Для изучения русской и английской фразеологии в школьных курсах русского и английского языка отводится минимальное количество времени.
В связи с этим я решила обратиться к теме русской и английской фразеологии для выявления особенностей появления, употребления и перевода фразеологизмов.
Для начала я обратилась к истории появления раздела языкознания «Фразеология», затем изучила различные виды классификации русских и английских фразеологизмов, далее рассмотрела особенности перевода английских фразеологизмов на русский язык, в завершении провела анкетирование своих одноклассников, чтобы узнать, насколько они знакомы с русскими фразеологизмами.
В результате изучения темы я пришла к следующим выводам:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.docx | 77.15 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Исследовательский проект
«Особенности русской и английской фразеологии»
Автор: Моренко Марина, 8 «Б» класс
Руководители: Еремченко Евгения Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
Фокина Наталья Александровна,
учитель иностранного языка
г. Богучар
2014 г.
1. История происхождения фразеологизмов. Фразеологизмы как часть национальной культуры.
Фразеологизм или фразеологический оборот – это устойчивое сочетание слов, которое исполняет роль единой лексической единицы и, в большинстве случаев, его можно легко заменить одним словом.
Фразеологизмы обладают лексическим значением и характеризуются лексической неделимостью. Они означают понятие, явление, качество, состояние, признак, поэтому нередко фразеологизмы синонимичны словам: на каждом шагу – повсюду, прикусить язык – замолчать, правая рука – помощница.
Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории русского языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно. До 40-х годов 20 века в работах отечественных языковедов А.А. Потебни, И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.
Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности и намечены пути их дальнейшего изучения. С именем В.В. Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке. В настоящее время фразеология продолжает своё развитие. До сих пор среди фразеологов нет полного единства в определении фразеологизма в современном языкознании. Некоторые исследователи (А.И. Ефремов, С.И. Ожегов) считают целесообразным разграничивать понятие фразеологии в узком и широком смысле слова. В узком смысле к фразеологии они относят только идиомы (устойчивые сочетания, значения которых не определяются значениями входящих в них слов). В широком смысле в состав фразеологии включают все устойчивые выражения, в том числе пословицы, поговорки и «крылатые слова». Согласно лингвисту Н.М. Шанскому, понимающему фразеологию в широком смысле, фразеологический оборот представлен как «воспроизводимая в готовом виде языковая единица, состоящая из двух или более ударных компонентов словного характера, фиксированная, то есть постоянная по своему значению, составу и структуре».
Фразеология тесно связана с историей, культурой, традициями и литературой народа, говорящего на данном языке. Эта связь наиболее чётко прослеживается в тех фразеологических единицах, в состав которых входит имя собственное. Многие фразеологические обороты этого типа связаны с фактами давно забытых дней. Мотивация имени собственного и всей фразеологической единицы давно стёрлась и может быть восстановлена только путём этимологического анализа. Когда англичане употребляют выражение Hobson's choice - "отсутствие какого-либо выбора", они зачастую не знают, что Hobson - фамилия реально существовавшего владельца конюшни, который не давал своим клиентам права выбора лошади. Будучи компонентом фразеологизма, имя собственное в составе фразеологизма ставится "потенциальным словом", "опустошённым" лексически.
Признаки фразеологизмов:
1.Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями.
«Во что бы то ни стало» нельзя произнести «во что бы мне не стало» или «во что ни стало бы то», а «беречь как зрачок глаза» вместо «беречь как зеницу ока».
Есть, конечно, и исключения: «ломать голову» или «голову ломать», «врасплох застать» и «застать врасплох», но такие случаи редки.
2. Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:
сломя голову – быстро,
рукой подать – близко.
3. Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.
Часто прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки своего смысла.
Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок.
Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении - привести в замешательство.
Фразеологизмы могут быть многозначны. Пример: поставить на ноги:
- вылечить, избавить от болезни.
- вырастить, воспитать, довести до самостоятельности.
- заставить активно действовать, принимать деятельное участие в чём–либо.
- укрепить экономически, материально.
Фразеологизмы по своей природе синонимичны (со всех ног – во весь дух – сломя голову) и антонимичны (в поте лица – спустя рукава). В предложении фразеологизмы выполняют синтаксическую функцию, выступая в роли одного определённого члена предложения: живу – рукой подать (обстоятельство места).
Фразеологизмы различаются по активному (как снег на голову – внезапно, в час по чайной ложке – медленно) и пассивному (и стар и млад – все) употреблению.
Среди фразеологизмов выделяются фразеологизмы-неологизмы (путёвка в жизнь, народный контроль). Фразеологизмы могут быть общенародные, профессиональные (войти в роль, с иголочки) и диалектные (не солоно хлебавши, не мытьём так катаньем).
Важным признаком фразеологизмов является метафоричность, образность. Фразеологизм рождается в языке не для называния предметов, признаков, действий, а для образно-эмоциональной их характеристики. Образуются фразеологизмы в результате метафорического переноса, переосмысления значений свободных словосочетаний. Например, фразеологическая единица «сматывать удочки» в значении поспешно уходить, отходить откуда–либо появилась в языке на основе метафорического переноса свободного словосочетания «сматывать удочки» в значении «собирать рыболовные снасти, уходя с рыбной ловли».
Важность образности фразеологизмов заключается в том, что именно этот признак лежит в основе всех остальных их выразительных качеств: эмоциональности, оценочности, экспрессивности. Эмоциональность фразеологии – это способность фразеологизма не только называть предмет, явление, но и выразить определённое чувство говорящего или пишущего (балалайка бесструнная – очень болтливый человек, пустомеля). Оценочность фразеологических единиц – качество, производное от их эмоционального значения. С точки зрения оценочности фразеологизмы можно разделить на две группы: фразеологизмы с положительной оценкой и фразеологизмы с отрицательной оценкой. К первой группе относятся фразеологизмы с эмоциональностью одобрительности (кровь с молоком); почтительного уважения (сложить голову); восхищения (властитель дум). Ко второй группе относятся фразеологизмы с эмоциональностью ироничности (носить воду решетом); пренебрежительности (канцелярская крыса).
Экспрессивность – это интенсивность проявления действия или признака (чистейшей воды – настоящий, истинный, доподлинный).
С точки зрения экспрессивно-стилистических свойств фразеологические обороты подразделяются на межстилевые, разговорно-бытовые и книжные.
Межстилевые фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, известные и употребляемые во всех стилях языка (сдержать слово, от всего сердца).
Разговорно-бытовые фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов преимущественно или исключительно употребляемые в устной речи (гнуть спину, совать нос).
Книжные фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, преимущественно или исключительно употребляемые в письменной речи (стереть с лица земли, в мгновении ока).
По своей структуре фразеологизмы делятся на две группы: фразеологизмы-предложения и фразеологизмы-словосочетания.
Фразеологизмы-предложения структурно организованны по модели того или иного предложения, обычно двусоставного, могут иметь коммуникативное значение, употребляться самостоятельно или в составе другого предложения: руки не доходят, язык заплетается.
Фразеологизмы-словосочетания имеют номинативный (назывной) характер. Они конструктивно ничем не отличаются от свободных сочетаний и представляют следующие структурные модели:
1. имя существительное с прилагательным (местоимением порядковым числительным): бабье лето, первые шаги;
2. существительное в именительном падеже с существительным в родительном падеже: слуга народа, цветы жизни;
3. существительное в именительном падеже с предложно-падежной формой существительного: море по колено, голова на плечах;
4. Предложно-падежная форма существительного с существительным в родительном падеже: в поте лица, в порядке вещей;
5. сочетание предложно-падежных форм существительных: с минуты на минуту, с глазу на глаз;
6. Предложно-падежная форма имени существительного с прилагательным: в ежовых рукавицах, от доброго сердца;
7. глагол с именем существительным: тянуть лямку, перемывать косточки;
8. глагол с примыкающим наречием: попасть впросак, вывернуть наизнанку;
9. деепричастие с именем существительным: сложа руки, засучив рукава;
10. конструкции с местоимениями: ни с того ни с сего, ни то ни сё;
11. конструкции с сочинительными и подчинительными союзами: ни бе ни ме, дёшево и сердито;
12. конструкции с отрицанием: ни в зуб ногой, ни в одном глазу;
С точки зрения равнозначности той или иной части речи фразеологизмы делятся на следующие группы:
1. глагольные или вербальные: впадать в детство, обвести вокруг пальца;
2. субстантивные (главное слово – имя существительное): медвежий храп, заячья душа;
3. наречные: до мозга костей, вдоль и поперёк;
4. адъективные (главное слово – имя прилагательное): нечистый на руку, злой на язык;
5. междометные: давно бы так! вот тебе раз!
6. модальные: как бы не так! если хотите;
7. союзные: несмотря на то что, подобно тому как.
В качестве воспроизводимых языковых единиц, фразеологические обороты всегда представляют собой единое смысловое целое, однако соотношение значения фразеологизма в целом и значений составляющих его компонентов может быть различным. Ещё ранее было отмечено, что в отечественном языковедении классификацию фразеологизмов по степени семантической слитности (зависимости смысла всего оборота от суммы значений входящих в него слов) разработал академик В.В. Виноградов, который выделил три типа устойчивых словосочетаний:
1. фразеологические сращения,
2. фразеологические единства,
3. фразеологические сочетания.
Фразеологическое сращение (идиома) – (фразеологические сращения называются также идиомами от греч. idios — собственный, свойственный) - это семантически неделимый фразеологический оборот, в котором целостное значение совершенно несоотносительно со значениями его компонентов. Известный знаток английской фразеологии Логан П. Смит писал об идиомах: «Их внутреннее содержание отражает жизнь людей в её простых проявлениях: благоразумное или глупое поведение, успех или неудача и прежде всего отношения между людьми – жизненные впечатления и чувства людей, интересующихся друг другом, одобрение и, чаще всего, Неодобрение, дружелюбие и враждебность, ссора и примирение, соперничество. Коварство, осуждение, наказание и тому подобное». В английском языке, как и в языках других европейских народов, являющихся наследниками античной культуры, много образных выражений, возникших у древних греков и римлян. Немало среди них и содержащих имена собственные: Pandora’s box «ящик Пандоры» (источник всяческих бедствий); Penelope’s web «ткань Пенелопы» (тактика оттягивания); Achilles’ heel «ахиллесова пята» (слабое место).
Фразеологическое единство – семантически неделимый и целостный фразеологический оборот, значение которого мотивировано значениями составляющих его слов. Неразложимость значения фразеологического единства возникает в результате слияния значений составляющих его слов в единое обобщенно-переносное значение (первый блин комом, высосать из пальца). Основное свойство фразеологических единств – реально существующая образность. Фразеологические единства допускают вставку других слов (положить (свои) зубы на полку). Фразеологические сращения и единства выступают как эквиваленты слов, нередко объединяются в одну группу, называемую идиомами.
Фразеологическое сочетание – это фразеологический оборот, в котором есть слова, как со свободным значением, так и с фразеологически связанным значением. Так, во фразеологическом сочетании закадычный друг слово «друг» имеет свободное значение, а «закадычный» – фразеологически связанное.
Дальнейшее изучение русской фразеологии лингвистом Н.И. Шанским, помимо намеченных В.В. Виноградовым трёх типов фразеологических оборотов (фразеологических сращений, единств и сочетаний), выявило наличие ещё одной группы – фразеологических выражений. В отличие от фразеологического сочетания во фразеологическом выражении нет слов с фразеологически связанным значением. В отличие от свободного сочетания слов выражение не образуется говорящем в процессе общения, а воспроизводится в готовом виде (всерьёз и надолго).
С точки зрения исторического формирования все русские фразеологизмы могут быть разделены на четыре группы:
1. исконно русские,
2. заимствованные,
3. фразеологические кальки,
4. фразеологические полукальки.
Заимствованные фразеологизмы – это иноязычные по происхождению устойчивые сочетания слов, употребляющиеся в русском языке без перевода.
По характеру заимствованные фразеологизмы делятся: на заимствованные из старославянского языка (ради бога, козёл отпущения) и заимствованные из западноевропейских языков без перевода (post scriptum (P.S.) – постскриптум – после написанного).
Устойчивые сочетания, образованные путём пословного перевода иноязычного оборота на русский язык называются фразеологическими кальками (синий чулок – blue stocking, англ.). В отдельную группу выделяются фразеологические единицы, содержащие топонимы. Многие из их хранят концентрированную информацию о былых эпохах, смене народов, миграциях и так далее. Так, например, в результате метонимического переноса значения слов (названия улиц) возник целый ряд фразеологических единиц в русском и английском языках: Feel Street - «английская пресса» (здесь находились редакции крупнейших газет); Downing Street - «правительство Великобритании»; «Harley Street» - врачебная профессия».
Фразеологическая полукалька – это когда часть компонентов фразеологизма переводится, а часть заимствуется без перевода (слова battre en были переведены глаголом пробить, а слово breach – брешь заимствованно). Широкой известностью пользуются в русском языке фразеологизмы из античной литературы и зарубежной классики (танталовы муки, «Много шума из ничего» (Шекспир).
Основную массу употребляющихся в настоящее время фразеологических оборотов составляют устойчивые сочетания слов исконно-русского происхождения (ищи ветра в поле, водой не разольёшь). Они возникли в русском языке или унаследованы из более древнего языка. В зависимости от времени появления исконно-русские фразеологизмы разделяются на три группы: общеславянские, восточнославянские и собственно русские.
Общеславянские фразеологизмы унаследованы русским языком из праславянского языка. Его распад произошёл в 5-7 веках. В подавляющем большинстве такие фразеологизмы известны во всех славянских языках и сейчас:
русский – водить за нос,
украинский – водити за нiс,
болгарский – водя за носа.
Восточнославянские фразеологизмы возникли в эпоху существования древнерусского (18-19 вв.) как свидетельство языковой общности предков русских, украинцев и белорусов. Эти фразеологизмы встречаются во всех восточнославянских языках:
русский – под горячую руку,
украинский – пiд горячу руку,
белорусский – под гарачую руку.
Собственно русские фразеологизмы появились в русском языке в эпоху раздельного существования русского, украинского и белорусского языков (в основном - 15 в.). Они являются специфической особенностью нашей речи и не встречаются, кроме случаев их заимствования из русского языка ни в одном из восточнославянских языков. Именно эти фразеологизмы характеризуют глубоко своеобразные и национальный характер фразеологической системы нашего языка.
Специфика русских фразеологизмов хорошо видна при сопоставлении с фразеологизмами других языков, соотнесённых с ними по смыслу. Например:
по-русски – делать из мухи слона,
по-польски – делать из иглы вилы,
по-чешски – делать из комара верблюда,
по-английски – делать из кротовины гору.
Это сопоставление свидетельствует об оригинальности фразеологии каждого языка, в том числе и русского. В языке находят своё отражение и одновременно формируются ценности, идеалы и установки людей, то, как они думают о мире и о своей жизни в этом мире, поэтому соответствующие языковые единицы представляют собой «бесценные ключи» к пониманию этих аспектов культуры. В русской фразеологии есть целые группы слов-символов.
Наиболее распространенными являются три группы:
наименования животных,
наименования цвета
и наименования частей человеческого тела.
Формирование слов-символов происходит при помощи метафоры. Ещё во времена язычества, когда был распространён тотемизм, люди символизировали окружающие человека вещи, предметы, явления; а значит, символику принимало слово-название. Наиболее наглядно это происходило в символизации животных. Наблюдая за ними, люди стали видеть в них человеческие качества. Одним животным приписывалась трусость (зайцу), другим – хитрость (лисе). Образ-символ, называющий животное, формировался под влиянием различных поверий. Поэтому могло существовать два или даже несколько мнений по поводу того или иного животного. Из них обычно побеждало то, которое ближе к народным массам.
По верованиям древних славян, заяц представляется, как образ чёрта. Встреча с ним считалась дурным предзнаменованием; но в русской фразеологии он вовсе не связан с нечистой силой, а лишь представляет трусость: заячья душа, труслив как заяц. Лошадь, игравшая в крестьянском хозяйстве на Руси важную роль – великая трудяга. Она символизирует это качество и во фразеологии: устал как лошадь. Символы-названия животных у многих народов совпадают, но вместе с тем у каждого народа своя система символов и своё отношение к различным животным. Если в русской фразеологии умственная ограниченность представлена бараном – смотрит как баран на новые ворота, то у немцев – как корова перед новыми воротами, а у болгар – смотрит как кошка в календарь.
Различие символов объясняется особенностями жизни каждого народа, его географическими условиями и так далее. В русской фразеологии получила отражение и народная символика цвета. У большинства народов отношение к белому и чёрному цвету сходно. И это нетрудно понять, так белый цвет – цвет дня, чёрный – ночи. Отсюда и связь белого цвета с добром, а чёрного со злом. Примерами могут послужить следующие фразеологизмы: белый день, чёрная зависть, чёрный список, держать в чёрном теле. Хотя у французов «белая ночь» означает ночь без сна. С 17 века, когда картографы стали оставлять на картах «белые места», то есть неизученные, неисследованные земли, возник фразеологизм «белое пятно». С различными цветами связаны такие фразеологизмы как «дать зелёную улицу» (обеспечить свободный проезд), видеть всё в розовом свете (представлять окружающее лучше, чем оно есть на самом деле).
Много слов-символов, означающих части тела. Они составляют треть всех представленных выражений во фразеологическом словаре русского языка А.И. Молоткова. Фразеологизм «с головы до пят» означает человека со всеми его особенностям, целиком и полностью. Символическое значение слова «голова» в русской фразеологии представляет всего человека. В одних случаях характеристика человека даётся прямо – «пустая голова», «умная голова»; в других метафорически – «дубовая голова». Другое символическое значение слова голова – это ум, рассудок. Фразеологизмы «потерять голову», «вылететь из головы», «морочить голову», «не идёт в голову», «вбить в голову» реализуют данное значение. Во фразеологизмах «свалиться на голову», «валить с больной головы на здоровую» голова символизирует объект, на который направляются все несчастья.
Существует множество фразеологизмов со словом «рука». В русском языке слово «рука» входит в состав двухсот фразеологизмов. Это связано с тем, что ещё с древнейших времён рука была орудием труда человека, средством общения людей. Наши предки осознавали понятие «иметь», прежде всего, как то, что находится в руках. В дальнейшем это проявилось в выражениях связанных со значением «иметь»: брать в свои руки, держать в руках, прибрать к рукам, не выпускать из рук. Без участия рук не обходится акт обмена, купли, продажи. Так, фразеологизм «из рук в руки» связан с обычаем передавать проданную скотину из рук в руки. Еще в середине 19 века одно из значений слова «рука» символизировала власть. Отсюда возникли фразеологизмы, дошедшие до наших дней: «быть у кого-то в руках», «кому-то на руку», «давать волю рукам», «иметь длинные руки».
С помощью слова рука характеризуют человека с точки зрения трудолюбия, умения, моральных качеств: «не покладая рук», «сидит сложа руки», «держать себя в руках» и др.
Особая группа фразеологизмов характеризует человека в определённом состоянии, в определённые моменты жизни: «из рук всё валится», «опускаются руки», «рука не поднимается», «быть связанным по рукам и ногам», «руки чешутся».
Довольно активно во фразеологии участвуют слова, называющие органы чувств (ухо, глаз, нос).
Фразеология русского языка насчитывает более 50 фразеологизмов со словами ухо. О внимательном слушании говорят фразеологизмы: «слушать своими ушами», во фразеологизмах «держать ухо в остро», «насторожить уши», «держать ушки на макушке» отражён образ насторожившегося животного. Об отсутствии реакции на услышанное говорят: «и ухом не шевелит». Уши – приёмник информации, в том числе и ложной: «нашептать в уши».
Когда человек слушает невнимательно, то говорят: «пропускает мимо ушей». Об отсутствии реакции на услышанное говорят: «и ухом не ведёт», «и ухом не шевелит». Некоторые фразеологизмы, включающие это слово, имеют значение предела: «влюбиться по уши». Способ наказания детей сохранился в выражениях «надрать уши».
Существует много выражений, в которых слово «глаз» получило особое, фразеологически связанное значение: «за красивые глаза», «глаза на мокром месте», «раскрыть глаза кому-то», «вырасти в чьих-то глазах», «для отвода глаз», «положить глаз на кого-то».
Довольно активно во фразеологии используется и слово «нос». Примерами могут служить фразеологизмы: «оставить с носом», «зарубить на носу», «говорить себе под нос», «воротить нос от чего-то», «не видеть дальше собственного носа», «клевать носом», «совать нос куда-то», «водить за нос», «с гулькин нос».
Культура каждого народа содержит особые системы, заметно отличающиеся от систем других народов. К ним относятся системы веса, длины, денежные системы. Эти системы на протяжении веков могут заметно изменяться; причём если в свободном употреблении наименование старых систем уже не используется, то они могут консервироваться, как бы окаменевать в составе фразеологизмов, которые служат верными указателями исконности. Фразеологизм от «горшка два вершка» носит шутливый характер. Вершок составлял 4,4 см, название это связано с фалангой пальца; поэтому рост человека не может равняться 8,8 см.
Мерой веса на Руси был пуд. Отсюда возник фразеологизм «съесть пуд соли с кем–то» (узнать хорошо). Рубль стал основной денежной единицей ещё при Петре I. Слово рубль активно входит в ряд исконно русских фразеологизмов: бить рублём – наказывать, как рублём подарить – сделать что–то приятное, гонятся за длинным рублём – искать лёгкого заработка.
В названиях исконно русских блюд и продуктов питания отразилась национальная культура.
Важнейшим продуктом на Руси был хлеб. Хлеб приобрел символическое значение чего–то крайне необходимого, стал символом достатка, заработка: отбивать хлеб у кого–то, есть даром хлеб и др.
Основным блюдом русской национальной народной кухни была каша. Слово «каша» входит в состав фразеологизмов: каша во рту (говорит непонятно), каши просят (рваные), каши не сваришь с кем–то (трудно сговориться), мало каши ел (о человеке не способном сделать что–то), заваривать кашу (затевать хлопотное, сложное дело), расхлёбывать кашу (распутывать сложное дело). Понимание национальной культуры происходит посредством лингвоспецифических слов. Важная роль отводится основному значению ключевых слов, включающих в себя культурный компонент. Через слова-символы и ключевые слова, входящие в состав фразеологизмов можно познать национальную культуру.
Во фразеологизмах (идиомах) находит отражение история народа, своеобразие его культуры и быта. Английские фразеологизмы очень разнообразны, они включают исконные и интернациональные словосочетания, английский фразеологический фонд имеет многовековую историю.
В английской и американской лингвистике более употребимым является не термин «фразеологическая единица» (phraseological unit), а так называемое «setexpression», что означает в сущности одно и то же, наравне с последним также используется понятие «идиомы» (idiom). В английском языкознании оно не имеет узкого значения фразеологического сращения, а обозначает все устойчивые выражения в целом.
К сожалению, в английской и американской лингвистической литературе мало работ, специально посвященных теории фразеологии. Но и в имеющихся самых значительных работах (A. Маккея, У. Вейнрейха, Л.П. Смита) не ставятся такие фундаментальные вопросы, как научно обоснованные критерии выделения фразеологизмов, соотношение фразеологических единиц и слов, системность фразеологии, фразеологическая вариативность, фразеообразование, метод изучения фразеологии и другие.
Также не ставится английскими и американскими учеными вопрос о фразеологии как о лингвистической науке. Этим и объясняется отсутствие в английском языке названия для данной дисциплины.
Наиболее распространенной классификацией английских фразеологических единиц является тематическая:
Следует отметить, что в английском языке фразеологических оборотов меньше, чем в русском. Связано это с тем, что английский язык менее эмоционален и экспрессивно окрашен. Сравним:
Фразеологизмы со словом «вода» | ||
№ | Русские фразеологизмы | Английские фразеологизмы |
Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу | Water down («поливать вниз») - сглаживать, смягчать | |
Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления | Blood is thicker than water («кровь гуще воды») - то есть свой своему брат | |
Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом | come hell or high water («наступит ад или высокая вода») - что бы ни случилось | |
Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести | a fish out of water («рыба вне воды») - не в своей тарелке | |
Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: бабушка надвое сказала | water under the bridge («вода под мостом») - прошлого не вернешь | |
Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе | ||
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе | ||
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать | ||
Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером | ||
Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи | ||
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий | ||
Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках | ||
Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события | ||
Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез | ||
Как в воду опущенный – печальный, грустный | ||
Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования | ||
Как две капли воды – очень похожи, неотличимы | ||
Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий | ||
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться | ||
Как с гуся вода – все человеку нипочем | ||
Много воды утекло с тех пор – много времени прошло | ||
Носить воду в решете – попусту тратить время | ||
Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство |
Изучение английского языка широко распространено в нашей стране. Хорошее знание языка, в том числе и английского, невозможно без знания его фразеологии. Знание фразеологии чрезвычайно облегчает чтение как публицистической, так и художественной литературы. Разумное использование фразеологизмов делает речь более выразительной.
С помощью фразеологических выражений, которые не переводятся дословно, а воспринимаются переосмыслено, усиливается эстетический аспект языка.
В рамках своего исследования мы решили сравнить русские и английские фразеологизмы, причём английские фразеологизмы нас интересовали и в подстрочном переводе, и в адаптированном к русской фразеологии.
Английский фразеологизм | Дословный перевод | Пример употребления английского фразеологизма | Русский аналог |
The patience of Job | Терпение Иова | You need The patience of Job to deal with customers like that. - Вам нужно ангельское терпение, чтобы иметь дело с клиентами. | ангельское терпение |
An old wives' tale | сказка старых жен | It is an old wives' tale that drinking milk prevents cold. - Это бабушкины сказки, что пить молоко предотвращает простуду. | бабушкины сказки |
A storm in a teacup | буря в стакане воды | This isn't a serious problem - just a storm in a teacup. - Это не является серьезной проблемой - просто буря в стакане воды. | буря в стакане воды |
In the twinkling of an eye | в мгновение ока | The new machine can do all the calculations in the twinkling of an eye. - Новая машина может сделать все расчеты в мгновение ока. | в мгновение ока |
One and all | Все вместе | I would like to invite you to dinner, one and all. - Я хотел бы пригласить вас на обед, всех до одного. | все до одного |
Beyond price | Бесценный | Her paintings are beyond price. - Её картинам цены нет. | цены нет |
Из сравнения логично сделать вывод о том, что при переводе с английского языка на русский (так же, как и обратно) в большинстве случаев необходимо понимать образное, переносное значение фразеологизма и переводить не с помощью кальки, а используя аналогичное по значению выражения из русского языка (или наоборот).
Нашу таблицу можно продолжить и другими примерами, которые подтвердят слова российского лингвиста Аничкова Игоря Евгеньевича: «С помощью идиом, как с помощью различных оттенков цветов, информационный аспект языка дополняется чувственно-интуитивным описанием нашего мира, нашей жизни».
Русский фразеологизм | Английский фразеологизм | Дословный перевод | Значение фразеологизма |
Баклуши бить | To twiddle one’s thumbs | Бить баклуши чьими-то пальцами | Бездельничать |
Бедный, как церковная крыса | As a poor as a church mouse | Бедный, как церковная мышь | Очень бедный |
В интересном положении | In the family way | В интересном положении | Быть беременной |
Сыпать соль на рану | To rub salt into someone’s wounds | Сыпать соль на чьи-то раны | Досаждать кому- либо |
Старо как мир | As old as Adam; old as the hills | Старый как Адам; старо, как мир | Давно известно |
Чем чёрт не шутит | You never can tell | Всякое бывает | Всё может быть |
Бальзам на душу | Music to someone’s ears | Музыка для чьих-то ушей | Говорить кому-то что-то приятное |
После дождичка в четверг | When pigs fly | Когда свиньи летают | Никогда |
Бросить перчатку | To throw down the gauntlet | Чтобы бросить вызов | Вызвать кого-нибудь на спор, соревнование |
Водить за нос | To lead someone up to the garden path | Вести кого-то по садовой дорожке | Обманывать кого- либо |
Витать в облаках | To have one’s head in the clouds | Иметь одну голову в облаках | Блаженно грезить, фантазировать невесть о чем |
Душа в пятки ушла | To have one’s heart in one’s boots | Впасть в уныние | Человек перетрусивший, испугавшийся |
Жить как кошка с собакой | To lead a cat and dog life | Вести кошачью и собачью жизнь | Постоянно ссориться |
Забот полон рот | To have one’s hands full | Иметь свои полные руки | Быть очень занятым |
И глазом не успел моргнуть | Before you can say Jack Robinson | Прежде чем вы можете сказать Джек Робинсон | Всё происходит очень быстро |
У чёрта на куличках | In the middle of nowhere | Неизвестно в каком месте | Быть, находиться, располагаться где-то далеко |
Глаза полезли на лоб | One’s eyes nearly popped out of one’s head | Глаза почти выскочили из головы | Быть чрезвычайно удивлённым по поводу чего- либо |
В начале своей работы мы неоднократно подчеркивали образность фразеологизмов, как их неотъемлемую составляющую. Проведенное исследование позволяет говорить об образности и русских, и английских фразеологизмов. Вместе с тем, считаем нужным отметить следующее:
В заключение своей работы мне хочется поделиться наблюдениями, сделанными в среде моих одноклассников. Им были предложены десять фразеологизмов, значение которых нужно было определить
Результаты представлены в диаграмме:
Как видно из диаграммы, мои сверстники в большей степени знакомы с эмоциональными и разговорно-бытовыми фразеологизмами. Мы предположили, что причиной этому стало большое количество времени, проводимое подростками в социальных сетях Интернета, что само по себе не предусматривает образность и многозначность используемых речевых оборотов. Возможно, мы ошибаемся, поэтому употребление фразеологизмов станет темой следующего исследовательского проекта.
Список использованной литературы
Содержание
Горячо - холодно
Одеяльце
Ёжикина Радость
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Соленая снежинка