Знакомствос событиями, происходившими в городе Сочи в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 28.44 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Секция: гуманитарная
(история)
Тема: « Дети и война»
(на основе материала «Сочи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Автор: Стрельцова Валерия Валерьевна, 7 класс,
МОБУ СОШ №7, г. Сочи
Руководитель проекта: Стрельцова Елена Валерьевна, учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №7, г. Сочи
Сочи 2014 г.
Содержание:
Введение 3
Великой Отечественной войны. 5
Заключение 10
Список используемой литературы 11
Введение
Прошло 68 лет после окончания, пожалуй, самой страшной, самой жестокой и кровопролитной войны xx века – Великой Отечественной войны 1941-1945гг. В этой войне погибло более 26 млн. человек населения Советского Союза и приблизительно 31млн человек были ранены.
Вся страна поднялась на борьбу с врагом. Все Союзные Республики, все города, все сёла и деревни нашей огромной страны внесли свой вклад в общую Победу над врагом. И наш город Сочи не был исключением.
Тема исследовательской работы: «Дети и война» (на основе материала Сочи 1941-1945 гг). Эта тема является актуальной уже потому, что как было упомянуто выше, приближается 69-ти летняя годовщина Победы в Великой Отечественной войне. В нашем городе, как и по всей стране, будет проводится подготовка к празднованию этой даты. Следовательно, информация по истории города, которая охватывает период Великой Отечественной войны будет востребована.
Цель работы: Ознакомиться с событиями, происходившими в нашем городе в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и рассмотреть жизнь детей города Сочи в эти годы.
Задачи:
1. Ознакомиться с боевой и трудовой деятельностью жителей нашего города в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
2. Ознакомиться с условиями жизни, учебной и трудовой деятельностью детей и подростков, которые в годы Великой Отечественной войны жили в нашем городе.
3.Оценить вклад детей и подростков города Сочи в общую Победу нашей страны в войне с фашистской Германией.
Объектом исследования является город Сочи в годы Великой Отечественной войны.
Предметом исследования определена повседневная, учебная и трудовая деятельность детей и подростков города Сочи.
Хронологические рамки исследования охватывают период Великой отечественной войны 1941-1945гг.
Гипотеза: В годы ВОВ школьники города Сочи внесли свой посильный вклад в общую Победу.
«Шла война. Война вокруг: на море, в предгорьях и в горах. И в этом кольце, как что-то невероятное, - утопающий в зелени и благоухающий магнолией, эвкалиптом, в розах и жасмине южный наш город» - так, по словам Э.А. Платущихина, наш город выглядел в начале войны[1].
В годы войны, действительно, главную роль Сочи сыграл как крупнейшая госпитальная база Северного Кавказа и одна из крупнейших баз Советского Союза, через здравницы которой прошли за 1941-1945 гг. свыше 335 000 раненых и больных воинов. Проблеме лечения фронтовиков была подчинена вся жизнь города в эти годы. Промышленные предприятия, школы, всё население Сочи помогали госпиталям, медикам в уходе за ранеными, в обеспечении госпиталей всем необходимым.
В годы войны сочинцы не жалея сил работали на предприятиях города, а после основной работы помогали в госпиталях. Очень тяжело было женщинам потому, что кроме работы нужно было ещё воспитывать детей. Нужно было чем-то их кормить, а с продовольствие было очень трудно, так, что приходилось голодать.
Из воспоминаний Эдуарда Платущихина: «Мы, малые дети, наравне со взрослыми днями и ночами, в любую погоду толкались в длинных очередях за хлебом, в котором было единственное наше спасение…Здесь в далёком прошлом, возле хлебного магазина, что стоял на углу улиц Советская-Орджоникидзе, и проходило, в общем-то, наше детство: целыми днями шумные игры, суета, гомон, беготня, споры, ссоры…И вдруг: «Хлеб! Хлеб!» Этот сигнал был даже магичней, чем «Воздушная тревога!»…На вид привлекательный, аппетитный, с коричневой, поджаристой корочкой, он отвратительно отдавал то ли дёгтем, то ли керосином, так как выпекался на дельфиньем жире. По нынешним временам всяк посчитал бы его не совсем съедобным. Но тогда он казался вкусней, дороже, желанней нынешнего»[2].
2. Вклад школьников в дело Победы.
Все школы города шефствовали над госпиталями. Школьники выступали перед ранеными с концертами художественной самодеятельности, собирали для гостей самшитовый мох для набивки матрацев, собирали в лесу лекарственные растения, дикие фрукты, собирали деньги и покупали на них подарки раненым.
Организованные две бригады из школьников Адлера и детей сотрудников консервного комбината собирали фрукты в прибрежных колхозах, лесах. Всего школьниками в 1943 г. было заготовлено для комбината только алычи 26,9 тонны[3].
По сочинским школам насчитывалось 2880 пионеров. Они принимали активное участие в сборе металлолома, лекарственных и целебных растений, оказывали большое внимание к помощи фронту.
Наряду с пионерами, в сочинских школах были ещё и тимуровцы (451 чел.), которые брали на себя все домашние обязанности: кололи дрова, отводили и забирали из детских садов детей, ходили за покупками, делали конверты, ухаживали за раненными бойцами и снабжали их бумагами[4]
Помощь фронту поступала от всех поколений сочинцев. В детских садах были организованы встречи младшего поколения с бойцами. Они устраивали концерты, посещали больных бойцов, дарили подарки. 22 июля 1942 г. была устроена выставка детских работ, которая очень порадовала бойцов, и придала им стимул для защиты Родины[5].
Шефская помощь школьников госпиталям позволяла решать многочисленные проблемы – обеспечение витаминами, лекарственным сырьём, инвентарём и т.д., и принесла свои огромные плоды в виде десятков спасённых жизней воинов.
Школы г. Сочи, как и вся страна, в 1941-1945 году, работали в новых необычайных условиях, в условиях отечественной войны с фашистскими захватчиками. Эти условия требовали пересмотра всей работы школ и приспособления её к новым условиям.
3. Особенности школьного образования в годы войны.
Уход отцов на фронт, а матерей на производство, поставил многих учащихся в суровые условия, поэтому им пришлось взять все обязанности домашнего хозяйства и ухода за детьми на себя. В связи с этим дети совершенно не имели возможности уделять достаточно времени для подготовки домашних уроков. Это поставило перед учителями задачу пересмотра методики уроков, дачи и проверки домашних заданий.
Некоторые школы г. Сочи оказались сильно перегруженными, что вызвало изменение форм внеклассной и внешкольной работы от школьных учительских коллективов.
Важнейшими факторами, первого учебного года войны, был решительный поворот школ г. Сочи лицом к жизни, к практике. Война потребовала от школ вооружения учащихся практическими навыками, которые скорейшим и наилучшим образом подготовили бы молодое поколение к участию в общем труде и обороне родной страны.
В 1943-1944 г. Совет народных комиссаров СССР вынес постановление №789 от 16 июля 1943 «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в начальной и средней школе».
Учитывалось то, что совместное обучение мальчиков и девочек в среднеё школе создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися. Это основывалось на том, что при совместном обучении физического развития мальчиков и девочек, по подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и требуемой дисциплине был нужен разный подход. Но, из-за того, что не все школы имели возможность раздельно обучать учащихся, только три из них (школы №1, №2, №8) перешли на раздельное обучение.
Большую помощь школам в создании наиболее благоприятных условий для обеспечения учащихся оказывали родительские комитеты школ, которые создавали путём организации платных концертов и других мероприятий, фонды обучающимся, а так же они оказывали значительную материальную помощь нуждающимся школьникам, в первую очередь сиротам, потерявших родителей во время Отечественной войны. В некоторых школы, сиротам раздавались бесплатно учебники и тетради[6]. Во время войны школьники изучали 26 предметов:
В I классе – Букварь, Русский язык, Родная речь, Задачники.
Во II классе – те же самые предметы.
В III классе – появляется: Иностранный язык.
В IV классе – появляются: История, География, Естествознание.
В V классе – появляются: Грамматика, Родная Литература, Арифметика, Ботаника.
В VI классе – появляются: Синтаксис, Литература, Алгебра, Геометрия, Физика, Зоология.
В VII классе - появляется: Химия.
В VIII классе - Тригонометрия, Анатомия.
В IX классе - появляются: Основы Дарвина.
В X классе - появляется: Психология.
Во время войны часть молодёжи лишилась возможности получить среднее образование в школе. Для их обучения, в г.Сочи было решено открыть вечернюю школу. Но так как учебных помещений в городе было мало, поэтому было решено разместить её в здании детской средней школы №1 им.Сталина, по ул.Орджоникидзе д.85. Учебные занятия проводились в третью смену, с 19_30 до 23 часов, пять раз в неделю, по четыре академических часа. Учебные планы были разработаны преподавателями на основе единых государственных программ для вечерних средних школ и утверждены дирекцией школы. В школе работали 18 преподавателей, из которых 11 человек имеют оконченное высшее образование. Штатных преподавателей было 9 человек, остальные работали по совместительству. К началу учебного года в школе уже было 14 классов с количеством учащихся 365 человек[7].
Решая вопрос укрепления материальной базы школ, отдел народного образования вернул использованные не по назначению здания, бывшие до войны Дворцы Пионеров, отремонтировал их и развернул в них работу. Таким образом, внешкольная деятельность стала потихоньку восстанавливаться, на что показывает возврат Дворцов Пионеров, спортивной и музыкальной школ[8].
Во всех сочинских школах были организованы учебные комитеты. Целями их работ была борьба за: хорошую учёбу, организацию военно-физкультурных работ в школах, подготовку специалистов ПВХО, ГСС, БГСО, помощь обслуживанию санаториев, госпиталей и фронту.
Комсомольские организации имелись во всех средних школах (244 чел.). Их внимание уделялось оборонной работе в школах. Зачастую именно они были организаторами проведений мероприятий по оказанию помощи фронту.
Четвёртый и последний год работы школ в условия Великой Отечественной войны показал неплохие результаты по подготовке детей. Несмотря на суровые боевые дни, истёкший учебный год, являлся годом коренного улучшения качества обучения в школе в соответствии с решением Правительства «о мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Подводя итоги учебного года, можно было с уверенностью сказать, что с главной поставленной задачей, учительские коллективы города справились.[
Заключение
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1980 года за большую и самоотверженную работу трудящихся города по лечению и восстановлению здоровья воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны и за успехи достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Сочи был награждён орденом Отечественной войны I степени.
В результате проделанной исследовательской работы я узнала о том как жили дети и подростки нашего города, о том как много им пришлось пережить: и голод, и страх, и усталость. Несмотря ни на что, ребята находили в себе силы хорошо учиться и помогать родителям, а также шефствовать над госпиталями, работать на производстве, собирать лекарственные травы и т.д.
В процессе работы я нашла пожилых людей, которые в годы Великой Отечественной войны были детьми и жили в нашем городе. Они живут недалеко от нашей школы по адресу- ул. Чайковского, д. 17:
Толкачева Изольда Яковлевна
Добровольская Ремира Константиновна
Толмачева Лидия Константиновна.
Наша школа взяла над ними шефство и теперь мы будем им помогать. К сожалению, из-за их плохого самочувствия я не смогла взять у них интервью, но они пообещали, что как только выздоровят обязательно со мной встретятся и расскажут о своём детстве. Для себя я четко решила, что обязательно буду продолжать свое исследование.
Список литературы:
[1] Платущихин Э.А. Сочи. Глав. Почта. До востребования. – М., 2000. с.3.
[2] Платущихин Э. Сочи. Глав.почта. До востребования – М., 2000. с.58, 59, 61.
[3] ГАГС. Ф. Р-137. Оп. 1. Д. 280. Л.4.
[4] ГАГС. Ф. Р - 40. Оп. 1. Д. 29. Л.11
[6] ГАГС. Ф. Р - 40. Оп. 1. Д. 2. Л.11
[7] ГАГС Ф. Р-40. Оп-1. Д. 35. Л.2.
[8] ГАГС. Ф. Р - 40. Оп. 1. Д. 29. Л.11
Финист - Ясный сокол
Любимое яичко
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Что такое музыка?
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт