В работе представлено игровое пособие "Веселые додмики", созданное для знакомства с геометрическими фигурами детей от двух лет.
Проект "Геометрические фигуры от колыбели до школы" является победителем районного конкурса проектов для 5-9 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 870.27 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 608
Конкурс проектов учащихся 5-8 классов
Кировского района Санкт-Петербурга
«Образование для реальной жизни»
Направление «Математика вокруг нас»
Проект «Геометрические фигуры от колыбели до школы»
Работу выполнили
Чермак Ксения,
Перевощикова Юлия
6 класс
руководитель Есипова Т. В.,
учитель, СОШ № 608
Санкт-Петербург
2014
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………3
Плоские геометрические фигуры…………………………………………………...4
Обследование будущих первоклассников…………………………………………6
Первое знакомство с геометрическими фигурами………………………………..6
Геометрия для малышей…………………………………………………………….7
Пособие «Веселые домики»………………………………………………………...8
Заключение…………………………………………………………………………...9
Список литературы…………………………………………………………………..10
Приложения…………………………………………………………………………..11
Введение
Наша проектная работа называется «Геометрические фигуры от колыбели до школы». Это краткосрочный проект, объединяющий такие области знаний как математика, технология и педагогика.
Цель проекта: создание игрового пособия для знакомства с плоскими геометрическими фигурами детей младшего дошкольного возраста.
Плоские геометрические фигуры мы изучали на уроках математики, начиная с первого класса. К шестому классу мы знаем такие фигуры как многоугольники, круг, овал. Из многоугольников нам знакомы треугольники и четырехугольники. Мы знаем некоторые свойства этих фигур, умеем находить периметр многоугольника и площадь.
В каком возрасте современные дети знакомятся с плоскими геометрическими фигурами, как сделать этот процесс увлекательным для них – вот что нам предстояло узнать.
Задачи:
Оказывается, уже в возрасте 2-3 лет малыш готов к восприятию таких фигур как круг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Обучать ребенка можно только в игровой форме. Поэтому свое пособие мы придумали для детей этого возраста. Изучая геометрические фигуры, ребенок не только их запоминает, но и развивает память, логическое и творческое мышление, учится сопоставлять предметы и делать выводы.
Продукт: игровое пособие «Веселые домики» для знакомства с плоскими геометрическими фигурами детей от двух лет. Наше пособие «Веселые домики» мы рекомендуем родителям для занятий с детьми дома.
Плоские геометрические фигуры
К шестому классу мы знаем такие фигуры как многоугольники, круг, овал. Из многоугольников нам знакомы треугольники и четырехугольники.
Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны
попарно параллельны.
Свойства:
1) противоположные стороны параллелограмма равны;
2) противоположные углы параллелограмма равны.
Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые.
Свойства:
1) противоположные стороны равны;
2) все углы равны 90;
3) диагонали прямоугольника равны и делятся точкой пересечения пополам.
Формулы: площадь S = a*b;
периметр P = (a+b)*2; где a и b – стороны прямоугольника.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Свойства:
1) у квадрата все углы прямые;
2) диагонали квадрата равны и делятся точкой пересечения пополам;
3) диагонали квадрата пересекаются под прямым углом и являются биссектрисами его
углов.
Формулы: площадь S = а2 ;
периметр P = a*4; где а – сторона квадрата.
Ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны.
Свойства:
1) диагонали ромба пересекаются под прямым углом;
2) диагонали ромба являются биссектрисами его углов.
Трапеция – четырёхугольник,
у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны.
Параллельные стороны называются основаниями трапеции,
а две другие – боковыми сторонами.
Треугольник – это фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой,
и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки.
Точки называются вершинами треугольника, а отрезки - его сторонами.
Формулы: периметр: Р = a+b+c , где a, b, c – стороны треугольника;
площадь прямоугольного треугольника S = a * b ,
где a и b – стороны, прилежащие к прямому углу.
Виды треугольников:
по сторонам
по углам
Круг – часть плоскости, ограниченная окружностью.
Формулы: S = R2, где R – радиус круга.
Дальнейшее знакомство с плоскими геометрическими фигурами и их свойствами
мы продолжим на уроках геометрии.
Замечание Мы можем определить площадь любой плоской геометрической фигуры, даже если еще не знакомы с формулой. Для этого (если это возможно) надо разбить фигуру на те фигуры, площадь которых мы умеем находить и найти сумму площадей получившихся фигур или воспользоваться палеткой.
Обследование будущих первоклассников
В шестом классе мы немало знаем о плоских геометрических фигурах. А что знают о них будущие первоклассники, умеют ли они различать фигуры? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы провели обследование дошкольников, которые посещают занятия по подготовке к первому классу в нашей школе. Каждому ребенку был предложен набор фигур: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб. Все фигуры располагались в ряд перед ребенком. По нашей просьбе ребенок должен был выбрать и показать нужную фигуру, после чего положить ее назад. Ребенок фигуру не показывает, если она ему не знакома. Чтобы быть уверенными в полученных результатах опроса, просьбу показать какую-нибудь фигуру мы повторяли три раза, меняя порядок следования фигур.
Результаты обследования:
На курсах по подготовке к школе занимаются дети 6-6,5 лет. Все дети посещают детский сад.
Обследовано 15 человек.
Кол-во чел., давших верный ответ | Кол-во чел., давших верный ответ | Кол-во чел., давших верный ответ | |
круг | 15 | 15 | 15 |
овал | 15 | 15 | 15 |
треугольник | 15 | 15 | 15 |
прямоугольник | 15 | 15 | 15 |
квадрат | 14 | 15 | 14 |
ромб | 13 | 14 | 14 |
Все дети хорошо знают круг, овал, треугольник, прямоугольник. Один ребенок путает квадрат с прямоугольником и не знает ромба, еще один ребенок перепутал ромб с квадратом. Пять человек на вопрос: «Что вы знаете об этих фигурах?» сказали, что у прямоугольника и квадрата прямые углы.
Вывод:
Будущие первоклассники нашей школы знакомы с плоскими геометрическими фигурами. В школе им предстоит познакомиться со свойствами фигур.
Первое знакомство с геометрическими фигурами
Первое знакомство с геометрическими фигурами происходит в младшем дошкольном возрасте. О фигурах ребенок может узнать в детском саду, или с фигурами малыша познакомят его родители. Оказывается, уже в возрасте 2-3 лет малыш готов к восприятию таких фигур как круг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Обучать ребенка можно только в игровой форме. Для этого существует много различных игр и игрушек. Чтобы узнать о таких игрушках, мы побывали в магазине «Детский мир». А так же искали информацию на сайтах, посвященных раннему развитию детей.
Для знакомства детей с плоскими геометрическими фигурами можно рекомендовать такие игры и пособия [Приложение 1]:
Изучая геометрические фигуры, ребенок не только их запоминает, но и развивает память, логическое мышление, воображение, учится сопоставлять предметы и делать выводы, совершенствует мелкую моторику.
Геометрия для малышей
Знакомство малыша с геометрическими фигурами будет успешным, если знания он будет получать в игровой форме. Занятия требуют от ребенка концентрации и внимания. Заниматься с малышом можно только тогда, когда он в хорошем настроении, не более 10-15 минут за один раз. Как только малыш устанет, начнет капризничать, занятия нужно прекратить, но не на середине задания. Ребенка надо хвалить и помогать ему. Для этого можно привлечь любимую игрушку малыша.
Организовать игру с геометрическими фигурами просто. Можно вырезать из цветного картона фигуры: квадрат, прямоугольник, круг и треугольник по 3-5 штук, все одного цвета (чтобы цвет не отвлекал от формы). Когда ребёнок будет справляться с заданиями легко, то можно вырезать те же фигуры, но уже разных цветов, для начала 4 основных цветов – красный, жёлтый, синий и зелёный.
1. Найди фигуру. Это задание для тех, кто начинает знакомиться с геометрическими фигурами. Из предложенных фигур надо найти нужную (для разного возраста количество предлагаемых фигур разное)
2. Собери фигуры. Фигуры раскладывают на столе, ребенок собирает по заданию отдельно круги, квадраты и т. д.
3. Что изменилось. На стол выкладывается несколько фигур. Затем одну фигуру убирают или заменяют другой. Ребенок должен ответить на вопрос: "Что изменилось".
4. Логические ряды. Взрослый выкладывает цепочку из фигур, просит малыша повторить цепочку.
Детям от трех лет можно предложить продолжить цепочку, соблюдая закономерность.
5. Составь предмет из фигур. Такая игра поможет развить внимание, воображение.
Пособие «Веселые домики»
Для знакомства с плоскими геометрическими фигурами малышей 2-3 летнего возраста мы создали игровое пособие, которое назвали «Веселые домики». В набор входит 16 картонных деталей: 8 домиков и 8 дверей к ним, карточка с изображением волка. Пособие выполнено по принципу рамок с вкладышами: домики – рамки, двери в виде кругов, квадратов, прямоугольников, треугольников – вкладыши. Как организовать работу с пособием, рассказано в инструкции. [Приложение 2]
Наше пособие «Веселые домики» мы рекомендуем родителям для занятий с детьми дома. Изготовить такое пособие или заменить испорченные детали быстро и легко.
Для того чтобы узнать будет ли пособие «Веселые домики» интересно детям, мы предложили маме троих детей провести несколько занятий с трехлетней дочкой. Арина ходит в детский сад и фигуры круг, квадрат, прямоугольник, треугольник ей знакомы. Однако твердых знаний нет. Мама работала с Ариной по нашей инструкции и добавляла свои игры (сравнение домиков по величине больше - меньше). Арине больше понравилось заниматься с домиками. Игры с дверями для нее оказались сложными. Зато ее сестру, пятилетнюю Веронику, заинтересовали именно игры с дверями.[Приложение 3] Для того чтобы закрепить успех в изучении фигур у Арины, мама решила сделать похожую игру.
Мы провели занятие с пособием «Веселые домики» с будущими первоклассниками нашей школы. Ребята с удовольствием создавали образы предметов, используя двери к домикам. Занятие понравилось и нам и нашим ученикам.
Заключение
Работа над проектом оказалась очень интересной. Мы не только обобщили свои знания о плоских геометрических фигурах, но и узнали, что передавать знания другим – это очень увлекательно. Мы можем пробовать себя в роли проводников в мир математики для ребят младшего возраста. При этом важно помнить, что обучение дошкольников должно идти через игру.
Поставленная цель достигнута. В результате проектной работы было создано пособие для знакомства с плоскими геометрическими фигурами детей от двух лет. Наше пособие «Веселые домики» мы рекомендуем родителям для занятий с детьми дома.
Список литературы
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях – Каро, 2007,- 288 с.
2. Математика в таблицах: 5-11 класс.справ. материалы. –М.: АСТ: Астрель, 2008. 95 с.ил.
3. Школа Семи Гномов Квадратик и кружок - Мозаика-Синтез, 2013, 12 с.
4. danilka.com
5. mytoys.ru
6. karapysik.ru
Приложение 1
Рамки и вкладыши Монтессори
Геометрические мозаики
Игры на ковролине
«Притворщик»
Приложение 2
Игровое пособие «Веселые домики»
Для детей от двух лет.
Данное пособие предназначено для знакомства детей с геометрическими фигурами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат; способствует развитию памяти, воображения, моторики. Работу с пособием можно начинать тогда, когда ребенок знаком с цветами.
Поскольку занятия с ребенком требуют от него концентрации и внимания, занимайтесь только тогда, когда ребенок в хорошем настроении, не более 10-15 минут за один раз. Хвалите ребенка за каждый правильный ответ, помогайте, если он затрудняется с ответом. Прибегайте к хитростям: пусть любимые игрушки помогают ему.
Желаем успеха вам и вашему малышу!
В набор входит:
16 картонных деталей: 8 домиков и 8 дверей к ним; карточка с изображением волка.
Игры с дверями.
Двери с ручками-бусинками дают ребенку представление о геометрических фигурах. В играх постоянно четко повторяйте название фигур.
Игры с домиками.
Начните игру с 2-3 домиков с дверями разной формы.
Когда ребенок освоится, увеличивайте количество домиков.
Для закрепления названий фигур, предложите ребенку показать домики с квадратными дверями, или открыть домики с круглыми дверями и т. д. Спрячьте один из домиков, спросите ребенка, какого домика не хватает, кто в нем живет, какой формы у него дверь, какого он цвета.
Приложение 3
Работа с пособием «Веселые домики»
заинтересовала и Арину и Веронику
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Снежная сказка
О путнике
Лиса Лариска и белка Ленка
Ребята и утята