II Муниципальный фестиваль проектов
«Планета Знаний» -2014
Вложение | Размер |
---|---|
Описание проекта | 93.13 КБ |
Текст защиты проекта | 17.79 КБ |
Презентация "Новиков Н.И." | 2.61 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 посёлка Каменский
Красноармейского района Саратовской области»
II Муниципальный фестиваль проектов
«Планета Знаний»
«МОЯ СЕМЬЯ –
МОЁ БОГАТСТВО»
Область научных знаний:
окружающий мир (обществознание)
Номинация: практико-ориентированный
с элементами исследования проект
Выполнила
Бондарева Любовь Анатольевна,
ученица 3 класса
МБОУ «СОШ № 10 посёлка Каменский
Красноармейского района Саратовской области»
Руководитель проекта
Козлицкая Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 10 посёлка Каменский
Красноармейского района Саратовской области»
п. Каменский 2014 год
Оглавление
| 3 |
| 3 - 7 |
а) Погружение в проект. | 3- 4 |
б) Организация деятельности. | 4 - 5 |
в) Осуществление деятельности. | 5- 6 |
г) Презентация результатов. | 6 |
д) Рефлексия проекта. | 6 |
| 6 |
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
М. Лангер
Введение.
Тема проекта: родословная семьи Бондаревых.
Актуальность данной темы.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Цель работы в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Задачи:
Предмет работы - родословное древо семьи.
Практическая значимость данного исследования в том, что каждый ученик может стать хранителем истории своего рода, всем родственникам сможет рассказать о предках, о тех людях, с кого можно брать пример, на кого можно равняться.
Методы исследования:
Источники устной информации: рассказы близких родственников.
Источники документальной информации: семейный архив, интернет.
Описание проектной работы
На первом занятии кружка «Мои первые проекты» ученикам предлагается выполнить тест «Знаю ли я свою семью». Коллективное обсуждение ответов показывает, что многие дети не знают отчество не только дедушек и бабушек, но даже родителей; не могут назвать профессию и точное место работы; не знают о заслугах старших членов семьи (наградах, грамотах). Таким образом, выявляется проблема: недостаток знаний о своей семье.
Затем детям предлагается стартовая презентация, по которой проводится беседа по проблемным вопросам для выявления первоначальных знаний детей:
зачем человеку нужно знать свою родословную? Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек - семьёй? Какую семью мы называем счастливой?
Мозговой штурм проводится по проблемному вопросу: «Какую семью мы называем счастливой?». Он проводится малыми группами (четвёрками). После обсуждения по группам проблемного вопроса, детям даётся задание записать в столбик слова или словосочетания, отражающие их представление о счастливой семье. Запись поручается сильному ученику в группе. Команда выбирает девиз счастливой семьи. К нему художники команды рисуют плакат, который выполняется в любой технике ИЗО. Плакат "Счастливая семья" с девизом счастливой семьи дорабатывается дома. Для девиза учитель рекомендует использовать пословицы и поговорки о семье и дружбе.
В конце занятия дети парами или малыми группами (4 чел.) заполняют таблицы «З-И-У» («Знаю – Интересуюсь – Узнал»).
На следующем занятии происходит коллективное составление плана работы по поиску информации. Темы исследования касаются ближайших членов семьи: бабушка и дедушка, мама и папа, сам ученик (Я).
Время работы над темами частично совпадает с календарными праздниками: 1 октября – День пожилого человека, 24 ноября – День Матери.
1 – «Мне дедушка рассказывал» (25.09 – 2.10)
2 - «Я с бабушкой своею дружу давным - давно» (2.10 – 16.10)
3 – «Самая любимая, дорогая самая» (16.10 – 23.10)
4 – «Папа дома – и дом исправен» (23.10 – 30.10)
5 – «Моё имя» (30.10 – 6.11)
6 – «Моя семья – моё богатство»/Традиции моей семьи (6.11 – 13.11)
К следующему занятию учитель готовит рисунок парусника «Моя семья – моё богатство!». Работа над проектом будет проводиться как путешествие на необычном паруснике, который понесёт всех участников по морям новых знаний, откроет новые горизонты. В виде парусника изображен План проекта (он же Лист самооценки участия школьника в проекте).
План работы учителя
Дата | Содержание занятий |
4.09 11.09 | Мозговой штурм «Счастливая семья» Плакат "Счастливая семья" с девизом счастливой семьи (домашнее задание). |
18.09 25.09 | Коллективное составление плана работы по поиску информации. |
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Организация проектной деятельности учащихся с использованием различных информационных источников» | |
2.10 16.10 23.10 30.10 | Поиск информации: интервью со старшими членами семьи, изучение семейных архивов (фотоальбомы, реликвии, письма, награды и т.д.). |
6.11, 13.11 | Работа над индивидуальными проектами «Моя семья». Особенность проекта в том, что каждый ученик прорабатывает каждую подтему проекта индивидуально (нет разделения на группы). В результате у каждого ученика (у каждой семьи) получится альбом «Моя семья». |
27.11 4.12 | Продукт. На основе полученных сведений каждый ученик составляет родословное древо своей семьи (пока из 3-х поколений). Начинается подготовка к представлению проекта (доклад, продукт: газета или древо). |
11.12 | Открытое мероприятие – защита проекта «Моя семья». Рефлексия (отчёт о проекте, заполнение листа самооценки и таблицы «З-И-У» |
18.12, 25.12 |
Основным источником информации служат интервью со старшими членами семьи и семейные архивы (фотоальбомы, реликвии, письма, награды и т.д.). Поэтому каждый лист альбома «Моя семья» представляет собой анкету в виде вопросов и ответов, чтобы детям было легче ориентироваться.
На каждой анкете обязательно указывается дата интервью, кто в нём участвует. По разрешению старших членов семьи дети используют фотографии (приклеивают на лист саму фотографию или её копию, или только показывают фото при рассказе о члене семьи), приносят в класс реликвии или их изображения.
На каждом занятии кружка кто-то из учеников обязательно выступает с сообщением по теме поиска. Таких тем 6, значит, на одном занятии надо выслушать не менее 3-х учеников, чтобы каждый имел опыт выступления перед одноклассниками.
Особенность проекта в том, что каждый ученик прорабатывает каждую подтему проекта индивидуально (нет разделения на группы). В результате у каждого ученика (у каждой семьи) получится альбом «Моя семья».
К началу декабря вся необходимая информация собрана, коллективный продукт проектной деятельности определён (альбом). На основе полученных сведений каждый ученик составляет родословное древо своей семьи (пока из 3-х поколений).
Начинается подготовка к представлению проекта (доклад, индивидуальный продукт проекта – газета или родословное древо).
Частично доклады (правильнее сказать – сообщения) звучали на занятиях кружка по мере поиска информации. Но тогда выступали только по желанию, самые активные дети. Теперь готовится к выступлению каждый ученик.
Не каждый ученик готов выступить с полноценным докладом-исследованием, поэтому предоставляется выбор: о чём хочется рассказать. Может быть, кто-то просто прочитает сочинение о бабушке, кто-то коротко познакомит со своим родословным древом, кто-то расскажет о семейной реликвии, кто-то об интересной семейной традиции.
Ну, а если ребёнок не захочет или не сможет выступить, достаточно будет представить что-то, сделанное своими руками: родословное древо, рисунок или аппликацию о традициях семьи, какие-то поделки (сборник пословиц и поговорок о семье, толковый словарик и т.д.).
Завершает проект открытое мероприятие – защита проекта «Моя семья».
Целесообразно провести защиту в январе, после каникул, в виде открытого мероприятия (мини-конференции) с приглашением администрации школы, руководителя школьного научного общества, родителей.
На протяжении всего проекта учащиеся осваивают само- и взаимооценку. До проекта – это формирующее оценивание (стартовая презентация, заполнение таблицы ЗИУ на основе беседы по стартовой презентации).
В ходе проекта - таблица ЗИУ (заполнение графы “Что мы узнали?”) и подведение итогов в «паруснике» - листе самооценки "Моя семья - моё богатство!"
По окончанию проекта каждый ученик заполняет бланк отчёта о проекте, который вкладывается в индивидуальное портфолио, в раздел «Мои проекты».
Заполнив лист самооценки, ученики замечают, как преобразился парусник. Теперь он готов продолжать путешествие по морям знаний!
Приобретенные умения, знания, навыки учащиеся отмечают на листе «Я научился».
Список литературы
[1] Н.Ю. Пахомова выделяет следующие этапы работы над проектом:
• погружение в проект;
• организация деятельности;
• осуществление деятельности;
• презентация результатов.
1 слайд. «Моя семья – моё богатство»
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Я думаю, что каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. Особенно актуально это в наше время, потому что современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
2 слайд. Защита проекта «Родословное древо семьи»
На уроках «Риторики» и «Окружающего мира» в начале 3 класса я пробовала составить родословное древо семьи. А в январе 2013 года на мини-конференции «Мои первые проекты», которая проходила в нашем классе, защищала проект «Родословное древо».
3 слайд. Родословное древо моей семьи
Мне понравилось работать над проектом, поэтому я решила продолжить исследование родословной семьи Бондаревых. Продуктов проекта у меня получилось несколько: это и альбом «Моя семья», материал из которого вы увидите в проектной папке, и родословное древо семьи, и страничка на портале «БлагоДарю», о которой я расскажу чуть позже.
4 слайд. Герой в моей семье. Новиков Никифор Иванович (1902 – 1942)
Наше древо начинается с прабабушки Новиковой Ефросиньи Терентьевны и прадедушки Новикова Никифора Ивановича, который погиб в годы Великой Отечественной войны. Вместе с мамой мы нашли информацию о прадедушке в Книге Памяти Саратовской области (том 5). Расспросили мою бабушку, Марию Никифоровну о том, что она запомнила об отце. С помощью моего руководителя, Козлицкой Ирины Владимировны, я узнала подробности боевого пути моего прадедушки. Об этом я и хочу рассказать.
5 слайд. Новиков Никифор Иванович (1902-1942)
Мой прадедушка, Новиков Никифор Иванович, родился в 1902 году. До войны вместе с женой и четырьмя детьми жил в селе Симоновка Свердловского района Саратовской области. Сейчас это Калининский район.
В 1941 году призван в армию. Красноармеец, стрелок 449 стрелкового полка 144 стрелковой дивизии. Воевал на Западном фронте, в 5-й Армии. Защищал Москву.
Погиб в бою 17 августа 1942 года у деревни Иваники Уваровского района Московской области (сейчас Можайский район).
6 слайд. Из боевого донесения.
На этом слайде вы видите «Именной список безвозвратных потерь с 18 по 31 августа 1942 года» из боевого донесения Управления 144 стрелковой дивизии. Эту информацию мы нашли в общедоступной базе данных «Мемориал». Звёздочкой отмечен мой прадедушка. Напротив его фамилии запись: погиб 17 августа, деревня Иваники.
7 слайд. Иваники на карте 1942 года
На следующем слайде, на карте 1942 года, отмечено место, где находился 449 стрелковый полк, в котором прадедушка воевал. Знамя полка сохранилось до наших дней и находится в музее.
8 слайд. На этом месте была деревня Иваники
В районе деревни Иваники линия фронта находилась больше года – с конца января 1942 года по март 1943 года. Теперь здесь установлен вот такой памятник с табличкой «На этом месте была деревня Иваники».
9 слайд. «Долина Славы» на месте деревни Иваники
Это место на территории Подмосковья официально отмечено на картах и в истории Великой Отечественной войны как «Долина Славы», раньше называлась Долина Смерти. Если вы уже изучали историю нашей страны, то могли слышать про битву под Москвой и Ржевом. Деревня Иваники находилась в «основании Ржевского выступа», ликвидировать которое советские войска неоднократно пытались в течение 1942 года.
10 слайд. Имя прадедушки в Базе данных Московской области
Имя прадедушки внесено в Базу данных убитых, похороненных и пропавших без вести на территории Московской области в 1941-1942 годах. Её можно найти на сайте «МОСОБЛ-МЕМОРИАЛ»
11 слайд. Указатель на «Долину Славы». Монумент «Их было 10 тысяч»
Когда мы с мамой узнали, где погиб прадедушка, нам захотелось туда съездить, и мы стали изучать карты. От Москвы надо ехать по Минскому шоссе в сторону Беларуси. На 141 километре будет указатель на «Долину Славы» и монумент «Их было 10 тысяч» в честь советских воинов, погибших в «Долине Славы».
12 слайд. Карта Московской области
На карте Можайского района этом монумент отмечен звёздочкой. Затем надо свернуть с шоссе налево, в село Мокрое. Здесь вы видите вторую звёздочку – это место, где похоронен прадедушка и ещё 856 воинов. А «Долина Славы» находится дальше.
13 слайд. Мемориал в селе Мокрое
На этом слайде вы видите памятную стелу с именами погибших, среди которых есть и Новиков Н.И. Открытие воинского мемориала в селе Мокрое состоялось 6 мая 2010 года. Мемориал входит в списки Братских могил и захоронений Можайского района Московской области.
14 слайд. Народный проект «БлагоДарю за Победу»
Ирина Владимировна, мой руководитель, посоветовала нам кроме родословного древа сделать ещё один продукт – разместить информацию о прадедушке на сайте народного проекта «БлагоДарю за Победу». Этот сайт пополняется до сих пор. Мы хотим и про бабушку, Новикову Марию Никифоровну, разместить там материал, потому что она – труженик тыла. Она тоже приближала Победу.
15 слайд. Каждая семья - особенная
Вот так выглядит страничка моего прадедушки в проекте «БлагоДарю за Победу». Мне понравились слова авторов этого проекта: «Каждая семья должна искать свои корни и чтить память своего семейного героя, будь он героем Великой Отечественной или тружеником тыла. Ведь в любой семье такой человек есть.
Главное - сохранить память о нём и передать будущим поколениям»
16 слайд. Моя семья – моё богатство
Работая над проектом, я поняла, что семья – самое главное в жизни. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.
Семья богата радостью, которую мы дарим друг другу. Семья богата заботами о родственниках. Семья богата традициями. Семья богата героическим и трудовым прошлым. Семья богата любовью.
И пусть в ваших семьях всегда будет любовь да совет, чтобы вы всегда могли сказать: "Моя семья - моё богатство".
Снежный всадник
Зимняя сказка
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Нарисуем попугая цветными карандашами
Пчёлки на разведках