"Арктика – место человеческого подвига".
Вложение | Размер |
---|---|
statya_novikova_aleksandra.docx | 27.35 КБ |
Арктика – место человеческого подвига.
Новиков Александр
n-karachan.tim@mail.ru
Кресты из мачт погибших кораблей
На островах с отшельниками схожи.
В арктической пустыне нет людей,
Но все равно покой крестов тревожит
Стон ледников, рождающий в ночи
Безжизненные айсберги-громады.
И ветер канонадою звучит,
Швыряя в темень снежные заряды.
Железный скрежет ледяных полей,
Да вздыблено застывшие торосы...
Кресты из мачт погибших кораблей
Здесь капитанам ставили матросы.
Они стоят средь мглы и мерзлоты
Наедине навечно с океаном
Как памятники русским Магелланам,
Дошедшим до бессмертной широты.
С древних времен Арктика была загадкой и, несмотря порой на смертельную опасность, всегда манила человека. Кого-то в северные широты влекла страсть к географическим открытиям, кого-то слава, кого-то-богатые возможности для промысла рыбы и морского зверя.
Меня заинтересовали исследователи XX века. Люди бескорыстные, увлеченные, стойкие, благородные, остававшихся людьми в самых чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
В советский период после перерыва, вызванного войнами, уже в 1920-е годы начинается оживление арктических походов.
Здесь и работы по описи устьев Лены и Оленека, и Карские экспедиции, необходимые для развития народного хозяйства, и организация полярных станций, и морские научные исследования.
Ведущую роль в этот период играют русские моряки, совершавшие морские походы еще до революции. Это В. Ахматов, Н. Матусевич, Б. Вилькицкий, Б. Давыдов, и другие. Г. Ушаков организовал в 1926 году первое советское поселение на о. Врангеля, в 1929 году его сменил А. Минеев. В 1929 году под руководством О. Шмидта и В. Воронина организована первая полярная станция, радистом которой стал Э. Кренкель.
В 1930 году четверка отважных исследователей в составе Г. Ушакова, Н. Урванцева, С. Журавлева и В. Ходова высадилась в районе Северной Земли и за два года нанесла архипелаг на карту. Во всех походах велись комплексные научно-исследовательские работы. В 1930-е годы происходило бурное развитие советского арктического флота. Эти годы дали стране выдающихся советских ледовых капитанов: В. Воронин, И. Ануфриев, М. Белоусов, Н. Бердников, А. Богатырев, А. Бурке, К. Дублицкий, Б. Ерохин, Я. Легздин, А. Марышев, А. Мелехов, П. Миловзоров, Н. Николаев, В. Радзеевский, Д. Сергиевский, М. Сорокин,Ю.Хлебников,Н.Хромцов.
Огромный вклад в освоение Советского Заполярья внести авиаторы, которые участвовали не только в организации и проведении прогремевших на весь мир арктических эпопей, но и занимались ежедневной, рутинной работой по снабжению всем необходимым заполярных поселков и полярных станций, доставкой почты, обеспечением судов ледовой разведкой. Это: Б. Чухновский, М. Бабушкин и С. Леваневский, А. Алексеева, Н. Галковского, П. Головина, Н. Иеске, О. Кальвица, В. Левченко, В. Махоткина, Г. Побежимова, А. Ритсланда, И. Черевичного, И. Черепкова.
Когда-то про героев челюскинцев снимали фильмы, сочиняли песни, которые пели всей страной. Это удивительная страница мужества и самоотверженности.
Про экспедицию парохода «Челюскин» знал каждый советский школьник. Восемь десятилетий отделяют нас от челюскинской эпопеи. Многие из нас - современных школьников, об этом драматическом и героическом событии мало что знают.
Начиная с 30-х гг. прошлого столетия, в Советском Союзе развернулись большие работы по освоению Северного морского пути как транспортной магистрали. Советским правительством была поставлена задача, обеспечить надежное плавание торговых судов от Ленинграда и Мурманска до Владивостока северным морским путем за одну навигацию, за летне-осенний период. В 1933 г. по Северному морскому пути был направлен транспортный корабль «Челюскин». «Челюскин» должен был пройти за одну навигацию от Ленинграда в порт приписки Владивосток. Предполагалось, что пароход будут сопровождать ледоколы. Но этого не произошло. Экспедицию на «Челюскине» возглавил О.Ю. Шмидт, а капитаном был назначен В.И. Воронин. На борту его были – команда корабля, научные работники, журналисты, смена зимовщиков и строителей для острова Врангеля. 13 февраля 1934 г., раздавленный льдами в Чукотском море, пароход затонул. Один человек погиб, а 104 члена экипажа высадились на лед океана, которые дрейфовали в море целых два месяца. Часть грузов и продовольствия удалось с парохода снять. Люди построили домики, наладили быт. Так возник лагерь Шмидта. Люди без паники трудились, изучая суровую неприветливую Арктику. С 13 февраля по 13 апреля 104 человека вели героическую работу по устройству организованной жизни на льду океана и строительству аэродрома, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом. Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях — большой подвиг. История освоения Арктики знает случаи, когда люди в таких условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления.
Душой лагеря был начальник экспедиции О.Ю. Шмидт. Он организовал работы, научные лекции, занятия спортом.
На льдине демонстрировались фильмы, выпускалась газета, сочинялись стихи. О.Ю.Шмидт поддерживал в людях стремление к жизни и надежду на благополучный исход, что было важной причиной успеха в борьбе с арктической стихией.
Все советские люди с замиранием сердца следили за маленькой точкой во льдах. Лагерь Шмидта верил, что Родина не оставит их в беде. Весь мир следил за трагедией, развернувшейся в Арктике. В то, что они выживут, мир не верил.
Тогда на льдине особая роль была у радиста. Он держал связь с Большой землей. Капитан вел судовой журнал, даже когда судно оказалось на дне. Опыт выживания на льдине пригодился следующим поколениям полярников. Полярные станции на дрейфующих льдинах позже стали нормой для наших исследователей Арктики.
Правительственная комиссия направила на спасение три группы самолетов. Кроме двух «Флейстеров» и одного «Юнкерса» остальные самолеты были отечественными.
Первую посадку в лагере экспедиции 5 марта 1934 г. совершил экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. До этого он совершил 28 вылетов, но только 29-ый стал удачным. Дрейфующую льдину с людьми найти было нелегко в тумане. Ляпидевский сумел приземлиться в 40-градусный мороз на площадке размером 150 на 400 метров. Это был настоящий подвиг.
Ляпидевский вывез 10 женщин и двоих детей, а во второй раз у него отказал двигатель и он присоединился к челюскинцам. Массовая эвакуация началась через 13 дней и продолжалась две недели. Летчики в сложнейших погодных условиях совершили 24 рейса. Спасение экипажа «Челюскина» стало одной из самых волнующих и героических страниц советской эпохи.
13 апреля 1934 года ледовый лагерь перестал существовать.
Вся мировая общественность, специалисты авиации и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. Такой хорошо организованной спасательной экспедиции мировая история еще не знала.
По возвращению домой все участники ледовой эпопеи купались в лучах славы. В их честь назывались улицы и географические объекты. Летчики М.В. Водопьянов, И.В. Доронин, Н.П. Каманин, С.А. Леваневский, А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков и М.Т. Слепнев, принимавшие участие в этой операции, по праву стали первыми Героями Советского Союза. Их имена в те годы, да и в более позднее время, знала вся страна.
Всех участников ледового дрейфа удостоили орденов «Красной звезды».
За челюскинцев переживал весь мир.
Подвиг челюскинцев – пример мужества, героизма, крепости духа, неисчерпаемых человеческих возможностей и верности своему делу.
6-го июня 1937 года началась эпопея дрейфа первой полярной станции «Северный полюс – 1». Начальником экспедиции был назначен волевой и решительный человек Папанин Иван Дмитриевич. Под его руководством на льдине работали: геофизик Федоров Евгений Константинович, гидролог Ширшов Петр Петрович, радист Кренкель Эрнест Теодорович. 274 дня весь мир следил за жизнью четверки отважных советских полярников на дрейфующей льдине. За время дрейфа в течение 9 месяцев льдина проплыла 2500 километров, перенеся полярников от точки полюса к берегам Гренландии. За это время была проделана огромная научная работа, а понятие «папанинцы» стало интернациональным символом.
Эти люди, продвинув вперед науку, заставили на всех континентах с восторгом и гордостью произносить новое слово «папанинцы».
Работая в самых суровых климатических условиях, они собрали богатейший научный материал и сделали ряд значимых открытий. Объем научных дневников экспедиции по исследованию Арктики и Северного ледовитого океана составил 52 килограмма тетрадей! Со времен Ф. Нансена приполярные океанические глубины считались необитаемыми, но уже первые пробы воды, взятые с различных горизонтов, доказали ошибочность этого утверждения. Зато, другая гипотеза знаменитого норвежца о существовании в Ледовитом океане мощного атлантического течения, полностью подтвердилась.
Гидролог Ширшов впервые исследовал и изучил влияние теплого глубинного течения на климат северного ледовитого бассейна. Геофизик Федоров провел тысячи замеров метеорологического характера и развенчал теорию о существовании в Арктике постоянного антициклона. На климатической карте полюса после экспедиции осталось значительно меньше «белых пятен».
Благодаря радиостанциям, радист Кренкель поддерживал постоянную, круглосуточную связь с Большой землей. Его подробные радиограммы ложились в основу статей и заметок, расходившихся из Москвы по всему миру.Радиосвязь Кренкеля помогла осуществить беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку самолетам В. П. Чкалова и М. М. Громова летом 1937-го года.
За время дрейфа огромная (3 на 5 км.) льдина сократилась до критических размеров, и в середине февраля 1938-го года Папанин был вынужден просить помощи у Большой земли в эвакуации станции. Самолеты на расколотую и хрупкую льдину уже сесть не могли, и на помощь папанинцам были высланы ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман». Экипажи судов с честью справились с возложенной на них задачей, и 14-го марта 1938 года участники первой арктической дрейфующей экспедиции прибыли в город Ленинград.
Звание Герой Советского Союза за подвиг во имя Родины было присвоено «папанинцам». Их научный труд высоко оценен всем мировым научным сообществом.
В настоящее время изучение Арктики продолжается и современные полярники преодолевают различные трудности, день за днем проявляя свой сильный характер. В 2013 году льдину, на которой находилась станция «СП-40», изрезали шесть трещин. Находиться на ней стало опасно для жизни. Первый разлом появился ночью. А уже утром полярникам пришлось срочно переставлять дом в более безопасное место, переносить линии электропередач. Экспедиция с испытанием справилась.
"Люди знают, куда едут, они заранее подготовлены и морально, и, может быть, даже желают этого, чтобы встретиться с этим", — говорит начальник станции ''СП-40'' Николай Фомичев.
8 месяцев в замкнутом пространстве с одними и теми же коллегами. За маленькими окнами бытовок – затяжная полярная ночь. Сильные морозы, пронизывающий ветер, нет телевизоров, Интернет только для писем. Почти все взятые с собой книги перечитаны, фильмы пересмотрены. Испытание для людей с сильным характером. Настоящая проверка себя.
Исследование Арктики - это путь человеческого подвига. И сегодня вызывает уважение каждый шаг исследователей по бескрайним арктическим пустыням и коварным дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. Долг современников - сохранить в нашей памяти и памяти будущих поколений имена тех, кто своим самоотверженным трудом принес нашему Отечеству мировое признание в области исследования и освоения высоких широт.
Список литературы
Арктика онлайн-российский портал изучения Арктики. Исследователи Арктики. [Электронный ресурс] http://www.arctic-online.ru/issledovateli-arktiki
АветисовГ.П. Имена на карте Арктики.[Электронный ресурс] http://www.gpavet.narod.ru/arcticimena.htm
Герои страны.[Электронный ресурс] http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=897
Подвиг. [Электронный ресурс] http://ruspodvig.ru/papanintsy-pervy-j-v-mire-polyarny-j-drejf/
Сочные помидорки
Лавовая лампа
Два Мороза
Проказы старухи-зимы
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью