История в лицах. Авиабаза города Энгельса. На примере части тыловой службы, входящей в состав авиабазы.
Вложение | Размер |
---|---|
aviabaza_engelsa.pptx | 2.52 МБ |
Слайд 1
История в лицах. Авиабаза Энгельса. На примере части тыловой службы, входящей в состав авиабазы.Слайд 2
Место прописки Энгельс У каждой истории есть своя, зачастую и противоречивая предыстория, крутые повороты которой могут зависеть от случайно брошенного в разговоре слова, от субъективной оценки того или иного факта кем-то из власть предержащих, от совпадений мнений принимающих решение, а бывает и наоборот, от полярного их несовпадения. Такова же и предыстория возникновения на энгельской земле суперсовременного аэродрома, введенного в строй за рекордно короткие сроки. Но о об всём по порядку. Закончилась война. В природе и умах человеческих царил праздник. В самом деле, кому могло прийти в голову, что после таких человеческих жертв и разрушения, сплотившиеся в едином порыве борьбы с фашизмом человечество, способно допустит повторение этого безумия. Однако разработки нового оружия, теперь массового поражения невероятной мощности, вносили свои коррективы в мыслительные процессы политиков мировых держав. 16 июля 1945 года стало поворотным моментом в истории человечества. Именно эта дата знаменует начало ядерного века. В пустыне Аламагордо испытанно американцами первая атомная бомба. Уже 25 июля президент США Гарри Трумен подписывает приказ о применении атомной бомбы. 6 августа самолёты B -29, пилотируемого полковником Паулем Тиббетсом , сбрасывается 20-ти килотонная атомная бомба, разрушившая значительную часть города Хиросимы. Убито и ранено 120 тысяч жителей Хиросимы. 9 августа самолёт B -29, пилотируемый майором Суини берёт курс на город Кокура (основная цель), но из-за густой облачности над городом изменяет курс и летит на запасную цель Нагасаки. 22-ух килотонная атомная бомба взрывается, унеся 75 тысяч жизней мирных японцев. В понедельник 6 августа 1945 года история планеты Земля разделилась на «до» и «после» ядерного удара. Ядерные взрывы над Хиросимы и Нагасаки показали всему миру, что у США появилось небывалое по разрушительной силе оружие массового уничтожения. Перед Вашингтонскими стратегами замаячила возможность стать «мировым лидером». Сила и мощь ядерного оружия возводится в ранг государственной политики. В Советском Союзе над разработкой атомной бомбы работали, но события на фронтах ВОВ не позволяли Сталину и Советскому Правительству в серьёз заняться мощного мозгового центра. Только 20 марта 1945 года государственный комитет обороты принимает решение «О реорганизации работ по атомной техники». Для реализации этого решения был создан специальный комитет правительства с чрезвычайными полномочиями. Все члены спец комитета лично отчитывались перед Сталиным о проделанной работе. Созданная структура работала эффективно и уже 7 января 1946 года начал работать первый советский реактор.
Слайд 3
Но чем доставить атомную бомбу на территорию вероятного противника? Это становилось одним из главных вопросов того времени. В конце 1944 года на вынужденную посадку во Владивостоке сели три американских бомбардировщика B -29. Сталин прекрасно понимал, что создать заново современный стратегический бомбардировщик нашей стране, обескровленной войной, в ближайшее время было не под силу. Принимается решение копировать B -29. Эту сложную задачу поручают ОКБ А.Н. Туполева. Летом 1947 года началось серийное производство Ту-4(копия B -29). Уже через три месяца, 7 ноября 1947 года над Красной Площадью пролетело двадцать Ту-4. Вс это происходило в эпоху холодной войны. 18 октября 1951 года специальный оборудованный самолёт Ту-4 сбросил атомную бомбу на полигоне Семипалатинске. Но дальности Ту-4 не хватало, чтобы с береговых аэродромов без посадки долететь до важных стратегический объектов США. Принимается решение и создании ледовых аэродромов. На дрейфующих льдах создали целую систему аэродромов. Людям проходилось служить и работать по обустройству и содержанию аэродромов на крайнем Севере в невероятных сложных условиях, когда любая бытовая мелочь становится задачей неподъёмной. В 1951 году появилось конструкторское бюро Владимира Михайловича Мясищева. За один год и десять месяцев был создан самолёт М-4. В это время принимается решение о формировании соединения тяжелых стратегический бомбардировщиков 201 авиационная дивизия в составе трёх полков и частей обеспечения, в том числе авиационной технической базы первого разряда – 3477 АТехБ В\ч 06987. К этому времени Энгельский гарнизон имел аэродром с грунтовой полосой и полосой с искусственным покрытием. Летом строители торжественно рапортуют о завершении конструкции аэродрома Энгельс-2. Неслучайно выбирается и место дисклокации новой авиационной техники. Энгельс – это середина всех торных путей, отсюда, в случае крайней необходимости, можно быстро перебросить полки стратегов в любом направлении.
Слайд 4
Как всё начиналось. В 1947 году на вооружении Дальней Авиации поступает стратегический бомбардировщик Ту-4, а в 1954 году стратегический бомбардировщик М-4, а еще стратегический бомбардировщик Ту-95. Под размещение новейшего дальнего скоростного бомбардировщика М-4 политическое руководства страны готовила специальный отведенные под этот самолёт аэродромы Энгельс и Украинку, куда и были размещены в последствии по два полка новеньких, с иголочки, самолетов. Кого назначить на такой сложнейший участок, каким являлось вновь создаваемая Авиационно-Техническая база Энгельса? В ноябре 1954 года был назначен подполковник Смарунь . На формирование части ежедневно поступало большое количество техники, грузов, авиационного топлива, бензина. Кром этого прибывали офицеры, сверхсрочно служащие солдаты и сержанты. К концу 1955 года в штате базы появился батальон охраны, на который начальник штаба с командиром обращали самое пристальное внимание. Гарнизон не отличался особой обжитостью . Казармы находились в процессе строительства, семейные офицеры жили в городе на частных квартирах. Но и в этих условиях люди трудились, служили. Давали о себе знать и суровые Саратовские зимы с обилием снега, прыгающей от 0 до -40 температуры. Поэтому при обледенении полосы практически вся дивизия находилась на аэродроме – все долбили лёд на ВПВ. Организационный период благополучно канул в лета, пришла повседневная работа, львиную долю которой занимало непосредственное обеспечение полётов. Личного состава было около тысячи человек и управлять таким количеством людей большое искусство. Однажды вначале января 1959 года аэродром был заморожен. Весь гарнизон в течении двух лет долбил лёд на взлётной полосе. Лётчики, техники, солдаты и офицеры базы, штабные работники, учащиеся старших классов школ – все участвовали в этой битве за аэродром, но только пришедшая оттепель сработала за всех. Ракетное оружие практически сразу стало символом державной мощи. Боевые самолёты, на которых летать и летать, безжалостно резались, коверкались в грязи под гусеницами тракторов! Бог миловал, и нашего гарнизона сия участь не постигла. Нашим полкам, а соответственно и авиационно-технической базе повезло больше. В глубине кабинетов Генерального штаба кто-то из высоких чиновников вычеркнул из списков другой гарнизон. В 70-80 годах лётчики летали очень интенсивно. Топливо расходовалось практически «по потребности» оно шло нескончаемым потоком. Командиром дивизии был тогда генерал-майор авиации Хандюков Б.И. Часть продолжала выполнять сложные задачи, обеспечивая боевую подготовку авиационных полков. В 1974 году праздновали 20-летие образование части, которое к этому времени уже крепко стоял на ногах и по многим показателям была лидером среди частей обеспечения объединения.
Слайд 5
Введенная в строй система централизованной заправки топлива значительно уменьшала затраты сил на заправку полков и одиночных самолётов. Многие службы высоко оценивались в корпусе. Это вещевая служба, служба СВБ, служба АТИ, аэродромная служба. Наступил май 1975 года. На праздник 30-летие Великой Победы гарнизон принимал лётчиц всех трёх женских полков. Этот праздник запомнился всему гарнизону. Все три женских полка формировались и готовились в Энгельсе. Это 46 легкобомбардировочный и разведывательный полк п / п-ка Бершанской на самолётах По-2, 125 бомбардировочный авиационный полк им. Марины Расковой на самолётах Пе-2, и 586 истребительный авиаполк под командованием В. Гризодубовой на самолетах Як-3. Весь гарнизон пришёл на этот праздник. Командование дивизии устроило для лётчиц приём в нынешней лётной столовой. Воспоминания, общения, радость видеть те места где учились летать. В 1979 году СССР ввязалась в Афганскую авантюру. Для гарнизона Энгельс это была конкретная и тяжёлая работа по обеспечению огромного количества перелетающих транспортных самолётов, размещению и обустройству большого количества десантников, перелетающих экипажей. В декабре 1979 года в часть поступила в команду о приёме транспортных самолётов Ил-76 и полка десантников. И вот весь аэродром забит самолетами, гарнизон – молодыми парнями, ни на минуту не расстающимися с оружием. Во всех столовых согласовывалось время питания лётчиков, техников, солдат. Наши солдаты привыкли работать с полным напряжение сил, но увидев, как занимаются спец подготовкой десантники, для себя уяснили – это элита Вооруженных Сил. В один из дней, после обеда, была объявлена готовность «Номер раз». На аэродром вывезли десантников, боеприпасы, сухие пойки. И доклады… А в это время десантники проходят пункты боепитания и сухого пайка, точнее наоборот. Солдаты выбрасывали сухой паёк, оставляя минимум для себя, а в вещмешки загружали патроны по максимуму. Когда спросили у ребят, почему не берут сухпай , ответ был один: «Голодным можно жить, а без боекомплекта – смерть!». Полковник Абрамов В.В. уделял большое внимание воспитанию солдат и сержантов срочной службы, которые были без практического опыта, а не редко без теоретических знаний. Командир части не перепоручал проведение воспитательной работы командирам батальонов, сам участвовал в ней. Особое внимание полковник Абрамов уделял сплочению офицерского коллективу, работе жен. совета. Все праздники: Новый Год, 23 февраля, 8 марта, день победы и другие все встречали вместе с семьями. Постоянными участниками всех мероприятий были наши ветераны. К сожалению эта традиция была позже подзабыта и утеряна с убытием п-ка Абрамова к новому месту службы. Начало 80-ых годов было временем трудными и сложным для всех Вооружённых Сил, однако ВВС досталось больше всех. Реформировали в этот период и Дальнюю Авиацию. Морально-психологическая нагрузка на обеспечение лётной работы полков негативно сказывалась на офицерах и прапорщиках. Люди служили и работали «через не могу». С начала 1986 года, согласно дошедшей очереди, на аэродроме Энгельс-2 начался ремонт бетонных покрытий взлетной посадочной полосы. С марта 1986 года началась новая страница истории для двух полков и авиационно-технической базы. Согласно планам командования полки разлетелись по трём гарнизонам Дальней Авиации - Моздок, Семипалатинск и Белое. Несмотря на сложнейшие условия базирования на чужых аэродромах, наша комендатуры сумели качественно летательные аппараты и личный состав полков. Коллективы работали в отрыве от основной точки базирования, были разбросаны на огромные расстояния. Это положительно сказалось на взрослении многих, обретении уверенности в себе, получении бесценного опыта в самостоятельной работы.
Слайд 6
Как не парадоксально, но длительные командировки и отсутствие на базовом аэродроме авиационной техники – дало новый, этапный на толчок развития всех объектов. Появилась возможность поработать на себя, пусть и малыми силами. Оставшиеся на базовой точке считанные офицеры, прапорщики и солдаты выполняли огромный объём строительных работ, поражавший тех, кто глубокой осенью возвращался домой из длительных командировок. В 1987 году командиром базы назначают п\п-ка Барановского Петра Кузьмича. Пётр Кузьмич взялся за дело буквально на следующий день . Неуёмная энергия п\п-ка Барановского, его умение сплотить и убедить коллектив, феноменальная способность практически под ногами найти строительный материал, определиться, что на данный момент является главным – сделали своё дело. 1987-1988 годы были переломными для сознания многих офицеров. С этого времени все уже служили и трудились согласно мудрому лозунгу: «Кто хочет работать – ищет пути и средства, кто не хочет – причина и оправдания». Важно, что командир сумел убедить скептиков в своей правоте, научить молодых офицеров работать с огоньком и выдумкой, сплотил коллектив единомышленников, подчинив всё это одной идее – если делать, то добротно и красиво, в любом начинании видеть перспективу завтрашнего для, перенимать и внедрять у себя всё лучшее, а если такового нет, то придумать и осуществить. Каждый день хоть шаг, но вперед, иначе застой, а за ним и развал. Подполковник Барановский был командиром базы 20 лет. Все эти года Петра Кузьмича поддерживали его заместителя. Одним из таких заместителей был п\п-к Добоний Иван Михайлович, знающий, инициативный и авторитетный начальник штаба. Это было надёжное товарищеское плечо, дружеский совет и неоценимая поддержка. В 90-ых годах в войсках происходили серьёзные изменения. Поворотным изменением стало введение института контрактной службы. Так или иначе в части появились контрактники и сыграли положительную роль в укреплении боеготовности части. Благодаря профессионализму и богатому жизненному опыту военнослужащих по контракту автомобильная техника всегда находилась в отличном состоянии. Это могут подтвердить командиры – автомобилисты, глупых поломок стало в десятки раз меньше, а время на устранение серьёзных неисправностей сократилось до минимума. В 90-ых годах в Энгельсе была организована БЛАТ(база ликвидации авиационной техники) под руководством полковника Курганникова . Таких баз было в мире только две: одна у нас, а вторая в Америке. Эти базы ликвидировали самолёты, попавшие под Договор об ОСВ – 2(Соглашение об ограничении обычных вооружений в Европе). Всего питомцы Курганникова ликвидировали двести боевых машин. По окончанию «плодотворной деятельности» в 2000 база разделки была расформирована, а базе пришлось стать «правопреемником» всего, что от нее осталось. К этому времени строевой отдел во главе с майором Зайцевым, изрядно поднаторел по части « правоприемничества ». Полутора годами раньше «почило в бозе » меньшая школа младших авиационных специалистов (в миру - ШМАС). Те же проблемы с оказавшимися за бортом, офицерами, архивом, печатями и тд . Всем этим занимался нвоый начальник штаба, п\п-к Жерносек А. П. в течении ряда лет штаб признавался лучшим в объединении, завоёвывал переходящий кубок и отмечался в приказах Командующего 37 ВА ВГК (СН).
Слайд 7
За 20 лет управления Барановским П. К. часть преобразилась во всех отношениях. В 1992 году перед 3477 АТехБ была поставлена задача: подготовить учебно-материальную базу автопарка и организовать парковую службу в соответствии с требованиями новых документов. Эта задача была успешно выполнена. На вновь созданной учебно-материальной базе Главкомом ВВС были проведены учебно-методические сборы с руководящим составом объединений ВВС, где была дана высокая оценка и объявлена благодарность всему личному составу АТехБ . В отдельные годы 3477 АТехБ признавалась лучшим среди тыловых частей не только в 46 и 37 ВА ВГК (СН), но и Дальней Авиации и в ВВС. На этой базе проходят практическую стажировку выпускники Военно-Воздушной Академии имени Ю. А. Гагарина по специальности «оперативно-тыловая авиационная». Главком ВВС, генерал армии В. С. Михайлов за успехи в боевой подготовке вручал вымпел Министра обороны РФ управлению 22-ой ТБАД, в этом была заслуга и личного состава базы. Из 13 переходящих призов 37 ВА ВГК (СН) – 11 были завоёваны в прямом смысле этого слова, службами АТЕХБ. Стороннему наблюдателю кажется, что легко и просто командир базы принимает серьёзные решения. Первое мая 1995 года. Сгорел штаб базы, помещения КЭЧ, казармы, ШМАС и детский садик №16. Всё сгорело до тла . Что делать с педагогическим коллективом, детьми? Строить новое – нет денег, а найти помещение, подходившее для этих целей практически не возможно. Всем виделось только одно. Детей – по городским садам, а сад сокращать. Ситуация безвыходная. Решение Петра Кузьмича отдать под детский сад клуб базы и пустовавшую в то время столовую ШМАС А – вызвало недоумение у руководства дивизии и руководства армии. Стройка развернулась сразу. Безденежье заводило в топик. Помогали друзья – строители, зарабатывали строй материалы техникой, мастеровыми людьми помогали полки. Воспитательницы, нянечки, музыкальные работники, заведующая детского сада работали на равнее с мужчинами. Воля, настойчивость, дар убеждения, вера командира в коллектив сделали своё дело. Через полтора года детский сад №16 в своём отремонтированном своими руками помещении, заработал в полную силу. Из этого испытания коллектив детского сада вышел еще более сплочённым. Умеющие настоять на своём и идущие на конфликт даже с большими начальниками, Пётр Кузьмич становится на удивление покладистым и предупредительным с ветеранами. Если этого в его силах – всегда поможет. Был такой случай: п\п-к Кормилин попросил у командира кран и трейлер. Отказа не было. Однако техника срочно ушла на разгрузку вагонов и тд . Через две недели в субботу кран и трейлер должны были быть даны подполковнику. В это время к Петру Кузьмичу подошёл седенький старичок и попросил кран и трал для перевозки вагончика для дачи. «Нет вопросов, через 15 минут заберёте технику и п\п-ка Карпова», - сказал командир. Дедушка пошёл в сторону Станислава Николаевича. Пётр Кузьмич повернулся к Кормилину и спросил: «Ты не знаешь, кто это»? У своего заместителя командир отобрал технику и отдал совершенно незнакомому человеку. Пётр Кузьмич произнёс: «Ты себе всегда найдёшь, а вот ему куда обратиться, кто ему даст, если не мы»? Так и случилось.
Слайд 8
Предмет особой гордости. Во время очередной встречи командование части с ветеранами 9 мая 2000 года, с подачи Сергея Александровича Горского зашёл разговор о Музее. Все ветераны дружно подхватили это начинание, а командир подвёл итог: «Всё. Делаем Музей!» Решение было принято, отступать некуда. Нашлось и помещение – пустовавшая половина казармы, примыкающая к клубу. Сделали основные черновые работы, а концепции оформления музея, его компоновки и содержании витрин всё не было. Наконец определились с формой и примерной компоновкой и дело закипело с новой силой. Весь период непосредственного строительства и подготовительных работ шла кропотливая работа по накоплению материалов, фотографии, экспонатов будущих экспозиций. Огромную помощь в этом оказали наши ветераны. Стены, потолки, витрины продолжались делаться, каждому начальнику ведущих тыловых служб была отведена своя ниша, но толком никто не знал что же получится в финале. В это время начальник штаба тыла ДА полковник Кузувлев Н. Е. увидев, что получается довольно симпатично, рекомендовал на нашей базе сделать музей Тыла Дальней Авиации. Прежде всего подумали о том, кто посетит музей в большинстве своём. И оказалось, что это наши дети, учащиеся городских школ, ПТУ, техникумов, ВУЗОВ. Они ведь и не представляют о том что полёт стратегического самолёта – это не только героический пилотаж лётчика, но и огромная работа тыловиков, связистов, техников. Инженеры и связисты пусть сами расскажут о себе. Майор Косов предложил фото аппарат, но при этом попросил человек шесть солдат. Все были в недоумении, но его действительно занесли шестеро и, что самое удивительное – это действительно фото аппарат он и теперь в экспозиции службы. Необходимо особую роль ветеранской организации в создании Музея. Они – наша совесть, некий стимул движения вперед. Всегда скромные в личных притязаниях, они искренне болеют за всё что происходит в части. Мы месте и вне радости и в сложные времена. Уникальные экспонаты ветеранского уголка собирались по крупицам. Ветераны отдавали самое дорогое: красноармейские книжки времён ВОВ, грамоты, офицерский кортик, награды своих родственников, спортивные трофеи. Да разве перечислишь всё то, что собрано в экспозиции. Тому, кому не видел, нужно просто посмотреть. Разработка исторического раздела Музея занимался майор Барабаш Д. В., сумевший отразить основные вехи становления тыловой службы в Российской Армии. Замечательные панно в холе Музея, портретная галерея командиров части живописные оформления экспозиций – всё это работа старшины Рыбакова Е. И.
Слайд 9
Модели специальной техники, макет автопарка выполнена на высоком профессиональном уровне мастере – «золотые руки» ст. пр-ком Золотняковом А. Н. Вот уж по истине фамилия соответствует. Макет аэродрома в экспозиции инженерно-аэродромной службы выполнила сл. Р. А. Кузницова Н. В. С. А. Карамышев – наш телерадио мастер сделал самый настоящий репродуктор, вещающий голосом Левитана о начале ВОВ. Художницы Марина Демидова и Нонна Симонян проделали титаническую техническую работу по оформлению экспозиций разделов Музея. Руками солдат строились стены, витрины, потолок, укладывался линолеум. Начальники служб ломали головы, чем заполнить экспозицию. К середине августа общее понимание того, что получится в финале появилось и началась интенсивная работа собственно по созданию Музея. С середины августа рабочий день удлинился и до первого ноября был равен 18-20 часам в сутки, да один выходной в неделю(спать очень хотелось). С утра каждому нарезался участок работы. Кто красит, ко строгает, кто режет, кто клеит и тд . Работы хватало всем. Суматоха дня заканчивалась, солдаты шли на ужин, офицеры и прапорщики перекусывали прямо в Музее и только после этого начиналась нормальная работа по оформлению экспозиции, принятию решений, что и как разместить. Иногда переделывалось то что сделали накануне, было обидно, но решение принимали всегда коллегиально. В таком режиме проработали два с половиной месяца. Аврал это конечно плохо, но многие согласятся, что во время вот таких авралов зачастую делается то, что в нормальной, спокойной, каждодневной рутине не делается годами. Возможно это у нас в крови? Помните: догоним и перегоним, пятилетку в три года и тд , словом «Даешь!». Наверно мы так воспитаны. Как бы там ни было, но срок, обозначенный командиром, близился, времени не хватало катастрофически, так что последние штрихи приходилось доделывать чуть ли не утром 1 ноября 2002 года. На торжество, посвященное открытию Музея Дальней Авиации, командующий неожиданно прилетел почти со всем Военным Советом Воздушной Армии. Да и еще сорвал всех ныне здравствующих бывших начальников тыла Дальней Авиации. Символическую ленточку, «открывающую» Музей, разрезали бывший начальник тыла Дальней Авиации а в последствии и ВВС генерал-полковник Каракозов Г. А., командующий 37 ВА ВГК (СН) генерал-лейтенант Опарин М. М. и командир, полковник Барановский П.К.
Слайд 10
Движок работает, колёса крутятся. В период формирования части формировалось и основное подразделение – автотехнический батальон. Солдаты, поступавшие на формирование части, в большинстве своём не имели специальной подготовки, и лишь немногие имели профессиональные права. Еще первый командир п-к Смарунь Б. И. договорился с районным начальством, и для нужд части были выделены бревенчатые хаты с какого – то хутора. Через десяток лет эти развалюшки снесли, но в первое время они здорово выручили, защищая от непогоды и жгучих зимних ветров. Под технику «НЗ» с самого начала были поставлены деревянные навесы, и первые годы это были единственные строения, хоть как-то укрывавшие автомобили от непогоды. Количественный состав автобатальона в первоначальный период своего становления в отдельные годы насчитывал до 500 штыков! За частую сержанты срочной службы выполняли самостоятельные задачи с подчиненными в отрыве от части и почти всегда на них можно было положиться. Возможно воспитание было другим, может люди в той системе менялись, но серьёзности и ответственности было много. Надо отменить, что в начале 60-ых годов промышленность довольно обильно снабжало армию запасными частями и техникой. Запасные части, узлы, агрегаты – всё шло вагонами и из-за отсутствия складских помещений в автопарке складировалось под открытом небом на площадке, где теперь находится автомобильная ТЭЧ. Благополучно решалась серьёзная проблема подготовки водителей. Подготовили учебную базу, разработали программу, определили своих преподавателей из числа офицеров – автомобилистов и процесс пошёл. Готовили водителей и для батальона охраны. Они набирались опытом в рами и приходили на гражданку с дефицитной профессией. Часто устраивали соревнования среди взводов и подразделений по фигурному вождению автомобилей. Попадались ювелиры, способные проехать с полным стаканом воды на капоте среди расставленных в хаотичном порядке препятствий или вогнать фаркопом гвоздь в бревно. Дело шло к осени, и автопарк неминуемо должен был превратиться в озеро с началом сезонов дождей. Помог случай. В гарнизоне появился зам. Министра по строительству и расквартированию, зам. Главкома ВВС и зам. Командующего округом по строительству и расквартированию. Ожидая гостей в автопарке открыли все воротины и показали, что техника в боксах, но прыгать в канавы она не умеет. Уже через два дня из Озинок прибыла колонна строительной техники, и началось круглосуточное бетонирование автопарка. За несколько дней и ночей автопарк был забетонирован.
Слайд 11
В 1967 году в штате базы появляется новое структурное подразделение – авто ТЭЧ, здание для него было построено чуть раньше. С первых дней ТЭЧ без работы не сидела. Конец 70-ых и 80-ых годов запомнился чередой больших учений, проводимых министром Гречко. Керосин шёл эшелон за эшелоном, полки летали не останавливаясь. О тех временах остаётся лишь мечтать нынешним лётчикам, не имеющим представления, что такое полёты целого полка авиационных стратегов. С началом первой чеченской воины приходилось обеспечивать полёты самолётов Ту-22М3. Почти каждый день на наш аэродром садились транспортные самолёты., перевозя огромное количество людей, техники и тд . Основная тяжесть по обеспечению перелетающих бортов лежала на 2-м БАТО. Специальная техника находилась на пункте АТО практически круглосуточно. В этот период отправляли в командировку в Чеченскую Республику и солдат срочной службы, почти всех. Бог миловал, и все вернулись живые, правда оборванные, худые. В декабре 2001 года личный состав батальона впервые обеспечивал полёты самолётов Ту-95МС в Заполярье на аэродроме Воркута. С задачей справились отлично и получили благодарность от Командующего Воздушной Армии.
Слайд 12
Время мирное – задачи боевые. Организованная в декабре 1954 года 3477 АТехБ , в своём штате не имела подразделения, задачей которого была охрана и оборона как аэродрома в целом, так и множество объектов, имевших важное значение в жизнедеятельности крупнейшего гарнизона. В гарнизоне была комендантская рота, но её личного состава просто не хватало охватить не объятую территорию внеразрядного аэродрома. Дивизий стратегических до этого времени в Советском Союзе просто не было, поэтому штатную структуру и ее элементов отрабатывали на ходу. В конце 1955 года в составе базы был организован батальон охраны. Роты были не совсем полными и на доформирование присылались солдаты из других гарнизонов. По мере формирования батальона он с первых дней существования выполнял основную свою задачу – охрану и оборону объектов. Начинать приходилось практически с нуля. Благо личного состава было достаточно и около сотни солдат (мастеровитых и с руками) занимались налаживанием быта батальона, обустройством казармы. Караульных помещений не было, по этому приходилось не только выполнять свои основные обязанности, но и строить. Всё это делалось в свободное от службы время, при отсутствии элементарных условий для отдыха. С 1955 по 1958 год из батальона охраны подбирался взвод лучших солдат для отправки в Москву, на обеспечение майских, ноябрьских праздников и Дня Авиации. В воздушных парадах участвовали наши новые самолёты М-4, а бойцы этого взвода обеспечивали охрану. В связи со спецификой направленности службы батальона охраны, в нём работал психолог. Занимался изучением личного состава, составлением «психологического портрета». Именно здесь в мирных условиях военнослужащие выполняют боевую задачу, ежедневно заступая на охрану и оборону объекта с оружием в руках, имея право на его применение.
Слайд 13
О здравии воина радея. С первых же дней стал вопрос организации медицинского обеспечения личного состава соединения. Положительным было то, что в вопросах медицинского обеспечения начинали не с чистого листа и не на голом месте. До образования в гарнизоне частей 201 тяжелый бомбардировочной авиационной дивизии здесь ужо существовала хорошо отлаженная система медицинского обеспечения, оставшаяся после Энгельской школы лётчиков, да еще медицинского подразделения НИИ. А дел хватало. Всех надо было принять, осмотреть, завести медицинские книжки и карточки, выявить больных. Медицинская служба всегда занимала лидирующие места в корпусе, Воздушной Армии, Дальней Авиации, так как в Энгельсе работали замечательные врачи, специалисты и медицинские сёстры. Все делали общее дело. Жизнь шла свои чередом, люди менялись. Одни уходили на пенсию, другие уезжали к новым местам службы, а коллектив мед. Службы всегда оставался добропорядочным, работоспособным, готовым прийти на выручку не только своим сотрудника, но и всем, кто обращается за помощью в мед. санчасть. В скорее появилось новее здание мед. санчасти. Прилегающая к мед. пункту территория была абсолютно голой, если не считать двух маленьких, пушистых голубых елей. В наведении порядка и озеленении территории принимали участие все работники мед. службы дивизии. Под руководством капитана Казанцева Э. А., были посажены пирамидальные тополя, которые возвышаются над зданием санчасти. Эдуард Александрович, к сожалению умер, а тополя еще долго будут напоминать о нём. Проводилась большая лечебно – профилактическая работа. Перечислить весь оббьем работы невозможно. Всё это выполнял коллектив мед. службы. С мая по август в части работал летний оздоровительный пионерский лагерь «Орлёнок», где в три смены отдыхало 320 детей военнослужащих. Задачей службы было медицинское обследование персонала и детей. Ссадины и шишки – основная работа медиков в пионерском лагере, но если случалось что-то серьезное, то помощь была бы оказана своевременно.
Слайд 14
А что у вас, ребята, в котелке? Интересоваться этим не считали зазорным велики полководцы еще в древности, особенно на Руси. Ныне мы имеем лучшую продовольственную службу в Дальней Авиации. В начале столовая располагалась в здании вещевого склада. Печное отопление для продовольственников было настоящим бичом вплоть до подсоединения столовых с начала с центральным отоплением, а затем уже паропроводу и газу. Начало 60-х было временем интенсивного освоения новой авиационной техники. И всегда, вслед за лётчиками и техниками в передовые команды отправлялись повара и официантки. На чужых аэродромах они обеспечивали питание перелетевших групп иногда в полевых условиях, приближённых к фронтовым. Коллективы столовых всегда отличались дружбой, взаимовыручкой и умением ладить между собой. Из старого помещения лётная столовая перебрались в новое, светлое, двух этажное специально спроектированное для этих целей здание. Особе следует отметить ледник и засолочный пункт, а также овощехранилище. К массовой засолке овощей привлекались все работники продовольственной и пищевой службы, а на тяжёлые работы по разгрузке и переносу овощей – солдаты. В период массовых заготовок работали с раннего утра и до поздней ночи. Зимой ледник заливали водой, работа адская, на морозе, шланги перемерзают, зябнуть руки и ноги. Постепенно, день за днём, морозильные отсеки заполняются льдом. До лета всё это надо успеть укрыть слоем опилок, досками, что бы весенняя дождевая вода не попала на изготовленный с таким трудом лёд. Желающих работать в условиях командировок и ремонта было очень мало. Оставались только самые прикипевшие коллективы, самые достойные. Всякое бывало, но ежегодно привозили своим суженым несколько мешков целебных трав, со знанием дела собранных в степи. Надо признать что такие экстремальные условия лучше раскрывают людей, как через увеличительное стекло высвечивают их лучшие и худшие качества. Приготовить – это искусство, но и подать приготовлено мастерам тоже надо уметь. Всегда с хорошим настроением официантки безупречно обслуживают всех, стоящих на довольствии: от рядового срочной службы до заслуженного генерала. В конце 1992 года принимается решение о перемещении лётной и технической столовых, чем и занялись оба коллектива. Надо было работать. Время не стоит на месте и то, что было хорошо 4-5 лет назад, уже перестаёт удовлетворять современным требованиям.
Слайд 15
После формирования БЛАТ, в наш гарнизон стали приезжать наблюдатели со всего мира. Готовили и обслуживали их наши повара и официантки. Надо сказать, что русской кухней иностранцы были очень довольны, а после трапезы благодарили за вкусно приготовленную пищу. 1996-1999 годы запомнились безудержным ростом цен. А по этому развивалось подсобное хозяйство. Завели овец, появились кролики, куры, выросло поголовье крупного рогатого скота. Работа продовольственной службы многогранна и сложна, ответственна и очень тяжела. Солдат или офицер, пришедший утром к завтраку, видит накрытые столы, приготовленные блюда. Мало кто знает, что за этим стоит напряжённый труд ночной смены поваров, которые в летний зной и зимнюю стужу, стоя у раскалённой печи, делают своё дело.
Слайд 16
Первым делом мы заправим самолёты. В ряду важнейших служб особняком стоит служба ГСМ. По сути – это кровь в организме ВВС. Без горючего не двинуться ни автомобили ни сома авиация. Отсюда и особые отношения к службе, повышенные критерии оценки качества авиационного топлива. За эти года существования службы изменилось многое: самостоятельно начали монтировать ёмкости на поверхности, выросли боксы для хранения специальной техники, были созданы приличные условия для работы специалистов службы. В службе сложился работоспособный коллектив военнослужащих по контракту, ставших профессионалами своего дела. Солдату лишнего имущества не надо. В течении двух веков структура органов снабжения вещевым имуществом претерпевала огромное количество изменений, таковых было около 40. Позднее появилась аббревиатура «вещевая служба» и в этом виде сохранилась и ныне. Одевать и обувать офицеров и солдат надо было с первого дня. Часть вещевого имущества досталась в «наследство» от школы летчиков. Со всеми складскими помещениями. Сама по себе служба очень маленькая, но задача, решаемые ею – достаточно сложны и многообразны, на довольствие по вещевому снабжению находится 12 воинских частей. В пехоте проще – нормы единые, а авиационная специфика гораздо сложнее и разнообразней. Каких только мелочей, спецификаций образцов военной формы не встретишь на складах вещевой службы.
Слайд 17
Закрома стратегов. Авиации, даже мало размерной, всегда сопутствовали службы, занимающиеся снабжением запасными частями и расходными материалами. Что же говорить о самолётах-гигантах, где всего этого требуется больше на один самолёт, чем на полк истребителей. Многие наблюдали эскадрилью «Русских витязей», стоящие рядом с нашими Ту-95 МС. Для «русских витязей» нужен ящик с запасными частями, для наших же «медведей» и «лебедей» этого добра необходимы вагоны. После образования части складские помещения были новенькие, но на столько загружены имуществом и всевозможными блоками, что ступить было негде. Со временем личного состава на складах уменьшалось, а объёмы работ оставались прежними. В голове не укладывается, как можно находить нужные мелочи в складских помещениях от пола до потолка забитых имуществом. Одних наименований несколько сотен тысяч! Недаром после первого компьютера, появившегося в финчасти , вторым был компьютер службы АТИ. Начиная с весны 2033 года на складе разворачивается работы по коренной реконструкции склада и ремонта складских помещений. Началась кропотливая работа по перемещению огромного количества имущества подготовленные и оборудованные новые СРМ. Движение имущества на складе не прекращалось не на один день. Приём и выдача, составление и отправка в довольствующие органы заявок, учёт и проводка документов, отправка имущества в ремонт – всё это невидимая, но очень важная сторона работы службы. По итогам 2005 года служба заняла первое место среди подобных в Воздушной Армии, и хрустальный кубок по праву занял своё место среди других в Музее части.
Слайд 18
С огнём на «ты». Военизированная команда противопожарной защиты и спасательных работ формировалась в ноябре-декабре 1954 года. Через неделю начались плановые занятия, солдат в команде было 30 человек. Помещение пожарной команды, было со своей каланчёй и боксом для пожарных машин. Солдаты-пожарники в части считались интеллигентами, так как отличались всегда выстиранной формой и надраенными до блеска сапогами. Экипажи пожарных расчётов менялись на аэродроме, тушили возгорания в авиагородке, проводили учения, занимались по плану боевой подготовкой. Свободного времени у солдат практически не было. Вскоре в пожарную команду собрали солдат умеющих играть на духовых инструментах. Постепенно собрали весь состав духового оркестра. Вскоре этот внештатный оркестр стал обеспечивать все мероприятия гарнизона. Начальнику пожарной команды сначала нравилось, что солдаты всегда при деле, но уже через год количество мероприятий стало захлёстывать. Помимо дел оркестровых, они еще служили и пожары тушили. В феврале 1993 года начался набор военнослужащих по контракту. Пожарная команда оказалась первым подразделение в части, в котором были только контрактники.
Слайд 19
Автосанчасть . С 1967 года вместо автомобильных ремонтных мастерских появляется автомобильная технико-эксплутационная часть, предназначенная для выполнения технического обслуживания, текущего и среднего ремонта автомобилей и средств аэродромно-технического обеспечения полётов в целях поддержания их постоянной технической исправности и готовности к применению. Военнослужащие АвтоТЭЧ успевали по мимо ремонта придумать какую-нибудь рационализацию и внедрить её. Человек технической профессии просто обязан быть совершенствовать что-то, придумывать новое, повышать эффективность уже созданного. Сколько полезного и интересного делали наши Кулибины. При проведении учений и тревог личный состав АвтоТЭЧ выезжало на запасные аэродромы, все специалисты были непременными участниками весенних и осенних смотров техники. С приходом в автотехнические подразделение военнослужащих по контракту полом техники стало намного меньше. Водители предпочитали заниматься ремонтом на стоянках, в боксах. К 2001 году сменился весь состав АвтоТЭЧ и начальником стал майор Клишин А. В. С 2003 года АвтоТЭЧ является лучшей среди подобных подразделений в Воздушной Армии. В состав АвтоТЭЧ входит ЗАС, который с 2002 года руководит старший прапорщик Золотняков А. Н. Это ответственный участник, так как приходится обслуживать очень дорогостоящие аккумуляторы современных самолётов. Немн6огочисленные по составу, но дружный и компетентный коллектив выполняет важнейшую работу профессионально, качественно, неизменно с высокой оценкой.
Слайд 20
Пока гром не грянет… Отравляющие вещества в качестве химического оружия применялись при ведении боевых действиях еще в глубокой древности. От примитивных марлевых повязок, пропитанных раствором гипосульфата и соды, до современных изолирующих противогазов - вот путь, пройденный отечественной службой радиационной химической и бактериологической защиты. Апрельская трагедия Чернобыля захватила и наш гарнизон. В этот период почти никто не знал истинных масштабов катастрофы. Уже 15 мая нашими военнослужащими началась реальная работа по дезактивации прилетавших с реактора вертолётов Ми-26. Вертолёты использовались для распыления спец раствора, склеивающего радиоактивные вещества с растительностью и грунтом. Возвращавшиеся с задания вертолёты имели радиоактивный фон, многократно превышавший допустимые значения. Командировка длилась 10 дней. Всем участникам великое спасибо от всех, кого эта беда не коснулась.
Слайд 21
Благодарим за просмотр! Презентацию подготовил: студент Золотняков Иван Источник: Текст: Книга «Всегда в строю (исторический очерк)» Фотографии: Личный архив и яндекс .
Сладость для сердца
Снеговик
В поисках капитана Гранта
Для чего нужна астрономия?
Каргопольская игрушка