В связи с актуальностью вопроса о введении школьной формы в российских школах возник интерес к истории школьной формы. Проследить этапы формирования традиции школьной формы в России попыталась в своей работе ученица 7 класса Канафеева Кристина
Вложение | Размер |
---|---|
kanafeeva_kristina_7_a_klass_referat_shkolnaya_forma.docx | 650.84 КБ |
Министерство образования РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №11
ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ В РОССИИ
Выполнила: учащаяся 7 «А» класса
Канафеева Кристина
Руководитель: учитель истории
Митряшкина Ольга Геннадьевна
г. Березники
2014 г.
Содержание
стр.
Введение ……………………………………………………...……… 3
Заключение ….……………………………………………………...12
Список литературы…………………………….……………………. 13
Приложение №1……………………………………………………... 14
Приложение №2……….…………………………………………….. 15
Приложение №3……….…………………………………………….. 16
Приложение №4……….…………………………………………….. 17
Введение
В последнее время в средствах массовой информации, родительской общественностью поднимается вопрос о необходимости введения школьной формы для обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Это вопросы был поднят в Государственной Думе и нашел свое отражение в ряде нормативных документов. Так на разных уровнях были приняты законы и постановления, в которых устанавливаются единые требования к внешнему виду и одежде обучающихся:
Вопрос о введение школьной формы в современной школе вызывает много споров, поэтому история формы в России вызывает интерес.
Школьная форма в современном мире применяется в двух случаях. В первом случае отдельные школы и университеты вводят её как символ элитарности, принадлежности к высшему слою общества. Это делается в масштабах одной элитной школы и эта форма как правило очень дорогая, красивая и действительно выделяет детей среди сверстников. Во втором случае, когда её вводят как всеобщий элемент школьной одежды по всей стране, делают это чтобы уровнять всех детей. Это либо очень бедные страны (ЦАР, Кения, Нигерия и др.), либо тоталитарные (бывший СССР, Сирия, КНДР, Китай и др.). В этом случае конечно форма применяется в масштабах всей стране, но выполняется из очень дешевых материалов и выглядит одинаково, что от неё и требуется. Но это в современном мире - в древности она использовалась только для подчеркивания факта принадлежности к высшему, образованному слою.
В настоящее время появление формы является необходимостью укрепления имиджа образовательных учреждений, обеспечения школьников эстетичной и удобной одеждой, стирания имущественного, социального и религиозного различия между обучающимися.
Цель исследовательской работы – изучить эволюцию школьной формы в России на всех исторических этапах ее существования.
Задачи исследовательской работы:
При изучении поставленной проблемы были использованы нормативные документы, ресурсы Интернета, а также материальные источники (фотографии из домашнего архива, школьная форма советской России и современного школьника).
Вологодско-Пермская летопись о школе Владимира Святославича:
988 г. «Князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте». С этого сообщения и начинается история Российского образования. Обучаться в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Лишь через сто лет, в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам.
В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Священники считались на Руси самыми образованными людьми.
Учителя X—XIII вв. в силу несовершенства методов обучения и индивидуальной работы в процессе занятий с каждым учеником в отдельности не мог заниматься более чем с 6—8 учениками. Князь набирал в школу большое количество детей, поэтому вынужден был на первых порах распределить их между педагогами. Такое деление учащихся на группы было обычным в школах Западной Европы того времени. О примерно таком количестве учащихся свидетельствуют берестяные грамоты знаменитого новгородского школьника XIII в. Онфима. Ни о какой школьной форме речи не идет.
С XV века учебные учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».
Несмотря на рост строительства образовательных зданий, школа все еще не имела широкого распространения на всей территории Руси. Образование в Киевской Руси организовывалось систематически и повсеместно. Именно поэтому, первые школы на Руси хоть и существовали, но не расцветали и постепенно начинали угасать. Только в начале XVII века изучение наук и искусств в школах началось по новому. Русская школа XVII века была устроена так. Ученики сидели все вместе, но каждому учитель давал своё задание. Научился читать и писать — закончил школу.
В эпоху Петра 1 открывается первая школа в городе Киеве по систематическим наукам, которые сам царь называл новым шагом в образованности каждого человека. Сюда могли попасть только дети из благородных семей, но желающих отдать своих детей на обучение прибавилось. Во всех школах XVII века учителя преподавали такие предметы, как грамматика и латинский язык. Именно с эпохой Петра 1 историки связывают коренные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина. Однако в эту реформу школьная форма так и не была введена.
Однако, не смотря на рост потребности в образованных людях и создании различных учебных заведений, образование в России до середины XIX века остается элитарным и малодоступным широким массам населения. Поэтому вопрос о единых требованиях к внешнему виду и одежде обучающихся был не актуален.
Первая школьная форма появилась в 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Фуражки обычно были светло-синими и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Имелась и выходная или праздничная форма: темно-синий или темно-серый мундир с обшитым серебряным воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Фасон формы менялся несколько раз, как и мода того времени. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 «Форма военного фасона 1834 г. »).
В то же время началось развитие женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Форма для девочек была утверждена на целых 60 лет позже формы для мальчиков — в 1896 году, и в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Но форма для девочек радует знакомыми коричневыми платьями и фартучками — именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же белые воротнички, та же скромность фасона. Но цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения: Например, из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия №36 Валентиной Савицкой, известно, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних — почти цвет морской волны, а у выпускниц — коричневый. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2 «Форма для девочек, 1896 г.» ).
Но вскоре после революции, в рамках борьбы с наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, полностью отменявший ношение школьной формы. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его.
Период «бесформенности» длился до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в СССР. Вводится единая школьная форма. В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Но для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 «Советская школьная форма»).
Официальное объяснение - приведение закона в соответствии с конвенцией о правах ребёнка, в ней сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения и поэтому была отменена.
С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Среди его нововведений – право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся. В стране снова на законодательном уровне вводится школьная форма. Появление ее обусловливается необходимостью стирания имущественного, социального и религиозного различия между обучающимися, укрепления имиджа образовательных учреждений, обеспечения школьников эстетичной и удобной одеждой. Введение формы не означает, что все учащиеся будут одеты одинаково. Для каждого образовательного учреждения цвет, фасон, внешний вид одежды и обязательность ее ношения будут определяться индивидуально. Школам рекомендуется принять специальный локальный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы формы для учащихся, причем с учетом мнения родителей.
Общеобразовательные организации могут установить три вида школьной одежды: парадную, повседневную и спортивную. Парадная форма предназначена для праздничных мероприятий и школьных линеек. Парадная форма от повседневной отличается наличием светлой сорочки или праздничного аксессуара для мальчиков и юношей, блузки или праздничного аксессуара для девочек и девушек. Спортивная одежда используется для занятий физкультурой. Форма каждой школы может иметь свои отличительные знаки в виде эмблем, нашивок, значков, галстуков и так далее. Одежда учащихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам, месту проведения занятий, погоде, температурному режиму помещения. Стиль одежды – общепринятый деловой. Форма для школьников должна носить светский характер. Недопустима одежда, обувь и аксессуары с травмирующей фурнитурой, неформальной символикой, пропагандирующей противоправное поведение и употребление психоактивных веществ. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4 «Российская школьная форма»).
Требования к форме должно приниматься всеми участниками образовательного процесса и учитывать материальное положение многодетных и малообеспеченных семей.
Заключение
Исходя из изученного материала можно сделать вывод, что за весь период своего существования школьная форма, не зависимо от исторических эпох, выполняла конкретную цель: создание рабочей атмосферы в коллективе учащихся, сплочении его для достижения успешных результатов в процессе обучения.
Если говорить о фасоне школьной формы, то здесь главным было удобство и практичность, поэтому школьная форма за полтора века своего существования почти не менялась.
Школьная форма – это прежде всего дисциплина. Я считаю, когда есть форма, то ученики сосредоточены в основном на обучающем процессе, а не на своем внешнем виде.
Моему поколению есть с чем сравнить, у нас не было формы в 5 и 6 классах, а в 7 классе мы в строгих костюмах сели за парты. Смотрится очень красиво и элегантно. Тем более, что современные требования к внешнему виду весьма демократичны. Каждое образовательное учреждение имеет право совместно с родителями и учениками выбрать модели и цвет формы. Современная школьная форма отличается разнообразием, удобством и практичностью.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 «Форма военного фасона 1834г.».
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 «Форма для девочек, 1896 г.».
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 «Советская школьная форма».
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 «Российская школьная форма».
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Вода может клеить?
Знакомимся с плотностью жидкостей
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Швейня