Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека далеко еще не решена. Попробуем в ней немного разобраться.
В своей работе «Цвет. В нем есть своя какая-нибудь тайна…» мы провели исследования по изучению влияния цветов на человека, независимо от его рода деятельности и возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
tsvet._v_nem_est_svoya_kakaya-nibud_tayna.doc | 147.5 КБ |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ЦВЕТ. В НЁМ ЕСТЬ СВОЯ
КАКАЯ-НИБУДЬ ТАЙНА…
Автор: Юрова Елена Александровна,
9-Д класс, ГБОУ №471
Научный руководитель: Ратникова Ольга Валентиновна, учитель информатики и математики, ГБОУ №471
Санкт-Петербург
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3
1 Происхождение названий цветов ………………………………………………………….5
2 Психологическая характеристика цветов………………………………………………...7
2.1 Цвет и характер…………………………………………………………………………8
2.2 Цвет и имя……………………………………………………………………………….9
2.3 Цвет и возраст………………………………………………………………………….10
3 Цвет в трудовой и учебной деятельности………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………………………….14
Приложения……………………………………………………………………………………..15
Введение
Цвет многое значит в нашей жизни! Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Какой дискомфорт испытает человек, попав в такую невзрачную среду. Ни для кого не секрет, что каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему, одни вызывают ощущение холода, другие – тепла и т.п.
Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть цвета и нейтральные, например, пурпурный. И несколько меньше противоположного конца спектра – фиолетового. Однако, профессионалы, камвольщицы например, различают до 40 оттенков черного цвета (приложение 1).
Также цвет может мобилизовать и настроить человека на рабочий лад его организма или наоборот тормозить.
Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека далеко еще не решена. Попробуем в ней немного разобраться.
В своей работе «Цвет. В нем есть своя какая-нибудь тайна…» мы провели исследования по изучению влияния цветов на человека, независимо от его рода деятельности и возраста.
Цель работы:
Изучить влияние цвета на психологическое состояние человека. Выявить его роль в учебной деятельности школьников.
Задачи исследования:
Способы изучения:
1 Происхождение названий цветов
Обозначение цвета, краски делят на две группы – древние (такие, как «белые» и «черные») и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, - они пришли из чужих языков, причем большинство произведено от названий предметов, обладающих характерной окраской.
Алый. В тюркских языках алый значит «розовый», «светло – красный», «красный». Наше слово пришло оттуда (кстати сказать, почти все слова с буквы «А»). А то, что у нас оно стало значить «ярко – красный», вполне естественно: при переходе из языка в язык смысл слов меняется зачастую еще сильней, чем их звуковая форма.
Красный. Алый цвет, по – видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое – красный, то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас – входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.
Следует еще сказать и о том, что красный цвет в Древней Руси назвали и червленый, и червонный, очень созвучно, но несколько по разному в говорах. Красную краску делали из особого вида червей (червецов), отсюда и название.
Багровый и багряный. Красную краску иногда оттенки (до коричневого) называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево – багряный закат.
Бордовый. Произносится от бордо в значении «темно – красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, где boraeaux, «темно – красный», «цвет вина бордо» (изготавливаемого в Бордо). Зачем говорить так длинно: темно – красный, когда можно коротко и звучно сказать «бордо».
Белый. Когда – то очень давно (в общеиндоевропейском языке) существовал корень bhe; он имел значение «сиять», «блистать». Помните, слово береза тоже восходит к этому корню, наверное, благодаря сверкающему, не похожему на другие, серебристому стволу этого чудесного дерева. Вот от того корня и появилось «белый», а от него и белье, и белка, о которых мы говорили, и многие другие слова.
Голубой. Этиология здесь предельно кратка, цвет назван по цвету шейки голубя.
Желтый. Интересно, что слово это имеет тот же самый корень, что слова золотой, зеленый. В литовском языке, например, «золотой» будет желтас, первичным значением тут было, видимо, «желто – блестящий».
Зеленый. Того же древнего корня, что и желтый. В древнерусском языке было слово зель – «побеги озими». Ему же близки слова злак, зелень.
Коричневый. Коричневый значит цвета корицы – красновато – бурой пряности – порошка из коры или даже кусочков коры тропического дерева cinnamomum. Пряность заморская, а вот название корица – чисто русское «Маленькая корочка» (от кора).
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: каждый цвет имеет своё историческое название, которое непосредственно связано или с окружающей действительностью или заимствовано от других народов.
2 Психологическая характеристика цветов
Ещё в далёкой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное воздействие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе или вызывали восторг, поклонение или священный трепет.
Физическое воздействие цвета было многократно подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов. Приведем следующее описание воздействия цвета на психику, опираясь на научные разработки профессора Макса Люшера.
Серый цвет – нейтральный, он не образует никаких психологических реакций: не успокаивает и не возбуждает. Если всем цветам предпочитаете серый, то, значит, вы, сознательно отгораживаетесь от внешних воздействий, чтобы сохранить идеальный покой и внутреннюю стабильность; принадлежите к категории скрытых людей.
Голубой цвет символизирует стремление к психическому равновесию, это символ впечатлительности, привязанности, верности. Если он у вас на первом месте, то в минуты неудач вы легко впадаете в уныние.
Зелёный цвет – символ стабильности, жажды власти и уверенности в себе. Те, кто ставит этот цвет на первое место, прямолинейны, стремятся к выполнению собственных решений.
Красный цвет это выражение жизненной силы. Он символизирует безудержное стремление к успеху, ощущению полноты жизни. Это – стимул ко всякой деятельности, активности во всевозможных сферах.
Характерной чертой жёлтого цвета является прозрачность, он создает хорошее настроение. Те, кто предпочитают этот цвет другим, обнаруживают стремление к независимости и надежду на счастливую жизнь.
Тот, кто любит фиолетовый цвет легко поддаются влиянию других людей, но и сами хотели бы оказать влияние на окружающих. Они создают вокруг себя атмосферу гармонии и согласия, однако нередко колеблются, принимая решения.
Коричневый цвет обозначает чувственную впечатлительность. Как любимый цвет он означает сильную потребность в отдыхе и расслаблении, это символ беспроблемной и бесконфликтной, приятной атмосферы.
Черный цвет служит символом отречения. Те, кто помещают этот цвет на первое место, часто терпят поражения в поединках с судьбой, но все же пытаются противостоять тому, что приносит жизнь.
Однако русский художник В.В. Кандинский отметил, что при более высоком развитии это элементарное воздействие переходит в более глубокое впечатление. Тогда можно говорить о втором виде воздействия цвета на человека.
Психическое воздействие цвета вызывает душевную вибрацию. Необходимо отметить связь между ассоциативными переживаниями, вызываемыми определённым цветом, и его значением в природе: «Например, красный цвет может вызывать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Тёплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в таком случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу».
Данная классификацию цветов по их психологическому воздействию на человека (приложение 2), актуальна и в наши дни.
Следовательно, и физическое, и психическое воздействие цвета во многом определяются личностными характеристиками воспринимающего человека.
Индивидуальность восприятия цветовых композиций более подробно была изучена немецким психологом М.Люшером. Психологическое состояние человека можно определить по предпочтению человеком одного или другого цвета. Мы провели небольшое исследование среди учащихся 9-11 классов нашей школы. Результаты сведены в диаграмму (приложение 3).
Так 38% опрошенный это люди «зеленого типа» уверенные в собственной значимости, самым ценным для них является стабильность и престиж. Достаток, карьера для них на первом месте. Все эти качества свойственны молодежи наших дней.
28% - люди «красного типа». Они любят острые ощущения и постоянно нуждаются в возбуждении. Это самые неконтролируемые, вспыльчивые, оказывающие влияние на окружающих люди. Их цель – действовать и добиваться успеха. Как часто наблюдаешь похожую картину, наблюдая поведение ребят в школе и за ее пределами.
И только 9% опрошенный присущ тип «синего человека». Они стремятся найти понимание и обрести покой и гармонию. Некогда не грубят, не выносят брани. Таких ребят в любом классе единицы, но они все же есть.
Проведенный нами тест полностью подтвердил наше предположение, что молодежь наших дней – это энергичные, уверенные в себе, оказывающие влияние на окружающих ребята.
2.1 Цвет и характер
Оказывается, по предпочтению человека к какому-нибудь цвету можно судить о его характере. Вы наверняка по себе заметили, что цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный склад характера человека.
Белый. Идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не несет – ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера.
Черный. Символизирует неуверенность и мрачное восприятие жизни. Поэтому, если темные тона вам предпочтительнее, нежели светлые, то вы несчастливы, склонны к депрессии, сомневаетесь в своих силах. Может, стоит посоветоваться с психологом.
Серый. Любят рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго думают, прежде чем решится, на что – ни будь. Этот цвет предпочитают те, кто боится «высунуться».
Красный. Цвет страсти. Он обычно привлекает людей волевых, властных. Однако он присущ и вспыльчивым, общительным типам. Люди, у которых этот цвет вызывает раздражение, верные и стабильные в своих отношениях, но у них есть комплекс неполноценности, они боятся ссор, склонны к уединению.
Оранжевый. Любимый цвет мечтателей, правда, не лишенных интуиции. Однако в старину ему присваивали также лицемерие и притворство.
2.2 Цвет и имя
Имя человека, данное ему при рождении обладает своим цветом и представляет собой цветной ярлычок, которому соответствуют определенные цветовые характеристик.
Известно, что каждому из цветов спектра соответствует определенная длина волны – от самой короткой до самой длинной (соответственно фиолетовый и красный цвет).
Именам соответствуют шесть цветов: три основных – синий, желтый и красный; три составных – зеленый, фиолетовый и оранжевый. Например, имя Мария – это небесно – голубой цвет, Михаил – красный, Ян – желтый, и это неслучайно. Голубой цвет, традиционно символизирующий душу, фиолетовый – тело, зеленый – ум, разум, желтый – рассудок, красный – страсти, оранжевый – чувства.
Разумеется, речь идет о ведущей тенденции, и не следует полагать, что, например, Мария – это сплошная духовность или, если Агнесса – это зеленое имя, то зеленый цвет является для Агнесс любимым.
На уровне цвета имя может быть сложным (если ему соответствует составной цвет, полученный в результате сложения основных цветов). Таковые имена Магдалена – фиолетовое имя, образованное путем сложения голубого и красного цветов; Филипп – зеленое (голубой + желтый); Тереза – оранжевый (желтый + красный). Связи букв, звуков, слов и цвета посвящена работа известной американской целительницы Лилиан Бонде.
У каждого человека кроме имени есть цвет его души, его знак зодиака, имеющий силу талисмана. Мы провели социологический опрос и получили следующие результаты, что
Овен – предпочитает красный цвет; Телец – светло – зеленый; Близнецы – любят все цвета радуги; Рак – голубой цвет; Лев – оранжевый; Дева – синий; Весы – темно – зеленый цвет; Скорпион – пурпурный цвет; Стрелец – любят все цвета радуги; Козерог – гораздо строже в выборе цвета он предпочитает белый, черный; Водолей – фиолетовый цвет; Рыбы – все нюансы сине – зеленого.
2.3 Цвет и возраст
В 1959 году были подвергнуты испытанию (цветовой тест Люшера) в медицинской клинике Лейпцигского университета 1000 человек различного возраста, от детского до старческого. При этом было установлено, что молодые люди, особенно в возрасте до 25 лет, в большинстве предпочитают красный цвет. Чем старше люди, тем больше им нравятся темные, приглушенные цветовые тона.
Известно, что есть мужчины и женщины, которые в силу своего поведения и образа жизни очень рано утрачивают свежесть и непринужденность и производят впечатление стариков. В цветовом тесте они отклоняют активные цвета, красный и желтый, и выбирают серый, коричневый, темно – зеленый. Эти приглушенные тона, которые обычно предпочитают пожилые люди, выбираются биологически молодыми людьми и в тех случаях, когда их жизненная сила снижена разочарованиями, невротическими нарушениями или изнурительной болезнью. Если спросить пожилых людей, выбирающих в качестве любимых цветов красный и желтый, насколько старыми они себя чувствуют в действительности, то можно услышать: «Конечно, физически за молодыми я не угонюсь, но чувствую себя как 35 – летний».
Мы решили проверить данный факт и провели своё исследование. Провели опрос на улицах нашего города «Какой цвет у Вас на первом месте?» Результаты сведены в таблицу (приложение 4). Они полностью подтверждают результаты, полученный в предыдущем веке.
Значит, хотя прошло очень много времени, а цветовое восприятие человеком не изменилось. Молодежь отдает предпочтение более ярким, насыщенным цветам, а более старшее поколение - спокойным, уравновешенным.
3 Цвет в трудовой и учебной деятельности
Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде.
Румынский врач Стефанеску – Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться, прежде всего, к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции. Низкие помещения могут стать «выше», если окрасить потолки в светло – зеленый или светло – голубой цвет. Контрастные цвета (желтый, – черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии.
Освещение цветных предметов также имеет значение. При этом важны цвет освещение, его интенсивность и характер поверхности предметов.
При оформлении товаров и помещений следует учитывать, что надписи, символы и формы предметов должны привлекать внимание. Определенную роль играет здесь контрастное и раздражающее размещение предметов. Контрастные размещения вызывают у человека состояния напряжения, пробуждающие интерес к предмету. Однако длительное воздействие контрастов может вызвать состояние стойкого напряжения, что вредно отражается на здоровье.
Люди могут не только воспринимать цвета, но и вызывать их в своем воображении. Впечатления о красоте человека, рабочего места, ландшафта, непосредственно после того, как они были восприняты, но и в виде мысленных представлений, доступных человеку в любой момент.
Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.
Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение. Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.
Несомненно, что окраска стен в помещении не должна носить гнетущий, казенный вид, способный усилить тревогу и волнение. Вестибюли, холлы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения изобразительного искусства.
Чтобы убедиться в достоверности полученной информации, мы провели опрос учащихся 8-11 классов нашей школы, результаты которого сведены в диаграмму (приложение 5).
Оказалось, что те школьные кабинеты, которым учащиеся в первую очередь отдали предпочтение имеют светлую окраску стен в теплых, пастельных тонах. Кабинет ИВТ – светло-коричневый, кабинет химии – ярко-розовый, спортивный зал - окрашен сразу в несколькими теплых тонов (светло-голубой, светло-розовый, салатовый, светло-желтый).
Эти цвета поднимают работоспособность, способствуют творчеству, препятствуют утомлению глаз, создают ощущение тепла, уюта и свежести.
Заключение
Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов. Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. К так называемым теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами.
В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.
Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира.
Любой цвет производите на человека особое влияние. Не замечая того, мы интуитивно отдаем предпочтению какому-нибудь цвету. А сколько он может рассказать о человеке, о его характере, способностях.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: что бы мы чувствовали себя комфортно в любой обстановке, надо обеспечить глазу возможность восприятия всех цветов радуги.
Можно порекомендовать, чтобы в школе, где занимаются умственным трудом, и окраска стен, и мебели должны способствовать сосредоточению внимания и препятствовать утомлению глаз. Сюда годится успокаивающий, но не монотонный цвет: зеленый, серо-зеленый и, возможно, гамма желтого с добавлением белого.
Общие помещения, которые одновременно используются для отдыха и труда, должны давать ощущение тепла, уюта и свежестью сюда напрашиваются цвета, ассоциирующиеся с природой: зелень, голубой цвет, цвет морской волны, бежевый, жемчужно-серый, - но не слишком насыщенные.
Не зря врачи говорят, что обилие разнообразного цвета в жизни любого человека – подспорье его хорошему здоровью.
Список литературы
художник», № 2 - 2011, - стр. 35 – 37
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители: | Красный | волевой, жизнеутверждающий |
Оранжевый | тёплый, уютный | |
Жёлтый | контактирующий, лучезарный | |
Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение: | Фиолетовый | углублённый, тяжёлый |
Синий | подчёркивающий дистанцию | |
Светло-синий | уводит в пространство, направляющий | |
Сине-зелёный | подчёркивает движение, изменчивость | |
Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета | Розовый | нежный, производящий впечатление некоторой таинственности |
Лиловый | замкнутый, изолированный | |
Пастельно-зелёный | ласковый, мягкий | |
Серовато-голубоватый | Сдержанный | |
Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов: | Чисто-зеленый | требовательный, освежающий |
Оливковый | успокаивающий, смягчающий | |
Желто-зеленый | обновляющий, раскрепощающий | |
Пурпурный | изысканный, претенциозный | |
Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (черный). | ||
Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно: | Охра | смягчает рост раздражения |
Коричневый, землистый | стабилизирующий | |
Темно-коричневый | смягчающий возбудимость | |
Холодные темные цвета, | Темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие | изолирующие и подавляющие раздражение |
Приложение 3
Результаты теста Макса Люшера по определению психологического состояния человека
«Синий человек» стремится найти понимание и обрести покой и гармонию. Он испытывает безотчетный страх одиночества, скуки и отчуждения, поэтому больше всего хочет иметь рядом добрую душу и защиту. Люди этого типа чувствительны и ранимы, верны и миролюбивы. Они никогда не грубят, не выносят брани, склонны к меланхолии. Есть три типа поведения «синих»: 1)спокойные, мудрые, проницательные, 2) мечущиеся, нервные, неуверенные в себе, 3) кроткие, робкие и стеснительные. Поэтому дом для них – тихий уголок, в котором можно укрыться от тревожного мира и успокоиться.
«Желтый человек» стремится к свободе и независимости, обращен в будущее, интересуется всем новым и все время жаждет перемен. Эта страсть может выливаться в любовь к путешествиям, бесчисленным вечеринкам, в постоянный поиск новый партнеров, переезды, ремонты, бесконечные перестановки в квартире, смену работы и увлечений, необыкновенную любознательность и широту интересов. Главная черта людей, относящихся к желтому типу, - стремление к свободе и независимости, их беспокоит даже намек на вероятность попасть под чужое влияние. От них не знаешь, чего ожидать, они чувствуют себя раскованно, ежечасно переживают состояние обновления.
«Красный человек» любит острые ощущения и постоянно нуждается в возбуждении. Это самые неконтролируемые, вспыльчивые и одновременно самые активные из всех четырех типов. На одном полюсе этой оси – «живчики – оптимисты», на другой – «бешеные» холерики. Их отличает безудержное стремление к покорению и овладению всем, что только под руку попадается. Они всегда хотят оказывать влияние на окружающих, их цель – действовать и добиваться успеха. Обладатель «красного» темперамента нормально себя чувствует, только если что – то делает. Он – деятель, творец, завоеватель. Покорить новую вершину, освоить новую профессию. Отбить женщину у друга – это все проявление красного поведения.
«Зеленый человек» уверены в собственной значимости, самым ценным для них являются стабильность и престиж. Отсюда преувеличенное желание быть «узнанным» и уважаемым. Основной страх – боязнь зависимости. Он предпочитает владеть ситуацией, а не подчиняться ей. Если кто – то или что – то давит на него, «зеленый» никак не может принять решение. Достаток, карьера и дом для них на первом месте. Обычно это активные, энергичные, предприимчивые и расчетливые люди, стремящиеся к власти. Именно этому типу присущи, что называется, «царские замашки» - прямо поставленная голова, размерные движения, медленная речь с отчетливым произношением слов, классическая консервативная одежда приглушенных тонов, дорогие украшения. Не стоит, пожалуй, приходить к таким людям в гости в кроссовках. «Зеленые» скорее оценят классические дорогие ботинки ручной работы, а выпить предложат из старинного хрустального бокала. И зачастую это не будет позерством, просто им это близко, иначе они не могут.
Приложение 4
Социологический опрос: «Какой цвет у вас на первом месте?»
Цвет | Возраст |
Красный | 15-25 |
Зеленый | 25-40 |
Синий | 40-55 |
Коричневый | 55-65 |
Приложение 5
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Пейзаж
Как нарисовать зайчика
За еду птицы готовы собирать мусор