В данной исследовательской работе автор доказывает, что в наше время жанр поучения, как жанр православной литературы возрождается как ответ на то духовное состояние, в котором находится современное общество. Работа строится на сопоставлении двух произведений, созданных в разное историческое время, но имеющих единую цель:объединение русского народа.
Исследовательская работа по теме:
«Поучение Владимира Мономаха» как жанр православной литературы. Возрождение жанра поучения в рассказах для детей Бориса Ганаго»
Работу выполнила: ученица 7 класса НОУРО «Городецкая православная гимназия им. Александра Невского» Макарова Анна
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Малышева Е.А.
Введение
В 80-е годы XX века на Русской земле начинается новая эпоха, которую можно назвать «Возрождение Русской православной Церкви». С этого момента возрождаются утраченные храмы, строятся новые церкви, возвращаются православные святыни. Естественно то, что и в русской литературе тоже должен быть отзыв на эти изменения. Конечно, в первую очередь можно сказать, что цензура стала допускать к печати ранее запрещенные православные книги, как то «Евангелие», «Псалтирь», учения святых Отцов Церкви. Вместе с тем и художественная литература, в которой утверждаются православные ценности, также становится доступна широкому кругу читателей. Мне стало интересно: возможна ли какая-либо связь духовной литературы современных авторов, творящих в период возрождения Церкви, и той литературы, которая предшествовала этому периоду?
Время открытия храмов- это особое время для проповеди, обращения в православие русского народа, который в течение 70-ти лет находился очень часто во враждебном отношении к православным таинствам, учениям. Проповедь- это своего рода поучение, наставление, назидание. Священник- учитель, наставник. Но только ли священник может наставлять?
В древнерусской литературе нам известно «Поучение Владимира Мономаха», которое было написано еще в XII веке. А поскольку выше я уже сказала, что проповедь – это и есть своего рода поучение, то я поставила перед собой задачу: изучить «Поучение Владимира Мономаха» и доказать, что это произведения является образцовым жанром православной литературы. Другая задача, которую я сформулировала: « Понять как в современной православной литературе, обращенной к потомкам, отобразились черты жанра «поучения». Для анализа я выбрала произведения известного детского православного писателя Бориса Ганаго.
Гипотеза исследования: жанр поучения актуален во все времена, поскольку через него передаётся духовный опыт от одного поколения другому.
Цель исследования: Сопоставить « Поучение Владимира Мономаха», как произведения православной литературы с циклом рассказов для детей Бориса Ганаго.
Источники моего исследования – это сами произведения: «Поучение Владимира Мономаха» в пер. Д. С. Лихачёва и серия книг Б. Ганаго «Будем как дети», «Помыслы сердца», «Небесный гость», «Детям о Слове», «Готово ли сердце?», текст книги Евангелие.
Я взяла для исследования произведения, обращенные именно к детям, потому что в «Поучении» Владимир Мономах обращается со словами «дети мои» к читателям. Конечно, здесь имеются ввиду не маленькие по возрасту дети, тем более, что произведение приписывается к созданию его автором уже не в молодом возрасте (где-то около 60 лет было в то время самому Вл. Мономаху), а к тому времени даже его собственные дети уже были зрелыми. Кроме того, не только к своим собственным детям обращался с наставлением князь, а ко многим потомкам. Так и произведения Б. Ганаго обращены к детям. Хотя у него дети- это действительно младенцы и отроки. При кажущейся разности адресатов очевидно, что слово в обоих случаях обращено именно к потомкам, как наследникам ценностей православия.
Глава I. «Поучение Владимира Мономаха» как жанр православной литературы
Период княжения на Киевском престоле Владимира Мономаха был предвосхищен в истории Руси внутренней разобщенностью, раздробленностью: в 1097 году в г. Любиче состоялся первый съезд внуков Ярослава, на котором было зафиксировано обособление разных частей Руси (Киев, Чернигов, Тьмуторакань) под властью представителей разных династических линий Рюриковичей. В этот период Руси угрожали половцы, которые совершали на нее частые набеги, разоряя и опустошая земли. Сами же русские князья также находились во враждебном друг к другу состоянии. Но в 1113 году в результате восстания в Киеве на Киевский стол был приглашен Владимир Мономах, известный своими военными походами и победой над половцами.
Владимир Мономах понимал важность соединения разобщенных русских земель, укрепления Руси в борьбе с захватчиками, восстановления верховной власти Великого князя. И рожденное им «Поучение» явилось способом открыть людям своего времени (в первую очередь князьям, потому что на них лежит ответственность за жизнь своего народа) законы, по которым они должны жить, чтобы оставаться в мире.
Необычность «Поучения» в том, что оно написано светским лицом, а не священником, который может открыто проповедовать христианские истины (ПоученияСерапиона Владимирского, Поучение святого Феодора игумена Студийского). Но именно в этом и заключена ценность произведения. Князь, будучи светским, является глубоко верующим человеком, свидетельство об этом мы находим во всем тексте «Поучения», например: «Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней грешного сохранил». Владимир Мономах очень часто цитирует слова «Псалтири» и, самое важное, утверждает православные ценности как необходимые в жизни каждого человека.
Наставления детям Мономах начинает со слов «страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную» . Таким образом, изначально утверждается первая и вторая заповеди, данные Господом «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 25-37) . В других словах автор призывает «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую», это наставление основывается уже на Заповедях Блаженств, данных человеку в Новом Завете:
«Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное»
«Блажени кротцыи, яко тии наследят землю»
«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»
«Бога ради, не ленитесь,»- в этих словах Владимира Мономаха мы слышим притчу о талантах , которые не следует зарывать в землю (Мф.25:26-30).
В других наставлениях Владимира Мономаха также видим слова Заповедей: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело» (Не прелюбодействуй. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего).
«Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.» ( Не убивай.)
В следующих отрывках мы также читаем слова, знакомые нам или по Заповедям или по Евангелию.
«Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме»
«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев»
«Напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя»
«Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих»
«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь»
Таким образом, «Поучение Владимира Мономаха»- это, безусловно, жанр православной литературы, потому что имя Божье не просто звучит в произведении, но истины Святого Евангелия, Заповеди Блаженств являются основанием текста «Поучения».
Почему же Мономах не обратился к потомкам с просьбой о самостоятельном внимательном чтении и изучении Закона Божия? Мне думается, потому что на своем собственном примере князь показывает необходимость этого знания. В продолжении текста «Поучения» он рассказывает о своих ошибках, заблуждениях. Очень часто в тексте звучат слова: «Бог нам помог,» - и в этом прямое указание на то, что человек должен строить свою жизнь с полным упованием на волю Всевышнего. Личный пример всегда более ярок и убедителен, нежели книжные слова. Именно поэтому Владимир Мономах взял на себя важную задачу: не просто дать наставление, а письменно изложить тот наказ, завет, который должны положить себе на сердце его дети, т.е. новые князья, их продолжатели и последователи и, как следствие, весь русский народ.
Наказ этот состоит в том, что человек должен жить по закону, данному Богом, только тогда можно будет сохранить целостное единство внутри складывающегося великого народа.
Глава II. Возрождения жанра поучения в рассказах для детей Бориса Ганаго.
Период Возрождения Русской Православной Церкви, как уже было сказано выше, приходится на 80-е годы XX века. Русский народ к этому времени уже 70 лет живет в безбожной стране, где православные ценности попираются, а часто нарочито перемешиваются с разными оккультными явлениями. Вот из такого состояния вероотступничества, атеизма человеку нужно перейти в новое качество: восстановить утраченные связи с Горним миром, с Господом. Конечно же, обращение в веру людей в первую очередь должно лечь на плечи священников, которые через проповедь должны разбудить окаменевшие сердца. Но человек, который жил долго в безбожном мире, который так мало знает о таинствах Церкви, долго может оставаться невоцерковленным, хотя в открывшихся храмах уже совершаются Богослужения. На помощь священнику приходит литература. Не та богословская, которую понимают лишь избранные, а художественная с православной тематикой. Очень важной частью духовной литературы становится литература детская. Дети, в отличие от старшего поколения, не жили в условиях гонения Церкви, но и по законам Бога они еще тоже пока жить не умеют. Воспитывающая православная литература для детей становится необходимым средством их воцерковления.
Уже более 10 лет выходят из печати книги детского православного писателя Бориса Ганаго. Я предположила, что жанр поучения, как способ воспитательного воздействия должен присутствовать в этих книгах. Можно ли говорить о преемственности между книгами авторов, творчество которых разделено восемью веками?
Книги Бориса Ганаго – это чаще всего цикл рассказов. Каждый рассказ при этом раскрывает какую-либо православную истину, заложенную в Евангелие.
Рассказ «Долгожданный гость» направляет ребенка на совершение добрых поступков, «уклонись от зла,» - говорил в своем поучении Владимир Мономах.
В рассказе «Спешите делать добро» автор раскрывает смысл заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя»: « Надо творить добрые дела, и тогда Господь даст высший дар, высшую награду – любовь к ближнему». В «Поучении» созвучными являются слова: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».
Рассказ «Бриллиантовые слезы» о возгордившемся и очерствевшем душою, но потом покаявшемся сыне раскрывает истины, которые в « Поучении» сформулированы так: «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме», «Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих», а в Евангелии: « Сказываю вам, что так на Небесах более радости будет об одном грешнике кающемся…» (Лк. 15, 7) .
В серии рассказов «Будем как дети» и «Готово ли сердце» в качестве наставника мы видим не самого автора, а необычного гостя, который несет свет Евангелия в дом, где живет семья: дети, их родители, бабушка и дедушка- целых три поколения. Таким образом, при семейном чтении этих произведений интерес к церковной жизни рождается одновременно у всех членов семьи. И те наставления, поучения, которые имеют место в этих рассказах, обращены так же, как и у Владимира Мономаха, к разным по возрасту людям, которые все являются детьми- детьми Бога.
Отличным от «Поучения Владимира Мономаха» является язык и манера изложения произведений Бориса Ганаго. Мономах в начале текста раскрывает читателю те истины, которыми он должен руководствоваться по жизни, как бы напоминая их, а затем подтверждает сказанное личным опытом. У Ганаго читатель сам рассуждает вместе с действующими лицами над поставленными в рассказах проблемами, вместе с ними приходит к выводу, вместе узнает то, что ранее ему было непонятно. Конечно же, это определяется тем временем, в которое произведения создавались. Во времена Владимира Мономаха духовные ценности не отвергались, они были заглушены гордыней князей, боровшихся между собой за право главенствования. Эпоха же, в которую создаются рассказы другим автором - эпоха возрождения после трех поколений безбожия. Естественно, что в последнем случае нужно не напоминать, а заново раскрывать утраченные истины православия.
Заключение.
Владимир Мономах и Борис Ганаго – далеко не современники: их разделяет более 8-ми веков. Но почему жанр поучения так актуален в наше время, как и во времена Владимира Мономаха? В период его княжеского правления на Руси была разобщенность и раздробленность земель. Сейчас Россия - большое государство, во главе которого один правитель, но народ не знает единства: свои убивают своих, нарушая заповедь «не убий», Предательство, ложь, лицемерие, зависть, жадность торжествуют в современном мире. Чтобы воцарились доброта, мир, любовь – нужно учить людей жить по законам Бога, который сам есть Любовь. Оба произведения созданы в жанре поучения и преследуют одну цель - объединить людей. Но сделать это можно только обратив человека на истинный путь жизни по Богу.
Авторы составили свои произведения для детей, но мы видим, что слово «дети» употреблено в широком значении, как потомки, наследники духовного опыта.
Владимир Мономах ведет поучение от своего лица, приводя в пример свою жизнь с ошибками и победами - всю как есть. Борис Ганаго в цикле рассказов «Будем как дети» и «Готово ли сердце» вводит рассказчика Дмитрия Михайловича, который, беседуя с невоцерковленной семьёй, раскрывает основы православной веры. В других рассказах Б. Ганаго повествование ведется от третьего лица, но дидактическая сила повествования позволяет читателю самому начать размышлять над теми духовными вопросами, которые ставятся в рассказе.
Итак, в наше время жанр поучения, как жанр православной литературы возрождается как ответ на то духовное состояние, в котором находится современное общество.
Стеклянный Человечек
Кто грамотней?
Весенние чудеса
Сказка про Серого Зайку
"Морская болезнь" у космонавтов