В ходе проведенных исследований было выяснено:
Вложение | Размер |
---|---|
агротехнические исследования в условиях УОУ | 906.35 КБ |
ГБОУ ДОД «КРАЕВОЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ, ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ», ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЕЧНЫЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г. ЕССЕНТУКИ
ДЕТСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РОДНИК»
Номинация «6-е классы»
Взаимное влияние кукурузы и фасоли на рост и развитие
при возделывании в условиях пришкольного
учебно – опытного участка
Автор работы:
Бережной Роман, 6 класс,
Руководитель работы:
Вашурина Наталья Ивановна,
учитель МБОУ СОШ №3 г. Ессентуки,
п.д.о. КЦЭТК
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Краткий обзор литературных источников 4
2.Место и сроки проведения исследования 5
Выводы 15
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Приложение 17
ВВЕДЕНИЕ
МБОУ СОШ №3 города Ессентуки – одна из старейших школ города, в 2012 году ей исполнилось 75 лет! Все эти годы в школе функционирует учебно-опытный участок. Здесь есть и дендрологический, и цветочно-декоративный, и экологический отделы, но наибольший интерес вызывает у городских школьников отдел коллекционный. Он поражает своим разнообразием.
Уже третий год наша школа является опорной в городе по экологическому воспитанию и образованию учащихся. Поэтому мы часто проводим для всех желающих учебные экскурсии на пришкольном учебно-опытном участке и должны быть готовы ответить на любые вопросы экскурсантов. Понятно, что в дикой природе видов во много сотен раз больше. Какие между ними складываются отношения? Как среди растений найти тех, кто помогает друг другу, можно ли эти дружественные связи использовать в практике приусадебного хозяйства? Узнать это было очень интересно.
На территории нашего пришкольного учебно-опытного участка, площадь которого 0,5 га, полевым культурам отведено всего 50 м2. Согласно плановым работам весной 2012 года здесь было решено провести исследование взаимного влияния кукурузы и фасоли (Рис. 1).
Воздушная кукуруза (Zea popcorn син. Microsperma Korn) имеет более компактные побеги, чем обычная столовая или сахарная, а это для нашего участка – важное свойство.
Вьющаяся фасоль (Phaseolus alata) – удивительное растение, имеет на корнях азотофиксирующих бактерий – симбионтов и поэтому может обходиться без дополнительной подкормки.
А будут ли они вместе помогать друг другу?
Рис. 1. В отделе «Полевые культуры»
Для нашей работы, учитывая рекомендации специалистов ООО «Крона», были выбраны два объекта исследования: воздушная кукуруза сорта Зембо южная 1573 и вьющаяся фасоль сорта Юбилейная 287.
Мы выдвинули гипотезу, предположив, что совместное возделывание кукурузы и фасоли даст положительный эффект.
Для подтверждения гипотезы была разработана цель:
Выявить особенности взаимного влияния кукурузы и фасоли при совместном возделывании в условиях пришкольного учебно-опытного участка.
Поставлены соответствующие задачи:
1) Изучить специальную литературу по вопросу совместного возделывания сельскохозяйственных растений;
2) Приобрести практические навыки в агротехнике выращивания воздушной кукурузы и вьющейся фасоли;
3) Провести статистический и экономический анализ полученных результатов;
4) Выработать практические рекомендации для дальнейшего применения полученных знаний, умений и навыков на пришкольном учебно-опытном участке.
Вопросам взаимодействия растений в научной и научно-популярной литературе уделяется большое внимание. Так, специалисты (Степичев А.Н.,1990, Матвеев Н.М., 1994 и др.) выделяют особую форму взаимоотношений – аллелопатию, т.е. взаимодействие растений через выделение биологически активных веществ (фитонцидов, антибиотиков и др.) во внешнюю среду. Они отмечают, что в более широком смысле аллелопатия – это и отрицательное, и положительное взаимодействие растений друг с другом путем выделения различных веществ. Значит, это явление может характеризоваться как конкурентными, так и симбиотическими отношениями.
В многочисленных источниках информации (Родников Н.П., 1978, Вершинин С.А., 1990, Негода А.Б., 2001 и др.) можно найти удачные примеры использования таких взаимоотношений в растениеводстве, в частности в разведении полевых культур. Замечено взаимное положительное влияние фасоли, салата и капусты, фасоли, гороха и кукурузы, лука репчатого и цикория и других сочетаний культур.
Угнетающее или благотворное действие отдельных видов сельскохозяйственных растений на вредных насекомых или растительное сообщество в целом объясняется не только наличием в их выделениях фитонцидов, других активных и полезных компонентов, но и особенностями роста совмещенных культур - уплотняемого растения и уплотнителя. Среди них кукуруза занимает особое положение. Многие агрономы (Методика постановки опытов…, 1992) рекомендуют ее как незаменимую культуру для кулисных (защитных) посадок (Энциклопедический словарь юного земледельца, 1983). Лопающаяся или воздушная кукуруза выделяется ими как особая. Среди имеющихся подвидов лопающаяся кукуруза характеризуется более низкой биологической приспособленностью к различным условиям выращивания и, особенно - к основным факторам внешней среды, таким как температура, влажность, освещенность, обеспечение питательными веществами (Коновалов Ю.Б., 1990, 2005). Относительно требовательности к теплу в отдельные фазы роста у лопающейся кукурузы наблюдается специфическая особенность: более высокая потребность тепла в период от всходов до цветения и значительно меньшая - от цветения до дозревания. Данное биологическое свойство отличает лопающуюся кукурузу от всех других подвидов и наиболее резко - от сахарной кукурузы, требующей намного больше тепла в период от цветения до созревания.
Другой вид растений, рекомендуемый для уплотнительных посадок – фасоль. Знаменитые отечественные агрономы – любители А.Ф. Коломейцев и Н.Ф. Карпов – огородники, как их назвал С.А. Вершинин (1990), среди любимых культур выделяют вьющуюся фасоль, отмечая ее незаменимые качества. Во-первых, она – самодостаточна, т.к. может, благодаря симбиотическим азотофиксирующим клубеньковым бактериям на корнях, сама себя обеспечить азотными соединениями; во-вторых, благодаря первому свойству, она богата белками и потому важна как продукт; в-третьих, она может уживаться с некоторыми растениями, например, кукурузой.
Участок полевых культур занимает южные экспозиции, хорошо освещен, с запада и востока закрыт от ветров высокими постройками.
Закупленные 15 апреля 2012 года в ООО «Крона» семена воздушной кукурузы (Zea popcorn син. Microsperma Korn) и вьющейся фасоли (Phaseolus alata) были проверены на всхожесть.
25 – 28 апреля подготовили почву для посева семян.
5 мая - проведена закладка семян кукурузы на контрольной и опытной площадках,
12 мая – закладка семян фасоли.
Первые всходы кукурузы отмечены 10 мая, а фасоли – 18 мая. Наблюдения за ними проводились по сентябрь 2012 года.
3 сентября собрали початков кукурузы.
С 4.09 по 10.09 проводилась статистическая обработка данных.
2.1. АГРОКЛИМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Почвы пришкольного учебно – опытного участка - предгорный чернозем, слабо – щелочной (ph 8), тяжелый суглинок, высокогумусный. Почвенный горизонт А представлен гумусным слоем.
Предшественники:
1) с 2009 по октябрь 2010 года на данных площадках произрастал Катран коктебельский (Crambe koktebelica). По заданию городского центра развития творчества мы вырастили катран и собрали его семена с целью реинтродукции;
2) в 2011 году здесь цвела календула(Calendula officinalis L.), что позволило собрать 2,5 кг.лекарственного сырья.
Осенью 2011 года мы внесли органическое удобрение с минеральными добавками «Биомин» из расчета 3 г. на 1 м2. В апреле 2012 года подготовили три площадки: 4 м2, 4 м2 и 5 м2 перекопав на глубину 30 см и выровняв поверхность граблями.
Агротехника возделывания кукурузы и фасоли по Вершинину С.А.(1990)сводится к прополке сорняков на первых порах, а также рыхлению почвы и поливу по мере необходимости.
Погодные условия за истекший период, по данным, предоставленным методистом ЦРТДиЮ О.А. Елистратовым, можно назвать аномально нестабильными. Так, в ноябре 2011 года среднесуточная отрицательная температура была зафиксирована 7.11.11, а 8.11.11 уже -10. Снег шел периодически 14 суток. В декабре – аномально тепло, на 2,7 градуса выше нормы. Осадков 6,8 мм(18% от нормы). Неустойчивая погода первой половины января сменилась холодной зимой, которая началась 19 января (-22°С.). Весь февраль погода зимняя: морозная и снежная. Март до 15.03 продержал снег благодаря морозным ночам. На почве снег пролежал до 19.03. В апреле лишь 1.04 была отрицательная температура. Затем, в течение 3 дней поднялась до24 градусов, и держалась до 23.04.
Май – аномально теплый спровоцировал бурную дружную весну и обилие всходов различных растений. Многократно шли обильные дожди с грозами. При этом преобладали солнечные дни. Июнь в первой половине месяца с температурой от прохладной до теплой, сменился после 23.06 жарко (до 32 градусов). В июле выпало много осадков, погода сменилась от прохладной до устойчиво теплой и жаркой. Часто дул восточный порывистый ветер, принося сухую, жаркую погоду (до 35 градусов). В августе, в течение месяца стояла солнечная, жаркая, сухая погода (25 - 35 градусов), лишь 19 – 22.08 прошли сильные дожди.
Таким образом, погода за истекший период была очень нестабильной, однако, тепла и влаги вполне достаточно для нормальной вегетации и кукурузы, и фасоли.
Полив искусственный понадобился лишь в начале вегетационного периода. Остальное время – полив естественный.
2.2. МЕТОДИКА ОПЫТА.
Использовалась методика Вершинина С.А. (1990) по проведению кулисных и уплотнительных посадок, согласно которой, поэтапно осуществлялась работа: подготовлена почва, определены контрольные и опытная площадки, закупленные в апреле семена кукурузы и фасоли, были проверены на всхожесть, она составила соответственно кукурузы – 85%, а фасоли – 80%.
5 мая, предварительно замоченные зерновки кукурузы закладывали на глубину 3 см. по 2 штуки в подготовленную почву по схеме 0,5 х 0,5 м. Общая площадь участка равна 4 м2. Через месяц провели прореживание всходов, и для наблюдений осталось 30 растений.
12 мая, через неделю, после обильных ливней, мы высадили предварительно замоченную фасоль на глубину 3 см. по 3 штуки на рядом расположенную контрольную площадь 4 м2 так же квадратно-гнездовым способом (0,5 х 0,5 м.) Фасоль вьющаяся нуждается в опорах, поэтому, после ее прорастания 15 мая были установлены таркалы(30 штук). После прореживания для наблюдений осталось 60 растений.
Опытная площадка представляет собой участок площадью 5 м2 под названием «Давайте жить дружно!» Здесь в те же сроки, в той же последовательности, только с интервалом 0,6 х 0,6 м были высажены сначала кукуруза, а затем фасоль по 3 штуки (с последующим прореживанием).
Т.о. вокруг 1 растения кукурузы развивалось по 2 растения фасоли. Для статистической обработки полученных данных, из рекомендаций специалистов (Арнаутова Н.Н., Семенцова И.Т., 2001) мы выбрали наиболее доступные и наглядные методы, в которых точно проявляется статистическая закономерность модификационной изменчивости организмов.
Вариационные ряды и вариационные кривые в виде графиков позволяют с достаточно высокой степенью достоверности продемонстрировать различные показатели. В вариационных рядах в первой строке указывается показатель изучаемого признака, а во второй строке – количество вариант, соответствующих этому признаку.
При построении вариационных кривых (графиков) по оси абсцисс откладывают показатель признака, а по оси ординат – количество вариант. Если сравнить такие графики по опытному и контрольному участку, то можно эффективно провести сравнительный анализ полученных результатов.
Измерения, проведенные 3 сентября 2012 года на контрольных и опытном участке, показали:
Мы решили провести предварительный анализ полученных результатов по урожаю кукурузы, а фасоль посчитали теоретически:
Рис.2. Урожай кукурузы.
- и на контрольном, и на опытном участках, количество растений фасоли приблизительно одинаково (соответственно 48 и 45), гибель нескольких экземпляров произошла по техническим причинам;
- количество хорошо развившихся бобов на каждом растении так же равное (по 4 - 5);
- в пробных еще не зрелых бобах обнаружено одинаковое количество семян (по 5 шт.) Рис. 3. Кукуруза с опытного участка. приблизительно равных размеров (Рис. 4,5).
Следовательно, через 2 – 3 недели ожидается одинаковый урожай фасоли.
Рис. 4. Фасоль с контрольного участка Рис. 5. Фасоль с опытного участка
Урожай кукурузы, собранный 3 сентября был обильным и позволил получить более интересные результаты.
Подробные данные измеренийсобранных початков кукурузы с контрольного и опытного участков изложены в приложении проекта.
В таблицы мы вносили такие данные как показатель длины початков кукурузы и вес зерен полученных от каждого початка в отдельности. Выборку делали на 50 экземпляров с каждого участка (Приложение 1 и Приложение 2).
Сравним початки с контрольного и опытного участков:
Рис. 6. Початки кукурузы с контрольного участка (произрастающей без фасоли).
Рис. 7. Початки кукурузы с опытного участка (произрастающей совместно с фасолью).
Отметим, что различные аномалии в развитии початков, представленные повреждением вредителями, сухой недоразвитой верхушкой и частично неразвитыми зерновками, встречались на обоих участках, но в опытном их на 8% меньше (см. Приложение 1 и Приложение 2).
Весьма наглядной представляется такая форма статистики, как вариационные ряды (Исследовательская деятельность учащихся…, 2007). В данной работе предложены такие характеристики урожая кукурузы, как длина початка и масса зерен с каждого из исследуемых початков, а так же средняя величина этих показателей.
Рассмотрим вариационные ряды по показателю длина початка.
Таблица 1.
Вариационный ряд длины початков кукурузы на контрольном участке,
растущей без фасоли
Длина початка (мм) | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 190 |
Кол-во вариант | 1 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 7 | 4 | 3 | 4 | 3 | 1 |
Мы видим, что на контрольном участке средний показатель длины початка равен 16 см (его имеют 7 из 50 экземпляров).
Таблица 2.
Вариационный ряд длины початков кукурузы на опытном участке,
выросшей совместно с фасолью
Длина початка (мм) | 130 | 135 | 140 | 145 | 150 | 160 | 165 | 170 | 180 | 185 | 190 | 195 | 200 | 210 |
Кол-во вариант | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 11 | 7 | 5 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Такой же средний показатель выявлен и на опытном участке: 16 см., однако, он встречается чаще (у 11 экземпляров), что по-видимому , свидетельствует о более благоприятных условиях роста и развития растений.
Сравним эти данные с помощью вариационных кривых.
Желтым цветом обозначен контрольный участок. Мы видим, что длина початков от 90 до 185 мм.
Красный цвет – опытный участок и здесь початки от 130 до 210 мм, а средний показатель у них одинаковый. К тому же и количество початков на обоих участках одинаково. Это доказывает, что сортовые качества кукурузы сохранились в обоих случаях, а внешние условия произрастания кукурузы повлияли на количество початков со средним показателем.
Рассмотрим, какой была масса зерен у этих початков.
Таблица 3.
Вариационный ряд масс зерен с одного початка кукурузы,
выросшей без фасоли
Вес (г) | 12 | 14 | 18 | 27 | 29 | 32 | 39 | 41 | 42 | 45 | 47 | 50 |
Количест-во вари-ант | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | 4 |
Из таблицы 3, составленной по данным Приложения 1 и 2, видно, что на контрольном участке такой показатель, как масса зерен с одного початка варьирует в диапазоне от 12 грамм до 50 грамм. При этом наибольшему числу початков (12шт.) соответствуют показатели 45 грамм и 47 грамм.
Таблица 4.Вариационный ряд масс зерен с одного початка кукурузы,
выросшей совместно с фасолью
Вес (г) | 22 | 35 | 38 | 47 | 48 | 52 | 54 | 56 | 58 | 60 | 65 | 68 | 70 | 72 | 73 | 75 |
Кол-во вари-ант | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 7 | 7 | 7 | 1 | 1 | 1 |
Таблица 4 показывает, что этот же показатель на опытном участке варьирует от 22 грамм до 75 грамм, а наиболее часто встречается у 21 початка и равен, соответственно: 65, 68, 70 грамм.
Сравним вариационные кривые этих показателей.
Желтый график – контрольный участок, а красный – опытный. Это показывает, что на опытном участке семена созревали и в большем количестве и в лучшем качестве.
Считаем, что это – результат совместного произрастания с фасолью:симбиотические бактерии на корнях фасоли обогащали азотом почву весь вегетационный период, что, по-видимому, положительно отразилось на росте и развитии кукурузы. В свою очередь, кукуруза, выполняла роль опоры для вьющихся побегов фасоли и защищала ее от ветра и других негативных факторов.
Для подсчета экономического эффекта учитывались такие показатели, как:
Подсчитаем экономический эффект:
Контрольные участки | Опытный участок | |||
расход | предполагаемый доход | расход | предполагаемый доход | |
Семена фасоли | 100г. – 15 руб. | 2000г. – 300 руб. | 100г. – 15 руб. | 2000г. – 300 руб. |
Семена кукурузы | 50 г. – 10 руб. | 1615г. – 323 руб. | 50 г. – 10 руб. | 2866 г. – 573 руб. |
Искусственный полив | 100л. – 7 руб. | - | 100л. – 7 руб. | - |
Лекарственное сырье (кукурузные рыльца) | - | 40г. – 18 руб. | - | 65 г. – 30 руб. |
Сумма: | 32 руб. | 641 руб. | 32 руб. | 903 руб. |
Контрольные участки | Опытный участок | |||
Общий предполагаемый доход по участку: | 609 руб. | 871 руб. |
Из таблицы видно, что, даже не учитывая экономию площади, доход равен 262 рубля, это составляет 30 %.
Учитывая небольшой экономический эффект, а также сбор урожая вручную из-за неравномерности его созревания, мы рекомендуем данный способ совместного выращивания для небольших фермерских хозяйств или пришкольных учебно-опытных участков.
ВЫВОДЫ:
4. В условиях пришкольного учебно-опытного участка совместное выращивание кукурузы и фасоли является вполне доступным и наглядным способом изучения взаимного влияния растений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Поставленная нами в начале работы гипотеза подтвердилась: кукуруза и фасоль оказывают позитивное влияние друг на друга при совместном возделывании.
Проведенное исследование явилось очень увлекательным и полезным, как с практической, так и с теоретической стороны:
- разработаны инструкции по агротехнике совместного возделывания кукурузы и фасоли для пришкольных учебно-опытных участков (Приложение 3);
- заготовлен наглядный материал по взаимному влиянию агрокультур в условиях учебно-опытного участка;
- собранное лекарственное сырье (кукурузные рыльца) мы раздали учителям-ветеранам;
- изготовили набор гербариев;
- заготовили семена кукурузы на 2013 год и поделились ими с другими школами города.
На следующий год мы планируем выявить закономерности влияния минерального питания на урожайность кукурузы, а так жевыяснить, как влияют на различные сельскохозяйственные растения тагетисы(Tagetes) и календула(Caléndula).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Статистические данные с контрольного участка
«Кукуруза, выросшая без фасоли»
№ початка | Длина початка (мм) | Вес зерен (г) | % развития зерен в початке | примечание |
1 | 90 | 14 | 50 | Кривой початок с сухой верхушкой |
2 | 100 | 12 | 85 | Недоразвитые зерна |
3 | 100 | 27 | 95 | Недоразвитые зерна |
4 | 100 | 27 | 98 | норма |
5 | 110 | 18 | 70 | Сухая верхушка |
6 | 110 | 14 | 60 | Кривой початок с сухой верхушкой |
7 | 110 | 39 | 60 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
8 | 110 | 29 | 98 | Единично недоразвитые зерна |
9 | 110 | 39 | 60 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
10 | 120 | 12 | 45 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
11 | 120 | 14 | 90 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
12 | 120 | 27 | 90 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
13 | 120 | 29 | 90 | Поражение вредителями |
14 | 120 | 29 | 90 | Поражение вредителями |
15 | 130 | 18 | 60 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
16 | 130 | 42 | 95 | Единично недоразвитые зерна |
17 | 130 | 32 | 90 | Поражение вредителями |
18 | 130 | 50 | 95 | Поражение вредителями |
19 | 130 | 42 | 95 | Сухая верхушка |
20 | 140 | 41 | 90 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
21 | 140 | 42 | 90 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
22 | 140 | 42 | 90 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
23 | 140 | 47 | 80 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
24 | 150 | 18 | 70 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
25 | 150 | 39 | 95 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
26 | 150 | 41 | 90 | Сухая верхушка |
27 | 150 | 41 | 85 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
28 | 150 | 42 | 97 | норма |
29 | 160 | 21 | 80 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
30 | 160 | 42 | 95 | Единично недоразвитые зерна |
31 | 160 | 32 | 95 | Сухая верхушка |
32 | 160 | 42 | 95 | Сухая верхушка |
33 | 160 | 32 | 80 | Поражение вредителями |
34 | 160 | 45 | 97 | норма |
35 | 160 | 50 | 95 | Сухая верхушка |
36 | 165 | 41 | 80 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
37 | 165 | 42 | 85 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
38 | 165 | 45 | 85 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
38 | 165 | 50 | 90 | Сухая верхушка |
39 | 170 | 42 | 85 | Поражение вредителями |
40 | 170 | 45 | 80 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
42 | 170 | 45 | 80 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
43 | 175 | 47 | 95 | Единично недоразвитые зерна |
44 | 175 | 45 | 80 | Поражение вредителями |
45 | 175 | 47 | 85 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
44 | 175 | 50 | 97 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
47 | 180 | 50 | 95 | Недоразвитые зерна, сухая верхушка |
48 | 180 | 47 | 95 | Сухая верхушка |
49 | 180 | 42 | 97 | Сухая верхушка |
50 | 190 | 47 | 95 | Сухая верхушка |
Сред-ний пока-затель | 159,6 | 46,4 | 85% | Значительные аномалии в развитии; |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Статистические данные с опытного участка
«Кукуруза, выросшая совместно с фасолью»
№ початка | Длина початка (мм) | Вес зерен (г) | % развития зерен в початке | примечание |
1 | 130 | 22 | 85 | Сухая верхушка |
2 | 135 | 35 | 90 | Единично недоразвитые зерна |
3 | 135 | 38 | 90 | Сухая верхушка |
4 | 140 | 54 | 95 | Сухая верхушка |
5 | 140 | 56 | 95 | Сухая верхушка |
6 | 140 | 58 | 95 | Сухая верхушка |
7 | 145 | 56 | 97 | Единично недоразвитые зерна |
8 | 145 | 58 | 95 | Сухая верхушка |
9 | 150 | 47 | 95 | Сухая верхушка |
10 | 150 | 48 | 90 | Сухая верхушка |
11 | 150 | 51 | 90 | Единично недоразвитые зерна |
12 | 150 | 48 | 90 | Сухая верхушка |
13 | 160 | 52 | 95 | Сухая верхушка |
14 | 160 | 47 | 95 | Сухая верхушка |
15 | 160 | 48 | 90 | Сухая верхушка |
16 | 160 | 52 | 97 | норма |
17 | 160 | 56 | 95 | Поражение вредителями |
18 | 160 | 52 | 97 | Поражение вредителями |
19 | 160 | 54 | 95 | Сухая верхушка |
20 | 160 | 54 | 95 | Сухая верхушка |
21 | 160 | 52 | 90 | Сухая верхушка |
22 | 160 | 58 | 97 | Сухая верхушка |
23 | 160 | 60 | 97 | норма |
24 | 165 | 60 | 95 | Сухая верхушка |
25 | 165 | 65 | 95 | Сухая верхушка |
26 | 165 | 68 | 97 | норма |
27 | 165 | 70 | 97 | норма |
28 | 165 | 70 | 95 | Единично недоразвитые зерна |
29 | 165 | 65 | 95 | Сухая верхушка |
30 | 165 | 65 | 95 | Сухая верхушка |
31 | 170 | 73 | 97 | норма |
32 | 170 | 68 | 97 | норма |
33 | 170 | 70 | 95 | Сухая верхушка |
34 | 170 | 70 | 90 | Сухая верхушка |
35 | 170 | 68 | 90 | Сухая верхушка |
36 | 180 | 68 | 95 | Сухая верхушка |
37 | 180 | 68 | 90 | Сухая верхушка |
38 | 180 | 70 | 95 | Сухая верхушка |
39 | 185 | 68 | 90 | Сухая верхушка |
40 | 185 | 65 | 97 | Сухая верхушка |
41 | 190 | 65 | 95 | Единично недоразвитые зерна |
42 | 190 | 65 | 97 | Единично недоразвитые зерна |
43 | 195 | 53 | 85 | Сухая верхушка |
44 | 195 | 68 | 97 | норма |
45 | 195 | 70 | 95 | Сухая верхушка |
46 | 200 | 60 | 95 | Сухая верхушка |
47 | 200 | 72 | 97 | Сухая верхушка |
48 | 200 | 75 | 95 | Сухая верхушка |
49 | 210 | 65 | 97 | Единично недоразвитые зерна |
50 | 210 | 70 | 95 | Сухая верхушка |
Средний показа-тель | 160,8 | 67,3 | 96% | Незначительные аномалии в развитии; Нормальных початков – 14% |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Инструкция
по агротехнике совместного возделывания кукурузы и фасоли
в условиях пришкольных учебно-опытных участков
«Воздушная кукуруза и вьющаяся фасоль – растения, которые умеют дружить!»
Запомните:
Кукуруза и фасоль: 1. теплолюбивы (мороз убивает всходы);
2. светолюбивы (не растут в тени);
3. влаголюбивы только в первой половине вегетации (до цветения).
Этапы работы по совместному возделыванию кукурузы и фасоли.
В конце апреля, в начале мая, когда почва прогреется до 10 градусов, и нет угрозы заморозков, можно проводить посев. Для этого, предварительно замоченные зерновки кукурузы закладывают на глубину 3 см. по 2 штуки в подготовленную почву по схеме 0,6 х 0,6 м.
Ель
Развешиваем детские рисунки дома
Солнечная система. Взгляд со стороны
Лавовая лампа
Большое - маленькое