Каждому человеку интересно узнать о происхождении и значении своей фамилии. Сегодня можно получить информацию о происхождении фамилии онлайн — для этого существует сайт. История возникновения каждой фамилии содержит тайны, что кроется в каждой из фамилий, какова её жизненная история, как она была образована. Это оригинальный шифр рода, в котором содержаться ценные знания о корнях семьи, её сути. Происхождение фамилии находится путём выделения слова-корня, на основе которого была создана фамилия, и определения того смысла, который это слово имело в те далёкие времена, когда фамилии только ещё создавались. Узнать происхождение фамилии зачастую непросто, так как все языки со временем изменяются. Возникают случаи, когда смысл слова, являющегося основой фамилии, изменился либо вовсе утерян. Кроме того, фамилии, в течение многих веков своего существования, могли быть изменены по желанию носителя или по чиновничьему произволу.
Целью дано работы является изучение особенностей образования французских и русских фамилий.
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz_osobennostey_obrazovaniya_russkikh_i_frantsuzskikh_familiy2.doc | 731 КБ |
МБОУ «Ликино-Дулевская гимназия»
«Сравнительный анализ особенностей происхождения французских и русских фамилий»
Выполнила:
ученица 9Б класса
Расулова Камила
Руководитель:
учитель французского языка
Стайкова Н.М.
2013.
Цель работы:
Содержание:
1. Введение...............................................................................................................4
2. Основная часть:
2.1 Образование французских фамилий.........................................................5
2.2 Образование русских фамилий...............................................................10
2.2.1 Фамилии, образованные от крестильных имен.........................11
2.2.2 Фамилии, образованные от мирских имен.................................14
2.2.3 Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ…....18
2.2.4 Фамилии, образованные от географических названий.............20
2.2.5 Фамилии потомков православного духовенства.......................22
3. Заключение.........................................................................................................26
4. Приложение……………………………………………………………………27
5.Список использованной литературы................................................................30
1.Введение
Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег. Все граждане нашей страны имеют фамилии. Фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении, браке. Но не все из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. Запомнив ее с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто раз навсегда данное и очень значимое для каждого из нас как ни странно это звучит, но до конца XVIII- середины XIX века большинство населения нашей страны фамилий не имело. Поначалу фамилии возникли у феодалов. Существовало наследственное землевладение, оно-то и привело к появлению наследственных имен, то есть, фамилий. Большая часть княжеских фамилий указывала на те земли, которые принадлежали феодалу. Так возникли фамилии Шуйский, Вяземский, Елецкий и др. Первые русские фамилии встречаются в документах, относящихся к XV веку. Но у большинства людей, населявших нашу страну, фамилий не было. Прозвища и отчества - вот что было, помимо имен, у наших предков.
Когда в России пало крепостное право, перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. Одним крестьянам давали полную или измененную фамилию их бывшего помещика, у других в фамилию превращали отчество, а у третьих - прозвище. Но процесс шел медленно, и нередко люди продолжали обходиться без фамилий. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: "Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом".
Само же слово "фамилия" - латинского происхождения. У римлян оно первоначально относилось не к супругам и детям, а только к рабам. Familia -совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Но по всей Европе это слово распространилось именно в значении "семья", "супруги". И в России слово фамилия поначалу употребляли в значении семья. В XVII-XVIII веках еще бытовало слово "прозвище": оно-то в те времена и обозначало, называло фамилию. И только в XIX веке слово фамилия приобрело свое второе значение, ставшее основным: "наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени".
Так что фамилия - это наследственное имя семьи, а часто и ее живая история. Но знаете ли Вы, откуда взялась и что означает Ваша фамилия, каково ее происхождение?
2.1Французские фамилии
Все началось в 1539 г. Тогда королевский ордонанс закрепил за каждым французом его семейное имя, кличку, прозвище, и под этим именем (и ни под каким другим) он и его потомки отныне и навеки должны были записываться в церковно-приходских книгах. Менять его по своей прихоти запрещалось.
23 августа 1794 г. Конвент, едва разделавшись с якобинской диктатурой, переиначил королевский ордонанс на гражданский лад и повелел, что «ни один гражданин не может носить иное имя или фамилию, нежели указаны в его свидетельстве о рождении». Тех же, кто под шумок революционных событий их изменил, обязали вернуться, так сказать, в первобытное состояние.
Как и во многих других случаях, от эксцессов революции спасла диктатура Наполеона. Первый консул железной рукой вводил послабления и компромиссы, и 1 апреля 1803 г. счастливым французам дозволили в исключительных случаях менять фамилии (и вот личные имена официально разрешили изменять только в середине 80-х годов нашего века, да и то, как мы увидим, с большими трудами). Зато запретили давать детям какие бы то ни было имена, кроме тех, что значатся в республиканском и католическом календарях, да еще имена исторических персонажей. Но и здесь, как положено в благоустроенном государстве, многое было оставлено на усмотрение властей. Например, как-то родителям отказали в праве назвать дочку Касандрой: исторических персонажей нужно было выбирать правильных...
Может, наши многочисленные Электроны, Первомаи и Авангарды, а также не столь многочисленные Даздрапермы (от «Да здравствует первое мая») и Лагшмивары («Лагерь Шмидта в Арктике») поприветствовали бы мудрый консерватизм Первого консула, умерившего произвол родителей: все-таки ни одну юную француженку не нарекли Мюратой или Талейраной и не было в 1806 году ни одного новорожденного Аустерлица. Правда, как-то в Гваделупе младенца в полном соответствии с наполеоновским декретом нарекли чем-то вроде Гос. пр. — аккурат из календаря, где этой пометкой — «государственный праздник» — сопровождаются многие даты (по-французски это, естественно, звучит по-другому, но не более лепо). Но всего, как известно, не предусмотришь, даже если ты Наполеон Бонапарт.
С известными послаблениями весь этот бонапартизм действует и до сих пор. Во всяком случае, фамилии при достаточных основаниях менять разрешают, но вот достаточны ли основания — решать чиновникам или суду. И процедура такого решения — советскому человеку в кошмаре не приснится. Задействованы государственная канцелярия, Министерство юстиции и столь высокий орган, как Государственный совет, который до отмены смертной казни нередко вмешивался даже в вопросы жизни и смерти. Может дойти дело и до высшей судебной инстанции.
Уважительных мотивов для смены фамилии у граждан в основном три. Первые два признаются государством почти безоговорочно: это неблагозвучный, смешной, оскорбительный характер фамилии и ее «иностранность». Третий распространенный мотив — желание облагородить свою вполне приличную, но простоватую фамилию. К этому в Belle France тоже относятся с пониманием, хоть и не с таким безоговорочным.
Рассматривая (разумеется, не в смысле «решая» — где уж нам, а в смысле «разглядывая») заявления по первому из мотивов, поражаешься, сколько же в конце нашего века сохранилось не то что смешных или нелепых — откровенно непристойных, унизительных, оскорбительных фамилий (бывших крестьянских прозвищ). Специалисты считают, что 500 лет назад, когда королевский ордонанс «заморозил» фамилии, многие из них имели другое, более пристойное значение, и что за последние 500 лет оно изменились не в лучшую сторону. Например, печально известная во Франции фамилия Кошон («Свинья») — ее носил церковный прокурор на процессе Жанны д'Арк — видимо, означала тогда что-то вроде свинопаса (тоже, впрочем, не слишком почтенно по сравнению с пастухом — работой, считавшейся куда более сложной и квалифицированной). Некоторые фамилии отражали деревенские сплетни или оценки характера и морального облика («ведьма», «стерва»). Встречаются «Колбаса с кровью», «Коровий навоз», «Недоделанный», «Мул», «Поросенок»... И счастливые их обладатели меняют их только теперь, а некоторые и до сих пор не торопятся. Все-таки традиции, в том числе и семейные, во Франции, видимо, сила почти непреодолимая: «Эта фамилия была достаточно хороша для моего отца, значит хороша она и для меня...»
Вообще же выборочный список фамилий, с которыми решились, наконец, расстаться их носители, мог бы стать самым интересным местом статьи. Но автор просит извинить его: с профессиональной юности въелась привычка отличать печатное слово от других, непечатных, слов родного языка и, по возможности, не смешивать их. Можно лишь сказать, что те самые Свинья, Сука и Коровий Навоз были бы в этом списке едва ли не самыми невинными. Сравнительно скромный пример — что-то вроде «Бревна в заднепроходном отверстии» (прославленная элегантность французского языка позволяет сказать это в одно слово). Дальнейшее — молчанье...
Обосновывая просьбу о перемене подобной фамилии, граждане часто ссылаются на трудности и недоразумения, возникающие, когда приходится представляться по телефону, вызывая скорую помощь, полицию или пожарную команду. Более сильных аргументов для смены подобных фамилий, видимо, не находится.
Иногда, впрочем, носителей таких фамилий, даже заставляют менять фамилию против их желания. Например, когда семья хочет усыновить ребенка. Несколько лет длился судебный процес в связи с тем, что семье со сравнительно невинной, по французским меркам, фамилией (что-то вроде «Кочерыжка») не разрешали усыновить ребенка, объясняя, что нельзя обрекать невинное дитя на пожизненные насмешки из-за такой смешной фамилии. В газетах особенно возмущались подобным лицемерием: многие видные судейские носят фамилии вроде «Тряпье», «Отродье», «Рогоносец» — и не торопятся их менять.
В этом, может быть, и состоит самое странное (или самое интересное). Всего в год французы подают не более 500 заявлений о смене фамилии. Для сравнения только в городе Сиэтл (США), где подобных фамилий, в общем-то, не водится, в год меняют фамилии 5 000 человек. Вот они, культурные различия!
Но и из этих пятисот лишь треть фамилий меняют из-за неблагозвучия. Гораздо чаще (почти в половине всех случаев) ее меняют из-за «нефранцузского» звучания (это в основном еврейские фамилии, сегодня все чаще к ним добавляются арабские). Видимо, чужеземный дух оскорбляет сильнее непристойности. Но, с другой стороны, если в России смена фамилии по такому мотиву навлечет в лучшем случае насмешки, а порой и презрение, — во Франции это воспринимается как акт искреннего патриотизма и является в глазах государства самым уважительным мотивом. Французы, действительно, очень дорожат внешними признаками культурной идентичности и единства — именно они во многом и делают поразительно разношерстную Францию мононациональной страной.
Многие же просто хотят взять себе фамилию «поблагороднее», «познаменитее», вроде «Шанель» или «Ротшильд» (во Франции, видимо, она уже перестала звучать как иностранная). Это тщеславие в глазах суда и Государственного совета выглядит вполне невинным, хотя потакают ему далеко не всегда. Кто-то хочет взять фамилию кого-то из родственников, отличившегося в Сопротивлении и вообще при каких-то обстоятельствах павшего за Францию. Вполне почтенно и по возможности удовлетворяется.
Иногда происходит что-то и вовсе непонятное. Например, Жан Бланк («Белый») вдруг решает стать Жаном Науром («Черным»). Но обычно к таким капризам, равно как и к эстетическим предпочтениям относятся со всей строгостью. Как правило, власти считают их абсолютно неуважительным мотивом для смены фамилии. Как вполне официально разъяснялось, эстетические вкусы меняются с каждым поколением, а то и быстрее. Если идти у них на поводу — что останется от традиций и той же «национальной идентичности»?!
И уж совсем верный путь провалить дело — пожаловаться, что твоя фамилия дурно звучит на другом языке, особенно на английском. На такого безродного космополита обрушивается вся тяжесть французского патриотизма.
Но это с фамилиями. За личными именами контроль куда строже. И немудрено: ведь и у самих обладетелей, и у их родителей куда шире возможности для наглого произвола. Наполеоновский декрет, регламентирующий возможный выбор имен, до сих пор остается в силе. И все ради сохранения той самой культурной идентичности! Семьям отказывают в праве давать своим детям традиционные провинциальные имена. Одна бретонская семья 20 лет судилась с государством за право назвать ребенка бретонским именем. А тем временем безымянные дети остаются лишенными всех гражданских прав, включая право наследовать имущество или вступать в брак. В последнее время, правда, и здесь вышло послабление: разрешено давать традиционные местные имена «в порядке исключения». Порядок исключения определяют те же власти. Во время опросов 25% французов сочли, что и детям из мусульманских семей, если они хотят быть французскими гражданами, нельзя позволять носить мусульманские имена (не фамилии) — пусть, как и прочие добрые французы, черпают из тех же двух календарей да Плутарха с Гомером.
Но это, так сказать, конфликты идеологические. А случаются и чисто бюрократические — наследие того же наполеоновского указа. Например, девочку без всяких проблем можно назвать Сериз («Вишня») — записано такое имя в революционном календаре. И называют. А вот Ваниллой (Ванилью) — не моги. И это при том, что ваниль пользуется у французов куда большим почтением, чем простая вишня, — существует даже специальная лига гурманов, борющаяся за неприкосновенность этого продукта и запрещение всяких суррогатов вроде ванилина. Но продукт продуктом, а список списком. Родная вишня в революционных святцах значится, а ваниль, продукт экзотический, колониальный, добываемый рабским трудом, — нет. Ничто не помешает дать ребенку самое причудливое имя из двух календарей (а причудливых и, на обычный вкус, просто нелепых имен тому же революционному календарю не занимать). Но вот, чтобы назвать девочку англосаксонским именем Ванесса, одной семье пришлось судиться полтора года. Так что дело Конвента (как, впрочем, и его врага — Римско-католической церкви) живет и побеждает.
Но если оградить от чужеродных вторжений «генофонд» имени и фамилий французам как-то удается, то оградить его от обеднения — никак. Такова, видимо, генетическая судьба всех искусственно или естественно изолированных популяций. И сегодня французских патриотов беспокоит прискорбная,— чтоб не сказать грозная, перспектива:через два века из нынешних 250 тыс. французских фамилий 150 тыс. могут исчезнуть навсегда. А французам хочется не только унификации, но и разнообразия: знаменитое «единство во множестве» — золотая мечта просвещенного патриотизма. Так что, может, и кстати, что столь многим французам жалко расставаться со своим «Бревном в...». По крайней мере, это — свидетельство по меньшей мере пятисотлетней древности фамилии, чем может похвастаться не каждый граф... А с недоразумениями по телефону можно и смириться: в конце концов, скорую помощь или пожарную команду вызывают не каждый день...
Но во Франции естественные порывы родителей по наименованию своего детища сурово сдерживаются законом и столько же сурово действующим в демократической стране общественным мнением. А как ведут себя там, где этого давления нет?
Бельгийские исследователи решили выяснить, какими мотивами руководствуются родители, давая имена свои детям.
В родильном отделении одной из больниц Фландрии (а не франкоязычной Валлонии) они подробно расспрашивали матерей обо всем, что имело отношение к выбору имени для новорожденного: откуда им пришло в голову это имя, знают ли они лично людей с такими именами, как зовут их самих и знают ли они, почему им достались эти имена, как зовут их родителей, почему выбрали именно это имя, каких имен они не желали бы своим детям и т.п. Между прочим, повторяющихся имен было немного: на 69 мальчиков и 66 девочек пришлось целых 111 имен. Аналогичной статистики для России нет, но всякий интиутивно понимает, что у нас совпадающих имен было бы гораздо больше.
Откуда же берется разнообразие?
Давление христианского календаря на выбор имен ослабевает на Западе везде, кроме, может быть, той же Франции, где единственной альтернативой святцам являются просветительские фантазии Конвента. И в отличие от консервативной Франции бельгийцам, как и многим другим на Западе, хочется для своих детей имен «новых», оригинальных (не нам над ними смеяться: мы этой болезнью переболели сильнее, чем кто-нибудь, просто немного раньше). Больше всего имен родители «почерпнули» обычным образом: из личных контактов. Больше трети имен были выбраны из специальных «именников» — книг со списками всевозможных личных имен. 14% — из телевидения, 5% — из книг, по 3% — из журналов, газет и кинофильмов. Всего несколько имен были даны в честь родителей и несколько «придумали сами». Но на самом деле влияние телевидения на имена юных потомков Уленшпигеля может быть куда большим, чем кажется родителям, а влияние личных контактов — несколько меньше. Во всяком случае, на вопрос о том, кого еще они знают с подобными именами, почти половина мамаш смогла назвать только героев телеэкрана.
Но это источники. А как обстоит дело с мотивами?
44% — красивое имя (вспомним, как осуждается этот мотив в гордящейся своим эстетизмом Франции)
22% — коротко, просто (см. выше);
17% — согласуется с именами других наших детей (представляете себе такой мотив во французском суде?);
15% — оригинально (опять же, см. выше)
14% — хорошо сочетается с фамилией;
11% — из-за его значения;
8% — легко и удобно произносить;
7% — звучит по-фламандски;
7% — его не переиначишь;
6% — так зовут кого-то из членов семьи;
6% — создает благоприятный образ;
5% — нам нравятся французские имена;
4% — не слишком современно.
Очевидно, что эстетические мотивы не то что преобладают, а чуть ли не подавляют все остальные при выборе имени для ребенка. В сумме они занимают процентов 80%.
И здесь обнаружился весьма любопытный разрыв между поколениями. Среди молодых мам меньше половины знали о причинах, которыми руководствовались их родители, выбирая имя для них, и меньше трети — резоны для выбора имени их мужей. Но у тех, кто знал, это чаще всего были семейные традиции, затем влияние средств массовой информации — тот самый благоприятный образ. А ныне — сплошное «"сделайте мне красиво». В декадентские времена изволим жить...
Не менее любопытны причины, по которым имена отвергаются.
Англо-американские имена — 21%
Старомодные — 19%
Отрицательный образ в СМИ — 18%
Слишком распространенные — 16% Иностранные имена вообще — 14 (а где-то еще беспокоятся о нашем антиамериканизме! Лояльный член НАТО, Европейского сообщества, Атлантической цивилизации и чего там еще — а американских имен не любят на целую треть больше, чем просто иностранных!)
Длинные имена — 14%
Фламандские имена — 12% (предпочитали имена, «звучащие по-фламандски», как мы помним, лишь 7%)
Французские имена — 9% (при всех противоречиях между валлонами и фламандцами, французские имена отвергаются не только реже, чем иностранные имена вообще, но и реже, чем типично фламандские! Нам бы их национальные конфликты!)
Труднопроизносимые имена — 9%
Традиционные имена — 8%
Имена, кончающиеся на «у» — 8% (фактически, те же англо-американские имена).
Любопытно, что в неприятии имен чисто эстетические мотивы играют куда меньшую роль, чем в их предпочтении. Лишнее подтверждение известного психологам и социологам факта, что положительный и отрицательный выбор регулируются разными психосоциапьными механизмами.
Любопытно, что, как показал опрос, англо-американские имена при их общей непопулярности весьма популярны у наименее образованных родителей. Здесь можно провести аналогию с нашими многочисленными в прошлом Арнольдами, Артурами, Альбертами. Правда, эти имена были популярны в основном не у необразованных родителей, а, скорее, у тех, кого было принято называть «интеллигентами в первом поколении». Телевидения тогда не было, зарубежных фильмов тоже смотрели немного, и, людям малообразованным просто неоткуда было почерпнуть эти имена. Людям же, только начавшим приобщаться к мировой культуре, эти имена казались и престижными, и эстетичными, и «неизбитыми». Некоторое время назад крен был дан в другую сторону. Автора этих строк его знакомые иностранцы, много ездившие по России, уверяли, что мало где в мире сегодня репертуар имен, особенно женских, так невелик, и мало где можно встретить в одной комнате или одном учреждении так много людей с одинаковыми именами. Сегодня, кажется, эта тенденция вновь переламывается, но уже не за счет иностранных имен, а, в основном за счет имен, долгое время считавшихся «устаревшими» или «простонародными». Но, насколько можно судить, в оборот возвращено совсем немного старых имен, да и те в основном пока мужские. «Опрощать» девочек побаиваются. И это различие — тоже весьма любопытная характеристика нынешних особенностей нашей культуры.
2.2Русские фамилии
По мнению ученых-антропонимистов, российские фамилии можно разделить на следующие основные группы:
2.2.1 Фамилии, образованные от крестильных имен:
ПЕТРОВ
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Петров произошла из центральных областей России и входит в число древнейших русских фамилий, которые известны с XVI века. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Петров принадлежит к древнейшему типу исконно русских фамилий, образованных от полной формы крестильного имени.
Подавляющее большинство русских фамилий образовано от христианских православных имен, содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала, чтобы ребенка называли не просто как-нибудь, а в честь того или иного святого, т.е. легендарного или исторического лица, почитаемого церковью в строго определенный день года. Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии. Византия заимствовала ее у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство личных имен, т.е. имен христианских, заимствовано из древнееврейского, древнегреческого и латинского языков.
Так, например, имя Петр, от которого образована фамилия Петров, в переводе с древнегреческого языка означает "камень, скала". Имя Петр вошло в православный именник в честь носивших это имя святых: апостолов (именины отмечаются 16 января, 29 и 30 июня), святителей (именины - 9 января, 3 мая, 24 августа, 10 сентября, 5 октября, 21 декабря), священномучеников (им. - 4 октября, 25 ноября), мучеников (12, 13, 22, 26 января, 24 марта, 18 мая, 9 августа, 3, 23 сентября, 28 декабря), преподобных (1 февраля, 23 мая, 12, 30 июня, 1 июля, 13 сентября, 9 октября, 25 ноября), праведников (23 мая, 22 сентября).
ПЕТРОВ < ПЕТР - КАМЕНЬ", "СКАЛА" (древнегреч.)
Фамилия Петров - одна из 10 самых частых в России (на некоторых территориях до 6-7 человек на тысячу). Особенно большое распространение имя Петр получило в XVIII веке, когда это имя стали давать в честь императора Петра I.
Фамилии, образованные от полной формы имени имела в основном социальная верхушка, знать, или семьи пользовавшиеся в данной местности большим авторитетом, представителей которых соседи уважительно звали полным именем, в отличие от других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами.
Так, например, в исторических документах XVI-XVII вв. многочисленны записи типа: "льготная, данная сольвычегодским денежным сборщиком и целовальником (выборная должность) Иваном Петровым Половым", 1577 г.; "купчая сольвычегодского посадского человека Михаила Петрова Бебекова на четверть земли...", 1613 г.; "купчая бывшего трапезника Пречистенской церкви Филиппа Петрова на часть земли починка в Пырской Едоме", 1617 г.; "Дело по челобитной служилого человека Василья Петрова Маркова-Киличеева о записи за ним поместий его отца в Ярославском уезде", 1610 г.
Уже в XVII веке известен и знатный дворянский род Петровых, а в середине XVIII века в родословных книгах различных российских губерний записано двенадцать самостоятельных дворянских родов, носивших эту фамилию.
ИЩУК
Фамилия Ищук принадлежит к древнейшему типу украинских фамилий, образованных от уменьшительной формы крестильного имени.
Подавляющее большинство фамилий, славянского происхождения образовано от христианских православных имен, содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала, чтобы ребенка называли не просто как-нибудь, а в честь того или иного святого, т.е. легендарного или исторического лица, почитаемого церковью в строго определенный день года.
Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии. Византия заимствовала ее у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство личных имен, т.е. имен христианских, заимствовано из древних языков.
Процесс образования украинских фамилий начался уже в XIV веке, это обусловлено тесными контактами Украины с европейскими народами. Поэтому и сами украинские фамилии близки по звучанию к естественной антропонимической модели и отличаются большим разнообразием типов.
На Западной Украине к XIV веку распространенным типом фамильного прозвища стали прозвища с патронимическим суффиксом -ук, -юк. Этот суффикс первоначально означал молодых людей, обычно сыновей, а иногда и учеников мастера.
Фамилия Ищук возникла на территории сегодняшних Винницкой, Житомирской, Киевской, Львовской, Ровенской и Хмельницкой областей Украины и известна уже с начала XV века.
Имя Исько, от которого образована фамилия Ищук является распространенной в XIII-XVII вв. в этих землях уменьшительной народной формой крестильного имени Иосиф.
ИЩУК < СЫН ИСЬКО< ЙОСИП < ИОСИФ
Имя Иосиф в переводе с древнееврейского языка означает "Божья награда". Это имя вошло в православный именник в честь Святого праведного Иосифа (Прекрасного), жившего за 1700 лет до Рождества Христова (именины /по старому стилю/ -13 апреля); а также особо почитаемых церковью, носивших это имя святых: святителей (именины -26 января, 7 мая, 15 сентября), священномучеников (11 мая, 3, 20 ноября), преподобных (14 января, 4 апреля, 28 августа, 9 сентября, 18 октября).
ДОРОЖКОВ
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Дорожков происходит из северо-западных областей древнерусского государства и известна с XVII века. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Дорожков принадлежит к характерному в основном для славян типу фамилий, образованных от уменьшительных форм крестильного имени. Подавляющее большинство фамилий образовано от православных, христианских имен, содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала, чтобы ребенка называли не просто как-нибудь, а в честь того или иного святого, т.е. легендарного или исторического лица, почитаемого церковью в строго определенный день года. Крестильные имена являлись таким образом обычными христианскими именами, но не славянского, а древнееврейского, арабского или древнегреческого происхождения. Но в быту в Древней Руси человека называли не только полным крестильным именем, а также (и чаще) одной из его производных форм, относящихся к типу имен, которые условно называются уменьшительными. В действительности такие имена были просто обиходными, или внутрисемейными.
Фамилия Дорожков образована от народной формы крестильного имени Дорофей. Имя Дорофей встречалось в официальной форме лишь в церковных документах. В быту же как правило употреблялись народные формы этого имени: Дорошко, Дорошка, Дороха, Дорох - от них и происходят соответственно Дорожков, Дорожкин, Дорохин, Дорохов (фамилии, сохранившие в написании первоначальное -ш Дорошкин и Дорошков встречаются гораздо реже). Популярность народных и уменьшительных форм крестильных имен привела к тому, что в XVI - XVIII вв., когда начался процесс образования российских фамилий, именно они и становились основой фамильного прозвища.
По традиции, после того как имя , крестильное или мирское, переходит в состав отчества и становится фамильным прозвищем, для окружающих во многих случаях становится непонятным смысл основы прозвища и нередко для толкования фамилии выбирается более понятная для современников основа. Так произошло с фамилиями Постовалов и Пустовалов, Сильвестров и Селиверстов, Дорошков (или Дорошкин) и Дорожков (Дорожкин), Арешкин и Орешкин и многими другими.
Имя Дорошко встречается в Писцовых книгах Новгородских пятин уже в XIII веке. Именно здесь в конце XVI века впервые и встречаются записи фамилии Дорожков (интересно, что имя Дорошка было распространено в восточной Руси - характерная для Поволжья фамилия - Дорожкин).
Имя Дорофей, которое в переводе с древнегреческого означает "Божий дар", вошло в православный именник в честь священномученика Дорофея, именины которого празднуются православной церковью 5 июня; мучеников (именины - 3 сентября, 7 ноября и 28 декабря) и преподобного (именины - 16 сентября).
Новгородское государство было, как известно, самым демократическим из всех древнерусских княжеств и земель. Именно на Новгородских землях и возникли первые ростки русского предпринимательства. Новгородские купцы и просто искатели приключений, разъезжая по всей Руси несли с собой и новгородские имена и прозвища, поэтому уже в конце XV - начале XVI вв. имя Дорошко и образованная от него фамилия встречаются в документах московских, тверских, костромских, вологодских и других земель.
2.2.2 Фамилии, образованные от мирских имен
МОЧАЛОВ
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Мочалов происходит из центральных областей древнерусского государства и известна с XVII века. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Мочалов принадлежит к широко распространенному типу древнейших славянских фамилий, образованных от мирских - нецерковных имен. В старину на Руси каждый человек имел два имени; одно, полученное ребенком при крещении, второе - нецерковное, "домашнее".
Имея официальное христианское имя, люди получали также мирские древнерусские имена: Медведь, Кобыла (имя родоначальника царской династии), Ворона, Телега, Лопата, Дуб, Орех, Болото, Кисель, Солома, Мочало (размоченные волокна липы), Рогожа и т.д. Все они не отражали каких-либо качеств их носителя, а были, как правило, обособленными от их первоначального значения. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту имени другого, "ненастоящего", с целью уберечься от "злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека.
Интересен и такой факт: в старину нередко крестили детей одинаковыми церковными именами и компенсировали это "родственными", но разными именами мирскими, например: Мочало и Пенька, Черенок и Чурбак, Кувшин и Ковш, Зуб и Клык, Томило и Истома и т.д. Также, если мирское имя отца было, например, Лыко, то и сыновьям своим он часто давал имена из этой же тематической группы лексики: Мочало, Пенька и пр. Так, например в "Ономастиконе" известного российского исследователя С.Б. Веселовского записан Григорий Дмитриевич Мочало Лыков, 1474-1492 гг.
Мирские имена существовали в России до окончательного их запрещения церковью в конце XVII века. Более того, древнерусские "домашние" имена нередко полностью подменяли собой имена крестильные, даже в документах выступая в качестве официальных именований. Неудивительно, что очень часто отчество сына записывалось не от крестильного, а от мирского имени отца.
В старинных документах XV-XVI вв. упомянуты: Василий Андреев Мочалов, крестьянин, 1479 г., Шуя; Константин и Степан Мочаловы, крестьяне, 1564 г., Олонец; Мария Мочалова, 1504 г., землевладелица; Васко Ондреев сын Мочалов, крестьянин Суздальский, 1579 г.
Популярность мирских имен была столь высока, что в результате к середине XIX столетия, когда процесс формирования русских фамилий практически завершился, оказалось, что фамилии, образованные от не церковных имен, составляют значительную их часть. Таким образом, несмотря на многовековое стремление церкви искоренить дохристианские традиции, многие из них дожили и до наших дней. Одним из таких памятников народного фольклора и древнейших русских обычаев, традиций является фамилия Мочалов.
ЧЕРНОМЫРДИН
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. История фамилии Черномырдин начинается в XIV веке в юго-западных областях древнерусского государства. Разумеется, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Черномырдин принадлежит к широко распространенному типу донских фамилий, образованных от мирских имен.
В старину на Руси каждый человек имел два имени: к имени, полученному при крещении, добавлялось второе, называемое "мирским" или не церковным. Роль мирских имен часто выполняли и личные прозвища. Особенное распространение такие "прозвищные" мирские имена получили в южнорусских землях. Преобладание фамилий, основами которых являются имена-прозвища, описывающие внешность или характер человека, является отличительной особенностью донских фамилий: они составляют в этом регионе более половины всех фамилий (в то время, как в среднем по России, основная масса фамилий образована от различных форм церковных имен).
По своему многообразию донские фамилии, образованные от прозвищ, не имеют себе равных. Причины этого лежат в глубокой древности российской истории. В казачестве, при образовании прозвищ, первостепенную роль играли индивидуальные признаки: внешность, манера поведения, внутренние качества. Признаки наследственные: происхождение из определенной местности и определенной семьи - были оттеснены на второй план.
Исторически это явление легко объяснимо: донское казачество, образовавшееся на территории "Дикого Поля" (Курск, Воронеж, Саратов), состояло из смелых и независимых удальцов, не желавших жить в постоянной зависимости от князей и бояр, а потому вынужденных бежать из центральных русских земель. Поэтому основная часть русского казачества вынуждена была в целях безопасности скрывать свое происхождение и наследственные имена. В результате этого возникло огромное количество типично донских, как правило, двухсоставных фамилий: Черномырдин, Чернопятов, Белобородов, Белоусов, Виножадов, Вислоусов, Долгоногов, Долгопятов, Долгошеев. Значение некоторых из них понятно и сегодня. Но большинство древнейших фамилий сохраняет черты древнерусского языка и различных диалектов, непонятных современному человеку.
Слово "черный" в старину означало, кроме современного значения, также "темный", а "мырда" - диалектное курско-воронежское произношение слова "морда, лицо". Таким образом, сегодня древнерусское прозвище "черномырдый" или "черная мырда" прозвучало бы как "смуглолицый". Различие древнего и современного прозвища, указывающего на смуглого человека, не связано с отсутствием хороших манер у наших предков. Деление русского языка на литературный и "народный" произошло лишь в XVIII веке, когда в среде петербургской аристократии стал популярен "высокий штиль", требовавший употребления лишь возвышенных эпитетов. Но древнейшие русские фамилии возникли во времена, когда не существовало подобных проблем, поэтому в их основе сохранились употребительные в XV-XVII вв. имена и прозвища донских удальцов, искавших пусть опасной и полной лишений, но свободной жизни. Таким памятником древнерусского языка и народного фольклора и является древняя донская фамилия Черномырдин.
ОДИНЦОВ
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Одинцов происходит из центральных областей древнерусского государства и известна с XVII века. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Одинцов относится к интереснейшей группе русских фамилий, образованных от внутрисемейных имен.
Такое имя ребенок получал только от родителей и это единственный признак, по которому внутрисемейные имена отличаются от прозвищ, дававшихся обычно друзьями или соседями. Конечно, не у всех детей было внутрисемейное имя в дополнение к официальному, но если ребенок получал такое имя, то, как правило, оно употреблялось чаще крестильного, закрепляясь за человеком на всю жизнь в качестве дополнительного, мирского имени.
Самую многочисленную группу среди фамилий, образованных от внутрисемейных имен, данных ребенку в связи с обстоятельствами рождения, составляют фамилии, основами которых является имя, означающее, каким по счету в семье родился ребенок. Среди фамилий этого типа общеизвестные: Одинцов, Третьяков, Шестаков и редкие: Третилов, Пятаков, Шестунов, Семяхин, Осмехин, Осьмаков.
Фамилия Одинцов образована от имени Одинец, данного сыну, родившемуся первым по счету в этой семье. Имя Одинец было очень популярно во всех сословиях на всей территории расселения восточных славян. Так, например, в древнейших архивах упомянуты: Акинф Семенович Одинец Москотиньев, боярин, 1470 г.; князь Иван Федорович Одинец Гагарин, начало XVI в.; Андрей Иванович Одинец, боярин, вторая половина XVI в.
Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту имени другого, "ненастоящего", с целью уберечься от "злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека. Более того, древнерусские "домашние" имена нередко полностью подменяли собой имена крестильные, даже в документах выступая в качестве официальных именований. Неудивительно, что очень часто отчество сына записывалось не от крестильного, а от мирского имени отца: в 1601 г. в Новгороде записан Федор Афанасьевич Одинцов; в "Актах Московского государства" (т.11) в 1643 г. - Иван Одинцов, Костромской посадский. От Акинфа Семеновича Одинца Москотиньева ведет свою родословную и древнейший боярский (дворянский) род Одинцовых.
Популярность мирских имен была столь высока, что в результате к середине XIX столетия, когда процесс формирования русских фамилий практически завершился, оказалось, что фамилии, образованные от не церковных имен, составляют значительную их часть. Таким образом, несмотря на многовековое стремление церкви искоренить дохристианские традиции, многие из них дожили и до наших дней. Одним из таких памятников народного фольклора и древнейших русских обычаев, традиций является фамилия Одинцов.
РЮМИН
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Рюмин произошла из северо-восточных областей древнерусского государства и известна с XVII века. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Рюмин относится к редкой и необычной группе русских фамилий, образованных от внутрисемейных имен. Внутрисемейное имя ребенок получал только от родителей, и это единственный признак, по которому внутрисемейные имена отличаются от прозвищ, которые обычно присваивались соседями. Конечно, не у всех детей было внутрисемейное имя в дополнение к официальному крестильному, но если ребенок получал такое имя, то, как правило, оно употреблялось чаще крестильного, закрепляясь за человеком на всю жизнь.
На всей территории Древней Руси были широко распространены такие имена-обереги, как Злоба, Плакса, Некрас, Немир, Нелюб, Дур, Дурас, Чертан и т.д. Считалось нет лучшей защиты для ребенка от какой либо беды, чем имя-оберег, охраняющее его. Так, имена Дур, Дурак, Дурас давались в уверенности, что это имя будет залогом того, что их малыш вырастет умным человеком, а то и просто убережет его от глупых поступков; Некрас - вырастет красивым, Нелюб, Немил - будут любимы близкими; Чертан и Сатана - будут защищены от нечистой силы.
Но, помимо общерусских имен, существовало и множество имен диалектных, распространенных лишь в определенных областях России. Так, например, в северо-восточных говорах Древней Руси (Рязань, Суздаль, Владимир) было очень распространено внутрисемейное имя Рюма, то есть "плакса, нытик". В XIV-XVI вв. северо-восточные русские земли были приграничными и постоянно подвергались набегам от соседних кочующих народностей. В среде местного населения, привыкшего жить в условиях частых нападений врага, существовал культ сильного мужчины-воина. Поэтому в этих областях были очень распространены "охранительные" имена, которые по мнению родителей являлись гарантией того, что их ребенок вырастет сильным и мужественным. Так, например, в "Актах Московского государства" в 1586 г. записан рязанский вотчинник Ондрей Рюмин сын Сабурова, в 1609 г. - Пятой Рюмин во Владимире. Помещику Богородского уезда Московской губернии Николаю Рюмину Россия обязана появлением славного купеческого рода Морозовых, родоначальником которого был бывший крепостной Рюмина - Савва Морозов, получивший от своего хозяина первоначальную поддержку, а позднее и "вольную". .
В процессе заселения Севера России, которое осуществлялось выходцами из северо-восточных княжеств, мужское имя Рюма получило распространение и в Костромской, Вологодской, Архангельской областях. Сегодня фамилия Рюмин нередко ошибочно считается "северной" фамилией. Принятая форма именования в Древней Руси выглядела так: Иван Петров сын Рюмин: здесь "Петров сын" - указание на имя отца, а "Рюмин" - отчество отца, образованное от мирского имени деда, так называемое "дедичество", то есть, при записи "полного имени" Ивана мало кто знал, как звался его дед в крещении, но все помнили его под именем Рюма.
С началом процесса образования фамилий, именно эти необычные мирские имена в первую очередь стали выполнять функции фамильных прозвищ, а, передаваясь из поколения в поколение, превратились в фамилии. Возможно, некоторые из записей XVI-XVII веков отражают еще дедичества, но учитывая тот факт, что уже в начале XVIII века мирские имена полностью вышли из употребления, можно утверждать, что история каждой фамилии Рюминых имеет протяженность не менее трех столетий, а это немало если учесть, что первые русские фамилии стали появляться лишь в XVI веке, а само название "Русь" стало известно человечеству менее двенадцати столетий назад.
2.2.3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ
СИДЕЛЬНИКОВ
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Сидельников происходит из центральных областей древнерусского государства и известна с XVII века . Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Сидельников имеет очень интересную историю происхождения и относится к распространенному типу древнейших русских фамилий, образованных от прозвищ, связанных с профессиональной деятельностью одного из предков.
Такие "профессиональные" прозвища существовали на Руси с незапамятных времен, а после принятия христианства, то есть с появлением обязательных крестильных имен, выполняли роль дополнительных прозваний, и в официальных документах помогали выделить конкретного человека в массе людей, носивших такое же крестильное имя, а в обиходе нередко полностью заменяя крестильные имена, которые были менее многочисленны и поэтому часто повторялись. Эти прозвища дополняли крестильные имена и, в некотором смысле, выполняли роль фамилий до середины XVIII века.
Сидельником или седельником (до XVIII века не было выработано единых общих правил правописания в русском языке, и, при оформлении документов, безударная -е обычно записывалась как -и; поэтому такое написание фамилии, как правило, говорит о древнем происхождении фамилии) на Руси звали мастера, изготавливающего конную упряжь, седла и т.д. Так, например, в 1504 году упоминается "Филимон, искусный сидельник при дворе Великого Князя".
Принятая форма именования в Древней Руси выглядела так: например, Иван Петров сын Сидельников - здесь "Петров сын" - указание на имя отца, а "Сидельников" - отчество отца, образованное от прозвища деда, так называемое "дедичество", то есть при записи "полного имени" Ивана мало кто знал, как звался его дед в крещении, но все помнили, что он был мастером-сидельником. Неудивительно, что отчество сына нередко записывалось не от крестильного имени, а от профессионального прозвища отца или деда. Так, например, в "Архивах московских приказов" в 1623 году записан Иван Федоров сын Сидельников; в картотеке известного историка Чулкова Н.П. в первой половине XIX века в Сызранском уезде упоминается подпоручик Сидельников.
Древнерусское слово "сидельник", да и другие профессиональные прозвища, ныне воспринимаемые нами как анахронизмы, в древние времена произносились не менее уважительно, чем сегодня - хирург или летчик.
В условиях, когда основная часть хозяйств на Руси имела "натуральный" характер, а понятие "образованный" для большей части населения просто не существовало, мастера-ремесленники сильно выделялись из общей массы крестьян и пользовались в народе большим уважением, а потому и прозвище это быстро приживалось в применении к их потомкам. И, даже если их дети не имели такой профессии, тем не менее оставались Сидельниковыми и очень этим гордились.
МИРОШНИЧЕНКО
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории Украины и России. История фамилии Мирошниченко начинается в XIV веке в юго-западных областях древнерусского государства. Разумеется, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Мирошниченко принадлежит к древнейшему типу славянских фамилий, образованных от названия профессии. Профессиональные прозвища существовали на Руси с незапамятных времен, а после принятия христианства, то есть с появлением обязательных крестильных имен, выполняли роль дополнительных прозваний, в официальных документах помогая выделить конкретного человека в массе людей, носивших одинаковое с ним крестильное имя.
Естественно, фамилии такого типа возникали прежде всего в средних слоях общества - в среде купцов, ремесленников и мастеровых. Но иногда, причем уже в XVI веке "профессиональные" фамилии получали и представители дворянства.
Помимо общей для всех "профессиональных" фамилий, фамилия Мирошниченко имеет и свою собственную очень интересную историю. В южнорусских областях (Курск, Воронеж и Ростов-на-Дону) и на востоке Украины (т.е. в донском и слободском казачестве) "мирошником" называли мельника. Именно здесь и возникло фамильное прозвище Мирошниченко. Об этом напоминают и сохранившиеся до настоящего времени в Харьковской и Вологодской областях села с названиями Мирошники и Мирошниковка.
Во времена Киевской Руси патронимический суффикс -енко, ныне ошибочно называемый украинским, у южных славян означал "маленький" или "сын такого-то", то есть Мирошниченко буквально понималось как "сын Мирошника". В XIII-XV вв. немалая часть фамильных прозвищ, записанных на Украине, в южных землях Белой Руси и на юго-западе Московской Руси была образована при участии этого суффикса. Лишь позднее, в XVI-XVIII вв. в этих землях возобладала, ставшая официальной, поздняя великорусская форма фамильных прозвищ на -ов/ев и -ин. С этим и связана распространенность фамилий с суффиксом -енко на Украине, а также юге Белоруссии и России. Позднее древний суффикс -енко перестал пониматься буквально и сохранился лишь в качестве фамильного.
В среде казачества ремесла были не в особой чести. Исключение составляли уважаемые среди казачества профессии: мельник (мирошник), кузнец и кожемяка. По этой причине дети мирошников очень часто оставляли профессиональное прозвище отца в качестве фамильного прозвища всей семьи; это подчеркивало их происхождение и повышало социальный статус. Древнее южно-славянское слово "мирошник", да и другие профессиональные прозвища, ныне воспринимаемые нами как анахронизмы, в старину произносились не менее уважительно, чем сегодня - хирург или летчик. В условиях, когда основная часть хозяйств имела "натуральный" характер, а понятие "образованный" для большей части населения просто не существовало, мастера-ремесленники и любые специалисты сильно выделялись из общей массы крестьян и пользовались в народе большим уважением, а потому и "фамильное" прозвище быстро приживалось и в применении к их потомкам. И, даже если их дети не имели к этой профессии никакого отношения, тем не менее сохраняли за собой фамилию Мирошниченко и очень этим гордились.
2.2.4. Фамилии, образованные от географических названий
КОСТРОМИТИН
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Костромитин происходит из центральных и северо-восточных земель древнерусского государства и известна с XVI века. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Костромитин происходит от древнейшей формы славянских фамильных прозвищ, образованных от географического названия местности, выходцем из которой являлся один из предков.
Во времена, когда фамилий не существовало, такой тип прозвищ наиболее четко обозначал нового человека, появившегося в среде местных жителей, поэтому именно такие прозвища раньше всего начали выполнять роль фамильных, то есть семейных имен.
Фамилии, восходящие к географическим названиям, принадлежат к одной из групп наиболее древних русских фамилий; некоторые из них прослеживаются вплоть до XV века. Доля дворянских и знатных фамилий в этой группе гораздо больше, чем в любой другой. Такие прозвища, как и нецерковные имена, выполняли долгое время роль второго, мирского имени.
Фамилии на -итин характерны для Московского государства XV-XVI вв., они образованы от названий городов: Костромитин, Болховитин, Москвитин, Боровитин, Веневитин, Вереитин, Костромитин и др. Первоначально, такие прозвища указывали на наименование города, где прежде жил или служил человек. Такие фамилии полностью повторяют перечень городов, входивших в состав Московского государства в этот период, тем самым указывая и на время возникновения самих фамилий. Сын обычно получал отчество с -ов (Костромитинов), но так как окончание -ин совпадало с окончанием многих отчеств (становившихся и фамилиями), то его нередко принимали за уже оформленное фамильное прозвище и обходились без -ов.
Именования Костромитин(ов), Пермитин(ов) и т. п., в большинстве случаев, обозначали дворянина, зачисленного на военную службу по такому-то уезду, в котором он и получал землю, становясь помещиком. Для следующих поколений эти именования становились фамилиями. Дети, родившиеся уже на новом месте, тем не менее, получали по наследству прозвище предка именно потому, что такое прозвище однозначно определяло о какой семье идет речь.
Так, например, в "архивных списках по Сольвычегодскому уезду" записаны: Евдоким Савельев Костромитин, владелец трети Соловьевской земли, 1544 г.; сольвычегодский посадский человек Аврам (прозвище Пятой) Васильев Костромитин с братьями, владельцы на пожню в Пицком наволоке, 1606 г. В других исторических документах: Иринарх Костромитин, старец Саввина Сторожевского монастыря Феодосий Костромитин, старец, строитель Рождественского Пурдышевского монастыря.
Возможно, что записанное в XVI веке прозвище Костромитин является еще "дедичеством", т.е. отчеством отца, образованным от прозвища деда, но место, где позднее появилась и фамилия Костромитин, сомнений не вызывает.
МЕЗЕНЦЕВ
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Мезенцев произошла из северных и восточных областей России и известна с XVI века. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Мезенцев принадлежит к древнейшему типу русских фамилий, образованных от географических названий. Такой тип фамилий образуется от имен, данных тем или иным лицам в связи с местом их рождения, жительства или народностью.
Фамилии, восходящие к географическим названиям, принадлежат к одной из групп наиболее древних фамилий; некоторые из них прослеживаются вплоть до XIV века. Доля дворянских и знатных фамилий в этой группе гораздо больше, чем в любой другой.
"Мезенец" - житель или приезжий из селения с названием Мезень, Мезенский или Мезенское или любого из населенных пунктов, расположенных на реке Мезень. Интересно, что источником наиболее ранних "географических" прозвищ, как правило, является название не города или села, а реки, по сложившемуся названию которой был назван и один из населенных пунктов, расположенных на ней. Сейчас несколько селений с такими названиями существуют в Архангельской и Екатеринбургской областях. Причем, река Мезень находится в Архангельской области, а на Средний Урал эти названия попали вместе с переселенцами, приезжавшими, в основном, из северных районов России и приносившими с собой свои географические названия.
Такие прозвища дополняли крестильные имена и выполняли таким образом роль "мирских", т.е. нецерковных имен. Более того, мирские имена нередко полностью подменяли собой имена крестильные, даже в документах выступая в качестве официальных имен. Например, в различных исторических документах нередки записи прозвища "Мезенец", без добавления имени. Это прозвище сохранялось за человеком на всю жизнь, а передаваясь из поколения в поколение, получало статус фамильного прозвища и трансформировалось, впоследствии, в фамилию. Так, например, в "Ономастиконе" известного российского исследователя С.Б. Веселовского в 1596 году записан Мезенцев Кирилл Васильевич, г. Волхов.
Однако, распространенность фамилии Мезенцев, связана с тем, что немалая часть семей, носящих эту фамилию, получила ее при несколько других обстоятельствах. Такие фамилии относятся к типу самых необычных, поскольку возникли особым путем, и поэтому историками определяются как "искусственные фамилии"; они появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Такие фамилии образовывались: от названия местности, города или села, откуда прибыл ученик, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений.
Самую многочисленную группу семинарских фамилий составляют фамилии "географические". Сравнительно не многие фамилии из них произведены от имен епархиальных и вообще больших городов, так как не было оснований при большом числе учеников - уроженцев этих городов, давать кому - либо одному из них фамилию, по имени общего для них всех города, поэтому в основной массе семинарских "географических" фамилий, записанных в Российских Епархиальных Ведомостях, упоминается едва ли не больше половины общего числа российских сел и уездных городов. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение.
По окончании духовной семинарии ее выпускники далеко не всегда получали распределение в свою епархию, поэтому сегодня представители фамилии Мезенцев могут жить в любом регионе России.
2.2.5. Фамилии потомков православного духовенства
ГИЛЯРОВСКИЙ
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих вклад, внесенный ими в развитие российской культуры и государственности. История фамилии Гиляровский начинается в XVII веке в центральных и западных областях древнерусского государства и неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Гиляровский относится к типу самых необычных российских фамилий. Эта фамилия возникла особым путем, и поэтому историками определяется как "искусственная фамилия". Такие фамилии появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение.
Изобретательность людей, дававших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны и необычны, но и нередко очень живописны. Зачастую они давались вопреки традициям русской языковой культуры, поэтому легко узнаваемы в общей массе российских фамилий. Такие фамилии образовывались: от названия местности, города или села, откуда прибыл ученик, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений, от имен античных богов и героев и т.д. Семинаристы сложили остроумную формулу получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство".
Кроме того, необычайно популярны были и фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста. Как правило, они давались в качестве награды или наказания. Хотя мужество и жизнерадостность считаются в числе основных христианских добродетелей, тем не менее в духовной школе выше всего на практике ценилось смирение и послушание (Богобоязнов, Мягков, Мягкосердов, Долеринский /от лат. - скорбеть/, Липеровский /от греч. - печальный/). Сравнительно редко встречаются фамилии, указывающие на противоположные качества: Смелов, Неробеев, Веселов, Веселовский, Смехов, Забавин и их "латинские однофамильцы".
В их число входят и фамилии Гиляровский, Гиляров и Гилляров. Они образованы от латинского слова hilaris - "веселый". Маловероятно, что эти фамилии давались в качестве награды: веселый нрав и независимость в семинариях не только не ценились, но и, более того, - не поощрялись. "В миру" же, в среде образованных людей того времени, такие фамилии воспринимались, несомненно, как некий "Знак качества", подтвержденный к тому же "авторитетом" семинарской администрации.
По окончании духовной семинарии, ее выпускники далеко не всегда получали распределение в свою епархию, поэтому сегодня их потомки могут жить в любом регионе России. Дети священников, как правило, имели возможность получить хорошее образование, поэтому уже в конце XVIII века среди российских государственных деятелей, ученых и писателей представители этой фамилии встречаются очень часто. Одним из самых знаменитых представителей этой фамилии, несомненно, является Гиляровский Владимир Алексеевич (1853-1935), замечательный русский писатель и журналист, выдающийся исследователь истории России, нравов и обычаев русского народа.
УФИМЦЕВ
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Уфимцев происходит из восточных областей России и известна с XVII века. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Уфимцев принадлежит к древнейшему типу русских фамилий, образованных от географических названий. Такой тип фамилий образуется от имен, данных тем или иным лицам в связи с местом их рождения или постоянным местом их жительства, до переезда на новое место. Фамилии, восходящие к географическим названиям, принадлежат к одной из групп наиболее древних фамилий; некоторые из них прослеживаются вплоть до XV века.
Уфимцев, первоначально - отчество от прозвища Уфимец, т.е. "приехавший из Уфы" Такие прозвища дополняли крестильные имена и выполняли таким образом роль дополнительных прозваний. Во времена, когда фамилий не существовало, они помогали более точно выделить конкретного человека из числа людей, носивших одинаковое с ним крестильное имя и, поэтому, в первую очередь становились основами фамильных прозвищ.
Однако, большая распространенность фамилии Уфимцев, связана с тем, что немалая часть семей, носящих эту фамилию, получила ее при несколько других обстоятельствах. Такие фамилии относятся к типу самых необычных, поскольку возникли особым путем, и поэтому историками определяются как "искусственные фамилии"; они появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение. Такие фамилии образовывались: от названия местности, города или села, откуда прибыл ученик, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений.
Самую многочисленную группу семинарских фамилий составляют фамилии "географические". Сравнительно немногие фамилии из них произведены от имен епархиальных и вообще больших городов, так как не было оснований при большом числе учеников - уроженцев этих городов, давать кому - либо одному из них фамилию, по имени общего для них всех города, поэтому в основной массе семинарских "географических" фамилий, записанных в Российских Епархиальных Ведомостях, упоминается едва ли не больше половины общего числа российских сел и уездных городов; фамилии же, произведенные от названий губернских городов и просто крупных городов, означают большей частью пришельцев из других епархий.
Фамилия Уфимцев, среди множества других "географических" фамилий духовенства считается одной из самых распространенных. Очень интересна история ее появления.
Город Уфа основан в 1586 году. До 1859 года в Уфимской епархии (границы епархий совпадали с пределами губерний) не существовало архиерейской кафедры, поэтому молодые люди, желавшие учиться в духовной семинарии или, тем более, академии, были вынуждены уезжать в соседние губернии. Здесь же, выходцы из Уфы, будучи немногочисленными по сравнению с количеством семинаристов из местных жителей, нередко получали фамилию по названию своего родного города. По окончании духовной семинарии ее выпускники далеко не всегда получали распределение в свою епархию, поэтому сегодня их потомки могут жить в любом регионе России. Служители церкви и их дети получали хорошее, по тем временам, образование, поэтому уже в XVIII-XIX вв. века среди российских государственных деятелей, ученых и писателей встречаются представители этой фамилии. Так, например, известен Уфимцев Анатолий Георгиевич (1880-1936 гг.), выдающийся российский изобретатель. В 1900 году им было построено несколько первых авиационных двигателей российского производства, а более поздние его работы в области создания ветроэнергетических установок заложили основы создания советской ветровой электроэнергетики.
ПОКРОВСКИЙ
Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих вклад, внесенный ими в развитие российской культуры и государственности. История фамилии Покровский начинается в XVII веке в центральных областях России и неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Эта фамилия историками определяется как "искусственная фамилия". Такие фамилии появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Духовенство было единственной социальной группой в России, систематически вводившей в употребление искусственные фамилии. Эта практика началась в самом конце XVII века и продолжалась свыше двух веков. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение.
Поначалу искусственные фамилии служили просто для фиксации личности безымянных детей, но в дальнейшем создание таких фамилий стало повсеместной практикой. Они могли меняться запросто по одному только решению руководства духовного училища, семинарии или высшей духовной академии.
Фамилии, как правило, давались в качестве награды или наказания. Изобретательность людей, дававших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны, но и живописны. Такие фамилии образовывались: от названия местности, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений. Также пользовались популярностью фамилии, которые, давались с целью выделить поведение и моральные качества их носителей. Семинаристы сложили остроумную формулу получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство".
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установленный в середине XVIII века в царствование византийского императора Льва, в память чудесного явления Богоматери, распростершей над Царьградом свой покров - как небесную защиту города от осадивших его сарацин, принял у новообращенных христиан - славян своеобразную окраску. Из целого ряда вызванных этим праздником в представлении славян преданий особенно популярно было следующее.
В стародавние годы Богородица странствовала по земле, случилось ей зайти в одну деревню, где жили забывшие о Боге и обо всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия на ночлег - нигде ее не пустили. Услышал жестокосердные слова проезжавший в это время по небесной стезе над деревнею святой Илья-пророк - не мог снести он такой обиды, причиненной Деве Марии и на отказавших Божественной Страннице в ночлеге низринулись с неба громы-молнии, полетели огненные и каменные стрелы, посыпался град величиною с человеческую голову, полил ливень-дождь, грозивший затопить всю деревню. Всплакались испуганные нечестивые люди, и пожалела их Богородица. Развернула она покров и накрыла им деревню, чем и спасла своих обидчиков от поголовного истребления. Дошла благость неизреченная до сердца грешников, и растопился давно не таявший лед их жестокости: сделались все они с той поры добрыми и гостеприимными.
Поэтому на Руси издревле праздник "Святого Покрова" отмечался с особой торжественностью и пышностью, а в семинариях ученикам, которые выделялись своими успехами в науках и богословии и подавали большие надежды, нередко присваивалась фамилия, образованная от названия этого светлого праздника. Кроме того, фамилию Покровский обычно получал священник, служивший в церкви Покрова Святой Богородицы.
Дети священников, как правило, имели возможность получить хорошее образование, поэтому уже в конце XVIII века среди российских государственных деятелей, ученых и писателей представители этой фамилии встречаются очень часто.
Заключение:
Русские фамилии обычно образуется от личных имен, т.е. имен, данных тому или иному лицу, - к ним относятся как крестильные имена (т.е. имена, полученные при крещении), так и прозвища, даваемые человеку по его профессии, месту проживания или каким-либо другим признакам. В этом отношении русская традиция не отличается от традиций других европейских народов.
Но между русскими и западно -европейскими языками – например, французским – есть существенная разница в том, каким образом имя становится фамилией. Во французском языке индивидуальное имя может использоваться как фамилия без морфологического оформления. Примерами могут служить: Meunier (мельник), Carneille ворона) , Petit (маленький), Racine (Корень)
При выполнении это работы мы обращались во многие инстанции, такие как ЗАГС, паспортный стол. Так же мы пользовались различной литературой, телефонными справочниками, интересовались у различных людей, кто из них хотел бы поменять свою фамилию и какие причины могли этому послужить. К тому же строили графики, которые показывают процент людей, сменивших свои фамилии в период с 2006 по 2013год.
Благодаря нашей исследовательской работе, мы узнали много нового и интересного.
Приложение:
Исследование фамилий учащихся в гимназии.
В нашей гимназии 320 человек. Анализируя происхождения и частоту встречаемости, фамилии учеников можно отнести к таким категориям, как:
Воронова, Журавлева, Кукушкина, Курова, Орлова, Скворцов, Сорокин,
Волков, Баранова, Жуков.
Абгарян, Авакян, Гоппа, Дудник, Короткевич, Ляхоцкая, Мирзоян, Поляница, Рождественская, Самоткан, Сирота, Стайкова,.
Антонов, Викторова, Егорова, Иванова, Никитина, Семенова, Серегин.
Кузнецов.
Белова, Рыжов, Чернова.
Список использованной литературы:
Есть в осени первоначальной...
Свадьба в Малиновке
Золотая хохлома
Ах эта снежная зима
Почта