Введение
Актуальность разрабатываемой темы обусловлена тем, что благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым, создаются условия для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Назрела необходимость системного решения проблемы благоустройства и озеленения городов и поселков.
Благоустройство городов – одна из актуальных проблем современного градостроительства. Оно решает задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения. Благоустройство городов включает ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искусственному освещению городских территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки.
В условиях повышенных антропогенных нагрузок, дискомфортности городов и поселков из-за загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий благоустройство и озеленение населенных мест приобретает особое значение. Во многих городах мира в бедственном положении находятся объекты озеленения – сады, парки, скверы. В Российской Федерации зеленые зоны находиться в катастрофическом состоянии. В целом во всем мире делаются значительные усилия по озеленению и благоустройству городского хозяйства. Повышенная загазованность и запыленность воздуха, неблагоприятные физико-механические свойства почвы, асфальтовое покрытие улиц и площадей, наличие подземных коммуникаций и сооружений в зоне корневой системы, дополнительное освещение растений в ночное время, механические повреждения и интенсивный режим использования городских насаждений населением – все это оказывает постоянное негативное влияние на жизнедеятельность растений в условиях городской среды и приводит к преждевременному отмиранию деревьев, задолго до наступления естественной старости. Немалую роль в процессе деградации природной среды и ухудшения здоровья населения играет промышленное производство, и в частности химическая отрасль, которая только по объему сброса загрязненных сточных вод занимает второе место среди промышленных производств.
Наличие в городах зеленых насаждений является одним из наиболее благоприятных экологических факторов. Зеленые насаждения активно очищают атмосферу, кондиционируют воздух, снижают уровень шумов, препятствуют возникновению неблагоприятных ветровых режимов, кроме того, зелень в городах благотворно действует на эмоциональное состояние человека. При этом зеленые насаждения должны быть максимально приближены к месту жительства человека, только тогда они могут оказывать максимальный положительный экологический эффект. Город, развиваясь и расширяясь, все больше сокращает общение человека с природой, а внутригородские насаждения, эту связь поддерживают.
Благоустройство городов – одна из актуальных проблем современного градостроительства. Оно решает задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения. Благоустройство городов включает ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искусственному освещению городских территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки.
Задачи благоустройства городов сводятся к созданию здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни городского населения. В решении этих задач все большее значение приобретают внешнее благоустройство, функционально-пространственная структура и предметное оборудование открытых территорий, ландшафтный дизайн. Все более острыми становятся проблемы создания экологически чистых городов, проблемы охраны памятников исторического и культурного наследия народа. Большую роль в озеленении городов могут сыграть инициативные школьники, неравнодушные к проблемам благоустройства и озеленения территории своей малой Родины.
Основная гипотеза данного исследования: «В работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства в вопросах, касающихся благоустройства и озеленения жилых дворов, существует ряд проблем, которые надо решить». Отсюда, является необходимым выдвинуть дополнительную гипотезу: «Участие школьников в мероприятиях по благоустройству и озеленению жилых дворов позволит улучшить состояние дворовых территорий и повысить степень благоустроенности».
Цель: исследование примеров проявления инициативы школьников в преобразовании дворового пространства, выявление отношения населения к проблемам благоустройства и озеленения жилых дворовых территорий города.
Задачи:
-изучить теоретические основы понятия школьная инициатива;
- определить степень удовлетворенности населения качеством работ, направленных на благоустройство и озеленение жилых дворов, проводимых предприятиями жилищно-коммунальной сферы;
- определить уровень благоустройства и озеленения жилых дворов по оценкам горожан на сегодняшний день;
- определить степень важности благоустройства и озеленения жилых дворов для населения;
- определить готовность школьников участвовать в работах по благоустройству и озеленению дворов;
-рассмотреть решение проблемы благоустройства и озеленения территории города на примере трудовой бригады «Эко-цвет»;
-проанализировать состояние дворовых территорий школ;
-сделать выводы и предложить свои рекомендации по благоустройству и озеленению дворовых территорий.
Вложение | Размер |
---|---|
akhmedova_violetta.docx | 176.26 КБ |
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 87 имени Л.И. Новиковой
Россия , 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д.14а
Тел/факс: /831/ 224-03-82 , 224-48-04
Инициатива школьников в преобразовании дворового пространства
Выполнила – Ахмедова Виолетта, ученица 8 «б» класса
МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой
города Нижнего Новгорода
Научный руководитель - Бирюкова С. В.
учитель биологии
г. Нижний Новгород, 2014 г.
Содержание
1. Введение стр. 3-4
2. Гипотеза, цель, задачи работы стр. 5
3.Оновная часть
1) Понятие инициативы стр. 5-7
2) Основы благоустройства территории стр. 7-9
4. Практическая часть
1) Социологический опрос жителей микрорайона Гордеевский стр. 9-14
2) Трудовая бригада «Эко-цвет» стр. 15-18
5. Заключение стр. 18-19
6. Список литературы стр. 19
7. Приложение стр. 20-35
Введение
Актуальность разрабатываемой темы обусловлена тем, что благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым, создаются условия для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Назрела необходимость системного решения проблемы благоустройства и озеленения городов и поселков.
Благоустройство городов – одна из актуальных проблем современного градостроительства. Оно решает задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения. Благоустройство городов включает ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искусственному освещению городских территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки.
В условиях повышенных антропогенных нагрузок, дискомфортности городов и поселков из-за загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий благоустройство и озеленение населенных мест приобретает особое значение. Во многих городах мира в бедственном положении находятся объекты озеленения – сады, парки, скверы. В Российской Федерации зеленые зоны находиться в катастрофическом состоянии. В целом во всем мире делаются значительные усилия по озеленению и благоустройству городского хозяйства. Повышенная загазованность и запыленность воздуха, неблагоприятные физико-механические свойства почвы, асфальтовое покрытие улиц и площадей, наличие подземных коммуникаций и сооружений в зоне корневой системы, дополнительное освещение растений в ночное время, механические повреждения и интенсивный режим использования городских насаждений населением – все это оказывает постоянное негативное влияние на жизнедеятельность растений в условиях городской среды и приводит к преждевременному отмиранию деревьев, задолго до наступления естественной старости. Немалую роль в процессе деградации природной среды и ухудшения здоровья населения играет промышленное производство, и в частности химическая отрасль, которая только по объему сброса загрязненных сточных вод занимает второе место среди промышленных производств.
Наличие в городах зеленых насаждений является одним из наиболее благоприятных экологических факторов. Зеленые насаждения активно очищают атмосферу, кондиционируют воздух, снижают уровень шумов, препятствуют возникновению неблагоприятных ветровых режимов, кроме того, зелень в городах благотворно действует на эмоциональное состояние человека. При этом зеленые насаждения должны быть максимально приближены к месту жительства человека, только тогда они могут оказывать максимальный положительный экологический эффект. Город, развиваясь и расширяясь, все больше сокращает общение человека с природой, а внутригородские насаждения, эту связь поддерживают.
Благоустройство городов – одна из актуальных проблем современного градостроительства. Оно решает задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения. Благоустройство городов включает ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искусственному освещению городских территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки.
Задачи благоустройства городов сводятся к созданию здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни городского населения. В решении этих задач все большее значение приобретают внешнее благоустройство, функционально-пространственная структура и предметное оборудование открытых территорий, ландшафтный дизайн. Все более острыми становятся проблемы создания экологически чистых городов, проблемы охраны памятников исторического и культурного наследия народа. Большую роль в озеленении городов могут сыграть инициативные школьники, неравнодушные к проблемам благоустройства и озеленения территории своей малой Родины.
Основная гипотеза данного исследования: «В работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства в вопросах, касающихся благоустройства и озеленения жилых дворов, существует ряд проблем, которые надо решить». Отсюда, является необходимым выдвинуть дополнительную гипотезу: «Участие школьников в мероприятиях по благоустройству и озеленению жилых дворов позволит улучшить состояние дворовых территорий и повысить степень благоустроенности».
Цель: исследование примеров проявления инициативы школьников в преобразовании дворового пространства, выявление отношения населения к проблемам благоустройства и озеленения жилых дворовых территорий города.
Задачи:
-изучить теоретические основы понятия школьная инициатива;
- определить степень удовлетворенности населения качеством работ, направленных на благоустройство и озеленение жилых дворов, проводимых предприятиями жилищно-коммунальной сферы;
- определить уровень благоустройства и озеленения жилых дворов по оценкам горожан на сегодняшний день;
- определить степень важности благоустройства и озеленения жилых дворов для населения;
- определить готовность школьников участвовать в работах по благоустройству и озеленению дворов;
-рассмотреть решение проблемы благоустройства и озеленения территории города на примере трудовой бригады «Эко-цвет»;
-проанализировать состояние дворовых территорий школ;
-сделать выводы и предложить свои рекомендации по благоустройству и озеленению дворовых территорий.
Понятие инициативы
Сейчас мы живем в том времени, когда сам человек должен заботиться о себе и своей жизни. Подрастающее поколение должно понимать ответственность за свою жизненную позицию. Пассивность или активность всегда приводит к конкретному результату. Необходимо в подростках и молодежи воспитывать ответственность, готовность созидать и целеустремленность. В жизни не всегда приходится рассчитывать на удачу, нужно уметь заявить о себе, причем как о значимой и полезной обществу личности. Именно в школе, в первую очередь, необходимо оказывать поддержку всем начинаниям, именно школа призвана формировать инициативную личность ребенка. Рассмотрим определения понятия «инициативность», предложенные в литературе. Под инициативностью понимается комплексное образование, включающее:
а) активное творческое отношение личности к миру, основанное на внутреннем, добровольном побуждении к изобретению новых способов действий и видов деятельности;
б) способность к этим самостоятельным начинаниям и творческому мышлению [Апресян, 1993; Корабельников, 1993; Попов, 1983]. Конкретные инициативы субъекта являются формой проявления инициативности в различных областях и ситуациях.
К.А. Абульханова [1999] рассматривает инициативу как «свободную, отвечающую потребностям субъекта форму самовыражения, побудительный аспект деятельности, общения, познания», как опережение личностью внешних требований и проявление творчества, как взаимодополнение свободы и необходимости. На основе разработанного ею теоретического подхода и экспериментальных данных, полученных на взрослом контингенте, К.А. Абульханова строит открытую типологию личности, в которой раскрывается диалектика взаимосвязей инициативы и ответственности. А.И.Крупнов со своими сотрудниками осуществляет исследование инициативности в русле разрабатываемого им многомерно-функционального подхода к анализу базовых свойств личности и индивидуальности с позиций целостного единства динамического, мотивационного, регуляторного, эмоционального и продуктивного их компонентов. На основе разработанных А.И. Крупновым личностных тестов осуществляется диагностика инициативности в различных областях деятельности взрослых (предпринимателей, преподавателей вузов, курсантов, студентов), старших школьников и подростков [Зиньковская, 1999; Крупнов, 1993, 1996; Кудинов, 1998, 1999; Пятинин, 1996; Тучак, 1993]. Итак, под инициативностью гимназиста мы понимаем – активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных творческих целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов деятельности и их использованию для дальнейшего познания. Только в деятельности развивается психика человека, формулируются его способности и личностные качества и гражданина. Основной целью воспитания считаем – развитие школьников как нравственных личностей, формирование позитивного опыта разрешения проблем благодаря собственной инициативности. Школа возможностями ученического самоуправления может содействовать становлению инициативной личности способной:
найти для себя различные способы выстраивания личностного и делового общения; научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезным; изучать современный социум, для того чтобы найти свое место в нем; научиться нести ответственность за выбранное дело и доводить задуманное до реализации; научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям; учиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело; учиться проектировать свою деятельность.
Необходимо отметить, что инициативность в подростках развивается при заинтересованности и активной системной поддержке всех участников учебно-воспитательного пространства образовательного учреждения: директора, заместителей директора, психолога, педагога-организатора, учителей-предметников, классных руководителей, родителей. При работе по развитию инициативности важно вовремя отрабатывать возникающие или проявляющиеся в связи с этим у детей, страхи и комплексы, постоянно поддерживать дружескую творческую атмосферу. Без учета данного подхода никаким способом обучающийся не захочет проявиться, сделать что-либо полезное себе и обществу (хотя бы школьному социуму). Инициативность является важной компонентой социальной компетентности. Без инициативности социальная компетентность будет, отчасти, бездеятельна. Высокий процент ученических инициатив (с их последующей реализацией) демонстрирует практически в одинаковых пропорциях высокий показатель развитости социальной компетентности школьников.
Основы благоустройства территории
В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека в городе, формирования в городе условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что особенно важно в период интенсивного роста городов, развития всех видов транспорта, повышения с каждым годом тонуса жизни.
Одной из функций зеленых насаждений поселений является создание и обеспечение благоприятной окружающей среды населения. Для городских поселений вопрос охраны зеленых насаждений рассматривается с двух аспектов:
-охрана насаждений от общего антропогенного воздействия;
-охрана насаждений при градостроительной деятельности.
Второй аспект особенно актуален в последние годы для крупных и крупнейших городов Российской Федерации. Особенностью правового регулирования в области охраны зеленых насаждений, с позиции обеспечения благоприятной окружающей среды населения, является его рассредоточенность по нескольким сферам законодательства. Помимо собственно экологического права, процедуры обеспечения благоприятной окружающей среды населения городов и поселений закрепляются рядом нормативных актов, действующих в области градостроительства, охраны окружающей среды, обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, местного самоуправления, земельных отношений. Общим недостатком законодательства РФ является отсутствие закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», что непосредственно сказывается на качестве законодательного регулирования отношений в обществе. Структура законодательства РФ с позиций обеспечения благоприятной окружающей среды населения при градостроительной деятельности состоит из следующих нормативно-правовых актов: Конституция, Кодексы, Федеральные законы, нормативные документы.
Целью государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природопользования является сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в интересах нынешнего и будущих поколений. Более 20 законодательных актов России включают статьи, касающиеся обеспечения экологических прав граждан. Это законы «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», и многие другие.
Благоустройство населённых мест охватывает часть вопросов, объединяемых понятием «градостроительство», и характеризует, прежде всего, уровень инженерного оборудования территории населённых мест, санитарно-гигиеническое состояние их воздушных бассейнов, водоёмов и почвы. Благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
К видам работ по благоустройству территории относятся:
-уборка территории, включающая в себя регулярную очистку тротуаров и иных территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега и льда, газонов - от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;
-содержание элементов внешнего благоустройства;
-озеленение территории муниципального образования;
-содержание и эксплуатация дорог;
-освещение населенных пунктов муниципального образования.
Объектами благоустройства являются различные типы открытых пространств и их окружения: парки, сады, скверы, набережные, бульвары, площади, улицы (в т.ч. пешеходные), дворы, пляжи, аквапарки и др.; внешний вид фасадов зданий и сооружений (в т.ч. временных); временные сооружения и их комплексы – торговые киоски, павильоны, стационарные лотки, мини-рынки, летние кафе, автостоянки, гаражные боксы, отдельно стоящие объекты наружной рекламы и др.
Практическая часть
Социологический опрос жителей микрорайона Гордеевский г. Нижнего Новгорода
Жилая среда вне дома объединяет множество разобщенных людей, единственно общим, для которых является соседство в пространстве двора, квартала. На территории жилого двора формируются временные группы, связанные прямым интересом: владельцы автомашин, которым необходимо организовать охраняемую стоянку; матери с маленькими детьми, недовольные близостью проезда с интенсивным движением, загазованностью участка; владельцы собак, нуждающиеся в безопасном моционе со своими питомцами; люди преклонного возраста, ищущие тихого места для общения.
Все это и послужило причиной проведения социологического исследования в области благоустройства и озеленения жилой дворовой территории города Нижнего Новгорода.
Цель данного социологического исследования заключается в том, чтобы выявить отношение населения к проблемам благоустройства и озеленения жилых дворовых территорий города.
Исследование проводилось в микрорайоне ул. Гордеевская во дворе домов № 55, № 61, № 53, № 61г, № 61а. В доме № 55 расположен Центр внешкольной работы Канавинского района.
При проведении данного исследования применялся метод случайной выборки с помощью анкетного опроса. В анкетном опросе приняло участие 100 респондентов, из них 32 респондента мужского пола и 68 – женского пола. Значительное превышение количества женщин над количеством опрошенных мужчин объясняется тем фактом, что в исследовании опрашивался тот член семьи, который наиболее осведомлен по вопросам исследования. Респонденты по основному профессиональному занятию и социальному положению, принявшие участие в опросе, распределились следующим образом: рабочие – 9%; служащие, ИТР на государственном предприятии – 15%; служащие, ИТР в коммерческих структурах – 12%; предприниматели – 2%; работники сферы образования, здравоохранения, культуры – 8%; работники правоохранительных органов – 2%; студенты, учащиеся – 9%; пенсионеры – 28%; домохозяйки – 13% и другое профессиональное занятие - 2 % респондентов.
На рисунке 1 представлена возрастная структура респондентов, учувствовавших в опросе.
Рисунок 1 – Возрастная структура респондентов
Для организации работ по благоустройству и озеленению дворовой территории необходимо определить насколько для респондентов важно состояние, содержание и внешний вид их дворовой территории. Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Степень важности состояния, содержания и внешнего вида дворовой территории
Таким образом, абсолютно всех жителей волнует состояние, содержание и внешний вид дворовой территории. Все оценили важность данного вопроса, разница была лишь в том, что 17% опрошенных считают этот вопрос «очень важным».
Из этого можно сделать вывод, что всех опрошенных жителей данного микрорайона волнует состояние окружающего его пространства, благоустройство и озеленение данной территории.
Чтобы определить, как респонденты оценивают уровень благоустройства жилого двора, им было предложено оценить уровень благоустройства города в целом и состояния благоустройства жилого двора, в котором они проживают. Как показали результаты опроса, респонденты значительно выше оценивают уровень благоустройства города в целом (оценку «высокий» уровню благоустройства города дали 63% опрошенных, из общего числа респондентов), чем уровень благоустройства двора, в котором они живут (дали оценку «высокий» – 21%, оценку «низкий» – 45%).
Это объясняется тем, что при оценке уровня благоустройства города в целом, респонденты рассматривают «благоустройство» более широко, чем при оценке непосредственно двора, имея в виду благоустройство не только жилой части города, но и улиц, центра, внешнего вида административных, торговых, офисных зданий, оформление и внешний вид зон культуры и отдыха и т.д.
Таким образом, наиболее высокая оценка уровня благоустройства дается респондентами для города в целом. Значительно ниже они оценивают уровень благоустройства собственных дворов. Это говорит о том, что респонденты низко оценивают уровень благоустройства непосредственно жилой среды, по сравнению с уровнем благоустройства административно-деловой и культурной частей города.
Что же касается озеленения жилого двора, респондентам также было предложено оценить уровень озеленения города в целом и уровень озеленения жилой дворовой территории. Как показали результаты опроса, респонденты также значительно выше оценивают уровень озеленения города в целом (оценку «высокий» уровень озеленения города дали 71% опрошенных, из общего числа респондентов), чем уровень озеленения двора, в котором они живут. Большинство респондентов 65% – отметили «средний» уровень озеленения дворовой территории.
Для того, чтобы определить какие пункты благоустройства для жителей данного двора наиболее важны, респондентам было предложено распределить их по степени важности (1 – «самый важный», 9 – «наименее важный»). Результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Степень важности различных пунктов благоустройства дворовой территории
Таким образом, можно сказать, что самыми важными пунктами благоустройства жилого двора являются детские площадки (22% респондентов), парковочные места для автомобилей (21%), автомобильные, внутридворовые и пешеходные дороги (20%) и уличное освещение (17%).
На вопрос «Что именно Вам не нравиться, что бы Вы хотели изменить в благоустройстве и озеленении вашей дворовой территории» респонденты отметили следующие пункты (смотри рисунок 4).
Рисунок 4. Проблемы благоустройства и озеленения жилого двора
На диаграмме видно, что основные проблемы, которые волнуют респондентов это парковочные места для автотранспорта (16% респондентов), состояние внутридворовых дорог (14%), это аварийное состояние детских площадок и отсутствие урн (по 13%), отсутствие газонов и цветников (12%), проблемы освещения дворовой территории, вытаптывание газонов, недостаточное количество скамеек (по 9%), проблема пешеходных дорог (3%), неудовлетворительное состояние зеленых насаждений во дворе (2%).
Изучая вовлеченность населения в работы по благоустройству и озеленению двора, можно сделать следующий вывод. По полученным в ходе опроса данным видно, что 64% респондентов «хотели бы принять участие» в мероприятиях посвященных благоустройству и озеленению двора, 26% из опрошенных уже участвовали хотя бы в одном мероприятии. Среди тех, кто не принимал участие в мероприятиях и не хочет в них участвовать – 7% респондентов. Результаты анкетирования представлены в рисунке 5.
Рисунок 5. Распределение участвовавших и желающих принять участие в мероприятиях по благоустройству в зависимости от возраста
Как видно из диаграммы, процент и тех и других увеличивается с увеличением возраста. Молодежь составляет наименее активную часть жителей. Можно сказать, что мероприятия более привлекательны для людей старшего возраста, молодежь проявляет «меньше энтузиазма» по поводу участия в конкретных мероприятиях.
Для привлечения молодежи, необходимо предусмотреть пропагандистские акции, новые формы работы с этой возрастной категорией.
В целом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что жителей данного микрорайона волнуют проблемы его благоустройства и озеленения. Они понимают и осознают их важность и актуальность. Вопросы благоустройства двора и обеспечения безопасности проживания волнуют каждого жителя данной территории.
Наиболее беспокоящими проблемами благоустройства дворовой территории являются проблема парковочных мест, состояние внутридворовых дорог, детских площадок, наличие газонов и цветников.
Трудовая бригада «Эко-цвет»
Работа на благо своих городов и поселков прививает у детей бережное
отношение к своей малой родине. Основные виды работ, которые выполняют участники трудовых бригад, – это благоустройство и озеленение родных городов и поселков, уборка популярных мест отдыха. После того, как ребята своими силами добиваются чистоты и порядка, они начинают ценить эту чистоту и беречь, а также призывают к этому своих сверстников и взрослых.
В лицее № 87 была создана инициативная группа, в которую входят учащиеся 6-9 классов. Инициативной группой был проведен опрос среди лицеистов по следующим вопросам:
1. Довольны ли вы состоянием школьного двора?
2. Каким бы вы хотели видеть школьный двор?
3. Какие элементы благоустройства вам хотелось бы включить в школьный двор?
4. Кто должен заниматься уборкой и благоустройством школьного двора?
Нами было опрошено 350 учащихся лицея, из них довольны состоянием школьного двора 300 человек, не совсем довольны 50 человек.
Школьный двор учащиеся хотели бы видеть с прекрасной аллеей, со скамьями, где можно было бы присесть, ожидая урока или же просто полюбоваться природой. Так же считают учащиеся, что необходимо провести установку новой школьной ограды, поставить урны. Элементы благоустройства, которые хотелось бы включить в школьный двор - создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна; оборудование мест отдыха; обновление спортивной площадки, облагораживание школьных деревьев и посадка аллеи.
На вопрос, кто должен заниматься уборкой и благоустройством школьного двора, 325 учащихся ответили, что сами лицеисты, родители, педагоги и работники лицея.
В ходе проведения данного исследования у нас возникла идея создания трудовой бригады «Эко-цвет» для благоустройства школьной территории и дворовых территорий Канавинского и Московского районов г. Нижнего Новгорода. Для этого мы связались с Центром детского творчества Канавинского района студией «Ландшафтный дизайн» (руководитель Штарева Татьяна Ивановна). Вместе мы разрабатываем планы, проекты озеленения школьных и дворовых территорий, весной выращиваем саженцы декоративных растений для использования в озеленении города, а летом сажаем растения и ухаживаем за клумбами и цветниками.
Летом 2013 года наша бригада занималась благоустройством и озеленением дворовых территорий микрорайона Гордеевский (см. Приложение). Нами были посажены газоны, клумбы, бордюры, рабатки, цветники.
Газон — зеленая площадка, засеянная травами. Газоны могут быть свободно растущими, подстриженными и цветущими. Применяются они для оформления скверов и парков и служат зеленым фоном для размещения на них клумб, солитеров или куртин деревьев и кустарников.
Для цветущих газонов составляют смесь злаковых трав, а также однолетних и многолетних цветущих растений из числа обычных: маргаритки, анютины глазки, ноготки, мак, аллисум и др.
Клумба — фигурная грядка цветочных растений на фоне газона. Клумбы могут быть круглые, овальные, квадратные и любой другой формы. Их поверхность обычно поднята над газоном на 8 — 12 см и имеет выпуклую форму.
Цветочные растения на клумбе размещают по определенному рисунку с учетом окраски их цветов и листьев. При этом надо учитывать законы правильного сочетания красок. Главными являются цвета: красный, желтый и синий. Производные от них цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Гармоническое сочетание получается в том случае, если главный цвет размещают рядом с таким производным, в котором он не принимает участия. Например: красный с зеленым (так как зеленый образуется из смешения желтого и синего), желтый с фиолетовым, синий с оранжевым. Менее гармоничны, но терпимы сочетания между собой цветов главных (красного с желтым или с синим и т. д.) или производных (оранжевого с зеленым или фиолетовым и др.). На клумбе высаживают ковровые (стелющиеся) или высокие растения, или те и другие. В центре клумбы может быть помещен красивый кустарник.
Бордюр — живая изгородь из низкорослых (менее 1 м) красивых кустарников (спирея японская, магония и др.), отделяющая газон или клумбу от дорожек в парках и скверах.
Рабаткой называется узкая (0,5 — 1,5 м) и длинная грядка с цветами, как бы вытянутая клумба. Размещают рабатки вдоль дорожек по границе газонов. Цветущие растения высаживают на ней фигурами или рядами вдоль длинной стороны.
Цветники — различные площадки, засаженные цветущими растениями, включая клумбы и рабатки.
Однолетние низкорослые цветы для клумб являются самым быстрым способом озеленения участка, который позволяет уже в год посева создать на клумбе цветочный рисунок. Красочные орнаменты можно исполнить из растений, имеющих разную окраску.
Прелестным и распространенным однолетником для клумб является петуния. Она бывает ампельная и кустовая. И тот, и тот вид используется для клумб. Петуния кустовая делиться на крупноцветковые и многоцветковые. Многоцветковые рассаживают на улице, они не повреждаются дождем.
Для создания клумб, цветников мы использовали следующие растения: кохия – выращивается как однолетнее декоративно-лиственное растение высотой до 100 см, имеет кустики удлиненно-овальной формы, стебли густоветвистые, мелкие листья летом изумрудно- или светло-зеленые, осенью краснеющие, петуния гибридная – многолетнее растение, выращиваемое как однолетник, с прямостоячими или стелющимися стеблями длиной до 70 сантиметров, тагетес или бархатцы, циннии, лилейник и др.
Рекомендации по благоустройству и озеленению дворовых территорий
Озеленение - элемент комплексного благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивает формирование среды населенного пункта с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории населенного пункта.
Основными типами насаждений и озеленения являются: массивы, группы, солитеры, живые изгороди, кулисы, боскеты, шпалеры, цветники, аллейные, рядовые, букетные посадки и др. Выбор типов насаждений определяет объемно-пространственную структуру насаждений и обеспечивает визуально-композиционные и функциональные связи участков озелененных территорий между собой и застройкой населенного пункта.
На территории населенного пункта используется два вида озеленения: стационарное - посадка растений в грунт и мобильное - посадка растений в специальные передвижные емкости (контейнеры, вазоны, трельяжи, шпалеры, перголы, цветочницы и т.п.). Стационарное и мобильное озеленение используется для создания архитектурно-ландшафтных объектов (газонов, садов, цветников, площадок с кустами и деревьями и т.п.) на естественных и искусственных элементах рельефа, фасадах (вертикальное озеленение) зданий и сооружений.
Озеленение придомовой территории следует формировать между отмосткой дома и проездом (придомовые полосы озеленения), между проездом и внешними границами участка: на придомовых полосах - цветники, газоны, вьющиеся растения, компактные группы кустарников, невысоких отдельно стоящих деревьев, на остальной территории участка - свободные композиции и разнообразные приемы озеленения.
При реконструкции озеленения придомовых территорий следует обеспечивать максимальное расстояние посадок деревьев и кустарников до зданий, сооружений и охранных зон инженерных сетей. Рекомендуется соблюдать максимальное количество насаждений на участках жилой застройки деревьев - 100 - 120 штук, кустарников - 400 - 480 штук на 1 га озелененной территории.
Формирование системы зеленых насаждений на придомовой территории следует вести с учетом факторов потери (в той или иной степени) способности экосистем к саморегуляции и повышения роли антропогенного управления.
Для обеспечения жизнеспособности насаждений и озеленяемых территорий населенных пунктов необходимо:
- учитывать степень техногенных нагрузок от прилегающих территорий;
- осуществлять для посадок подбор адаптированных пород посадочного материала с учетом характеристик их устойчивости к воздействию антропогенных факторов.
Заключение
Таким образом, зелёные насаждения имеют огромное значение в жизни человека. Одним из путей улучшения городской среды является озеленение. Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего её плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира: растения обогащают воздух кислородом, полезными для здоровья человека фитонцидами и легкими ионами, поглощают углекислый газ. Зеленые растения смягчают климат. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна.
Растения не только выполняют свою биологическую и экологическую функцию, но их разнообразие и красочность всегда «радует глаз» человека.
Растения, особенно в городах, подвергаются жёсткому воздействию со стороны человека: загрязнения воздуха, почв, воды угнетает существование деревьев и кустарников, а иногда даже приводит к их гибели. И чем скорее каждый человек осознает свою ответственность перед природой, тем скорее исчезнет потенциальная угроза гибели всего человечества и появится возможность полноценной жизни в гармонии с окружающим миром.
Предложенная нами гипотеза «Участие школьников в мероприятиях по благоустройству и озеленению жилых дворов позволит улучшить состояние дворовых территорий и повысить степень благоустроенности» оказалась верной. В своей работе мы исследовали примеры проявления инициативы школьников в преобразовании дворового пространства, выявили отношение населения к проблемам благоустройства и озеленения жилых дворовых территорий города, рассмотрели решение проблемы благоустройства и озеленения территории города на примере трудовой бригады «Эко-цвет» и предложили свои рекомендации по благоустройству и озеленению дворовых территорий.
Список литературы
Как нарисовать китайскую розу
Н. Гумилёв. Жираф
Свадьба в Малиновке
Учимся ткать миленький коврик
Весенние чудеса