Соответствует ли вес портфеля санитарным нормам? Учащиеся выяснили это и представили рекомендации
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ves_portfelya.docx | 85.45 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 579
Приморского района Санкт-Петербурга
Исследовательская работа
Соответствие веса школьного портфеля
гигиеническим нормам
Работу выполнили
Зеленцова Мария
Погребняк Елена
10 класс
Руководитель
Удалова Е.М.
2013 год
Оглавление
Введение 3
Глава I
§ 1. Нормативы 5
§ 2. Вред тяжёлого портфеля 8
Глава II
§ 1. Практическая часть 9
§2. Анкетирование учителей 18
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Введение
Тема исследовательской работы – «Соответствие веса портфеля гигиеническим нормам».
Актуальность исследования
Здоровье является одной из важнейших ценностей человека. Правильная осанка играет очень важную роль в здоровье человека. Прямая спина - это не только признак здоровья, но и красоты. К сожалению, под влиянием различных факторов осанка ухудшается.
По дороге в школу, в школе на переменах часто наблюдаем, что учащиеся идут по коридору, а рюкзак за плечами их тянет назад. Или сами ребята наклоняются вперёд, чтобы легче было идти. Особенно учащиеся начальной школы и 5-х, 6-х классов. У старшеклассников картина заметно другая.
Уже давно учеными было доказано, что тяжелые сумки являются одним из факторов плохой осанки. Ежедневно мы носим в школу множество учебников и тетрадей. Но никто из нас не задумывается, сколько весит эта ежедневная ноша. Очень часто, приходя из школы, чувствуется усталость. Половина учебников не помещается в сумке, но и без них на уроке не обойтись. Может быть, просто мы носим в портфеле слишком много лишних вещей? И если от них избавиться, то все беды разом уйдут? Вряд ли каждый родитель будет взвешивать портфель своего ребенка. Вспоминаются вечные вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». Так надо ли носить столько учебников, и соответствует ли вес наших портфелей нормам. Вооружившись весами, мы принялись за работу.
Цели работы
Установить, соответствует ли вес портфеля санитарным нормам.
Объект исследования
Учащиеся 5 класса, 8 класса, 10 класса.
Предмет исследования
Вес портфеля.
Гипотеза
Вес портфеля превышает допустимые нормы, если ученик берёт в школу весь комплект учебников, тетрадей, письменных принадлежностей, необходимых по расписанию на данный день.
Задачи работы
Провести взвешивание портфелей школьников разных возрастов.
Установить санитарные нормы.
Установить, соответствует ли вес портфеля выбранных школьников санитарным нормам.
Если нет, то выяснить причины.
Предложить рекомендации по снижению веса портфеля.
Практическая значимость нашей работы заключена
- в теоретической изученности вопроса;
- в знании возможных последствий перегруза;
- в предложенных практических рекомендациях по снижению веса портфеля;
- предложена модель «Правильного портфеля».
Глава I
§ 1. Нормативы
На сегодняшний день существуют документы, регламентирующие такой аспект организации учебного процесса, как вес портфеля и его составляющих. Это:
По словам чиновников, часто вес портфеля утяжеляют «неправильные» учебники. В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания также должен соответствовать нормам.
Класс | Вес каждого учебника |
1 – 2 | Не более 300 граммов |
3 – 4 | Не более 350 граммов |
5 – 6 | Не более 400 граммов |
7 – 9 | Не более 500 граммов |
10 – 11 | Не более 600 граммов |
Вес изданий для 1 - 4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более, чем на 10%.
Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила (п.10.32).
Класс | Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей |
1 - 2 | Не более 1,5 кг |
3 - 4 | Не более 2 кг |
5 - 6 | Не более 2,5 кг |
7 - 8 | Не более 3,5 кг |
9 - 11 | Не более 4,0 кг |
Использование ранцев ученических для переноса книг, тетрадей, необходимых учебных пособий более целесообразно, чем различного рода сумок, портфелей и т. п. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки. Больше того, не затрудняет работу органов дыхания, системы кровообращения.
Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей.
Данные рекомендации отражены в новых СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также в Единых санитарно - эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору.
Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей и т. п. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.
§ 2. Вред тяжёлого портфеля
Тяжёлый портфель, рюкзак, сумка, не соответствующие нормам, может нанести вред здоровью.
В первую очередь страдает осанка, ведь её основная задача – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы. Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 лет и продолжается до 21 года. У детей 6-9 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет - самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.
С плохой осанкой связаны многочисленные проблемы, начиная с детского возраста и до глубокой старости. Это и сколиотическая болезнь детей школьного возраста, и кифосколиозы подростков, и остеохондроз позвоночника у взрослых, а также тяжелые деформации скелета у пожилых людей и стариков. С плохой осанкой связаны не только заболевания позвоночника, но и заболевания суставов, стопы и внутренних органов.
Однако осанка является не только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.
Глава II
§ 1. Практическая часть
5 класс
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
История Русский язык Литература Природоведение Математика Физкультура | Математика Русский язык Технология Технология Английский Русский язык | История СПб Английский Природоведение Русский язык Музыка Русский язык | История Изо Физкультура Математика Русский литература | Обж Английский Математика Физкультура математика |
Предмет | Тетради\учебники | Масса (гр) |
Русский язык | учебник | 380 |
тетрадь | 40 | |
Литература | учебник | 395 |
тетрадь | 40 | |
Математика | учебник | 360 |
2 тетради | 100 | |
История | учебник | 155 |
тетрадь | 55 | |
Англ.яз. | учебник | 430 |
тетрадь | 170 | |
Обж | тетрадь | 40 |
Природоведение | учебник | 535 |
тетрадь | 90 | |
Музыка | тетрадь | 40 |
Изо | альбом | 200 |
История СПб | Тетрадь рабочая | 223 |
Физкультура | форма | 500 |
пенал | 250 |
Ученик | Вес ученика (кг) | Вес портфеля (кг) | ||||||
пн | вт | ср | чт | пт | средний | Норма(10%) | ||
1 | 42 | 3,1 | 3 | 3,1 | 3,3 | 2,8 | 3,06 | 4,2 |
2 | 37 | 4,9 | 2,9 | 4 | 3,7 | 3,4 | 3,78 | 3,7 |
3 | 46 | 4,2 | 2,8 | 3,5 | 3,1 | 3,9 | 3,5 | 4,6 |
4 | 44 | 4,1 | 2,7 | 3 | 3,4 | 2,9 | 3,22 | 4,4 |
5 | 30 | 4,3 | 4 | 3,9 | 3,8 | 3,7 | 3,94 | 3 |
6 | 37 | 4 | 2,1 | 3,6 | 3 | 3,4 | 3,22 | 3,7 |
7 | 56 | 5,1 | 4,7 | 4,8 | 4,9 | 5 | 4,9 | 5,6 |
8 | 70 | 2,2 | 2,5 | 2,3 | 2,3 | 2,4 | 2,34 | 7 |
9 | 43 | 3,4 | 4 | 3,1 | 2,9 | 3 | 3,28 | 4,3 |
10 | 48 | 4,2 | 3,8 | 3,7 | 3,6 | 3,9 | 3,84 | 4,8 |
11 | 36 | 4,6 | 4 | 4,2 | 4,5 | 3,6 | 4,18 | 3,6 |
12 | 39 | 4,2 | 4,3 | 3,7 | 3,3 | 3,9 | 3,88 | 3,9 |
13 | 39 | 4,3 | 3,5 | 3,6 | 4,2 | 3,1 | 3,74 | 3,9 |
14 | 42 | 4,2 | 4,3 | 4 | 3 | 2,5 | 3,6 | 4,2 |
15 | 62 | 6,6 | 6 | 6,1 | 6,5 | 6,2 | 6,28 | 6,2 |
16 | 50 | 3,1 | 2,3 | 2,5 | 2 | 2 | 2,38 | 5 |
17 | 54 | 3,8 | 3,3 | 3 | 2,5 | 2,1 | 2,94 | 5,4 |
18 | 46 | 4,5 | 4,2 | 4 | 4,2 | 3,1 | 4 | 4,6 |
19 | 41 | 4,2 | 4 | 3,9 | 4,1 | 4 | 4,04 | 4,1 |
20 | 75 | 5,1 | 4,8 | 4,7 | 4,9 | 4,1 | 4,72 | 7,5 |
21 | 44 | 5,2 | 4,9 | 5,1 | 5,1 | 5,3 | 5,12 | 4,4 |
22 | 56 | 3,3 | 2,3 | 2,6 | 2,8 | 2,1 | 3,06 | 5,6 |
средний вес | 47,13 | 4,21 | 3,65 | 3,75 | 3,69 | 3,47 | 3,77 | 4,71 |
День недели | Без рюкзака (кг) | Соответствие нормам | Должный вес портфеля |
Понедельник | 2,900 | Нет | 3,4 |
Вторник | 1,730 | Да | 2,23 |
Среда | 1,895 | Да | 2,395 |
Четверг | 2,475 | Да | 2,975 |
Пятница | 1,850 | Да | 2,35 |
Среднее | 2,17 | 2,67 |
8 класс
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Физкультура Русский язык Литература Геометрия История Английский | Обществознание Алгебра Химия Английский Физика Физкультура Технология | Геометрия Биология Информ/Англ Физкультура Англ/информ История География | Русский язык Литература Геометрия Химия Физика Алгебра | Русский язык Обж История Алгебра География Биология История СПб |
Предмет | Тетради\учебники | Масса (гр) |
Русский язык | учебник | 276 |
тетрадь | 78 | |
Литература | учебник | 475 |
тетрадь | 120 | |
Алгебра | учебник | 307 |
2 тетради | 232 | |
Геометрия | учебник | 405 |
2 тетради | 197 | |
История | учебник | 357 |
тетрадь | 88 | |
Англ.яз. | учебник | 338 |
тетрадь | 123 | |
Обж | тетрадь | 98 |
Биология | учебник | 556 |
тетрадь | 210 | |
Физика | учебник | 328 |
тетрадь | 218 | |
География | учебник | 488 |
тетрадь | 88 | |
Информатика | тетрадь | 200 |
Обществознание | учебник | 283 |
тетрадь | 118 | |
Истроия СПб | рабоч. тетрадь | 236 |
тетрадь об. | 118 | |
Экономика | учебник | 461 |
тетрадь | 200 | |
Химия | тетрадь | 203 |
учебник | 302 | |
пенал | 150 |
Ученик | Вес ученика (кг) | Вес портфеля (кг) | ||||||
пн | вт | ср | чт | пт | средний | Норма(10%) | ||
1 | 53 | 5,1 | 4,3 | 4,5 | 4,4 | 4,8 | 4,62 | 5,3 |
2 | 54 | 5,3 | 4,1 | 4.8 | 4,7 | 5.2 | 4,82 | 5,4 |
3 | 60 | 5 | 6,9 | 7,4 | 5,2 | 2,5 | 4,88 | 6,0 |
4 | 72 | 3,3 | 3 | 2,8 | 5,2 | 2 | 3,26 | 7,2 |
5 | 54 | 4 | 4,1 | 3,9 | 3,5 | 3 | 3,7 | 5,4 |
6 | 68 | 3 | 2,5 | 2,5 | 2.5 | 3 | 2,7 | 6,8 |
7 | 59 | 4.8 | 3,7 | 4,6 | 3,5 | 4,3 | 4,18 | 5,9 |
8 | 75 | 6 | 6,1 | 5,5 | 4 | 4,1 | 5,14 | 7,5 |
9 | 52 | 4 | 4 | 3,5 | 3 | 3,8 | 3,66 | 5,2 |
10 | 48 | 3 | 3,2 | 2,9 | 2,5 | 2,7 | 2,86 | 4,8 |
11 | 50 | 3,2 | 3 | 3 | 3,1 | 3,1 | 3,08 | 5 |
12 | 58 | 3,8 | 3,5 | 3,5 | 3,3 | 3,1 | 3,44 | 5,8 |
13 | 62 | 2,5 | 3,1 | 3,4 | 1,5 | 2 | 2,5 | 6,2 |
14 | 45 | 3,5 | 3,3 | 3,9 | 3,6 | 3,3 | 3,52 | 4,5 |
15 | 75 | 3,2 | 3 | 3,1 | 3,6 | 4,2 | 3,42 | 7,5 |
16 | 53 | 3,5 | 2,9 | 3,2 | 4 | 3,7 | 3,46 | 5,3 |
17 | 55 | 2,6 | 3,6 | 4,5 | 3 | 2,6 | 3,26 | 5,5 |
18 | 74 | 3 | 3,4 | 3,5 | 4 | 3,1 | 3,4 | 7,4 |
19 | 62 | 4,5 | 4,1 | 4,5 | 4,2 | 4,1 | 4,28 | 6,2 |
20 | 56 | 3,5 | 3 | 4,4 | 4,3 | 4,1 | 3,86 | 5,6 |
21 | 64 | 5,2 | 4,9 | 5,1 | 5,1 | 5,3 | 5,12 | 6,4 |
22 | 71 | 1,9 | 2,2 | 3,6 | 2,8 | 2 | 2,5 | 7,1 |
средний вес | 60 | 3,81 | 3,72 | 3,88 | 3,68 | 3,45 | 3,71 | 6 |
День недели | Без рюкзака (кг) | Соответствие нормам | Должный вес портфеля |
Понедельник | 3,107 | Да | 3,607 |
Вторник | 3,102 | Да | 3,602 |
Среда | 3,700 | Нет | 4,2 |
Четверг | 3,291 | Да | 3,791 |
Пятница | 3,282 | Да | 3,782 |
Среднее | 3,296 | 3,796 |
10 класс
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
физика экономика геометрия ОБЖ русск. яз. история электив | литература литература алгебра алгебра физкультура англ. язык электив. курс | технология англ. язык физкультура русск. язык география биология электив.курс | физкультура химия литература литература геометрия англ/информ | история алгебра информ/англ обществознание физика алгебра электив.курс |
Предмет | Тетради\учебники | Масса (гр) |
Русский язык | учебник | 345 |
тетрадь | 96 | |
Литература | учебник | 352 |
тетрадь | 161 | |
Алгебра | учебник | 426 |
2 тетради | 332 | |
Геометрия | учебник | 295 |
2 тетради | 198 | |
История | учебник | 373 |
тетрадь | 90 | |
Англ.яз. | учебник | 473 |
тетрадь | 227 | |
Обж | тетрадь | 91 |
Биология | учебник | 678 |
тетрадь | 150 | |
Физика | учебник | 285 |
тетрадь | 125 | |
География | учебник | 404 |
тетрадь | 123 | |
Информатика | тетрадь | 200 |
Обществознание | учебник | 283 |
тетрадь | 118 | |
Экономика | тетрадь | 104 |
Химия | тетрадь | 203 |
учебник | 302 | |
физкультура | форма | 500 |
пенал | 120 |
Ученик | Вес ученика (кг) | Вес портфеля (кг) | ||||||
пн | вт | ср | чт | пт | средний | Норма (10%) | ||
1 | 56 | 2,5 | 3 | 2,6 | 3,3 | 2,5 | 2,78 | 5,6 |
2 | 52 | 2,4 | 1,9 | 1,8 | 1,4 | 2,4 | 1,98 | 5,2 |
3 | 65 | 2 | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 2 | 1,5 | 6,5 |
4 | 90 | 3,5 | 4,7 | 4,1 | 5 | 3,5 | 4,16 | 9 |
5 | 50 | 2,5 | 2,6 | 2,5 | 2,4 | 3 | 2,6 | 5 |
6 | 70 | 2,5 | 2,4 | 3 | 2,5 | 3 | 2,68 | 7 |
7 | 73 | 2,3 | 2,5 | 2,5 | 2,3 | 2,7 | 2,46 | 5,3 |
8 | 57 | 3 | 2,5 | 2,1 | 3 | 2,5 | 2,62 | 5,7 |
9 | 70 | 2,5 | 3 | 3 | 2,6 | 3 | 2,82 | 7 |
10 | 39 | 2,5 | 3,6 | 3,7 | 3,4 | 4 | 3,44 | 3,9 |
11 | 86 | 4 | 4 | 3,5 | 4 | 4,5 | 4 | 8,6 |
12 | 58 | 2 | 3,9 | 2 | 3,9 | 3,9 | 3,14 | 5,8 |
13 | 66 | 5 | 5,2 | 4,5 | 5 | 3,9 | 4,72 | 6,6 |
14 | 72 | 1,5 | 3,2 | 3,2 | 3 | 2,6 | 2,7 | 7,2 |
15 | 55 | 2,8 | 2,6 | 2,4 | 2 | 2,5 | 2,46 | 5,5 |
16 | 55 | 3,5 | 3,4 | 3,3 | 3,2 | 3 | 3,28 | 5,5 |
17 | 67 | 2,5 | 3,5 | 4,6 | 3 | 4,5 | 3,62 | 6,7 |
18 | 50 | 1,8 | 2,2 | 2,3 | 2 | 2 | 2,06 | 5 |
19 | 64 | 4,1 | 4,2 | 3,6 | 3 | 3,9 | 3,76 | 6,4 |
20 | 52 | 3 | 2,1 | 2,6 | 2 | 2 | 2,34 | 5,2 |
21 | 52 | 2,7 | 2,6 | 2,8 | 2,1 | 2,5 | 2,54 | 5,2 |
22 | 78 | 3,5 | 3,2 | 4,5 | 5 | 3,5 | 3,94 | 7,8 |
23 | 53 | 2,4 | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 2,5 | 2,54 | 5,3 |
средний вес | 61,3 | 2,80 | 3,04 | 2,97 | 2,95 | 3,04 | 2,96 | 6,13 |
День недели | Без рюкзака (кг) | Соответствие нормам | Должный вес портфеля (кг) |
Понедельник | 2,122 | Да | 2, 622 |
Вторник | 2,591 | Да | 3,091 |
Среда | 3,220 | Да | 3,72 |
Четверг | 2,331 | Да | 2,831 |
Пятница | 2,852 | Да | 3,352 |
Среднее | 2,623 | 3,123 |
Вывод
5 класс
Анализ таблицы с результатами взвешенных портфелей говорит о том, что у 10 человек группы 5-го класса вес портфеля превышает допустимые санитарные нормы в зависимости от своего веса.
В понедельник должный вес комплекта учебных принадлежностей превышает допустимую норму.
Средний вес портфеля по дням недели превышает должный вес ежедневно у 20 человек, и лишь у 2 человек ниже нормы. И если превышение в 100-200 граммов можно считать незначительным, то 1кг – 3 кг выше нормы – это большой перегруз. За счет чего идет превышение веса? Не учитывалось: связка ключей от квартиры, обложки для учебников и тетрадей, перегрузка пенала, блокнотики и другая мелкая канцелярия, футляр с очками, кошелек и тому подобное, а также электроника.
У некоторых ребят вес спортивной формы больше, чем средний для расчетов.
Возможно, вес пустого рюкзака превышает норму.
8 класс
Анализ таблицы с результатами взвешенных портфелей показывает, что средний вес портфеля не соответствует допустимым нормам в понедельник и вторник, в остальные дни соответствует. В среду должный вес комплекта учебных принадлежностей превышает допустимую норму. Необходимо заметить, что один человек «тащит» слишком тяжелый портфель. Соотношение среднего «должного» и среднего реального веса портфеля выше у одной трети учеников.
10 класс
Средний вес портфеля старшеклассников не соответствует нормативам в понедельник и четверг. А средние показатели «должного» веса и реального таковы: реальный вес превышает «должный» у одной трети.
Конечно, речь идет о средних показателях, в каждом случае необходимо индивидуально рассматривать соответствие нормам и делать выводы.
§2. Анкетирование учителей
В ходе исследовательской работы мы провели опрос среди учителей. А что они думают по поводу тяжёлых портфелей учеников? И что важнее: прийти без учебника или таскать тяжести?
Мы подошли к нескольким учителям и задали им всего два вопроса, которые показались нам наиболее важными.
Оказывается, что не все учителя согласны с тем, что ученики носят непосильную ношу, отвечая на первый вопрос положительно. Однако, другая половина согласилась с тем, что с собой ученик берёт больше, чем нужно, добавив, что, в основном, так делают ученики младшей и средней школы. Решить эту проблему предложили следующими способами:
1.Самый распространенный, и, в принципе, логичный, ответ: в кабинете у предметника есть 2-й комплект учебников. По мнению учителей - это то, что сделать вполне реально и не так уж проблематично. Минус этого предложения: а где взять эти вторые комплекты? В библиотеке очень редко встречается лишнее пособие на класс, да и устраивать библиотеку из кабинета – тоже не вариант.
2. Было предложение завести шкафчики. Минусы: отдельная плата за них и большая вероятность забыть половину учебников для выполнения домашнего задания в школе.
3. Появились усовершенствованные технологии, позволяющие нам вместо целого списка книг носить одну маленькую – электронную. Но учителя пока не доверяют новшеству, да и позволить не все могут.
4. Один из более всего нам понравившихся ответов – носить ранцы! Когда нагрузка равномерно распределяется на плечи, то как минимум 50% груза мы не ощущаем, да и правильно подобранный ранец не вредит осанке.
Так как только качественные ранцы с пластиковым каркасом способны равномерно распределять нагрузку, предотвращать давление содержимого ранца на детскую спину и фиксировать позвоночник ребенка в правильном положении, избегая его искривления.
В то время как легкие ранцы с мягкой или даже уплотненной спинкой, неизбежно деформируясь со временем, могут нанести спине ребенка большой вред. Вследствие потери способности держать форму, у таких ранцев происходит смещение центра тяжести, что проявляется в увеличении усталости мускулатуры ребенка и возникновении вероятности нарушения осанки.
Заключение
Заметим, что масса портфеля практически не изменяется, меняется только вес ученика с возрастом, допустимый вес портфеля увеличивается.
Чем старше учащиеся, тем легче становится их портфель. Это происходит потому, что старшие школьники приспосабливаются и уменьшают нагрузку на плечи, оставляя часть учебников дома, носят один учебник на двоих на парту. В некоторых учебных кабинетах есть комплект учебников на парту.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась в 8-ом, 10-ом «А», 5-ом «б» классах. Расчетный вес «должного» портфеля и реальный вес портфеля совпадают или реальный портфель легче у 33 человек из 67, то есть 50%, реальный портфель тяжелее «должного» у 34.
В 5 «б» классе, в частности, есть смысл провести работу по «инспектированию» портфеля, предложить способы «убрать лишний» вес.
Заметим, что в группе, с которой мы работали, начиная с 5-го класса, учащиеся не носят так называемые ранцы, - это либо рюкзак, либо уже сумка на плечо.
Считаем необходимым провести аналогичную практическую работу в начальной школе, где вес учащегося меньше, а их рюкзаки и портфели, по внешнему виду, кажутся очень тяжёлыми.
Считаем необходимым рекомендовать родителям осуществлять контроль веса портфелей детей и содержимого портфелей.
Список используемой литературы
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Твёрдое - мягкое
Ель
Где спят снеговики?