Статья по научно-исследовательской работе на актуальную тему
Вложение | Размер |
---|---|
fenomen_palomnichestva_v_sovremennoy_russkoy_kulture.doc | 49 КБ |
ФЕНОМЕН ПАЛОМНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА)
Колычева Ольга,
г. Мурманск, МБОУ гимназия № 8, 11 класс;
научные руководители: Колычева В.Л., Щапова Ю.Ю.,
учителя МХК МБОУ гимназия № 8
В последние два десятилетия в связи с резким падением значимости политических идеологий, повлекшим за собой не только изменения геополитической карты мира, но и утрату многих фундаментальных духовных ценностей, наметилась тенденция к активному поиску сакральных основ бытия в целях идейного объединения общества. Потребность в обретении духовных ценностей приобрела чрезвычайно большое значение как для общества в целом, так и для каждой отдельной личности, в воспитании и совершенствовании которой роль подобных ценностей трудно переоценить.
Обычай священного путешествия, присущий большинству религий, уходит своими корнями в глубокую древность. Египтяне, греки, индусы, китайцы и другие народы предпринимали путешествия к отдаленным храмам, гробницам царей, жрецов и святых. Идея паломничества предполагала восстановление контакта мирского со священным.
У христиан паломничество началось с 4 века с путешествия в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей; помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники. Само слово возникло от слова «палома» — пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа. Со временем под «паломничеством» стали понимать путешествия и к другим святым местам.
В Русской Церкви первой паломницей из известных на сегодня считается святая равноапостольная великая киевская княгиня Ольга. Она совершила паломничество в составе большого посольства в 957 году.
Аналогичные христианскому паломничеству обычаи существуют и в других религиях (Хадж, Кора и др.).
В настоящее время идея паломничества активно поддерживается представителями православной церкви. При многих епархиях нашей страны существуют паломнические службы. Наиболее активно они создавались в период с 2000-2007 год. На данный момент их существует около 70 по всей России. Первые службы начинают формироваться ещё в 1991 году, когда происходит распад Советского Союза. Так как идеология коммунизма ушла, а на её месте не появилась новая, люди начинают интересоваться своим внутренним миром и религией. Возрастает интерес к паломничеству, о чём свидетельствует количество паломнических служб, представленных в настоящий момент в сети Интернет.
Анализ предлагаемых этими службами маршрутов позволил выявить следующие закономерности. В настоящий момент наиболее популярными маршрутами являются поездки в Святую землю, на Соловки, на Ваалам, в Дивеево, в Оптину Пустынь, Троице — Сергиеву Лавру и т.д. Однако на ряде сайтов наблюдается смешение понятий «паломничество» и «туризм». В один ряд ставятся мироточивые мощи и рыбалку, беседа со священником и пикник в лесу. Духовный эффект от такого отношения к святыне сводится к нулю.
Туризм как массовое явление возник в 20-е годы ХХ века, он включает в себя обязательно то же, что и паломничество, отсюда идет непонимание. Во время паломничества людям надо что-то есть, они должны где-то жить, и кто-то должен им это организовывать. В туризме то же самое. Однако не может быть «паломнического туриста» или туристов в паломничестве. Паломничество – это религиозный вид деятельности, туризм – это отдых и коммерческая деятельность. Главная цель паломника – соприкоснуться со святыней. Главным чувством его должно быть благоговение. Святыня – по самому значению слова – это избранность, превознесенность над земным миром.
В своем исследовании мы опираемся на данные именно православных паломнических служб, так как это традиционная религия заглавной нации России, число исповедующих которую - подавляющее большинство населения нашей страны. Например, данные по Мурманской области за 2007 год показывают, что количество православных религиозных объединений составляет 50 % по отношению к объединениям всех других конфессий, вместе взятых. [4, с. 109-112]
В Мурманской и Мончегорской епархии Русской православной церкви паломническая служба «Под сенью Трифона» была создана 10 лет назад. Для того, чтобы предоставить жителям нашего края более полную информацию о сути паломничества, а также дать возможность познать ее на практике, мы взяли интервью у её руководителя, Ирины Андреевны Поливцевой. Из беседы нам удалось узнать, что каждый год в Мурманской области в паломничество отправляются около 1000 человек. Последние два года число паломников увеличивается примерно на четверть.
Начиналась деятельность паломнической службы с поездок в самый северный православный монастырь, основанный преподобным Трифоном в 16 веке в Печенге. Сегодня же организуются поездки по всему Кольскому полуострову, по многим святым местам России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Заслуга в таком значительном расширении географии маршрутов принадлежит прежде всего самим паломникам.
Паломнические поездки очень меняют людей, их настроения. Даже те, кто отправляется в путешествие с чисто познавательными целями, возвращаются просветленными и одухотворенными. Это подтверждают и данные опроса, который мы провели среди слушателей взрослой группы Воскресной школы при Паломническом центре «Под сенью Трифона». Они отметили, что в первый раз отправились в паломничество из любопытства (40 %), за компанию (28 %), из интереса к истории родного края (18 %). Лишь 14 % опрошенных совершили свою первую паломническую поездку с целью поклониться святыне. Однако, на сегодняшний день все они ставят поклонение святыне в ходе паломничества на первое место.
Для того чтобы понять, какое представление имеют люди в наше время о таком феномене, как паломничество, мы провели социологический опрос. Мы предложили респондентам ответить на вопрос «Что вы понимаете под термином «паломничество»»? Оказалось, только 66% опрошенных достаточно точно представляют себе, что такое паломничество. Причем наилучшую осведомленность по данному вопросу продемонстрировали молодые люди от 18 до 30 лет (100%), что неудивительно, так как именно люди этого возраста проявляют самую большую социальную активность. Более молодые респонденты оказались далеки от духовной тематики (правильно ответили только 62%), а респонденты старшей возрастной группы, озаботившись вопросами веры, больше опираются на эмпирический опыт, нежели теоретические построения (верные ответы — у 75%).
У участников опроса в возрастных пределах от 15 до 18 лет встречались следующие определения паломничества: «вид какого-то ремесла», «обработка земли, аренда земли» или «вид крестьянства», что говорит, естественно, о недостаточном развитии общего кругозора.
По тону высказываний можно оценить отношение опрошенных к паломничеству как положительное или нейтральное
Гипотезой нашего исследования было следующее утверждение: паломничество, являясь составляющей духовной культуры человека, способствует реализации его духовных потребностей и повышению общего культурного уровня жителей региона. И оно оказалось верным. Проведённое исследование показало, что, не сталкиваясь в жизни с паломническим движением, люди зачастую имеют неправильное представление о нём. Участие же в паломнических поездках кардинальным образом меняет людей. Меняет настолько, что их духовные потребности со временем возрастают. Они не только хотят посетить как можно больше святых мест, но и воцерковляются, начинают регулярно посещать храм, исповедоваться, причащаться и т. д. и т.п. Все это постепенно ведет к развитию паломнических центров, расширению географии их маршрутов. Об этом свидетельствует карта основных маршрутов службы «Под сенью Трифона» по Кольскому Северу.
Проведенное исследование позволяет с уверенностью сказать, что феномен паломничества прочно укоренился в сознании большей части жителей Мурманска, а практическая сторона данного вопроса способствует реализации духовных потребностей человека. Всё это ведёт к повышению общего культурного уровня жителей региона.
Литература
Огонь фламенко
Госпожа Метелица
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен