В течение 2013/2014 учебного года учащиеся 5 "А" класса работали над темой "Речевой этикет". Результатом их проектной работы стало выступление на школьной конференции по защите проектов
Вложение | Размер |
---|---|
t.khersonskaya_prezentatsiya_5a.pptx | 1.43 МБ |
Слайд 1
Речевой этикет в устной и письменной формах. 1Слайд 2
Хорошие манеры – один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. Знание и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе. Этикет (франц. etiquette ) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах, в деловом общении и т.п .). 2
Слайд 3
3 Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества: тактичность , предупредительность , терпимость , доброжелательность , выдержанность . 3
Слайд 4
4 Формулы речевого этикета характерны и литературному, и разговорному, и достаточно сниженному (жаргонному) стилю. Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения. Действительно , разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей. 4
Слайд 5
К формулам речевого этикета относятся: слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста ) , приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания) , обращения (ты, вы, дамы и господа) . С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго. 5
Слайд 6
К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так , например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах . Круг тем для бесед различен в разных культурах. 6
Слайд 7
7 Речевой этикет зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на форму обращения: ты или вы . Форма ты указывает на неформальный характер общения , Вы – на уважение и большую формальность в разговоре . Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона. 7
Слайд 8
В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общения складывается из определённых этапов: начало разговора (приветствие / знакомство); основная часть, беседа; заключительная часть разговора . 8
Слайд 9
Этикет предлагает несколько возможных формул: Разрешите с вами познакомиться. Давайте познакомимся. Я хотел бы с вами познакомиться. Будем знакомы. При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться: Позвольте (разрешите) представиться. Моя фамилия Иванов. Меня зовут Иван Иванович . 9
Слайд 10
Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия. Официальные формулы приветствия: Здравствуйте! Добрый день! Неофициальные формулы приветствия: Привет! Здравствуй! Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения , они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! До завтра. До вечера. До свидания. 10
Слайд 11
В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления. Приглашение: Позвольте (разрешите) пригласить вас … Приходите на праздник (юбилей, встречу). Будем рады видеть вас. Поздравление: Разрешите поздравить вас с … Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления … Горячо поздравляю … 11
Слайд 12
Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания: Сделайте одолжение … Если вам не трудно (если вас это не затруднит) … Будьте любезны … Не могу ли попросить вас … Очень вас прошу … Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме: Разрешите порекомендовать вам … Позвольте обратить ваше внимание на … Я бы предложил вам … 12
Слайд 13
Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение. Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих . С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом. 13
Слайд 14
Используемые ресурсы: Формановская Н.И., Соколова Х.Р. – Речевой этикет. Русско-немецкие соответствия «Вы сказали: "Здравствуйте!". Речевой этикет в нашем общении », Н. И. Формановская Речевой этикет и культура общения, Формановская Н.И., Год издания: 1989, Издательство: Высшая школа http:// www.tutoronline.ru http://www.ido.rudn.ru 14
Слайд 15
Спасибо за внимание! Презентацию подготовила: Татьяна Херсонская 5 А. 15
Лупленый бочок
Алые паруса
Нарисуем попугая цветными карандашами
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Колумбово яйцо