Об Олимпийских играх можно говорить бесконечно. И неудивительно. Ведь эти соревнования , которые проводятся раз в четыре года, не просто состязания в ловкости, мастерстве и силе. И не только метры, очки, секунды, фиксирующие достижения атлетов. Олимпийские игры- это целый мир, наполненный азартом борьбы, мир, в котором спортивные страсти накалены до предела, где счастье побед соседствует с горечью поражений и каждое событие мгновенно отзывается в сердце, сохраняясь в памяти на всю жизнь. У этих соревнований планетарного масштаба есть одно особенное свойство: именно они, как ни какие другие состязания, раскрывают характер человека, устремленного к победе, показывают чистоту его помыслов, силу воли и духа, умение в самой сложной ситуации владеть собой, сохраняя чувство собственного достоинства и благородство души. И мне захотелось побольше узнать об истории Олимпийских игр.
Таким образом, цель моей работы- изучение истории Олимпийских игр
Объект исследования-история Олимпийских игр.
Пьер де Кубертен, человек, который возродил современные Олимпийские игры в 1894 г., писал: «спорт может вызывать как самые благородные, так и самые низменные чувства: он может развивать бескорыстие и алчность, может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне».
Таким образом, возникла гипотеза: Олимпийские игры способствуют укреплению мира, сотрудничества между странами, здоровья или являются средством подготовки к войне и накопления богатств?
В соответствии с основной целью построена и структура моей работы. В первой главе рассматривается история зарождения Олимпийских игр, различные легенды, повествующие об их происхождении. Во второй главе я рассмотрел правила, условия, традиции олимпийских игр в древности, обратил внимание, на тот факт, спортивные состязания были не только для мужчин, но и для женщин. В третьей главе рассматривается программа игр, причем от Олимпиаде к Олимпиаде программа становилась более разнообразной. В четвертой главе рассматривается история зажжения олимпийского огня. В пятой главе- значение Олимпийских игр.
Методы исследования: изучение литературы; работа с Интернет ресурсами;; анализ различных источников, практическая работа.
Вложение | Размер |
---|---|
drevnegrecheskie_olimpiyskie_igry_2.docx | 52.35 КБ |
Введение
Глава 1. История Олимпийских игр……………………………………………..
Глава 2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности….
Глава 3. Программа Олимпийских игр. Олимпионики…………………
Глава 4. Традиция зажжения Олимпийского огня……………………………..
Глава 5. Значение олимпийских игр…………………………………………….
Заключение
Список литературы
Введение
Об Олимпийских играх можно говорить бесконечно. И неудивительно. Ведь эти соревнования , которые проводятся раз в четыре года, не просто состязания в ловкости, мастерстве и силе. И не только метры, очки, секунды, фиксирующие достижения атлетов. Олимпийские игры- это целый мир, наполненный азартом борьбы, мир, в котором спортивные страсти накалены до предела, где счастье побед соседствует с горечью поражений и каждое событие мгновенно отзывается в сердце, сохраняясь в памяти на всю жизнь. У этих соревнований планетарного масштаба есть одно особенное свойство: именно они, как ни какие другие состязания, раскрывают характер человека, устремленного к победе, показывают чистоту его помыслов, силу воли и духа, умение в самой сложной ситуации владеть собой, сохраняя чувство собственного достоинства и благородство души. И мне захотелось побольше узнать об истории Олимпийских игр.
Таким образом, цель моей работы- изучение истории Олимпийских игр
Объект исследования-история Олимпийских игр.
Пьер де Кубертен, человек, который возродил современные Олимпийские игры в 1894 г., писал: «спорт может вызывать как самые благородные, так и самые низменные чувства: он может развивать бескорыстие и алчность, может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне».
Таким образом, возникла гипотеза: Олимпийские игры способствуют укреплению мира, сотрудничества между странами, здоровья или являются средством подготовки к войне и накопления богатств?
В соответствии с основной целью построена и структура моей работы. В первой главе рассматривается история зарождения Олимпийских игр, различные легенды, повествующие об их происхождении. Во второй главе я рассмотрел правила, условия, традиции олимпийских игр в древности, обратил внимание, на тот факт, спортивные состязания были не только для мужчин, но и для женщин. В третьей главе рассматривается программа игр, причем от Олимпиаде к Олимпиаде программа становилась более разнообразной. В четвертой главе рассматривается история зажжения олимпийского огня. В пятой главе- значение Олимпийских игр.
Методы исследования: изучение литературы; работа с Интернет ресурсами;; анализ различных источников, практическая работа.
Для написания работы было использовано обширный ряд книг, посвященных истории Олимпийских игр. Среди них особо стоит отметить следующие книги: Е.Бернаскони «Взгляд изнутри и не только», «История с географией». Автор книг знакомит с олимпийскими традициями, символикой, атрибутикой Олимпиад. В увлекательной форме рассказано о том , как проходили античные игры, почему они прекратились и когда возродились вновь, как менялась олимпийская программа, когда стали проводиться Паралимпийские игры. Олимпийские традиции, символы и награды, выбор столицы Олимпиады, роль технологий в современном спорте, допинговые скандалы, обеспечение безопасности во время спортивных баталий, герои – олимпийцы и паралимпийцы- об этом я узнал из книг Е. Куприяновой «Олимпийские игры и политика», Олимпийской энциклопедии. Для написания реферата были использованы также некоторые ресурсы всемирной сети Internet. Независимая Газета «НГ-Религии», №3, 18 февраля 2004г. - http://religion.ng.ru/
МГУ, Исторический факультет - "Круглый стол" "Олимпийские празднества (игры) как фактор греческого этнокультурного единства" (Москва, 28 мая 1998 г.) - http://www.hist.msu.ru/Departments/Ancient/Olympic.htm
Студенческое Научное Общество - К.К. Зельин «Олимпионики и тираны» - http://www.sno.7hits.net/projects/pisistratides/varia/zelyin.htm
Древний мир - Античные Олимпийские игры - http://www.ancient.ru/topics/data/greece/games/olimpia/olimpia_games_01.htm
Глава 1. История Олимпийских игр
Трудно с достоверностью утверждать, когда стали проводить спортивные игры в честь богов и когда эти игры приобрели общеэллинский характер. Датой начала Олимпийских игр Древней Греции принято считать 776 год до н.э. Именно эта дата выбита на мраморной плите , найденной при археологических раскопках. На ней высечено имя первого победителя- повара Короибороса из города Элиды, который оказался самым быстрым бегуном Эллады. Спорту древние греки придавали большое значение. Греки считали, что спорт не только развивает человека физически, но и возвышает, облагораживает его душу и ум. Неслучайно о некультурном человеке эллины говорили:»не умеет ни читать, ни плавать».Поэтому заниматься спортом было естественно, как есть и пить. А на состязаниях выяснялось, кто лучше преуспел в этом деле. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление.
Спортивные состязания проходили в разных городах Эллады, но самыми известными и популярными были соревнования в Олимпии- городке на западе Пелопонесского полуострова, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей, в священной роще Альтис. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. Следует отметить, что в популярной литературе место проведения Олимпийских игр Древней Греции нередко ошибочно связывают с горным массивом Олимп, расположенным на севере Греции, который, согласно древнегреческой мифологии, являлся местопребыванием богов.
Уже в начальном периоде проведения Олимпийских игр Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством памятников, строительство которых восходит к первой половине II тысячелетия до н.э Чуть в стороне от храмов и алтарей , на которых приносились жертвы богам, раскинулся стадион длиной 215 м. и шириной 30 м.Он был окружен невысокой насыпью, за которой располагались зрительские места. Для знатных гостей были выбиты скамьи, покрытые белым мрамором.
В III в. до н.э. построена палестра, которая представляла собой сооружение размером 66 * 66 м, окруженное колоннадой. Во внутреннем дворе атлеты занимались боевыми видами спорта: борьбой, панкратионом и кулачным боем. Здесь же выполнялись прыжки в длину. Если погода не позволяла тренироваться на свежем воздухе, атлеты готовились в специальных залах палестры. Существовали залы для занятий кулачным боем и борьбой. Эти же залы использовали атлеты, которые готовились в панкратионе.
В палестре находилось разнообразное оборудование и снаряжение для успешной подготовки атлетов: кожаные мешки, заполненные песком, мукой или пшеницей, для занятий кулачным боем, перчатки для бокса, диски для метании, жерди, грузы для прыжков, корзины для песка высшего качества, сосуды с маслом, специальные колодцы для смеси масла и грязи, использовавшейся борцами и др.
Существовала строгая технология подготовки покрытий на площадках и в залах для занятий борьбой, панкратионом и боксом. Здесь использовали песок и землю высшего качества. Поверхность тщательно очищали, взрыхляли, утрамбовывали, поливали водой. Эта работа требовала много времени и усилий и ее обычно выполняли сами занимающиеся.
Гимназии, построенный рядом с палестрой, в конце II в. до н.э. представлял собой открытое пространство, окруженное колоннадой. По размеру гимназий соответствовал стадиону. Его главной частью был портик длиной 219,5 м и шириной 11,3 м. Именно здесь была отмерена дорожка, равная олимпийской дистанции - одной классической стадии. Ее длина из-за разного размера шага отмеряющих ее судей была в Греции неодинаковой - от 175 до 192,27 м. Самая большая, или классическая, стадия была в Олимпии, которую по преданию отмерял сам Геракл. Отсюда происходит слово «стадион». К гимназии примыкали жилые помещения, в которых поселялись атлеты на период подготовки и участия в Олимпийских играх. К гимназии примыкали помещения, где жили участники состязаний- первая олимпийская деревня.
Для проведения конных скачек был сооружен гипподром размером 730 * 66 м. Официальные гости Олимпийских игр размещались в гостевом доме, рядом с ним находились бани.
В письменных источниках сведений о происхождении Олимпийских игр не сохранилось, но есть легенды, описывающие это событие.В одной из од древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н.э. царь Элиды Авгий, владевший огромными стадами, дал поручение Гераклу очистить его громадный скотный двор. Геракл согласился сделать это за один день - при условии, что Авгий отдаст ему десятую часть своих стад. Авгий пообещал, так как был уверен, что выполнить такую работу за один день невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стены, окружавшие скотный двор, и отвел в него воду двух рек - Алфея и Пинея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Пришел Геракл к Авгию требовать награды, но царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться Гераклу в Тиринф. Страшно отомстил Геракл царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине-Палладе.
Согласно другой легенде основателем Игр считается Пелопс. У царя Эллады Эномая была красивая дочь Гипподамия. Царю предсказали, что он погибнет от руки своего зятя. Каждому, кто сватался к дочери, Эномай предлагал состязаться в гонках на колесницах, обещая в случае победы жениха, отдать ему в жены дочь. Если жених проигрывал, то его ждала смерть от руки Эномая. Претендентом на сердце Гипподамии был и Пелопс, сын малоазийского царя Тантала. Пелопс принял условия Эномая, который дал ему возможность первым начать гонку протяженностью 120 км. Пелопс все время был впереди. Но расстояние неумолимо сокращалось ибо у Эномая были самые быстрые кони в Греции - подарок бога войны Ареса. Эномай почти догнал Пелопса, который обернувшись увидел занесенное для удара копье, но в это время колесница царя распалась. Эномай погиб. Пелопс же после свадьбы в память о своей победе решил устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования. Считается, что это произошло в 884 г. до н.э. Археологи нашли подтверждение связи культа Пелопса с Олимпийскими играми. На так называемом священном участке Зевса в Олимпии -- городе проведения игр -- они обнаружили остатки святилища Пелопса приблизительно конца 2-го тысячелетия до н. э.
Есть и третья (далеко не последняя) легенда возникновения Олимпийских игр. В то время древнегреческие города постоянно враждовали и воевали между собой. Царь Эллады Ифит после эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что Ифит должен воздержаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам «Год радости». Так якобы возникла идея создания панэллинских торжеств и проведения Олимпийских игр. Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой, находившейся примерно в 350 км, Ифит предложил спартанскому законодателю Ликургу совместно последовать этому совету. Кстати, традиционно считается, что правила и порядок проведения игр установили Ликург (правитель Спарты, осуществлявшей протекторат над Элидой), Клеосфен (правитель Писы) и Ифит (правитель Элиды). Текст этого договора об олимпийских состязаниях был запечатлен на бронзовом диске, о котором в IV веке до н. э. сообщал Аристотель и который во II в. до н. э. видел Павсаний.
Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому победители и награждались оливковой ветвью и венком. Время проведения Игр - август-сентябрь, как бы подтверждает эту версию. Существует много и других преданий и легенд, и все они тесно связаны с героями древнегреческой мифологии и религиозными празднествами.
Первые Олимпиады были событием весьма локального характера и привлекали не слишком много как участников, так и зрителей -- только жителей Элиды и Спарты: имена победителей первых одиннадцати Олимпийских игр принадлежат уроженцам Западного Пелопоннеса. Начиная с 660-го г. до н. э. -- то есть, с 30-х игр -- к состязаниям были допущены все жители материковой Греции, а через 10 игр (40 лет) в Олимпиадах стали принимать участие и жители греческих колоний. В эпоху греческой колонизации влияние Олимпии постепенно распространяется на Малую Азию и прилегающие к ней острова. На 23-й Олимпиаде в кулачном бою победил Ономаст из Смирны, который разработал и правила состязаний кулачных бойцов. На 46-й Олимпиаде победителем в беге стал Полимнестор из Менеста, про которого рассказывают, что он догнал на пастбище зайца.
Нумеровать Олимпиады стали лишь 600 лет спустя после их начала. Во 2-м в. до н. э. астроном и географ из Александрии Эратосфен разработал точную хронологическую таблицу, в которой все известные ему политические и культурные события датировал по Олимпиадам (то есть, по четырехлетним периодам между играми), опираясь при этом на составленный им список олимпийских победителей.
Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI--IV вв. до н. э. -- Олимпиады становятся общегреческим праздником, а Олимпия -- центром всего спортивного мира.
Популярность и успех Олимпийских игр привели к тому, что уже к началу VI в. и в других частях Греции стали проводить подобные соревнования. В 590 (или 582) г. до н. э. были реорганизованы Пифийские игры в Дельфах, в 573 г. до н. э. -- Немейские игры в Арголиде, в 572 г. до н. э. -- Истмийские игры близ Коринфа. Все эти игры проводились раз в два или четыре года с таким расчетом, чтобы на каждый год выпадали какие-либо состязания. Атлет, побеждавший на всех четырех играх в течение одного периода, получал звание периодоника. В истории сохранились имена спортсменов, ставших периодониками даже несколько раз. Упоминавшийся выше Милон Кротонский занимает среди них первое место -- периодоником он был шесть раз. В списках олимпийских победителей присутствует 46 периодоников.
В этот же период появляется звание "триаст" -- тройной победитель, одержавший победу в сразу трех состязаниях, проходивших в один день -- в беге, двойном беге и в беге с оружием. Два раза звание триаста завоевывал родосец Леонидас, получивший на 4 Олимпиадах подряд 12 венков победителя.
Совершенно очевидно, что состязания, имеющие столь большую популярность, не могли обойтись без определенных, специально разработанных правил и условий их проведения. Ну, а долгая история наверняка способствовала рождению традиций.
Глава 2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности
Проведение игр сопровождали определенные условия. Олимпиада проходила один раз в четыре года при первом полнолунии после летнего поворота солнца (обычно в конце июля -- начале августа). Сроки проведения Олимпийских игр в Древней Греции не нарушались даже тогда, когда страна была втянута в большие внешние войны.
Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом. Распорядителями и судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемые из граждан области Элида -элланодики (10 человек). Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (т. н. божественный мир -- экехерия) -- никаких военных действий и никаких смертных казней. Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу -- 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх. Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бога, площадками для метаний, борьбы и т. п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов.
Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они -- потомки чистокровных греков. С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание - их сбрасывали с гор. Однако исполнения подобной кары не зафиксировано. В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях. В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра,выдала себя. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие - отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.
Глава 3. Программа Олимпийских игр. Олимпионики
В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день. В 5 веке до н. э. игры длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; участников с помощью жребия разделяли на группы по четыре человека, во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в 4-й конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Проводились также состязания в военных танцах (пиррихии), в красоте среди мужчин (эвандрии), в искусстве (мусические агоны), эстафеты с факелами (лампадодромии). В программе праздника, кроме собственно спортивных игр, присутствовали выступления поэтов, ораторов, музыкантов, а также театрализованные представления. Вход на соревнования был бесплатный.
В более позднее время Игры продолжались семь дней, а в период римского владычества веками установившимся правилам следовали уже не столь строго. В 65 г. н. э. император Нерон превратил Олимпиаду практически в фарс, участвуя в скачках в сильнейшем подпитии и приказав не выпускать зрителей при своем выступлении на мусическом агоне. Вы, наверное, удивитесь, но Нерон стал победителем. Конец Олимпийским играм древности -- на 293-й олимпиаде -- положил набожный римский император Феодосий I в 394 г. н. э., усмотрев в них несовместимое с христианской верой язычество.
Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок.
Первые тринадцать игр состояли только из одного вида состязаний- бега на один стадий, так назывался стадиодром. Место старта обозначалось мраморной плитой, на которой были сделаны углубления для ног. Бегуны стояли, вытянув правую руку и слегка поддавшись вперед. Того, кто вырывался раньше времени, судьи наказывали палкой и возвращали на место. Атлеты бежали обнаженными (отсюда название упражнений - гимнические, гимнастические, от греч. gymnoi -- нагой). А длина арены - один стадий -- дала название и площадке -- стадион. Беговая дорожка не была круговой, как сейчас -- атлеты бегали по прямой, туда и обратно, как во время броска воинского соединения. Бег с оружием -- гоплитодромос -- наиболее наглядно демонстрировал это.
Постепенно программа состязаний расширялась, делаясь более разнообразной и интересной. В 14 Олимпиаду (724 до н. э.) в программу Игр вводится двойной, т. е. на 2 стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7 до 24 стадиев), с 18-й (708 до н. э.) борьба и пятиборье, или пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, борьбы и метания копья или диска. Прыжки в длину (обычно серия из нескольких следующих один за другим) -- гальма -- совершались без разбега со специального возвышения -- батера. Для большего размаха при прыжке спортсмены использовали каменные или свинцовые гири -- хальтеры, которые следовало уронить до приземления. То есть, прыжок совершался приблизительно так: при отрыве от земли атлет взмахом направлял руки с хальтерами вперед, перед приземлением отводил их назад, а при касании земли отбрасывал хальтеры совсем. Использование хальтеров было необязательным, но они давали прыгуну некоторый импульс в начале упражнения, а также способствовали сохранению равновесия и получению более четкого отпечатка пяток. Кроме того, поскольку спортивные состязания определялись особенностями военного искусства того времени, эти гири в руках прыгуна символизировали оружие, с которым греческому воину приходилось перепрыгивать канавы, рвы и прочие препятствия. Все мероприятие могло сопровождаться аккомпанементом флейты.
С 23 Олимпиады (688 до н. э.) появляется кулачный бой. Состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами -- специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом. Самым курьезным и трагическим за всю историю Олимпийских игр можно назвать поединок в панкратии на 53-й Олимпиаде в 564 г. до н. э. Противник трехкратного чемпиона Аригиона Фигалетского сдавил ему горло ногами, намереваясь задушить. Из последних сил Аригион сломал сопернику щиколотку, заставив его просить пощады, тем самым признавая себя побежденным. Однако это отчаянное усилие стоило Аригиону жизни. Судьи, оказавшиеся в довольно затруднительном положении, поскольку один из борцов сам признал поражение, а второй умер, после продолжительных прений нашли оригинальный выход: тело Аригиона было поставлено на пьедестал почета, и на голову трупу надели оливковый венок. Поскольку, как было сказано выше, спортсмены смазывали свои тела маслом, то образовавшуюся после состязаний грязь приходилось соскребать специальными приспособлениями -- стригилами.
В 25-ю впервые вводится бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, в 33 (648 до н. э.) верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.) в программу включен бег в полном вооружении гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 до н. э.) появляется бег апены (колесницы, запряженной мулами), в 71-ю (496 до н. э.) кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице), в 93-ю (408 до н. э.) синорида (бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й Олимпиады (384 до н. э.) бег колесниц, запряженных молодыми лошадьми. В 131 Олимпиаду (256 до н. э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145 (200 до н. э.) панкратий для мальчиков.
С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках, состязались обнаженные. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости.
У женщин были свои атлетические игры -- Гераи, посвященные культу Геры. Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию -- жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали. Победителю – мужчине вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград (ветви для которого срезал золотым ножом мальчик, сын свободных и здравствующих родителей).
Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить в Альтисе свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои. Плутарх писал о том, что победивший на Олимпийских играх афинянин получал в награду 500 драхм, что было весьма немалой суммой. В дополнение к перечисленным наградам олимпионики до конца своих дней могли рассчитывать на бесплатные обеды в городском управлении. Победительницы-женщины увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.
Если участник соревнований опозорит себя , (например, егоуличат в мошенничестве, подкупе и пр.) , « в его честь» ставили медные статуи Зевса, они выполнялись на деньги, полученные в виде штрафов, и ставились по сторонам дороги, ведущей на олимпийский стадион. Греки очень любили вещественные напоминания о событиях.
Глава 4. Традиция зажжения Олимпийского огня
История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи - состязания бегунов с горящими факелами.Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов. Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний. Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. А предложил возродить эту традицию барон Пьер де Кубертен в 1912 г., он же и продумал всю торжественную церемонию. За волнующим путешествием огня через страны, и даже - иногда - континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев - торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие. В 2013г. олимпийский огонь побывал в космосе и под водой.
Глава 5. Значение олимпийских игр.
Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.)В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой. Таким образом. Олимпийские игры способствовали развитию не только спорта, но и культуре, эконмики, укреплялись связи между различными народами. Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого. В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.
Заключение.
На заре своего существования Олимпийские игры представляли комплекс ритуалов и спортивных состязаний, направленный на религиозное и культурное объединение Эллады.
В IY в. до н.э. наблюдаются постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания уделяется зрелищности состязаний. Политический хаос и постоянные воины, особенно Пелопоннесская война (431–404 гг. до н.э.), вели к огрублению греческих вкусов. Гармоническая красота тела не вызывала, былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Стремление победить любой ценой привело к нарушению правил и установленных норм. Впервые на олимпийских состязаниях был зарегистрированы случаи подкупа, жестокости, нарушений системы подготовки к играм. Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы . Но несмотря на это в Греции Олимпийские Игры имели важнейшее значение в сохранении национального самосознания, исторических и культурных традиций. Поэтому, несмотря на утрату многих ценностей и организационных моментов, греки продолжали свято сохранять традицию проведения Олимпийских игр.
Олимпийские игры в ХХ столетии стали одним из многочисленных денежных шоу, превратившись в средство низкопробной массовой национальной пропаганды, вовремя и без сбоев поставляя необходимую норму адреналина в застоявшуюся кровь уставшего человечества. Сегодня происходит не столько состязания спортсменов, сколько соревнование технологий. Высокотехнологичные плавательные костюмы со специальными вставками из синтетического материала, который уменьшает сопротивление воды, специальные хоккейные клюшки, скелетоны и т.д., использование научно- технических достижений в спорте для людей с ограниченными возможностями- все это хорошо и правильно: благодаря использованию инновационных технологий, спортсмены достигают высоких результатов. Но важно определить ту грань, которая отделяет необходимую помощь спортсменам от создания для них нечестного преимущества. Сегодня спорт стал превращаться не в соревнования атлетов и тренеров, а в состязание спортивных фармакологов. .В погоне за результатами спортсмены применяют запрещенные медицинские препараты В 1999 г. создано Всемирное антидопинговое агенство, а за применение запрещенных препаратов введено уголовное преследование. Усиливается тенденция влияния политики на спорт в целом и Олимпийское движение в. С повышением уровня популярности и международного веса Олимпийских игр, последние оказались ареной соперничества не только самих спортсменов и даже не только их национальных сборных, но государств и групп государств за мировое признание и влияние. Спортивные рекорды, успешные выступления соответствующих сборных на олимпиадах, безупречное проведение очередных игр и даже само право на проведение последних стали инструментами увеличения международного политического авторитета стран. В борьбе за международное первенство, многие государства используют в своих целях спортивные состязания и, в частности, в Олимпийские игры. Самое яркое политическое действие, которое может совершить государство по отношению к другому государству в рамках Олимпиады – это ее бойкот. Примерами могут служить бойкот Олимпийских игр 1980 года в Москве. Игры бойкотировали: США, Китай, Израиль, Саудовская Аравия. А команды из Великобритании, Франции, Греции, Дании, Австрии, Бельгии, Испании, Италии и др. выступали не под своими национальными флагами, а под олимпийским. Причина бойкота: участие СССР в афганском конфликте. – Бойкот Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе. – Бойкот Олимпийских игр 1988 года в Сеуле.
В «Оде спорту» , написанной в 1912 г. Пьером Кубертеном, есть такие строки:»О, спорт! Ты – благородство! Ты осеняешь лаврами лишь того, кто борется за победу честно, открыто, бескорыстно..Ты требуешь высокой нравственности, моральной чистоты, неподкупности. Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе» Было бы здорово, если бы и спортсмены, и их тренеры, и государства придерживались этих принципов!
Список литературы
1.Бернаскони Е. Взгляд изнутри и не только- М.: Арсенал образования, 2013
2. Бернаскони Е. История с географией- М.: Арсенал образования, 2013
3.Куприянова Е. Олимпийские игры и политика -М.: Наука, 2013
4. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древнего мира – СПб.: Мир, 1999.
5. Олимпийская энциклопедия- М.: Аванта, 1999
4. Павсаний Описание Эллады - СПб. : Мир, 1996.
6. Поль Гиро Частная и общественная жизнь греков –М.: Наука, 1999
Источники в Internet
1. Древний мир - Античные Олимпийские игры - http://www.ancient.ru/topics/data/greece/games/olimpia/olimpia_games_01.htm
2. МГУ, Исторический факультет - "Круглый стол" "Олимпийские празднества (игры) как фактор греческого этнокультурного единства" (Москва, 28 мая 1998 г.) - http://www.hist.msu.ru/Departments/Ancient/Olympic.htm
3. Независимая Газета «НГ-Религии», №3, 18 февраля 2004г. - http://religion.ng.ru/
4. Студенческое Научное Общество - К.К. Зельин «Олимпионики и тираны» - http://www.sno.7hits.net/projects/pisistratides/varia/zelyin.htm
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Просто так
Неньютоновская жидкость
Рисуем акварельное мороженое
За еду птицы готовы собирать мусор