Современные россияне давно привыкли к историческому наименованию северной столицы. Возвращены первоначальные наименования улицам, проспектам и зданиям старого Петербурга. Никто уже не называет его городом Ленина (а если такое и случается, то на слух воспринимается довольно дико). Однако в самый драматический период своей истории город на Неве носил именно это имя: Ленинград. До сих пор те немногие, кто пережил блокаду, и сегодня с искренней гордостью называют себя ленинградцами, блокадниками. Несмотря на полную фашистскую блокаду, ни голод, ни холод не сломили в ленинградцах волю к победе. Они продолжали укреплять оборону, воевать с пожарами, голодом, болезнями, спекуляциями, мародерством. И – трудились, выпуская в условиях острейшего дефицита материалов, энергии, рабочих рук необходимую фронту продукцию. Но, сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.
Но сегодня часто слова "блокада Ленинграда", "блокадник" можно услышать в ироническом, шутливом контексте ("почему не можете? что, блокада Ленинграда?", "оделся, как блокадник", "выбросить давно пора - не блокада же" и т.п.). Вряд ли мы задумываемся над их истинным значением. Возможно, это произошло не только оттого, что человеческой памяти со временем свойственно забывать нанесенные тяжелые травмы. В настоящее время наблюдается процесс депатриотизации российского общества. В обществе распространились равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству. Понятие патриотизм отождествляется с национализмом и окрашивается некоторыми средствами массовой информации в серые тона. Человеку в наше время, особенно с высокой трибуны, неудобно сказать, что он патриот, так как его могут обвинить в национализме.
Часто предпринимаются попытки фальсифицировать историю Великой Отечественной войны, принизить роль СССР в разгроме фашизма. Это касается не только западных, но и некоторых российских журналистов. В дни празднования прорыва блокады на телеканале «Дождь» задали вопрос: »А надо ли было защищать Ленинград, может быть рациональнее его было сдать фашистам?» Мне стало обидно за тех ленинградцев, которые умерли в блокадном Ленинграде, за тех, кто защищал город, за тех, кто сегодня живет там.И я решил написать небольшую исследовательскую работу и участвовать в конференции «Блокада Ленинграда: морально-этический аспект».
При написании работы мной был привлечен достаточно широкий круг источников: различные статьи в печатных изданиях, а также учебная и научная литература. Наиболее подробно я изучил книгу А. Адамовича, Д. Гранина «Блокадная книга», А. Бурова «Блокада день за днем»
Цель моей работы - получить новые знания по истории блокады Ленинграда, способствовать развитию у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. способствовать формированию важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.
Задачи:
Для решения поставленных задач был использован метод теоретического анализа (исторический, логический, сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический
Исследовательская работа имеет практическое применение. Ее материалы можно использовать при проведении уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Великой Отечественной войны.
В своем исследовании я коротко рассмотрел ход оборонительной операции, более подробно остановился на положении ленинградцев в период блокады, деятельности государственных организаций по обеспечению продовольствием горожан, отдельно затронул вопрос о развитии промышленного производства в период блокады, а также, обобщив материал своей работы, определил вклад жителей Ленинграда в победу над фашизмом.
В своем исследовании я пришел к выводу, что несмотря на нечеловеческие условия жизни, голод, стужу, бомбежки, артобстрелы - каждый день ленинградцев был наполнен жизнью - работали школы, институты, библиотеки; поэты писали стихи, композиторы –музыку. Именно тогда родилась знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады. И мы жители XXI века должны знать и беречь правду о самой страшной войне в истории мировых цивилизаций и пресекать любые попытки её исказить или фальсифицировать и помнить о судьбах тех, кто в страшные дни жил и погибал в городе на Неве.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 47.1 КБ |
Введение
Современные россияне давно привыкли к историческому наименованию северной столицы. Возвращены первоначальные наименования улицам, проспектам и зданиям старого Петербурга. Никто уже не называет его городом Ленина (а если такое и случается, то на слух воспринимается довольно дико). Однако в самый драматический период своей истории город на Неве носил именно это имя: Ленинград. До сих пор те немногие, кто пережил блокаду, и сегодня с искренней гордостью называют себя ленинградцами, блокадниками. Несмотря на полную фашистскую блокаду, ни голод, ни холод не сломили в ленинградцах волю к победе. Они продолжали укреплять оборону, воевать с пожарами, голодом, болезнями, спекуляциями, мародерством. И – трудились, выпуская в условиях острейшего дефицита материалов, энергии, рабочих рук необходимую фронту продукцию. Но, сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.
Но сегодня часто слова "блокада Ленинграда", "блокадник" можно услышать в ироническом, шутливом контексте ("почему не можете? что, блокада Ленинграда?", "оделся, как блокадник", "выбросить давно пора - не блокада же" и т.п.). Вряд ли мы задумываемся над их истинным значением. Возможно, это произошло не только оттого, что человеческой памяти со временем свойственно забывать нанесенные тяжелые травмы. В настоящее время наблюдается процесс депатриотизации российского общества. В обществе распространились равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству. Понятие патриотизм отождествляется с национализмом и окрашивается некоторыми средствами массовой информации в серые тона. Человеку в наше время, особенно с высокой трибуны, неудобно сказать, что он патриот, так как его могут обвинить в национализме.
Часто предпринимаются попытки фальсифицировать историю Великой Отечественной войны, принизить роль СССР в разгроме фашизма. Это касается не только западных, но и некоторых российских журналистов. В дни празднования прорыва блокады на телеканале «Дождь» задали вопрос: »А надо ли было защищать Ленинград, может быть рациональнее его было сдать фашистам?» Мне стало обидно за тех ленинградцев, которые умерли в блокадном Ленинграде, за тех, кто защищал город, за тех, кто сегодня живет там.И я решил написать небольшую исследовательскую работу и участвовать в конференции «Блокада Ленинграда: морально-этический аспект».
При написании работы мной был привлечен достаточно широкий круг источников: различные статьи в печатных изданиях, а также учебная и научная литература. Наиболее подробно я изучил книгу А. Адамовича, Д. Гранина «Блокадная книга», А. Бурова «Блокада день за днем»
Цель моей работы - получить новые знания по истории блокады Ленинграда, способствовать развитию у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. способствовать формированию важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.
Задачи:
исследовать материалы о блокаде Ленинграда
систематизировать информацию из научных источников по истории блокады города
показать значимость подвига жителей города в период блокады
способствовать развитию интереса к изучению истории своей страны, в частности истории Великой Отечественной войны
способствовать формированию отзывчивости и уважительного отношения к ветеранам войны и труда,
распространять и популяризировать знания по истории блокадного Ленинграда
Для решения поставленных задач был использован метод теоретического анализа (исторический, логический, сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический
Исследовательская работа имеет практическое применение. Ее материалы можно использовать при проведении уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Великой Отечественной войны.
В моей работе три параграфа, каждый из которых решает конкретную задачу. В заключении мной подведены итоги по рассматриваемым вопросам и сделан общий вывод о достижении поставленной цели курсового исследования.
1.1 Оборона Ленинграда
Первый удар по Ленинграду был нанесен с воздуха 22 июня 1941г от 4.00 до 5.40 утра - "мессершмитты" минировали Финский залив севернее Выборга, одновременно пытаясь блокировать аэродром под Выборгом. В Прибалтике войска нашего Северо-Западного фронта терпят поражение в приграничных сражениях, и немецкая группа армий "Север" начинает стремительное продвижение на северо-восток: одной из ее первоочередных задач является захват Ленинграда и Кронштадта. Преодолев слабую оборону наших войск, подвижные соединения гитлеровцев 09.07.41 овладели Псковом. Почти в то же время (с 29 июня 1941г по 1 июля 1941г) группа войск "Норвегия" двинулась на Ленинград через Карельский перешеек, наступая одновременно на Мурманск, Кандалакшу, Ухту, Петрозаводск, Свирь. В составе группировки "Север": 18-я армия, 4-я танковая группа (1 000 машин) и часть сил 16-й армии. Всего - 23 дивизии, в том числе 3 танковые и 3 моторизованные с численным составом солдат и офицеров в полмиллиона человек.
Наступая на Лугу, немцы рвались к Киевскому шоссе (чтобы с ходу подойти к Ленинграду). Однако попытка не удалась - на Лужском оборонительном рубеже завязались ожесточенные бои. Понесенные в связи с этим противником большие потери вынудили гитлеровское командование предпринять обходной маневр и ударить по Кингисеппу. Форсировав Лугу юго-восточнее города (там, где его не ожидали), враг 14 июля занял на ее правом берегу два плацдарма. Почти месяц обороняющие Лугу будут сдерживать натиск противника на этом направлении.
В первой половине августа, завершив перегруппировку войск и подтянув тылы, немцы перешли в наступление сразу на 3-х направлениях: Красногвардейском, Лужско-Вырицком и Новгородско-Чудовском. Почти одновременно финские войска нанесли удар на Карельском перешейке. 10 августа 1941г захвачен Кингисепп, 16 августа 1941г - Новгород, а 20 августа 1941г - Чудово. Перерезанными оказались обе железные дороги, связывающие Ленинград с Москвой (Октябрьская и Варшавская ЖД). 24 августа наши части оставили Лугу. 29 августа за линией фронта оказались Тосно, Саблино и др. населенные пункты. Неприятель был остановлен только на подступах к Колпину.
К началу сентября вражеские войска вышли к Финскому заливу (в районе Лигова) и заградительной полосе у Пулковских высот. В их планах было форсировать Неву, чтобы соединиться с частями финской армии, занявшими часть Карельского перешейка. Осуществлению этого плана помешали наши соединения, закрепившиеся в районе Невской Дубровки ("Невский пятачок") с левого берега Невы и оказывающие упорное сопротивление. В связи с этим, немецкое наступление в дальнейшем разворачивается вдоль левого берега Невы.
Бои за плацдарм, получивший название "Невский пятачок" (3 км в длину и 2 км в глубину), продолжались до апреля 1942 г. Здесь погибло 200 000 наших бойцов.
Взяв 28 августа 1941 станцию Мга, фашисты отрезали от Ленинграда последнюю железную дорогу, связывавшую его со страной. После захвата немцами Шлиссельбурга 8 сентября Ленинград оказался блокированным с суши. После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».В конце сентября, в октябре противник стал сбрасывать на город бомбы и мины замедленного действия. Это была, несомненно, продуманная тактика врага, имевшая целью:
- лишить осажденных возможности длительное время пользоваться большими участками городских транспортных линий;
- приостановить работу наиболее важных заводов;
- парализовать трудовую деятельность жителей целых районов;
- создать паническое настроение у населения города.
Бомбы замедленного действия представляли серьезную опасность, так как методы их обезвреживания небыли известны: противник применял различные типы и конструкции взрывателей. Возникшую проблему требовалось немедленно решить во избежание огромных разрушений. Ликвидация невзорвавшихся бомб часто производилась добровольцами, случалось, такие бомбы взрывались и разносили смельчаков в клочья. Среди добровольцев находилось много девушек-комсомолок, некоторые из них неоднократно обезвреживали бомбы. Своей самоотверженностью ликвидировали угрозу разрушения многих домов от бомб замедленного действия. А своим бесстрашием они поддерживали тот высокий дух среди ленинградцев, который помогал им проявлять стойкость.
Враг засылал в город шпионов, провокаторов, в задачу которых входило помогать немецкой армии всеми средствами – создавать панику и неуверенность среди осажденных, доносить о размерах разрушений и объектах, о положении с продовольствием, о передвижении войск. Используя сложности со снабжением, вражеская авиация сбрасывала листовки, призывавшие к неповиновению властям. Многое применяли изобретательные нацисты, но успеха они не имели. Пропаганда, основанная на фальши, никогда не может пустить корни.
2.1 В осажденном Ленинграде
В осажденном городе осталось 2 млн. 544 тыс. гражданского населения, в том числе свыше 100 тыс. беженцев из Прибалтики, Карелии и Ленинградской области. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались 2 млн. 887 тыс. человек.. Немцы захватили последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Транспортных средств по доставке через озеро было крайне мало, к тому же суда подвергались постоянным налетам вражеской авиации. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Для ленинградцев дорога через Ладожское озеро стало дорогой жизни. 20 ноября в город были завезены первые 63 тонны муки. Старший лейтенант Леонид Резников, напечатавший во «Фронтовом дорожнике» (газета о ладожской военной автотрассе, начавшая издаваться с января 1942 года, редактор - журналист Б. Борисов) стихи о том, что выпадало на долю водителя полуторки в то суровое время:
«Мы спать забывали, мы есть забывали -
И с грузами мчались по льду.
И в варежке стыла рука на штурвале,
Смыкались глаза на ходу.
Преградой пред нами снаряды свистели,
Но путь был - в родной Ленинград.
Вставали навстречу пурга и метели,
Но воля не знала преград!»
За всё время действия дороги, по ней было доставлено в Ленинград 361 419 т различных грузов, из которых 262 419 т продовольственных. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый запас продуктов к моменту окончания работы ледовой дороги составило 66 930 т.
Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате в Ленинграде начался массовый голод. На 21 июня 1941 года на ленинградских складах имелось муки на 52 дня, крупы — на 89 дней, мяса — на 38 дней, масла животного — на 47 дней, масла растительного — на 29 дней. В день начала блокады город нещадно бомбили, пожары пылали повсюду. Самый большой пожар в этот день возник на продовольственных складах им. Бадаева, где сгорела значительная часть имевшегося в городе продовольствия: запасы города на 1-3 дня, по действовавшим нормам
Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли и их в пищу.
Заготовку, приемку и хранение картофеля и овощей производил Плодоовощторг. На этот же торг позднее было возложена и заготовка хвои. Из нее по разработанной научно-исследовательским витаминным институтом методике изготовлялся настой, содержащий витамин С. В условиях блокады этот напиток спасал людей от цинготных заболеваний.
В блокадном городе хлеб был, безусловно, высшей ценностью. За буханку хлеба, кулёк крупы или банку тушёнки люди были готовы отдавать даже семейные драгоценности. У разных людей были разные способы разделения ломтика хлеба, который выдавался каждое утро: кто-то разрезал на тонкие пластинки, кто-то - на крохотные кубики, но все сходились в одном: самое вкусное и сытное - это корка, но о вкусе говорить не приходилось – это чувство было потеряно.
Уполномоченный Государственного Комитета Обороны по продовольственному снабжению Ленинграда Дмитрий Васильевич Павлов в своём сочинении «Ленинград в блокаде» писал: «Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем не сравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень». Да, горожане отлавливали всё, что бегало, летало или ползало. Птицы, кошки, собаки, крысы - во всей этой живности люди видели, прежде всего, еду, поэтому во время блокады их популяция в пределах Ленинграда и близлежащих окрестностей была почти полностью уничтожена. Бывали и случаи каннибализма, когда крали и съедали младенцев, отрезали наиболее мясистые (главным образом, ягодицы и бёдра) части тела у покойников. Но рост смертности всё равно был ужасающ: к концу ноября от истощения умерло около 11 тыс. человек. Люди падали прямо на улицах, идя на работу или возвращаясь с неё. На улицах можно было наблюдать огромное количество трупов. Хотя Городское и областное руководство проблем с продовольствием не испытывало: "В правительственной столовой (Смольного. — Ю.К.) было абсолютно все, без ограничений, как в Кремле. Фрукты, овощи, икра, пирожные. Молоко и яйца доставляли из подсобного хозяйства во Всеволожском районе. Пекарня выпекала разные торты и булочки", — это дневник сотрудника столовой Смольного. Из воспоминаний ленинградского инженера-гидролога: "Был у Жданова (первый секретарь Ленинградского горкома. — Ю.К.) по делам водоснабжения. Еле пришел, шатался от голода... Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там много хлеба и даже колбасу, я бы не удивился. Но там в вазе лежали пирожные". Весной 1942 года ленинградцы с радостью собирали траву на городских газонах. Заготовку и переработку травы вел фасовочно-пищевой комбинат. Были созданы пункты по приему растений. Сборщикам выдавали дополнительные карточки на хлеб за не менее чем 25 кг травы. Траву продавали в Елисеевском магазине на Невском. Ленинградский Ботанический институт выпустил брошюру с перечнем съедобных растений, которые можно было найти в городских парках и садах, и рецептов блюд из них — например, салат из одуванчиков, суп из крапивы, запеканка из сныти.
Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа: температура воздуха колебалась в декабре — феврале от минус 20 до минус 32 градусов, в квартирах, обогреваемых лишь "буржуйками", зимой она редко была плюсовой. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Точной цифры умерших от голода ленинградцев нет. "К сожалению, в городе нет организации, которая могла бы называть точную цифру умерших в городе Ленинграде людей за период с 1 декабря 1941 г. по 1 июня 1942 г.", — сообщало в 1943 г. городское управление предприятиями коммунального обслуживания о работе с июня 1941 года по июнь 1942-го. В документе сказано, что "...в связи с дальнейшим ростом смертности и ослаблением живых, количество желающих оформить в ЗАГСах и своими силами захоронить умершего падало, а подбрасывание покойников возрастало..." Возможен был только учет на кладбищах, но их работники были заняты в первую очередь тем, чтобы быстрее захоронить поступающих покойников, поэтому кладбища не вели точного учета. По данным кладбищ города, далеко не точным, ими за период с 1 июля 1941-го по 1 июля 1942-го захоронено более миллиона человек. Точный учет умерших не велся до 1943 года. После снятия блокады в 1944 году сводить воедино и обнародовать данные о смертности в Ленинграде было строжайше запрещено.
Впервые данные о количестве погибших (названные "точными") появились в книге бывшего уполномоченного ГКО по продовольствию в Ленинграде Дмитрия Павлова: 641 803 человека. Эта информация вплоть до 90-х годов считалась "единственно правильной". В действительности же это число погибших от голода с ноября 1941 г. по октябрь 1942 г. Согласно же современным данным, число жертв блокады — от одного миллиона двухсот тысяч, до полутора миллионов человек. Работники коммунального хозяйства и здравоохранения, ежедневно объезжая улицы и переулки, подбирали трупы и увозили их на грузовых машинах на Серафимовское, Большеохтинское, Смоленское, Богословское кладбища. Но больше всего увозили мертвых на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне всем Пискаревское кладбище. Там погребено более 400 тысяч ленинградцев.
30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Эвакуация раненных приостановилась, в то время как с поля боя их прибывало большое количество. Военный Совет принял постановление о дополнительном развертывании госпиталей в городе. Под госпитали были заняты здания университета, институт Герцена, Дворца Труда, Технологического Института, гостиниц "Европейская", "Англетер" и многие другие. Созданные городом удовлетворительные условия для раненых благотворно сказались на их выздоровлении раненных и возвращении в строй, что было крайне важно, так как маршевых пополнений в этот период не поступало. Возникли проблемы с отоплением, водоснабжением города, подачей электроэнергии.. С сентября был введен жесткий лимит электропотребления для всех предприятий и для нужд населения. Чтобы иметь резервное питание для важнейших заводов, были использованы два мощных турбоэлектрохода, обеспеченные полным запасом топлива и поставленные в нужных местах на Неве. Были подготовлены суда и передвижные трансформаторные установки, а также специалисты для быстрейшего восстановления электроснабжения на случай нарушения подачи электроэнергии. Военный Совет 13 сентября принял постановление об охране водопровода как объекта исключительной важности. Были сформированы дежурные бригады по ремонту водопровода на случай его повреждения, но фашистам не удалось вывести из строя водоснабжение города.
Но несмотря на это, на подступах к городу, на заводах и фабриках, на улицах и площадях - всюду шла напряженная работа многих сотен тысяч людей, они превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 километров, построили 15 тысяч дотов и дзотов, 35 километров баррикад. Многие участки строительства находились в непосредственной близости от противника и подвергались артиллерийскому огню. Люди работали по 12 - 14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. В строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом работали более 475 тыс. человек. Для этого требовалась большая физическая выносливость, чтобы в таких условиях держаться на ногах и вести работу.
Какая сила поднимала людей на такую тяжелую и опасную работу? Все зависело от веры в правоту своего дела, от понимания каждым рабочим своей роли в развернувшихся событиях. Позади их дом, семья, дети, - что ждет их, если враг ворвется в город. И вот у сотен тысяч людей общие и личные интересы сливаются в единый порыв, и сила его непреодолима. Гром орудийной канонады приближался с каждым днем, но он не пугал защитников, а торопил закончить начатое дело. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи. Выпуск боевой техники и боеприпасов нарастал. В ноябре и декабре производство снарядов и мин превысило миллион штук в месяц, а это было так необходимо для обороны. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск. Защищая родной город и завод, тысячи рабочих, служащих днём и ночью возводили укрепления. Были вырыты траншеи, поставлены надолбы, расчищены секторы обстрела для орудий и пулемётов, заминированы подходы. На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях своё превосходство над немецкими, работа не останавливалась даже тогда, когда немецкие самолеты бомбили город. Рабочие, квалифицированные и не имеющие никакого профессионального опыта, мужчины и женщины, и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки «КВ» и прямо направлялись на фронт. На оборонных работах, организованных в городе к концу июня 1941 года, были заняты в подавляющем большинстве женщины, подростки и старики. Только с 15 декабря 1941 г. по 15 марта 1942 г. в Ленинграде было отремонтировано 53 танка, 43 артиллерийских орудия, 37 самолетов, 700 оптических приборов, большое количество минометов и стрелкового оружия. Основное же внимание обращалось на выпуск новой продукции. За тот же период было изготовлено и передано фронту 88 полковых пушек, 2657 автоматов, 479 минометов, 95 тыс. корпусов снарядов и мин, снаряжено 256 тыс. выстрелов снарядов и мин, произведено 435 тыс. взрывателей, 29 млн капсюлей.
Уже в 1942 году промышленность Ленинграда освоила производство более 50 новых видов вооружения и боеприпасов, выпустила свыше 3 млн снарядов и мин, около 40 тыс. авиабомб, 1260 тыс. ручных гранат. Тогда же на фронт было отправлено 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, выпущенных в блокадном городе. Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились» Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-«буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. На панели Лиговской улицы, зажав в горсти сетку с учебниками, полулежала девочка в белом беретике, сложив тонкие ножки на мостовую, склонив набок головку, как раненная голубка. Она шла вместе с подружками и товарищами с уроков домой и вдруг ослабела. И они стояли вокруг нее с серьезными лицами, держа в руках сумки и сетки с учебниками и тетрадками, и молча смотрели на нее. Они не могли оставить ее одну и боялись поднять ее и отнести, боялись, что она умрет от лишних физических усилий. На лице девочки не было выражения ни грусти, ни физического мучения. Лицо ее было бледно, спокойно, сосредоточено в себе. Нет слов, чтобы передать выражение лиц и глаз, окружавших ее друзей. Все они прошли через это, хорошо знали цену жизни и смерти. Дети с таким пониманием и глубоким сочувствием – это не дети, но и не взрослые, -это просто новые люди, люди, каких не знала история. Мера их любви равна мере их ненависти. Если бы видели, какой мрачный огонь горел в глазах некоторых из них! (воспоминания А.Фадеева)
Солдаты и население прилагали усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград. На тот случай, если всё же удалось бы ворваться в город, был детально разработан план уничтожения войск противника. На улицах и перекрёстках были возведены баррикады и противотанковые препятствия общей длинной 25 километров, построено 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано более 20 тысяч огневых точек. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы и по сигналу взлетели бы на воздух - груды камней и железа обрушились бы на головы вражеских солдат, завалы преградили бы путь их танкам. Гражданское население было готово к уличным боям. В обороне города исключительно важную роль сыграл Балтийский флот. Моряки давали достойный отпор врагу. Кронштадт и его форты, корабельная артиллерия из своих орудий открывали ураганный огонь по позициям неприятеля, причиняя серьёзный ущерб живой силе и технике врага. С сентября 1941 года по январь 1942 года Балтийским флотом было выпущено по войскам противника 71508 снарядов крупного калибра.
Дорога побед – так называла немецкая пропаганда путь на Ленинград, - стала для фашистов дорогой могил. На 25 сентября 1941 года было убито и ранено более 190 тысяч немецких солдат и офицеров, потеряно 500 орудий и 700 танков.
1.3 Прорыв блокады
Документы ленинградской блокады.
Из сообщения Совинформбюро 18 января 1943 г. :
«На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление против немецко-фашистских войск, блокировавших Ленинград.Прорвав долговременную укрепленную полосу противника глубиной до 14 километров и форсировав реку Нева, наши войска в течение семи дней напряженных боев, преодолевая исключительно упорное сопротивление противника, заняли: г. Шлиссельбург, крупные укрепленные пункты Марьино, Московская Дубровка, Липка, рабочие поселки № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ,8 станцию Синявино и станцию Подгорная. Таким образом, после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».
В конце ноября 1942г Военный совет Ленинградского фронта, докладывая в Ставку Верховного Главнокомандования свои соображения на счет ведения боевых действий зимой 1942-43г, одной из главных задач войск фронта считал проведение операции по прорыву блокады. 2 декабря 1942г Ставка утвердила план операции Волховского и Ленинградского фронтов. Готовность операции, условно названной “Искра”, определялась к 1 января 1943г. Координировать действия фронтов, было поручено Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову и генералу армии Г.К. Жукову.
Местом прорыва блокады был избран узкий шлиссельбургско-синявский выступ, разделявший войска фронтов. Ставка ВГК решила встречным ударом срезать этот выступ и возвратить Ленинграду сухопутную связь со страной.
Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предстояло в условиях снежной зимы прорывать долговременную, сильно укреплённую оборону противника. Ударную группировку Ленинградского фронта составляла 67-я армия под командованием генерал-майора М. П. Духанова. Главный удар наносили 268-я и 136-я стрелковые дивизии, где оборона противника была наименее подготовлена в инженерном отношении.
Командующий Волховским фронтом генерал армии К. А. Мерецков выделил в ударную группировку 2-ю ударную армию генерал-лейтенанта В. З. Романовского. Южный фланг ударной группировки Волховского фронта обеспечивала частью сил 8-я армия генерал-майора Ф.Н. Старикова.
В начале декабря 1942г по обе стороны шлиссельбургско-синявского выступа наступило необычайное затишье. Траншеи советских войск на переднем крае обороны были почти пусты - осталось всего несколько стрелковых частей и отдельных пулемётно-артиллерийских батальонов. Остальные войска, находясь в ближайшем тылу, усиленно готовились к предстоящему наступлению.
Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся для войск Ленинградского и Волховского фронтов, Ставка ВГК приказала им 12 января 1943г. перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда.
12 января 1943г в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп реактивных миномётов - “катюш”. Во всей полосе наступления 67-й армии началась артиллерийская подготовка. Выстрелы почти двух тысяч орудий и миномётов слились в сплошной гул. 2 часа 20 минут над обороной врага бушевал огненный смерч. Дальнобойная артиллерия, чтобы не разрушить лёд у левого берега Невы, вела огонь по тыловым объектам врага - артиллерийским батареям, штабам и командным пунктам, узлам дорог.
Как только кончилась артиллерийская подготовка, в воздух взвились сигнальные ракеты. Ледяная гладь реки заполнилась тысячами советских воинов, одетых в белые маскировочные халаты. Впереди с лестницами, досками, фашинами бежали бойцы штурмовых групп и отрядов разграждения. Через пять минут, вперёд устремились главные силы.
К концу первого дня наступления войска 67-й армии имели на левом берегу Невы два плацдарма.
Ночь на 13 ноября обе стороны провели в приготовлениях. Спешно выдвигались части 96-й и 61-й пехотных дивизий противника. Советские части укреплялись на левом берегу Невы. С правого берега переправлялись штабы и командные пункты. Часть дальнобойной артиллерии меняла свои огневые позиции. Инженерные войска приступили к постройке ледяных переправ для переброски через Неву средних танков.
Утром части 67-й армии возобновили наступление, стремясь овладеть узлами обороны противника на флангах прорыва - в Шлиссельбурге.
13 января противник предпринял несколько ожесточённых контратак, но все они были отбиты. На отдельных направлениях советские части значительно улучшили свои позиции. С 14 по 17 января обе стороны вводили в сражение новые силы. На небольшом участке местности продолжались ожесточённые бои, основная тяжесть которых ввиду особых условий местности легла на плечи пехоты. Успех этих боёв во многом зависел от мужества, воинского мастерства и находчивости младших командиров, непосредственно руководивших своими отделениями.
В ночь на 18 января командир 26-го немецкого армейского корпуса решил вывести оставшиеся войска из Шлиссельбурга и отвести их к Синявино. К этому времени между войсками Ленинградского и Волховского фронтов оставался узкий, около 2 км, коридор. Немецко-фашистское командование понимало, что до полного окружения его шлиссельбургской группы войск остались считанные часы. Оставив для прикрытия отхода батальон пехоты, гитлеровцы нанесли два встречных удара по советским войскам, вышедшим к Рабочему посёлку №5, Шлиссельбурга и Синявино. К полудню части 136-й стрелковой дивизии и 61-й танковой бригады обошли с севера и юга Рабочий посёлок №5. Считанные сотни метров оставались до встречи с волховховчанами.
Вскоре 123-я стрелковая бригада заняла и Рабочий посёлок №1.Таким образом, разгромив за шесть дней противостоящего противника и достигнув места встречи с волховчанами (Рабочие посёлки №5 и 1), войска 67-й армии выполнили свою главную задачу в операции.
В ночь на 19 января 1943г радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. Шестнадцатимесячная блокада Ленинграда усилиями советских воинов 18 января 1943 года была прорвана. Крупные населенные пункты Марьино, Липка, многие рабочие поселки, станция Подгорная и Синявино, а также город Шлиссельбург были освобождены.
В день завершения прорыва блокады, 18 января 1943г, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. В короткий срок, всего за 18 дней, под непрерывными бомбёжками и артиллерийским обстрелом строители проложили железнодорожную линию Шлиссельбург - Поляна протяжённостью 33 км и возвели свайно-железнодорожную переправу через Неву у Шлиссельбурга, представлявшую собой дугу в 1300м.
Утром 7 февраля жители героического города восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли. С февраля по декабрь 1943г по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда.
Ленинградские заводы и фабрики получили сырьё и топливо, благодаря чему значительно расширился выпуск военной продукции. В войска Ленинградского фронта прибывало пополнение, вооружение, боевая техника, боеприпасы.
Снабжение города резко улучшилось. Завезли уголь, промышленность получила электроэнергию, замороженные заводы и фабрики ожили. Город восстанавливал силы.
Весной Государственный Комитет Обороны принял Постановление о восстановлении предприятий Ленинграда. К концу года трудящиеся города частично или полностью ввели в действие 85 крупных заводов и фабрик. Летом в Ленинграде работало 212 заводов и фабрик союзного подчинения, выпускавших более 400 видов, военной продукции.
К зиме 1943-44г 99% жилых домов имели уже действующий водопровод. Было отремонтировано 350 тыс. кв. м уличных магистралей и дорог, идущих к линии фронта. На 12 маршрутах стали курсировать около 500 трамвайных пассажирских вагонов.
В тяжёлых условиях вражеской осады Ленинград продолжал жить и бороться. Линия фронта по-прежнему проходила у стен города, на улицах и площадях рвались бомбы и снаряды, причиняя большой ущерб и унося тысячи жизней. В середине января 1944 года советские войска перешли в наступление из районов Ораниенбаума и Пулково. Форты и корабли Балтийского флота открыли ураганный огонь по укрепленным позициям немцев. Одновременно всеми силами ударил по врагу Волховский фронт, войска которого, охватывая Новгород с южной и северной сторон, продвигались в направлении к Луге, наперерез коммуникации неприятеля. 2-й Прибалтийский фронт до начала наступления Ленинградского и Волховского фронтов активными действиями сковал вражеские резервы и не позволил перебросить их под Ленинград. В результате тщательно разработанного талантливыми полководцами плана, хорошо организованного взаимодействия войск трех фронтов и Балтийского флота сильнейшая группировка немцев была разгромлена, и Ленинград полностью освободился от блокады
Заключение
В ходе исследования мы рассмотрели военные действия на Северо-западном направлении. Гитлеровцам не удалось захватить Ленинград ни с ходу, ни штурмом, ни осадой и измором. Долгих 29 месяцев они вели ожесточённую, кровопролитную битву с городом, который по своему вкладу в общую борьбу сравнялся с фронтом. План «Барбаросса» немецкого командования не удался. Исследовали особенности жизни людей в осажденном Ленинграде. Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем не сравнимые потери, но не сдались. Город-фронт не просто выстоял. В этой беспримерной схватке были разгромлены блокировавшие его войска. Серьёзно подорванным в итоге оказался дух самих гитлеровцев, населения Германии, её сателлитов. И они умирали во имя и ради будущего, которое стало сегодня нашим счастьем. Рассмотрели проблемы блокады и поиск продовольствия.
Не было ни дров, ни угля, а зима стояла лютая, орудийный обстрел и днем и ночью, пожары, опустошения, острый голод – все перенесли.
Рассмотрели снабжение города необходимыми продуктами и боеприпасами по Дороге Жизни. За всё время действия дороги, по ней было доставлено в Ленинград 361 419 т различных грузов, из которых 262 419 т продовольственных. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый запас продуктов к моменту окончания работы ледовой дороги составило 66 930 т. Рассмотрели причины снятия блокады, благодаря мужеству защитников города. Ленинград выдержал столь длительную осаду прежде всего потому, что население воспитанное на революционных традициях, до последнего вздоха стояло насмерть в защите города. Люди находили в себе такую силу, которая может преодолеть самые страшные испытания, - эта любовь к Родине. Защита Отечества стала для них долгом гражданским, национальным, социальным.
"Здесь лежат ленинградцы./Здесь горожане — мужчины, женщины, дети./ Рядом с ними солдаты-красноармейцы/... Знай, внимающий этим камням/ Никто не забыт, ничто не забыто", — скорбные и гордые слова Ольги Берггольц, высеченные на граните плит Пискаревского кладбища, знакомы каждому с детства. Сегодня на Пискаревское мемориальное кладбище — самое большое в мире захоронение жертв Второй мировой войны — придут сотни людей. В день 70-летия прорыва ленинградской блокады к монументу матери-Родины, на припорошенные снегом братские могилы лягут живые цветы. Здесь вспомнят тех, кто не дожил до дня, когда смертельное кольцо было разомкнуто, кому не суждено было встретить полное снятие блокады год спустя 27 января 1944 года и кто повседневным мужеством отстоял родной город.
Список использованной литературы
1.Адамович А. , Гранин Д. Блокадная книга - М.:, Терра- книжный клуб,2005
2.Буров А. Блокада день за днем – Л.:Лениздат, 1979
3.Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 – М.: Воениздат, 1970
Интрнет-ресурсы
1. http://nash-piter.ru/?p=4888&cp=1 Блокада Ленинграда
2. http://www.ei1918.ru/soviet union/i stoi nekolebimo.html И стой неколебимо, как Россия…
3. http://blokada.otrok.ru/index.php Ленинград, блокада, подвиг
4.http:dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/301470 Социальные аспекты жизни блокадного Ленинграда
Нарисуем попугая цветными карандашами
Сказка "Колосок"
Усатый нянь
Снеговик
Девятая загадочная планета Солнечной системы