Данная исследовательская работа посвящена проблеме курения школьников. Целью работы было выявление основных причин курения школьников, отношения школьников и их родителей к данной проблеме, разработка плана мероприятий и предложений, способствующих решению данной проблемы.
В основе исследования лежит социологический метод опроса путем анкетирования.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_abdullina.doc | 569.5 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Научно-исследовательская работа
на IX городской Слёт
научных обществ обучающихся образовательных учреждений города Нижневартовска
Секция 4 «Биология. Экология»
Тема:
«НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ СКАЖЕМ –НЕТ!»
Автор проекта: АБДУЛЛИНА АНАСТАСИЯ ВИТАЛЬЕВНА – ученица 10Б класса МБОУ «СОШ № 21»
Руководитель:
ШАЙМУХАМЕТОВА МАЯН АМИРОВНА –
Почетный работник общего образования РФ, учитель биологии МБОУ «СОШ № 21»
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Паспорт проекта……………………………………………………………………………….................2
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретическое обоснование проекта ………………………………………......................................4
1.1. Негативные последствия курения………………………………………………..………………....4
2. Методика проведения исследования…………………………………….………………..………...6
3. Результаты анкетирования…… ……………………………………………………..……................7
4. Основные выводы ..………………….………………………………………………………………..8
5. План мероприятий по решению проблемы…………………………………………………………..9
6. Условия для реализации проекта………………………………………………………………….…9
7. Ожидаемые результаты………………………………………………………………………….…..10
8. Смета расходов на реализацию проекта…………………………………….…………………..….10
Источники информации……….……………………………………………………………….………10
Приложение I. Анкета для школьников…………………………………………………..……….….11
Приложение II. Анкета для родителей……………………………………………………..………....12
Приложение III. Результаты анкетирования школьников….…………………………………….....13
Приложение IV. Результаты анкетирования родителей………….……………………………….....14
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ пп | Элементы проекта | Характеристика элементов |
1. | Название | «Никотиновой зависимости скажем -НЕТ!» |
2. | Общая характеристика | Тип проекта: исследовательский Доминирующая в проекте деятельность: - исследовательская Характер координации проекта: непосредственный (гибкий) Количество участников проекта - 1 |
3. | Исследуемая проблема | Распространение никотиновой зависимости среди школьников |
4. | Цель | Выявление основных причин курения среди школьников, их отношения к данной проблеме, степени распространения этой вредной привычки среди школьников, отношения родителей к проблеме курения среди школьников и определение путей решения данной проблемы. |
5. | Задачи | 1. Анкетирование школьников 5-11 классов. 2. Анкетирование родителей по проблеме курения среди школьников. 3. Проведение обработки данных анкетирования. 4. Проведение анализа полученных результатов. 5. Формулировка выводов и определение путей решения исследуемой проблемы. |
6. | Продукт | Доклад о проведенных исследованиях, слайдовая презентация, памятки для родителей, брошюры. |
7. | Этапы реализации ( время проведения работ) | 1этап: планирование работ (определение объема и сроков выполнения работ для участника проекта) – до 20.12.2012 г. 2 этап: аналитический (сбор, обработка полученной информации в соответствии с выбранной методикой и последующий анализ полученных результатов) – 14.01.13г.- 31.01.2013г. 3 этап: обобщение результатов (выводы, предложения) – 1.02.2013г. – 10.02.2013 г. 4 этап: презентация проекта – март 2013г. 5этап: мероприятия по реализации проекта - апрель-май 2013г. |
8. | Ожидаемые результаты | 1.Уменьшение числа курящих школьников. 2. Уменьшение числа заболеваемости школьников. 3. Увеличение числа школьников, ведущих здоровый образ жизни, вовлеченных в спортивные секции, кружки по интересам. 4. Уменьшение числа правонарушений, связанных с курением школьников. |
9. | Виды и формы деятельности | Обсуждение проблемы, методики проведения, анализ результатов, формулирование выводов и предложений по проблеме - с участием руководителя проекта в качестве консультанта и корректора. Анкетирование, обработка информации, оформление работы, презентация проекта - индивидуальная работа |
10.
| Юридическое обоснование | Федеральный закон № 87 «Об ограничении курения табака» от 10 июля 2001 г. Статья 7. Пропаганда знаний о вреде курения табака. |
11. | Перспективы развития | Дополнение проекта исследованиями по проблеме никотиновой зависимости среди девушек. |
«Никотиновой зависимости скажем -НЕТ!»
Абдуллина Анастасия Витальевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21»
10 Б класс
Пояснительная записка
В докладе Всемирной Организации Здравоохранения о состоянии здравоохранения в мире выделено 10 ведущих факторов риска, которые представляют реальную опасность для здоровья человеку. Одним из факторов риска является потребление табака. Более 5 млн. человек в год умирает от болезней, причиной которых является курение табака.
На данный момент Россия занимает второе место по потреблению табака в мире, а также первое место по подростковому курению. Согласно последним данным Всемирной Организации Здравоохранения, курение в России ежегодно убивает 332.000 человек. Это больше, чем от СПИДа, наркотиков, алкоголя, убийств, самоубийств и катастроф, вместе взятых. Сейчас в России регулярно курят 75% мужчин и 21% женщин и это несмотря на то, что в нашей стране идет активная антитабачная пропаганда.
Статистика курения в России гласит, что раком легких болеют 96-100% курильщиков, так как в табачном дыме находятся вещества, вызывающие мутации гена p53; хроническим бронхитом болеет 75%, а от болезней сердца страдает почти 25%. К сожалению, смертность от этой пагубной привычки растет с каждый годом все больше и больше. Так, например, по причине курения ежегодно умирает раньше 26% регулярных курильщиков сигарет. Многие из них могли бы продлить свою жизнь на 20 лет, если бы бросили курить 5 лет назад1.
Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают его всерьез. Проблему курения надо начинать решать в детской среде. Особую тревогу вызывает не только рост количества курящей молодежи, но и снижение возраста, в котором дети начинают курить. Средний возраст начинающего курильщика - 13 лет. Если взглянуть на проблему курения в свете отдельной социальной группы, самой актуальной она будет в среде учащихся средней школы. Влияние также может исходить от родителей или просто от взрослых. Поэтому детям необходимо большое внимание, как со стороны родителей, так и со стороны учителей.
Понимая большую актуальность данной проблемы, мы решили провести исследование среди обучающихся 5-11 классов нашей школы по проблеме курения школьников. Нами была выдвинута гипотеза, что если выявить основные причины, по которым школьники начинают курить,
установить факторы, способствующие курению школьников, можно разработать комплекс эффективных мероприятий по профилактике никотиновой зависимости у школьников.
1 http://ne-kurim.ru/articles/stat/statistika-kureniya-v-rossii/#.URowJvIv-cQ- Статистика курения в России.
В рамках данного проекта нами были поставлены следующие цели:
1. Выявить основные причины курения среди школьников.
2. Выявить отношение школьников и родителей к данной проблеме.
3. Выявить степень распространения табакокурения среди школьников разных возрастов.
4. Определить пути решения данной проблемы в нашем образовательном учреждении.
Для достижения целей, были поставлены следующие задачи:
1. Проведение анкетирования школьников 5-11 классов.
2. Проведение анкетирования родителей по проблеме курения среди школьников.
3. Обработать ответы в анкетах и провести анализ полученных результатов.
5. Сформулировать выводы и разработать план мероприятий по решению проблемы.
6. Провести мероприятия по реализации проекта.
1. Теоретическое обоснование проекта.
1.1. Негативные последствия курения
Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. По ядовитости никотин можно сравнить с синильной кислотой: их смертельные дозы для человека одинаковы — 0,08 мг. При курении в организм поступают крайне вредные вещества: окись углерода (угарный газ), синильная кислота, аммиак, мышьяк, радиоактивные полоний, свинец, висмут и другие соединения. Всего в составе табачного дыма обнаружено около 400 веществ. В одной сигарете обычно содержится 10-15 мг никотина. В химически чистом виде никотин представляет собой маслянистую жидкость со жгучим вкусом1. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Уже через 2-3 минуты после вдыхания табачного дыма никотин всасывается в кровь и проникает в клетки головного мозга и ненадолго повышает их активность. В это же время кратковременно расширяются сосуды и рефлекторное воздействие аммиака на нервные окончания дыхательных путей субъективно воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако через некоторое время чувство прилива сил исчезает, так как происходит сужение сосудов мозга и понижается активность нервных клеток. Чтобы вновь почувствовать состояние приподнятости, курящий снова тянется за сигаретой. Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым. Сигарета для многих является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства. Однако эта мифическая выгода слишком мизерна по сравнению с вредом, сопутствующим курению4.
У курящих людей первую очередь страдают органы дыхания. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения за год! Не все знают, что 25% умерших от ишемической болезни сердца погубили себя курением. Кроме легких и гортани, сильнейший удар наносится по сердцу и сосудам. После каждой выкуренной сигареты увеличивается давление крови, повышается содержание в ней холестерина. Курение усиливает риск развития атеросклеротического заболевания периферических сосудов. Особенно часто у курящих людей страдают артерии ног. Из-за нарушения регуляции происходит устойчивый спазм сосудов. Их стенки смыкаются, и кровообращение мышц затрудняется. Болезнь называется перемежающейся хромотой. Она проявляется в том, что во время ходьбы внезапно начинается резкая боль в ногах, которая проходит через пару минут, но вскоре опять возобновляется. Недостаток кровоснабжения сказывается и на состоянии тканей ног. В них из-за недостатка кислорода постепенно развивается омертвление (гангрена). Огромное количество людей потеряли ноги из-за курения.
Проходя через полость рта, табачный дым разрушает зубную эмаль. Постепенно притупляются обоняние, вкус. Вещества, входящие в состав табачного дыма, вызывают спазм сосудов, и ткани организма получают значительно меньше питательных веществ и кислорода, чем требуется. Поэтому кожа теряет эластичность, свежесть, рано появляются морщины. Чтобы протолкнуть кровь через суженные сосуды, сердце вынуждено работать с большим напряжением, а это способствует развитию ишемической болезни сердца. Как и сердце, от курения страдает мозг, железы внутренней секреции. Профессор Л. Я. Якобсон установил, что в 11% случаев половая слабость у мужчин — результат курения. У женщин может ускориться наступление климакса3 .
Курение девушек и беременных женщин может привести к рождению детей с опасными патологиями. По дачным ВОЗ в последние годы рождается здоровыми только 5% детей. 50-60 % новорожденных рождается с поражением центральной нервной системы. А происходит это потому, что во время беременности женщины курят и пьют сами, либо их мужья, а они находятся в накуренном помещении. В результате никотин вызывает сужение кровеносных сосудов. Это в свою очередь приводит к недостаточному поступлению кислорода к плоду, вызывая кислородное голодание мозга, что в дальнейшем приводит к различным заболеваниям центральной нервной системы новорожденного. У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам.
Особенно вредно курения для растущего организма. Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие.
3 http://www.zdrav-novgorod.ru/inf_sit/nosmock/ Как сократить себе жизнь
4 http://health.mail.ru/consultation/598690/ Советы нарколога
Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно. Повышение значимости здорового образа жизни среди молодежи должна быть направлена на осознание ценности собственного здоровья, которое потребуется также для успешной учебы, а в дальнейшем - для профессионального роста по служебной лестнице. Большинство предприятий очень жестко отбирает кадры. Они хотят видеть в своих рядах здоровых, морально устойчивых людей, имеющих крепкие семьи. Молодые люди, имеющие хилое здоровье, долго на таких предприятиях не задержатся, попадут под ближайшее сокращение кадров. Поэтому чтобы сделать карьеру в учебе, а затем и в работе, надо сейчас задуматься о своем здоровье и своем физическом совершенстве. Вред от курения наносится как здоровью самого курильщика, так и его окружению, падает производительность труда, увеличиваются расходы на здравоохранение, что соответственно отражается на экономике стран2.
2. Методика проведения исследований.
1. Подготовка анкет для молодежи и родителей. Исходя из поставленной цели были составлены перечни вопросов и предполагаемые варианты ответов. (приложения №1 и 2).
2. Анкетирование учащихся 5-11 классов. В анкетах анкетируемые указывали только свой пол и возраст, чтобы получить от них максимально правдивый ответ).
3. Анкетирование родителей. Анкетирование проводили во время школьных родительских собраний.
4. Обработка анкет. Ответы на каждый вопрос заносились в специальный лист, где в таблице ответы отмечались по разным возрастам и полам. Затем проводился подсчет количества ответов по каждому вопросу и исходя от всего количества анкетируемых находили количество ответов в процентах.
5. Анализ полученных результатов. Проводился на основе содержания каждого вопроса.
6. Выводы по полученным результатам формулировались исходя из содержания вопросов и процентного соотношения вариантов ответов.
В анкеты для школьников были включены следующие вопросы:
1. В каком возрасте ты впервые попробовал сигареты?
2. Кто предложил тебе впервые сигареты?
3. По какой причине ты решил попробовать сигарету?
4. Как давно ты куришь?
5. Как часто ты куришь?
6. Были ли попытки бросить курить?
2http://www.nosmoking18.ru/tsitatyi-o-kurenii/ - Мир без никотина
3 http://www.zdrav-novgorod.ru/inf_sit/nosmock/ Как сократить себе жизнь
6 http://www.alen-kar.ru/vred-kureniya-dlya-podrostkov.html Вред курения для подростков
7. Как ты приобретаешь сигареты?
8. Насколько хорошо ты знаешь о вредном влиянии курения на организм?
9. Каково твое мнение по поводу курения среди школьников в нашем городе?
10. Какие меры, на твой взгляд, являются самыми эффективными в решении проблемы курения среди школьников?
Анкеты для родителей содержали следующие вопросы:
1) Выберите все утверждения, отражающее Ваше мнение по поводу курения среди школьников.
2)Выберите все утверждения и факты по данной проблеме, соответствующие Вашей семье.
3)По каким трем причинам, на Ваш взгляд, дети начинают курить?
4) Как Вы думаете, знают ли дети и подростки о вреде курения на их организм?
5) Какие меры, на Ваш взгляд, являются самыми эффективными в решении проблемы
курения среди молодежи?
3. Результаты обработки анкет
1) Подавляющее большинство начинают курить в школьном возрасте. Причем курит почти каждый второй и тревогу вызывает то, что начинают пробовать сигареты уже ученики начальной школы. В то же время радует, что 56% опрошенных ни разу не пробовали сигареты.
2) Подавляющему большинству впервые предложили сигарету друзья и знакомые (64%), а 7% предложили родственники.
3) Подавляющее большинство самих курящих закурили впервые из-за любопытства (63%), хотя лишь 34% родителей назвали эту причину.
4) 69% родителей считают, что молодежь курить, чтобы не выделяться в компании и из-за желания казаться взрослее. Но эту точку зрения родителей поддерживают лишь 28% школьников. 36% родителей назвали причину курения – дурной пример взрослых. Но эту причину поддерживают только 9% школьников.
5) Большую тревогу вызывает то, что почти половина курящих школьников (44%) имеет стаж курения больше 1 года, одна четверть -до полугода. , одна треть – до одного года.
6) 48% курящих курит не регулярно, а время от времени, 52% курящих курят регулярно. Большинство (32%) выкуривают в день от 1 до 2 сигарет, но уже есть и те, кто выкуривает в день до 0,5- 1 пачки.
7) Больше трети курящих (35%) уже пробовали бросить, но не смогли, 25% – даже не пробовали отказаться от этой привычки, а 29% уверены, что сами могут бросить в любое время. Радует, что 11% школьников смогли бросить эту вредную привычку.
8) Удивляет то, что в условиях запрета продажи сигарет несовершеннолетним, приобретать сигареты школьникам помогают взрослые знакомые (59% случаях). Почти одна треть школьников (21%) умудряются сами покупать их, а 5 % даже берут у родителей.
9) Больше трети курящих школьников (37%) очень хорошо знают о вреде курения. Почти половина знают поверхностные знания, а 14% курящих школьников уже на себе ощущают негативные последствия курения. По данному вопросу ответы школьников почти совпали с мнением родителей.
10) По поводу динамики численности курящих школьников мнения самих школьников и родителей отличаются, но ненамного. 81% школьников утверждают, что приобретение сигарет стало проблемой. Их поддерживают 65% родителей. Полностью единодушны школьники (88%) и родители (84%) в том, что родители не должны курить, если хотят, чтобы их дети не курили. Также выяснилось, что действительно большинство взрослых к курению детей относятся спокойно. Эту точку зрения поддерживают 65% школьников и 63% родителей.
11) Лишь четверть родителей категорически запрещают курить и контролируют их (24%), хотя в 43% случаях сами же дают дурной пример. В 21% случаях в семье курят оба родителя. Почти треть родителей (32%) регулярно говорят детям о вреде курения. Почти столько же признаются, что почти не ведут таких бесед.
12) По мнению родителей и школьников наиболее эффективными мерами в борьбе с курением школьников является ранняя профилактика курения в семье и детских учреждениях, вовлечение их в спортивные и другие секции и кружки, ужесточение наказания за их продажу несовершеннолетним. Также, по мнению родителей, нужно чаще отражать эту проблему в СМИ.
Примечание: диаграммы по вопросам анкетирования даны в приложениях III, IV
4. Основные выводы
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. В нашей школе почти половина учащихся 5-11 классов уже пробовали сигареты и 63% из них продолжают курить.
2. В основном впервые предлагают закурить друзья и знакомые.
3. Подавляющее большинство берут первую сигарету из-за любопытства.
4. У половины курящих имеется стойкая никотиновая зависимость.
5. Треть курящих выкуривают в день 1-2 сигареты, а 5% - выкуривают в день до одной пачки.
6. Больше трети курящих уже пробовали бросить, но не смогли.
7. Большинство курящих школьников приобретают сигареты через взрослых, а некоторым до сих пор продают в киосках несмотря на запрещающие законы.
8. Половина школьников имеют только поверхностные знания о вреде курения, но некоторые уже на себе ощущают негативные последствия курения.
9. Большинство школьников и родители считают, что на улицах города взрослые достаточно спокойно относятся к курящим подросткам.
10. Наиболее эффективными мерами в борьбе с курением школьников является ранняя профилактика курения в семье и детских учреждениях, вовлечение их в спортивные и другие секции и кружки, усиление контроля над продажей табачных изделий и ужесточение наказания за их продажу несовершеннолетним.
5. План мероприятий по решению проблемы
В целях профилактики курения детей и подростков, мы предлагаем «Программу мероприятий по профилактике курения среди школьников».
В рамках данной программыя проведение следующих мероприятий:
№пп | Наименование мероприятия | Сроки проведения |
1. | Организация волонтерского движения из 3-5 активных старшеклассников по пропаганде здорового образа жизни | Март-май |
2. | Создание школьной видеотеки с фильмами по профилактике курения, пропаганде здорового образа жизни | Март |
3. | Проведение мероприятий в рамках Всемирного дня борьбы с курением, декад здорового образа жизни. Мероприятия: выпуск плакатов и стенгазет, отражающих проблему курения; выпуск «Молний» конкурс « Некурящий класс»
| Март-май |
4. | Выпуск и раздача памяток для родителей | Март-май |
5. | Выпуск брошюры «Секции, кружки и клубы для детей и подростков в городе Нижневартовске» | Март-май |
Дополнительные предложения: 1) Обращение в местные средства массовой информации с просьбой чаще отражать в газетах и на телевидении проблему курения молодежи, опубликовывать имеющиеся статистические данные, телефоны органов, куда можно сообщить о фактах продажи табачных изделий несовершеннолетним и т.д.
2) Предложение местным телекомпаниям больше показывать социальную рекламу по пропаганде здорового образа жизни, в том числе по антирекламе курения и не показывать по местному телевидению известных лиц с сигаретой в руках.
6. Условия реализации проекта
Соблюдение Федерального закона № 87 «Об ограничении курения табака» от 10 июля 2001 г. и соответствующих статей:
Статья 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.
Статья 5. Реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.
Статья 7. Пропаганда знаний о вреде курения табака. Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.
7. Ожидаемые результаты
1.Уменьшение числа курящих школьников.
2. Уменьшение числа заболеваемости школьников.
3. Увеличение числа школьников, ведущих здоровый образ жизни, вовлеченных в спортивные секции, кружки по интересам.
4. Уменьшение числа правонарушений, связанных с курением школьников.
8. Смета расходов на реализацию проекта
№ пп | Мероприятие | Источник финансирования | Количество | Цена | Общая стоимость |
1 | Создание школьной видеотеки с фильмами по профилактике курения | Из средств ОУ и спонсоров | 10 электронных дисков | 250 рублей за 1 шт. | 2500 рублей |
2. | Выпуск Памяток для родителей | Из средств ОУ | 500 шт. | Бумага 150 руб. Краска для ксерокса - 550 рублей (1 шт.) | 700 рублей |
3. | Выпуск брошюр с информацией о работе секций, кружков, клубов по интересам | Из средств ОУ и спонсоров | 500 шт. | Бумага 150 руб. за 1 упаковку. Всего 4 шт. Краска для ксерокса- 550 рублей. Всего 2 шт. | 1700 рублей |
4. | Расходы на призы, грамоты и т.д.
| Из средств ОУ и спонсоров | Согласно номинациям | 500 рублей за одну номинацию | 1000 рублей |
Итого общие расходы (приблизительно) | 6000 рублей |
Источники информации
1) http://ne-kurim.ru/articles/stat/statistika-kureniya-v-rossii/#.URowJvIv-cQ- Статистика курения в России.
2) http://www.nosmoking18.ru/tsitatyi-o-kurenii/ - Мир без никотина
3) http://www.zdrav-novgorod.ru/inf_sit/nosmock/ Как сократить себе жизнь
4) http://health.mail.ru/consultation/598690/ Советы нарколога
5) http://rodtr.ru/blogs/alco/391/ Чем вредно курение?
6) http://www.alen-kar.ru/vred-kureniya-dlya-podrostkov.html Вред курения для подростков.
Приложение I
АНКЕТА
по изучению проблемы никотиновой зависимости среди школьников
Просьба указать только Ваш пол (Ж, М) , возраст
Просим Вас внимательно прочитать вопросы анкеты и указать выбранный Вами ответ (-ы)
1) В каком возрасте ты впервые попробовал сигареты?
а) до 10 лет (до 5 класса); б) 11- 17 лет (5 – 11 класс); в) никогда не пробовал (-а);
Примечание: те, кто выбрал ответ Г, далее отвечают только на вопросы: 8,9,10
2) Кто предложил тебе впервые сигареты?
а) друзья (знакомые); б) родственники; в) сам попробовал (-а).
3) По какой причине ты решил попробовать сигарету?
а) просто из любопытства; б) чтобы не выделяться в компании; в) чтобы выглядеть взрослее; г) последовал примеру взрослых.
4) Как давно ты куришь?
а) до 6 месяцев; б) до 1 года; в) несколько лет
5) Как часто ты куришь?
а) несколько раз в год; б) несколько раз в месяц в) ежедневно 1-2 сигарету;
г) ежедневно 5-10 сигарет; е) ежедневно пачку сигарет;
6) Были ли попытки бросить курить?
А) пробовал (-а), но не смог (-ла) бросить; б) даже не думал (-а) бросать; в) смогу бросить в любой момент, если захочу.
7) Как ты приобретаешь сигареты?
а) через взрослых знакомых, б) покупаю сам, в) чаще дают друзья, г) беру у родителей
8) Насколько хорошо ты знаешь о вредном влиянии курения на организм?
а) очень хорошо; б) поверхностно; в) вредное влияние уже ощущаю на себе. г) ничего не знаю
9) Каково твое мнение по поводу проблемы курения среди школьников?
Выберите все утверждения, отражающее Ваше мнение по поводу проблемы курения среди школьников:
а) количество курящих школьников в городе становится больше
б) количество курящих школьников в городе становится меньше
в) основной причиной распространения курения среди детей является дурной пример взрослых
г) приобретать подросткам сигареты сейчас стало проблемой
д) родители не должны курить, если хотят, чтобы их дети не курили
е) большинство взрослых к курению детей относится спокойно
10) Какие меры, на твой взгляд, являются самыми эффективными в решении проблемы курения среди школьников?
а) родителям с раннего детства объяснять вред курения и не подавать детям дурной пример;
б) ужесточить меры наказания за продажу сигарет несовершеннолетним;
в) нужно больше пропаганды ЗОЖ в средствах массовой информации;
г) вести профилактические беседы в школе о вреде курения;
д) вовлекать детей в спортивные секции, кружки и в другие полезные занятия
Приложение II
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по изучению проблемы курения среди школьников
Просьба указать только Ваш возраст
Просим Вас внимательно прочитать вопросы анкеты и указать выбранный Вами ответ (-ы)
1) Выберите все утверждения, отражающее Ваше мнение по поводу курения среди школьников:
а) количество курящих школьников в городе становится больше
б) количество курящих школьников в городе становится меньше
в) основной причиной распространения курения среди детей является дурной пример взрослых
г) приобретать подросткам сигареты сейчас стало проблемой
д) родители не должны курить, если хотят, чтобы их дети не курили
е) большинство взрослых к курению детей относится спокойно
2) Выберите все утверждения и факты по данной проблеме, соответствующие Вашей семье:
а) мы категорически запрещаем курение своим детям и строго контролируем их;
б) мы достаточно часто говорим своим детям о вреде курения;
в) не могу сказать, что мы часто говорим детям о вреде курения;
г ) в нашей семье курит один из родителей;
д) в нашей семье оба родителя курят;
е) мы пока не замечали того, что наш сын (-дочь) курит;
ж) мы знаем, что наш сын (-дочь) курит,
з ) мы допускаем, что наш сын (дочь) может попробовать сигарету ради любопытства;
и) мы допускаем, что наш сын (дочь) может пристраститься к курению;
3) По каким трем причинам, на Ваш взгляд, дети начинают курить?
а) просто из любопытства;
б) чтобы не выделяться в компании;
в) чтобы выглядеть взрослее;
г) по примеру взрослых;
д) другие причины
4) Как Вы думаете, знают ли дети и подростки о вреде курения на их организм?
а) большинство знает поверхностно
б) большинство знает хорошо, но все равно курит
в) большинство знает хорошо и поэтому отрицательно относится к курению
г) думаю, что не знают.
5) Какие три меры, на Ваш взгляд, являются самыми эффективными в решении проблемы курения среди молодежи?
а) родителям с раннего детства объяснять вред курения и не подавать детям дурной пример;
б) ужесточить меры наказания за продажу сигарет несовершеннолетним;
в) нужно больше пропаганды ЗОЖ в средствах массовой информации;
г) вести профилактические беседы в школе о вреде курения;
д) вовлекать детей в спортивные секции, кружки и в другие полезные занятия
Приложение III
Результаты анкетирования школьников (всего 364 чел.)
Приложение IV
Результаты анкетирования родителей (всего 68чел.)
Шаймухаметова Маян Амировна. Учитель биологии МБОУ «СОШ №21» г. Нижневартовск. ХМАО-Югра
Солдатская шинель
Почта
Мороз и заяц
Золотая хохлома
Этот древний-древний-древний мир!