Исследовательский проект по краеведению.
Вложение | Размер |
---|---|
Усадьба Шереметевых. Высокое. | 52.61 КБ |
Исследовательский проект
«Усадьба Шереметевых. Высокое»
Содержание
Введение
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь…
Смоленский регион один из немногих в России, сохранивший множественные свидетельства русской культуры. Здесь уцелели первоклассные образцы древнерусской фортификации, многочисленные оригинальные произведения не только церковного, но и гражданского строительства.
На Смоленщине в 1919 году была поставлена на учет 331 усадьба, представляющая интерес с точки зрения истории и культуры. При советской власти значительная часть усадебных комплексов, будучи собственностью государства, находилась на балансе различных государственных учреждений и поддерживалась в надлежащем состоянии за их счет в качестве социальных или хозяйственных объектов.
В Новодугинском районе Смоленской области на берегу реки Вазузы расположено село Высокое. Усадьба находится на высокой подпойменной террасе восточного берега реки – отсюда название «Высокое». Усадьба Шереметевых известна с последней четверти XVIII в. Является одной из наиболее ярких и привлекательных памятников архитектуры. Планировка усадьбы и проектирование ее зданий были выполнены известным архитектором Н.Л. Бенуа. Комплекс усадебных строений в основном сохранился до нашего времени.
Старинная архитектура привлекла мое внимание. Меня поразило и восхитило то, какие величественные здания были построены так давно, сколько в них вложено труда. И это величие находится рядом, на нашей родной земле, не надо далеко ехать, чтобы прикоснуться к истории. Мне захотелось больше узнать и рассказать об этом удивительном живописном месте.
Цель проекта: Познакомиться с архитектурным комплексом усадьбы Шереметевых, расположенной в Новодугинском районе.
Задачи проекта:
разработанных архитектором Бенуа.
архитектурном наследии родного края.
чувство патриотизма.
Время проекта: осень 2013 года.
Предмет проекта: Архитектурный комплекс усадьбы Шереметевых.
Территория проекта: село Высокое Новодугинского района Смоленской области.
Актуальность проекта: В последние десятилетия в России нарастает интерес к русской усадьбе и усадебной культуре, появились многочисленные краеведческие издания, посвященные усадьбам, создаются общества по изучению русской усадьбы.
Приезжая в Высокое, еще в детстве, я любовалась старинными зданиями. Они притягивали меня своей красотой, своим величием. Поражало мое воображение то, что стоят они уже не одну сотню лет. Больше всего мое внимание привлекали графский дворец и изумительная по своей красоте церковь. Само слово «дворец» манило к себе сказкой, как будто стоит переступить его порог, и тебя закружит суматоха бала. Мне захотелось узнать больше о всех постройках дворца. А также узнать и об их владельцах.
Тема актуальна потому, что знания, полученные в ходе этого проекта, можно будет применять на уроках истории и во внеклассной работе в школе, прививая всем детям любовь к родному краю, расширяя их кругозор, а также воспитывать бережное отношение к наследию прошлого.
Основная часть работы
Результаты проекта
Высокое не принадлежит к числу самых известных шереметьевских усадеб, да и шереметьевской она стала только в середине XIX века. Село Высокое изначально принадлежало М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода. В 1858 г. ее дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.
В 1867 году по заказу графини Александры Шереметевой известный архитектор Н.Л.Бенуа начинает работы по обустройству Высокого. Ему предстояло распланировать усадьбу заново, создать целый комплекс построек, благоустроить территорию, проложить дороги.
Николай Леонтьевич Бенуа (1813 — 1898) — архитектор, работал в основном в Петербурге и Петергофе. Для творчества Бенуа характерно блестящее владение различными историческими стилями: барокко, формами романской архитектуры, древнерусского зодчества XVII в. Пример последнему – церковь в селе Высокое 1861-1871 гг.
Усадебный ансамбль Высокого — яркий пример поместья, вобравшего в себя разностилевые постройки (русский и романский стили, европейская архитектура XVII в., готика), но объединённые талантом зодчего в единое целое.
Непосредственное руководство строительством осуществлял его ученик и помощник К.К. Мюллер. Строительство велось с 1867 по 1873 гг. Был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в состав которого вошли до 20 каменных зданий и два парка, двухэтажный усадебный дворец, дом для детей, прачечная, здания для фермы крупного рогатого скота улучшенной породы, амбары, дом молочниц, птичник, дома для управляющего и для церковного причта, оранжерея, начато строительство большого здания для конного завода и т.д.
Жемчужиной усадьбы стала золотокупольная церковь с «теремными» лестницами по четырем сторонам света. Она создана по подобию Троицкой церкви в подмосковном имении Шереметьевых в Останкино. Окна храма "имели расписные стекла по мотивам русских фресок, изготовленные по рисункам Бенуа на заводе русского живописца Сверчкова в Мюнхене, башенные часы на колокольне играли молитву, специально избранную графом Д.H. Шереметевым, причем мелодия молитвы была переложена на ноты для колоколов М.А. Балакиревым".
Церковь была двухпрестольной, – в верхней престол в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Тихвинской, а в нижней – в честь 3-х вселенских учителей". Икона Тихвинской Божией Матери особенно почитаема была в роду Шереметевых. Эту икону фельдмаршал Б.П. Шереметев возил с собой в особой повозке во время военных походов, была она с ним и в Полтавском сражении, где Шереметев командовал русскими войсками, одержавшими победу над шведами. По свидетельству смоленского историка И.И. Орловского, эта икона хранилась в церкви усадьбы Высокое. Строительство усадебного комплекса было завершено в 1873 г., после смерти ее первых владельцев. У парадных въездных ворот были установлены мраморные львы, держащие фамильный герб Шереметевых, на котором по латыни начертан их девиз: "Бог сохраняет нас".
Рядом с церковью располагается и великолепный дворец Шереметьевых, поставленный на краю холма Бенуа, и позднее дополненный новым объёмом архитектором М.Ф. Мейшером. Дворец подвергся разрушению из-за пожара уже в наше время, но все еще сохраняет былую красоту и особенности архитектуры. Длинное вытянутое здание находится на берегу реки Вазузы. Торцевые завершения дома не просто отличаются, они являют собой противоположности. Особенно выделяется пятигранный эркер (выступающая из плоскости фасада часть помещения), где находился кабинет графа. Частично сохранились узорные лестницы на балконах и лестницах дворца.
Украшением усадьбы является внушительный конный двор, имеющий форму замкнутого каре, весь периметр которого был занят одноэтажными конюшнями с высокими двускатными крышами. По декоративному убранству конный двор напоминает древнерусские палаты. Он декорирован различными элементами, такими как фигурные колонки и узорчатые карнизы. Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и
кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены рельефные изображения лошадиных голов.
Недалеко от конюшен находится и здание птичника, задуманного Бенуа в форме небольшого рыцарского замка. Птичник расположен на берегу небольшого пруда. У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Также до наших дней сохранилась молочня, дом для детей, дом священника, дом управляющего, коровник, прачечная, сторожка и скульптуры львов, которые раньше стояли на столбах при въезде в Высокое, а сейчас находятся у здания техникума.
Парк в Высоком считается одним из самых лучших усадебных парков в Смоленской области. Его равнинную часть занимает регулярный сад, ближе к берегу Вазузы переходящий в ландшафтный парк. В парке насчитывается более тридцати различных видов деревьев. Особенностью высоковского парка являются причудливые деревья, которым придана многоствольная форма — например, липы. Другой особенностью парка в Высоком являются протяженные березовые аллеи вместо традиционных липовых.
Последним владельцем усадьбы был граф А.Д. Шереметев (1859-1931), известный музыкально-общественный деятель, меценат, дирижер, композитор, автор музыки романса на стихи Ф.И. Тютчева "Еще томлюсь тоской желаний...", а также ряда оркестровых и хоровых сочинений (известен его "Реквием" в память композитора Римского-Корсакова). Став владельцем усадьбы, он продолжил ее благоустройство. По завещанию матери, умершей в 1871 г., обширное строение конного завода было приспособлено для больницы.
В 1888 г. на средства Шереметева в усадьбе Высокое была открыта церковно-приходская школа, размещавшаяся в деревянном здании. В 1894 г. для школы было построено двухэтажное каменное здание со всеми удобствами. Количество учащихся составляло 150-180 человек. При школе работали 2 библиотеки: одна – для учащихся и учителей, другая – "Народная библиотека памяти императора Александра III” – для служащих усадьбы и окрестного населения. С 1893 г. в Высоком стала работать почтово-телеграфная станция, также оборудованная на средства Шереметева. На берегу р. Вазузы была установлена паровая машина в 4 лошадиных силы для доставки воды почти во все дома и заведения.
Граф Шереметев увлекался пожарным делом. В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских". Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Она была обеспечена всем необходимым противопожарным инвентарем, вплоть до пожарного автомобиля (что даже в городах было редкостью).
В марте 1917 г. Шереметев уехал за границу, взяв с собой семейную реликвию – икону Тихвинской Божией Матери. В 1918 г. усадьба была национализирована. Значительная часть ее ценностей (картины, скульптура, часть библиотеки и архива, предметы дорогой мебели и т.п.) были вывезены в Москву в распоряжение Российского музейного фонда. Оставшееся в усадьбе расхищено. На базе имения был создан совхоз. Во время войны усадьбе был нанесен значительный ущерб. После войны здесь устроили детский костнотуберкулезный санаторий.
Не раз приезжал в Высокое будущий писатель Булгаков, работая в 1916-17 годах врачом в селе Никольском Сычёвского уезда. Свидетельство этому – произведения Булгакова. Высокое упоминается в рассказе «Вьюга» из «Записок юного врача» как Шалометьево и в повести «Роковые яйца» как Шереметевка. И если существует предположение, что над «Записками» писатель начал работу ещё в Никольском и Вязьме, то «Роковые яйца» были написаны значительно позже – в 1924 году.
Комплекс Высокого в забвении. Функционируют только часть конного завода (общежитие) и школа (ныне техникум), остальные постройки брошены и пребывают в руинированном состоянии…
Это можно увидеть из диаграммы 1.
Данные по постройкам занесены в таблицу 1:
Таблица 1. Состояние построек
Сооружение | Год | Состояние |
1. «Старый дом» | 1860 | руинированное |
2. Дворец | 1867-1871 | руинированное |
3. Тихвинская церковь | 1868-1871 | удовлетворительное |
4. Дом священника | 1870 | удовлетворительное |
5. Дом для детей | 1869 | аварийное |
6. Дом управляющего | 1868 | удовлетворительное |
7. Птичник | 1872 | аварийное |
8. Пожарная каланча | 1891 | уничтожена пожаром в наше время |
9. Конный завод | 1873 | Сейчас общежитие |
10. Молочная ферма | 1869 | руинированное |
11.Амбар | 1868 | аварийное |
12. Оранжерея | 1870 | руинированное |
13. Въездные пилоны с фигурами львов | 1870 | удовлетворительное |
14. Коровник | 1869 | аварийное |
15. Прачечная | 1869 | руинированное |
16. Школа деревянная | 1888 | руинированное |
17. Школа каменная | 1894 | Сейчас сельскохозяйственный техникум |
18. Маслобойня | 1870 | аварийное |
18. Сушилище для овощей | 1872 | удовлетворительное |
19. Дом молочниц | 1870 | руинированное |
Из таблицы видно, что большее число построек нуждается в реставрации. Скорей всего, половину сооружений мы утратим безвозвратно, но возможно хотя бы малая часть будет сохранена.
Выводы
В результате данного проекта можно сделать следующие выводы:
Заключение
«Луна светила и такую красоту навела на бывшее именье Шереметевых, что её невозможно выразить. Дворец-совхоз, словно молочный, сахарный, светился, в парке тени дрожали, а пруды стали двуцветные пополам – косяком лунный столб, а половина бездонная тьма».
После посещения бывшей усадьбы графов Шереметевых в селе Высокое у меня возникает два противоречивых чувства. Вид разрушающегося некогда великолепного архитектурного комплекса вызывает горькое сожаление. И одновременно невольно задумываешься: насколько все же богата наша Родина, если мы можем позволить себе такое расточительство, способны спокойно созерцать гибель памятников, которые в любой другой стране могли бы стать не только источником доходов, но объектами национальной гордости.
Возможно, в ближайшее время мы утратим все это великолепие. Мы можем соприкоснуться с историей не только при помощи литературных творений, но и благодаря сохранившимся до наших дней рукотворным шедеврам. Но, к сожалению время, наши расточительность, халатность и безразличие убивают, стирают с лица земли эти величественные подарки старины. Мы зачастую даже не понимаем, какое богатство нам досталось от наших предков.
Эта работа посвящена одному из прекрасных творений рук человеческих. Вглядываясь в эти здания разыгрывается воображение, представляешь себе как жили люди той эпохи. Кажется, что и ты сам становишься частью этой истории, этого великого времени. И будет очень обидно потерять такое величие, поистине историческую ценность.
Перспектива работы
Знакомство с усадебными строениями следует продолжать. Еще остается много интересного и неизведанного, казалось бы, в уже просмотренных материалах. Изучая «родовые гнезда», невольно знакомишься и с обитателями имений, многие из которых были очень известны и знамениты. Следует создать своеобразный альманах, путеводитель по родовым имениям, обработать фотоматериал. Николай Иванович Титов, преподаватель истории, очень много работал над созданием книги о Высоком. К сожалению, он не успел закончить эту работу. Жаль потому, что много материала было собрано «по крупицам», книга была бы очень интересна и познавательна.
Список литературы
Информационная литература
Ночная стрельба
Развешиваем детские рисунки дома
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Мать-и-мачеха
Ледяная внучка