Исследовательская работа ученика.
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_zrenie.docx | 155.2 КБ |
Окружная научная конференция учащихся
«Первые шаги в науку»
Секция «Экология»
Берегите зрение!
Автор:
Чуркин Евгений
ученик 2-а класса
ГБОУ СОШ №2
п.г.т. Суходол
Руководитель:
Анисимова Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
Суходол 2013г.
Оглавление
Введение 3стр.
1.Строение глаза. 4 – 7стр.
1.1Опыты. 6 – 7стр.
2.Причины ухудшения зрения. 8 – 9стр.
2.2Таблица. 8стр.
3.Правила бережного отношения к зрению. 10 – 11стр.
Заключение. 12стр.
Список литературы.
Интернет-ресурсы. 13стр.
Введение
Моя бабушка любит смотреть передачи о здоровье. В одной из передач «О самом главном» говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.
Придя в школу, я поделился своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Татьяна Васильевна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратил внимание на то, что , действительно многие дети ходят в очках.
Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?
И я решил более подробно рассмотреть данный вопрос.
1.Актуальность исследования :
Актуальность исследования определяется тем, что сейчас проблема со зрением у многих, особенно у детей школьного возраста.
2.Объект исследования: глаза как органы зрения.
3.Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
4.Задачи:
- изучить литературу по теме;
-выяснить причины ухудшения зрения;
-познакомиться с правилами бережного отношения к зрению;
-познакомиться с упражнениями для глаз, которые могут полностью восстановить зрение.
4.Методы исследования:
-подбор и анализ литературы;
-беседа;
-практические опыты.
1.Строение глаза.
Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.
Я поподробнее познакомился с органами зрения.
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счёт того, что в ней содержится витамин А , а колбочка за счёт того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.
Подбирая материал в Интернете , мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.
Опыт №1:
Я сел на стул, папа направил на меня настольную лампу. Через несколько секунд он сфотографировал мои глаза.
Я рассмотрел фотографию. При ярком свете зрачки сужаются.
Папа выключил настольную лампу. Через несколько секунд сделал фотографию. Зрачки расширились.
Вывод: Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт №2:
Сделал трубочку из картона. Поднес ее к левому глазу. Поднял правую руку и держал ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрел одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат:
Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Опыт №3:
Зашёл в темную комнату и попробовал увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смог разглядеть нужную мне вещь.
Вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.
2.Причины ухудшения зрения.
Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.
Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.
Я отправился за помощью к нашему школьному врачу Мирошниченко Наталье Николаевне.
Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1 класса , 2 класса и 3класса.
В классе 26 человек | 1класс | 2класс | 3класс |
Имеют хорошее зрение | 23чел. | 21чел. | 19чел. |
Имеют нарушение зрения | 3чел. | 5чел. | 7чел. |
В нашем классе 26 человек. В первом классе 23 ученика из 26 имели хорошее зрение и 3 человека имели нарушение зрения. Во втором классе уже только 21 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 5 человек. В третьем классе только 19 человек имеют хорошее зрение и уже 7 человек с нарушением зрения.
Вывод: количество детей с нарушением зрения увеличивается с каждым годом обучения.
Далее Наталья Николаевна подробно ответила на мои вопросы о причинах ухудшения зрения.
Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.
Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).
Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам.
3.Правила бережного отношения к зрению.
Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.
Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила школьный врач, Наталья Николаевна.
Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. И мы с учителем решили на уроках проводить упражнения для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:
5.Сидя на стуле, закрыть глаза и помассировать веки, несильно нажимая пальцем. Это расслабит мышцы и улучшит кровообращение.
Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
Список литературы.
Интернет-ресурсы.
Лиса Лариска и белка Ленка
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Что такое музыка?
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Золотая хохлома