Что известно нам о жизни слов, обозначающих названия цветов? Как возникли, когда появились они в языке? Почему в разных территориях нашей страны люди по-разному называют одни и те же цветы? Какова их символика? Как соотносится цвет с образом в литературе и живописи? Можно ли проникнуть в тайный смысл видимых вещей, зная "язык цветов", и постичь символический подтекст произведения? Наконец, как, каким образом из таинственного соединения самых обычных слов, из волшебной игры значений рождается то чудо, которое являет собой великий и могучий русский язык - язык Пушкина, Толстого, Тургенева? Решению этих вопросов посвящена данная работа.
Автор работыанализирует использование мотивов и образов цветов в русской литературе и живописи XIX-ХХ вв.,прослеживая сложную судьбу обычных слов (названий цветов), выяснить их забытые значения, показать тесную связь языка с историей и культурой народа;рассматривая мифопоэтические, фольклорные и библейские традиции как источник мотивов и образов цветов в литературе.Большое внимание уделяется исследованию "языка цветов",выявлению художественного смысла и функции мотивов и образов цветов в русской литературе (поэзии и прозе) и живописи. В проекте указывается значение цветов в судьбе и творчестве известных людей России.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
Цветы в русской литературе и живописи
Проектная работа
Руководитель: Шишкина А.В.
Исполнитель: Потапова Ангелина
Сладковское
2014
Оглавление.
и живописного произведения………………………………………………….3
Приложения
1.Введение
С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем. Не только древние авторы, но и поэты и писатели более поздних эпох так или иначе затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Их творчество отличает русский свободный дух и восхищение необъятными просторами. Увековечили цветы на своих полотнах великие живописцы.
Многие творческие люди (А.С. Пушкин, А.П. Керн, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев) использовали символику цветов и в переписке. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. Испокон веков поэты уподобляли женскую красоту хрупкой и нежной прелести цветка. А "язык цветов", способный выразить тончайшие оттенки чувств, при встрече заменял слова самых пылких признаний. (См. Приложение1). Известно, что он возник в эпоху романтизма и в течение более ста лет был неотъемлемой частью сентиментальных игр влюбленных. Цветы помогали им вести молчаливый диалог, выражать сложную гамму переживаний. Да и насколько романтичнее такое объяснение в любви. Когда в XX веке была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию, но поверх всех украшений лежал скромный засохший букетик полевых цветов. Так выразила молодая вдова свою любовь к умершему супругу. В Австралии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала представление Сергея Прокофьева "Война и мир". Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нём лежала… белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америки по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…
Таким образом, чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, нужно знать "язык цветов", их символический смысл, подтекст. После проведения социологического опроса, к сожалению, приходится констатировать, что немногим из подростков, да и из людей более старшего возраста знаком «язык цветов», мало кто знает, почему именно так называются его любимые цветы, какие легенды, поверья с ним связаны. (См. Приложение2)
Что же известно нам о жизни слов, обозначающих названия цветов? Как возникли, когда появились они в языке? Почему в разных территориях нашей страны люди по-разному называют одни и те же цветы? Какова их символика? Как соотносится цвет с образом в литературе и живописи? Можно ли проникнуть в тайный смысл видимых вещей, зная "язык цветов", и постичь символический подтекст произведения? Наконец, как, каким образом из таинственного соединения самых обычных слов, из волшебной игры значений рождается то чудо, которое являет собой великий и могучий русский язык - язык Пушкина, Толстого, Тургенева? Решению этих вопросов и посвящена моя работа.
Вопросы определили цель работы: проанализировать использование мотивов и образов цветов в русской литературе и живописи XIX-ХХ вв.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Проследить сложную судьбу обычных слов (названий цветов), выяснить их забытые значения, показать тесную связь языка с историей и культурой народа;
2. Рассмотреть мифопоэтические, фольклорные и библейские традиции как источник мотивов и образов цветов в литературе.
3. Исследовать "язык цветов".
4. Выявить художественный смысл и функции мотивов и образов цветов в русской литературе (поэзии и прозе) и живописи.
5. Определить значение цветов в судьбе и творчестве известных людей России.
2.Значение мотивов и образов цветов в контексте литературного и живописного произведения.
Я давно хочу с тобой
Говорить пахучей рифмой.
Каждый цвет уже намек…
А.А. Фет
В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов. Мать-и-мачеха, незабудка, иван-да-марья, подснежник… Многие из этих них созданы народом и со временем вошли в русский литературный язык, стали героями поэтических и живописных произведений. Чаще всего истоки этих поэтичных и метких названий следует искать в образности народного мышления. Рассмотрим некоторые поэтические названия цветов, выявим их происхождение, определим значение образов цветов в произведениях художественной литературы и живописи.
Сон-трава.
Едва успевает сойти снег, как в светлых сосновых лесах, по сухим склонам появляются крупные лиловые колокольчики на невысоком стебле, опушённые серебристым пухом - "сквозь снег, кустиками, ростом в пядень, цвет синь", - как сказано в одном старинном травнике. Каждый из нас хорошо знает этот цветок - один из самых ранних вестников весны. (Приложение3) Но так ли хорошо известно его название? Во всяком случае, русская классическая литература знает пример, когда писателю, по-видимому, пришлось довольствоваться названием "собственного изобретения". В одном из своих стихотворений А.К. Толстой так описывает наступление весны:
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Внимательный читатель заинтересуется, какой же "синий кувшинчик" имеет в виду поэт? Ведь "кувшинчиками" и "кувшинками" мы привыкли называть водяные растения с желтыми (иногда белыми) цветами. Однако время цветения толстовского "кувшинчика" совпадает со временем цветения лютика. То, что речь именно об этом растении, сам поэт подтвердил строками другого своего стихотворения:
Во дни минувшие, бывало,
Когда являлася весна,
Когда природа воскресала
От продолжительного сна,…
С какою радостию чистой
Я вновь встречал в бору сыром
Кувшинчик синий и пушистый
С его мохнатым стебельком…
В народе бытует немало названий этого цветка, самые распространённые из которых сон-трава и прострел. А в бывшей Тамбовской губернии растение это называлось подснежником. Причины появления подобного названия понять нетрудно: как справедливо замечает В.И. Даль, в народе "подснежником называются вообще все растения, которые появляются вскоре по стаянии снега". Итак, название цветка выявлено. Но, может быть, символический подтекст заключается в другом? Синий цвет, в который окрашен "кувшинчик", у многих народов символизировал небо и вечность. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение. Он говорит о глубине чувств человека, его чувствительности и восприимчивости и олицетворяет стремление достичь цельности во всем, с чем сталкивается человек. Синий цвет означает и полное спокойствие. Синий цвет является символом спокойных вод, ровного темперамента, озарения в литературе. Не случайно, наверно, при создании символических работ Михаил Врубель, как правило, использовал краски фиолетовых, сине-голубых и лиловых оттенков. А как прекрасна его голубая роза в картине "Демон (сидящий)". (См. Приложение 3)
Описывая наступление первых весенних дней в лесах Полесья, полных первобытной прелести, А.И. Куприн ведёт читателя вслед за юной полесской "ведьмакой" Олесей по едва высохшей от снега дороге, покрытой пожухлой прошлогодней листвой, сквозь которую кое-где "подымали свои лиловые головки крупные колокольчики "сна" - первого цветка Полесья". Сном этот цветок называют и на Украине. То же название дали ему жители Брянской области, которые объясняют причины появления такого наименования тем, что крупные колокольцы сна обычно опускают головки, "словно спят".
С этим растением связано немало народных легенд. Видимо, потому что сон-трава использовалась знахарями и ворожеями для лечения от различных недугов. Названия «сон», «сон-трава», «прострел» проникли в русскую художественную литературу и публицистику, наибольшее распространение в литературе получило поэтичное наименование «сон». Это подметил ещё А.И. Куприн: "На насыпи синели крупные простые цветы, носящие поэтическое название "сна" ("Черный туман").
Наряду с синими подснежниками в литературе встречается и подснежник белый: «Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебристой паутине». Так открылось маленькой героине рассказа К.Г. Паустовского "Стальное колечко» первое из чудес, подаренных ей волшебным колечком старого солдата, приносящим счастье: чудо весны, воплотившееся в цветке, расцветающем прямо из-под снега, а потому и названном выразительным и нежным названием подснежник. Весна и белые подснежники… Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Да и сам подснежник издавна стал для русских поэтов и писателей символом пробуждающейся природы, символом весны, света. «Подснежников трепетных чистые, светлые глазки в прозрачной, чуть-чуть оперившейся с жёлтою почкою роще» влекли к себе поэта-лирика А. Майкова. В стихотворении И.А.Бунина «Подснежник» в диалоге двух послушников, обитателей высокогорного монастыря, нежным контрастом возникает тема весны и жизни, воплощённая в образе первого весеннего цветка.(См.Приложение 4) По латыни «подснежник» буквально означает «молочный цветок». Кстати, подобные названия цветка встречаются и в русских народных говорах: в Свердловской области подснежники называют снижниками, а жители Рязанской области именуют растение снежиток: "Там лес давно рос, в бору снежитки были". Приведем еще одно, очень поэтичное название подснежника - английское - "снежная капля".
В наши дни нежный подснежник продолжает оставаться одним из самых любимых цветов русской поэзии. Обращаясь к весне, поэт Н.А. Заболоцкий посвящает ей восторженные строки:
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники!..
В стихотворении А. Жарова «Тает снег» подснежник назван «робким и застенчивым», для поэта он
Первый спутник вздохов неизбежных,
Покоритель стольких нежных глаз…
Нежные, белые и синие, первые цветы… Так природа, а вместе с нею поэты и писатели открывают перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни.
Ромашка
Замечательно по красоте русское поле, особенно весной и летом, когда расцветают цветы. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, желтоглазые ромашки, пушистые соцветия клевера, ярко-желтые одуванчики. Это пестрое и благоухающее разноцветье создает атмосферу праздника. Красота русских полевых цветов - источник вдохновения русских поэтов. В этом мы убеждаемся, читая стихотворения И.А.Бунина «Полевые цветы» и В.Я.Брюсова «Цветики убогие северной весны».
Синий колокольчик спит в тени берез.
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Испокон веков ромашка является символом русской природы. Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Её цветок, по народному преданию, похож на чудесный глаз, который все видит. У древних славян она считалась одним из 7 священных растений (орешник, ромашка, дуб, хмель, плакун, верба и омела). Название цветка происходит от латинского слова «romana», означающего в переводе на русский язык «римская». В Древнем Египте ромашка посвящалась богу солнца Ра. А греческое название (Leucanthemum) переводится как «белый цветок».
Ромашка на языке цветов - юность, невинность, романтичность. Поэтому в литературе образ ромашки всегда ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости. Считается, что ромашка вырастает там, где упадет звезда с неба. Известна такая легенда о ромашке. В одной деревушке давным-давно жила девушка по имени Мария- стройная, как березка, прекрасная, как заря, и нежная, как легкий ветерок. У нее были голубые глаза и светло-русые волосы. Мария была влюблена в парня из соседней деревни по имени Роман. Он тоже любил ее, и они практически не расставались. Однажды приснился Роману сон, будто он в какой-то неведомой стране и старец преподносит ему невиданный цветок с белыми вытянутыми лепестками и ярко желтой сердцевиной. Когда он проснулся, то увидел тот цветок! Роман подарил его своей любимой. Цветок излучал нежность. Мария была в восторге от такого необычного подарка и назвала его таким же нежным и ласковым именем – Ромашка. Никогда раньше она не видела такого нежного и в то же время простого цветка. Марии стало очень грустно оттого, что наслаждаться красотой ромашки могут не все влюбленные. И тогда девушка попросила возлюбленного принести целый букет этих красивых цветов. Не смог Роман отказать своей любимой и отправился в путь. Долго бродил он и на краю света нашел царство сновидений. Правитель этого царства согласился подарить Марии поле ромашек, но при условии, что юноша останется навсегда в его владениях. Ради своей любимой Роман готов был на все, и он остался навсегда в стране снов. Мария ждала возвращения Романа несколько лет, но он все не появлялся. Однажды утром, когда она увидела у своего дома ромашковое поле, она поняла – жива ее любовь… Вот так и появились ромашки. Люди полюбили эти цветы за их нежность и простоту, а все влюбленные стали по ним гадать: «Любит — не любит?»
Ромашка - излюбленный образ народных песен: «Ромашки спрятались» (слова И. Шаферана, музыка Е. Птичкина), «Гляжу в озера синие» (слова И. Шаферана, музыка Л. Афанасьева). Ромашке посвящена картина В. Васнецова «Луг с ромашками». (См. Приложение3) О ней написал стихотворение М. Дудин. (См.Приложение 4) С недавних пор ромашка стала символом «Дня семьи, любви и верности».
Василёк
Скромный темно-голубой полевой цветок василька, растущий во ржи и других злаках, обязан своим названием древнерусскому переоформлению греческого basilikon «царский» (цветок, растение), суффиксального производного от basileus «царь». Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном – древнегреческим мифологическим героем – полулошадью и получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесённой ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает «кентаврово». Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.
Глядя на картину А. Венецианова «Девушка с васильками» (См. Приложение3), невольно вспоминаешь крестьянку Акулину из рассказа И.С. Тургенева «Свидание»:
«-И-и, какой вздор, моя любезная: в чем нашла страх! Что это у тебя, - прибавил он, подвинувшись к ней, - цветы?
-Цветы, - уныло отвечала Акулина. - Это я полевой рябинки нарвала, - продолжала она, несколько оживившись, - для телят хорошо. А это вот череда - против золотухи. Вот поглядите-ка. Какой чудный цветик; такого чудного цветика я еще отродясь не видала. Вот незабудки, а вот - маткина душка… А это вот я для вас, - прибавила она, доставая из-под желтой рябинки небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанных тоненькой травкой - хотите?»
Возлюбленный Акулины забывает подаренный ею букет васильков, тем самым показав свое бессердечие и жестокость. Любовь Акулины к полевым цветам подчеркивает чистоту и красоту ее души, близость к природе, наблюдательность и поэтичность. Василек в рассказе выступает символом нежной, сильной, самоотверженной, но несчастной любви, преданной невинности, хрупкости любящей девушки.
Необычайно образно звучит строка «Ты - мое васильковое слово…» из стихотворения С. Есенина «Я красивых таких не видел», посвященного сестре поэта - Шуре. (См.Приложение 4)
Колокольчик
На лугу и на лесной поляне, в глухом овраге и на берегу речки всегда приветливо встречают нас синие, голубые или белые цветки колокольчиков.(См. Приложение 3) Научное название рода - "Campanula" - в основе имеет лат. "campana", "колокол", характеризуя форму цветка (венчика). В народе издревле любили колокольчик-цветок, о чем говорят ласковые названия, которыми наделяли его в разных местностях: пичужницы, чеботки, звоночки, синельки... Колокольчик – символ безграничной открытости, дающий место для мудрости.
Практически во всех культурах колокольчик считается благоприятным талисманом. Колокольчик — цветок радости и оберег, отгоняющий нечистую силу. И по народному поверью, звонят колокольчики лишь раз в году - в волшебную ночь накануне Ивана Купалы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая… Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах. Всем знакомы строчки А.К.Толстого:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Известно, что этот изящный цветок очень любил А.А.Фет, ему он посвятил стихотворение.
(См.Приложение 4)
Ландыш
Родовое название ландыша переводится как «лилия долин» (от лат. ocnvallis – «долина» и греч. lierion – «лилия») и намекает на его место обитания. Видовое наименование указывает на то, что растение цветёт в мае. На Руси ландыш называли по-разному: на севере - лесной лилией, на Волге - воронцом, ландушкой, на Смоленщине - лесным языком, на Ставрополье - ланьим ушком. Когда цветы раскрываются, они склоняются к земле и становятся очень похожими на маленькие колокольцы. Только звона колокольца вы не услышите - о своем рождении они оповещают волнами тонкого аромата. Когда распускаются ландыши, кажется, что сам воздух в лесу настоян на их аромате.
У многих народов есть легенды о ландыше. Согласно древнегреческому мифу, богиню охоты Диану во время одной из её охотничьих прогулок захотели поймать фавны. Они её подстерегли, но богиня бросилась бежать. С её разгоряченного лица разлетались капельки пота. Они были необычайно ароматны. И там, куда они падали, вырастали ландыши. В русских преданиях белые цветки ландыша называются слезами морской царевны Волхвы, которая полюбила прекрасного гусляра Садко. Однако сердце юноши принадлежало его невесте Любаве. Узнав об этом, гордая царевна решила не открывать своей любви. Только иногда по ночам при свете луны можно было видеть, как на берегу озера сидит красавица Волхва и плачет. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви. С тех пор на Руси ландыш символизирует скрытую любовь4.
Если белоснежные и ароматные цветки ландыша олицетворялись с чем-то радостным и прекрасным, то его красные ягоды во многих культурах символизировали печаль по утраченному. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягодка. Древние германцы уверяли, что это вовсе не ягодка, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает свое расставание с Весной. Она хоть и полюбила Ландыш, но ненадолго. Вечно молодая и непоседливая, Весна не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не бывает. Мимоходом приласкала и Ландыш. Тот расцвел от счастья, но она ушла и оставила бедняжку посреди жаркого лета. Ландыш поник от горя, цветочки опали, и выкатились из стебелька кровинки - слезинки.Одно из христианских сказаний повествует о том, что красные плоды ландыша произошли из горючих слёз Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у тела распятого Христа.
Весна наделила ландыш любовью к жизни. Этот цветок олицетворяет эмблему безмолвного излияния сердца, это символ чистоты, любви и грусти. Поэтому поэты использовали ландыш в элегических стихотворениях. М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» так воспел ландыш:
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, Н.М.Карамзина, И.А.Бунина, А.И.Куприна, И.Е.Репина. Вот как описывает волшебную встречу с ландышем Вл. Солоухин:
«Взяв меня в лес, сестра прилегла отдохнуть на поляне, что-то там расстелив, а меня послала в ближайшие деревья, чтобы я поискал ландышей. Сколько мне было лет, я не знаю, очевидно, мало, если живого ландыша я до сих пор, оказывается, не видел. Я спросил у сестры, какие бывают ландыши, и она ответила коротко и мудро:
-Самые красивые. Когда увидишь, не ошибешься.
У кого-то из прозаиков записано, как он, никогда не слышавший соловья, решил узнать его сам, по голосу, и как сначала принимал за соловьиные то одну, то другую птичью песенку. Но вдруг все пропало, исчезло, замерло. Огромные золотые обручи покатились по земле, благоговейно онемевшей. Запел соловей. Такое же чувство очевидной исключительности и непохожести ни на что другое испытал и я, когда, не соблазнившись другими цветами, остановился перед волшебной веточкой ландыша, расцветшего в зеленоватой еловой тени. Выдержав первый экзамен на чувство прекрасного (при подсказке такого цветка, как ландыш, не так уж трудно было выдержать), я вынес из леса, на залитую солнцем опушку, пестреющую лиловыми, желтыми, синими, красными цветами, веточку как бы даже не солнечного, а лунного цветка.
Он был как русалка среди играющих румяных деревьев - красавиц, как призрак среди пирующих пьяных рыцарей, как бледная невеста в фате среди пышущих здоровьем и весельем подруг. И если было сказано, что роза и лилия царствуют в цветочном царстве, как дневное и ночное светило на земле, то ландыш - самый преданный, самый верный и приближенный рыцарь лилии».
Н. М. Карамзин, хорошо знакомый с языком цветов, в повести «Бедная Лиза», опубликованной в «Московском журнале» в 1792 году, рассказал трогательную историю любви молодой бедной девушки Лизы и обеспеченного горожанина Эраста. Они встретились, когда впервые по поручению матери Лиза пришла в город продавать ландыши. Он добр, сердечен. Лиза ему понравилась. Молодой человек от полноты чувств за букетик ландышей предлагает рубль вместо пяти копеек, желая сделать девушке приятное. Ему и в голову не приходит, что чувства и деньги не могут находиться рядом. Люди, которые проходили мимо, криво усмехались, принимая увиденное за попытку купить любовь. Чуткая Лиза отдает цветы только за их цену. Когда девушка вновь появляется с букетиками в городе, Эраст предпочитает бросить ландыши в реку, отвечая прохожим, что они непродажные.
Цветы у Карамзина превратились в символ непорочности, любви, на которую надеется Лиза. Эраст тоже верит в светлое будущее. Он думает ради Лизы оставить большой свет и жить «в счастливой праведности». Писатель иронизирует, понимая, что мечта молодого человека вычитана из книжек. Чувствуется, что на любовь до конца дней своих Эраст не готов, он думает уехать из города «по крайней мере, на время». Карамзин с грустью смотрит на героев, осознавая, что сословные различия не позволят им построить совместную жизнь. Лиза тоже сомневается в счастливом исходе событий. Она размышляет об Эрасте: «Ах, если бы он был простым пастушком…» Но любовь захватила все чувства Лизы, она надеется на чудо, хотя и говорит любимому: «…тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка». И Лиза, и ее милый друг многое переняли друг у друга, во многом изменились, хотя в душе каждый остался сам собой. Он считает, что почти все можно купить за деньги, она по-прежнему чувствительна и добра.
После того как целомудренная Лиза отдается возлюбленному, все переменилось. Пять дней Эраст не приходил, наконец «пришел он с печальным лицом». Карамзин пишет: «Он принудил ее взять у него несколько денег», чтобы Лиза никому не продавала цветы, пока он не вернется с войны. Наверное, он все же не хочет терять ее, желая, чтобы ее молодость («цветы») принадлежала только ему. Она и не продает свои ландыши. Однако через некоторое время отправляется в Москву с целью сделать необходимые покупки, встречает в городе Эраста, который из-за денег (проиграл имение) женился на богатой вдове. После недолгого разговора он вновь предлагает Лизе деньги: «Вот сто рублей — возьми их, — он положил ей деньги в карман». Ландышей больше нет, и нет любви…2
Пылким поклонником майской лилии долин был П.И. Чайковский. Еще в детстве он с нетерпением ждал цветения ландышей, надеясь подкараулить гномов, которые зазвонят в маленькие белые колокольчики. Затем в Клину старательно разводил их. Однажды из Италии он писал брату Модесту: «В первый раз в жизни мне удалось написать в самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные… Хотя они достались мне с большим трудом, но я работал над ними с таким удовольствием, как и над музыкой». Стихи эти были найдены при разборе личного архива композитора уже после его смерти и опубликованы в «Русском вестнике» в 1894 г.:
Ужель сбылись мечты, осуществились сны?
Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою
Срываю чудный дар волшебницы весны.
О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
А затем они были положены на музыку А. Аренским и стали знаменитым романсом. Романсы, посвященные ландышу,— не редкость. В поэзии вообще море лирических метафор и образов, связанных с ландышем. У В. Брюсова: «Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез…», у
С. Есенина: «Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил». А вот что
А. Ахматова писала в посвящении Б. Пильняку:
Когда бессонный мрак вокруг клокочет,
Тот солнечный, тот ландышевый клин
Врывается во тьму декабрьской ночи…
Она же, вспоминая о первой встрече с О. Мандельштамом, писала: «Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки». И может, не случайны в стихах М. Цветаевой, посвященных А. Ахматовой, трогательные строки: «Полюбился ландыш белый одинокой резеде…»
Б. Пастернак лаконично и ярко описывает заросли майской лилии долин:
Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.
Многие поэты, в частности, М. Лермонтов и А. Фет совершали по весне прогулки специально для того, чтобы полюбоваться майской лилией долин. И много еще можно приводить примеров, но исчерпать их — вряд ли возможно. Удивительной притягательностью обладает этот неброский цветок!
Приворотный корень (ночная фиалка)
«Сегодня цветочный праздник, и у меня на столе стоит великолепный букет ночных фиалок и распространяет аромат по всей комнате», - так писала в мае 1892 г. Н.Ф. фон Мекк в одном из своих писем П.И. Чайковскому. Горячо любил и воспевал фиалки А.А. Блок. Он автор поэмы "Ночная фиалка", написанной в 1906 году. Поэмы, где реальность слита с книжной романтикой, снами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты. Ночное благоухание фиалок, признавался Ф.И. Тютчев, наполняло его душу «невыразимым чувством таинственности и погружало в состояние благоговейной сосредоточенности». И.С. Тургенев своим друзьям любил преподносить фиалки. Эти же цветы были любимыми у актрисы Ермоловой. Даже поэт серебряного века Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, не мог пройти мимо мирного созерцания природы. Успокоение и умиротворение чувствуется в его стихотворении "Фиалка":
Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Чаще всего лепестки фиалки окрашены в фиолетовый цвет. (См. Приложение 3) Фиолетовый цвет-это смесь красного и синего. Хотя он является самостоятельным цветом, но сохраняет свойства и синего, и красного. Человек, который отдает предпочтение фиолетовому цвету, ищет “волшебных отношений”. Он не только хочет приукрасить себя, но в то же время желает очаровывать и восхищать других, вызывать у людей восторг. Такой человек обожает околдовывать других.
А.И. Куприн назвал именем этого лесного цветка, похожего на крошечную орхидею, один из своих рассказов - "Ночная фиалка". Но герой рассказа, саратовский землемер, замечает, что по какой-то удивительной случайности, «кажется, никто не знает его народного названия или очень быстро его забывает», а наименование ночная фиалка выдумано грамотеями. «Есть в Средней России, - пишет А.И. Куприн, - такой удивительный цветок, который цветет только по ночам в сырых болотистых местах и отличается прелестным кадильным ароматом… Он вовсе не родня скромной фиалке. Ночной фиалкой его назвали безвкусные дачницы и интеллигентные гостьи». Действительно, цветок, о котором идет речь, не имеет решительно никакого отношения к фиалке. Тем не менее, оно получило такое широкое распространение в повседневном обиходе, что его не могли игнорировать даже словари современного русского литературного языка (например, Словарь русского языка в 17-ти томах). Легко понять, в силу каких ассоциаций получило такое широкое распространение название ночная фиалка: тонкий и сильный аромат, возникающий лишь в ночное время, очевидное сходство мест произрастания (сырые тенистые места). Нежный запах вызвал к жизни и другие народные названия этого цветка: бальзамин дикий, ночные духи. Англичане зовут этот цветок крошечной орхидеей-бабочкой. Но наиболее распространенные названия цветка составляют целую группу слов, образованных от корня люб-: любка, любжа, любистик, любисток, люб-трава, любовный корень и т.д. Почему же народ отдал предпочтение именно этим наименованиям? Тут уместно вновь обратиться к рассказу А.И. Куприна: цветок, как замечает писатель, «не употребляется у крестьян ни как целебное растение, ни как украшение на троицын день или на свадьбу. Просто его не замечают и не любят. Говорят кое-где, что пахучий цветок этот имеет связь с конокрадами, колдунами и ведьмами...» Деревенские ворожеи в старину приписывали корню любки, равно как и зелью, приготовленному из этого растения, свойство вызывать любовь. (См. Приложение 3) Когда в июне вам случится купить букетик нежных и пахучих лесных цветов, похожих на крошечные орхидеи, вспомните, что народ дал этому цветку поэтическое имя любка, любжа - любовь.
Сирень
Особой любовью у поэтов, писателей и художников пользуется сирень. Происхождение названия «сирень» связано с древнегреческой легендой, рассказанной в «Метаморфозах» Овидия. Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. Он так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень.
Родина сирени - Малая Азия, Персия. 400 лет назад сирень привезли в Вену, откуда она стала быстро распространяться по всей Европе. О появлении сирени в Скандинавских странах рассказывается в одной из легенд. Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда падали лучи, распускались цветы - желтые, оранжевые, красные, синие, белые. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у нее остались только одни лиловые. Из них и выросли кусты сирени.
В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений. С сиренью связаны у нас прежде всего воспоминания о весне, о чудесном месяце мае, когда пробудившаяся от зимнего сна природа одевается свежей зеленью, пестрыми цветами.
В книге Н. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» читаем: «На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее обыкновенно возлюбленной только тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда»4. Это восприятие сирени передалось и европейской, и русской культуре. В романе «Обломов» И. Гончарова для Ольги Ильинской сирень была олицетворением весны души, первой любви. Но, независимо от намерений самой девушки, ветка сирени, протянутая Ольгой Илье Ильичу Обломову, в точности исполнила свое роковое предназначение. Ольга и Обломов расстались.
В поэме С. Есенина «Анна Снегина» сирень также стала символом печального расставания. Еще перед встречей поэта с Анной звучит печальный мотив сирени:
Но вот и Криуша…Три года
Не зрил я знакомых крыш.
Сиреневая погода
Сиренью обрызгала тишь…
И в конце поэмы, когда лирический герой узнает об отъезде Анны из России, вновь возникает образ сирени:
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень…
Замечательным эпитетом наделяет сирень А. Ахматова в стихотворении «Лучше б мне частушки задорно выкликать»: «белая Божия сирень». Б. Пастернак при описании сирени экспериментирует со словом: «Всем роспуском кистей лиловогроздых Сирень вбирает свежести струю». Порой посмотришь на сирень, и в душу закрадывается “лучезарная грусть”, особенно в период увядания. Поэт Иннокентий Анненский об этом сказал:
Чу, ветер прошумел — и белая сирень Вдохновенно описывал сирень поэт Всеволод Рождественский в одноименном стихотворении: Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь — дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь, В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень. Писатель А.И.Куприн передает свои чувства при виде сирени в рассказе «В зеленом домике отца»: «Цветы сирени…фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке… Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы. …Благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве». Сирень - излюбленный образ русского натюрморта. В своем стихотворении М.Макаренко так описал картину М.Врубеля «Сирень»: Художник нам изобразил Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П.Кончаловский(1876- 1956 гг.) - художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал: «В цветах есть все, что существует в природе, только более в утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще». А о своих картинах он говорил: «Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы». Художник был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошёлке на полу». (См. Приложение 3) Сирень Кончаловский писал на протяжении всей жизни. Возможно, это была дань памяти Врубеля, которого он боготворил. Но если у Врубеля сирень уподоблена таинственному кружеву, то букеты Кончаловского распахнуты в пространство, как объятия радушного хозяина. Одна из лучших картин Кончаловского, изображающих сирень - «Сирень в корзине» (1933г). Она находится в Москве, в Третьяковской галерее. Художник так выразил настроение своей картины: “В этом букете все живет, цветет и радуется”. Великолепные цветы сирени вдохновляли и музыкантов. Именно белая сирень была “царицей души” у композитора С.Рахманинова. Судьба музыканта сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. После каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. Какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет-частицу российского пейзажа. Свою нежную любовь композитор выразил в музыкальном образе сирени в пьесе и романсе с одноименным названием. Автором прекрасных слов была Екатерина Андреевна Бекетова: Поутру, на заре, По росистой траве Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду свое счастье искать… Он стал одним из самых популярных романсов своего времени. А П.И. Чайковского сирень вдохновила на создание редкого по красоте балета - сказки «Спящая красавица». Умна и великодушна фея Сирени, и каждый шаг ее смягчает тревогу перед силами зла. А мстительная колдунья Карабос предсказывает юной красавице Авроре вечный сон после совершеннолетия… Пусть это просто сказка, придуманная людьми, но разве в памяти человека не остаются навсегда прекрасным видением подаренные букеты сирени? Мы благодарны сирени за ее веселый куст, за то, что по весне она первая распускает свои зеленые листья, а осенью позже других сбрасывает их. Сколько надежды, тепла, солнца таится в каждом лиловом ее букете! |
Роза
Царицу цветов – розу – люди воспевали с древнейших времён. Об этом великолепном цветке они сложили много легенд и мифов. В античной культуре роза была символом богини любви и красоты Афродиты. Согласно древнегреческой легенде Афродита появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. В этот момент совершенное тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из неё и возникла первая роза с ослепительно белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектаром, который придал розе восхитительный аромат. Цветок розы оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня стремглав побежала к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы роз. Капли её крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными4.
Существует древняя индусская легенда о том, как бог Вишну и бог Брама затеяли спор о том, какой цветок самый красивый. Вишну отдал предпочтение розе, а Брама, который никогда раньше не видел этого цветка, похвалил лотос. Когда же Брама увидел розу, он согласился с тем, что этот цветок прекрасней всех растений на земле.
Благодаря совершенной форме и чудному аромату для христиан роза с древних времён символизировала рай.
Царицей цветов назвала розу поэтесса Древней Греции Сафо ещё за шесть веков до нашей эры. Ее упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых, розовых, желтых, голубовато-сиреневых до темно-красных. И каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия. Роза является эмблемой поклонения и пламенной любви, ее называют райским цветком и посвящают богородице. Символическое значение у христиан принимают и части розы : ее зелень соотносится с радостью, шипы – с печалью, а сам цветок со славой. Многие древние люди связывали с розой тайну, тишину и любовь. Это последнее значение и стало наиболее устойчивым1. Хотя цветение розы и недолговечно, она была и остается царицей цветов.
Очень часто упоминает розы А. С. Пушкин, особенно в период юности и пребывания в Михайловском. С. С. Гейченко, бессменный хранитель Пушкинского музея в Михайловском, вспоминал: «Когда Пушкин прибыл в Михайловское, первыми его встретили… цветы! Они ведь в Михайловском повсюду: в лесах, полях , парках и садах… А с приходом весны вся земля покрывается цветами, как ковром, она становится голубой, как небо, как платье невесты, розовой, как золотой солнечный луч – это цветут подснежники, фиалки… А летом – розы…»
Цветы разводили и прадед, и бабушка, и няня Пушкина. В этом раю и проходили детство и юность Александра Сергеевича. Цветочное царство ласкало глаз поэта, создавало прекрасные лирические образы в стихах: «Блестит между минутных роз//Неувядаемая роза…», «Есть роза дивная: она…», 1827, «На ложе роз, любовью распалённы…», «Розы, девы красоты…». У русского поэта А.А.Фета тоже есть стихотворения, посвященные розе. В одном из них он называет её «царица роза» и ассоциирует с «миром любви».
В элегии «Розы» И.П.Мятлева, жившего в одно время с А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым, звучит чувство грусти и сожаления по поводу так неожиданно оборвавшейся молодости, ещё не начавшейся жизни. (См.Приложение 4) Стихотворение проникнуто грустными философскими раздумьями. В основе лежит приём антитезы, противопоставления двух понятий: Жизни и Смерти. Первая часть стихотворения – изображение Жизни во всех её проявлениях: свежие, благоухающие розы в саду, красота молодой женщины, любовь и преклонение перед Прекрасным. Вторая часть (последняя строфа) – неожиданный трагический финал: «…В погосте белый камень, / На камне – роз моих завянувший венок». Тем самым автор как бы говорит нам: «Жизнь так быстротечна, она может оборваться внезапно, нелепо, ощущение счастья кратковременно, подобно поре цветения роз… Лирический герой любит жизнь во всех проявлениях. Ему доставляет огромное наслаждение вид цветущих роз в своём саду: «Казалось мне, любовь дышала в них…» Но встреча с «девой рая» изменила нашего героя. Он понял, что настоящая радость в том, чтобы отдавать всё самое дорогое и делать счастливым любимого человека. К сожалению, смерть разлучила героев. Остались лишь воспоминания…Восклицательные предложения: «Как хороши, как свежи были розы / В моём саду! Как взор прельщали мой!»; повторы (анафоры «Как я молил…Как я берёг…»); эпитеты («цветов заветных, дорогих»); сравнения («прелестная, как ангел красоты», «в венке из роз она была царицей»); метафоры («жизни пламень», «Ей счастье долгое сулил, казалось, рок») позволяют ярче представить переживания лирического героя, всю глубину его чувств. Обращает на себя внимание высокая, торжественная, приподнятая лексика: архаизмы «взор», «прельщали», «лелеял младость», «на радостном челе», «соплетались». Сказать о самом главном, размышляя о смысле человеческой жизни, бренности всего земного, можно только так: торжественно и возвышенно.
Строчкой из стихотворения И.Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…» назвал свое стихотворение в прозе И.С.Тургенев. (См.Приложение 4) Оно проникнуто настроением грусти, одиночества, ощущением безысходности и тоски. Стихотворение построено на антитезе: основные его мотивы противоположны – мотив молодости и старости, жизни и смерти. Уже на уровне композиции стихотворения мы понимаем неразрывность этих понятий: жизни и смерти, молодости и старости. Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья… В стихотворении в прозе 6 абзацев. Каждый завершается строчкой из одноимённого стихотворения И. Мятлева. Воспоминания увлекают рассказчика, он постепенно погружается в них, забывая обо всём. «Весёлый шум», «сдержанный смех», «добрые голоса», «воркотня самовара», «вальс» - кажется, будто ритм вальса уносит героя всё дальше в счастливое прошлое, во времена молодости, жизни, счастья. Речь вдруг резко обрывается. В последнем абзаце сначала исчезает свет: гаснет свеча… Звуки становятся глуше…Вздрагивает старый пёс, зябнет хозяин. Холодно. Абзац заканчивается словами: «И все они умерли…умерли.» Последнее воспоминание перед смертью - «Как хороши, как свежи были розы…» Строчки из стихотворения И. Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…» - своеобразное напоминание о том, как прекрасна молодость, особенно когда в душе живет любовь. А розы – это символ, увы, прошедшего счастья, радости, всего мира далекого прошлого.
Роза стала любимым цветком не только поэтов, но и живописцев. Её великолепие стремились запечатлеть на своих полотнах И.Крамской, П.Кончаловский, К.Коровин, М.Врубель.(См.Приложение 3) «Роза в стакане» - один из лучших рисунков Врубеля. Художник любил погружаться в мир «бесконечно гармонирующих, чудных деталей». В каждой природной форме он видел духовную сущность. Срезанная и поставленная в стакан с водой роза кажется нетленной. Тяжелый венчик цветка будто впитывает и одновременно излучает свет. Прозрачные, тающие мазки акварели передают нежность лепестков и одновременно гранят форму. Жесткие стебли и листья словно вырезаны резцом в прозрачном кристалле. Роза, в созданном образе, обретает свое драгоценное подобие под воздействием магических действий художника, который как алхимик стремится познать тайну бессмертия.
Лилия
Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Обвевает их.
Ночь их чашечки раскрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты…
Такой образ этого чудесного цветка создал в своем стихотворении И.Бунин, следуя его традиционной символике. Лилия получила свое название от древнегалльского слова «ли-ли», что значит «белый-белый». По библейской легенде, этот цветок вырос из слез Евы, изгнанной из рая. Древнегреческие мифы приписывали лилии божественное происхождение. Согласно одному из них, однажды богиня Гера кормила младенца Ареса. Капли брызнувшего молока упали на землю и превратились в белоснежные лилии. С тех пор эти цветы стали эмблемой богини Геры. У древних египтян лилия наряду с лотосом была символом плодородия. Любовь к ней переняли и христиане, сделав символом Девы Марии. Прямой стебель лилии олицетворяет её ум; поникшие листья – скромность, нежный аромат – божественность, белый цвет – целомудрие2. Согласно Святому Писанию, лилию держал архангел Гавриил, когда оповестил Марию о скором рождении Христа. О лилии сибирской красной, или саране в Древней Руси существовала легенда. Говорили, будто бы она выросла из сердца погибшего казака, принимавшего участие в завоевании Сибири под предводительством Ермака. В народе её также называли «царские кудри».
На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Ее дарили невесте. В одном из стихотворений А.Ахматовой лилия олицетворяет мечты лирической героини о счастливой, спокойной жизни с любимым:
Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат, и счастье, и покой.
И сердце трепетно сжималось, как от боли,
А бледные цветы качали головой,
И вновь мечтала я о той далекой воле,
О той стране, где я была с тобой.
Часто упоминает в своих стихах лилию А.С.Пушкин: «Графиня Эмилия - //Белее чем лилия…» ( «Э. К. Мусиной-Пушкиной», 1837 – 1841), «Вижу… девственну лилею…» («К Наталье», 1813), «Она спасла французские лилеи.//В боях ее девической рукой//Поражены заморские злодеи…»(Начало первой песни «Девственницы», 1825). (См.Приложение 4)
Лилия считается также символом надежды, придающим мужество и стойкость воинам. Она олицетворяет три добродетели – сострадание, правосудие и милосердие.
Незабудка
Слово незабудка резко выделяется из всех других названий цветов. Оно образовано от формы с отрицанием не забудь и впервые зарегистрировано в нашей лексикографической литературе в конце XVIII в. В словопроизводном «Словаре Академии Российской» 1793 г. находим особую статью о слове незабудочка или незабудьменя. В. Даль в своем толковом словаре отметил разговорно-каламбурное употребление слова незабудка в значении `подарочек на память'. В языке художественной литературы XIX в. слово незабудка пользовалось очень большой популярностью. Так, у П. А. Вяземского в послании «И. И. Дмитриеву» (1822) читаем:
Вплети бессмертья незабудки
В венок свой с розами любви...
В стихотворении «Два ангела»(1831):
Блестящих роз, улыбчивых на сутки,
Не возрастит сия роса,
Но даст цвет памяти сердечной, незабудки,
В залог на жизнь и небеса.
У Державина в стихотворении «Незабудка»:
Милый незабудка цветик!
Видишь, друг мой, я, стеня,
Еду от тебя, мой светик:
Не забудь меня.
У Гоголя в повести «Вий»: «...он заметил... кусок зеркала, перед которым были натыканы незабудки...».
У Лермонтова в стихотворении «Незабудка», «Стансах»:
На пустынной скале незабудка весной
Одна без подруг расцвела,
И ударила буря и дождь проливной,
И как прежде недвижна скала...
«Голубые цветы» – это символы романтизма, души мира, нерукотворной природы. Но, объединенные голубым цветом, они распадаются на отдельные категории с целой россыпью значений. Голубой цветок по народной легенде – символ надежды на встречу с долгожданным сокровищем, он символизирует чистоту и верность. У Лермонтова и у Пушкина они упоминаются как декоративные элементы. Голубые цветы сопоставлялись с небосклоном, и обычно поэты выбирали между ними и небом. «Цветок печальный с этих пор//Любовью дорог; сердце бьется,//Когда его приметит взор,//Он незабудкою зовется…» Писатели, поэты восхищались этим цветком. Один из них писал: "Незабудка весь мир в себе держит: в самой середке желтые тычинки - солнце, а вокруг голубые лепестки - небо. Вселенная, а уместилась на человеческой ладони. Мы рвемся во Вселенную, мучительно ищем с нею связь, а она на земле, совсем рядом, только протяни руку"2. Замечательные образы незабудок создали поэты Н. А. Холодковский:
Как в садике тесном малютки
Томятся веселой гурьбой, -
Так между камней незабудки
Стеснились семьей голубой.
и А. Майков:
Лишь незабудок сочных бирюза
Кругом глядит умильно мне в глаза.
Гвоздика
3.Заключение.
Проводя исследование по теме «Цветы в русской литературе и живописи», я познакомилась с рядом источников. Поскольку меня интересовал язык цветов, происхождение названий отдельных цветов, внимательно рассмотрела энциклопедию «Эмблемы и символы». Большую помощь в работе мне оказала книга Смирновой «Цветок в русской лирике начала XIX века», из которой я узнала, как часто использовались образы этих цветов в русской поэзии. Главным источником практической части исследования стали тексты стихотворений русских поэтов, легенды и мифы о цветах. Многие поэты и писатели любили и воспевали в своих произведениях нежные, прекрасные цветы. Среди них и неприхотливые, растущие в полях и на лугах России ромашки, колокольчики, незабудки, даже лебеда. Особое предпочтение отдавалось ландышам, сирени и розам. В данной работе я попыталась проследить, какие же поэтические формы, слова находили поэты для характеристики цветов, какие мифы и легенды помогали им создавать такие яркие и красочные образы. Читая стихотворения русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой, я пришла к выводу, что первенство в русской поэзии одержал скромный, но очень душистый цветок-ландыш. Сколько талантливых людей вдохнули скромные белые колокольчики с душистым ароматом! Они были любимыми цветами Н. Карамзина, И. Бунина, А. Куприна, И. Репина, Д. Менделеева, П. Чайковского. Рассматривая произведения живописи, я выяснила, что художники чаще всего изображали розу-царицу цветов, как назвала её поэтесса Древней Греции Сафо ещё за шесть веков до нашей эры. Её великолепие стремились запечатлеть на своих полотнах И.Крамской, П.Кончаловский, К.Коровин, М.Врубель. Каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия. Роза является эмблемой поклонения и пламенной любви, ее называют райским цветком и посвящают богородице.
Исследуя язык цветов, я выяснила, что в течение многих веков на Востоке он использовался как символ, иносказание, способ выражения мыслей и чувств при помощи растений и их сочетаний. Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Определенные значения, закрепленные за растениями, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами. Поэтому в Приложении 1 я привожу трактовки значений цветов по различным источникам.
Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русской классики. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой и используемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяет проникнуть в смысл произведения. И если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.
Таким образом, если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл произведений. Следовательно, символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинают приобретать новый, особенный смысл, цветок становится своеобразным символом-лейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русской классической литературы и живописи. Кроме того, россыпь цветов в русской литературе означает "воспетую красоту", а символический подтекст в выборе художником растений должен был заставить задуматься читателя о бытии и о том, кому он обязан этим цветением жизни.
Проходят дни, годы, меняются взгляды и привязанности людей, но любовь к цветам остается, интерес к истории их происхождения не ослабевает, а становится лишь сильнее. В заключение отмечу, что поэты, писатели и художники – очень наблюдательные люди и тонкие психологи, мастера художественного сравнения, они подарили миру сотни выразительных, узнаваемых и незабываемых образов, многие из которых живут в веках и рождают в свою очередь новые.
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Это стихи русского поэта И.П.Мятлева. Все, что было им написано, давно забыто, а вот эти стихи живут. Об этом превосходно сказал поэт Яков Хелемский:
Остаться можно в памяти людской
Не циклами стихов и не томами прозы,
А лишь одной-единственной строкой:
«Как хороши, как свежи были розы»!
Задумчивая элегия Мятлева возродилась в конце XIX века в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева. Одно из них так и называется: «Как хороши, как свежи были розы», и в нем с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости. А еще два десятилетия спустя строки Мятлева вдохновили знаменитого русского скульптора В.Беклемишева на создание статуи из бронзы «Как хороши, как свежи были розы», изображающей молодую девушку с букетом увядших роз.(См.Приложение 3) так состоялась перекличка художников разных эпох…
В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу над этой темой, рассмотреть значение образов цветов в литературе XX века и определить, продолжаются ли в ней традиции писателей и поэтов XIX века.
Использованные источники:
Литература:
1. Грачева И.В. Каждый цвет - уже намек // Литература в школе. - 1997, №3.
2. Грачева И.В. О роли художественной детали в русской классике // Литература в школе №3/2003 год,. - 2003 год.
3. Даль В.И. "Толковый словарь живого великорусского языка", том I-IV, М., 1998 год.
4. Золотницкий Н.Ф. "Цветы в легендах и преданиях". - М., 1991.
5. Кропотова В.Ф. "Цветы в литературе" // журнал "Литература в школе", №4/2001.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 4-е изд.,РАН,Институт русского языка имени В.В.Виноградова.- м.:Азбуковник,1999.
7. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М., 1995.
8. Смирнова Н.В. Цветок в русской лирике начала XIX века.- Ек.: Издательство Уральского университета, 2003.
9.Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. - М.: Педагогика, 2002.
10.Энциклопедия эмблем и символов.-М.: Норма, 2000.
Ресурсы Интернета:
http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/
http://flowers-nsosh3.ucoz.ru/index/mify_i_legendy_o_cvetakh/0-14
http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-2616
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/rating/_id/52/_page/4
http://www.kramskoy.info/content/blogcategory/50/30
Язык цветов
Азалия - "Береги себя для меня", символ женственности, хрупкости, кротости, сдержанности, преданности; но в то же время - страсти и печали.
Акация (белая) - платоническая любовь, "Почему моя любовь не взаимна?"
Акация (желтая) - любовь ушла
Амариллис - гордость
Анемон - расставание, искренность, надежда
Антуриум - храбрость, страсть
Анютины глазки - веселье, развлечение
Астра - cимвол любви, изящества, изысканности, а также - воспоминаний. В Китае астра означает точность. Древние люди верили, что запах листов астры, когда их сжигали, изгонял змей. Астры были положены в могилы Французских солдатов, символизируя скорбь и память о погибших. Существует миф, согласно которому, астры были созданы из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Поэт Вирджил считал, что алтари богов были часто украшены астрами. Существует около 600 видов астр, самый популярный сорт Монте Казино.
Василек - Не смею выразить тебе свои чувства; деликатность, изящество, простота, а также - веселость и верность. Однако у некоторых народов - ненависть. |
Венерин башмачок - капризная красота, непостоянство |
Вербена - чувствительность |
Водяная лилия (кувшинка) - красноречие, убедительность, искренность; "Ты никогда не должен меня обманывать", "Чувства в моей душе бушуют". |
Вьюнок - красота |
Гардения - тайная любовь, ты прекрасна
Гвоздика - очарование, женская любовь, увлечение, честь и свобода, верность |
Гвоздика (белая) - Сладкая и любимая, невинность, чистая и нежная любовь, удача |
Гвоздика (желтая) - Ты избегаешь меня, отказ |
Гвоздика (красная) - восхищение, глубокая любовь |
Гвоздика (пурпурная) - непостоянство, каприз и антипатия |
Гвоздика (розовая) - Я никогда не забуду Тебя, символ материнской любви |
Георгин - каприз, непостоянство |
Герань - глупость, безрассудство |
Гербера - тайна, улыбка, флирт |
Гиацинт (белый) - Я буду молиться за тебя, Ты - красавица, очарование, прелесть |
Гиацинт (голубой) - согласованность, целостность |
Гиацинт (желтый) - ревность |
Гиацинт (красный или розовый) - игра |
Гиацинт (обычный) - достижения, игры и спорт |
Гиацинт (пурпурный) - Забудь меня, печаль |
Гипсофила - осторожность |
Гладиолус - Я действительно искренен, Дай мне перерыв, цветок гладиаторов
Глоксиния - любовь с первого взгляда |
Гортензия - холодность, безразличие, бездушие, бессердечность; но также |
Дельфиниум - скромность, непритятязательность
Жасмин - чувственность, женственность, элегантность и привлекательность. в Индии жасмин называют "лунным светом в любви". |
Жасмин (белый) - дружелюбие |
Жасмин (жёлтый) - скромность, робость |
Жасмин (красный) - глупость, веселье |
Ирис - эмблема Франции, Я очень дорожу твоей дружбой, доверие, мудрость, вера, надежда, бесстрашие
Кактус - упорство |
Календула (ноготки) - победа грации, "Я покорен"; ревность, тревога |
Калла - уравновешенность, Ты великолепна |
Камелия - восхищение, совершенство, благодарность |
Колокольчик - смирение, покорность, постоянство; болтливость; Зачем ты мучаешь меня капризами?
Лаванда - восхищение, одиночество
Ландыш - Цветок богини весны Остары, долго и тайно люблю тебя.
Лилия (белая) - чистота, девственность, величественность, "Это божественно - быть рядом с тобой!!!" |
Лилия (желтая) - благодарность, яркость, но также легкомысленность, ложь |
Лилия (тигровая) - гордость, иобилие, процветание, благосостояние
Лотос - счастье, здоровье, долгая жизнь |
Львиный Зев - обман, снисходительность, сила |
Мак - вечный сон, забвение, а также - воображение, мечтательность, молодость, общительность
Маргаритка - чистота, невинность, верная любовь, "Я никогда не скажу"
Мимоза - чувствительность, стыдливость, застенчивость, "Я скрываю свои чувства"
Нарцисс – 1-"Оставайся такой же прекрасной, как ты есть", 2 - "Солнце всегда сияет, когда я с тобой", 3 - сильные чувства, безответная любовь, 4 - обманутые надежды, 5 - рыцарство.
Настурция – завоевание, победа в борьбе |
Незабудка – 1-воспоминания , 2 - истинная любовь, 3 - искренность, 4 - постоянство, 5 - верность. |
Одуванчик – 1-счастье, 2 - верность, 3 - преданность.
Орхидея – 1-любовь, 2 - утонченность, 3 - красавица, 4 - китайский символ детства.
Подснежник -1-надежда, 2-нежность, 3 - Ты не такая, как все. |
Подсолнух -1-гордость, 2 - преклонение. |
Розовая Роза - Наивысшее счастье. Люби и будь любим(а)! |
Алая Роза - персидский вестник любви |
Белая Роза – 1-чистота и невинность, 2 - Я достоин тебя, 3 - Ты ангел, 4 - тайна, 5 - Мы с тобой равны! |
Бутон Розы - невинное сердце |
Бутон Белой Розы - девичество |
Красный Бутон Розы -1- чистота, 2 - прелесть |
Жёлтая Роза – 1-ревность, 2 - попытка сохранить чувства, 3 - исчезающая любовь, |
Красная Роза – 1-Любовь, 2 - Я люблю тебя, 3 - страсть, 4 - жажду тебя больше всего! Ромашка -1- юность, 2 - невинность, 3 - недоверчивость, 4 - романтичность |
Сирень – 1-красота, 2 - влюбленность, 3 - первые волнения любви |
Белая Сирень – 1-первая любовь,2 - Давай будем любить друг друга
Лиловая Сирень – любишь ли ты меня ещё?! | |
Розовая Сирень - любовь и признание | |
Фиолетовая Сирень - Моё сердце принадлежит тебе! | |
Тюльпан – 1-символ чистой любви, символ большого счастья, 2 - слава, гордость, 3 - превосходный любовник, 4 - эмблема Голландии | |
Жёлтый Тюльпан - Твоя улыбка, как солнечный свет! | |
Красный Тюльпан - Обьяснение в любви (поверь мне) | |
Фиалка - достоинство, скромность, | |
Голубая фиалка - бдительность (осторожно) | |
Синяя Фиалка - скромность, | |
Флокс - сожжём наши письма!(расставание), | |
Фрезия - доверие | |
Фуксия - благожелательность | |
Белая Хризантема - правда | |
Красная Хризантема - Я люблю http://www.sunart.kiev.ua/talisman/flower/lang/ | |
Язык цветов | |
Акация – Платоническая любовь | Жасмин – Любезность |
Акация розовая – Элегантность | Колокольчик – Болтливость |
Амарант – Бессмертие | Куриная слепота – Свидание |
Амариллис – Восхищение красотой | Лаванда – Недоверие, опасность |
Анемон – Хрупкость | Ландыш – Возвращение счастье |
Астра – Печаль | Лилия белая – Скромность |
Базилик – Ненависть, отвращение | Лилия оранжевая – Жгучая ненависть |
Бальзамин – Социальное неравенство | Магнолия – Хочу Вас любить |
Барвинок – Сладостное воспоминание | Мак – Утешение |
Бархатцы – Короткое счастье | Маргаритка – Невинность |
Бегония – Опасность, подозрение | Мимоза – Стыдливость, застенчивость |
Бессмертник – Неизменная память | Миндаль – Надежда |
Боярышник – Надежда | Мирт – Исчезнувшая любовь |
Василек – Деликатность, изящество | Мята – Жар чувств |
Вербена – Чувствительность | Нарцисс – Эгоизм, самовлюбленность |
Вереск – Одиночество | Незабудка – Вспоминайте обо мне |
Вишня – Чистота помыслов | Нигелла – Смущение |
Водосбор – Безрассудство | Ноготки – Беспокойство |
Водяная лилия – Чистота сердца | Орхидея – Красота |
Вьюнок полевой – Смирение, покорность | Первоцвет – Юность |
Вьюнок трехцветный – Кокетство | Пион – Стыд |
Гвоздика красная – Пылкая любовь, страсть | Подснежник – Утешение |
Гвоздика белая – Печаль | Резеда – Исключительность |
Гвоздика желтая – Презрение | Роза белая – Молчание |
Гвоздика пестрая – Холодность в любви | Роза красная – Любовь, страдание от любви |
Георгин – Признательность | Розы красные и белые – Огонь сердца |
Герань желтая – Трезвость рассудка | Роза желтая – Неверность |
Герань розовая – Предпочтение | Розмарин – Ваше присутствие мне приятно |
Герань пурпурная – Утешение | Сирень – Первые волнения в любви |
Гелиотроп – Преданность | Тюльпан – Объяснение в любви |
Гиацинт – Забава, шутка | Фиалка – Скромность |
Гортензия – Холодность | Хризантема – Приветливость |
Дурман – Я тебя не забуду | Шиповник – Поэтичность |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%E7%FB%EA_%F6%E2%E5%F2%EE%E2
Стихотворения русских поэтов о цветах
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает –
О чем, неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
(А.А.Фет «Первый ландыш»)
Недолго, ландыш полевой
Ты будешь гость весны прелестной,
Как прежде, утра в час златой,
Не будешь влагою небесной
Живить свой нежный стебелек!
Сорву тебя я, мой цветок.
Напрасно бабочка златая,
Твоя подруга молодая,
К тебе летит издалека.
Уж не найдет она цветка…
(А.Одоевский К ландышу)
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майских лесов и лугов.
Увидят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
(И. Бунин. Полевые цветы)
Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг
Крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез.
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по полям
(В. Брюсов. Цветики убогие северной весны)
Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами вслед,
Своя, а не прихожая.
До поздней осени на нас
Бросает взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз
Через ресницы белые.
Она в лугу, она в лесу
И рядом - обочине.
По всей земле ее красу
Ветра рассредоточили.
По всем полянам и полям
Ромашка с мая месяца
На счастье вам, на радость вам
Растет, цветет и светится.
(М.Дудин «Ромашка»)
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой,-
А куда? Не знаю…
(А.К.Толстой « Колокольчики мои…»)
Ночь нема, как дух бесплотный,
Теплый воздух онемел;
Но как будто мимолетный
Колокольчик прозвенел.
Тот ли это, что мешает
Вдалеке лесному сну
И, качаясь, набегает
На ночную тишину?
Или этот, чуть заметный
В цветнике моем и днем,
Узкодонный, разноцветный,
На тычинке под окном?
(А.А.Фет Колокольчик)
По утру, на заре
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать.
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет…
(Е. Бекетова «Сирень»)
В окоп донес июньский день
Умытых листьев шорох
И пахнет юная сирень
Сильней, чем старый порох
Хоть вдоль садов проходит фронт,
Но все цветет в сирени:
Село, и нежный горизонт,
И голубые тени.
Ты далеко, тебя здесь нет,
Но для тебя я снова
Собрал трепещущий букет,
Прохладный и лиловый.
В снарядной гильзе он стоит
В землянке батальонной,
Холодным пламенем горит,
Как будто спирт зажженный.
Придут усталые друзья, -
Им тут светлее станет.
Любовь моя, сирень твоя
Сияет и не вянет.
(Е. Долматовский«Сирень» (1943))
Растворил я окно,- стало грустно невмочь,-
Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.
А вдали где-то чудно так пел соловей;
Я внимал ему с грустью глубокой
И с тоскою о родине думал своей;
Об отчизне я думал далекой.
Где родной соловей песнь родную поет
И, не зная земных огорчений,
Заливается целую ночь напролет
Над душистою веткой сирени.
(К.Р. «Растворил я окно,- стало грустно невмочь…»)
Прогремела гроза, прошумела, Затухая, грохочет вдали. Золотые лучи словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. . . Воздух полон прохлады и тени, Встала радуга светлым венцом, И тяжелые грозди сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу бежать наугад, — Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад. Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь — дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь, В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень. (Всеволод Рождественский «Сирень») Художник нам изобразил (Макаренко М. «Сирень» 1932) |
Цветёт под окнами сирень,
Пуская волны аромата.
Я в них купаюсь целый день.
Душа волнением объята.
Бог мой! Какая благодать!
От восхищения немею.
Про все невзгоды забывать
Так хорошо мне рядом с нею.
Скользит луч солнца по листу,
Пчела, жужжа, ныряет в завязь...
На эту сказку-красоту
Глядел бы век, не отрываясь.
Вся злоба дня уходит прочь.
Пыльца осядет на ресницах...
И знаю я, что в эту ночь
Сирень мне снова будет сниться.
У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнется в зелени береза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поет пчела.
Вижу, вижу! счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный, непонятный,
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.
Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвною красою
Звать к любви, когда весною
Темен лес и воздух синь,-
Ни Киприда и ни Геба,
Спрятав в сердце тайны неба
И с безмолвьем на челе,
В час блаженный расцветанья
Больше страстного признанья
Не поведали б земле.
Александр Бывшев «Сирень»
Только встречу улыбку твою
Или взгляд уловлю твой отрадный,-
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной.
Про певца по зарям говорят,
Будто розу влюбленною трелью
Восхвалять неумолчно он рад
Над душистой ее колыбелью.
Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.
(А.А.Фет «Роза»)
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.
И мне в венке цветы еще казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!
И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг ее вились и радость и любовь.
В ее очах — веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне — роз моих завянувший венок.
(И. Мятлев « Как хороши, как свежи были розы»)
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист,-
Глубокий кубок, полный аромата,
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыханья.
(С.Я.Маршак «Абхазская роза»)
У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнется в зелени береза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поет пчела.
Вижу, вижу! счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный, непонятный,
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.
(А.А.Фет «Роза»)
Я жду весны. И вот волшебница явилась.
Свой саван сбросил лес и нам готовит тень.
И речки потекли, и роща огласилась,
И, наконец, настал давно желанный день.
Скорее в лес! Бегу знакомою тропою.
Ужель сбылись мечты, осуществились сны?
Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою
Срываю чудный дар волшебницы весны.
О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
(П.И.Чайковский «Я жду весны. И вот волшебница явилась…»)
Эта весёлая планета
Как нарисовать небо акварелью
Мост Леонардо
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Весёлая кукушка