«Визитная карточка» проекта
Автор проекта | |||||||||||
Фамилия, имя, отчество - руководитель - авторы |
Сукманова Е.А. Ломаченков В., Молчанов И. | ||||||||||
Регион, в котором находится училище | Россия, Тверская область | ||||||||||
Город, в котором находится училище | Тверь | ||||||||||
Номер и/или название училища | ФГКОУ Тверское суворовское военное училище МО РФ | ||||||||||
Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel "Обучение для будущего" или в качестве примера в пособиях программы, хотите ли Вы, чтобы Ваше имя было указано как имя автора? | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Да | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Нет | |||||||||
Какова тема Вашего учебного проекта? | |||||||||||
Один день жизни в городе | |||||||||||
Какие дидактические цели преследует Ваш проект? | |||||||||||
освоить базовые экономические понятия по теме «Бюджет», с которыми люди имеют дело в повседневной жизни, научиться принимать решения, учитывая экономические аспекты и факторы, исследуя и анализируя жизненную ситуацию. | |||||||||||
Какие компетентности формирует Ваш проект? | |||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 В сфере самостоятельной деятельности. FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 В сфере гражданско-общественной деятельности. FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 В сфере социально-трудовой деятельности. FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 В бытовой сфере. FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 В сфере культурно-досуговой деятельности. | |||||||||||
Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте? | |||||||||||
Научиться рационально планировать расходы для достижения максимального уровня удовлетворения потребностей | |||||||||||
Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите? | |||||||||||
Основополагающий вопрос: Сколько стоит сумма товаров и услуг, необходимых для жизни в городе за один день? Как изменить свою жизнь к лучшему? | |||||||||||
Вопросы учебной темы (проблемные): | |||||||||||
| |||||||||||
Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта? | |||||||||||
Копейка рублю бережет | |||||||||||
Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте? | |||||||||||
Исследование потребительской корзины, уровня цен, составление сомастоятельно личного бюджета | |||||||||||
Каким пунктам тематического плана учебного предмета соответствует проект? | |||||||||||
Рациональное поведение потребителя. | |||||||||||
Предметные области (Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект) | |||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Русский язык | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Химия | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Литература | |||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Материальные технологии | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 География | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Информационные технологии | |||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Иностранный язык | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 История | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Музыка | |||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Математика | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Обществоведение | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Информатика | |||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Граждановедение | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Физическая культура | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 ОБЖ | |||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Биология | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Краеведение |
| |||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Физика и Астрономия | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Изобразительное искусство, МХК | ||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Окружающий мир, природоведение | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Экономическая география, экономика | ||||||||||
Возраст учащихся (Выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта) | |||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 средняя ступень | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 старшая ступень | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 разновозрастная |
| ||||||||
Оформление результатов проекта | |||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Журнал | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Веб-сайт | ||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Видеоклип | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Презентация | ||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Информационный бюллетень, листовка | |||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Другое:___________________________________________________________________________________ | |||||||||||
Напишите краткую аннотацию проекта | |||||||||||
Не всем суждено стать работниками финансовой сферы. Но знать что такое бюджет, уметь планировать свои расходы, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании потребности каждого члена семьи, одно из необходимейших умений, востребованное каждым. | |||||||||||
Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)? | |||||||||||
2-3 мес. | |||||||||||
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта | |||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Веб-камера | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 CD-проигрыватель | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Видеокамера | |||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Компьютер(ы) | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Принтер | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Видеомагнитофон | |||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Цифровая камера | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Сканер | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Проекционная система | |||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 DVD-проигрыватель | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Телевизор | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Другое: | |||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Доступ к Интернету | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Видео-, конференц-оборудование | ||||||||||
Программное обеспечение (отметьте нужные пункты) | |||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 СУБД/электронные таблицы | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Программы обработки изображений | ||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Издательские программы | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Веб-браузер | ||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Программы электронной почты | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Программы работы с мультимедиа | ||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Мультимедийные энциклопедии | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Программы разработки веб-сайтов | ||||||||||
FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Текстовые процессоры | FORMCHECKBOX FFFFFFFF650000001400070024043B04300436043E043A043100000000000000000000000000000000000000000000000000 Другое: | ||||||||||
Материалы на печатной основе. Буклет, карта потребителя | |||||||||||
Интернет ресурсы. | |||||||||||
Другое (гости, экскурсии и т. д.). | |||||||||||
Как будет оцениваться деятельность учащихся? | |||||||||||
Участие в конференции | |||||||||||
Ключевые слова | |||||||||||
«бюджет», «доход», «расход», «баланс бюджета», «рациональное поведение потребителя », «потребительская корзина», «личные потребности» |
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_stoimost_zhizni_1.docx | 384.91 КБ |
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
ПРОЕКТ
«Стоимость одного дня жизни в городе»
Выполнили:
Ломаченков Владимир,
Молчанов Илья,
учащиеся 10 класса 2 взв (СЭ)
Руководитель:
Сукманова Екатерина Александровна,
преподаватель географии
Тверь, 2013
Содержание
1.3 Постановка цели, задач и средства их решения
1.4 План-календарь работы над проектом
2.1 Анализ работы над проектом
2.2. Основные представления о личном бюджете и рациональном поведении потребителя
Микроэкономика, семейная экономика
Экономика, 10 кл, профильное обучение
Время работы над проектом: ноябрь 2013 г. - февраль 2014 г.
Тема проекта: Стоимость одного дня жизни в городе.
Гипотеза: составление личного бюджета мотивирует к рациональному потребительскому поведению и позволит достичь больших личных результатов.
Творческий принцип: Копейка рубль бережет.
Цели и задачи проекта:
Мотивация к работе над проектом: получение дополнительных знаний по предметам учебно-исследовательской деятельности.
Основополагающий вопрос: Сколько стоит сумма товаров и услуг, необходимых для жизни в городе за один день? Как изменить свою жизнь к лучшему?
Краткая аннотация проекта:
Не всем суждено стать работниками финансовой сферы. Но знать что такое бюджет, уметь планировать свои расходы, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании потребности каждого члена семьи, одно из необходимейших умений, востребованное каждым.
Проект предназначен:
Данный проект предназначен для того, чтобы показать, сколько, по статистике, денег тратят люди и сколько денег можно сэкономить. Он поможет научиться рационально использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих потребностей.
Вопросы проекта (проблемные):
Проектные продукты: планирование личного бюджета (карта стоимости жизни) – таблицы, кластер понятий, лист расчетов, глоссарий, презентация защиты проекта.
Актуализационная информация. Исследовательский центр The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) опубликовал результаты исследования «Рейтинг городов мира по уровню качества жизни в 2013 году» (Global Liveability 2013).
Индекс качества городской жизни составлен из 30 показателей, которые объединены в пять контрольных групп, определяющих условия жизни в исследуемых городах: стабильность, здравоохранение, культура и окружающая среда, образование, инфраструктура. В итоговом рейтинге по каждому из 30 показателей начисляются баллы от 1 до 100, где 1 балл соответствует худшим условиям жизни, а 100 баллов — лучшим. Согласно рейтингу, наиболее комфортным для проживания городом мира в 2013 году стал Мельбурн (Австралия).[1] На втором месте расположилась Вена (Австрия), а третью позицию занял Ванкувер (Канада). Париж и Мадрид делят 23 место, Лондон - 31, Москва -139.[2]
Исследовательское подразделение опубликовало новый рейтинг самих дорогих городов мира в 2013 году. Для составления данного рейтинга, специалистами было проанализировано 400 цен на 160 товаров и услуг по 131 городу мира. За последние 5 лет, столица нашей Родины – Москва, не попала в топ 10 самых дорогих для проживания городов мира. Первую строчку в рейтинге самых дорогих городов мира в 2013 году занимает Токио, вторую – японский Осака, третью - австралийский Сидней. Кроме того, в топ 10 вошли Осло, Мельбурн, Сингапур, Цюрих, Париж, Каракас и Женева.[3]
Однако Москва заняла пятое место в рейтинге городов по стоимости жизни для иностранных специалистов, за год российская столица поднялась в списке на восемь позиций. При этом в течение нескольких лет она была самым дорогим городом для экспатов в Европе. При этом Mercer Human Resource Consulting несколько раз ставила Москву на первое место по стоимости жизни для иностранцев.[4]
Рейтинг самых дорогих городов мира составляется знаменитой консалтинговой корпорацией Mercer Human Resource Consulting. При расчете индекса стоимости жизни учитываются цены более чем 200 различных товаров и услуг (в том числе аренды жилья, питания и бензина) в 143 городах мира. Традиционные лидеры Рейтинга стоимости жизни Токио, Москва, Женева, Гонконг, Цюрих, Осака, и Копенгаген: эти города фигурируют в первой десятке самых дорогих городов мира.[5]
Но сколько же стоит прожить хотя бы день в таком городе?
Источник: Cамые дорогие города мира в 2013 году. Стоимость жизни в Москве и других городах мира сайт bs-life.ru.
Насколько стоимость корзины товаров и услуг для горожанина за один день сопоставим с тем же набором для жителя Твери? Москва и Тверь выбраны потому, что являются родными городами авторов проекта.
1.3 Постановка цели, задач и средства их решения
Цель: составить карты потребителя, проживающего один день в городе Тверь и Москва, на основе знаний в теме «Бюджет», « Рациональное поведение потребителя»
Задачи:
- изучить явление «бюджет», «личное потребление», «рациональное поведение потребителя» для составления и анализа личного дохода и расхода;
- выявить предпочтения потребителей горожан, корзину потребления для г.Твери и г.Москва;
- отобрать фактический материал для составления и анализа личного бюджета;
Рис. 1. План работы над проектом
Таблица 1.
1.4 План-календарь работы над проектом
Этапы | Задачи (деятельность) | Сроки |
Определение формы представления результатов | Выбор темы и формы представления результатов: карта потребителя, буклет с рекомендациями. | Ноябрь |
Выдвижение гипотез и путей их решения | Определить гипотезу, цели, задачи. | Ноябрь |
Обсуждение методов работы | Обозначение умений и навыков, которые необходимо приобрести для выполнения проекта:
| Ноябрь |
Практический |
| Декабрь Декабрь Декабрь-Январь Январь-Февраль Февраль |
Заключительный | Систематизация полученных данных – подготовка презентации. | Февраль |
Итоговый | Защита проекта | Февраль |
2.1 Анализ работы над проектом
Тема проекта «Стоимость жизни». Эта тема выбрана потому, что авторам было интересно узнать, сколько денег люди тратят за определенный отрезок времени и сколько денег можно сэкономить, если исключить определенные траты. Цель работы – показать людям разницу стоимости 1 дня жизни в центральном, столичном, городе и городе, отдаленном от центра. Проблема ежедневных расходов касается каждого и важно узнать, как их можно сделать более эффективными.
Проектным продуктом будет – Карта расходов и рекомендации для тверичан. Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как в карте можно увидеть наиболее дорогие статьи расходов и оценить возможности экономии.
Сбор информации (где и как осуществлялся поиск информации) – сеть Интернет, торговые рекламные каталоги, чеки из магазинов, ценники на товарах.
Изготовление продукта (что и как делал). Карта представляет собой таблицу, где записаны товары, услуги и обязательные платежи, их стоимость за единицу в рублях, объем потребления товара или услуги за один день, стоимость товара или услуги из расчета на один день.
Написание письменной части проекта (как это делал). Составили таблицу в программе EXEL, ввел перечень товаров, цен, и размер потребления, произвел расчеты. Оформили отчет.
Мы начали свою работу с того, что выяснили, какие товары или услуги потребляют за один день чаще всего. Определили, где можно почерпнуть информацию о ценах. Затем узнали их цены на момент работы. Расчитали, сколько потребляют в день. Рассчитали, какова цена расходов за один день по каждому товару или услуги, включая коммунальные услуги. Суммировали полученные величины.
Потом определили, какие расходы можно было бы без ущерба исключить из карты расходов.
В ходе работы возник новый вопрос: что можно было бы приобрести на сэкономленные средства. Завершили работу тем, что выяснили, что можно было бы приобрести на сэкономленные средства за неделю, месяц, год. Результаты удивили.
В ходе работы столкнулись с такими проблемами: стоимость на товары зависит от марки и производителя. Сложно точно определить стоимость сложных продуктов.
Чтобы справиться с возникшими проблемами, выбирали наиболее часто приобретаемые товары.
Удалось достичь цели проекта, потому что карта проекта получилась интересной и полезной как для авторов работы, так и товарищей.
Если бы работу начать заново, мы бы сравнили расходы разных людей по возрасту и полу, профессиональной принадлежности, и выяснили, от чего это зависит.
Запланированные результаты и работы выполнены.
Работа над проектом показала, что наши потребности всегда выше, наших возможностей, но надо тратить всегда рационально, так как часто мы приобретаем нефункциональные товары. А могли бы потрать средства на что-то более полезное.
2.2. Основные представления о личном бюджете и рациональном поведении потребителя
Экономическое поведение – образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.
Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом. Потребление – использование, употребление. Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.
Виды потребления: 1) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства); 2) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей).
Виды потребностей: 1) первичные (физиологические, экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные, духовные); 2) насыщаемые (имеющие чёткий предел) и ненасыщаемые (стремление удовлетворить которые не имеет чётко обозначенного предела [потребность в знаниях]).
К потребностям (мотивам) относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия.
Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Ограничения на пути достижения цели потребителя:
1) потребительский, семейный бюджет (баланс денежных доходов и расходов семьи);
2) цены на товары и услуги;
3) ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Экономическое поведение человека носит сложный, иногда даже иррациональный характер. Человек находится под влиянием различных психологических стереотипов – инстинкта подражания, инстинкта самосохранения, склонности к соперничеству, праздному любопытству и т.д. При этом особую роль играет то, что Т. Веблен называл «завистливое сравнение» (кто-то живёт лучше, кто-то имеет больше). Отсюда учёный выводил приверженность к «престижному», демонстративному потреблению и накоплению капитала.
Потребление демонстративное – потребление товаров и услуг с целью получения эффекта от демонстрации их использования.
Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Этапы рационального поведения потребителя:
1) осознание необходимости покупки;
2) поиск информации о товаре или услуге;
3) оценка возможных вариантов покупки;
4) принятие решения.
Доходы и расходы потребителя. Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
Номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.
Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя.
1) заработная плата;
2) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии);
3) доход от предпринимательской и иной деятельности;
4) доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода.
Реальный доход зависит от объёма конечных доходов (номинальный доход – подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги.
Расходы потребителя. Виды потребительских расходов:
1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);
2) произвольные (туризм, книги, картины, машины).
Какие зависимости существуют между доходами и расходами?
Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: 1) используется для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; 2) вторая часть образует сбережения.
1) чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму он способен потратить на потребление;
2) чем больший доход получает потребитель, тем больше сумма сбережений;
3) чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений;
Закон Энгеля: чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары и выше расходы на предметы роскоши, изысканные вещи, сбережения.
2.3. Как составить личный бюджет и поддерживать рациональное поведение потребителя. Рекомендации для потребителя
Для успешного планирования личного бюджета необходимо крайне серьезно отнестись к учету расходов и доходов. При этом вести учет необходимо не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.
Краткосрочное планирование, в основном, ведется в рамках месяца. Его цель – добиться того, чтобы Ваши расходы не превышали Ваших доходов.
Следует составить таблицу расходов и доходов, заполнять которую следует с высокой педантичностью. При этом заполнять ее необходимо каждый день, внося туда даже самые незначительные траты. Также важно внести в таблицу абсолютно все источники и сумму дохода, это позволит понять, сколько денег можно потратить.
Строгий ежедневный учет всех доходов и расходов по направлениям.
Определить, какие средства имеются в нашем распоряжении. Или будут иметься. Например, в части доходов: доход по основному месту работы (зарплата), дивиденды банка, прочие доходы.
Таблица 2.
Пример составления таблицы доходов
Доход | Руб./мес. |
Стипендия | 1000 |
Сбережения | 800 |
Подарок | 600 |
Итого | 2400 |
Распределить расходы, на какие категории они делятся, сколько уходит денег. В части расходов, коммунальные расходы (расходы по аренде недвижимости), расходы на транспорт, питание, связь и прочие. Следует подумать о возможных путях сокращения расходов на определённые товары или услуги. Ведь довольно часто происходит так, что мы готовы переплачивать за что-то, к чему уже давно привыкли, и что считаем само собой разумеющимся. . Хорошо, если вы уже представляете, какая сумма и на что у вас уходит в месяц. Если же нет – придётся это отслеживать, записывая всё и внимательно просчитывая то, на что и в каком количестве тратятся деньги.
Определяем, сколько составляет разница между расходами и доходами. Желательно вести учет и удельного веса (в процентах) каждого вида дохода или расхода в общей сумме доходов и расходов соответственно. Это необходимо для составления бюджета на следующий месяц, поскольку зная удельный вес и общую сумму дохода или расхода, можно запланировать сумму дохода или расхода по конкретной статье с учетом некоторых поправок.
Всё отлично, если разница больше нуля. Остающиеся деньги можно использовать, положив в банк. Тогда они принесут дополнительный доход. Или отложить в конверт на нужды, которые могут появиться в определённый момент. Плохо, если разница меньше нуля или ему равна. В таком случае следует заново пересмотреть свои расходы и доходы, и снова выявить всевозможные пути, чтобы расходы сократить.
Зафиксировать сумму остатка денежных средств на следующий месяц (не менее 10% от дохода), что даст возможность формирования резерва на случай осуществления непредвиденных расходов.
После составления финансового плана остаётся самое главное – следить за тем, чтобы не выходить за его рамки. Старайтесь не поддаваться возможным искушениям потратить там или здесь. Придерживайтесь плана чётко и строго. Лишь в этом случае вас ожидает финансовое благополучие.
Приложение 1.
План реализации цели проекта «Стоимость одного дня жизни в городе»
Этапы работы | Результат | Реализация | |
Исследовательский этап | |||
1. | Первоначальное знакомство с терминами | Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас. Бюджет, или план доходов и расходов, крайне важен не только для целого государства, но и для небольшого предприятия, семьи и даже отдельного человека. Умение составлять личный бюджет является для человека не только ключом к росту личного экономического благосостояния, но и повышает уровень его самоорганизованности, дисциплины | Глоссарий к проекту, кластер понятий, Макет карты горожанина. |
2. | Анализ способов ведения бюджета | Составлена макет карты потребителя и таблица для подсчета бюджета | |
3. | Составление перечня товаров и услуг потребляемых в г.Твери и г. Москве. | «Карта потребителя горожанина г. Твери и г.Москвы ». Приложение | |
Практико-ориентированный этап | |||
1. | Фиксация и расчет расходов личного бюджета | Карта потребителя г. Твери Карта потребителя г. Москва | |
2. | Оценка рациональности бюджета и статей экономии. | Приложение. | |
3. | Составление макета буклета. | Приложение | |
4. | Подготовка защиты проекта. | Презентация | Выступление на конференции ТвСВУ |
Ресурсы для реализации практико-ориентированного этапа проекта
кадровые | материальные | |
Фиксация и расчет расходов личного бюджета | Автор проекта | |
Оценка рациональности бюджета и статей экономии. | Автор проекта | |
Составление макета буклета. | Автор проекта | ПК, принтер, бумага |
Подготовка защиты проекта. | Автор проекта, руководитель проекта | ПК, программное обеспечение |
Презентация проекта | Автор проекта | Демонстрационный комплекс. |
Приложение 2.
Карта расходов одного дня жителя города Твери в воскресенье
Товары, услуги и обязательные платежи | Цена за единицу | Объем потребления товара или услуги за один день | Стоимость товара или услуги из расчета на один день, руб. |
Плата за электричество | 2,39руб./киловатт | 11,5 киловатт | 25 руб. |
Услуги связи | 0.75 руб. за мин. | 10 min | 7,5 |
Газ | 13 руб. / л. | 1 л. | 13 руб. |
Вода | 0.01 руб./ л. | 500 л. | 5 руб. |
Услуги Интернет | 450 руб. в месс. | 1/30 | 15 |
Транспорт | 15 руб. за 1 поездку | 2 | 24 |
Поход в кино | 300 руб. | 1 | 300 |
Обед в кафе | 420 руб. | 1 | 420 |
Завтрак (омлет, Салат из огурца, 2 сосиски, булочка, кофе с молоком) | 37 руб. за 10 шт. 16 руб. 210 руб. за кг 12 руб. 15 руб. | 2 0,15 1 1 | 7,4 16 31,5 12 15 |
Ужин (картофель, мясо, Чай, Яблоки) | 12 руб.за кг 280 руб. за кг 10 руб. 60 руб.за кг | 0,2 0,2 1 0,17 | 2,4 12 10 10,2 |
Ланч 1,2 Хлеб Молоко Масло сливочное Сыр Колбаса Кофе | 41 руб./1 кг. 58 руб. /1,5 л. 32 руб./200 гр. 269 руб. /1 кг. 229руб. /1 кг. 154 руб. /100 гр. | 200 гр. 0.5 л. 12,5 гр. 30 гр. 100 гр. 8 гр. | 8,2 руб. 19,3 руб. 4 руб. 8,9 руб. 22,9 руб. 12,31 руб. |
Итого: | . | 1001,61 руб. |
Наиболее дорогими расходами стал поход в кино и обед в кафе – 720 рублей. Если бы я ограничился прогулкой с друзьями. А кино посмотрел через Сеть Интернет, то сэкономил бы эту сумму. Обед дома обошелся бы мне примерно 120-150 рублей. Экономия составила бы 570-600 рублей. Но эти расходы, конечно, не повседневны. Но если я буду ходить в кино и кафе не каждые выходные, а только раз в месяц, то экономия составит 600*3=1800.
Очень серьезные покупки на эту сумму сделать сложно.
А вот за 6 месяцев 1800*6=10800 руб. позволит купить новинку в области электроники – например электронную книгу, новый телефон.
Допустим что расходы в г. Москва будут производится по тем же статьям, для сравнимости.
Карта расходов одного дня жителя города Москва в воскресенье
Товары, услуги и обязательные платежи | Цена за единицу | Объем потребления товара или услуги за один день | Стоимость товара или услуги из расчета на один день, руб. |
Плата за электричество | (4,53+4,50+1,16)/3=10, 9 руб./киловатт | 11,5 киловатт | 117,2 |
Услуги связи | 0.75 руб. за мин. | 10 min | 7,5 |
Газ | 15 руб. / чел. | 15 | |
Вода | 126 руб./ м куб. | 500 л.=0,5 м куб. | 63 |
Услуги Интернет | 5 руб. в день. | - | 5 |
Транспорт | 40 руб. за 1 поездку | 2 | 80 |
Поход в кино | 370 руб. | 1 | 370 |
Обед в кафе | 600 руб. | 1 | 600 |
Завтрак (омлет, Салат из огурца, 2 сосиски, булочка, кофе с молоком) | 64 руб. за 12 шт. 80 руб. 210 руб. за кг 20 руб. 15 руб. | 2 0,25 1 1 | 10,7 80 52,5 20 15 |
Ужин (картофель, мясо, Чай, Яблоки) | 32 руб.за кг 213 руб. за кг 10 руб. 60 руб.за кг | 0,2 0,2 1 0,17 | 6,4 42,6 10 10,2 |
Ланч Хлеб Молоко Масло сливочное Сыр Колбаса Кофе | 27 руб./1 кг. 48 руб. /1,5 л. 269 руб. /1 кг. 320 руб. /1 кг. 120 руб. /100 гр. 45 р./ст. | 200 гр. 0.5 л. 30 гр. 100 гр. - | 5,4 24 80,7 32 120 45 |
Итого: | . | 1792,2 руб. |
Сравнение карты потребителя позволяет заключить, что ряд товаров и услуг столичного города более дорогие. Но к такой категории относятся продукты питания, транспорт, коммунальные услуги, экономия на этих статьях расходов маловероятна.
Приложение 3.
Глоссарий
Деньги - это товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Деньги существовали не всегда, они продукт развития человеческого общества.
Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
Номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.
Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Потребление – использование, употребление. Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.
Предложение - это количество товаров и услуг, которые в определенный момент и по определенной цене готов предложить рынку товаропроизводитель.
Цена предложения, это та предельно низкая цена, по которой товаропроизводитель еще готов продать свой товар.
Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода.
Товар – это продукт труда человека, изготовленный не для собственного потребления, а для продажи на рынке.
Цена спроса – это та предельно высокая цена, которую еще готов заплатить за товар потребитель.
Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путем создания жизненно важных благ и услуг.
Экономическая теория - это общественная наука изучающая вопросы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг в условиях когда общественные потребности безграничны, а ресурсы ограничены.
Потребность - это нужда в чем - либо.
Нужда - это неудовлетворенная потребность
Предметом изучения экономической науки является проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребности.
Микроэкономика - это рассмотрение экономических проблем на уровне отдельных экономических субъектов (дом хозяев, а так же отдельные территории района, города, области).
Экономическое поведение – образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.
Приложение 4.
Кластер «Экономическое поведение»
[1] http://gtmarket.ru/news/2013/09/02/6198 Economist Intelligence Unit: Рейтинг городов мира по уровню качества жизни в 2013 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/09/02/6198
[2] http://finam.info/news/moskva-raspologilas-na-139-meste-v-reytinge-gorodov-po-urovnyu-gizni/ Москва - 139-й город в рейтинге по уровню жизни.
[3] http://bs-life.ru/makroekonomika/samie-dorogie-goreda2013.html Cамые дорогие города мира в 2013 году. Стоимость жизни в Москве и других городах мира
[4] http://lenta.ru/news/2013/06/07/cities/ Москва поднялась в рейтинге стоимости жизни для экспатов.
[5] http://www.education-medelle.com/articles/rejting-stoimosti-zhizni.html Рейтинг стоимости жизни
Ночная стрельба
Девчата
Голубая лягушка
Цветок или сорняк?
Огонь фламенко