В проекте представлен ход работы и полученные результаты по выяснению роли химических элементов для живых организмов. В альбоме красочно представлена биологическая роль наиболее важных химических элементов.
Вложение | Размер |
---|---|
biologicheskaya_rol_elementov.doc | 122 КБ |
albom.doc | 2.55 МБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области
Проект на тему:
Работу выполнили:
Токарева Виктория, 8 класс
Матвеева Римма, 8 класс
Абубекерова Альфия, 8 класс
Руководитель:
Евдокимова А.С., учитель химии и биологии
Николаевск, 2014 год
Оглавление:
1.Введение ………………………………………………………………….. 3
2. Классификация химических элементов по функциональной роли и содержанию в организме…………………………………………………. 5
3. Поступление химических элементов в организм…………………….6
4. Биологическая роль химических элементов…………………………7
5. Взаимосвязь химических элементов………………………………… 7
6. Выводы…………………………………………………………………… 9
7. Результат работы…………………………………………………………9
9. Источники информации…………………………………………………9
Приложение. ………………………………………………………………..11
1. Введение.
Актуальность
В 8 классе мы начали изучать новый предмет – химию. Мы узнали, что на Земле существуют атомы различных химических элементов (их больше 100), у каждого есть свое название, есть свое место в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Оказывается, что с названиями многих из них мы часто встречаемся в повседневной жизни. Например, реклама с экранов телевизоров постоянно призывает нас употреблять витамины, содержащие кальций и препараты, содержащие йод. А еще говорят, что зубная паста с фтором полезна для зубов, а железо необходимо для нормальной работы нашего организма. Почему же эти элементы так необходимы? А важны ли для живых организмов другие химические элементы? Сколько их требуется для нормальной работы организма? Где они содержатся, в каких продуктах? Что произойдет, если в организм попадет очень много или очень мало каких либо элементов? Мы считаем эти вопросы очень важными для сохранения здоровья человека.
Проблема: слабая информированность учащихся о биологической роли химических элементов
Цель - Выяснить биологическую роль наиболее распространенных химических элементов и использовать эту информацию для формирования у учащихся ценностного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1. Определить группу наиболее встречающихся на нашей планете химических элементов и выяснить их биологическое значение.
2. Выяснить важно ли сочетание и пропорциональное соотношение химических элементов при попадании в организм.
3. Оформить полученную информацию в виде брошюры, стенда в кабинете химии.
4. Выступить с данной информацией на уроке химии перед одноклассниками.
Тип проекта: информационный (биология, химия)
Направления проектной деятельности:
3) Представительское (создание презентации, выступление на уроке)
Участники:
Учащиеся 8 класса
Ресурсное обеспечение проекта:
Координатор – учитель химии Евдокимова Анна Сергеевна.
Материальные ресурсы: ресурсы школьной мини-типографии, бумага формата А4, ватман, двусторонний скотч, компьютер, Интернет.
Сроки реализации, этапы работы над проектом:
Результат: повышение информированности учащихся о биологической роли химических элементов
Отсроченный результат: формирование более ответственного отношения к своему здоровью
Практическая значимость (продукт): собранная в ходе выполнения проекта информация будет оформлена в виде брошюры, которой можно воспользоваться при подготовке к экзаменам, конкурсам, олимпиадам, а также будет оформлен стенд в кабинете химии, где ярко, красно и интересно будет представлена информация о биологической роли химических элементов. Возможно, данная информация позволит не только побудить учащихся ответственнее относится к своему здоровью, но и повысит интерес к предмету химия, поможет определиться с выбором профессии.
2. Классификация химических элементов по функциональной роли и содержанию в организме.
Биосфера содержит 100 млрд тонн живого вещества. Около 50% массы земной коры приходится на кислород, более 25% на кремний. Восемнадцать элементов (О, Si, Al, Fe, Ca. Na, К, Mg, H, Ti, С, Р, N, S, Cl, F, Мn, Ва) составляют 99,8% массы земной коры. Живые организмы принимают активное участие в перераспределении химических элементов в земной коре. Минералы, природные химические вещества, образуются в биосфере в различных количествах, благодаря деятельности живых веществ (образование железных руд, горных пород, в основе которых соединения кальция). Кроме этого, оказывают влияние техногенные загрязнения окружающей среды. Изменения, происходящие в верхних слоях земной коры, влияют на химический состав живых организмов. В организме можно обнаружить почти все элементы, которые есть в земной коре и морской воде. Содержание некоторых элементов в организме по сравнению с окружающей средой повышенное – это называют биологическим концентрированием элемента. Например, углерода в земной коре 0,35%, а по содержанию в живых организмах занимает второе место (21%). Однако эта закономерность наблюдается не всегда. Так, кремния в земной коре 27,6%, а в живых организмах его мало, алюминия – 7,45%, а в живых организмах -1·10-5%.
В составе живого вещества найдено более 70 элементов.
Элементы необходимые организму для построения и жизнедеятельности клеток и органов, называют биогенными элементами.
Для 30 элементов биогенность установлена. Существует несколько классификаций биогенных элементов:
А) По их функциональной роли:
1) органогены, в организме их 97,4% (С, Н, О, N, Р, S),
2) элементы электролитного фона (Na, К, Ca, Mg, Сl). Данные ионы металлов составляют 99% общего содержания металлов в организме;
3) Микроэлементы – это биологически активные атомы центров ферментов, гормонов.
Б) По концентрации элементов в организме биогенные элементы делят:
1) макроэлементы (содержание их превышает 0,01% от массы тела)
К ним относят 12 элементов: С, Н, О, N, Р, S, Na, К, Ca, Mg, Сl, Fe.
2) микроэлементы (0,01%, от массы тела): Цинк, Йод, Фтор, Кремний, Хром, Медь, Марганец , Кобальт, Молибден, Никель, Бор, Бром, Мышьяк, Свинец, Олово, Литий, Кадмий, Ванадий, Селен
3) ультрамикроэлементы (содержание их меньше чем 10-5% от массы тела).
3. Поступление химических элементов в организм.
Все живые организмы имеют тесный контакт с окружающей средой. Жизнь требует постоянного обмена веществ в организме. Поступлению в организм химических элементов способствует питание и потребляемая вода. Организм состоит из воды на 60%, 34% приходится на органические вещества и 6% на неорганические. Основными компонентами органических веществ являются С, Н, О. В их состав входят также N, P, S. В составе неорганических веществ обязательно присутствуют 22 химических элемента. Например, если вес человека составляет 70 кг, то в нём содержится (в граммах): Са - 1700, К - 250, Na –70, Mg - 42, Fe - 5, Zn - 3. На долю металлов приходится 2,1 кг. В соответствии с рекомендацией диетологической комиссии Национальной академии США ежедневное поступление химических элементов с пищей должно находиться на определенном уровне (таблица № 1).
Таблица 1. Суточное поступление химических элементов в организм человека
Химический элемент | Суточное потребление, в мг | |
Взрослые | Дети | |
Калий | 2000-5500 | 530 |
Натрий | 1100-3300 | 260 |
Кальций | 800-1200 | 420 |
Магний | 300-400 | 60 |
Цинк | 15 | 5 |
Железо | 10-15 | 7 |
Марганец | 2-5 | 1,3 |
Медь | 1,5-3,0 | 1,0 |
Титан | 0,85 | 0,06 |
Молибден | 0,075-0,250 | - |
Хром | 0,05-0,20 | 0,04 |
Кобальт | Около 0,2 витамин B12 | 0,001 |
Хлор | 3200 | 470 |
РО43- | 800-1200 | 210 |
SO42- | 10 | – |
Йод | 0,15 | 0,07 |
Селен | 0,05-0, 07 | – |
Фтор | 1,5-4,0 | 0, 6 |
Столько же химических элементов должно выводиться, поскольку их содержание в организме находится в относительном постоянстве.
Современное состояние знаний о биологической роли элементов можно характеризовать как поверхностное прикосновение к этой проблеме. Накоплено много фактических данных по содержанию элементов в различных компонентах биосферы, ответные реакции организма на их недостаток и избыток.
При недостаточном поступлении элемента в организм наносится существенный ущерб росту и развитию организма. Это объясняется снижением активности ферментов, в состав которых входит элемент. При повышении дозы этого элемента ответная реакция организма возрастает, достигает нормы (биотическая концентрация элемента). Дальнейшее увеличение дозы приводит к снижению функционирования вследствие токсического действия избытка элемента вплоть до летального исхода . Дефицит и избыток биогенного элемента наносит вред организму. Все живые организмы реагируют на недостаток и избыток или неблагоприятное соотношение элементов.
Обычные микроэлементы, когда их концентрация в организме превышает биотическую концентрацию, проявляют токсическое действие на организм. Токсичные элементы при очень малых концентрациях не оказывают вредного воздействия на растения и животных. Например, мышьяк при микроконцентрациях оказывает биостимулирующее действие. Следовательно, нет токсичных элементов, а есть токсичные дозы. Таким образом, малые дозы элемента - лекарство, большие дозы - яд. «Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости, одна лишь доза делает яд незаметным» - Парацельс. Уместно вспомнить слова таджикского поэта Рудаки: «Что нынче снадобьем слывет, то завтра станет ядом».
4. Биологическая роль химических элементов.
Информация о биологической роли химических элементов указана в брошюре «Биологическая роль химических элементов» (Приложение №1)
5. Взаимосвязь химических элементов,
Необходимо помнить об определенных предосторожностях при употреблении минеральных комплексов (как лекарственных препаратов, так и биологически активных добавок к пище).
Передозировка одного минерального вещества может привести к функциональным нарушениям и повышенному выделению другого минерального вещества. Возможно и развитие нежелательных побочных эффектов. Например, избыток цинка ведет к снижению уровня холестеринсодержащих липидов высокой плотности ("хорошего" холестерина).
Главная биологическая функция калия — формирование совместно с другими электролитами (натрий, хлор) разницы потенциалов на мембранах клеток и передача ее изменения по клеточной мембране, за счет обмена с ионами натрия, что особенно важно для нервных и мышечных клеток. Это обуславливает постоянное присутствие в клетках натрия, хлора и калия. В организме эти элементы содержатся в определенном соотношении, обеспечивая гомеостаз (постоянство внутренней среды). Нарушение равновесия между калием и натрием ведет к патологии водного обмена, обезвоживанию, мышечной слабости.
Избыток кальция может привести к недостатку фосфора, и наоборот. Обмен веществ так тонко устроен, что фосфор работает в тесной связке с кальцием (в норме эти вещества должны поступать в организм примерно в одинаковом количестве, в крайнем случае фосфора может быть в полтора раза больше). В реальности в современных продуктах его много больше, чем кальция. Учёные подсчитали, что, например, в питании среднего американца содержание фосфора в 2-4 раза выше, чем кальция. Избыточный фосфор стимулирует выработку гормона паращитовидными железами (это четыре горошины, расположенные рядом с щитовидкой). Тогда этот гормон начинает вымывать кальций из костей. Развивается остеопороз - кости становятся хрупкими и ломкими. Сегодня в мире эта болезнь приобрела характер эпидемии. Перелом шейки бедра у стариков и так называемый «вдовий горб» - типичные проявления остеопороза. Переломы из-за слабости кости возникают даже у подростков. В серьёзных исследованиях доказано, что у девочек, любящих пить колу и прочие газировки (в них добавляют фосфорную кислоту), в 3,14 раза чаще бывают такие переломы. А если они ещё и занимаются спортом, то риск переломов больше в 5 раз. Чем больше фосфатов в крови, тем выше риск инфарктов и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Фосфор помогает развитию кальцификации. Это самое тяжёлое и необратимое поражение сосудов, при котором на их внутренней стенке откладывается кальций, образуя плотные, как кость, бляшки.
Избыток молибдена уменьшает содержание меди.
Избыток вольфрама уменьшает содержание молибдена.
На фоне дефицита железа, а также кальция, фосфора, магния и цинка способность организма усваивать свинец увеличивается и т.д.
При потреблении минеральных веществ, следует строго придерживаться медицинских рекомендаций!
6. Выводы:
Мы выяснили, что многие химические элементы (более 30) имеют определенное значение для живых организмов. Такие элементы как С, Н, О, N, Р, S, являясь макроэлементами играют большую роль, из них построены клетки живого организма. Другие, хоть и имеют малое содержание в организме (микроэлементы), так же необходимы. Но для большинства элементов как недостаток, так и избыток оказывает вредное воздействие на организм.
Мы разобрались так же, откуда поступают элементы в наш организм, как избежать избыточного и недостаточного их содержания.
Имеются элементы, малая доза которых является токсичной. Это такие элементы как мышьяк, свинец, ртуть, кадмий и др. Тяжелые металлы имеют способность накапливаться в организме.
Важно также взаимное влияние обмена одного элемента на обмен другого. Так, например фосфор и кальций должны попадать в организм в определенном соотношении. Если фосфора попадает больше, то это способствует вымыванию кальция из костей и др. последствиям.
Все эти знания могут помочь нам сохранить наше здоровье!
7. Результат работы:
1) Нашли и обобщили информацию о биологической роли химических элементов.
2) Создали брошюру «Биологическая роль химических элементов» (приложение №1)
3) Создали презентацию о биологической роли химических элементов и выступили с ней на уроке химии в 8 и 9-ых классах (приложение №2).
4) Оформили стенд в кабинете химии (приложение №3).
8. Источники информации:
1) Конспект лекций по общей химии. Челябинская государственная медицинская академия. А. В. Жолнин.
2) Ливанов П.А.,Соболев М.Б., Ревич Б. А. Свинцовая опасность и здоровье населения. // Рос. Сем. Врач. 1999, No 2, с. 18–26.
3) Корбанова А.И., Сорокина Н.С., Молодкина Н.Н. Свинец и его действие на
Организм . // Мед. труда и пром. экология. 2001, No 5, с. 29–34.
4) Химия. Учебник для 9 кл. Габриелян О.С.
5) Ресурсы сети Интернет:
http://www.proza.ru/2012/03/13/2103
wikipedia.org и др.
Усатый нянь
Юрий Визбор. Милая моя
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Волшебные звуки ноктюрна
Снегири и коты