Проектная работа по ОБЖ ученицы 11-го "а" класса Рощаниновой Елизаветы
Вложение | Размер |
---|---|
1_tekst_proektnoy_raboty.docx | 51.21 КБ |
МОБУ «Сясьстройская СОШ № 2»
Проектная работа по предмету ОБЖ
ученицы 11 класса
Рощаниновой Елизаветы
на тему:
«Система естественного оздоровления
Галины Сергеевны
ШАТАЛОВОЙ»
Руководитель: преподаватель-организатор ОБЖ
МОБУ «Сясьстройская СОШ № 2» Смоленков Д. Ю.
2014 г.
Оглавление
2.
Введение
Предмет ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) направлен на сохранение жизни и здоровья учащихся – будущих полноправных граждан нашей страны.
Каким же образом можно сохранить жизнь и здоровье человека? Ведь даже если речь идёт о собственных детях, то и в этом случае невозможно постоянно находиться с ними рядом, чтобы защищать их от опасностей. Что уж говорить об учениках, которых преподаватель и видит-то лишь раз в неделю?
Для того, чтобы обезопасить жизни учеников или собственных детей, нужно дать им навыки безопасного поведения.
Мы привыкли говорить об опасностях, которые приходят к человеку извне. И. действительно, таких опасностей много. И всё-таки гораздо больше угроз своему здоровью и даже своей жизни человек создаёт себе сам. Судьбе гораздо проще погубить человека, который безалаберно относится к своей жизни, чем того, кто размышляет о ней и контролирует своё поведение.
В нашем докладе речь пойдёт о враче-новаторе Галине Сергеевне Шаталовой и её Системе естественного оздоровления (СЕО). Мы поговорим о самой Галине Сергеевне, о том, что привело её к созданию своей Системы, и о самой Системе – о том, что она может дать как отдельному человеку, так и человечеству в целом.
Биография Галины Сергеевны Шаталовой
Галина Сергеевна Шаталова (1916 – 2011) – русский, советский врач, хирург, позже нейрохирург, создатель Системы естественного оздоровления родилась 13 октября 1916 года в Ашхабаде. Вскоре семья её переехала в Ростов.
О себе Галина Сергеевна пишет: «Как и у большинства россиян, в моих жилах течет смешанная кровь. На нашем генеалогическом древе польская ветвь соседствует с грузинской, а русская — с белорусской. Родители принадлежали к аристократическому роду и были высокообразованными людьми. Мать, Антония Антоньевна, свободно владела четырьмя европейскими языками. Вполне естественно, что после революции жизнь семьи складывалась крайне тяжело, более того, трагично. Однако потери и невзгоды лишь укрепили мой характер и веру в людей».[1]
«В детстве я весьма успешно занималась музыкой, и родители полагали, что
3.
моё будущее окажется связанным с изящными искусствами. Однако волею обстоятельств в подростковом возрасте мне довелось побывать в «анатомичке». Совершенно неожиданно для близких я пришла домой не в ужасе, а в неизъяснимом восторге. Выслушав рассказ о том, насколько гармонично устроено человеческое тело, отец символическим жестом опустил крышку рояля. Он понял, что выбор сделан мною окончательно и бесповоротно...».[2]
В 1932-38 гг. Шаталова получает образование в Ростовском медицинском институте. «По счастью высшее медицинское и полное клиническое образование я получила еще в 30-е годы - до разгрома школы русских физиологов, по сей день не оправившейся от сокрушительного удара неучей. < … > Окончила его с отличием. Тогда меня очень увлекали проблемы, связанные с высшей нервной деятельностью. Медицине я обучалась еще при жизни великого русского нейрохирурга И.П. Павлова, и мне посчастливилось знать самого Ивана Петровича, беседовать с ним и даже спорить. Это был истинный титан и великий труженик науки, однако многие его наиболее смелые идеи не получили полного развития».[3]
В 1939-45 гг. Галина Шаталова участвует в Финской и Великой Отечественной войнах, пройдя их от начала и до конца. Являясь военно-полевым хирургом, она получает в эти годы огромнейший опыт.
В 1951 году Галина Сергеевна защищает кандидатскую диссертацию и становится лауреатом премии имени основоположника советской нейрохирургии Николая Ниловича Бурденко.
С каждым годом Шаталову всё больше увлекают исследования возможностей человеческого организма, которые кажутся ей почти неисчерпаемыми. Будучи многие годы хирургом, она вдруг понимает, что хирургическое вмешательство можно использовать лишь в самых крайних случаях, что и без операции человек может стать здоровым, если создать для этого необходимые условия.
«Вопрос - какие? Ответ я начала искать еще в конце 40-х - начале 50-х годов, когда благодаря развитию отношений со странами Востока получала возможность общаться с китайскими, японскими и корейскими медиками. ... Они укрепили меня в мысли, что надо идти к поставленной цели, изучая законы природы, следуя им».[4]
«К тому времени я поняла, что существуют знания, в большой степени превосходящие уровень представлений, принятых официальной наукой. Причиной тому послужило знакомство с опытом восточной медицины. То, чем я занималась до сих пор, перестало удовлетворять меня, и я решила изучать альтернативные методики и медицинские школы. Естественно, из института мне пришлось уйти. Но фортуна действительно баловала меня уникальными встречами. В дальнейшем мне посчастливилось трудиться под непосредственным руководством академика
4.
Келдыша. Работа в секторе отбора и подготовки космонавтов при Академии наук убедила меня в том, что возможности живого организма практически безграничны. < … > Уже тогда я начала строить здание своей системы естественного оздоровления, изучая труды таких корифеев, как В.В. Вернадский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов и современных естествоиспытателей - Лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, академика А.М. Уголева, а также трактаты, которые оставили нам древние целители Востока, Эллады, Рима. Недостающие звенья приходилось восполнять собственными экспериментами. < … > Организм человека способен не только регулировать и восстанавливать постоянство своей внутренней среды, но и совершенствоваться, "лишь бы были осуществлены соответствующие условия", как говорил великий И. П. Павлов. Поиском этих "условий" я начала заниматься профессионально еще в 50-е годы, будучи научным сотрудником Института нейрохирургии АМН СССР, продолжаю эту работу по сей день»[5].
В 1960-е гг. Галина Сергеевна работает в Институте космических исследований Академии Наук СССР начальником сектора отбора и подготовки космонавтов.
В 1970-е гг. «разочаровавшись в официальной медицине, я перестала резать людей и ушла в так называемое целительство»[6].
Какие же мысли заставили грамотного, заслуженного, опытного врача, отдавшего к тому времени официальной медицине уже несколько десятилетий, кандидата наук, академика уйти в ту область знаний, которую официальные медики часто весьма презрительно именуют «целительством»?
Создание Г.С.Шаталовой Системы естественного оздоровления и сущность этой системы
Г.С.Шаталовой не давало покоя определение Ивана Петровича Павлова, которое гласило, что человек есть саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
Что же это за саморегулирующаяся система такая, которая никак себя отрегулировать не может? Вечно человек чем-то болен, вечно бегает по врачам, вечно страдает и наконец, истерзанный многочисленными болезнями, умирает. Что-то здесь не так! Почему «глупые» звери болеют и страдают гораздо меньше человека? А вот, кстати, те животные, которых человек приручил, болеют и страдают так же много и часто, как и сам человек. И даже те же самые болезни их одолевают! В чём тут дело?
Шаталова приходит к мысли, что в процессе общественного развития человек
5.
сделал ряд ошибок, «свернул не на ту дорогу», привил себе такие привычки, которых раньше у него не было, и которые теперь, появившись, разрушают его духовное, психическое и физическое здоровье.
Шаталова пишет: «Возможность пребывать на протяжении всей своей жизни в полном духовном, психическом и физическом здравии, даруемая нам при рождении природой, до сих пор остается нереализованной.
Главную причину этого я вижу в забвении современной официальной медициной идей и взглядов корифеев русской физиологической школы И. П. Павлова, К. М. Быкова, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, гениального натуралиста В. И. Вернадского, биолога А. Л. Чижевского, талантливейшего физиолога современности А. М. Уголева, рассматривавших человека в единстве с окружающим его миром; в бездумном перенесении на российскую почву порочной в своей основе западной симптоматической медицины. Результат очевиден: запредельное падение здоровья народа, не только физического, но и духовного, эпидемия хронических заболеваний, несущих реальную угрозу самому существованию человека и человечества.
И все же, несмотря на всю кризисность ситуации в человеческом сообществе, вызванную его растущей конфронтацией с живой природой Земли, у меня нет даже тени сомнения в том, что прогресс истинной науки позволит переломить тенденцию к самоуничтожению человечества и ведущую роль в этом сыграет отечественная медицина, заняв подобающее ей место в мире»[7].
«Почему хронические заболевания стали, вопреки желанию человека, его неразлучными спутниками?.. Почему … человечество деградирует?»[8] - спрашивает Галина Шаталова. И сама же отвечает: «Только потому, что мы сами, по доброй воле превратили здоровье в разменную монету, которой оплачиваем векселя, выданные далёкими и не очень далёкими предками, собственные долговые обязательства.
Мы возомнили себя богами, которые могут отречься от своего земного пути. Мы придали техническому прогрессу однобокий, уродливый характер, и он отплатил нам той же монетой: лишил нас данного от природы разума, памяти, усыпил инстинкт самосохранения, изнежил нас, убил волю к жизни, превратил физическую немощь едва ли не в отличительный знак высокой духовности»[9].
Шаталова отстаивает следующие взгляды.
Человек как биологический вид зародился и вырос в естественных для него природных условиях. К существованию именно в этих условиях он и приспособился в процессе эволюции. Вряд ли в наше время найдутся учёные, которые дерзнут
6.
оспаривать эту мысль. Мысль вроде простая и совершенно очевидная. Но удивительно то, что из этой простой и очевидной даже для школьника мысли, никто почему-то не хочет сделать столь же простых и очевидных выводов.
Приведём простой пример. Шаталова пишет, что человек начинал своё восхождение по ступеням эволюции как плодоядное, и всё устройство человеческого организма так и осталось настроено на потребление продуктов растительного происхождения. Человек, безусловно, не хищник. Он не может, например, догнать зайца, освежевать его, съесть в сыром виде и полноценно усвоить организмом. Нет у человека ни такой скорости передвижения, ни когтей, ни выдающихся клыков, ни соответствующей кровожадности. Маленький лисёнок будет бросаться на зайчонка и душить его – именно принося к своей норе недобитую добычу лисы и учат своё потомство охотиться. Охотиться, конечно, учат, но инстинкт охотника присутствует в лисёнке до начала всякой учёбы. О ребёнке этого сказать нельзя – никакой ребёнок не бросится на зайчонка, не начнёт разрывать его, а куски сырого мяса совать себе в рот и пожирать. С котёнком, зайчонком, щенком, утёнком ребёнок начнёт играть, а не убивать их. Ребёнок – человек, а человек не хищник.
Не являясь хищником, человек не является в то же время и травоядным – строение его желудочно-кишечного тракта весьма сильно отличается от желудочно-кишечного тракта травоядных.
Кто же человек? Какую пищу дала ему природа? Ответ один: человек – плодоядное. Человеческий организм приспособился в процессе эволюции удовлетворять свою потребность в пище плодами растений и верхушками молодых побегов. Эта пища является для человека видовой. Питаясь видовой пищей, человек остаётся здоровым. Поедая пищу ему не свойственную, человек заболевает. Интересно? Поговорим о питании более подробно.
К сожалению, объём нашей работы позволяет нам лишь упомянуть о составляющих Системы естественного оздоровления. Попробуем чуть подробней поговорить хотя бы об одной такой составляющей – о видовом питании человека. Но и здесь – просим нас простить - мы скажем лишь кое-что, ведь серьёзный разговор об этом требует серьёзного исследования.
Термин «видовое питание» был введён в обиход академиком Владимиром Ивановичем Вернадским (1863 – 1945), русским и советским естествоиспытателем, создателем биогеохимии, мыслителем и общественным деятелем, лауреатом
7.
Сталинской премии I степени. Галина Шаталова высоко ценила этого учёного и в своих исследованиях опиралась на его труды.
Видовое питание – это то, к которому приспособились живые существа каждого вида в процессе эволюции. Опираясь на работы академика Александра Михайловича Уголева (1926 – 1991), советского учёного, специалиста в области физиологии, вегетативных функций и их регуляции, Галина Сергеевна Шаталова пишет, что значение имеет не только какую пищу должно есть животное и человек, но и в каком виде представлена ему эта пища.
«Что произойдет с удавом, если он проглотит не живого кролика, а ободранного и разрубленного на куски для большего удобства? Процесс пищеварения будет затруднён.
Эксперименты академика А.М.Уголева показали, что процесс переваривания пищи на 50% зависит от ферментов, содержащихся в продуктах питания. Желудочный сок только запускает механизм переваривания, и ферменты, содержащиеся в продуктах, усиливают и ускоряют переваривание пищи. Такое явление называется самоперевариванием или аутолизом. Чтобы включить механизм самопереваривания, ферменты того, кто питается, должны подходить к продукту питания, как ключ к замку. Иначе затраты энергии на переваривание пищи могут быть больше того количества энергии, которое дает эта пища.
Эксперименты А.М.Уголева также показали, что ткани, сохранившие свои естественные свойства, перевариваются полностью, а ткани, подвергшиеся длительной термообработке, перевариваются только частично и своими остатками загрязняют организм.
Механизм самопереваривания встроен природой в каждый живой организм, будь то растение или животное. Например, в клубне картофеля содержится крахмал, а под его кожурой есть крахмалопреобразующие вещества. Точно так же и в зерновых культурах, таких как рожь, пшеница, в оболочке зерна есть вещества, которые могут преобразовывать крахмал и высвобождать скрытую в нем энергию. Это нужно для нормального развития растений.
Смысл видового питания в том, что все живые организмы приспособились использовать механизм самопереваривания других строго определенных биологических объектов для пополнения своих запасов энергии.
У каждого биологического вида своя пища, свое видовое питание. И организм каждого вида приспособлен к добыче и усвоению именно этой пищи.
По своему анатомическому строению и физиологическим функциям человек относится не к плотоядным (хищникам), не к травоядным, а к плодоядным. Наше видовое питание - это плоды, ягоды, фрукты, злаковые, орехи, семена, клубни.
8.
Если рассуждать о потреблении человеком в пищу мяса, то сначала надо договориться, что можно называть мясом. Хищник питается плотью животных, сохраняющей все свои свойства, в том числе и способность к самоперевариванию. А человек потребляет смесь жиров и белков, умерщвлённую при термической и кулинарной обработке. Из мяса человеческий организм может освоить только 52% питательных веществ, а из растительной пищи - до 94%.
Вернадский писал, что «видовое питание позволяет организму сохранить свой, присущий только ему химический состав вещества клеток»
Если изменить химический состав клеток, то система саморегуляции организма перестает правильно работать, и у человека появляется множество хронических заболеваний.
Возникает закономерный вопрос: «Почему люди не переходят на здоровое целебное питание?» Во-первых, многие не подозревают, что потребление мяса несет человеку больше вреда, чем пользы. А во-вторых, человеку трудно отказаться от привычек, которые приносят ему наслаждение. Я уже не говорю об алкоголе или никотине – от них тоже кое-кому трудно отказаться. А мясо едят практически все, не задумываясь о том, что этим провоцируют хронические заболевания и укорачивают себе жизнь.
Сделайте правильный выбор! Перейдите на видовое питание хотя бы на время. Хронические больные через несколько дней почувствуют значительное облегчение»[10].
Не правда ли, довольно ясная теория? Причём, теория эта подтверждена многочисленными исследованиями. Нам кажется, что вместо того, чтобы страдать и пить всевозможные лекарства, нужно попробовать перейти на видовое питание. Хотя бы, как советует Шаталова, на время.
Цель нашей работы – дать информацию о Системе Шаталовой учащимся школы. Пусть для начала хотя бы просто узнают о том, что такая Система существует. Быть может, если у учеников или их близких возникнут проблемы со здоровьем, они вспомнят имя Галины Шаталовой.
Мы же хотим вспомнить Алексея Воеводу, российского бобслеиста, заслуженного мастера спорта сразу по двум видам спорта – армрестлингу и бобслею, двукратного олимпийского чемпиона игр 2014 года в Сочи в двойках и четвёрках, трёхкратного чемпиона мира по армрестлингу, кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством».
Дело в том, что Алексей Воевода уже многие годы является последователем
9.
системы видового питания. Нам неизвестно, знаком ли он с трудами Г.С.Шаталовой, но мы точно знаем, что его практика в области питания зиждется на трудах академика Уголева – того самого, на трудах которого базируются исследования и самой Шаталовой. Алексей Воевода является веганом – т.е. ест пищу только растительного происхождения. Причём, ест эту пищу либо в сыром виде, либо подвергая её минимальной термической обработке при щадящих температурах. В ряде интервью Алексей Воевода говорил, что является сыроедом, т.е. употребляет только растительную пищу в её естественном, сыром виде.
Как вы видите, при такой, как считают некоторые, «скудной», «не мужской» и почти даже «не человеческой» диете, человек этот не только ходит и не падает, но ещё и прославляет свою Родину в двух видах спорта. Причём делает это на самом высоком уровне. И, кстати, заметьте, что спорт этот не шахматы и не бильярд, а армрестлинг (борьба на руках) и бобслей. А уж представителей этих видов спорта «бабой» при всём желании назвать нельзя.
Заметьте, это лишь один из примеров применения лишь одной из составляющих Системы естественного оздоровления Г.С.Шаталовой.
Подытоживая разговор о видовом питании, позволим себе выделить основные принципы этого питания.
1) Человек есть животное плодоядное, поэтому быть веганом (не употреблять животной пищи) для него не подвиг или «умерщвление плоти», а естественное состояние.
2) Так как в природе не существует термически обработанной пищи, и, следовательно, организм животных и человека не мог в процессе эволюции приспособиться к нормальному усвоению такой пищи, то естественным будет употреблять в пищу либо сырые, необработанные продукты, либо продукты обработанные при минимальном температурном режиме.
3) С достоверностью можно говорить о том, что человек является животным, бодрствующим в дневное время суток. Исследования показывают, что принимать пищу человек должен также только в дневное время суток. Галина Шаталова говорит, в частности, о том, к чему ведёт несвоевременный приём пищи. Желудочно-кишечный тракт человека она сравнивает с отсеками подводной лодки, отделёнными друг от друга перегородками – сфинктерами. Сфинктер, отделяющий пищевод от желудка, должен закрываться приблизительно в пять-шесть часов вечера. Если человек принимает пищу после этого часа, сфинктер перестаёт закрывать вовсе. Это ведёт к появлению неприятного запаха изо рта, а также (что гораздо серьёзнее) к захлестыванию желудочного сока из желудка в пищевод. Изжога и есть ни что иное, как захлёстывание кислоты из желудка в пищевод. Если
10.
такое захлёстывание происходит регулярно, это ведёт к язве пищевода. Нормальное питание должно начинаться не слишком рано утром, а заканчиваться должно не позднее 16-17 1/2 часов.
4) Питание должно быть умеренным. Шаталова считает достаточным, если человек будет принимать пищу два, а лучше один раз в день. Объём съеденной за один раз пищи не должен превышать объёма нерастянутого желудка, что составляет примерно столько пищи, сколько её могло бы поместиться в горсти, составленной из двух ладоней.
5) Помимо того, что пища должна быть веганской, из неё должны быть исключены любые искусственные возбудители, такие как чай, кофе, шоколад и, само собой, алкоголь.
6) Для полноценного усвоения съеденной пищи очень важно, чтобы включился в работу механизм самопереваривания, о котором было сказано выше. Но чтобы механизм этот в работу включился, нужно чтобы ферменты, находящиеся в съеденном плоде (например), были в состоянии это сделать. Ферменты, способствующие усвоению организмом, скажем, яблока, находятся в яблочной кожуре. Таким образом, тот, кто ест яблоко, предварительно очистив его от кожуры, делает элементы, находящиеся в яблоке, трудноусвояемыми. Т.е., для человеческого организма полезно получать пищу в том виде, в котором её дала нам природа – тот, кто ест рис, очищенный от зародышей и оболочки или яблоки без кожуры, создаёт проблемы собственному желудочно-кишечному тракту.
Вот лишь некоторые, основные принципы видового питания человека.
Можно уверенно утверждать, что пища, употребляемая человеком, и последствия употребления этой пищи весьма сильно влияют на характер человека, на его мировоззрение, на его отношения с другими людьми.
Рациональное движение – ещё одна из составляющих Системы естественного оздоровления Галины Шаталовой. Поговорим же о нём.
Часто можно слышать высказывание: «Движение это жизнь» и советы больше двигаться. И вроде бы это правильно и хорошо. Но возьмём, например, дачников. Разве они мало двигаются? Наоборот, работают часами, что называется, «не разгибая спины». А можно ли их назвать здоровыми? Вот уж вряд ли! Так в чём тут дело? А дело в том, что движения бывают как вредными, так и полезными. И это не новость. О вредных движениях мы говорим тогда, когда речь заходит о некоторых профессиях. Движения рабочего на конвейере однообразны и разрушительно воздействуют на организм. Столь же вредны движения человека, работающего с
11.
отбойным молотком. Вредны также движения человека, скорчившегося над грядкой и занимающегося прополкой. Так что в случае с человеком, желающим улучшить своё здоровье, речь должна идти не просто о движении, а о движении правильном, рациональном. Комплексы полезных для оздоровления движений Галина Шаталова нашла в странах Востока.
Мы можем говорить по крайней мере о трёх странах, которые имеют замечательные комплексы оздоровительных упражнений. Странами этими являются Индия, Китай и Япония. Есть высокая вероятность полагать, что японские и китайские гимнастические системы первоначально были заимствованы из Индии. Однако в последующие столетия японский и китайский народы методики эти освоили и привнесли в них свои оригинальные новшества. Именно из Японии, Китая и Индии Галина Шаталова и позаимствовала упражнения, которые стала использовать в своей системе.
Почему речь идёт именно о восточных оздоровительных гимнастиках, а не о европейских системах? Дело в том, что восточные гимнастики создавались в течение нескольких тысячелетий, имея своей целью (хотя иногда и не главной) оздоровление, в то время как европейские стили возникли гораздо позже и ставили своей целью подготовку спортсмена, направленную на достижение чисто спортивных результатов. Европейский спортсмен должен был стать «быстрее, выше, сильнее», даже если это в итоге вредило его здоровью. В то время как во многих восточных стилях улучшение здоровья рассматривалось как необходимая ступень духовного совершенствования. Многие восточные мастера не ставили перед собой цели побеждать кого-либо, они хотели сделать человека совершеннее духовно и считали, что нельзя этого достичь, минуя фазу совершенствования физического. Если выше мы говорили о видовом питании, то в случае с восточными гимнастиками мы можем говорить о чём-то вроде видового движения.
Перечислим те системы, которые повлияли на формирование Галиной Шаталовой собственной оздоровительной гимнастики. В случае с Индией, мы говорим, конечно же, о йоге. В случае с Китаем, речь идёт о таких практиках как цигун, тайцзи-цюань и Шаолинь-цюань. В Японии Шаталову заинтересовали прежде всего айкидо, дзюдо, кэндо, каратэ-до, а также системы таких мастеров как Кацудзо Ниси и Джордж Осава. Одно лишь шапочное знакомство с этими системами заняло бы не один десяток страниц. Скажем здесь лишь то, что все эти системы имеют меж собой много общего и направлены на то, чтобы, не подвергая организм человека перегрузкам и опасностям, сделать его более гибким, более сильным, более выносливым и, в итоге, более здоровым.
Резюмируем: не всякое движение полезно, но и вне движения оздоровление невозможно. Для того, чтобы чувствовать себя хорошо и быть здоровым, нужно хотя бы на любительском уровне практиковать хотя бы одну из восточных оздоровительных практик.
12.
О дыхании скажем совсем немного. Не потому, что оно не так важно (наоборот!), а потому, что это очень серьёзная и сложная материя. Тот, кто захочет практиковать дыхательные упражнения всерьёз, должен будет перелопатить довольно много литературы, посмотреть ряд видео-роликов и обязательно взять уроки дыхательной гимнастики у хорошего мастера. Нельзя (или очень сложно) описать дыхательные практики средствами учебника, да ещё в пределах нашей небольшой статьи.
Скажем лишь, что новорожденный дышит правильно, но становясь взрослым, теряет эту способность, т.к. живёт в обществе, утратившем навыки правильного дыхания.
Скажем, что неправильное дыхание – это дыхание слишком частое. «Обычный» человек делает около 18 вдохов-выдохов в минуту, в то время как для человека возможно и нужно делать не более 3-4 вдохов-выдохов в минуту. Дыхание «обычного» современного человека укорачивает его жизнь. Существует также несколько видов дыхания, практикуя которые можно улучшить своё физическое и душевное состояние. Дыхательные практики являются важной частью йоги и всех японских и китайских боевых искусств.
Добавим, что без воды человек может прожить несколько дней, без еды – несколько недель, а без воздуха же – всего несколько минут. Таким образом, дыхание, на которое мы часто даже внимания не обращаем, играет весьма важную роль в нашей жизни. Дыхание, так же как физическая активность и питание, напрямую влияет на поведение человека, на его настроение, на его взаимоотношения с другими людьми и, в конечном счёте, на всю его жизнь.
Правильное дыхание – ещё одна составляющая оздоровительной системы Галины Шаталовой.
Галина Шаталова пишет: «Современный человек изнежен цивилизацией предельно. Диапазон температур, в пределах которого он чувствует себя комфортно, составляет каких-нибудь 7—8 градусов: от плюс 15 до плюс 22—23 градусов. Если бы наши далекие предки хотя бы в малой степени походили на нас, думаю, ни мне не довелось бы писать эти строки, ни вам читать их. Человек просто-напросто исчез бы с лица земли как биологически неполноценный вид.
Что же позволило ему выжить? Есть ли в нашем организме механизмы, которые дают возможность компенсировать воздействие на нас как низких, так и высоких температур? Да, природа позаботилась об этом. Во-первых, даже простое соблюдение норм видового питания облегчает адаптацию к любым экстремальным условиям, поскольку снижает затраты энергии на жизнедеятельность самого
13.
организма. Давно замечено, например, что худощавые люди легче переносят жару, чем рыхлые, полные. А среди тех, кто придерживается требований естественного питания, вы толстяков не найдете. Кроме того, снижается потребление воды, а значит и нагрузка на сердце, печень, почки, многие другие внутренние органы, поскольку испарение воды через кожу происходит более экономно. От солнечной радиации защищает нас и темный пигмент, образующийся под кожей. Способностью вырабатывать его обладают все. Различие лишь в том, что у народов, живущих в условиях жаркого климата, механизм его образования включается уже на эмбриональной стадии развития человека, и ребенок рождается с темным цветом кожи. У людей, населяющих регионы с умеренным и холодным климатом, пигмент начинает вырабатываться лишь в условиях интенсивной солнечной радиации.
Но особенно важно, чтобы человек не боялся холода, поскольку длительное воздействие даже сравнительно не очень низких температур вызывает у современных «искусственных» людей переохлаждение организма и связанное с этим снижение его сопротивляемости так называемым простудным заболеваниям, отрицательно сказывается на работоспособности человека.
Таков результат воздействия нашей деформированной цивилизации, изолирующей людей от тесного, гармоничного взаимодействия с природой, создающей некие усредненные условия нашего существования, не имеющие ничего общего с естественными. А раз так, то и механизмы, позволяющие человеку приспосабливаться к суточным и сезонным погодным многолетним климатическим колебаниям, характерным для среды нашего обитания, бездействуют. Поэтому любые, даже незначительные отклонения от искусственно созданных условий жизни застают нас врасплох. Что же можно противопоставить этому? Да самую малость: вновь привести в действие механизмы адаптации, заложенные в нас природой. Благо, средства для этого давно известны, методики разработаны».[11]
Дальше Галина Сергеевна описывает методики закаливания. Приводить их здесь мы не будем. Тот, кто решит всерьёз заняться закаливанием, не ограничится, конечно, прочтением нашей работы, а найдёт описание закаливающих методик в серьёзных работах, посвящённых этому вопросу. Мы же лишь хотели акцентировать ваше внимание на том, что быть закалённым ЕСТЕСТВЕННО для человека. Что пока человек жил в естественной для него среде, никаких СПЕЦИАЛЬНЫХ закаливающих процедур ему не было нужды проводить – он обретал закалку в процессе своей повседневной жизни. Теперь же, когда человек искусственно вырван из естественных для него условий, ему приходится отводить специальное время для проведения процедур, направленных на закаливание. Если, конечно, человек этот хочет быть здоров.
14.
Заключение
Галина Сергеевна Шаталова практиковала и совершенствовала свою систему на протяжении почти шестидесяти лет. Когда она создала её, ей не было ещё сорока лет, а умерла Галина Сергеевна в 2011 году, девяносто пяти лет от роду. Почти до самой смерти продолжала она лечить людей.
Более полувека Галина Шаталова лечила людей, применяя собственную Систему. За это время она поставила на ноги несколько тысяч человек, излечивая больных тогда, когда официальная медицина уже ничего не могла сделать. Шаталова излечивала даже рак. Более того, она вообще не считала рак болезнью – говорила о нём просто как о бунте организма, происходящем в результате бессилия защититься от пагубного влияния тех условий, в которые поставил свой организм сам человек.
Мы очень рекомендуем всем изучать труды Галины Шаталовой. Начать можно с прочтения небольших статей и интервью. Их существует несколько десятков, они интересны и разнообразны. Из них вы можете узнать, как Шаталова разрабатывала систему питания для супер-марафонцев (спортсменов, пробегающих расстояние в 500 километров за 6 дней). Шаталовские супер-марафонцы питались видовой пищей, причём обходились очень малым её количеством. При этом их выносливость намного возрастала, и они всегда значительно опережали в беге тех спортсменов, которые питались, согласуясь с положениями властвующей ныне калорийной теории питания.
Вы узнаете, как семидесятипятилетняя Галина Шаталова устраивала переходы через пустыми с бывшими своими пациентами. Как неизлечимые некогда люди в течение нескольких недель шли через пустыни, неся с собой весьма скудный (по господствующим ныне представлениям) запас воды и пищи. Как, используя принципы видового питания, эти бывшие инвалиды пожилого возраста проходили пустыни гораздо успешнее, чем молодые люди, занимающиеся спортом.
Читать о Шаталовой и читать Шаталову очень интересно!
Но главное не то, что это интересно, а то, что руководствуясь Системой, созданной Галиной Шаталовой, мы можем не только сохранить своё здоровье на долгие десятилетия, но и поправить это здоровье, если оно уже было нами испорчено. В этом нам могут помочь уже не статьи и интервью, а более серьёзные труды Шаталовой. Особенно главная её книга «Здоровье человека: философия, физиология, профилактика». Именно эту книгу мы рекомендуем всем, кто интересуется здоровым образом жизни, и даже тем, кто ставит перед собой мировоззренческие вопросы. Галина Шаталова лечит не только тело человека, но прежде всего даёт здоровую пищу его душе!
15.
Мы хотели бы обратить ваше внимание ещё на то, что Система Г.С.Шаталовой является именно СИСТЕМОЙ, а не случайной подборкой более или менее действенных методик. Речь у Шаталовой идёт об определённом - ВИДОВОМ - образе жизни. О том, как можно (и нужно) жить в гармонии с собой, в гармонии с другими людьми, в гармонии с природой. О том, что принцип «Два час позанимайся йогой, а потом отдохни в пивбаре» - не вполне правилен и действенных результатов принести не сможет.
Главная трудность состоит в том, что почти невозможно молодого человека, который пьёт, курит, не соблюдает режим труда и отдыха, но чувствует себя при этом хорошо, убедить в том, что последствия его образа жизни скажутся на его здоровье всего через несколько лет. Чаще всего люди вспоминают о своём здоровье тогда, когда оно уже испорчено.
В начале нашей работы мы говорили о необходимости привить людям навыки здорового образа жизни. Но как же трудно привести сознание человека к мысли о том, что он нуждается в этих навыках! Если работу эту не начали проводить над ребёнком родители, пока он был ещё младенцем, то убедить школьника в необходимости такой работы задача часто невыполнимая! Чаще, увы, остаётся лишь ждать, пока у человека где-то кольнёт, где-то заболит, где-то заноет.
Что ж, если однажды вы почувствуете себя не так хорошо, как обычно, вспомните о Системе естественного оздоровления Галины Сергеевны Шаталовой – она может помочь даже тем, кому помочь уже почти нельзя. И если вы вспомните в трудный для вас момент, что такая система существует, мы будем считать нашу задачу выполненной.
Примечания
[1] Биография Г.С.Шаталовой на сайте: http://poiski-s.narod.ru/shatalova/biografia.htm
[2] Там же
[3] Там же
[4] Там же
16.
[5] Там же
[7] Г.С.Шаталова «Здоровье человека: философия, физиология, профилактика» (Москва «Знание» 1997 г. , 464 стр.), фундаментальный труд Галины Шаталовой, содержащий основные принципы Системы естественного оздоровления (СЕО). Книга доступна для скачивания на различных сайтах Интернета.
[8] Там же
[9] Там же
[10] Там же
[11] Там же
Литература,
знакомство с которой помогло в создании этой работы
и которая может быть рекомендована всякому
интересующемуся Системой естественного оздоровления Г.С.Шатловой:
Книги Г.С.Шаталовой:
Книги некоторых авторов, чьи достижения использовала Г.С.Шаталова при создании своей системы:
Статьи, интервью:
17.
18.
Цветущая сакура
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Хитрость Дидоны
Рисуем зимние домики
Всему свой срок