Аннотация
Тема исследовательской работы «Влияние типов темперамента на сплочённость коллектива»
Актуальность темы: на наш взгляд, тема очень актуальна, ведь человек – существо общественное и не может развиваться вне коллектива! На протяжении всей жизни каждому человеку предстоит учиться или работать в разных коллективах. И от того, насколько хорошо мы научимся сосуществовать с другими людьми, зависит наша дальнейшая жизнь.
Целью является: изучить влияние типов темперамента на сплочённость коллектива.
Задачи :
Рассмотреть особенности темперамента.
Охарактеризовать факторы сплочённости.
Организовать и провести практическое исследование по проблеме влияния типов темперамента на сплочённость коллектива.
Объект нашего исследования: учащиеся 5-х классов, педагоги МКОУ «Яновская основная общеобразовательная школа»
Предмет исследования: типы темперамента и сплочённость.
Гипотеза: мы предполагаем, что типы темперамента влияют на сплочённость коллектива.
Методы исследования:
· анализ литературы;
· тестирование;
· наблюдение.
Работа состоит из трёх глав и приложений:
1 глава. Темперамент
2 глава. Сплоченность
3 глава. Практическая работа
В заключение, проанализировав психологическую литературу, мы предположили, что типы темпераментов влияют на сплочённость коллектива: если в коллективе преобладают сангвиники и флегматики, то сплочённость коллектива должна быть высокой; если в коллективе преобладают холерики и меланхолики, то сплочённость коллектива должна быть низкой.
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что типы темперамента влияют на сплочённость коллектива, причём независимо от возраста респондентов.
Рекомендации к внедрению :
· Учитывая результаты нашего исследования, мы разработали рекомендации для учащихся и педагогов. Мы планируем ознакомить учащихся (на классных часах) и педагогов с результатами данного исследования и рекомендациями.
Также создано электронное приложение о типах темперамента
Вложение | Размер |
---|---|
temperament_i_splochyonnost_izmenennyy.doc | 310 КБ |
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЗАРИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
районная ученическая научно – практическая конференция
«Интеллект – 2014»
направление обществоведческие науки
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА НА СПЛОЧЁННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА»
Выполнила Решетникова Александра,
ученица 9 класса
Руководитель Лосева Ольга Сергеевна,
учитель немецкого языка и обществознания
с.Яново
2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. …3
Глава I Темперамент
1.1История возникновения термина «темперамент»…………………………..4
1.2Физиологическая основа темперамента…………………………...................4
1.3Психологическая характеристика темперамента……………………………5
1.4Темперамент и личность………………………………………………………6
Глава IIСплочённость
1.1Понятие о сплочённости……………………………………………………....8
1.2Факторы сплочённости……………………………………………..................8
Глава III Практическая работа. Результаты исследования……………………..9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12 Приложение ………………………………………………………………...........13
Введение
Ни для кого не секрет, что трудиться в сплочённом коллективе гораздо легче, спокойнее и эффективнее. Если в коллективе часто происходят конфликты, то их последствия отрицательно сказываются не только на совместной деятельности, но и на самочувствии каждого члена коллектива. Все люди очень разные: со своими привычками, характерами и темпераментами. Но что же такое «темперамент», «типы темперамента», какое влияние они оказывают на сплочённость коллектива, нам предстоит разобраться!
Актуальность темы: на наш взгляд, тема очень актуальна, ведь человек – существо общественное и не может развиваться вне коллектива! На протяжении всей жизни каждому человеку предстоит учиться или работать в разных коллективах. И от того, насколько хорошо мы научимся сосуществовать с другими людьми, зависит наша дальнейшая жизнь.
Цель нашей работы: изучить влияние типов темперамента на сплочённость коллектива.
Чтобы добиться этой цели мы поставили себе следующие задачи:
Объектом нашего исследования стали учащиеся 5-х классов, коллектив учителей
Предметом исследования – типы темперамента и сплочённость.
Гипотеза: мы предполагаем, что типы темперамента влияют на сплочённость коллектива.
Методы исследования:
Глава I
Темперамент
Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н. э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся в организме: крови, лимфы и желчи. Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, обозначили пропорцию в смешении этих соков латинским словом temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила распространение мысль о том, что психические особенности людей зависят от темперамента, т. е. от пропорции, в которой смешаны в организме человека основные «соки». Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости.
Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови было названо сангвиническим темпераментом (от лат. слова «сангвис» - кровь); смешение, при котором преобладает лимфа, - флегматическим темпераментом (от греч. слова «флегма» — слизь); смешение с преобладанием желтой желчи - холерическим темпераментом ( от греч. слова «холэ» — желчь) и, наконец, смешение с преобладанием чёрной желчи — меланхолическим темпераментом (от греч. слова «мелайна холэ» — черная желчь).
Учение об органической основе темперамента, созданное античной наукой, представляет сейчас лишь исторический интерес. Однако в науку прочно вошел термин «темперамент», и до наших дней сохранило значение деление людей, в зависимости от их темперамента, на четыре типа.
1.2. Физиологическая основа темперамента
Уже в наше время ряд отечественных ученых (И. П. Павлов, Д. М.Теплов, В. Д. Небылицын и др.) задались вопросом о том, в чем же состоит физиологическая основа темперамента. Ими было выдвинуто учение о типах нервной системы, или свойствах нервной системы. И. П. Павлов и его сотрудники на основе многочисленных экспериментов на собаках выявили несколько основных типов нервной системы.
Сильный тип нервной системы способен выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен; слабый тип — чувствительный, восприимчивый, но плохо переносит большие нагрузки и при сверхсильных раздражителях (для человека это могут быть стрессы) склонен впадать в «запредельное торможение» (нервная система не выдерживает нагрузки и предохраняет сама себя — как бы временно отключается, перестает реагировать).
Кроме того, тип нервной системы может быть уравновешенный или неуравновешенный (например, когда человека трудно «вывести из себя» — это уравновешенный тип), а также подвижный или инертный (быстро или тяжело переключается с одного вида деятельности на другой). Инертность, трудность переключения еще называют ригидностью, в поведении это может сказаться как консерватизм, приверженность к одному и тому же порядку, педантизм.
Тип нервной системы – врождённое её свойство, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни. В школе И. П. Павлова сформировалась идея о том, что тип нервной системы тесно связан с особенностями поведения, составляя основу темперамента человека.
Итак, темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.
И. П. Павлов установил зависимость между типом нервной системы и темпераментом:
1.3. Психологическая характеристика темперамента
Существует психологическая трактовка темперамента: каждый из четырех типов темперамента определяется на основании некоторых характерных психологических особенностей.
Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движениями называют сангвиником. Сангвиник быстро сходится с людьми, общителен, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми.
Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Человек этого темперамента: медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет: основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое, флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.
Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстностью, быстрого, напористого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют холериком. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Человека впечатлительного, склонного к глубоким переживаниям, легко ранимого, но внешне слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушённой речью называют меланхоликом. Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента: возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние.
Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.
1.4. Темперамент и личность
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер - Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы он у меня резкий, я вспыльчив. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает." Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.
Глава II
Сплочённость
2.1. Понятие о сплочённости
Сплочённость (группы, коллектива) – характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и пр., наиболее значимым для группы в целом.
Сплочённость групповая – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе её членов.
Как её конкретные показатели обычно рассматривают:
Согласно представлениям родоначальников концепции групповой сплочённости (американских психологов К.Левина, Л.Фестингера, Д.Картрайта, А.Зандера и их последователей), групповая сплочённость есть своего рода результирующая тех сил, которые удерживают людей в группе.
2.2. Факторы групповой сплочённости
К числу основных факторов групповой сплочённости чаще всего относятся:
1) сходство базовых ориентаций ценностных членов группы;
2) ясность и определённость групповой цели;
3) демократический стиль лидерства (руководства);
4) кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
5) оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности;
6) чувство защищённости;
7) наличие общественного мнения;
8) наличие положительного психологического климата;
9) относительно небольшой объём группы;
10) престиж группы.
Для высокоразвитого сплочённого коллектива характерно наличие доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг другу.
Глава III
Практическая работа. Результаты исследования
Исходя из теоретических знаний и практических наблюдений за поведением учащихся нашей школы, мы предположили, что типы темпераментов влияют на сплочённость коллектива: если в коллективе преобладают сангвиники и флегматики, то сплочённость коллектива должна быть высокой; если в коллективе преобладают холерики и меланхолики, то сплочённость коллектива должна быть низкой.
Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, мы провели с респондентами тест «Формула темперамента» (см. Приложение 1), с помощью которого определили типы темпераментов, и «Опросник групповой сплочённости» (см. Приложение 2), для выявления уровней сплочённости коллективов. Респондентами стали учащиеся 5х классов и учителя. Всего в опросе приняло участие 25 человек.
Результаты диагностики учащихся 5 класса МКОУ «Яновская о.о.ш» - всего 9 человек (см. Приложение 3).
Сравнительный анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
Результаты диагностики учащихся 5 класса МКОУ «Хмелёвская с.о.ш» – всего7 человек (см. Приложение 4).
Сравнительный анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
Общие результаты диагностики по всем классам:
Сравнительный анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
Общие выводы: таким образом, результаты данного исследования позволяют подтвердить нашу гипотезу о влиянии типов темперамента на сплочённость коллектива.
Заключение
Работа посвящена проблеме влияния типов темперамента на сплочённость коллектива.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам сделать следующие выводы:
1. 2. Между типом нервной системы и темпераментом существует зависимость:
1.3. Каждый из четырех типов темперамента определяется на основании некоторых характерных психологических особенностей.
1.4. Тип темперамента можно определять в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия — экстраверсия и эмоциональная стабильность — нейротизм.
1.5. Деление на типы темпераментов очень условно, существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.
1.6. При любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту.
2. Сплочённость (группы, коллектива) – характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и пр., наиболее значимым для группы в целом.
3. Проанализировав психологическую литературу, мы предположили, что типы темпераментов влияют на сплочённость коллектива: если в коллективе преобладают сангвиники и флегматики, то сплочённость коллектива должна быть высокой; если в коллективе преобладают холерики и меланхолики, то сплочённость коллектива должна быть низкой.
Мы проверили наше предположение практическим исследованием с помощью методик «Формулы темперамента» и «Опросника групповой сплочённости».
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что типы темперамента влияют на сплочённость коллектива.
Учитывая результаты нашего исследования, мы разработали рекомендации для учащихся и педагогов (см. Приложение 6). Мы планируем ознакомить учащихся (на классных часах) и педагогов с результатами данного исследования и рекомендациями.
Список литературы
1. Белоус В.В. Темпераменты и деятельность. - Пятигорск, 2009.
2. Гамезо М.В. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
3. Пономаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2010.
4. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.: ООО «АСТ», 2011.
5. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Приложение 1
Формула темперамента (авторы - составители А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь)
Инструкция. Отметьте, пожалуйста, в каждом из четырех блоков знаком «+» только те качества в паспорте темперамента, которые характерны для вас. Затем по каждому из блоков подсчитайте сумму плюсов и выведите формулу вашего темперамента.
Итак, если вы:
I
1) неусидчивы; суетливы;
2) невыдержанны и вспыльчивы;
3) нетерпеливы;
4) резки и прямолинейны в
отношениях с людьми;
5) решительны и инициативны;
6) упрямы;
7) находчивы в споре;
8) работаете рывками;
9) склонны к риску;
10) незлопамятны и необидчивы;
11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью;
12) неуравновешенны и склонны к горячности;
13) агрессивны, «забияка»
14) нетерпимы к недостаткам
других;
15) обладаете выразительной
мимикой;
16) способны быстро действовать и решать;
17) неустанно стремитесь к новому;
18) обладаете резкими,
порывистыми движениями;
19) настойчивы в достижении
поставленной цели;
20) склонны к резким сменам
настроения.
II
1) веселы и жизнерадостны;
2) энергичны и деловиты;
3) часто не доводите начатое
дело до конца;
4) склонны переоценивать себя;
5) способны быстро схватывать
новое;
б) неустойчивы в интересах и
склонностях;
7) легко переживаете неудачи и
неприятности;
8) легко приспосабливаетесь к
новым обстоятельствам;
9) с увлечением беретесь за
любое новое дело;
10) быстро остываете, если
дело перестает вас интересовать;
11.) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной деятельности на
другую;
12) тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;
13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;
14) выносливы и работоспособны;
15) обладаете громкой, быстрой речью, сопровождаемой живыми жестами;
16) сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;
17) обладаете всегда бодрым настроением;
18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;
19) часто несобранны, проявляете поспешность в решениях;
20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.
Если вы:
III
1) спокойны и хладнокровны;
2) последовательны и
обстоятельны в делах;
3) осторожны и рассудительны;
4) умеете ждать;
5) молчаливы и не любите
попусту болтать;
6) обладаете спокойной,
равномерной речью, с остановками, без резко выраженных
эмоций и мимики;
7) сдержанны и терпеливы;
8) доводите начатое дело
до конца;
9) не растрачиваете попусту
сил;
10) строго придерживаетесь
четкого распорядка в жизни,
системы в работе;
11) легко сдерживаете порывы;
12) мало восприимчивы к
одобрению и порицанию;
13) незлобивы, снисходительны
к колкостям в свой адрес;
14) постоянны в своих отношениях и интересах;
15) медленно включаетесь
в работу и переключаетесь
с одного дела на другое;
16) ровны в отношениях со всеми;
17) любите аккуратность
и порядок во всем;
18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
19) инертны, вялы;
20) обладаете выдержкой.
IV
1) стеснительны и застенчивы;
2) теряетесь в новой обстановке;
3) затрудняетесь установить
контакт с новыми людьми;
4) не верите в свои силы;
5) легко переносите одиночество;
6) чувствуете подавленность и
растерянность при неудаче;
7) склонны уходить в себя;
8) быстро утомляетесь;
9) обладаете спокойной, тихой
речью, иногда нисходящей до
шепота;
10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
11) впечатлительны;
12) чрезвычайно чувствительны
к одобрению и порицанию;
13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;
14) склонны к подозрительности, мнительности;
15) болезненно чувствительны и
легко ранимы;
16) чрезмерно обидчивы;
17) скрытны и необщительны, не
делитесь ни с кем своими мыслями;
18) малоактивны и робки;
19) безропотно покорны;
20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих.
Обработка результатов:
Положительные ответы на вопросы первой группы соответствуют 1-му типу — холерик (Х), второй— сангвиник (С), третьей — флегматик (Ф), четвертой — меланхолик (М). Тип темперамента можно считать выраженным, если количество по какой - либо из четырех групп превышает 11—15 баллов.
Однако часто у человека может быть выражен не один тип темперамента, а несколько. Для того чтобы определить формулу темперамента, подсчитанное отдельно по каждому разделу количество пересчитывается в проценты:
Фт = Х (Ах * 100) + С (Ас * 100) + Ф (Аф * 100) + М (Ам * 100) %
А А А А
где А – общее число «+» по всем типам темперамента;
А х, с, ф, м – количество «+» соответственно в каждой из 4-х групп вопросов.
Если относительный результат положительных ответов по какому-то типу темперамента составляет 40% (т.е. 8 положительных ответов) и, выше, то данный вид темперамента у вас доминирует.
От 30 до 39 % (т.е. 6-7 положительных ответов) — черты данного темперамента выражены ярко; от 20 до 29 % (4-5 ответов положительных ответов) — средне;
от 10 до 19 % — черты данного типа темперамента выражены слабо;
от 0 до 9 % — черты не присущи.
Приложение 2
Опросник групповой сплочённости Сишора
Методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов. Ответы кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям (максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
1. Как бы ты оценил свою принадлежность к коллективу?
2. Перешли бы вы в другой коллектив, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
3. Каковы взаимоотношения между членами вашего коллектива?
4. Каковы у вас взаимоотношения с учителями?
5. Каково отношение к учебе в вашем коллективе?
Уровни групповой сплочённости:
15 баллов и выше – высокая;
11 – 15 баллов – выше средней;
7 – 11 баллов – средняя;
4 – 6 баллов – ниже средней; 4 балла и ниже – низкая.
Приложение 3
Сводная таблица результатов обследования 5 класса МКОУ «Яновская о.о.ш»
№ п/п | Ф.И. | Тип темперамента | Уровень сплочённости |
Вихарева София | Сангвиник | Высокий | |
Зеленина Мария | Сангвиник | Выше среднего | |
Кайтель Андрей | Флегматик | Выше среднего | |
Карачев Степан | Сангвиник | Высокий | |
МешковаТатьяна | Сангвиник | Высокий | |
Овчинникова Ольга | Сангвиник | Высокий | |
Согуренко Алексей | Холерик | Выше среднего | |
Толстокулаков Никита | Флегматик | Высокий | |
Усачев Олег | Сангвиник | Высокий |
Приложение 4
Сводная таблица результатов обследования 5 класс МКОУ « Хмелевская с.о.ш.»
№ п/п | Ф.И. | Тип темперамента | Уровень сплочённости |
1. | Вихарев Иван | Сангвиник | Высокий |
2. | Голованов Александр | Флегматик | Высокий |
3. | Долгова Евгения | Холерик | Высокий |
4. | Илларионов Сергей | Сангвиник | Высокий |
5. | Кузнецов Никита | Сангвиник | Высокий |
6. | Кутюшёва Дарья | Флегматик | Высокий |
7. | Макрушина Ирина | Флегматик | Выше среднего |
Приложение 5
Сводная таблица результатов обследования преподавателей МКОУ « Яновская о.о.ш.»
№ п/п | Ф.И. | Тип темперамента | Уровень сплочённости |
1. | Безверхова А.Г. | Холерик | Выше среднего |
2. | Волостных В.М. | Меланхолик | Выше среднего |
3. | Ворошилов И.И. | Сангвиник | Выше среднего |
4. | Ворошилова Т.Н. | Сангвиник | Высокий |
5. | Жданов А.В. | Сангвиник | Выше среднего |
6. | Жданова Е.Г. | Сангвиник | Высокий |
7. | Лосева О.С. | Меланхолик | Выше среднего |
8. | Масунова О.В. | Сангвиник | Выше среднего |
9. | Ушакова Т.В. | Сангвиник | Выше среднего |
Приложение 6
Рекомендации для учащихся:
Рекомендации для педагогов:
Выбери путь
Алые паруса
Сочные помидорки
Лист Мёбиуса
Как нарисовать черёмуху