В нашем крае увековечена память о событиях Отечественной войны 1812 года.
● С 1975 года путем длительных исследований в архивах и библиотеках Москвы, Санкт – Петербурга, Казани и Ульяновска удалось собрать как письменные, так и изобразительные материалы по самому выдающемуся памятнику истории и культуры Симбирска – Троицкому собору, воздвигнутому в честь победы над многочисленной армией Наполеона в войне 1812 года. Решение о строительстве было принято в 1815 году. Строился Троицкой собор с 1827 по 1831 гг. был разрушен в 1936 году.
● Над просторами империи поднимался торжественный колокольный звон – Россия праздновала 100 – летнюю годовщину Бородинского сражения. Сам государь император прибыл на поле боя. Отстоял панихиду в храме, после чего приветствовал потомков тех, кто сражался с Наполеонам. Предстали пред государем, и пять участников битвы – 120 – летние солдаты, живые свидетели истории! Делегации всех губерний России, в том числе и симбирская, приехали поклониться славному Бородино, подвигу русской рати.
● Экспозиция Ульяновского краеведческого музея. Отдел истории первой половины XIX века.
● Двадцать лет назад к 200 – летию героя Отечественной войны 1812 года, поэта Дениса Васильевича Давыдова в Верхнемазинской средней школе был создан историко-литературный музей. В его основу легли материалы, найденные юным краеведам под руководством молодого, увлеченного учителя Александра Михайловича Бабина, которому удалось наладить связь с потомками поэта … за эти годы музей пополнился многочисленными ценными экспонатами, которым стало тесно в маленькой школьной комнате, встал вопрос о его реконструкции и расширении экспозиции. Нынешний юбилей поэта-воина может и должен стать новой страницей в жизни сельского музея.
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат | 158 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение Инзенская средняя общеобразовательная школа №4.
Областной конкурс исследовательских работ «Симбиряне в войну 1812 года».
Увековечивание событий 1812 года в нашем крае.
Выполнила ученица 8 класса А
МОУ СОШ № 4
Листкова Юлия.
Руководитель: учитель истории
Кондратьева Н.В.
Инза 2008 г.
Содержание.
І. Введение. Стр. 1
ІІ. Увековечивание событий войны 1812 года. Стр. 3 – 13
2.1 100 – летняя годовщина Бородинского сражения. Стр. 14 – 15
3.1 Музей Д.В. Давыдова. Стр. 16
3.2 Личность и судьба Давыдова. Стр. 16
3.3 Музей в Верхней Мазе. Стр. 17 – 19
ІІІ. Заключение. Стр. 20
Литература. Стр. 21
ІV. Приложения. Стр. 22
Введение.
В нашем крае увековечена память о событиях Отечественной войны 1812 года.
● С 1975 года путем длительных исследований в архивах и библиотеках Москвы, Санкт – Петербурга, Казани и Ульяновска удалось собрать как письменные, так и изобразительные материалы по самому выдающемуся памятнику истории и культуры Симбирска – Троицкому собору, воздвигнутому в честь победы над многочисленной армией Наполеона в войне 1812 года. Решение о строительстве было принято в 1815 году. Строился Троицкой собор с 1827 по 1831 гг. был разрушен в 1936 году.
● Над просторами империи поднимался торжественный колокольный звон – Россия праздновала 100 – летнюю годовщину Бородинского сражения. Сам государь император прибыл на поле боя. Отстоял панихиду в храме, после чего приветствовал потомков тех, кто сражался с Наполеонам. Предстали пред государем, и пять участников битвы – 120 – летние солдаты, живые свидетели истории! Делегации всех губерний России, в том числе и симбирская, приехали поклониться славному Бородино, подвигу русской рати.
● Экспозиция Ульяновского краеведческого музея. Отдел истории первой половины XIX века.
● Двадцать лет назад к 200 – летию героя Отечественной войны 1812 года, поэта Дениса Васильевича Давыдова в Верхнемазинской средней школе был создан историко-литературный музей. В его основу легли материалы, найденные юным краеведам под руководством молодого, увлеченного учителя Александра Михайловича Бабина, которому удалось наладить связь с потомками поэта … за эти годы музей пополнился многочисленными ценными экспонатами, которым стало тесно в маленькой школьной комнате, встал вопрос о его реконструкции и расширении экспозиции. Нынешний юбилей поэта-воина может и должен стать новой страницей в жизни сельского музея.
1.1 Свято – Троицкий Кафедральный собор.
1.2. История замысла создания Троицкого собора.
С самого начала зарождения замысла возведения Нового собора и всей истории его сооружения в Симбирской губернии и далеко за ее пределами, начиная со времени возвращения Александра І в 1814 году из-за границы, местное дворянство, поддержанное широкой общественностью, включая купеческие, мещанские, обывательские общества, стали вносить свои пожертвования, для чего была «открыта добровольная подписка на жертвования…».
Троицкий собор не был одинок в общем порыве патриотических настроений, охватывающий огромную страну после победы над Наполеоном. Почти одновременно разрабатываются проекты и сооружаются Храмы – памятники в Петербурге и Москве, посвященные этому знаменательному событию, а также в ряде других городов России.
Николаевский собор в Симбирске был освящен в 1712 году и все события, связанные с победой в войне 1812 года, а также иных торжеств до возведения Нового Троицкого собора, происходили в старом Троицком соборе, который только в 1844 году стал Николаевским, уступив свое более знаменитое именование Новому собору. Но старый собор не стали сносить и только в конце XIX века несколько расширили его северную сторону и добавили подвальный этаж. Так и стояли они рядом через проезд, старый собор считался теплым отапливаемым до начала XX века, новый собор первоначально был холодным. Троицкий собор был выполнен в классическом коринфском стиле. Старый Николаевский нес в своем облике византийский стиль. Казанская (Николаевская) церковь была выполнена в стиле Московского барокко. Их удивительное разнообразие взаимно дополняло друг друга, создавая изящный архитектурный ансамбль в виде хорошо просматриваемой линейной и одновременно объемной перспективы.
Однако на этом градостроительное значение культовых сооружений не ограничивается. Если взять за «точку» отсчета Троицкий собор, как главную доминанту в силуэте города, то обнаруживается, что расстояние от него до владимирской (Ильинской) церкви северного направления имеет такой же размер – модуль, как и в западном направлении от Троицкого собора до Вознесенской церкви. Если по этим направления отмерить еще по два таких модуля на север и на запад, то мы от упомянутых церквей точно установим место расположения следующих. Получается своеобразная градостроительная композиция расширяющейся «вселенной» города, а это уже само по себе уникальное явление, определяющее не только прошлое, но и будущее развитие города.
Вот что писалось в разных источниках по поводу сооружения нового храма в Симбирске: «Симбирское дворянство единодушно постановило: в изъяснение священнейшим образом жертвы благодарения Господу Богу за ниспослание в Помазаннике своём Царя, коего мудростию превыше человеческой в бурную годину потрясений целой Европы, по ограждению благоденствующей России от гибели всеразрушения, утверждено блаженство всей Европы заключением всеобщего мира – возобновить храм Симбирского Троицкого Собора, посвятив оный имени Александра Невского…».
Таким образом, оценка события, связанного с победой над французами русских, выходила далеко за пределы Родины, и сооружение нового храма соотносилось с явлением европейского масштаба.
В истории России и ряда последующих поколений уже сооруженный храм в Симбирске, прежде всего, воспринимался как Храм – памятник в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года.
Полковник Генерального штаба Липинский при составлении Материалов для географии и статистике России, касающихся Симбирской губернии, писал в 1868 году: «Троицкий собор воздвигнут в память Отечественной войны 1812 года».
П.Л. Мартынов, автор известной книги «Город Симбирск за 250 лет его существования» в 1898 году сообщал: «Кафедральный Троицкий собор – одно из вещественных доказательств проявления патриотического чувства симбирского дворянства. Тяжелая година Отечественной войны 1812 года на Симбирске отразилась, может быть, более чем на многих других русских городах: сюда съехалось из Москвы и её окрестных городов много дворянских семей, испытавших на себе все ужасы войны и во время ее находившихся под свежим впечатлением пережитых ими лишений.
1.3 Архитектор Троицкого собора.
М.П. Коринфский.
В советском энциклопедическом словаре читаем справку: «Коринфинский (настоящая фамилия Варенцов) Михаил Петрович, русский архитектор представитель ампира. Собор в Арзамасе, библиотека, анатомический театр и обсерватория университета в Казани». Почему же здесь не отмечена его деятельность в Симбирске – можно только гадать. А вот для объяснения происхождения фамилии зодчего приведу строки из неопубликованной автобиографии его внука – известного поэта Аполлона Аполлоновича Коринфского:
« Родоначальником потомственных дворян коринфских был дед – Михаил Петрович, разыгравший на театре жизни роль маленького Ломоносова. Он был сын арзамасского крестьянина – мордвина Варенцова, променявшего земледелие на мелкую торговлю. Выучившись грамоте у приходского дьячка, он встал за прилавком лавочки своего отца, видевшего в нем своего будущего приемника. Но судьба решила иначе: в голову мальчика запала мысль совсем о другой жизни, он пристрастился к чтению и начал поглощать книга за книгой. Случайно с сыновьями местного священника – воспитанниками Казанской духовной семинарии – он решается на побег из отцовского дома, где встречал суровое противодействие своим стремлениям к свету знаний, и с помощью друзей-семинаристов уезжает в Казань.
Счастливый случай, - продолжал внук-поэт, - дал ему возможность поступить в первый класс гимназии. Здесь он выделился не только успехами по всем предметам, но и выдающимися способностями к рисованию, - почему и был, по окончании гимназического курса, отправлен на казенный счет в Академию художеств, где избрал своей специальностью архитектуру. За представленный им план в коринфском стиле он получил большую золотую медаль и удостоился звания академика.
Император Александр І, присутствовавший на торжественном акте Академии, заинтересовался личностью автора – художника и, узнав о его судьбе, повелел именоваться ему не Варенцовым, а Коринфским, собственноручно написав об этом на его конкурсном плане. Академик М.П. Коринфский был назначен государственным архитектором в Казань, где и умер в чине действительного статского советника, отцом многочисленной семьи.
Памятниками его деятельности остались многие казенные здания и храмы, как в Казани, так и на всем Среднем Поволжье, выстроенные в его излюбленном коринфском стиле ».
Поэт – мемуарист появился на свет через 17 лет после смерти своего деда – архитектора, и думается, что в процитированный выше отрывок вкрались уже легенды (перекочевавшие позже и в энциклопедические словари), в частности, об учебе деда в казанской гимназии или о пожаловании ему Александром І звучной греческой фамилии. А вот из автобиографии самого Михаила Петровича, а такжк по формулярному списку о его службе и исследованиям ученых можно представить, как именно разыграл он «на театре жизни маленького Ломоносова».
Родился будущий знаменитый архитектор в 1788 году а Арзамасе, в мещанской семье, но не Варенцовых, а Коринфских. По прихоти какого помещика или чиновника и когда именно в российской глубинке появилась такая редкостная, экзотическая фамилия – неизвестно. Зато известно достоверно, что родные Михаила, Коринфские, были резчиками по дереву, изготовлявшими, в частности, и церковные иконостасы по рисункам, которые, как правило, сами же и сотворяли. Так что будущий академик, как справедливо отметили исследователи, «рос в обстановке графического творчества, а потом и сам стал резчиком. Интерес к архитектуре у него пробудился с юношеских лет».
Отец, предавший сыну свои художественные знания, для дальнейшего их совершенствования определил его в арзамасскую школу живописи, которой руководил академик А.В. Ступин, а тот, убедившийся в недюжинных способностях юноши, весьма скоро стал привлекать его не только как резчика, но и к производству строительных работ. Сам Михаил Петрович, вспоминая об этой поре своей жизни, писал: «Мало – помалу совершенствуясь по сей части, я производил уже практические строения по месту рождения моего, в городе Арзамасе и уезде оного. Но чувствуя в полной мере, что принятым мною способом нельзя надлежащим образом достигнуть совершенства во всех частях любимой мной науки, я отправился в Санкт – Петербург». Отважится на этот шаг было нелегко, ибо Михаил Петрович принадлежал к податному сословию и надо было заручится согласием родных и мещанского общества уплачивать за него налоги и подати. Кроме того, представала долгая разлука с женой и детьми. Различного рода препоны помог преодолеть А.В. Ступин, который и взял Коринфского с собой в столицу и представил там профессору Академии художеств А.Н. Воронихину. Знаменитый зодчий взял под свое крыло талантливого самородка, и тот в ходе годичных занятий так успешно освоил заданную программу, что экзаменаторы Академии художеств признали познания Коринфского «близкими с воспитанниками Академии, девять лет уже в оной образовавшимися».
Более того, профессор Воронихин добился того, что совет академии, в виде исключения, в 1810 году разрешил Коринфскому «вход в художественные классы вместе с воспитанниками Академии», то есть на правах вольнослушателя. В том же году Михаил Петрович «за архитектурную экспозицию» был удостоен советом серебряной медали и получил разрешение на участие в конкурсе на соискание золотой. Кроме того, Воронихин привлекал своего ученика для работ на строительстве Казанского собора, других величественных сооружений. Однако материальная необеспеченность и домашние обстоятельства вынудили Михаила Петровича в декабре 1811 года оставить академию. Согласно же очень благожелательному представлению А.Н. Воронихина, совет академии удостоил его аттестатом 1-й степени, в котором отмечалось, что за успехи в обучении «архитектурным художествам» Михаил Коринфский «возводится в звание художники» с правами чиновника 14-го класса, шпагой в награду, получает со своими потомками на вечные времена возможность пользоваться правами и преимуществами свободного художника.
Свыше 10 лет молодой зодчий проектировал и сооружал церкви, казенные и частные здания в родном Арзамасе, других местах Нижегородской, а также Пензенской губерний. Но выполнение случайных заказов не позволяло Коринфскому в полной мере проявить свое дарование, и поэтому он в конце 1823 года без колебаний принял предложение занять место архитектора Симбирского дворянского депутатского собрания для «надзора при производстве разных застроек». В действительности же князь М.П. Батаев и другие руководитель дворянства, наслышанное об одаренном архитекторе, пригласили Коринфского для срочной разработки проекта величественного в память Отечественной войны 1812 года на лучшей городской площади, близ старого кафедрального Троицкого собора. Михаил Петрович с блеском оправдал это доверие. Прибывший в Симбирск Александр І, познакомившись с его проектом, одобрил замысел и собственноручно положил в основание храма камень и известку, «нарочно приготовленную для сего случая серебряною золоченою лопаткою». В дополнение к столь блистательному началу, совет Академии художеств за проект храма в Симбирске 16 сентября 1825 года избрал М.П. Коринфского в «назначенные академики».
Милостивое отношение Александра І произвело глубокое впечатление на генерал – губернатора Нижегородского, Казанского, Симбирского, Саратовского и Пензенского, который в бытность свою в Симбирске поручил Михаиле Петровичу коринфскому «сделать проект симбирскому гостиному двору» и впоследствии остался доволен представленным проектом. Сибирский гражданский губернатор в свою очередь счел нужным направить в октябре 1826 года в столичную Академию художеств весьма лестный отзыв о М.П. Коринфском: «Сей художник совершенно оправдывает свое искусство и приносит честь собою месту своего образования … Сей художник неоднократно употребляем был для составления разных архитектурных проектов, большею частью строившихся под его смотрением, совершенно удовлетворяя всякого и, стараясь соблюсти все удобности, красоту и прочность зданий, за что и приобрел в крае полную в себе доверенность, благодарность и похвалу».
Между тем собранных Симбирском дворянством 50 тысяч рублей явно не хватало на создание грандиозного для города храма, и по-настоящему фронт работ развернулся лишь 1827 года. Но у энергичного Михаила Петровича время зря не пропадало. Он поставил церковь в селе Архангельское - Шигоны Сенгилеевского уезда, заложил внушительный Гостиный двор в уездном городке Карсуне, разработал проекты реконструкции здания мужской гимназии и Дома трудолюбия в Симбирске (школа-интернат №17 на ул. Ленина). За последнюю работу императрица Мария Федоровна наградила М.П.Коринфского «золотой эмалью украшенной табакеркою». А за «наблюдение без всякой платы за постройкой удельного дома в Симбирске» (сейчас в этом здании, расположенном на углу улиц Л.Толстого и 12 сентября, находится фармацевтическое училище). Николай I пожаловал Михаилу Петровичу 23 января 1832 года бриллиантовый перстень. Внес свой вклад Коринфский и в сооружение Гостиного двора, проводившее архитекторами А.И.Мельниковым и И.И. Лизогубом. Во время учёбы в Академии Художеств у известного зодчего А.Н. Воронихина в 1809 – 1811 гг. М.П. Коринфский проходил практику на строительстве Казанского собора, дома графа Строгонова, даче Зиновьева и др. С 1813 по 1851 гг. архитектор проектировал и строил по своим проектам разные здания и сооружения в Пензенской, Симбмрской и Казанской губерниях.
С большими трудностями, вызванными перебоями с финансированием стройки, остов соборного храма был завершен в 1832 году. Михаил Петрович мог гордиться свом новым творением: получилось благородное по общему силуэту сооружение, более зрелое и законченное, чем, скажем, созданное им же Воскресенский собор в Арзамасе. И в месте с тем собор в Симбирске прост в своем задании. Вот мнение специалиста: «Здесь мы видим крестообразный план, четыре портика коринфского ордера, венчающий один барабан (вместо пяти) куполом. Острота углов между портиками здесь остроумно скруглена и занята глубокими нишами (иногда заполненными оконными проемами). Эти части здания имеют обычную для него рустовку, остальные же части радуют глаз своей гладью и белизной и игрой света и тени».
В ближайшие годы из-за нехватки средств отделка собора не предвиделась, и Михаил Петрович принимает предложение Казанского учебного округа занять должность архитектора гимназии и университета. Последним из известных нам проектов, разработанных Коринфским в Симбирске, стал помеченный 28 июня 1832 года проект монументального здания Казанского института благородных девиц. В Казани же Михаил Петрович создал проект реконструкции учебного корпуса губернской гимназии.
О личной жизни зодчего в Симбирске мало что известно. Когда он приехал сюда с женой Анастасией Александровной, то у них было двое детей - трехлетний Владимир и годовалый Адам. Под самое Рождество, 23 декабря 1832 года, родился мальчик, первый симбирянин в семье, которого нарекли Аполлоном. Затем родились еще четверо: в 1825 году – Николай, в 1830 –м – Анна, 1831-м – Михаил и в 1832 году – Петр. Если справедлива версия, что в Симбирске Михаил Петрович овдовел, то это, наверное, связано с рождением последнего сына.
После переезда в Казань, где при участии гениального математика Н.И.Лобачевского Коринфский построил здания обсерватории, анатомического театра, библиотеки и другие сооружения университета, до сих пор впечатляющие своим неповторимым обликом, Михаил Петрович если и наведывался в Симбирск, то в качестве частного лица, владельца недвижимости. А вот его сыновья Николай и Аполлон, а также дочь Анна, унаследовав небольшое имение, припишутся к симбирскому дворянству. Но приумножить фамильную славу великого зодчего будет суждено уже поэту – внуку его Аполлону Аполлоновичу Коринфскому.
1.4 Архитектурные особенности.
Архитектурно – художественные особенности храма Александра Невского: его необычная, округлая в плане, форма с четырьмя прямоугольными колонными портиками, ориентированными по сторонам света и завершенными треугольными фронтонами, с таким же круглым над ними световым барабаном, украшенным по периметру 24-мя колоннами и 12-ю арочными окнами и увенчанным стройным куполом с фонариком и ажурным крестом. Все это производило неизгладимое впечатление своим изяществом и монументальностью.
Глава собора, благодаря ступенчатому очертанию кровли, расположенной ниже световой ротонды, как бы постепенно вырастала из основного объёма храма, создавая органичный образ всего сооружения, ассоциирующегося с образом богатыря.
Коринфский ордер колонн с развитыми капителями, арочные ниши на фасаде между портиками создавали сложную игру света и тени, придавая всему сооружению черты пластичности и скульптуры.
Собор представлял собой центрическую структуру храма – ротонды со сводчатыми покрытиями и в этом качестве развивал тему таких известных сооружений Древнего и Нового времени как Пантеон в Риме (125 год н.э.), Казанский (1801 – 1811 гг.) и Исаакиевский (1818 0 1858 гг.) соборы в Петербурге.
Интерьер храма полностью соответствовал внешнему облику. Внутри Свято – Троицкой собор поражал своим обширным пространством и яркой настенной живописью. В середине купола, на самом верху, был изображен Господь Саваоф, ниже – апостолы, под ними – Господь Вседержитель и святители. Иконописные изображения украшали и стены собора. Предалтарные иконостасы были украшены резьбой, иконостас главного отделения был четырехъярусный, придельные иконостасы – двухъярусные. Особыми святынями кафедрального собора являлись некоторые древние иконы и кресты с частицами мощей святых. Со временем древнего города сохранился Образ Спаса Нерукотворного, первоначально находившийся на главных воротах Симбирска. Центральная часть представляла собой четыре пилона треугольной формы, декоративные полуколоннами коринфского ордена. На пилоны опирались подпружные арки, поддерживающие световой барабан – ротонду, завершённую сферическим куполом.
Главный вход расположен с западной стороны и оформлен восьмиколонным портиком на высоком цоколе с парадной наружной лестницей; аналогично оформлены два других входа с южной и северной сторон.
С восточной стороны расположен алтарь в прямоугольном помещении, оформленном снаружи и внутри коринфскими колоннами, подобно другим портикам. Все четыре боковые части, примыкающие к средней, перекрыты цилиндрическими сводами. Внутренние помещения храма, за исключением алтаря, имеют преобладающие круглые очертания стен. В нишах стен предалтарной части устроены лестницы и две верхние галереи.
В целом внутренняя планировка храма позволяла свободно ориентироваться в его пространстве, насыщенном скульптурами, живописью, предметами религиозных обрядов, четырехъярусным иконостасом, рядом икон и т.д.
В отношении к ближайшему окружению собор представлял собой главный объект архитектурного ансамбля, включающий ряд зданий, выполненных, так же как и собор, в стиле классицизма. В этом проявилось важное архитектурно – градостроительное значение этого храма. При помощи его удалось сформировать в середине XIX века в центральной части Симбирска целую систему памятников архитектуры и градостроительного искусства. В эту систему вошли Дом Дворянского собрания (ныне Дворец книги имени В.И. Ленина), Губернское правление (ныне сельскохозяйственная академия), Губернаторский дом (утрачен), Мужская губернская гимназия (гимназия №1 имени В.И. Ленина).
Дело в том, что все перечисленные объекты были сооружены в период господства классицизма в архитектуре, а старый Троицкий собор относился к архитектуре предшествующего периода и не мог соответствовать даже с учётом переделок этому окружению.
Таким образом, новый собор по своей архитектуре полностью отвечал сложившейся градостроительной ситуации в городе, связанной с изменением и утверждением ведущего архитектурного стиля этой эпохи – классицизма, получившего особенно широкое распространение в России после победы над армией Наполеона.
В эволюции градостроительной структуры Симбирска с первых десятилетий его существования выявляется ведущая роль Троицкого старого и нового соборов в формировании архитектурно – пространственной композиционной системы города.
Эта система построена на основе равнобедренного композиционного треугольника, в вершине которого первое время размещался собор, а стороны равнобедренного треугольника были закреплены Вознесенским собором на западе и Владимирской церковью на севере.
По мере расширения территории города увеличились и стороны равнобедренного композиционного треугольника. Так, на западе одна из его сторон закрепилась Богоявленской церковью, а на севере – Воскресенской (она же Германовская) церковью.
Все остальные церкви размещались на территории города с различной степенью приближения к основной градостроительной структуре этого композиционного треугольника, создавая в высотном отношении выразительный силуэт Симбирска со стоны Волги, из-за Свияги и вдоль основных дорог, связывающих город с Москвой, Саратовом и Казанью.
Немаловажное значение архитектурный облик нового собора имел отношение к рядовой, традиционной для города застройки, в которой было много домов с мезонинами. Их повышенная средняя часть со скатными крышами ассоциировалась с аналогичным обликом собора, у которого средняя часть также возвышалась над остальным объёмом храма. Такое единство порождало определённые черты ансамблевости главного сооружения города и его многочисленный рядовой застройки.
1.5 Средства, полученные на создание храма.
Сооружение Троицкого собора началось с нахождения необходимой суммы для строительства денежных средств. Симбиряне обращались за помощью в государственные органы управления. Но средств на строительство Троицкого собора, к большому сожалению не нашлось. И тогда люди начали самостоятельно собирать пожертвования на возведение храма. Списки благотворителей были очень длинные. Когда нужная сумма была набрана, началось строительства собора.
1.6 Дальнейшая судьба храма после пожара.
В августе 1864 году в Симбирске произошел большой пожар, бушевавший целых 10 дней. 19 августа выгорела лучшая часть Симбирска – Венец. Свято - Троицкий собор полностью обгорел, погибло много старинных и очень ценных вещей из церковной утвари. Но к огромной радости собор через долгих 4 года был восстановлен. Главная часть собора была восстановлены при участии графа В.П. Орлова – Давыдова. По его приказу академиком Гейдике были составлены три иконостаса. 28 июня 1868 года главный Троицкий престол был освящен после ремонта.
Главному творению М.П. Коринфского Симбирске, строившему 17 лет и получившему название летнего кафедрального Свято-Троицкого собора, не повезло: во время второго пожара 1832 года он серьезно пострадал, а у местных властей в то время не имелось средств для его восстановления. Руководство Средневолжского края, в состав которого входил Ульяновск (находившееся в Самаре), не понимая исторической ценности храма, дало команду на снос этой одной из главных достопримечательностей города.
Приведем два документа того периода, характеризующие позицию местного руководства в отношении одного из значительных архитектурных памятников города.
Письмо Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских Депутатов:
Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры. 17 апреля 1936 года № 22
в Ульяновский комитет Горсовет
копия: Музей
«На Ваш запрос о возможности сломки бывшего Троицкого Собора, Комитет сообщает, что указанное здание требует, как высокохудожественный памятник, безусловного сохранения, и потому необходимо принять меры к рациональному использованию этого здания при обновлении города под культурно – просветительное учреждение с сохранением внешнего облика».
Это письмо подписано председателем комитета Феликсом Коном и учётным секретарём Ивановым.
От местного Горсовета на приведенное письмо был направлен в Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры при президиуме ВЦИК РСФСР ответ от 28 апреля 1936 года за № 014 следующего содержания:
«Бывший летник кафедральный собор в 1932 году был сильно повреждён пожаром, при котором сорвана кровля и уничтожены огнём все деревянные части строения, о чём Вам своевременно сообщалось.
За отсутствие средств, хотя бы для работ по консервации, не говоря уже о реставрации, дальнейшее сохранение разрушающегося здания являлось в условиях Ульяновска делом непосильным. Согласие на снос собора было дано ещё в минувшем году отношением № 22 от 3 июня 1935 года, в котором было указанно, что комитет не возражает против сноса здания при условии фотофиксации его с последующей передачей снимков Всесоюзной Академии Архитектуры».
Из этой переписки можно сделать вывод, что инициатива восстановление собора после пожара исходила их Центральных органов, что представляло собой вполне предостаточную предпосылку для активизации местной инициативы, которой горсовет не воспользовался, так как не оценил по достоинству этот уникальный памятник.
Троицкий собор представлял собой редкий образец культового зодчества, обладающей как историко-мемориальной, так и архитектурно – градостроительной ценностью.
В настоящее время в городе Ульяновске формируется, Историко-Мемориальная зона, включая заповедник «Родина В.И. Ленина» и систему зон охраны, в которые входит и территории площади имени В.И. Ленина, на которой стоял раньше Троицкий собор.
Проведённые исследования выявили историко-мемориальную и архитектурно – художественную ценность Троицкого собора, наличие сохранившейся проектной документации по нему определяют возможность его восстановления на прежнем месте бес сноса уже существующих зданий позднейшего периода.
Место расположения этого собора может быть уточнено вскрытием шурфов в северной части площади имени В.И.Ленина, где под асфальтом сохранились его фундаменты.
Воссоздание Троицкого собора следует считать целесообразным, так как он возродит ансамблевое единство целого ряда зданий периода классицизма, позволит восстановить исторический облик центральной части города и будет использован по своему прямому назначению.
Размещение же Троицкого собора на площади имени В.И. Ленина, подобно Покровскому собору на Красной площади в Москве, создаёт необходимый элемент видимой завершённости этой площади и её северной части при соблюдении условий свободного обтекающего движения пешеходов и транспорта по обе стороны от него.
Троицкий собор открывает собой ставшую устойчивой традицию в городе, связанную с формированием целого ряда мемориальных объектов.
1.7 Храм Святой Живоначальной Троицы.
Храм Святой Живоначальной Троицы в селе Пятино Инзенского района Ульяновской области. Она построена в 1823 году по проекту губернского архитектора Михаила Матвеевича Рушко. Предполагалась как один из вариантов для Троицкого собора в городе Симбирске в качестве храма-памятника в честь победы над армией Наполеона в 1812 году.
2.1 100 – летняя годовщина Бородинского сражения.
В Симбирске утро воскресного дня 26 августа началось с богослужения в главном Троицком летнем кафедральном соборе – память войне 1812 года, построенном в честь победы русского народа над Наполеоном. 100 лет назад симбирских воинов вдохновила в боях икона Иоанна Предтечи – копия той, которую государь Иван Грозный подарил Алатырскому храму. За три года образ Иоанна прошел тысячи верст в рядах ополчения по России и Европе, а затем нашел свое законное место в приделе главного храма Симбирска.
… Затрещала дробь барабанов подразделений уланского полка и двух резервных батальонов, за которыми колыхалась масса горожан, прибывших на празднество. Под звуки марша из собора вынесли реликвии: знамена сибирского ополчения и походной алтарь симбирских ратников. С обращением к народу в честь славной даты выступил священник собора Сидовский: «… это была война … русского народа, всей русской земли для защиты своего Отечества за свободу и самостоятельность русской государственной жизни, русского национального бытия». В приходских церквах были организованны религиозно – нравственные чтения для простого народа и раздавались популярные брошюры о героях 1812 года. В дворянском собрании заслушали доклад об организации Симбирского ополчения и комитета по созданию земского войска. В общественном городском собрании говорилось о том, что в июне 1812 года купечество подрядилось всех ратников одеть в суконное обмундирование и снабдить на 3 месяца продовольствием. В кадетском корпусе, по окончании панихиды по погибшим симбирянам, прозвучали слова благодарности в адрес офицеров, обучавших в течение лета 1812 года ратников военному делу. Отдавали дань уважения организаторам и командирам полков и батальонов, симбирянам А. Ермалаеву, А. Долгорукову, архимандриту Евстафию, начальнику ополчения Д. Теренину, генерал-майору Оболенскому, полковнику Самойлову, капитанам Топорнину и Филатову, штаб – ротмистру Третьякову. Напомнили кадетам о ходе военных действий ополчения, начиная с малороссийских губерний, где они прикрывали левый фланг действующей армии, и кончая их заграничным походом. Особенно отличились симбиряне в Саксонии при взятии Дрездена, в битве при Замостье и Плогау, при окружении Гамбурга.
В субботу, накануне основного дня празднования, в церкви 1-й мужской гимназии прошла литургия, после которой гимназисты крестным ходом прошли к Троицкому собору.
На следующий день в 17-00 у входа в гимназию директор В. Андроников встречал высокое начальство: симбирского губернатора, депутата ІІІ - й Госдумы и ректора духовной семинарии. После завершения торжественной части гимназистов вывели на плац, украшенный цветами и праздничными огнями, оркестр заиграл танцевальную музыку. В перерывах между танцами демонстрировались показательные гимнастические упражнения, проводились шумные игры. Когда городские часы на башне Спасо – Вознесенского собора пробили 22-00, стали гаснуть огни. В том числе и над изображением памятной медали, выпущенной императорским монетным двором в честь 100 – летия Бородинской битвы. На ней был изображен профиль Александра І – Победителя и сделана надпись: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нем подвиги. 1812 – 1912 ». Опустели улицы и площади города. Над Троицким собором зажглись летние звезды. Только в редакции «Симбирянина» долго ждали телеграммы из столицы. Наконец информация была получена: 26 августа государь император Николай ІІ на Бородинском поле принял парад войск, посетил могилы павших в битве. Он присутствовал на возложении венков к памятнику погибшим от депутаций 80 губерний. Изящный венок от симбмрян был потрясающ: постарались мастера серебряных и золотых дел.
… В нашей губернии разыскать участников сражения, доживших до 100 – летнего юбилея битвы, не удалось. И тогда решили вручить памятные медали потомкам ополченцев из знатных симбирских фамилий: Толстых, Долгоруких, Ермолаевых, Тенишевых, Терениных. А имена тех, кто отдал свою жизнь за освобождение родины и Европы, уже были занесены на памятные мемориальные доски в храмах шести уездных центров.
3.1 Музей Д.В. Давыдова.
Тесно связана с Симбирским краем жизнь легендарного героя Отечественной войны 1812 года, поэта и прозаика Давыдова Дениса Васильевича (1784-1839). Давыдов Денис Васильевич происходил из дворянской военной семьи. В 1803 году началась литературная деятельность. Он пишет басни «Голова и ноги», притчу «Орлица, Турухтан и Тетерев». Эти и другие произведения Давыдова, распространенные с списках принесли автору широкую известность. Во время войны организовал партизанские действия, которые причиняли большой ущерб французам. Давыдов в качестве адъютанта П.И. Багратиона участвовал в войне с французами. Во время войны 1812 года предложил план партизанской войны против неприятеля и осуществил его, о чем впоследствии поведал в своих «Военных записках». Денис Васильевич – автор военно-исторических работ: «Дневник партизанских действий» (1812), «Опыт теории партизанского действия» (1821) и другие. Всего им написано 20 прозаических произведений. Военная проза Давыдова красочна и своеобразна.
Накануне Бородинского сражения он по своей личной инициативе получил от Багратиона с согласия Кутузова небольшой отряд из 50 гусар и 80 донских казаков, с которым начал партизанские действия, принесшие ему громкую славу. Лев Толстой увековечил его на страницах своего романа «Война и мир» в образе партизана Василия Денисова. Его военная слава перешагнула рубежи родины, и имя его, как писал известный романист Вальтер Скотт, «остается в веках на самых блестящих и вместе горестных страницах русской истории». В перерывах между боями и походами Давыдов создал большой цикл стихотворных произведений, лирическим героем которых стал лихой гусар, удалой рубака, беззаветно преданный Отчизне, готовый отдать за нее жизнь:
Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской! Сабля, водка, конь гусарской, С вами век мне золотой!
Последние десять лет жизни он провел в селе Верхняя Маза Симбирской губернии, принадлежавшем его жене С.Н. Чирковой. Здесь он продолжал заниматься творчеством, имел дружеские связи с А.Ф. Воейковым, М. Загоскиным, А. С. Пушкиным, В.А. Жуковским, братьями Языковыми, Н.И. Поливановым, А.В. Бестужевым и многими другими выдающимися современниками. Усадьба поэта не сохранилась. В селе Верхняя Маза имеется бюст-памятник Д. Давыдову и открыт музей поэта.
3.3 Музей в Верхней Мазе.
Работа по сбору экспонатов началась с маленького объявления в еженедельнике «Книжное обозрение»: «Для создания музея поэта Дениса Давыдова необходимы издания его произведений и материалы о нем …» И теперь четверть века спустя, нельзя без трепета читать письма правнуков прославленного сына Отечества. Немало фотографий, книг верхнемазинские ребята и их учитель истории получили от Ольги Николаевны Давыдовой, Льва Николаевича Давыдова, Софьи Денисовны Вельяшевой – Давыдовой, Лидии Александровны Давыдовой, Ольги Сергеевны и Анны Сергеевны Моисеенко – Великих. Сегодня знакомясь с архивом школьного музея, поражаешься тому, с какой открытостью и уважение актеры и режиссеры различных профессиональных театров страны писали о своих постановках исторической драмы «Денис Давыдов», присылали фотографии из сцен спектакля, афиши, программы, как из киностудии имени Горького сельские краеведы получили сценарий кинофильма «Эскадрон гусар летучих». И сейчас двадцать с лишним лет спустя, большой интерес вызывает переписка, организованная А.М. Бабиним. Это письма из архивов, музеев, библиотек Москвы, Ленинграда, Пензы, Куйбышева, Сызрани и многих других городов страны, откуда краеведы получили копии дореволюционных изданий о герое – поэте, сборники стихов и басен, «Дневник партизанской войны 1812 года», фотокопии писем и рукописей Дениса Давыдова.
Как во всех маленьких и больших музеях, в Верхней Мазе внимание посетителей сразу привлекает так называемый предметный план: военная форма рядового Ахтырского гусарского полка, привезенный из киностудии имени Горького, муляжи наград героя, изготовленные в Москве, большой портрет Дениса Давыдова работы художника Клевогина, подаренный школьному музею областным краеведческим музеем. Серьезные и любознательные экскурсанты обычно не проходят мимо самых ценных экспонатов – страниц, написанных рукой самого героя – поэта.
Сейчас, когда идет подготовка к 220 – летию со дня рождения славного сына России, в школе появились новые экспонаты. Это привезенная из Сызрани икона Верхнемазинской Покровной каменной церкви, воздвигнутой вместо деревянной вдовой Софьей Николаевной в 1845 году; обнаруженная при вспашке огородов гранитная плита с могилы Софьи Петровны Давыдовой (уроженки Бестужевой), жены сына поэта – героя – Николая Давыдова, попечителя земской школы, открытой в селе 135 лет назад; и открытка, изданная Музеем революции Союза ССР в 1941 году. С кусочка сероватой пожелтевшей бумаги, видимо, висевшей в одном из сельских домов, смотрит наш знаменитый «усач» - Денис Давыдов. Но оборотной стороне неизвестно когда и чьей рукой цветными карандашами нарисован букет цветов, чуть ниже идут строки из стихотворения поэта: «… Но коль враг ожесточенный // Нам дерзнет противустать, // Первый долг мой, долг священный // Вновь за родину восстать». Эта реликвия напоминает нам, как знаменитый воин даже спустя целое столетие после своей смерти, в годы «сороковые грозовые» с честью продолжал служить Отечеству.
Остановимся на некоторых рукописных экспонатов и архивных материалах Верхнемазинского школьного музея. Свое стихотворение «Бородинское поле» Денис Давыдов назвал элегией. Поэт воскрешает картину Бородинской битвы и ратные подвиги выдающихся русских полководцев – Петра Ивановича Багратиона, смертельно раненного на Бородинском поле, Николая Николаевича Раевского, умершего через три года после восстания декабристов, и Алексея Петровича Ермолаева, который еще на два десятилетия переживет своего друга Давыдова … Разделив лист бумаги на две половинки, поэт записал два варианта произведения. На левой части рукописи под названием элегии сделал такую приписку: «Исправленная Баратынским. Стихи подчеркнутые его фабрики, а не подчеркнутые, мои».
Умолкнувшие холмы,
дол некогда кровавый,
Отдайте мне ваш день -
день вечной славы.
И шум оружия
и стычки и борьбу!
Мой меч упал
из рук моих – мою судьбу
Попрали сильные!
Счастливы горделивцы
Невольным пахарем
влекут меня на нивы …
О, ринь меня на бой,
ты, опытный в боях,
Ты взором рождающий
в полках
Погибели врагов
предчувственные клики,
Вождь Гомерический,
Раевский, мой Герой!
Ермолов! Я лечу – веди меня, я твой.
Ты определенный быть побед любимый сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!
Но где вы?.. Слушаю … Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, неслышен стук мечей,
И я питомец ваш, склоняясь главой у плуга,
Завидую костям соратника, иль друга.
В правой части листа поэт дает окончательный, отшлифованный вариант элегии, сделав следующую приписку: «10 генваря 1830 года». Сравнивая первоначальный и исправленный варианты, можно сказать, что по совету Евгения Баратынского, первое слово во второй строчке он заменяет глаголом возвратите, в следующей появляется почти пушкинская, более зримая картина: пыль, дым, громады войск, в четвертой меняется порядок слов, дальше вместо слов взором – голосом, определенный – обреченный. Читаешь рукопись и чувствуешь, что строки эти долго не давали покоя герою священной войны, навсегда вошедшей в историю России. Каждая строка элегии проникнута не только грустью, но и болью, горечью утрат физических и душевных.
Заключение.
Тема моей работы «Увековечивание событий 1812 года в нашем крае». Эта тема очень интересная и увлекательная. Когда создаешь работу, появляется очень много нового материала, новых сведений. Говоря о памятниках Отечественной войне 1812 года, узнавая новые сведения об архитектуре, об архитекторах. Даже если нет возможности увидеть сам памятник, то можно открыть литературу и узнать разные особенности архитектуры, как создавался, например Троицкий собор узнать подробную биографию архитектора, проникнуться в цель создания, понять всю важность того или иного события, в честь которого воздвигнут этот памятник.
Возьмем Троицкий собор. В моей работе очень подробно рассказано об архитектуре, архитекторе о внешнем виде храма. К великому сожалению благодаря непредусмотрительности некоторых государственных чиновниках храм не сохранился. Но есть и очень хорошая новость сохранились чертежи этого собора и сейчас созревают проекты по воссозданию этого великолепного храма. Ведь памятники истории Отечества должны быть, чтобы память об страшных годах войны никогда не стерлась в памяти многих людей.
Смотря на изображение Троицкого собора сразу начинаешь понимать каким непосильным трудом был воздвигнут этот памятник. Как много людей вкладывали свои сбережения на возведение этого собора. Как много трудилось людей чтобы создать и реконструировать (после пожара) этот собор. И весь этот труд людей напоминал бы о тех тяжелых годах Отечественной войны. О всех потерях в битвах, о горе людей близкие которых погибли на поле боя. Все это было отражение Троицкого собора.
Надеюсь когда - нибудь известный и талантливый архитектор все-таки восстановит эту самую главную память о годах войны 1812 года.
Литература.
1. Аржанцев Б.В. – Архитектурная летопись Симбирска – Ульяновска.
2. Учебник Историческое краеведение
3. Симбирский – ульяновский край в истории России.
4. Журнал «Мономах №1, №2».
5. Журнал «Памятники отечества. Вся Россия».
Приложения.
1.5 Средства, полученные на создание храма.
Сооружение Троицкого собора началось с нахождения необходимой суммы для строительства денежных средств. Симбиряне обращались за помощью в государственные органы управления. Но средств на строительство Троицкого собора, к большому сожалению не нашлось. И тогда люди начали самостоятельно собирать пожертвования на возведение храма. Списки благотворителей были очень длинные. Когда нужная сумма была набрана, началось строительства собора.
1.6 Дальнейшая судьба храма после пожара.
В августе 1864 году в Симбирске произошел большой пожар, бушевавший целых 10 дней. 19 августа выгорела лучшая часть Симбирска – Венец. Свято - Троицкий собор полностью обгорел, погибло много старинных и очень ценных вещей из церковной утвари. Но к огромной радости собор через долгих 4 года был восстановлен. Главная часть собора была восстановлены при участии графа В.П. Орлова – Давыдова. По его приказу академиком Гейдике были составлены три иконостаса. 28 июня 1868 года главный Троицкий престол был освящен после ремонта.
Главному творению М.П. Коринфского Симбирске, строившему 17 лет и получившему название летнего кафедрального Свято-Троицкого собора, не повезло: во время второго пожара 1832 года он серьезно пострадал, а у местных властей в то время не имелось средств для его восстановления. Руководство Средневолжского края, в состав которого входил Ульяновск (находившееся в Самаре), не понимая исторической ценности храма, дало команду на снос этой одной из главных достопримечательностей города.
2.1 100 – летняя годовщина Бородинского сражения.
В Симбирске утро воскресного дня 26 августа началось с богослужения в главном Троицком летнем кафедральном соборе – память войне 1812 года, построенном в честь победы русского народа над Наполеоном. 100 лет назад симбирских воинов вдохновила в боях икона Иоанна Предтечи – копия той, которую государь Иван Грозный подарил Алатырскому храму. За три года образ Иоанна прошел тысячи верст в рядах ополчения по России и Европе, а затем нашел свое законное место в приделе главного храма Симбирска.
… Затрещала дробь барабанов подразделений уланского полка и двух резервных батальонов, за которыми колыхалась масса горожан, прибывших на празднество. Под звуки марша из собора вынесли реликвии: знамена сибирского ополчения и походной алтарь симбирских ратников. С обращением к народу в честь славной даты выступил священник собора Сидовский: «… это была война … русского народа, всей русской земли для защиты своего Отечества за свободу и самостоятельность русской государственной жизни, русского национального бытия». В приходских церквах были организованны религиозно – нравственные чтения для простого народа и раздавались популярные брошюры о героях 1812 года. В дворянском собрании заслушали доклад об организации Симбирского ополчения и комитета по созданию земского войска. В общественном городском собрании говорилось о том, что в июне 1812 года купечество подрядилось всех ратников одеть в суконное обмундирование и снабдить на 3 месяца продовольствием. В кадетском корпусе, по окончании панихиды по погибшим симбирянам, прозвучали слова благодарности в адрес офицеров, обучавших в течение лета 1812 года ратников военному делу. Отдавали дань уважения организаторам и командирам полков и батальонов, симбирянам А. Ермалаеву, А. Долгорукову, архимандриту Евстафию, начальнику ополчения Д. Теренину, генерал-майору Оболенскому, полковнику Самойлову, капитанам Топорнину и Филатову, штаб – ротмистру Третьякову. Напомнили кадетам о ходе военных действий ополчения, начиная с малороссийских губерний, где они прикрывали левый фланг действующей армии, и кончая их заграничным походом. Особенно отличились симбиряне в Саксонии при взятии Дрездена, в битве при Замостье и Плогау, при окружении Гамбурга.
В субботу, накануне основного дня празднования, в церкви 1-й мужской гимназии прошла литургия, после которой гимназисты крестным ходом прошли к Троицкому собору.
На следующий день в 17-00 у входа в гимназию директор В. Андроников встречал высокое начальство: симбирского губернатора, депутата ІІІ - й Госдумы и ректора духовной семинарии. После завершения торжественной части гимназистов вывели на плац, украшенный цветами и праздничными огнями, оркестр заиграл танцевальную музыку. В перерывах между танцами демонстрировались показательные гимнастические упражнения, проводились шумные игры. Когда городские часы на башне Спасо – Вознесенского собора пробили 22-00, стали гаснуть огни. В том числе и над изображением памятной медали, выпущенной императорским монетным двором в честь 100 – летия Бородинской битвы. На ней был изображен профиль Александра І – Победителя и сделана надпись: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нем подвиги. 1812 – 1912 ». Опустели улицы и площади города. Над Троицким собором зажглись летние звезды. Только в редакции «Симбирянина» долго ждали телеграммы из столицы. Наконец информация была получена: 26 августа государь император Николай ІІ на Бородинском поле принял парад войск, посетил могилы павших в битве. Он присутствовал на возложении венков к памятнику погибшим от депутаций 80 губерний. Изящный венок от симбмрян был потрясающ: постарались мастера серебряных и золотых дел.
… В нашей губернии разыскать участников сражения, доживших до 100 – летнего юбилея битвы, не удалось. И тогда решили вручить памятные медали потомкам ополченцев из знатных симбирских фамилий: Толстых, Долгоруких, Ермолаевых, Тенишевых, Терениных. А имена тех, кто отдал свою жизнь за освобождение родины и Европы, уже были занесены на памятные мемориальные доски в храмах шести уездных центров.
3.1 Музей Д.В. Давыдова.
Тесно связана с Симбирским краем жизнь легендарного героя Отечественной войны 1812 года, поэта и прозаика Давыдова Дениса Васильевича (1784-1839). Давыдов Денис Васильевич происходил из дворянской военной семьи. В 1803 году началась литературная деятельность. Он пишет басни «Голова и ноги», притчу «Орлица, Турухтан и Тетерев». Эти и другие произведения Давыдова, распространенные с списках принесли автору широкую известность. Во время войны организовал партизанские действия, которые причиняли большой ущерб французам. Давыдов в качестве адъютанта П.И. Багратиона участвовал в войне с французами. Во время войны 1812 года предложил план партизанской войны против неприятеля и осуществил его, о чем впоследствии поведал в своих «Военных записках». Денис Васильевич – автор военно-исторических работ: «Дневник партизанских действий» (1812), «Опыт теории партизанского действия» (1821) и другие. Всего им написано 20 прозаических произведений. Военная проза Давыдова красочна и своеобразна.
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Пока бьют часы
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Кактусы из сада камней