В данной научно-исследовательской работе рассказыкается про храмы Борского района Самарской области.
Вложение | Размер |
---|---|
polnaya_versiya_referata_khramy_borskogo_rayona_1.doc | 295.5 КБ |
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕКЦИЯ “Краеведение”
Храмы Борского района
Автор:
Толокнова Наталья Евгеньевна
учащаяся 9 класса
ГБОУ СОШ с. Петровка
Муниципального района Борский
Научный руководитель:
Лавлова Наталья Николаевна, учитель искусства
ГБОУ СОШ с. Петровка
Муниципального района Борский
Нефтегорск, 2014
Содержание
Основная часть
Глава I
Отличительные черты храма от церкви
Глава II
Храмы и церкви Борского района
Церковь Сретения Господня в селе Борское
Церковь во имя Казанской иконы Богородицы в селе Заплавное
Храм во имя Архистратига Божия Михаила в селе Коноваловка
Церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы
в селе Языково
Глава III
Вывод…………………………………………………………………………………………………. 14
Список использованных источников и литературы
Родина… Отечество…Россия… Нет милее этих слов для сердца русского человека. Россия – это родная культура и стремление ее сохранить. Родина – это память о трагической истории моей страны и знание тех проблем, которые возникают в ней сейчас. Широка Россия, как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. Красота России воспета в произведениях поэтов и писателей, художников и музыкантов.
Я учусь в 9 классе, еще мало где была, у меня небольшой жизненный опыт. Родина для меня – это моя дружная семья, уютный дом, живописное село Петровка. Родной край Борского района для меня – самое красивое место на земле (приложение №1). Здесь всё свое, такое родное и любимое: природа, замечательные люди.
Посетив села Борского района, я обратила внимание на построенные храмы. Они привлекли меня своим величием, особой красотой. Ведь села и города России-матушки всегда славились церквями. Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях. Храм на Руси являлся главным хранителем православной культуры. Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во времена войн и социальных революций храмы, церкви зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы. На уроках основ православной культуры мы знакомились с искусством, культурой и историей храмов. Нам рассказывали про храмы и церкви нашей страны, Самарской области. В сёлах Борского района я посетила некоторые храмы, которые поразили меня своей красотой, духовностью. Невольно задаешься вопросом: что я знаю о храмах Борского района? Меня заинтересовала история их возникновения, поэтому я выбрала эту тему.
Цель работы — изучение истории возникновения храмов Борского района.
Задачи:
Для достижения своей цели мною был использован метод исследования. С целью актуальности работы я провела социологический опрос, опрошено было 100 респондентов разного возраста из сел Петровка, Неприк, Языково, Подсолнечное.
Вывод: по результатам социологического опроса видно, что большинство респондентов не знают, какие храмы расположены на территории района и их историю возникновения. Данные опроса подтверждают актуальность моей работы.
Отличительные черты храма от церкви
Каждый решает для себя сам верить в Бога или нет, ходить в церковь или не ходить, но знать отличия мира религии полезно всем, потому что, как и прежде, сегодня религия занимает большое место не только в нашей стране, но и на всём земном шаре (приложение №2). Некто сказал: «С библейской точки зрения вся Вселенная, все царства земли существовали лишь для того, чтобы незримым образом участвовать в создании Церкви». В связи с этим возникает вопрос: что же такое Церковь? В самом широком смысле Церковь – это совокупность верующих в Иисуса Христа всех времен и народов, возрожденных через Слово Божье и помещенных Духом Святым в Тело Христово. «Слово «церковь» происходит от греческого слова «екклесиа» и в переводе означает дом Бога, а также избранных или отобранных из общего числа. Церковь – это не только здание, но и группа верующих людей по всему миру, то есть церковью называется храм, в котором для служения Господу собираются христиане. Обычно главная церковь монастыря или города называется собором, но в каждой местности существуют свои традиции. Например, в Санкт-Петербурге есть Исаакиевский, Смольный и Казанский соборы (не считая соборов городских монастырей). Церковь, где располагается кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором. Слово церковь по своему значению является более широким и означает как архитектурное сооружение, так и объединение людей»[1].
«Храм (от старорусского «хоромы», «храмина») – архитектурное сооружение, предназначенное для богослужений и совершения религиозных обрядов. История появления православного храма восходит к событию, когда в обычном жилом доме, но в особой горнице, состоялась Тайная вечеря Иисуса Христа со своими учениками. Здесь Христос омыл ноги своим ученикам и совершил первую божественную литургию – таинство претворения хлеба и вина в свои тело и кровь – и беседовал о тайнах церкви и царства небесного. Так были заложены основы христианского храма – особенного помещения для проведения молитвенных собраний, богообщения и совершения таинств. Христианский храм также называется «церковью». Неотъемлемой частью христианского храма является алтарная часть, где находится престол и трапеза – помещение для молящихся. На престоле совершается таинство евхаристии (причащение или бескровное жертвоприношение)»[2].
Изучая информацию, я нашла следующие отличия храма от церкви:
Для верующего человека посещение храма сродни празднику. Он ощущает умиротворённость души, бодрость тела и бесконечное счастье от возможности прикосновения к чему-то более высокому (приложение №3). Он ищет любви, защиты и благословения на добрые начинания. Люди молятся об исцелении, об укреплении веры и наставлении на путь истинный, о сердечной радости, о даровании благочестия и милосердия.
Храмы и церкви Борского района
Борский район известен множеством достопримечательностей: заповедные места Бузулукского бора, краеведческий музей, поместье Аксаковых в селе Языково, множество храмов и церквей и др. Изучая информацию, я выяснила, что почти в каждом селе имеется храм или церковь. Я решила изучить те, которые уходят корнями в прошлое, имеют богатую историю.
Церковь Сретения Господня в селе Борское
П. И. Рычков в «Топографии Оренбургской губернии» сообщает, что «…в Борской крепости (1736 год) есть церковь Сретения Господня. Расположена она в центре крепости» (приложение №4).
В экономических описаниях отмечено, что церковь была деревянной, с колокольней, холодной, окруженной решетчатой оградой. Из-за обветшалости ее не раз отстраивали (в 1776, 1838, 1848 годах) сами прихожане. В 1848 году церковь стала теплой, здесь выложили голландку. Храм имел два престола: один в честь Сретения Господня, другой в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковный штат состоял из двух священнослужителей, дьякона, двух псаломщиков, двух пономарей, в обязанность которых входило созывать к Богослужению колокольным звоном, зажигать в храме свечи и лампады, кадила, помогать псаломщикам в чтении и пении. В 1841 году первый штат состоял из священника Михаила Ивановича Львова, дьякона Петра Ивановича Куроедова, дьячка Филиппа Фомича Курбатова, пономаря Павла Львова; второй составляли - Афанасий Васильевич Абашевский, дьячок Петр Иванович Введенский, пономарь Григорий Алексеев.
Жалование у священников в 1841 году было очень бедное, на всех они получали от казны, выплачиваемой Оренбургским духовным правлением, всего 49 рублей 80 копеек в год. К концу XIX века положение в материальном отношении резко меняется: священник получает в год 141 рубль 12 копеек, псаломщики по 47 рублей 4 копейки, остальные члены штата жалования не получали.
Служители Сретенской церкви не пользовались пахотной и сенокосной землей, отведенной для них крестьянским обществом. Земля оставалась в пользовании прихожан, за что они предоставляли церкви ежегодно удобный для сенокоса участок.
Во второй половине XIX века село Борское увеличивалось в размерах, становилось купеческим. Центр села перемещался на восток. В 1870 году выстроили новую деревянную церковь - Богоявленскую, но в 1870 году она сгорела. На средства купца С.В. Мжельского, попечителя крестьян И.Е. Быкова и жителей села в 1884 году была построена из красного кирпича Богоявленская церковь. Стены покрасили белым известковым раствором, из-за чего в народе ее стали называть «белой». Новый храм был приписан к Сретенской церкви. Он имел два придела: в честь Крещения Господня и в честь Святителя Николая Чудотворца. С 1892 года при каждой церкви открылись церковно-приходские школы и библиотеки. Они содержались за счет земства.
В 1931 году закрыли Сретенскую церковь, а в 1933 году и Богоявленскую, а вскоре их разрушили. Из кирпичей Богоявленской церкви построили общежитие для комбайнеров, а из кирпичей Сретенской церкви – Дом культуры.
Вновь приход храма Сретения Господня был открыт в 1988 году. Инициаторами стали Анна Петрова, Клавдия Чубаева, которые собирали подписи под прошением об открытии прихода, неоднократно ездили к владыке Иоанну (Снычеву). Летом 1988 года купили дом у Афанасьевых на улице Ольховая, дом 34 за 5 тысяч рублей под храм и дом для священника за 6 тысяч рублей. Сразу прислали священника протоиерея Николая Карасева, который служил на приходе до 1995 года. Первая Божественная литургия совершена 4 декабря 1988 года в здании молельного дома.
Строительство храма в честь Сретения Господня началось в 1990 году. Первая Пасхальная служба в нем совершена в 1994 году. Иконостас был расписан самарским иконописцем Бородковым Константином Александровичем в 1996-1997 годах. Трапезный корпус начал строиться в 1999 году.
Деревянный сруб верхнего храма возведен в январе – марте 2006 года. Купола и большой колокол освящены и подняты 26 марта 2007 года. Строительство продолжается. Благотворителями являются ООО «Русский хмель» и А.И. Деркач. Настоятелем храма является игумен Анания (Кудрявцев).
Церковь во имя Казанской иконы Богородицы в селе Заплавное
До образования Самарской области (14 мая 1928 года) село Заплавное относилось к Бузулукскому уезду Самарской губернии. В 1841 году в селе было 136 хозяйств и 1485 жителей. Первая деревянная церковь «c таковою же колокольней» в селе была построена в 1837 году «тщанием» жителей. Церковь не отапливалась, имела один престол во имя Казанской иконы Божией Матери и в официальных документах прошлого века именовалась Богородицкой (приложение №5). В церкви хранились метрические книги с 1830 года. При церкви было 66 десятин. В штат церковнослужителей входили: священник, дьякон, дьячок и пономарь. Первым священником в Заплавном был Петр Павлович Смирнов, сын священника, в 1820 году окончивший Оренбургскую семинарию. С 1845 по 70-е годы XIX века священником был Иродион Иванович Левковский. При нем территория церкви была обнесена забором и построена деревянная сторожка, а в 1859 году был отстроен и дом священника, который был записан за церковью.
В документах за 1901 год есть сведения о размерах церкви и ее территории. Церковь вмещала до 800 богомольцев и имела размеры 13×6 саженей или 28×13 метров. Каменная ограда — 22×17 саженей или 47×36 м. К этому времени, кроме имевшихся у церкви 60 десятин пахотной и 7 десятин сенокосной земли, появляется и усадебная в размере 396 кв. саженей, то есть 0,18 га или 18 соток. Стараниями прихожан в 1893 году была отстроена деревянная одноклассная церковно-приходская школа, в которой в 1901 году обучалось 44 мальчика и 33 девочки. Преподавал в школе священник церкви Андрей Федорович Докин, выпускник Самарской духовной семинарии. Отец Андрей преподавал также в Бугурусланском духовном училище, был помощником Благочинного 6-го округа Бузулукского уезда, действительным членом миссионерского общества, в 1886 — 1899 годах был катехизатором.
В епархиальных ведомостях за 1912 год сообщается о строительстве в 1910 году церкви во имя Казанской иконы Богородицы в селе Заплавном. Неизвестно, что стало с прежней церковью (возможно, сгорела). Разрушиться от ветхости она вряд ли могла, так как в ведомостях за предыдущие годы указывалось ее хорошее состояние. Церковь была застрахована в страховом обществе «Россия» на счет общества на сумму в 5 000 рублей. Однако, как говорится в ведомости, «зданием церковь и колокольня по освидетельствовании оказались не особенно прочны».
Новый храм вмещал уже до 1200 человек и занимал площадь 16×8 саженей в прежней ограде. Освящение престола состоялось 7 ноября 1910 года. Штат церковнослужителей состоял уже из двух священников, двух псаломщиков и дьякона. До 3-х десятин увеличилась и площадь усадебной земли. Продолжала действовать церковно-приходская школа. На средства прихожан в 1896-1904 годах были построены дома для священнослужителей. За Казанско-Богородицкой церковью числилась приписная Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1909 году, что в улице Чернонебовка и часовня при ней. Священниками в этот период были выпускники Самарской духовной семинарии П.А. Любимов и В.А. Степанов.
С 1937 года по 1947 год церковь закрывали, разбирали и ломали иконостас, все иконы разбирались по домам жителями села и хранились у них до 1947 года. Непосредственного открытия церкви в 1947 году добились Ульяна Фёдоровна Сысоева, организовавшая новый церковный совет «двадцатки», и председатель сельского совета Екатерина Ефимовна Семёнова. В реконструкцию церкви внёс свою лепту Константин Иванович Баев.
В 1947 году церковь открыли вновь. Все до единой иконы вернулись в храм, были привезены деревянные украшения ручной работы XIX века, северные и южные алтарные врата. Было возвращено напрестольное Евангелие, большое, красивое, в жёлтом металлическом окладе, с золотым образом, сделанным в 1859 году. Сто лет назад его пожертвовала в храм семья Косякиных, которые привезли его из Иерусалима.
Окончательно своё нынешнее лицо храм обрёл трудами и усердием протоиерея Стефана Акашева, могила которого находится в церковной ограде.
Распоряжением Главы администрации Самарской области № 426 от 6 мая 1993 года Казанская церковь села Заплавное включена в список охраняемых государством памятников архитектуры.
Храм во имя Архистратига Божия Михаила в селе Коноваловка
Православная религиозная организация в селе Коноваловка Борского района существует с момента построения деревянного храма во имя Архистратига Божия Михаила в 1847 году. (приложение №6) В 1885 году была произведена реконструкция храма с пристроями из кирпича. Данный храм просуществовал до начала 30-х годов ХХ века. В начале ХХ века началось строительство нового храма из красного калёного кирпича собственного производства. В начале 30-х годов строительство было завершено, но службы в храме не проводились, и по решению исполкома Борского района храм был разрушен, а из материала были построены школа крестьянской молодёжи в селе Коноваловка и школа в селе Борское. До конца 1999 года в селе Коноваловка религиозной организации не было.
5 декабря 1999 года на сходе православных верующих жителей села Коноваловка, посёлка Немчанка и посёлка Захаровка при активном участии Нуждиной М.Е. и Алексеевой А.И. было принято решение об образовании местной православной религиозной организации на территории Коноваловского сельского округа.
8 февраля 2000 года было получено благословение Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия на проведение Учредительного собрания местной православной религиозной организации на территории Коноваловского сельского округа. 22 февраля 2000 года было проведено Учредительное собрание местной православной религиозной организации прихода в честь Архистратига Божия Михаила в селе Коноваловка Борского района. 20 марта приход в честь Архистратига Божия Михаила официально зарегистрирован в юстиции города Самара.
В собственность прихода КП «Красноармейское» передало здание бывшей школы. 21 ноября 2001 года состоялось освящение святого Престола иерейским чином. Освящение совершил иерей Борис Якубовский, благочинный Отрадненского округа.
Настоятелем прихода в честь Архистратига Божия Михаила указом Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия от 18 декабря 2002 года был назначен иерей Николай Николаевич Котин, где он несет свое послушание по сей день.
Церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы
Изучая историю создания церкви в селе Языково, я обращалась в местный музей, к служителям церкви. В работе использованы материалы фильма «Путь паломника», снятый губернским телевидением. По словам жительницы с. Языково Марии Репьевой, «до революции в с.Языково было два храма. Один из них был общий, который посещало всё село, а другой - в имении Аксаковых. Этот храм посещали члены семьи Аксакова. Я помню, была лет пяти. Этот храм находился на горе. Помню, как мы с бабушкой смотрели, как разрушали храм. Я стояла с бабушкой, она плакала. Я спрашиваю: «Бабушка, ты что плачешь?» - «Да вот, враги церковь разрушают». Прижала меня к себе туго-туго. Стали из окон выкидывать иконы. Постояли мы с ней и ушли. С этих пор ничего у нас не было»[3].
Казанско-Богородицкая церковь
«Деревянную церковь без колокольни в с. Языково построили на средства подполковника Д.Ф. Апраскина в 1766 году. В ней имелись три придела: в честь Казанской иконы Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и Иоанна Крестителя. Служили в церкви священник, дьячок, пономарь. В 1824 году был определён диакон. Во владении служителей церкви находилось 33 десятины пахотной и сенокосной земли. В 1869 году «тщанием» помещика Александра Шишкова при содействии прихожан возвели тёмный каменный храм с такой же колокольней в три яруса. Храм, вместимость до 900 человек, окружала каменная с деревянным штакетником ограда. В церкви также три престола с теми же названиями. Штат по указу Святейшего Синона от 4 марта 1885 года состоял из священника, диакона, псаломщика. В 1912 году причт владел 35 с половиной десятинами земли. К храму была приписана церковь в честь Тихвинской иконы Божьей матери»[4]. На месте имения Аксаковых установлен крест в честь церкви.
Тихвинская церковь
«Вторая каменная однопрестольная во имя Тихвинской иконы Божией Матери церковь без колокольни была построена «тщанием» помещицы М.А. Шишковой. По окончании строительства, начатой кладкой 26 июня 1847 года, церковь освятил 26 июня 1851 году епископ Самарский и Ставропольский Евсевий. Одноглавая церковь вмешала до 150 человек. Возвели её на усадьбе М.А. Шишковой, которая затем стала принадлежать О.Г. Аксаковой.
В 30 годы обе церкви были разрушены. 7 сентября 1936 года Петровский райисполком своим постановлением обязал районный финансовый отдел «оформить материалы для продажи стройматериала от Языковской церкви для строительства районной больницы по цене из расчёта 30 рублей за одну тысячу штук кирпича, бурого камня 6 рублей за один камень»[5].
«Пришло время, когда жители с. Языково задумались о том, чтобы в селе появилось место, где они могли бы собираться для общей молитвы. С этой мыслью они пришли к руководителю хозяйства «Луч Ильича» Белякову А.И.»[6]
«В 2003 году при поддержке администрации района трудами председателя колхоза А.И. Белякова и многих сельчан началось строительство церкви в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы (приложение №7). Благочинным игуменом был освящён первый колокол. Изготовили его на Самарском предприятии»[7].
По словам жительницы с.Языково Александры Сорокиной: «Когда начинали строить храм, строители ходили ко мне за инструментами, питанием. В этом храме не было дверей, но я старалась принести необходимую мебель, скатерть с ангелами. Вот до сих пор вместе с односельчанами хожу в этот храм. Помолимся, и на душе становиться легко. Мы очень рады, что у нас есть такой хороший батюшка отец Алексей. Прихожане с. Языково, Подсолнечное, Петровка, г. Самара выражают ему слова благодарности, желают «многое-многое лето».[8]
Храм построили за три года, и по промыслу Божию всё сложилось хорошо. Церковную утварь собирали всем миром. Первые иконы для алтаря вырезались из календарей.
Жительница с.Языково Лидия Максимова вспоминает: «Когда появился храм — это благодать для всего села. Проходя мимо храма, смотришь на него и задумываешься, что нужно помолиться за своих родных, детей, за свою Родину»[9].
Во время научно-исследовательской работы было выяснено, что почти в каждом селе Борского района существовал свой храм. Многие их них были построены в XIX веке. За годы советской власти почти все были разрушены. В данной таблице указаны храмы и сёла, в которых они действовали.
№ | Название | Село |
1. | Михаило - Архангельская церковь | Алексеевка |
2. | Михаило - Архангельская церковь | Баженовка |
3. | Николаевская церковь | Благодаровка |
4. | Михаило - Архангельская церковь | Богдановка |
5. | Богоявленская церковь | Богоявленское – Скобелево |
6. | Михаило - Архангельская церковь | Большое Алдаркино |
7. | Сретенская церковь | Борское |
8. | Богоявленский храм | |
9. | Храм Ксении Петербургской | |
10. | Христорождественская церковь | Васильевка - Неплюево – Подгорное |
11. | Благовещенская церковь | Гвардейцы |
12. | Николаевская церковь | Николаевка – Неприк |
13. | Космы и Доминиана | Геранькино |
14. | Казанско - Богородицкая церковь | Гостевка |
15. | Казанско - Богородицкая церковь | Долматовка |
16. | Казанская церковь | Заплавное |
17. | Церковь Иоанно - Предтеченская | |
18. | Михаило - Архангельская церковь | Коноваловка |
19. | Космо - Димианская церковь | Новогеранькино |
20. | Михаило - Архангельская церковь | Перовка |
21. | Петро - Павловская церковь | Петровка |
22. | Казанско - Богородицкая церковь | Покровка |
23. | Николаевская церковь | Страхово |
24. | Михаило - Архангельская церковь | Таволжанка |
25. | Космо - Димианская церковь | Усманка |
26. | Казанская церковь | Широченка |
27. | Казанско - Богородицкая церковь | Языково |
28. | Тихвинская церковь |
Вывод
Живописный Борский район имеет богатую историю, культуру, достопримечательные места, например, лесной массив «Бузулукский бор». Природа в нём сказочно разнообразна и богата. Не только красивой природой славится наш край, но и богатым духовным наследием. Великолепные храмы, церкви с многовековой историей радуют нас. По собранному материалу мы нашли информацию о некоторых храмах, которые уходят корнями в прошлое, имеют богатую историю. В данной научно-исследовательской работе рассказывается про те храмы, в которых удалось побывать.
Храм — это особое место; где происходит встреча души человека с Богом. Во все времена люди берегли и охраняли свои храмы, как самое необходимое для их жизни. На протяжении веков храмы были настоящей помощью для русского народа. Храмы и церкви напоминали о нашем единстве, представляли собой огромную духовную силу. Современная жизнь, как пылающий круг, движется, волнуется, переходя в события, даты. И в этом пылающем кругу может затеряться человек, его душа. А для того, чтобы человек не остался в одиночестве или со своей бедой один на один, почти в каждом селе Борского района есть храм или церковь, куда может прийти любой желающий. Эта тема является актуальной и в наше время. Служат в храмах грамотные, мудрые батюшки, которые могут помочь советом, согреть добрым словом, наполнить вашу жизнь душевным теплом.
Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что на протяжении всей истории храмы служили символом веры людей в Бога и его помощь им.
«Русь Православная»[10]
Белый храм. Купола голубые.
Звон малиновый над рекой.
Это значит, я снова в России!
Блудный сын возвратился домой.
Где берёзка – сестрица мне милая,
Что ни тополь – то друг или брат.
Сторона ль ты, сторонка родимая,
Я любовью твоею богат!
По морям по бескрайним ли плавал я,
Восходил на Кавказ я седой,
Я молил Бога, Русь православная,
За тебя и гордился тобой
Ты живи, моя Родина славная,
Процветая на зависть врагов!
Над тобою Царица Державная
Держит свой благодатный Покров.
Список использованных источников и литературы
[1]Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. — Клин: Христианская жизнь, 2006.
[2] Великанов П. Протоиерей. Школа веры. – Центр информационных технологий Московской духовной академии, 2012.
[3] Фильм «Путь паломника. Аксаковские места, село Языково. http://www.guberniatv.ru/node/2516
[4] Алексеев В.В. Из истории приходов Борского района: Справочно – биографические материалы. — Русское эхо: Самара, 2008.
[5] Алексеев В.В. Из истории приходов Борского района: Справочно – биографические материалы. — Самара: Русское эхо, 2008.
[6]Фильм «Путь паломника. Аксаковские места, село Языково. http://www.guberniatv.ru/node/2516
[7]Алексеев В.В. Из истории приходов Борского района: Справочно – биографические материалы. — Самара: Русское эхо, 2008.
[8] Фильм «Путь паломника. Аксаковские места, село Языково. http://www.guberniatv.ru/node/2516
[9] Фильм «Путь паломника. Аксаковские места, село Языково. http://www.guberniatv.ru/node/2516
[10] Ельченинов С. Русское эхо. Литературно-художественный журнал №4 апрель 2012
Как зима кончилась
Осенняя паутина
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Философские стихи Кристины Россетти
И тут появился изобретатель