ПРОЕКТ «ШАХМАТЫ»
Актуальность.
В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.
Цели:
1. Выявить знания и наличие интереса к игре в шахматы у учащихся 4-6 классов.
Задачи:
1. Изучить литературу, подобрать необходимый материал.
2. Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их.
3. Познакомить учащихся с основными правилами игры в шахматы.
Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ данных, подбор литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
shakhmaty.pptx | 1.64 МБ |
Слайд 1
Работу выполнил ученик 5а класса МОРОЗОВ АНТОН ШАХМАТЫ Педагог дополнительного образования Безденежных Н.П. Конкурс проектов «ГОРИЗОНТЫ ПОЗНАНИЯ» Номинация: ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙСлайд 2
Актуальность. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Цели: 1. Выявить знания и наличие интереса к игре в шахматы у учащихся 4-6 классов. Задачи: 1. Изучить литературу, подобрать необходимый материал. 2. Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их. 3. Познакомить учащихся с основными правилами игры в шахматы. Методы исследования: анкетирование , сбор и анализ данных, подбор литературы.
Слайд 3
Результаты анкетирования ВСЕГО Что такое шахматы Умеешь играть Помогают учиться Хочешь научиться знают нет да нет да нет да нет 55 51 4 26 29 32 23 16 13
Слайд 4
ИСТОРИЯ ШАХМАТ Родина шахмат – Индия. Время возникновения – первые века нашей эры. Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи (тот был в восторге от новой игры) незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько покажет шахматная доска, если на первую клетку положить одно зерно, а потом количество зерен удваивать. Оказалось зерен потребуется такое количество, которого не могло быть на всей планете.
Слайд 5
ИСТОРИЯ ШАХМАТ Из Индии шахматы проникли в страны Ближнего Востока . Первое упоминание о шахматах на Руси относится ко второй половине XIII века . Петр I , отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнеров . Увлекалась шахматами и Екатерина II . В 1796 г. А.С. Строганов устроил для Екатерины II и шведского короля Густава IV , гостивших в его загородном дворце, партию живых шахмат. На лугу, где зеленым и желтым дерном выложили “шахматную доску”, слуги, переодетые в средневековую одежду, передвигались в соответствии с ходами шахматной партии. Широко были распространены шахматы среди русской интеллигенции.
Слайд 6
ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматы - это игра, то есть состязание двух сторон (игроков, соперников). Каждый из игроков командует своей армией - комплектом шахматных фигур. У одного они светлые (белые), у другого - темные (черные). Армии обоих игроков располагаются на поле боя - шахматной доске. Она представляет собой квадрат, разбитый на 64 клетки (поля), по 8 в каждом горизонтальном ряду. Цвет клеток доски чередуется: белый - черный - белый и так далее. Крайнее угловое поле справа от каждого из играющих должно быть белого цвета. Внизу доски расположены латинские буквы a,b,c ...h, а слева от нее снизу вверх - цифры от 1 до 8. С их помощью можно указать местоположение (координаты) любого поля или фигуры на шахматной доске. Так поле в левом нижнем углу - это поле a1, поле в правом верхнем углу - h8. Аналогично можно задать координаты любого другого поля доски.
Слайд 7
ШАХМАТНАЯ ДОСКА Целью игры (партии) каждого из соперников является пленение (уничтожение) неприятельского короля - самой "главной", но не сильнейшей (!!!) фигуры соперника. В начале партии фигуры соперников расположены в так называемом "начальном положении". Далее играющие начинают играть, то есть делать ходы. Первыми ходят белые, затем черные, снова белые и так далее. Ходом называется перемещение фигуры с одной клетки, на которой она находится, на другую, на которую она может переместиться согласно правилам игры. Если в результате хода фигура стремится встать на поле, на которой уже стоит фигура противника, то последняя считается взятой ("съеденной") - снимается с доски и не принимает дальнейшего участия в игре. В начале партии у каждого из соперников по 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и 8 пешек
Слайд 8
Разновидности шахмат
Слайд 9
ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИГУР
Слайд 10
ХОДЫ ФИГУР Ферзь -самая «главная» и «быстрая» фигура . Она может передвигаться по прямой линии и по диагонали в любом направлении , на любое количество свободных клеток .
Слайд 11
ХОДЫ ФИГУР Ладья – фигура ’’ прямолинейная ’’ . Она ходит вперёд, назад, влево и вправо на любое количество свободных клеток . Если на её пути стоит неприятельская фигура, ладья может её сбить, встав на ее место.
Слайд 12
ХОДЫ ФИГУР Слон может ходить только наискосок –по диагоналям во все четыре стороны, на любое количество свободных клеток. Если на его пути стоит неприятельская фигура, слон может её сбить, встав на это место.
Слайд 13
ХОДЫ ФИГУР Конь – самая ловкая фигура . Ход коня напоминает букву ’’ Г ” . Нападая на неприятельскую фигуру или занимая свободную клетку, он может ’’ перескакивать ’’ через любые фигуры, как свои, так и противника.
Слайд 14
ХОДЫ ФИГУР Пешки – это ’’ солдаты ’’ шахматной армии. Ходит пешка на одну свободную клетку вперёд, и только при первом ходе она может перепрыгнуть на две клетке. Нападать же на фигуры противника она может только наискосок, влево и вправо . Пешка, дошедшая до противоположного края доски, - превращается в любую фигуру.
Слайд 15
ХОДЫ ФИГУР Король- самая главная фигура на шахматной доске, без него играть Нельзя. Поэтому играют до тех пор, король пока король не окажется в безвыходном положение. Передвигаться же король может только на одну клетку в любом направлении.
Слайд 16
ШАХ ’’ Шах ’’ – это нападение на короля любой фигурой противника, при котором король имеет возможность уйти от нападения, защититься или уничтожить нападающую фигуру.
Слайд 17
ЗАДАЧА ИГРЫ.МАТ. Целью игры в шахматах является постановка мата королю противника. ’’ Мат ’’ - это такое положение короля, при котором он находится под ударом и не имеет возможности уйти, защититься или уничтожить нападающую фигуру. Гибель короля – конец игре.
Слайд 18
Выводы: Из 55 опрошенных 29 человек не умеют играть в шахматы. Из 29 не умеющих играть 16 человек хотят научиться играть в шахматы. 32 человека считают, что игра в шахматы помогает лучше учиться. Простые знания о шахматах (истории шахмат, о фигурах), оказались для большинства учеников неизвестными. 70% ответили неверно. В шахматы играют двое соперников. Один белыми фигурами, другой черными. Фигуры располагаются на шахматной доске. Задача игры - постановка мата королю противника. Необходимо продолжить исследование и посмотреть, как умение играть в шахматы отражается на результатах учения, характере ребят.
Слайд 19
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Растрёпанный воробей
Рисуем осенние листья
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Сказка про Серого Зайку
И тут появился изобретатель