В данном материале предоставлена информация о прозвищах, их происхождении и употреблении в общении учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
prozvishche_v_nashem_obshchenii_dopolnenie_k_prezentatsii.doc | 137.5 КБ |
ПРОЗВИЩЕ В НАШЕМ ОБЩЕНИИ
Совсем недавно на уроках русского языка мы проходили тему имя существительное собственное и нарицательное. Меня заинтересовали имена собственные, ведь они занимают особое место в русском языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.
Меня заинтересовала эта тема, и я решил подробнее заняться ей. И узнал, что
в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика.
В учебнике русского языка 5 кл. под редакцией Е.А. Быстровой мало информации об именах собственных. К собственным относят имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия исторических событий, праздников, названия планет, частей света, стран, городов и т.д. Написано, что к собственным относят и прозвища, но написано лишь только, что они пишутся с большой буквы. Больше нет никаких данных.
Меня заинтересовало, что такое прозвище, откуда они берутся. Мне кажется, что изучение прозвищ необходимо, т.к. мы, ученики, часто называем друг друга не так, как нас на самом деле зовут. Вот, например, моя фамилия Шинкаренко, но очень часто меня называют Шинкарь. Откуда это взялось? Именно этим обусловлен интерес к выбранной теме, в которой я сделал попытку разобраться.
Изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.
Тема моей работы: «Прозвище в нашем общении».
Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанные с жизнью каждого человека.
Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.
База исследования – учащиеся 5-6 классов МОУ «СОШ № 2 УИП им. В.П. Тихонова»
Как я уже сказал, прозвища широко распространены среди школьников, ведь возникновение новых слов – прозвищ может расширить знания о лексическом составе языка и углубить наши знания. Когда я занялся работой над этой темой, я стал больше понимать отношение школьников к прозвищам, а следовательно, понимать проблемы, которые возникают в процессе общения при употреблении прозвищ.
Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
Моя цель изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения, проанализировать отношение к прозвищам.
Многие говорят, что прозвище вечно, оно существует всегда и повсюду, особенно у нас, у школьников. Так ли это?
Перед собой я поставил несколько задач, т.к. недавно начал заниматься этой темой.
Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев одного из племен, человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют.
Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым. Мое имя Владимир, но дома меня называют Вова, Вовик, иногда – Вовчик. Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?
Чем отличается имя от прозвища
Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим не известно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.
Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».
До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т. п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.
Прозвище как явление языка
Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми.
Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица».
Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).
Существуют персональные прозвища, например, папа своего сына называет Чудик, так он его называет из-за характера и поведения, и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище). Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.
Функции, которые выполняют прозвища:
- выдвижение лидеров,
- выделение из группы отвергнутых людей,
- различение детей с одинаковыми именами,
- поддразнивание и унижение,
- проявление симпатии.
Практические исследования
Опрос 5-6 классов.
Опрошено – 49 чел.
Из опрошенных сами давали прозвище – 37 человек, называют других по прозвищу – 12 человек.
На чем основано прозвище
Как относитесь к прозвищу?
Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и , наоборот, оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда как те примерно двадцать процентов, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе
Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только классу или только друзьям.
Кто же придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми располагают лингвисты, позволяют предположить, что существует некто, кому дана возможность присваивать прозвища, в основном это дети, а для остальных это, как правило, заканчивается неудачей.
Над этой темой я планирую ещё работать, т.к. многое ещё не исследовано.
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы
1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1999.
2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,2007.
3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,2010.
4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1994.
5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1990.
6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1994.
Вопросы анкеты
1. Фамилия. Имя. Отчество.
2. Класс.
3. Есть ли у вас прозвище?
4. Назовите своё прозвище?
5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)
6. Кто дал вам прозвище?
7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)
8. Менялось ли у вас прозвище?
9. Считаете ли вы его обидным?
10. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?
11. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?
12. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)
13. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?
14. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?
Картотека школьных прозвищ
|
|
|
|
1. | Трубицын Григорий |
|
|
2. | Агулов Роман | _____ |
|
| Цыганов Максим | _____ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Огурчик |
|
|
| Серый |
|
|
|
|
|
|
| Череп |
|
|
|
|
|
| Никитин Иван | Некит |
|
| Дичков Вадим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дейханов Атеш |
|
|
| Дичков Владислав |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ковалева Яна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| Ахмедов Зека |
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
47. | Соколова Кристина | Сокол | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прекрасное далёко
Хитрость Дидоны
Самый главный и трудный вопрос
Солдатская шинель
Астрономический календарь. Январь, 2019 год