Презентация к докладу на тему: "Философский взгляд на человека с точки зрения исторических эпох", выполненная по руководством методиста Шишовой М.Г. Представлена на Международной научно-практической конференции обучающихся «Молодежь России в науке и творчестве», которая прошла 16 апреля 2014 года на базе Гжельского государственного художественно-промышленного института (ГГХПИ).
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к докладу на тему: "Философский взгляд на человека с точки зрения исторических эпох" | 320.54 КБ |
Слайд 1
Философский взгляд на человека с точки зрения исторических эпохСлайд 2
Древнегреческая философия Люди как Боги, Боги как люди (антропоморфизм) Антропология древней Греции дает представление о человеке во вселенском значении, здесь мир людей – часть космоса – микропорядка, здесь Вселенная – Дом для человека. Сократ Аристотель Платон Протагор Гераклит Человек – часть мироздания, где добродетель есть высшее знание, «познай самого себя» Человек – животное политическое, как вещь среди вещей, но один способен воспринять понятия добро, зло, счастье Человек – часть в мире идей Человек – мера всех вещей Человек противоречив, то есть двойственен в отношениях добра и зла Гуманизм древней Греции сводился к понятию Сократа: «внутренний мир велик так же, как и космос», но большинство следовало родовой традиции или судьбе, рока, предопределенности.
Слайд 3
Августин говорит о двойном, неустойчивом мире человека, но ограниченный осями таких координат, как: Средневековье. душа – тело свет – тьма ангел – дьявол черный мир – дольний мир Что же такое я? Какова моя природа, Боже мой?! – так расколовшаяся душа растерянных наследников древних цивилизаций взывает человека в христианстве. Возникает Христианский мир, основанный на вере . Небеса (рай) Рождение Смерть Преисподняя (ад) Сер дце Возникает проблема противостояния души и тела, где плоть - несовершенство. Но ведь человек – от Бога, у человека не может быть греха. Человек наделен волей – правом выбора между добром и злом. За волю человека Бог не отвечает. Это догматическая ловушка: Человек от воли – к свободе – к собственности – к правам придет .
Слайд 4
Пико делла Мирандола человек может знать все; человеческий дух не может постичь Бога, тем более слиться с божеством; человек сотворен из мира, он не зритель; бесконечность мира – это нечто мыслимое и переживать это не стоит; мир гармоничен, величен – это восторг перед Вселенной, но меня ужасает вечное молчание «этих безграничных пространств» - говорит Франсуа да Ларошфуко о человеке. « Человек – мыслящий тростник, он слабее Вселенной, но он осознает , что расстается с жизнью, а Вселенная ничего не осознает ». Эпоха Возрождения: Гуманисты Гуманисты итальянского Возрождения наделили человека красотой чувств, прорывали в знаниях, насчитали сотни добродетелей, но такая высокая планка гуманизма сломалась, война папства в союзе с Францией уничтожила Венецию и Флоренцию, люд с ненавистью «за грехи» бросает в костер книги и гобелены, картины; инквизиция берет верх, ученые идут на костер. Восторг перед человеком угасает, а перед Вселенной – нет!
Слайд 5
Новое время открывает мир изобилия товаров и радостей для человека, но культивирует РАЗУМ, нарастает критика в адрес человека. Новое время Томас Гоббс «Знание – сила» Способности человека имеют ограничения, зависимость от старых суждений, идолы рода, пещеры, площади. Человек + природа = связь, но без смысла Рене Декарт «Мыслю - следовательно существую» Истинный источник знания – человеческое сознание + оригинальная теория «возрожденных идей» Бенедикт Спиноза Человек часть природы и свет божества Мильбранш Человек – это субстанция от божьей воли, но весьма подпорченная Проблемы человека в Новом времени 1. Что мыслит: душа? разум? 2. Что есть природа и социальное в человеке? 3. Причина пороков? 4. Причина различия индивидуальностей. 5. Общество : благо или жесткая среда? 6. Человек в обыденности ≠ в науке? 7. Человек – волк среди волков? 8. Человек – тварь или творец? 9. Человек во Вселенной? 10. Человек перед судьбой? 11. Человек в культуре? 12. Человек – народ? 13. Человек – культура? 14. Человек – эгоист, альтруист?
Слайд 6
Иммануил Кант поставил проблемы, но ответов не дал, он нацелил человека на постижение человека «поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства» Что я могу знать = границы познания Что мне надлежит сделать = долг, совесть На что я могу надеяться = что мне доступно В основе человека лежит категорический императив = нравственный закон ( закон + нравственность) «Две вещи волнуют меня все более: звездное небо над головой и нравственный закон во мне», - И.Кант Георг Фридрих Вильгельм Гегель В его системе человек играет пассивную роль наблюдателя феноменологии Духа: субъективное познание абсолютной идеи. Идея прогресса и развития влияет и захватывает человека Людвиг Фейербах Человек человеку Бог, а религиозный культ парализует стремления человека. Человек как биологический вид – вершина эволюции Карл Маркс Человек – существо общественное, диалектическая связь общества и человека. Есть внутренний и внешний мир человека. Человек – создатель орудий труда Человек – носитель разума и воли. Человек – продукт эволюции, но также субъект истории. Представители классической немецкой философии о Человеке.
Слайд 7
Артур Шопенгауэр Жизнь – не только подарок, а борьба или суета, а во имя чего? «Воля к жизни и представление» Не абсолютная некая идея сообщает движение, а биологическая по своей природе сила = воля к жизни захватывает человека, толкая его на желания власти, собственности, комфорта…здесь сталкиваются интересы = страдания, борьба, конфликты…ты на вершине желаний, И о скука… Иоганн Готлиб Фихте Человек наделен изначально импульсом жизни – порывами. Человек – субъект познания, но по способностям люди различны. Фридрих Ницше Человек существует в очень проблемном мире, где правят бал нажива, грех; «Бог умер», каждое новое поколение «отрывает от себя животное» - нет нравственных генов и прогресса. Как заставить человека правильно выполнять нравственные и социальные обязанности? Он об этом серьезно думал: о новой морали, о новом качестве человека, об изобилии, которое должно снизить вечную борьбу за выживаемость. Зигмунд Фрейд Человек вне сублимации находится в плену бессознательных влечений, поэтому входит в состояние конфликта с культурой; неудовлетворенность потребностей – инстинкты рождают комплексы и агрессию. Философия жизни
Слайд 8
Что есть человек в этом ужасном мире! После двух мировых войн? Сёрен Кьеркегор настаивает на том, что человека отличает и спасает ценностный мир, что человек в ответе перед Богом: эстетическая – чувства эстетическая – душа религиозная - спасение Кто на какой стадии? Карл Ясперс выделяет социальную природу человека, но его главные, сущностные характеристики проявляются в пограничных ситуациях: пожар, катастрофа… Эрнст Кассирер Человек – рациональное животное, у него несколько реальностей, но язык, символы, искусство выводят человека из затруднений. Эрих Фромм Человек – волк или овца, охотник или жертва? Чего больше: синдромов распада, роста? Любви к деньгам, к детям? Силы или бессилия? Черни или героев? Разум – проклятие человеческого рода, нет гармонии с обществом, с природой, с собой, с народом… Такой мрачный тон суждений. Альбер Камю призывает достойно жить, проживать, указывал на лживость и иллюзорность идей. Прожить жизнь – не поле перейти. Ж. – П. Сарит , самый «левый» среди философов, отстаивает принцип свободы как цель и средство самореализации человека в этих пределах бытия в работе «Бытие и ничто». Мартин Хайдеггер философски серьезно подходит к взаимодействию бытия и человека: бытие реализуется в человеке; бытие мира = бытие человека, но учитывая представление XX века о враждебном для человека бытии, Хайдеггер выделяет такую область бытия, которая позволяет прийти к самому себе: смерть, вина, долг, совесть… Философия экзистенции Индивидуализм, неприкаянность в мире бытия Стадии
Слайд 9
Каждый может нарисовать свою страничку в книге БЫТИЯ. Вот как я просто призываю сублимироваться до 5 лет. Направления совершенствования КАК КАК Инстинкт Разум Воля Цель Мотивация Мотивация Навыки общения Нравственный выбор Спорт Трудовые навыки Художественный вкус Умственные способности
Огонь фламенко
Рисуем тыкву
Рисуем кактусы акварелью
Растрёпанный воробей
Пейзаж