Цель - знакомство со способами сохранения зрения
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 784.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Котлубанская средняя
общеобразовательная школа
Городищенского района Волгоградской области»
Исследовательская работа
«Берегите зрение!»
Выполнили:
ученицы 4 класса
Краснослободцева Виктория,
Караваева Лилия,
Величко Инна,
руководитель Сафьянова Н.И
2013 г.
I.Актуальность выбора темы.
Однажды мы смотрели передачу о здоровье «О самом главном», где говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Нам стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.
Придя в школу, мы поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Надежда Ивановна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Мы обратили внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках. По данным НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков – 80% российских детей и юношества имеют отклонения зрения от нормы. Причём показатели заболеваемости возрастают в большинстве регионов, превышая среднеевропейские уже в 1.5-2 раза. Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить? Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос. Таким образом, наше исследование актуально и призывает задуматься над обозначенной проблемой.
II.Цель нашего исследования: познакомиться со способами сохранения зрения.
III.Задачи:
- проанализировать данные обследования учащихся 4 класса «Котлубанской СОШ»; - выявить причины, влияющие на ухудшение зрения учащихся; - на основе полученных данных составить план мероприятий, направленных на решение этой проблемы.
IV.Объект исследования: глаза как органы зрения.
V.Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.
VI.Участники: учащиеся 4 класса МБОУ «Котлубанская средняя общеобразовательная школа».
VII.Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
VIII.Методы исследования:
- сбор информации, - анализ собранных данных, - наблюдение, - сравнение, - обобщение.
IX. План исследования.
1.Подбор материала. 2. Социологическое исследование. 3. Проведение опытов по выявлению некоторых функций глаза. 4.Изучение причин ухудшения зрения. 5.Составление правил бережного отношения к зрению. 6.Составление буклетов. 7.Оформление презентации. 8.Отчет.
X. Пути решения проблемы.
Итак, отчего же снижается острота зрения и как его сохранить? Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.
Социологическое исследование.
Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и нам стало интересно: а знают ли об этом наши одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение 2)
На основе полученных результатов мы с Надеждой Ивановной решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.
Разберемся вместе, дети:
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Глаза у Вари — карие,
У Васи с Верой — серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко —
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно.
И чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно.
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
Наталия Орлова
Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.
Мы поподробнее познакомились с органами зрения.
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
1.Строение глаза
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.
2.Проведение опытов по выявлению некоторых функций глаза.
Подбирая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Нам захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.
Опыт № 1:
Я посадила на стул свою младшую сестру Олю, направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются. Делаем вывод: зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт № 2:
Сделала трубочку из картона. Поднесла ее к правому глазу. Подняла левую руку и держала ее перед левым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат:
мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Опыт № 3:
А я вошла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смогла разглядеть нужную мне вещь.
Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.
3.Причины ухудшения зрения
Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.
Но нам хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.
Мы отправились за помощью к нашему детскому врачу Бирюковой Елене Юрьевне.
Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1 класса и 4 класса. В первом классе (сентябрь 2010г.) 21 ученик из 25 имели хорошее зрение и 4 человека имели нарушение зрения. В четвертом классе (сентябрь 2013 г.) уже только 19 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 6 человек. (Приложение 1)
Результаты проверки зрения
Количество детей | 1 класс начало учебного года (сентябрь 2010г.) | 4 класс начало учебного года (сентябрь 2013 г.) | ||
норма зрения | нарушение зрения | норма зрения | нарушение зрения | |
25 учеников | 21 | 4 | 19 | 6 |
Далее Елена Юрьевна подробно ответила на наши вопросы о причинах ухудшения зрения.
Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.
Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).
XII.Пути выхода из этой проблемы
Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.
Правила бережного отношения к зрению
Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила детский врач, Елена Юрьевна.
Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:
XIII. Результаты исследования.
Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
Нам очень хотелось бы, чтобы наше исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Поэтому нами был создан буклет «Берегите зрение!» (Приложение 2) Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
XIV. Итоги исследования.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуаций может быть снята только тогда, когда данная проблема будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей, учеников, общества. В заключении хотелось бы процитировать М. Горького «Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение: это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».
Литература
3 загадки Солнечной системы
Подарок
Девчата
Рисуем кактусы акварелью
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?