Научно-исследовательская работа по литературоведению. Источниками послужили рассказы известного мурманского писателя Виталия Семеновича Маслова.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_podrostka_v_rasskazakh_v.s._maslova.doc | 278 КБ |
Образ подростка в рассказах В.С. Маслова
Автор: Иськив Ксения,
обучающаяся 5 А класса
гимназии № 8 г. Мурманска
Научный руководитель:
Колычева Вера Леонидовна,
учитель русского языка и литературы гимназии № 8
г. Мурманска
Мурманск
2011-2012 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................................3
Глава 1. Понятие «образ» в литературоведении.............................4
Глава 2. Образ подростка в рассказах В.С. Маслова......................6
Заключение.........................................................................................9
Список литературы..........................................................................10
Введение
Все чаще мы слышим от взрослых, что молодежь нынче стала не та: не такая честная, справедливая, благородная, сопереживающая и т. д. Но, к сожалению, положительных примеров подобных качеств в жизни становится все меньше. Где же их искать? Конечно, в великой русской литературе.
На уроках литературного краеведения мы знакомимся с творчеством мурманских писателей и поэтов. 19 января 2012 года мы побывали на экскурсии в «Рубцовском уголке» Областной детско-юношеской библиотеки, возложили цветы к памятнику Н.М. Рубцову в писательской аллее. В той же аллее учитель обратила наше внимание и на памятник В.С. Маслову, кратко рассказала об этом интереснейшем человеке, посоветовала прочитать его рассказы «Зырянова бумага», «Восьминка» и «У Стивидорного».
Познакомившись с этими произведениями, мы увидели именно те примеры, которые необходимы современным молодым людям в жизни. Так мы решили исследовать образы подростков в рассказах нашего выдающегося земляка, полярника, почетного гражданина города-героя Мурманска Виталия Семеновича Маслова. Его творчество в этом аспекте еще не рассматривалось в научной литературе, что обусловливает актуальность нашей работы.
Объектом данного исследования являются рассказы В.С. Маслова «Зырянова бумага» и «У Стивидорного».
Предметом исследования стали образы подростков в этих рассказах.
Источником исследования послужили тексты рассказов «Зырянова бумага» и «У Стивидорного», опубликованные в книге «Лик суровый». []
Цель работы — проследить, какие качества автор больше всего ценит в своих героях-подростках.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
В своей работе мы использовали такие методы исследования, как анализ биографических данных, анализ образа литературного героя, сравнение.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем следующее утверждение: произведения В.С. Маслова, написанные 50 лет назад, их герои остаются актуальными и в наше время.
Понятие «образ» в литературоведении
Сложную картину человеческой жизни, изображенную писателем в художественном произведении, принято называть образом. Источником художественного образа является сама жизнь. Писатель изучает ее, обобщает свои наблюдения, но результаты этих наблюдений и обобщений выступают не в отвлеченной форме понятия, закона, как в научных трудах, а в форме образов людей и широких картин общественной жизни.
В большой мере понятие образа приложимо в художественном произведении к изображению человека. В этом смысле чаще всего понятие «образ» и употребляется в смысле образа-характера (образ Татьяны, образ Онегина и т.д.). Характеры представляют собой относительно целостные композиционные единицы художественного произведения.
Существует еще ряд терминов, схожих с понятием характера: персонаж, действующее лицо, герой, тип. Действующее лицо и персонаж - понятия, при помощи которых мы обозначаем любого изображенного в произведении человека независимо от того, в какой мере глубоко и верно он изображен писателем, хотя бы он был обрисован очень бегло. Мы говорим о характере в том случае, если изображенный в произведении человек обрисован с достаточной полнотой и определенностью, так, что мы за ним чувствуем определенную норму общественного поведения.[1]
Изображая человека как неповторимую личность во всем богатстве и разнообразии его психологических и физических особенностей, речевой характеристики, социальной, бытовой, природной обстановки, литература рисует его во всей целостности жизненного процесса, определяющего становление и развитие его характера.
Образ – это картина человеческой жизни. Отражать жизнь при помощи образов – значит рисовать картины человеческой жизни, то есть поступки и переживания людей, характерные для данной области жизни, позволяющие судить о ней. Образ как картина человеческой жизни предполагает использование художником всего того, что в жизни связано с человеком, но именно в преломлении всего этого материала через человеческое восприятие и состоит своеобразие литературы. [5]
Человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром животных, вещным миром и пр. Значит, писатель должен показать эти связи, «…показать человека во всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом, иначе человек будет выглядеть обеднено и неестественно» [3].
Помимо образов взрослых русская литература традиционно наполнена образами детей и подростков. Часто эти образы возникают в автобиографической прозе. Достаточно вспомнить классические «Детство» и «Отрочество» Л.Н. Толстого, « Детство» М. Горького, «Детство Никиты» А.Н. Толстого и т. д.
Каждый писатель рано или поздно обращается в своем творчестве к изображению мира ребенка, так как именно в детстве закладываются базовые ценности, имеющие определяющее значение в становлении и развитии личности. Вся человеческая жизнь — это череда нравственных испытаний. И от того, как справится со своей долей испытаний ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Образ подростка в рассказах В.С. Маслова
Краткая биография писателя
Виталий Семёнович Маслов родился 1 сентября 1935 года в большой поморской семье в небольшой деревне Сёмжа Мезенского района на берегу Белого моря. Там же он закончил начальную школу, затем школу-семилетку в посёлке Каменка. С 1951 по 1956 год учился в Ленинградском мореходном училище на радиотехническом отделении, по окончании которого работает сначала на Дальнем Востоке, а затем в Сахалинском морском пароходстве.
В 1962 году Маслов переходит работать в Мурманское морское пароходство на первый в мире атомный ледокол «Ленин», на котором он проработал практически всю жизнь.
Писать небольшие рассказы и стихотворения Виталий Семёнович Маслов пробовал ещё во время своего пребывания в родном Мезенском районе, но дальше районной газеты «Север» его творчество не доходило. Первым его произведением, замеченным в литературных кругах, стал рассказ «Северная быль», опубликованный в 1968 году во всесоюзном литературном журнале «Смена».
Следующей публикацией Маслова становится его первый роман «Круговая порука», опубликованный в 1977 году в журнале «Север». Роман получил высокие оценки, и Виталия Семёновича приняли в Союз писателей СССР.
За книги, воспевающие красоту русского Севера и отвагу живущих там людей, Виталий Семёнович был удостоен целого ряда региональных и всесоюзных премий.
По инициативе Виталия Семёновича появился памятник Кириллу и Мефодию в Мурманске на площади Первоучителей, Дом памяти, посвящённый солдатам XX-го века, в Сёмже. Кроме того, Виталий Маслов является вдохновителем и организатором нескольких масштабных мероприятий: Дня славянской письменности и культуры, а также Славянского хода.
Умер Виталий Семёнович Маслов 9 декабря 2001 года в Мурманске, похоронен у себя на родине.
2 сентября 2011 года в Мурманске на аллее писателей открыт памятник писателю.[2]
«Зырянова бумага»
В творчестве В.С. Маслова не так часто встречаются образы детей и подростков, но каждый из них выписан психологически точно и с огромной любовью. Причем всякий раз писатель ставит молодого человека в ситуацию морального выбора.
Главный герой рассказа «Зырянова бумага» - мальчик Федя, девяти лет от роду. Фабула произведения достаточно проста. «Где-то там, за этой бесконечностью, теперь уже в чужих странах, наши бьют фашистов». Семья ничего не знает о судьбе отца, находящегося на фронте. Мальчик пишет ему одно за другим письмо, но ответа не получает. Сосед Зырян посулил Федору несколько листочков настоящей бумаги, «гладкой и тонкой, изнутри какие-то знаки просвечивают». Но взамен паренек должен закопать в снег котят, которых не ко времени принесла соседская кошка.
На одной чаше весов — котята, от которых мальчик уже неоднократно раньше избавлялся, на другой — письмо отцу, которое на такой замечательной бумаге обязательно дойдет до адресата. Казалось бы, выбор очевиден. Но не для Федора. Да, он закапывал уже котят в снег, но «так, а не за выгоду». И герой возвращает все на свои места.
Какая огромная нравственная работа свершилась в душе подростка за достаточно короткий срок до принятия им решения. Единственно правильного, высокоморального решения. Этот маленький человек глубоко прочувствовал ответственность перед миром, а главное перед собственной совестью за этот выбор. И становится понятно, что именно совесть станет для него путеводной звездой на всю оставшуюся жизнь.
«У Стивидорного»
Рассказ «У Стивидорного» посвящен описанию нескольких дней из жизни Артюги, который в свои двенадцать лет единственный мужик в большой бригаде, занятой на колхозной пожне. Причина тому все та же — война.
Он послан бригадиром наловить рыбы, дабы разбавить скудный паек работниц. Ни у кого не возникает сомнений в том, что подросток в состоянии это сделать самостоятельно. В такие времена взрослеют рано, да и какой настоящий помор, пусть даже малолетний, не сможет поставить сетку. Но этот естественный, извечный труд оказывается вне закона. Это вынужден будет понять Артюга, столкнувшись с местным милиционером и представителем рыбной инспекции.
Он, не мешкая ни минуты, бросается на помощь и спасает их, тонущих в няше во время прилива. Он, не задумываясь, отдает им свою одежду и весь улов на ужин. А что делают взрослые? Они видят в мальчишке только браконьера, за поимку которого их похвалит начальство. К сожалению, взрослые не выдержали своего нравственного испытания. Они жестоко обманули доверие Артюги, преподали ему урок несправедливости и подлости. А ведь мальчик честен от природы. Достаточно вспомнить, как он рассказывает о лежащей под лавкой сетке: «...нать было тетивы-то от той, от семужьей, отхватить... Воно у ней каки тетивы-то длинны!.. Только чужу-то как возьмешь?». Парень умеет сопереживать чужой беде. Как он, например, рассказывает о том, как обидели бабку Бочкариху надзоровцы, срубив колья, на которых та вешала сети: «Зря ведь, да?.. Одна бабка живет... Никогда не пожалится, не застонет...».
Как и для Федьки из предыдущего рассказа, для Артюги главное — жить по совести, не совершать подлости, быть готовым прийти на помощь, не задумываясь о последствиях для себя.
Заключение
Нам удалось проанализировать образы подростков в рассказах В.С. Маслова, выявить наиболее яркие черты характеров героев. Это честность, бескорыстие, готовность спасти чужую жизнь. Все это включается в общее понятие «жить по совести». Значит, цель своей мы достигли.
Подтвердилась и гипотеза нашего исследования. Рассказы В.С. Маслова написаны в советский период истории нашей страны («Зырянова бумага» в 1968 году, а «У Стивидорного» - в 1973), но являют нам примеры, на которые вполне могли бы ориентироваться современные молодые люди. Это отсутствие корысти, честность, доверчивость, открытость, способность прийти на помощь человеку в трудной ситуации, не заботясь о последствиях для себя. Писатель говорит о незыблемых, вечных, христианских ценностях. Они не изменят со временем своей оценки. Именно поэтому рассказы В.С. Маслова остаются и останутся в круге детского чтения.
Список литературы
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Что есть на свете красота?
О чем поет Шотландская волынка?
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Несчастный Андрей