Обоснование проекта.
Многолетняя практика МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковой по работе с профильными классами в старшей и средней школе, а также работа по предпрофильной подготовке учащихся, социальный запрос и пожелания родителей позволяют определить направления работы с детьми летом. Именно поэтому педагогический коллектив вышел на создание проекта.
Под социальным проектом мы понимаем форму образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными или социально активными детьми.
Проект направлен на организацию оздоровительной и образовательной деятельности учащихся в период летних каникул, формирование у них навыков в виде социального, художественного, научно-технического и т.п. видов творчества, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, учебно-исследовательских проектов, дополняемых обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.
2. Актуальность проекта
Данный проект по своей направленности является комплексным, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
3. Цель и задачи проекта.
Цель: формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции, привлечение детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов, практическая отработка знаний, умений, навыков, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, дополняемых обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.
Задачи:
1. Формирование социально значимых компетенций и нравственно - эстетических качеств участников проекта.
2. Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся на основе воспитательной и проектной деятельности.
3. Создание оптимальных условий для реализации собственных интересов и творческих инициатив, потребности в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создание благоприятной почвы для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.
5. Укрепление здоровья, организация активного отдыха и досуга детей.
6. Формирование общей культуры школьников, поддержание и развитие их творческой активности, интеллекта.
7. Содействие социальной адаптации учащихся.
Участники проекта: учащиеся в возрасте 13-14 лет.
4. Нормативно-правовая база
Проект разработан с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция РФ
Закон РФ « Об образовании»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.98 №124-ФЗ
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ
«О защите прав потребителей» и кодекс РФ об административных нарушениях» от 09.01.96 № 2-Ф
5. Механизмы реализации проекта
Исследовательская деятельность учащихся: проектирование и создание информационных ресурсов, творческая, трудовая и воспитательная деятельность.
6. Предполагаемые результаты, их социальная значимость
Учащиеся приобретут знания основных экологических проблем города, района, области, форм и методов охраны окружающей среды, получат возможность реализации своих творческих идей, приобретут навыки коллективного творческого труда и проектной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkolnaya_strana.doc | 147.5 КБ |
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 87 имени Л.И.Новиковой
Россия , 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д.14а
Тел/факс: /831/ 224-03-82 , 224-48-04
Социальный проект «Наша школьная страна»
Сроки реализации проекта – 2012/2013гг.
Участники: учащиеся лицея в возрасте 13-14 лет.
Координатор проекта: Пудлик Е.В.,
заместитель директора по воспитательной работе.
Руководитель проекта: Бирюкова С.В.
Нижний Новгород, 2013
1. Обоснование проекта.
Многолетняя практика МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковой по работе с профильными классами в старшей и средней школе, а также работа по предпрофильной подготовке учащихся, социальный запрос и пожелания родителей позволяют определить направления работы с детьми летом. Именно поэтому педагогический коллектив вышел на создание проекта.
Под социальным проектом мы понимаем форму образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными или социально активными детьми.
Проект направлен на организацию оздоровительной и образовательной деятельности учащихся в период летних каникул, формирование у них навыков в виде социального, художественного, научно-технического и т.п. видов творчества, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, учебно-исследовательских проектов, дополняемых обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.
2. Актуальность проекта
Данный проект по своей направленности является комплексным, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
3. Цель и задачи проекта.
1. Формирование социально значимых компетенций и нравственно - эстетических качеств участников проекта.
2. Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся на основе воспитательной и проектной деятельности.
3. Создание оптимальных условий для реализации собственных интересов и творческих инициатив, потребности в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создание благоприятной почвы для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.
5. Укрепление здоровья, организация активного отдыха и досуга детей.
Участники проекта: учащиеся в возрасте 13-14 лет.
Исследовательская деятельность учащихся: проектирование и создание информационных ресурсов, творческая, трудовая и воспитательная деятельность.
6. Предполагаемые результаты, их социальная значимость
Учащиеся приобретут знания основных экологических проблем города, района, области, форм и методов охраны окружающей среды, получат возможность реализации своих творческих идей, приобретут навыки коллективного творческого труда и проектной деятельности.
№ п/п | Предполагаемый результат |
1. | Организация социально-значимой общественной деятельности школьников |
2. |
|
3. | Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры |
4. | Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения |
5. | Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышение экологической культуры и развитие организаторских способностей учащихся. |
7. Этапы реализации проекта «Наша школьная страна»
№ п/п | Название этапа | Цель | Срок выполнения |
1. | Подготовительный | Мотивация, целеполагание проекта. | Март 2013г. |
2. | Проектировочный | Построение ориентировочной схемы деятельности | Апрель – май 2013г. |
3. | Практический | Реализация проекта | Июнь 2013г. |
4. | Заключительный | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. | Сентябрь 2013г. |
Реализация проекта в 2012/2013 учебном году.
Исследовательская деятельность учащихся
Содержание исследовательской деятельности | Сроки | Задачи деятельности |
1. Создание проектной группы учащихся 7 «б» класса по сбору информации об истории организации и деятельности зоопарка "Лимпопо", информационных характеристик животных, содержащихся в зоопарке, как представителей популяции вида. | 1-3.06.2013. | Формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, систематизации и анализа экологической и природоохранной информации. |
2. Экскурсия в зоопарк «Лимпопо» Исследовательская работа учащихся по изучению истории организации и деятельности зоопарка «Лимпопо», составлению информационных характеристик животных, содержащихся в зоопарке. | 3-8.06.2013. | Формирование умений и навыков, необходимых для проведения экологических исследований, развитие умения наблюдать за животными, подмечать особенности поведения при их кормлении и отдыхе. Формирование заинтересованного и гуманного отношения к животным. |
3. Обработка материалов исследований учащихся, создание компьютерных презентаций. Использование возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) при разработке и реализации проекта. | 14-20.06.2013. | Формирование навыков исследовательской деятельности, совместной работы в команде, формирование ценностного отношения к живой природе. Получение навыков работы с ИКТ |
4. Создание общей компьютерной презентации "Зоопарк Лимпопо" по собранному материалу о зоопарке «Лимпопо» и его обитателях. Основные разделы презентации:
| 21-30.06.2013. | Формирование навыков работы с программами обработки текстовой, графической и видео информации, создания программных продуктов (презентаций), имеющих практическое значение. |
Содержание исследовательской деятельности | Сроки | Задачи деятельности |
1. Создание проектной группы учащихся 7 «б» класса по сбору информации об экологическом состоянии реки Левинка. | 1-3.06.2013. | Формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, систематизации и анализа экологической и природоохранной информации. |
2. Проведение социологического опроса жителей ул. Люкина, Красных Зорь, Большевистской об их отношении к проблемам реки Левинка. | 3-8.06.2013. | Формирование умений и навыков, необходимых для проведения социологического опроса, экологических исследований. |
3. Измерение и химическое исследование воды из реки Левинка | 14-20.06.2013. | Формирование навыков исследовательской деятельности, экологических исследований, совместной работы в команде, формирование ценностного отношения к природе. |
4. Обработка материалов исследований учащихся, создание компьютерной презентации, оформление результатов проекта в проектную папку. Использование возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) при разработке и реализации проекта. | 21-30.06.2013. | Формирование навыков исследовательской деятельности, совместной работы в команде, формирование ценностного отношения к живой природе. Получение навыков работы с ИКТ, создания программных продуктов (презентаций), имеющих практическое значение. |
Творческая деятельность учащихся
Содержание творческой деятельности | Сроки | Задачи деятельности |
1. Разработка проектной группой учащихся 7 «б» класса занимательной викторины о животных зоопарка «Лимпопо». | 1-3.06.2013. | Формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, систематизации и анализа экологической и природоохранной информации. |
2. Создание проекта благотворительной акции “Поможем братьям нашим меньшим ”, в рамках которой можно осуществить следующие мероприятия:
| 3-8.06.2013. | Формирование умений и навыков, необходимых для проведения совместной работы в команде, формирование ценностного отношения к живой природе. |
3. Создание компьютерной презентации “Животные зоопарка – герои сказок" для дальнейшего использования её в качестве виртуальной экскурсии-сказки для младших школьников лицея. | 14-20.06.2013. | Формирование навыков работы с программами обработки текстовой, графической и видео информации, создания программных продуктов (презентаций), имеющих практическое значение. |
Трудовая деятельность учащихся
В рамках проектной деятельности организована трудовая экологическая вахта, включающая в себя очистку от мусора берегов реки Левинка в районе ул. Красных зорь, около лицея № 87 имени Л.И.Новиковой; проведён сбор макулатуры, в котором приняли участие педагоги и учащиеся лицея (всего собрано 600 кг макулатуры).
Воспитательная деятельность учащихся
Содержание воспитательной деятельности | Сроки | Формы работы с учащимися |
Экскурсия в зоопарк «Лимпопо» Цель: формирование у учащихся эколого-гуманистического мировоззрения и ценностного отношения к окружающему миру. | 3.06.2013. | Познавательно-воспитательная экскурсия |
Игра «Счастливый случай»: «Природа планеты» Задачи: Развивающие: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, устную речь. Воспитательные: воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умение работать в коллективе, сопереживать другому. | 4.06.2013. | Интеллектуальная игра |
Игра «Животные должны жить на свободе». Задачи: Развивающие: развитие умений и навыков цивилизованной дискуссии, формирование навыков исследовательской деятельности. Воспитательные: формирование ценностного отношения к живой природе, формирование навыков активной жизненной позиции у учащихся. | 5.06.2013. | Дебаты |
Игра «Формула здоровья» Цели: воспитание у подростков потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных ценностей; выработка навыков и умений плодотворного общения и эффективного решения жизненных проблем. | 6.06.2013. | Игра |
"Меньше мусора - меньше проблем" (в форме игры - научной конференции «Выбор пути в будущее») Цель и задачи: Образовательная – сформировать представление учащихся о проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) и возможных путях ее решения, расширить знания по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами, сформировать понятие о проблемах обращения с отходами на территории Нижегородской области. Развивающая – продолжить обучение умениям устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, самостоятельно работать с дополнительной литературой. Воспитательная – способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе, воспитанию экологически грамотного человека. | 7.06.2013. | Игра-научная конференция |
"Путешествие по экологической тропе" (в Сормовском парке культуры и отдыха) Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии; анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой; воспитание бережного отношения к природе; формирование познавательных интересов учащихся. | 8.06.2013. |
Эколого-краеведческая деятельность учащихся
(Школьная комплексная экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского стационара "Сережа" в с. Пустынь Арзамасского р-на г. Нижнего Новгорода).
Задачи:
1. Воспитание патриотизма, экологической культуры, формирование у детей экологических знаний и умений, чувства ответственного отношения к окружающей среде.
2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, включение детей в социально значимую деятельность.
3. Привитие навыков исследовательской работы, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности.
4. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.
Направления деятельности:
- образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
- воспитательное;
- спортивно-оздоровительное направление.
Прогнозируемые результаты.
1. Сформированность экологической культуры учащихся.
2. Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
3. Формирование умений правильного поведения в природе.
4. Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях.
5. Активная жизненная позиция школьников.
6. Развитие креативности, нестандартного мышления учащихся.
7. Тиражирование опыта:
- оформляют полевой дневник;
- представляют наработанные материалы в ходе исследовательской деятельности по выбранной тематике;
- подготовка отчета о проделанной работе, представление своих работ, выступление с результатами исследований;
- участие в научных конференциях, конкурсах, публикация заметок и статей на сайте лицея и в социальных сетях.
Содержание эколого-краеведческой деятельности | Сроки | Формы работы с учащимися |
Заезд. Вводное занятие и инструктаж. Обзор биоценозов окрестностей Пустынских озер. Стартовое занятие по исследовательским проектам школьников. Методы фиксирования, обработки и демонстрации результатов исследований. Методы художественного фиксирования результатов наблюдений. Использование фото- и видео-записи. Использование информационных технологий в исследовательской деятельности. Общая протяженность маршрута дня – 3 км. | 9.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Научно-исследовательская работа учащихся. Экскурсии, походы одного дня. |
Занятие по освоению технологии спутниковой навигации. GPS-навигатор и работа с ним. Занесение координат основных ориентиров села Старая Пустынь и экологических маршрутов. Основы туризма. Ориентирование на местности. Работа с географическими картами. Составление маршрутов. Практическая работа «Водные экосистемы». Краснокнижные виды водных животных и растений. Астрономические методы ориентации на местности. Изучение звездного неба. Общая протяженность маршрута дня – 4,5 км. | 10.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Научно-исследовательская работа учащихся. Экскурсии, походы одного дня. |
Экскурсия «Наземные экосистемы». Заливные и суходольные луга. Краснокнижные виды лугов: растения и животные. Основы туризма. Бивуак: организация, структура. Изучение звездного неба. Основы картирования. Поход в юго-восточном направлении в пойму реки, общая протяженность маршрута – 5 км. | 11.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Научно-исследовательская работа учащихся. Практическая работа по направлениям исследований. Экскурсии, походы одного дня. |
Болота как уникальные экосистемы. Верховые и низовые болота. Флора и фауна болот. Поход на болото Козье, общая протяженность маршрута – 6 км. | 12.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Практическая работа по направлениям исследований. Изучение звездного неба. Практическая работа по карте. Экскурсии, походы одного дня. |
Озерные экосистемы. Знакомство с гидробионтами озер и реки. Поход на сточное озеро Арбус, общая протяженность маршрута – 8 км. Баня. | 13.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Научно-исследовательская работа учащихся. Экскурсии, походы одного дня. Камеральные работы. |
Экскурсия «Наземные экосистемы». Лесные биоценозы. Дубравы. Краснокнижные виды лесных животных и растений. Экскурсия в широколиственный лес поймы реки Сережа, общая протяженность маршрута – 5 км. | 14.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Практическая работа по направлениям исследований. Изучение звездного неба. Экскурсии, походы одного дня. |
Экскурсия «Карстовые явления». Экосистема карстовых провалов. Поход в карстовые «пещеры» на протоке близ озера Святое, общая протяженность маршрута – 5,5 км. | 15.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Практическая работа по направлениям исследований. Камеральные работы. Экскурсии, походы одного дня. |
Экскурсия в пойменные леса, посещение озера Паровое с организацией спортивного турнира на лесной площадке, общая протяженность маршрута – 6,5 км. Вечером - презентация исследовательских проектов школьников. Подведение итогов конкурса исследовательских проектов. | 16.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Научно-исследовательская работа учащихся. Экскурсии, походы одного дня. Общая (итоговая) конференция. |
Свертывание и демонтаж оборудования. Уборка территории лагеря. Отъезд. | 17.06.2013. | Трудовой десант по уборке территории лагеря. |
План мероприятий заключительного этапа
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы.
2. Издание материалов проектной деятельности и методических разработок.
3. Организация работы с учащимися по подготовке презентации проекта «Наша школьная страна».
4. Обобщение опыта работы.
5. Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта.
6. Подведение итогов проекта.
Дни защиты Левинки
В рамках проектной деятельности организована трудовая экологическая вахта, включающая в себя очистку от мусора берегов реки Левинка в районе ул. Красных зорь, около лицея № 87 имени Л.И.Новиковой, установление на берегу реки плакатов: "Не сорите: здесь работали дети!"
Вместе с руководителем Бирюковой С.В. ученики провели обследование реки и выявили проблемы загрязненных участков, причины загрязнения и возможности их устранения.
На берегу реки валялись пластиковые бутылки, древесный и прочий мусор. Силами участников акции река Левинка была почищена. Но разовая акция, конечно, не спасет реку от загрязнения. Мы призываем всех жителей соблюдать чистоту и порядок в нашем городе. Мы хотим, чтобы Левинка стала красивой и чистой, чтобы на ней можно было отдыхать.
В рамках проекта «Наша школьная страна» в 2013 году была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского полевого стационара «Сережа» в селе Пустынь Арзамасского района Нижегородской области.
Руководитель экспедиции, доцент кафедры астрономии и истории естествознания НГПУ Сергей Шустов утверждает, что в такие экспедиции не отбирают экологически ориентированных детей, а воспитывают в технически ориентированных подростках любовь к природе, достигая тем самым двойного результата.
По приглашению региональной общественной организации Экоцентр «Дронт» с 9 по 17 июня 2013 года учащиеся 5-8 х классов лицея № 87 имени Л.И.Новиковой с руководителем группы Бирюковой С.В. осваивали навыки экологических полевых исследований и получали знания о природе и экологии животных и растений Нижегородского края.
Одним из действенных и эффективных методов работы с детьми являются длительные выездные экологические экспедиции. Исследовательская работа в природе поднимает экологическое образование и воспитание на более высокий уровень, способствует закреплению полученных знаний, формированию субъектного, нравственно-эмоционального отношения к природе.
Задачи экспедиции:
1. организация учебно-познавательной среды для освоения навыков полевых исследований;
2. обеспечение условий оздоровления учащихся во время проведения экспедиции;
3. организация взаимодействия участников экспедиции.
В первый же день пребывания ребята сразу включились в работу: познакомились с природным ландшафтом, совершили вечернюю экскурсию на реку Сережу.
На третий день посетили лесопилку, где рассмотрели жуков - короедов, лубоедов. Прекрасной находкой оказались личинки и взрослые особи жука носорога. Ребята познакомились с правилами ориентирования на местности, а вечером изучали звездное небо. Руководитель экспедиции, С. Б. Шустов, доц. каф.астрономии и истории естествознания НГПУ им. Козьмы Минина, рассказывал о движении планет, о способах ориентирования на местности с помощью небесных объектов.
Особый интерес у ребят вызвала экскурсия к озёрам через карстовую пещеру.
Главной достопримечательностью Пустынского природного комплекса являются восемь глубоководных (до 14 м) карстовых озер: Великое, Свято, Глубокое, Кругленькое, Паровое, Долгое, Нарбус и Карасево, связанных в единую систему общей площадью около трехсот гектаров. По словам С.Б.Шустова, много лет назад в результате размывания подземными водами известняка, образовалось большое количество карстовых пещер и провалов. Многие заполнились водой и стали озёрами, а некоторые, что располагались чуть выше так и остались разломами. В одну из таких пещер мы и спустились. Она называется Пещера Желаний. Многие ребята оставили там свои сокровенные записки. Во время маршрута С.Б. Шустов знакомил ребят с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. Ребята узнали, что к числу обитателей заказника относятся красивейшие представители орхидей: пыльцеголовник красный, башмачок настоящий, или Венерин башмачок, башмачок крапчатый, водяной орех чилим - реликт межледникового времени; а в водоемах обитает несколько видов млекопитающих, в том числе и редких: речной бобр, выдра и выхухоль, численность которой вызывает особенную тревогу.
Большой неожиданностью для ребят стала дневная экспедиция на Козье болото. Козье болото расположено в 5 километрах от села Пустынь на юго-востоке Арзамасского района и относится к памятникам природы. Болото представляет собой древнюю карстовую воронку, затянутую сплавиной. Стоянку разбили на полуострове, который, как казалось, двигался под нами. После приготовления обеда участники экспедиции отправились на болото (сплавину), где изучалась болотная флора, в частности, популяция росянки, багульника. Удивительным оказалась высота сосен на болоте, которая не превышала 3 метров - это вызвано нехваткой питательных веществ, поэтому их называют марсианские сосны. Общая протяжённость похода составила 11 км.
Ежедневно по графику проводились учебно-исследовательские экскурсии, которые занимали по времени основную часть каждого рабочего дня и подводились итоги. Дети имели возможность самостоятельно работать над своими тематическими проектами после обеда и вечером.
Результаты экспедиции в следующих взаимосвязанных направлениях:
- учебное (овладение новыми методиками и технологиями, приемами практических работ, получение новых знаний, совместная работа в творческих коллективах, самостоятельное выполнение проектов и т.д.);
- научно-исследовательское (получение значимых результатов, данных, выводов, обобщений; выявление закономерностей; вынесение рекомендаций и пр.);
- оздоровительное (укрепление физического и психо-эмоционального здоровья, освоение навыков туризма);
- коммуникативное (формирование навыков продуктивной и толерантной работы в малых группах и в коллективе; освоение психологических и коммуникативных навыков и приемов и пр.)
Результаты экспедиции будут использоваться далее в учебно-исследовательской работе лицея в течение учебного года (на олимпиадах, конференциях, при оформлении стендов, на уроках и тематических мероприятиях и т.д.).
Немного истории. Почему Пустынь?
Пустынь-это не место, пустынь-это состояние. Да-да, состояние в своей многозначности.
Это состояние спокойствия и умиротворения под покровом небес.
Состояние души, ощущение жителя мегаполиса, оказавшегося в теплых объятиях масштабной, глобальной, нерукотворной красоты.
Да и чего мелочиться - состояние России с реликтовыми растениями, карстовыми озерами и пещерами, редкими видами животных и неповторимым первозданным миром девственной природы.
Старая Пустынь, или, как ее еще называют, нижегородская Карелия, - удивительный уголок природы в Арзамасском районе, к которому прикипает душа. Главной достопримечательностью Пустынского природного комплекса являются восемь глубоководных (до 14 м) озер, связанных в единую систему общей площадью около 300 га.
Ни одно из пустынских озер, образованных на месте древних карстовых провалов, не похоже на другое. Овальную чашу Круглого озера не спутаешь с вытянутыми берегами Долгого, а чистоту и свет Свято-озера, берега которого по ночам действительно светятся от облюбовавших их светлячков, нельзя сравнивать с редко рассеивающейся туманной дымкой Парового озера. Протоки и заливы озер буквально усеяны цветами кубышек и кувшинок. По берегам можно встретить желтые ирисы - охраняемый вид растений.
Вообще флора и фауна Пустынского заказника - сплошной охраняемый вид. На его территории произрастает более 700 видов растений из 1200, встречающихся в Нижегородской области. Из них 7 видов занесены в Красную книгу Российской Федерации и 28 - в Красную книгу Нижегородской области. Так же птицы, насекомые, млекопитающие, рептилии. В некоторых озерах, например, живет вид выхухоли, занесенный не только в российскую, но и международную Красную книгу.
С Пустынскими озерами связано множество легенд и преданий. Озеро Свято многими жителями почитается как святое.
В 1934 году в целях сохранения целостности уникального для средней полосы европейской части России ландшафта проточных карстовых озер Пустынской системы и примыкающего к ним лесного массива как среды обитания животных, а также в целях сохранения и увеличения численности редких и ценных видов животных и был создан Пустынский охотничий заказник. Общая площадь лесов Пустынского комплекса занимает 6,2 тыс. га.
Пустынский заказник - особо охраняемый природный объект, природа которого богата и щедра в своем гостеприимстве.
Эти места идеальны для охоты, рыбалки, в лесах произрастает множество видов грибов и ягод.
Это «тридесятое государство», находящееся всего в 100 км от большого города, но абсолютно уникальное и самобытное, таящее в себе заповедные места, не испытавшие еще на себе нещадного прикосновения цивилизации.
Именно из-за уникальности и нетронутости растительного и животного мира этих мест Биологический факультет Университета основал в 1930 г Биологическую исследовательскую станцию по изучению дикой природы. Здесь находится один из центров фундаментальных экологических исследований флоры и растительности Нижегородского Поволжья.
Сюда тянутся многочисленные «биологические паломники», чтобы на несколько дней законного отпуска раскинуть палатки, посидеть теплыми вечерами с гитарами у костра…
Пустынский охотничий заказник.
В 1934 году в целях сохранения целостности уникального для средней полосы европейской части России ландшафта проточных карстовых озер Пустынской системы и примыкающего к ним лесного массива как среды обитания животных, а также в целях сохранения и увеличения численности редких и ценных видов животных, в том числе выхухоли, и был создан Пустынский охотничий заказник.
Общая площадь лесов, раскинувшихся по берегам Пустынских озер, 6,2 тыс. га.
Главной достопримечательностью Пустынского природного комплекса являются восемь глубоководных (до 14м) карстовых озер: Великое, Свято, Глубокое, Кругленькое, Паровое, Долгое, Нарбус и Карасево, - связанных в единую систему общей площадью около 300 га.
Пустынские озера отличаются богатством флоры, в которой представлены почти все типичные водные растения средней полосы России. Из произрастающих здесь растений 55 видов являются редкими или представляют интерес по своему географическому распространению.
Природным богатством заказника являются леса разнообразных типов: эталонные участки хвойно-широколиственных лесов, сосновых боров и пойменных дубрав. Здесь встречаются деревья-старожилы, которым уже больше двухсот лет, достигающие до 35 м в высоту и до 1м в диаметре.
К числу обитателей заказника относятся и такие растения, занесенные в Красную книгу, как: башмачок настоящий, пыльцеголовник красный и водяной орех чилим, реликт межледникового времени. В Нижегородской области известно только несколько мест его произрастания.
Особенностью Пустынских озер является и то, что здесь можно найти представителей всех типов водорослей, кроме бурых.
Необычен и животный мир заказника, едва ли уступающий по богатству растительному. Это связано с разнообразием условий обитания. В водоемах обитает 6 видов млекопитающих, в том числе и редкие: речной бобр, выдра и выхухоль, численность которой вызывает особенную тревогу. Здесь место обитания не менее семи видов летучих мышей.
В заказнике гнездятся или кормятся на пролете многие виды водоплавающих и прибрежных птиц. Из числа очень редких птиц-хищников можно встретить беркута, орлана-белохвоста и скопу. На Пустынских озерах на пролете можно увидеть лебедей.
К обитателям Пустынского заказника относятся и другие редкие, в том числе «краснокнижные», представители фауны – бабочки: аполлон, мнемозина, подалирий, махаон, медведица Геро; шмель моховой, пчела-плотник и пр.
Во всех Пустынских озерах встречаются: лещ, карась, язь, плотва, линь, щука, ёрш, окунь, красноперка и другие виды рыб.
Пустынский заказник — лесной массив площадью 6 200 га в бассейне Серёжи между с. Старая Пустынь и д. Меньшиково Арзамасского района. Здесь взяты под охрану как памятники природы восемь карстовых озер и два торфяных болота. Здесь, на границе подзон смешанных лесов с дубравами, собрались на небольшой территории почти все типы природных ландшафтов и биоценозов средней полосы Европейской части страны. Территория заказника находится в Серёже-Пьянском карстово-озерном районе. Карстующиеся известняки и гипсы, залегающие близко к поверхности, придали этой местности особый колорит; много карстовых воронок и провалов.
От самого названия этих озер, заповедного уголка природы Нижегородской области, веет чем-то романтическим, загадочным. Название этих озер, полученное по соседнему селу Старая Пустынь Арзамасского района, оказалось не случайным. Действительно, места здесь в густонаселенном вообще Правобережье пустынны - леса и леса, тянущиеся на десятки километров по Сереже.
Восемь озер общей площадью около 3 квадратных километров образуют настоящий лабиринт на пути Сережи. То большие (Великое, Глубокое), то маленькие (Кругленькое), то глубокие (Глубокое, Святое - до 10-13 м), то мелкие (Карасевое, Нарбус 1-2м), то почти идеально круглые (Кругленькое, Светлое), то причудливой формы (Паровое, Долгое), они производят неизгладимое впечатление, чаруют своей зеркальной гладью чистых вод и прелестью берегов. Большая глубина некоторых из этих озер связана с их карстовым происхождением, на что указывает и округлая форма. Пустынские озёра - часть карстового района бассейна Сережи, одного из нескольких таких районов в правобережной части Горьковской области (Ичалковскнй бор, Борнуковская пещера - яркие карстовые участки).
Наиболее примечательным из Пустынских озер является озеро Святое, самое молодое среди них, со "свежими" следами провалов. Получающее воду по протоке из озера Великого, а само не имеющее стока, оно слывет в народе "худым": вода при весенних подъемах из него уходит через воронки в берегах. Поэтому-то за "чудодейственный" уход воды это озеро и получило такое название - Святое. С этим оттоком воды в другие карстовые образования связано вообще, то интересное явление, когда в озера воды из Сережи поступает больше, чем уходит из них опять в реку. Здесь на озере Святом можно увидеть подточенные стволы деревьев - следы работы бобров. Много и другого интересного можно встретить в этих чудесных местах. Вода в озере темная, прохладная. Так и кажется, что вскипит она, сбежится волнами и появится из мрачных глубин чудовище. На болотистых участках произрастают представители тундры, например, карликовая береза, голубика, брусника. Озеро Нарбус славится зарослями кувшинки белой. В протоках, по берегам озер гнездятся редкие виды птиц.
Таких мест, как Пустынские озёра, в России единицы. Пустынские озёра требуют к себе бережного отношения.
Проблемы Пустынских озёр
Сейчас человек — главный недруг озер. Вода в озерах Великом, Глубоком, Нарбусе — зеленовато-мутная с болотным запахом. При строительстве моста по дороге на село Наумовка через реку Серёжу было засыпано основное русло реки, а вместо него прорыта небольшая канавка. Зимой здесь речка промерзает до дна, гибнет рыба: щука, язь, лещ, линь, окунь, плотва. Весной по мелкому руслу проносится мощный поток, унося в озёра песок, бытовые отходы. От восточного берега озера Великого уже протянулась узкая песчаная коса. По истечении нескольких лет она может разделить озеро на две части и превратить правую его часть в болото. Притоку свежей воды мешают дамбы на озере Глубоком. Они были возведены, когда строили городской водовод. Отрезано от других озеро Карасево. Берега его уже заросли осокой, и оно превращается в болото. Озера Пустынского природного заказника находятся в критическом состоянии.
Об этом доцент Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) им. К. Минина Сергей Шустов заявил на заседании комитета Законодательного собрания Нижегородской области по экологии. По его словам, озера потеряли проточность, что частично является естественной проблемой, однако неорганизованный туризм также наносит урон данной территории. "Катастрофа надвигается стремительно. Оказываемая озерам помощь крайне мала. Зачастую отдыхающие даже не понимают уникальность этого места", - отметил С. Шустов. Ученый предложил организовать зонирование территории, при этом исключив озеро Святое из доступных для отдыхающих мест. Необходимо остановить деградацию озер Пустынского заказника!
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Зимняя сказка
Сказка об осеннем ветре
Хитрость Дидоны
Прекрасная химия