Основные хакасские календарные праздники: Чыл пазы, Урен хурты, Тун-пайрам, Уртун-той, Айран солындызы. Хакасские праздники, которые являются популярными в современное время.
Вложение | Размер |
---|---|
khakasskie_kalendarnye_prazdniki.odt | 34.77 КБ |
khakasskie_kalendarnye_prazdniki.odp | 1.53 МБ |
Введение
Здравствуйте! Меня зовут Азракова Маша. Я учусь в 3 классе в Весенненской школе. Я хочу вам рассказать о хакасских календарных праздниках. (Слайд 1)
(Слайд 2) В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски "улукун" - буквально "великий день") отражают историко-культурное наследие народа и в известной мере формируют духовный мир подрастающего поколения.
Важную роль в праздниках играют религиозные обычаи и обряды. Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа.
Праздник может оскудеть, даже выродиться, но он не может исчезнуть. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой.
Именно во время праздника особенно активно проявляется культурная личность, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях. Праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций.
Наиболее популярными хакасскими календарными праздниками в наше время считаются Чыл пазы и Тун-пайрам. Но существуют и другие хакасские праздники, которые сопровождаются различными обрядами.
Цель работы (слайд 3): рассказать о хакасских календарных праздниках.
Задачи:
1.Изучить всю доступную литературу по данной теме.
2.Провести опрос среди учащихся начальных классов на тему «Хакасские календарные праздники».
3.Подготовить презентацию и доклад по данной теме.
Я провела опрос среди учащихся начальных классов. В опросе участвовало 25 человек. Я хотела выяснить , какие хакасские праздники знают ребята. Получила следующие ответы (слайд 4):
Ребята, которые дали ответ на поставленный вопрос, назвали только те праздники, которые и являются популярными у хакасов в наше время. Остальные учащиеся не смогли дать ответ. Но я считаю, что если мы живем в Хакасии и Хакасия — это наша малая родина, значит мы должны знать культуру, традиции хакасского народа.
Хакасские календарные праздники
Сегодня я хочу вам рассказать о следующих хакасских праздниках (слайд 5):
Чыл пазы
праздник начала года
Чыл пазы (слайд 6) (на русском языке — Голова года или Начало года) — один из главных календарных праздников хакасского народа.
Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия-22 марта. Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и умирает» вместе со сменой сезонов. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока. Каждая семья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась к встрече праздника. Необходимо было справить и одеть новую одежду.
До начала Чыл пазы на всей территории аала весь сор, все нечистое тщательно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от снега и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли постель, одежду, обувь и т.д. При этом соблюдался один обычай - оставить возле дверей дома, в углу небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу.
В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца.
Все ритуальные действия праздники Чыл Пазы связаны с огнём и священной Берёзой, поэтому праздник проводится на лоне природы.
Проводились следующие ритуалы.
1.Ритуал почитания огня. Кормили огонь мясом за то, что он берег людей от морозов всю зиму.
3.Ритуал почитания Священной Берёзы. Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В день праздника Чыл Пазы Берёзу трижды обходят навешивают ленточки белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек говорит пожелание самому себе, своей семье, – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая.
4.Ритуал почитания Природы и испрашивания благословления. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.
Во время праздника Чыл пазы жители аала ходили друг к другу в гости.
Урен хурты
праздник земледельцев
Праздник Урен хурты (слайд 7) – основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно.
После монгольского завоевания произошел упадок земледельческой культуры. Ко времени присоединения Хакасии к России земледелие сохранилось только в подтаежных районах.
В посевную страду хакасы придерживались различных суеверных обычаев. С первого дня работы на пашне они не умывались, иначе можно смыть счастье. Нельзя было делать талкан, иначе зерно будет с сажей и т.д.
После завершения посевной хакасские земледельцы проводили праздник Урен хурты. Все готовились к этому празднику, делали хлебное вино из остатков зерна, вино из перебродившего айрана, хлебные и молочные продукты. В назначенный день люди выходили на пашни, где разводили костры.
Руководитель праздника окраплял засеянные поля вином, кланялся небу и
произносил молитву.
В конце ритуала старец производил гадание - бросая через плечо чашку с ложкой. Если данные предметы падали емкостью вверх, то это предвещало хороший урожай. Но если они падали вверх дном, то народ с сожалением восклицал: "Хара TopiK" (черная судьба). После ритуальной части, собравшиеся на поле потчевали друг друга вином со словами: « Жуй зернового червя!».
Тун-пайрам
праздник первого айрана
У хакасского народа видное место занимает скотоводческий праздник Тун-пайрам (слайд 8). Тун-пайрам — это праздник первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце мая начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник.В это время появлялись первые молочные продукты. К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня. Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой . К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку. Затем благословляли небо, землю, желали, чтобы скот и молочные продукты не переводились в семье. После ритуальной части устраивались спортивно-массовые мероприятия. К ним относились конные скачки, соревнования по силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном и аракой .
Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю. По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника. Оставлять ей на следующий день запрещалось.
Уртун-той
праздник урожая
Осенью устраивали праздник урожая Уртун — той (слайд 9). Из молодого зерна готовили хмельной напиток «поза». Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Старец совершал ритуальное крапление водкой в сторону окружающих гор и читалось благословление земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосков «хыра улузi» на счастье. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу-хозяину пашни за полученный урожай.
Айран солындызы
праздник последнего айрана
После перекочевки на зимник хакасы отмечали праздник последнего айрана - Айран солындызы (слайд 10). Его проводили, когда закончат заготовку дров на зиму. Как правило, Айран солындызы отмечали 1 октября.
Для праздника готовили араку из последнего айрана. С раннего утра собирались сначала у самого уважаемого человека в аале. Затем целый день гуляли, переходя семьями из юрты в юрту. Айран солындызы посвящался проводам "умирающей природы".
Хакасский новый год в детском саду «Колокольчик»
В нашем детском саду «Колокольчик» тоже проводится хакасский праздник Чыл Пазы – хакасский новый год (слайд 11). Праздник организовывают воспитатели детского сада. Дети с огромным удовольствием принимают активное участие в данном мероприятии. На столах очень много блюд из хакасской национальной кухни. Во время праздника дети играют в хакасские игры, поют хакасские песни, танцуют хакасские танцы (слайд 12). Затем дети прикрепляют белые, красные, зеленые ленточки к веткам березы, желая себе и своим близким здоровья и счастья (слайд 13).
Вывод
(Слайд 14) В ходе работы я открыла очень много нового для себя. Знать традиции, культуру своего народа должен знать каждый. Мы живем на этой земле, любуемся ее красотой, пользуемся ее дарами. У хакасского народа очень много праздников, все они связаны с обрядами и традициями. Я вам рассказала о календарных праздниках, но есть и другие праздники.
Я хотела бы и дальше продолжить узнавать что-то новое и интересное о традициях, культуре и быте хакасского народа.
Спасибо за внимание!
Содержание
1.Введение
2.Хакасские календарные праздники
3.Проведение Чыл пазы в детском саду «Колокольчик»
4.Заключение
5.Список литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Весенненская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практическая конференция
Тема: «Хакасия- мой край родной»
Хакасские календарные праздники
Номинация: «Культурное наследие моего края и села»
Выполнила: Азракова Мария,
ученица 3 класса.
Руководитель: Ланг Юлия Александровна,
учитель начальных классов.
С. Весеннее, 2014г.
Литература
Лепесток и цветок
Как Снегурочке раскатать тесто?
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Одеяльце