Ни один детский праздник не проходит без сладкого торта, без чаепития с конфетами и лакомствами, ни один детский коллектив не остаётся без «сладкого подарка» на Новый год. В работе подробно анализируются знания детей и их родителей о сладостях, их мнения о влиянии сладкого на организм человека. При помощи анкетирования выделяются «взрослые» стратегии использования сладких продуктов в определённых ситуациях.
Вложение | Размер |
---|---|
kozlova_arina_sladkaya_zhizn_-_kopiya.doc | 521 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 59»
Сладкая жизнь
или
Ни дня без конфеты
Исследовательская работа
Выполнила: Козлова Арина,
ученица 1 «Б» класса
МБОУ «СОШ № 59»
Руководитель: Бабарыка Г.В.
Барнаул 2014
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Правила «сладкой жизни» 5
1.1. Как сладкая пища влияет на наш аппетит и не только 5
1.2. Не все сладости одинаковы 6
1.3. Сказочные сладкоежки 6
Глава 2. Взрослые, детки и их конфетки 7
Как вредны конфетки? 6
В запретах тверды и упрямы? 8
2.3. Кнут отставить,
Пряник оставить! ............................................................................................ 10
Заключение 13
Список литературы .. 14
Приложение 15
Введение
Питанию посвящено много книг и статей. Они подробно рассказывают о том, что нужно употреблять в пищу, как выбирать продукты питания, как их готовить. И каждый раз авторы пишут, что сладости скорее вредны для организма, чем полезны. Конфеты, варенье, пирожные, мороженое и другие лакомства состоят из углеводов, большое количество которых не приносит человеку пользы. Тогда почему же мы так любим сладкое? Почему конфеты и другие лакомства нравятся и взрослым, и нам, детям? Почему мы любим получать конфеты в подарок? Почему плохое настроение проходит без следа, если съесть что-нибудь сладенькое? Возможно, дети не знают о вреде сладкого или не верят в то, что конфеты могут плохо повлиять на здоровье. Но взрослые не могут не знать, что употреблять сладкие продукты в пищу каждый день опасно для здоровья, тогда почему они дарят детям «сладкие» новогодние подарки, почему предлагают конфету, стоит нам заплакать или расстроиться, почему обещают сладкий десерт, если мы съедаем первое и второе?
Я думаю, что поведение взрослых должно иметь какое-то объяснение. Мне хочется понять, что дети знают о сладких продуктах. Понимают ли они, что сладости могут быть опасны для здоровья. И отказываются ли дети от конфет, чтобы есть более полезные продукты.
Цель исследования: проверить знания детей и взрослых о сладких продуктах и посмотреть, как используются эти знания.
Объект исследования: конфеты, шоколад, пирожные, мороженое и другие сладкие продукты.
Предмет исследования: место сладостей в отношениях детей и взрослых.
Гипотеза исследования: и взрослые, и дети знают о влиянии сладостей на организм человека, но используют их в некоторых случаях для удовольствия и удобства.
Задачи:
1. Подробнее узнать о влиянии сладких продуктов на организм человека.
2. Посмотреть, какие знания о свойствах сладостей есть у первоклассников.
3. Назвать ситуации, в которых взрослые используют сладости в разных целях.
4. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, эксперимент, наблюдение, анализ полученных результатов.
Глава 1. Правила «сладкой жизни»
1.1. Как сладкая пища влияет на наш аппетит и не только
Все дети и многие взрослые очень любят сладкое. Любят его больше, чем любую другую даже очень вкусную пищу. Если у ребёнка есть выбор между конфетой и фруктами, овощами, ягодами, супом или мясом, он всегда выберет конфету. Всегда. Я пробовала предлагать моей младшей сестре одновременно мандарин и конфету, яблоко и конфету, огурец и конфету, сок и конфету. Она каждый раз выбирала конфету.
Причина в том, что сладкий вкус мы пробуем самым первым. Мамино молоко и молочная смесь сладкие. И этот вкус доставляет детям удовольствие с самого рождения. Углеводы, которые есть в продуктах со сладковатым и сладким вкусом, помогают нам быстро расти и развиваться, дают много сил, помогают думать быстрее. А ещё сладкие продукты помогают организму вырабатывать «гормон счастья». От этого поднимается настроение и появляется чувство радости.
Если детский организм сам делает такой выбор, и сладкое приносит нам столько пользы, то почему нельзя есть его столько, сколько хочется. Ведь говорят, что «устами младенца глаголет истина».
Во всех книгах, энциклопедиях и материалах сети Интернет я прочитала одно и то же: сладкое есть перед основной пищей не следует, так как это снижает аппетит. Моя мама говорит мне то же самое и просит отложить печенье и конфеты в сторону, пока я не съем суп или кашу. Оказывается, если есть сладкую пищу после основной, она меньше вредит нашему организму.
Я узнала, что в конфетах очень мало полезных веществ, что их нельзя есть каждый день. Если мы едим сладкое слишком часто или в больших количествах, то ухудшается не только наша фигура, зубы и аппетит, но и память. Учёные доказали, что большое количество сладостей делает человека зависимым, похожим на пьяного, безответственным и слабым.
Получается, что сладкое не только полезно, но и вредно. Полезно, если нужно быстро восстановить силы для новых нагрузок, если употреблять его в пищу разумно и в меру. И вредно, если есть только его постоянно, если заменять им основную пищу.
1.2. Не все сладости одинаковы
Важно не только как мы едим сладости, но и какую сладкую пищу мы выбираем. Фрукты и сухофрукты, домашние молочные коктейли, шоколад, мёд полезнее конфет, от которых портятся зубы. Но мёд и шоколад, и некоторые фрукты могут вызывать аллергию. Детские творожки и соки, молочные десерты и напитки часто совсем не так полезны, как рассказывает об этом реклама. Взрослые могут помочь нам выбрать лакомство, которое не навредит здоровью.
1.3. Сказочные сладкоежки
В сказках часто встречаются персонажи, которые жить не могут без сладкого или совершают ради сладостей опасные поступки. Обо всех сказочных сладкоежках авторы пишут плохое, и мы, читатели, их осуждаем (Карлсон, Славик из рассказа Евгения Пермяка «Сластёна – Своевольник»), или они получают наказание за свои поступки (Винни Пух, Вовка из тридевятого царства, Гензель и Гретель из сказки братьев Гримм). Нам с детства дают понять, что не стоит терять голову от сладкого. Не даром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Глава 2. Взрослые, детки и их конфетки
2.1. Знают ли детки,
Как вредны конфетки?
Для того чтобы понять как много мои ровесники знают о сладких продуктах и их влиянии на организм, я провела несколько опросов.
Оказалось, что и мальчики, и девочки твердо знают, что сладости не приносят пользы (91% – 21 человек из 23), что конфеты нельзя считать такой же едой, как суп, кашу, компот, овощи и фрукты (96% – 22 человека). Большинство моих одноклассников понимают, почему взрослые запрещают им есть сладкое без остановки (91%), и сами не планируют в будущем разрешать своим детям есть столько сладкого, сколько они захотят (96%). В своих ответах первоклассники указывали, что сладкое перед едой есть запрещено, потому что оно:
- перебьёт аппетит (73%);
- вредное (14%);
- вредно для желудка(13%).
А перед сном нельзя есть конфеты, по их мнению, потому что:
- это вредно для зубов (55%);
- придётся чистить зубы (16%);
- это вредно (15%);
- будут сниться плохие сны (7%);
- потом не уснёшь (7%).
Мои одноклассники считают, что если кушать только конфеты и сладости вместо полезной еды, то:
- не вырастешь (20%);
- в больницу попадёшь (20%);
- заболит живот (20%);
- заболят зубы (14%);
- выпадут зубы (7%);
- можно умереть (7%);
- будет плохо (7%);
- будет аллергия (5%).
Но даже знания о возможном вреде сладкого не помешали некоторым ответить, что они бы с удовольствием ели конфеты и сладости вместо завтрака, обеда и ужина (22%). Признались в том, что они едят сладкое один раз в день 52%, три раза в день – 35%. Чаще своих родителей едят конфеты 57% учеников. 61% моих одноклассников любит лакомиться фруктами, в то же время сладкие лакомства выбрали 65%. Значит мои ровесники, как и моя младшая сестра, выберут сладкое из двух предложенных вариантов (фрукт / сладость).
У каждого из моих одноклассников есть любимое лакомство: конфеты, шоколад, мороженое, торты и другие. Все они согласны, что без сладкого торта не может быть праздника, потому что он украшает стол, является главным, вкусным, поднимает настроение.
Я снова вижу, что знание о вреде сладкого не применяется. Почти все дети говорят о том, что сладкое вредит здоровью, но продолжают есть его каждый день. Почему так происходит? Получается, что дети знают о вреде сладкого, но сами в это не верят.
2.2. Так ли папы и мамы
В запретах тверды и упрямы?
Все свои знания дети получают из окружающего мира: книги, мультфильмы, сказки, Интернет, воспитатели, учителя и, конечно, родители. Наши мамы и папы заботятся о нас и о нашем здоровье. Они говорят нам о том, как правильно есть, что нужно есть и когда. Но всегда ли они поступают так, как говорят? Мои опросы помогли мне лучше понять поведение родителей.
Мне удалось получить мнение лишь 7% пап, мамы чаще заполняют анкеты.
Большинство родителей согласны, что современные дети едят слишком много сладкого (94%), что если бы не их ограничения, то дети целыми днями поглощали бы сладости (87%). Родители пишут, что для детей сегодня конфеты и сладости – это:
- лакомство и удовольствие (34%);
- вред, беда (20%);
- успокоительное (7%);
- просто еда, т.к. они доступны (7%);
- средство уговорить детей что-то сделать (7%).
По словам родителей их первоклашки больше всего любят:
- мороженое (40%);
- шоколад (27%);
- конфеты (20%);
- торты (13%);
- мёд, взбитые сливки, молочные коктейли, лимонад (по 7%), хотя по мнению мам и пап самое лучшее лакомство для ребёнка фрукты (68%) и мёд (25%). Но больше половины (60%) покупают конфеты раз в неделю и чаще, пятая часть родителей покупает конфеты и сладости к празднику, 13% – раз в месяц.
Больше половины моих одноклассников написали, что едят сладкое один раз в день (52%), а остальные и того чаще (три раза в день – 35%) или просто, когда захочется. А многие родители ответили, что всегда ограничивают количество сладкого в рационе своего ребенка (54%), считая что сладкие продукты:
- вредны (39%);
- вызывают кариес (27%);
- снижают аппетит (20%);
- вызывают аллергию (7%);
- портят фигуру (7%).
Все они уверены, что так поступать правильно. Родители не дают детям сладкого с собой в школу (100%), стараются предлагать фрукты вместо конфет (60%). Но некоторые (33%) признают, что их ребёнок не согласится съесть яблоко или мандарин вместо конфеты или сделает это неохотно.
Итак, анализ анкет родителей показывает, то же противоречие между знанием о вреде сладкого и того, что родители делают на самом деле. Взрослые не могут знать, но не верить. Они верят тому, что написано в книгах о здоровье, и стараются соблюдать рекомендации врачей и других специалистов. Тогда, что же является причиной их парадоксального поведения?
2.3. Кнут отставить,
Пряник оставить!
Чтобы разобраться, я решила проанализировать ситуации, в которых дети могут получить от взрослых конфеты и сладости по тем или иным причинам. Интересно, что большинство родителей (67%) согласны с тем, что конфеты – самый простой и быстрый способ поднять ребёнку настроение, а почти половина детей (40%) сказали, что, когда они плакали в детском саду, воспитательница давала им конфету или леденец.
Мои одноклассники считают, что конфеты и сладости были изобретены для того, чтобы пить с ними чай, лакомиться и есть на праздниках, дарить их по праздникам, чтобы праздники были лучше, веселее, чтобы «жизнь не была скучной». И только один написал, что их изобрели для того, чтобы у детей болели зубы и живот. Дети думают, что Дед Мороз дарит им сладости для того, чтобы их порадовать, повеселить, сделать праздник интереснее, а детей счастливее. Почему же конфеты и сладости так тесно связаны с праздниками в понимании детей? В анкетах родителей можно найти ответ и на этот вопрос. Многие родители думают, что «сладкие подарки» лучше всего подходят для детских праздников, потому что:
- все дети их любят и ждут (40%);
- так принято (30%) .
Не согласны с этим утверждением около трети мам и пап (30%). Значит взрослые сами сделали так, что у детей праздники и конфеты неразлучны, ведь именно взрослые принимают решения и создают традиции или продолжают их поддерживать.
Больше половины мам и пап (60%) согласны, что пообещав ребёнку конфету или сладкое, можно быстрее договориться, уговорить ребёнка сделать что-либо. Многие (40%) награждают своих детей конфетами и сладостями за помощь по дому, примерное поведение, хорошую успеваемость. Это подтверждается и детскими анкетами (35%). Но если поведение ребёнка или его успеваемость оставляют желать лучшего, родители, по их словам, запрещают только просмотр мультфильмов (80%) и компьютерные игры (90%). А дети (27%) в своих анкетах пишут ещё и о запрете есть сладкое как наказании за плохое поведение.
Дедушки и бабушки обычно угощают своих внуков сладостями чаще родителей и покупают им конфеты и подарки, когда внуки приезжают в гости. Поэтому мы так любим их навещать. Мама и папа гораздо чаще, чем бабушка с дедушкой, запрещают мне выбирать в магазине столько сладкого, сколько мне хочется. Если я хожу за покупками с мамой или папой, то могу выбрать только что-то одно, а бабушка и дедушка позволяют купить и шоколадное яйцо, и ещё что-нибудь. Мои одноклассники со мной согласны.
Яркая и весёлая реклама, которую придумывают взрослые, обращает внимание детей на сладости. В магазине конфеты, печенье, творожки, сырки кладут на нижние полки. Моей маме приходится за ними приседать или наклоняться, чтобы увидеть цену и срок годности, а мне они сразу бросаются в глаза. Когда мы стоим около кассы, чтобы расплатиться за покупку, я просто не знаю, куда смотреть, так мне всего хочется: жвачки, леденцов и других сладостей. Их кладут на маленькие полочки со всех сторон от кассы. Часто в рекламе говорится о том, что сырки, «киндеры», сладкие творожки, медовые хлопья, молочные коктейли полезны для нашего здоровья, потому что в них есть витамины и кальций для роста ребёнка. Мы запоминаем и просим маму в магазине купить эти продукты. А моя мама, например, объясняет мне, что в них также очень-очень много сахара. Она говорит, что полезнее есть «взрослый» сыр, творог и молоко, чем эти «детские сладости». Но всё равно позволяет мне выбрать себе что-то одно сладкое, когда я иду с ней за покупками. Так поступает почти половина родителей нашего класса (47%), они покупают своим детям сладкие продукты каждый раз, когда берут их с собой в магазин.
Заключение
При проведении этой исследовательской работы я изучила детские сказки, в которых говорится о сладкоежках, прочитала энциклопедии о питании, ознакомилась с материалами сети Интернет по вопросам питания младших школьников и рекламы детских продуктов. С помощью родителей и моего учителя провела анкетирование детей 1 «Б» класса МБОУ «СОШ № 59» и их мам и пап.
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что знание взрослых и детей о вреде сладкой пищи на организм человека не мешает им иногда использовать сладости для достижения цели и для получения удовольствия. Я поняла, что сладости приносят нам радость, потому что наш организм так устроен и потому, что они связаны у детей с праздниками. А ещё они помогают взрослым быстрее договариваться с детьми и управлять их поведением.
Исследование показало, что конфеты – это сладкий продукт, который стал частью многих праздников и прочно вошёл в семейные отношения.
Проведённая работа оказалась для меня интересной, помогла мне понять, почему я так люблю сладкое, что ни один день без него не проходит.
Список литературы
Интернет – ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/
http://svit24.net/zdorovie/83385-chem-nuzhno-kormyt-shkolnyka--glavnj-top
Приложение 1
АНКЕТА № 1.
Я ПЕРВОКЛАССНИК /// Я ПЕРВОКЛАССНИЦА
(подчеркни)
1. Сладости полезны для детского организма:
☺ да
☺ нет
2. Конфеты и сладости – это такая же еда, как суп, каша, компот, овощи и фрукты:
☺ да
☺ нет
3. Если бы мне разрешили, я бы ел / ела конфеты и сладкое вместо завтрака, обеда и ужина:
☺ да
☺ нет
4. Я понимаю, почему взрослые запрещают мне есть сладкое без остановки:
☺ да, понимаю
☺ нет, не понимаю
5. Когда я вырасту, я буду разрешать своим детям есть столько сладкого, сколько они захотят:
☺ да
☺ нет
Приложение 2
АНКЕТА № 2.
Я ПЕРВОКЛАССНИК /// Я ПЕРВОКЛАССНИЦА
(подчеркни)
Выбирай не более двух ответов в каждом вопросе!!!
1. Чаще всего конфетами меня угощает:
► бабушка или дедушка
► мама или папа
► учитель
► одноклассники
2. Если я плохо себя веду, мне запрещают:
► смотреть мультфильмы
► гулять с друзьями
► есть сладкое
► играть в компьютерные игры
3. Если я съедаю всё за обедом, меня награждают:
► улыбкой
► конфетой
► похвалой
► ___________________________________________ (другим? чем?)
4. Я ем конфеты
► чаще
► реже
моих родителей.
5. Я ем сладкое:
► 1 раз в день
► 3 раза в день
► сколько хочу
► __________________________________ (по-другому? как?)
6. Больше всего мне нравится лакомиться:
► фруктами
► вареньем
► мёдом
► шоколадом
► пирожными
► печеньем
► ___________________________________________ (другим? чем?)
7. Самый большой сладкоежка в сказках – это:
► Карлсон
► Вовка в тридевятом царстве
► Славик из рассказа "Сластёна - Своевольник"
► Гензель и Гретель
Приложение 3
АНКЕТА № 3.
Я ПЕРВОКЛАССНИК /// Я ПЕРВОКЛАССНИЦА
(подчеркни)
Закончи предложения.
1. Я думаю, что конфеты – это ________________________________________________ __________________________________________________________________________.
2. Моя любимая сладость – это ________________________________________________
___________________________________________________________________________.
3. Без сладкого торта не может быть праздника, ведь он ___________________________
___________________________________________________________________________.
4. Когда я гощу у бабушки с дедушкой, они всегда покупают мне ___________________
___________________________________________________________________________.
5. Дед Мороз дарит детям сладости для того, чтобы _______________________________
___________________________________________________________________________.
6. Когда я плакал/плакала в детском саду, воспитательница давала мне ______________
___________________________________________________________________________.
7. Взрослые запрещают детям есть сладкое перед едой, потому что _________________
___________________________________________________________________________.
8. Нельзя есть конфеты перед сном, потому что __________________________________
___________________________________________________________________________.
9. Если кушать только конфеты и сладости вместо полезной еды, то ________________
___________________________________________________________________________.
10. Я думаю, что конфеты и сладости изобрели для того, чтобы ____________________
____________________________________________________________________.
Приложение 4
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Я МАМА (БАБУШКА) /// ПАПА (ДЕДУШКА)
(подчеркните)
ПЕВОКЛАССНИКА /// ПЕРВОКЛАССНИЦЫ
(подчеркните)
1. Мой ребёнок с готовностью согласится съесть яблоко или мандарин вместо конфеты:
► да
► нет
2. Современные дети едят слишком много сладкого:
► да
► нет
3. Если бы не родители, то дети целыми днями поглощали бы сладости:
► да
► нет
4. Я всегда предлагаю ребёнку съесть фрукт вместо конфеты:
► да
► нет
5. Конфеты – самый простой и эффективный способ поднять ребёнку настроение:
► да
► нет
6. Я даю ребёнку конфеты с собой в школу, чтобы можно было угостить одноклассников:
► да
► нет
7. Пообещав ребёнку конфету или сладкое, можно быстрее договориться, уговорить ребёнка сделать что-либо:
► да
► нет
8. Самый большой "сказочный" сладкоежка – это:
► Карлсон
► Вовка в тридевятом царстве
► Славик из рассказа "Сластёна - Своевольник"
► Гензель и Гретель
9. Я считаю, что для современного ребёнка конфеты и сладости – это _________________
____________________________________________________________________________.
11. Любимое лакомство моего ребёнка – это ______________________________________.
10. Я ограничиваю количество сладкого, съедаемого моим ребёнком, потому что _______
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
12. За помощь по дому, примерное поведение, хорошую успеваемость я награждаю ребёнка _____________________________________________________________________.
13. Лучший новогодний подарок для детского коллектива – это "сладкий" подарок, потому что __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
14. Я покупаю конфеты и сладости:
► каждый день
► раз в неделю
► раз в месяц
► только к празднику
15. Если ребёнок идёт со мной за покупками, я покупаю ему что-нибудь сладкое:
► каждый раз
► редко
► раз в неделю
► никогда
16. Если поведение ребёнка или его успеваемость оставляют желать лучшего, я запрещаю:
► мультфильмы
► сладкое
► прогулки с друзьями
► компьютерные игры
17. Я ограничиваю количество сладкого в рационе своего ребёнка:
► всегда
► иногда
► никогда
18. Лучшее лакомство для ребёнка – это:
► фрукты
► мёд
► шоколад
► _____________________________ (другое? что?)
БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО
ЗА ПОМОЩЬ В РАБОТЕ НАД НАШИМ ИССЛЕДОВАНИЕМ!!!
Приложение 5
Сказочные сладкоежки
Сказка на ночь про Снеговика
Зимний дуб
Рисуем лошадь акварелью
Колумбово яйцо
Вода может клеить?