Мы с подружками играли во дворе и разговорились о том, кому какой цветок больше нравится. Карина сказала, что ее любимы цветок - фиалка, потому что ее маму зовут Манушак, а на армянском языке это означает "фиалка". Гуля рассмеялась, что тогда она должна любить все цветы подряд, потому что ее имя с татарского переводится как "цветок".
Я очень удивилась этому, ведь в русском языке не встречается такого, чтоб девочек называли названиями цветов.
Когда я пришла домой и рассказала о нашем разговоре маме, она сказала, что есть еще женские имена-цветы: Роза, Лилия. Меня очень заинтересовало, какие названия цветов одновременно являются именами девочек. Я не стала узнавать обо всех народах, а остановилась только на тех, которые живут в нашей области и городе.
Проблемный вопрос: как образуются имена? какие есть женские имена, которые перекликаются с названиями цветов?
Гипотеза: я предположила, что названия цветов встречаются только в женских именах, потому что цветок – символ красоты и нежности у всех народов.
Цель: выяснить, какие названия цветов одновременно являются именами девочек у народов, населяющих нашу область
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.5 КБ |
Научно-исследовательская работа
«Девочки – цветы»
Выполнила:
Комлева Яна
ученица 1 «В» класса
МБОУ – кадетской школы № 95
Кировского района г. Самара
Руководитель:
Гаврилкова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ – кадетской школы № 95
Кировского района г. Самара
Самара, 2014 г.
План
1. Какие народы живут в нашей области?
3. Девочки-цветы разных народов моего края
Мы с подружками играли во дворе и разговорились о том, кому какой цветок больше нравится. Карина сказала, что ее любимы цветок - фиалка, потому что ее маму зовут Манушак, а на армянском языке это означает "фиалка". Гуля рассмеялась, что тогда она должна любить все цветы подряд, потому что ее имя с татарского переводится как "цветок".
Я очень удивилась этому, ведь в русском языке не встречается такого, чтоб девочек называли названиями цветов.
Когда я пришла домой и рассказала о нашем разговоре маме, она сказала, что есть еще женские имена-цветы: Роза, Лилия. Меня очень заинтересовало, какие названия цветов одновременно являются именами девочек. Я не стала узнавать обо всех народах, а остановилась только на тех, которые живут в нашей области и городе.
Проблемный вопрос: как образуются имена? какие есть женские имена, которые перекликаются с названиями цветов?
Гипотеза: я предположила, что названия цветов встречаются только в женских именах, потому что цветок – символ красоты и нежности у всех народов.
Цель: выяснить, какие названия цветов одновременно являются именами девочек у народов, населяющих нашу область.
Задачи:
1. Какие народы живут в нашей области?
В Самарской области живут и трудятся представители более 100 национальностей. Земля, на которой мы живем, с древних времен влекла к себе людей. Прекрасные степи и луга были пригодны для занятия скотоводством, великолепный чернозем - земледелием, в реках и озерах водилось много рыбы, дремучие леса привлекали охотников. Одна за другой накатывали волны крупных переселений народов: индоарийцев, иранцев, финно-угров, славян, тюрок. А затем опять надолго пустели эти места, привлекая лишь сезонных охотников, рыболовов и скотоводов.
Значительные изменения произошли в жизни нашего края, когда Российское государство начало расширять свои земли. На границах государства появились защитные линии - засеки, преграждающие путь кочевникам, по Волге и ее притокам ставились крепости. На самарские земли потянулись переселенцы различных национальностей - русские, мордва, чуваши, татары, украинцы. Таким образом, население нашей области многонациональное.
Заселение Самарского края происходило четырьмя общностями народов, представители и потомки которых составляю население города и области до сих пор.
Ирано-язычные племена скифов, сарматов и савроматов жили в крае (в южной части) до IV в. н.э. и занимались кочевым скотоводством. Затем они были вытеснены.
Издревле северная лесная часть края заселялась финно-угорскими народами. Они вели осёдлый образ жизни и сохранились на этой территории до сих пор: сейчас их потомки образовали народы марийцы, мордва, удмурты.
В IV в. н.э. в ходе Великого переселения народов в Самарский край из северного Китая пришли тюркские кочевые скотоводческие племена гуннов и булгар. Гунны ушли в Западную Европу, а булгары через некоторое время обосновались в нашем крае и их потомки живут здесь поныне - это современные татары и чуваши. Потомки более поздних тюркских завоевателей и переселенцев - башкиры и калмыки.
С IV по VII вв. н.э. в нашем крае жили осёдлые племена, пришедшие с Запада и занимавшиеся пашенным земледелием с использованием рабочего скота и плуга в упряжке. Это были славяне, которые впервые придя в наш край более полутора тысяч лет назад, сейчас составляют большинство его населения - это русские, украинцы, белорусы.
Национальный состав Самарской области по данным переписи 2010 г.
1) Русские - 85,6 %
2) Татары - 4,1 %
3) Чуваши - 2,7 %
4) Мордва - 2,1 %
5) Украинцы - 1,4 %
6) Армяне - 0,7 %
7) Казахи - 0,49 %
8) Азербайджанцы - 0,44 %
9) Узбеки - 0,35 %
10) Белорусы - 0,29 %
Итак, как видно из данных переписи, больше всего в нашей области русских, но и другие национальности тоже многочисленны.
Татары в Самарской области проживают в Камышлинском, Похвистневском, Шенталинском, Елховском и других районах. Всего в нашей области 48 татарских населённых пунктов, 29 татарских школ, 36 мечетей.
Эрзяне и мокшане (мордовские народности) укоренились в Самарском краю во второй половине 17 века. Основная часть поселялась в сельской местности, занималась земледелием. Самый высокий процент эрзянского населения в Исаклинском и Шенталинском районах области, мокшанского - села Торновое, Шелехметь Волжского района, Старая Бинорадка, Заря Красноярского района.
Территория современной Самарской области была одним из основных маршрутов продвижения булгарских племен на север. Предки чувашей - булгары, издавна заселили плодородные земли около рек Большой Черемшан, Кондурча, Сок и Кинель. Новое заселение стало возможным после возведения укреплённых постов для защиты от набегов кочевников с "Дикого поля". Крестьяне из чувашских уездов из-за малоземелья переселились в лесостепные районы Самарской губернии. Сегодня чуваши являются третьим по численности народом Самарской области. Чуваши проживают в Исаклинском, Шенталинском, Клявлинском, Кошкинском, Похвистневском районах.
Башкиры издревле проживали на территории области, что отмечал ещё Ибн Фадлан - арабский путешественник и писатель 10 века. Башкирами были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области. Они также известны под названием иргизские башкиры, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз.
Начало экономических и культурных связей армян с Россией относится ко времени Киевской Руси. Армянские и русские купцы хорошо знали главные торговые пути Восточной Европы. Знаменитый путь "из варяг в греки" проходил из Балтийского моря в Черное, где уже были армянские колонии, другой маршрут - от Новгорода по Волге к южному берегу Каспия. В посещаемых армянскими купцами торговых городах основывались армянские колонии. Особой известностью пользовались армянские колонии в Волжской Булгарии еще в XI-XII веках. Со второй половины XIV века армяне обосновались в Астрахани.
Первое упоминание об армянах в Самаре относится к XIX веку. По данным Государственного архива Самарской области в г. Самаре на 1897 год было 77 армян (37 мужчин и 40 женщин), на 1899 год - 79 человек. За долгие годы армянская община Самары разрослась, сейчас армяне находятся на 6 месте по численности населения в нашей области.
Итак, наш край с глубокой древности находится на пересечении кочевых и торговых путей, к великой реке Волге стекались различные племена и народы. До сих пор наша область - место проживания многих народов, и мы часто слышим нерусские имена, не зная их значения.
2. Как образуются имена?
Имена людей изучает наука антропонимика, что в переводе означает "наука об именах".
В самом раннем древнем обществе, возникла необходимость окликнуть одного из соплеменников. Не всегда получалось подойти и постучать по спине, так и научился первобытный человек звать голосом своего товарища. И вот на этом этапе надо было определяться, как дать понять, кого именно зовут. Оказалось, что все очень просто. Человек назвал словами все, что вокруг него, а заодно и своих товарищей.
Позже родители давали ребенку имя, созвучное с теми качествами, которые они хотели бы видеть в своем ребенке: Владимир - владеет миром, Святослав - славящий святых. Это русские варианты имен. В Европе и на других континентах происходило то же самое, только на других языках. По-гречески Александр - завоеватель, Павел - маленький, Елена - светлая. Эти имена дошли до нашего времени.
В индейских и некоторых африканских племенах давали отталкивающие имена, для того чтобы отогнать злых духов. Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Имена Муза, Аполлон, Аврора, Майя до сих пор находятся в употреблении. Позднее это стремление стало христианской традицией давать имена в честь праведников, причисленных к лику святых.
Многие народности придумывали своим детям имена со значением, надеясь, что заложенный в имени смысл будет помогать ребенку по жизни. А еще в древности называли детей именем какого-либо животного, чтобы ребенок был похож силой и ловкостью на него. Приведу примеры образования старинных славянских, мордовских и татарских имен.
Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр; особенности поведения, речи: Молчан; физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй; время и "очередность" появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк; профессию: Селянин, Кожемяка и многое другое.
Женские имена в большей степени отражают отношение к девочке: Забава, Злата, Лада (любимая, милая), Любава (любящая, любимая), Людмила (люд - (люди) и мила - (милая), милая людям), Рада.
Основы традиционных мордовских личных имён обычно обозначают или черту характера - Кежут от кежей "злой", Паруш от паро "хороший", или передают отношение к ребенку, чувства родителей - Вечкас, Вечкуш, Вечкан, Вечковат, Вечкенза от вечкемс "любить", Учай, Учесь, Учан от учемс "ждать", или называют место рождения ребенка - Паксяй, Паксют, Пакстян от пакся "поле", Виряй, Виряс, Вирдян от вирь "лес", или содержат намек на время рождения - Нуят, Нуянза, Нуякша от нуемс "жать", Пивцай от пивцемс "молотить" и т. д.
У мордвы бытовали также имена с основами, обозначающими названия животных, птиц, деревьев и пр., например: Овтай от овто "медведь", Пиняй, Пиняс от пине "собака", Каргай, Каргаш от карго "журавль", Пичай от пиче "сосна", Тумай от тумо "дуб".
Мордва придавала большое значение выбору счастливого имени. Для его поисков отец младенца выходил на улицу, и первый предмет или существо, попадавшее ему на глаза, становилось именем ребенка, девочки при этом часто именовались по названию цветов: Ромашка, Василек, Яблоневый цвет или ягод: Малина. Обоснованием такого выбора было то, что раз встретившийся предмет существует, здравствует, значит, будет жить и здравствовать новорожденный, и если этот предмет хорош, красив, то крепким и красивым будет и ребенок.
Древние татары придумывали имена, своим детям, подбирая красивые сочетания слов из родного языка. Например, Тимеркотлык = тимер "железо" + котлык "счастье"; Арслан "лев", Уразбикэ = ураз "счастливая" + бикэ "княгиня".
Женские татарские имена, выразительные и красочные, прославляют внешнюю привлекательность и грациозность, сравнивая свою носительницу с таинственной луной, просыпающейся природой и лучезарным солнышком, стройными деревьями и благоухающими цветами. Они яркие, образные и запоминающиеся. Так, имя Айсылу значит "великолепная, как месяц", а имя Жасмин - "долгожданный подарок", Альбина - "светлоглазая девочка", Ахат - "единственная", Рада - "радость", Рузаля - "счастливая", а Аяза - "ясный день", Гадена - "райская".
Во многих случаях казахские имена давались на основе народных обычаев и традиций. В тех семьях, где часто умирали дети, новорожденные сыновья получали имена типа Тохтар - "пусть останется", Турар - "будет жить", Турсын - "пусть живет", Тохтасын - "пусть останется". Традиционные казахские имена эпических героев, легендарных витязей, известных мудрецов передавались из поколения в поколение.
Казахские имена по структуре бывают простыми, сложными и сложносоставными. Сложные казахские имена образованы преимущественно сложением имен существительных или основ существительных с глаголами, например: Байтас: бай -"богач" и тас - "камень", Жылкелд: жыл - "год" и келд - "прибыл" и др. Многие казахские имена образованы от имен животных, птиц, предметов обихода, продуктов питания и других слов, связаны с традициями, культурой и религией казахского народа.
Армянский народ имеет полное право гордиться своей древней и богатой культурой, неотъемлемой частью которой являются имена. Они служат отражением непростой истории становления этой нации: армяне носят не только исконно армянские имена, но игреческие, парфянские, арабские, древнееврейские, славянские.
Личные армянские имена, как устаревшие, так и современные, делят на такие группы:
- национальные имена, которые обязаны своим происхождением древним армянским богам (Гайк - верховное божество, Анаит - богиня любви и плодородия), царям (Ашот, Арташес), прославленным полководцам (Геворг, Вардан, Мушег).
- имена, источником для которых стали существительные и прилагательные, обозначающие драгоценные камни (Алмаст - "алмаз"), небесные тела (Арев - "солнце", Лусин - "луна", Астхик - "звездочка"), праздники, дорогие ткани (Метаксия - "шелк"). Ряд армянских имен отображает признаки человека, достоинства его внешности и характера; черты, которые хотелось бы видеть в их обладателях (Патвакан - "почтенный", Рачия - "огненные глаза", Жирайр - "бойкий", Зармайр - "знатный мужчина").
Итак, ученые установили, что у разных народов имена давались сходным образом, что видно на примерах древних имен у народностей, живущих в нашей области.
3. Девочки-цветы разных народов моего края
Изучая женские имена, которые одновременно являются и названиями цветов, я обнаружила, что больше всего их у татарского, башкирского и казахского народов. Начнем с них.
Татарские имена складывались на протяжении тысячелетней истории татарского народа. Но не все имена являются исконно татарскими. Многие из них заимствованы из других языковых групп: тюркской, персидской, еврейской, арабской и европейской. Татарские имена для девочек отличаются своей красотой, изысканностью и символичностью. Они ласкают слух, воспевая все прекрасные, женственные черты представительниц слабого пола. Среди татарских имен очень много таких, которые называют цветы. Приведем примеры:
Aзхар - цветущая
Айгуль - лунный цветок.
Гуль - цветок, цветущая.
Гульзар и Гульзифа - цветник.
Гульназ - нежная как цветок.
Гульнара - украшенная цветами.
Гульнур - светлая как цветок.
Гульчечек -роза.
Гульшат - Гуль (цветок) + шат (радостный). Радостный цветок; цветок радости.
Зиляйла - ночной цветок, цветок ночи.
Лилия и Лилиана - белый тюльпан.
Нурчечек - лучезарный цветок
Башкирский язык принадлежит к тюркской языковой семье. Башкирские имена девочек происходят в большинстве от арабского, тюркского языков и практически все "цветочные" имена девочек совпадают с татарскими именами.
Женские казахские имена были связаны с красотой, нежностью, изяществом, например: Айсулу - "красивая, как луна", Айдай - "луноподобная", Сулухан - "красивая ханум", Алтын - "золото" (т.е. красивая, дорогая, как золото), Жибек - "шелк" (т.е. приятная, нежная, как шелк), Меруерт - "перламутр", Маржан - "коралл" и т.д.
Айымгуль - ай - луна. Гуль - цветочек, красота, миловидность.
Акгулим - ак - белый символ чистоты и непорочности. Гулим - мой цветочек.
Алмагуль - яблоневый цветок.
Аршагуль - арша - вереск, вечнозеленый кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками. Вересковый цветок. Гуль - цветок, красота, изящество.
Кулсин - гуль - цветок, красота, изящество, миловидность. Имя означает - как цветок, красивая.
Райгуль - райский цветок. Самая красивая.
На имена, которыми пользуются чуваши, оказали значительное влияние как мусульманство, так и христианство. С принятием христианства чуваши перешли на христианские имена, почти перестав давать детям древние имена. Первое исследование чувашских языческих имён провел В.К.Магницкий. В своей книге "Чувашские языческие имена" он привёл более 10 000 мужских имён. Если посмотреть на список этих имён, то можно заметить среди них и производные от русских имён и татарские имена и всяческие образования одного и того же имени. Например, Ванюш, Ванюшка, Ванюха являются одним и тем же именем. После этого исследования чувашских языческих имён не производились.
В "Кратком этимологическом словаре чувашских дохристианских женских личных имён" Н. И. Егорова отмечено, что чувашские имена заимствованы в различное время из татарского языка.
Рассмотрим армянские имена. Старые армянские имена, в которых упоминаются цветы, широко распространены до сих пор. Среди них:
Алвард - красная роза.
Асмик - жасмин.
Вард - роза.
Вартуи - розочка.
Манушак - фиалка.
Наргиз - нарцисс.
Шаганэ - цветущая.
Шушан (Сусан, Сусанна) - лилия.
Система имен, которая сейчас есть у русского, украинского и белорусского народов, формировалась в течение многих веков. Основу ее составляют имена христианского календаря. К сожалению, старинных славянских имен, в которых бы сохранились названия цветов, сейчас практически нет, очень редко можно встретить такие имена как Калина, Купава, Лилея, Маковка, Мальва. При этом встречаются женские заимствованные имена, связанные с цветами, Анфиса - из греч. - цветение, Тамара - из древне-еврейского - финиковая пальма.
Таким образом, в татарском, башкирском, казахском, чувашском языках основу имен девочек, которые содержат в себе названия цветов, содержит арабское слово "гуль" (гюль), что переводится как "цветок", при этом указаний на конкретные цветы немного, упоминаются такие цветы как роза, белый тюльпан, вереск.
У армянского народа также есть имена девочек, которые обозначают цветы. А вот славянские народы и мордва практически не используют старинные имена, в которых указываются цветы, хотя в древности таких имен было много.
Проведя это исследование, я узнала очень много о том, какие народы проживают в нашей области, как они заселяли наш край.
Мне было очень интересно узнать, как люди придумывали имена своим детям. Оказалось, что у разных народов имена придумывались сходно: в честь героев и богов, указывали на желаемые качества: смелость, силу, мужество у мальчиков, красоту, нежность, хрупкость - у девочек.
Выбору имени люди разных национальностей придают очень большое значение и уверены в том, что это неотъемлемая часть личности, натуры и характера человека. Имя наделяет новорожденную малышку желанными качествами и положительными чертами, оно предопределяет дальнейшую судьбу и сильно влияет на жизнь. Правильно подобранное личное имя - это залог благополучной и счастливой жизни в будущем, своеобразное благословение от злых дьявольских сил растущему юному человеку. Поэтому, называя девочку именем, в которое входит указание на цветок, родители указывают на нежность и красоту своей дочки.
У всех народов, населяющих нашу область, девочкам в старину давали имена, в которых содержатся названия цветов, так как цветок - это символ красоты и нежности, а именно эти качества всегда считались самыми важными у женщин.
К сожалению, сейчас "цветочных" имен немного, они сохранились преимущественно у татар, башкир, казахов и армян.
Интерактивная культурно-историческая карта Самарской области. // http://samaramapsmu.ucoz.com/index/0-8
История Самары и Самарского края от первоначального заселения до современности. Авторский коллектив: А.И. Репинецкий, К.М. Макитрин, С.А. Репинецкий. Под ред. : С.А. Репинецкого. http://www.pandia.ru/text/77/156/22491.php
Суперанская А.В. Словарь русских имен. Москва. Издательство "ЭКСМО", 2005 г.
Энциклопедия для мам - http://mamapedia.com.ua/znachenie-imeni/women-names/
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Фильм "Золушка"
Растрёпанный воробей
Ворона
Медведь и солнце