Работу над темой «Роль театра в жизни человека» я выбрала потому, что хотела углубить и обобщить знания о театре. Мне было интересно расширить свой кругозор и узнать, какие функции выполняет театр, какова роль театра в жизни человека, чтобы в дальнейшем рассуждать об этом с точки зрения знающего человека.
Считаю выбранную тему работы актуальной, так как определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Она побуждает меня проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества;
Цель работы: доказать значимость театра в жизни человека; показать, как театр влияет на формирование духовной культуры личности человека; вызвать интерес людей к миру искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_teatra_v_zhizni_cheloveka.docx | 549.7 КБ |
ХIV Областные юношеские краеведческие Головкинские Чтения
Направление «Летопись родного края»
Секция «Современная история»
«История драмтеатра театра в жизни самарцев»
Выполнила:
Ремнева Дарья
ученица 1 «В» класса
МБОУ – кадетской школы № 95
Кировского района г. Самара
Руководитель:
Гаврилкова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ – кадетской школы № 95
Кировского района г. Самара
г. Самара, пр. Кирова, 193
тел. 995-52-14; 8-927-002-89-29.
Самара, 2014 г.
Содержание
Введение_________________________________________________ 3.
Основная часть____________________________________________ 4.
1.1.Понятие театр и его зарождение на Руси ___________________ 4.
1.2.Зарождение театра в Самаре_____________________________ 7.
1.3.Функции театра_______________________________________ 14.
1.4. Роль театра в жизни человека и моей жизни________________ 15.
Заключение _______________________________________________18.
Список использованной литературы___________________________20.
Введение.
Работу над темой «Роль театра в жизни человека» я выбрала потому, что хотела углубить и обобщить знания о театре. Мне было интересно расширить свой кругозор и узнать, какие функции выполняет театр, какова роль театра в жизни человека, чтобы в дальнейшем рассуждать об этом с точки зрения знающего человека.
Считаю выбранную тему работы актуальной, так как определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Она побуждает меня проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества;
Цель работы: доказать значимость театра в жизни человека; показать, как театр влияет на формирование духовной культуры личности человека; вызвать интерес людей к миру искусства.
Задачи - раскрыть сущность театра , рассмотреть соотношение человека и театра в обществе, рассмотреть основные функции театра в обществе, их значение и роль для человека.
Проблемные вопросы: Как театр выражает чувства человека и окружающий мир?
Почему говорят, «что жизнь коротка, а искусство – вечно»?
Что такое театр? Когда, как и почему возник театр?
Какую роль играет театр в жизни человека и в моей жизни?
Ожидаемый результат:
После ознакомления с моей работой предполагается более высокий уровень развития эмоционально-ценностного отношения к миру, понимания места и роли театра в жизни людей.
1. Основная часть
1.1.Понятие театр
«Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко!» -
сказал писатель Чехов А.П.
Как хорошо было бы, если бы кто-то создал прибор, который показывал бы степень влияния театра на человека, общество в целом, и даже на природу. Как театр влияет на здоровье человека, на качество его жизни? Можно ли измерять и прогнозировать такое влияние? Конечно, культура в целом, как совокупность науки, искусства и образования способна при выборе правильного направления и приоритетов жизни благотворно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом.
Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.
Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.
Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение. В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряжением, лицедейством. Игрища прививали вкус к драматическому творчеству. Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморошество – явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание. Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы.
Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.
Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.
По-настоящему театр появился в XVII веке –придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков».
Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I. Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.
Таким образом, театр - это разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное.
Театр часто сравнивают с отображающим зеркалом, отражающем действительность через мысли и чувства творца. Через него в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.
А вот произведение искусства может быть признано за таковое только при условии всеобщности, «общеинтересности» своего содержания. Художник призван выразить нечто такое, что в равной мере важно и для шофера, и для ученого, что применимо к их жизнедеятельности не только в меру особенности их профессии, но и в меру причастности к общенародной жизни, способности быть человеком, быть личностью.
1.2. Зарождение театра в Самаре
Во все времена театр притягивал к себе передовую часть общества демократизмом, народной правдой и нравственностью. И даже не признаваемый, а иногда и преследуемый официальными властями театр, не отстававший от движения своего времени, почти всегда являлся центром идейной и духовной жизни горожан, видевших или желавших видеть в нем высокое общественное предназначение. Вот и Самара, провозглашенная 1 января 1851 года столицей обширной губернии, не насчитывавшая тогда и двадцати тысяч жителей, в том же году обзавелась своим профессиональным театром.
Превращение Самары из уездного в губернский город привлекло чиновников из столиц. Оживилось и местное дворянство, которое уже вскоре приобрело дом для “Собрания”. А к концу 1851 года на берегу Волги, в так называемой Гавани, в наскоро приспособленном доме некоего Лебедева, появился и постоянный (на зимние сезоны) профессиональный театр. 8 ноября он показал свой первый спектакль. Известен репертуар того сезона: “Что имеем, не храним”, “Аз и Ферт”, “Русский человек добро помнит”, “Арфистка, или Проклятие матери”, “Кремлев — русский солдат”, “Филатка и Мирошка” и т. д. Все эти переводные водевили, мелодрамы и патриотические квасные пьесы составляли репертуар и столичных театров того времени. На фото театр находится справа:
12 мая 1854 года очередной пожар, опустошивший значительную часть деревянной Самары, не пощадил и каменный двухэтажный дом Лебедева. Тогда-то и было решено в короткий срок построить специальное театральное здание, для чего собрать средства по подписке среди дворян. Быстро определили и его место — на Полицейской площади (ныне Хлебная площадь), в какой-нибудь сотне метров от начала Саратовской улицы. Набрав 3000 рублей, “отцы города”, вдохновляемые губернатором К. Гротом, в августе 1855 года приступили к делу. А уже в середине ноября театр был открыт. Разное бывало в этом театре за “тридцать лет пестрой сценической жизни”. Много было показано скверных, пустых, пошлых пьес, скучных и нудных спектаклей. Много промелькнуло тут бездарных богемщиков, балаганного вкуса актеров и актрис. Появлялись в этом театре и невежественные антрепренеры-крепостники, набиравшие труппу по принципу “числом поболее, ценою подешевле”. Бывали и такие сезоны, когда ни о каком искусстве не могло быть и речи, — жалкая сценическая потеха при театральном буфете, да и только.
Но были, играли, творили на его крохотной, плохо освещенной сцене и прекрасные, талантливые артисты, известные всей России. Успешно ставились здесь многие выдающиеся произведения отечественной и западной классической драматургии. Разумеется, по-разному относились и зрители к театру. Да, разное бывало в театральной жизни губернской Самары, в жизни ее деревянного театра. В 1864 году, например, в Самаре выступал знаменитый трагик негр Айра Олдридж — первоклассный артист, не получивший признания на своей родине, в Америке. В России артисту был оказан радушный прием. В Самаре Айра Олдридж играл на английском языке заглавные роли в шекспировских спектаклях “Отелло” и “Король Лир”.
Подарила судьба этому театру и редкое счастье — открыть на своей сцене удивительный русский талант. Именно Самарский театр стал местом творческого рождения великой трагической актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой. На его сцене в начале 1870 года девятнадцатилетняя актриса совершила свой поразительный художественный взлет, потрясший всех, видевших ее в роли Лизаветы в драме Писемского “Горькая судьбина”, пройдет немного времени, и ее узнает вся театральная Россия. Ее гастрольные выступления будут проходить с триумфальным успехом. После спектакля “Горькая судьбина” Иван Сергеевич Тургенев, с трудом сдерживая волнение, скажет: “Да, все говорят о школе. Какая это такая школа может дать то, что нам сегодня показали. Выучиться так играть нельзя. Так можно только переживать, имея в сердце искру божию”.
Государственный театр драмы им. Горького
Самарский муниципальный театр драмы «Камерная сцена»
1851 — Самарский академический театр драмы имени Горького Профессиональный самарский театр начал свою карьеру с комедии Николая Гоголя «Ревизор». В 1888 году театр открывает новый сезон в только что отстроенном каменном здании, возведенном по проекту архитектора Михаила Чичагова в условно-русском стиле. В 1901 году на сцене самарского театра впервые были представлены публике пьесы Максима Горького. После смерти писателя, в 1936 году, театру присваивается его имя, а в 1977 году — почётное наименование «Академический».
1930 — Самарский Театр-центр юного зрителя «СамАрт» Театр был образован в 1930 году как областной театр для юношества. За прошедшие 75 лет в нём было поставлено более 500 спектаклей по произведениям русской и зарубежной классики, современной драматургии, некоторые из которых получили высшие награды на всероссийских и международных театральных фестивалях. С 1994 года на базе «СамАрта» проводится (раз в два года) фестиваль театров для детей и молодёжи «Золотая репка».
1985 — Самарский театр «Город»
Создан как театр-студия при Доме Учителя, а в 1993 году получил статус профессионального негосударственного театра. Основатель и учредитель театра — Виктор Тимофеев, выпускник высшего театрального училища имени Бориса Щукина, доцент кафедры актёрского мастерства и театральной режиссуры Самарской академии культуры и искусств. Победитель Первого фестиваля самарских независимых театров для детей и юношества «Ярмарка чудес» (2008 год) Участник первого театрального фестиваля "Театромагия" в 2013г. со спектаклем "Ты прости меня (Старик)" по пьесе Ильи Члаки. Регулярно показывает спектакли, как для детей, так и для взрослых в помещении музея им.П.В.Алабина. Для проведения спектаклей сцена кинозала музея трансформируется таким образом, что зрители, приходящие на спектакль попадают практически в настоящий театр.
1987 — Самарский муниципальный театр «Самарская площадь»
Создан как театр-студия при Доме молодежи ОК ВЛКСМ, а в 1993 году получил статус Муниципального театра. Основатель театра — Евгений Дробышев, выпускник высшего театрального училища имени Бориса Щукина. Тринадцать лет труппа репетировала в полуразрушенном здании, играла на арендованных сценах в домах культуры и клубах города. В октябре 2007 года театр открылся для зрителей в историческом здании кинотеатра «Фуроръ». В настоящее время театр имеет в репертуаре российскую и зарубежную классику, пьесы современных драматургов.
1993 — Самарский муниципальный театр драмы «Камерная сцена»
1998 — Самарский театр «Понедельник» (не имеет собственной сцены)
Первый состав труппы состоял из актёров, покинувших Самарский академический театр драмы имени Горького. История театра началась 20 апреля 1998 года, когда на сцене ДК «Звезда» состоялась премьера спектакля «Опасный поворот».
2004 — Социальный экспериментальный театр "Крылья" (ул. Аврора, 122)
Осуществляет свою деятельность при общественной организации "Центр Альтернативного творчества". Художественный руководитель театра, выпускник Самарской академии культуры и искусств, Матякин Андрей Николаевич. Концепция театра выражается в соединении в едином сценическом произведении трех видов театра: игрового (карнавальная природа, интерактив, перфомансы), драматического, трагедийного (основанного на метафизике Древней Греции с введением хора, создающего ту или иную атмосферу).
2006 — Театр «Актёрский Дом» (не имеет собственной сцены)
Союз актёров разных самарских театров, созданный по инициативе Союза театральных деятелей.
Театрально-концертный комплекс «Драматический театр имени Алексея Толстого»
Самарский академический театр оперы и балета
1931 — Самарский академический театр оперы и балета (пл. Куйбышева, 1)
Один из крупнейших театров России открыл первый сезон оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в 1931 году, а балетная труппа театра была основана в 1933 году. Сегодня основу репертуара театра составляют произведения мировой оперной и балетной классики. В Самаре получили сценическое воплощение многие оперы Тихона Хренникова и все масштабные оперы Сергея Слонимского. 5 марта 1942 года в стенах Куйбышевского театра была впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. В 2006—2009 годах здание театра было полностью реконструировано с сохранением фасада, что сделало его одним из самых современных театров в стране.
Детские театры
1932 — Самарский театр кукол (ул. Льва Толстого, 82)
История самарского кукольного театра началась с 5 актеров. Из Ленинграда приехал кукольник Евгений Деммени, который начал обучать артистов работе с куклой-марионеткой. В 1934 году первым художественным руководителем театра стала Т. Г. Каракозова, которая ставила пьесы, ставшие в настоящее время классикой советского театра кукол. За всю историю в театре кукол поставлено более 300 спектаклей.
1973 — Муниципальный детский музыкальный театр «Задумка» (ул. Ново-садовая)
Имеет вокальное и хореографическое отделения. В театре занимаются дети в возрасте от 5 до 17 лет. Коллектив является лауреатом многочисленных всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Инициатор и один из организаторов традиционного международного фестиваля детского творчества «Волжские узоры» в Самаре.
1995 — Самарский театр для детей и молодёжи «Витражи»
1.3. Функции театра
Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, в богатстве своих чувственных проявлений.
В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.
Те цели, которые автор или создатель намеренно и сознательно ставит пред собой, работая над произведением, имеет направленность. Это может быть какая-то политическая цель, комментарий социального положения, создание определенного настроения или эмоции, психологическое воздействие, иллюстрация чего-либо, продвижение продукта (в случае рекламы) или просто передача некоего сообщения.
Однако содержание послания не обязательно бывает научным. Искусство позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства.
Искусство как развлечение. Целью искусства может быть создание такого настроения или эмоции, которая помогает расслабиться или развлечься.
1.4. Роль театра в жизни человека и моей жизни
Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.
Бертольт Брехт
Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.
Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути.
Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром .
Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.
Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.
Возможности театра многогранны. Театр формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации.
Изучив достаточный материал, мне захотелось провести анкетирование в классе и узнать у своих одноклассников их отношение к театру. Вот что у меня получилось:
Всего анкетируемых 20 человек.
Как вы считаете, какую роль играет театр в современной жизни человека?
Большую 16 %
Никакую 1 %
Помогает жить 3 %
Чему учит нас театр и учит ли он вообще?
Красоте 5 %
Пониманию жизни 5 %
Расширяет кругозор 10 %
Каким видом искусства занимаетесь или увлечены?
Увлечены 19 %
Не увлечены 1 %
Были ли случаи, когда искусство сыграло какую-то роль в вашей жизни?
Да 5 %
Нет 15 %
Анкетирование показало, что интерес ребят к театру находит отражение в той или иной мере в их жизни. Они принимают участие в постановках спектаклей в нашем классе и им это нравится. Многие раскрываются. Влияние театра на мою жизнь велико. Театральные постановки захватывают дух. Заставляют задуматься над жизненными ситуациями. Понимать культуру отношений.
Истинное искусство должно быть прекрасно, иметь доброе, гуманное начало с вековыми традициями.
2. Заключение.
Театр играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Действительно, театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Вызвать раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души – благородная и необходимая цель искусства вообще, и в том числе искусства театра. Таким образом одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к искусству . И как уже упоминалось выше, театр является важнейшей частью человеческого развития:
- формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,
- развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;
- развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.
4. Литература
1. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов интернета.
Дымковский петушок
Ночная стрельба
Самый богатый воробей на свете
Горка
Где спят снеговики?