовать на классных часах, в том числе по краеведению.
3.Личное отношение автора к проблеме
Считаю, что необходимо продолжить поисковую работу по выявлению интересных судеб наших земляков. Хотелось бы познакомиться с великими творениями мастеров живописи земли Меленковской: Аношина В.А., Кормашова Н.И., Левина М.К., Миронова В.И., Некрасова А.П., Щепкина В.И.
Список использованной литературы
1.Берёзкина А. Жизнь моя, торопливая тройка. Коммунар, 2010, 17 сентября.
2.Бушуева Т. Наш земляк – художник Мадарин. Коммунар, 1997, 21 мая.
3.Кепин В. Пиросмани из деревни Иватино. Молва, 2010, 25 июня.
4.Коншин М. В душе он всегда был художником и стал им. Молва, 2005, 24 мая.
5.Митрофанова Е. Художник из нашей деревни: народные таланты. Коммунар, 2000.
6.Подобуева М. Любит рисовать людей. Коммунар, 2005, 1 апреля.
7.Подобуева М. Он вдохновляется живописью: люди российской деревни. Коммунар, 2000, 10 мая.
Кто чем богат, тот тем и делится!
Рисуем ананас акварелью
"Портрет". Н.В. Гоголь
«Течет река Волга»
Круговорот воды в пакете