Эта работа была представлена на научно-исследователской краеведческой конференции в номинации "Земляки". Речь в ней идёт об интересном человеке, с энтузиазмом берущемся за любое дело. Рационализатор на производстве, новатор в школе, этот человек внёс свой вклад и в развитие дополнительного образования.
Владимир Александрович Борков - натура увлекающаяся. Чем? Очень многим. В его "копилке увлечений" и фотография, и филателия, и авиамоделирование, и радиотехника.
Особая гордость - его семья: более 60 лет живёт он со своей замечательной женой Александрой Петровной! Вырастили дочерей: Ирину и Галину, внуков и правнуков.
Вложение | Размер |
---|---|
Уникальная личность. Рассказ о земляке | 33.18 КБ |
Презентация ко Дню учителя. О В.А.Боркове | 2.61 МБ |
unikalnaya_lichnost_1.ppt | 2.33 МБ |
Введение
Актуальность темы исследования
В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. С Владимиром Александровичем Борковым мы познакомились во время встречи в Детском клубе «Дружба» в честь дня учителя в октябре 2011 года.[1] Тогда этот пожилой по возрасту человек поразил меня бодростью, молодостью и свежестью суждений. Из выступления Владимира Александровича я узнала о том, что у него очень интересная биография, 14 профессий и много разнообразных увлечений. Мне захотелось узнать, как человек в таком возрасте (а Владимиру Александровичу было 79 лет), остаётся бодрым, весёлым, интересным для подростков? Мне хотелось понять, что чувствует человек в разные периоды истории, как он определяет, на какую дорогу ему нужно ступить, чтобы всегда, в любой ситуации оставаться человеком. Ведь нам, молодым, очень часто приходится сталкиваться с таким выбором. И я считаю, что исследование поможет мне по-другому взглянуть на многие исторические события. Ведь за каждым событием стоит конкретный человек, конкретная семья. Изучение жизненного пути настоящих граждан страны, таких, как Владимир Александрович Борков, безусловно, поможет мне, а может, и другим моим сверстникам, в изучении истории родного края и нашей страны.
Цель исследования
Рассказать о человеке интересной судьбы, который внёс свой вклад в развитие страны, в воспитание подрастающего поколения.
Задачи исследования
Гипотеза исследования
Могу предположить, что знание о вкладе в историю отдельных людей поможет мне понять старшее поколение, историю моей малой родины, историю страны.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: Мой земляк – Владимир Александрович Борков, его личный пример.
Предмет исследования: биография В.А.Боркова, его общественная и трудовая деятельность.
Методы исследования:
Результаты исследования
Личность
Про таких, как Владимир Александрович сказано «Умелые руки не знают скуки». В его индивидуальной мастерской каких только нет инструментов! С помощью этих винтиков, гаек, самодельных(!) уголков и различных свёрл, мастер может починить радиоприёмник, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, проигрыватель для виниловых пластинок, мотоцикл. А ещё он может сам соорудить мебель, построить домик в саду.… Кажется, он может всё! Настоящий мастер. Владимир Александрович не из тех, кто просто сидит в кресле. Даже телевизор он смотрит не просто так: он отбирает фильмы и создаёт фильмотеку. Сейчас, конечно, компьютер использует. Любая техника Владимира Александровича слушается. Его интересует всё новое. Он с энтузиазмом берётся за любое дело. Когда-то он занимался фотографией, у него даже была своя собственная фотолаборатория. Потом увлёкся видео и аудиозаписью. Я видела большое количество аудиокассет, они аккуратно расставлены на полках, сделанных руками Владимира Александровича. «Увлечений у него никак не меньше десятка: филателия, радио, авиамоделирование»[2]. Но больше всего меня восхитила выставка костюмированных кукол.[3] Здесь есть солдаты русской и Советской армии, средневековые рыцари в серебристых латах и прекрасные дамы, русские князья да бояре. Я узнала, что этих замечательных кукол Владимир Александрович «одевал» специально для своей дочери Ирины, которая 25 лет работала учителем истории. Конечно, Владимир Александрович интересуется современными тенденциями в развитии техники. Используя интернет, он создаёт коллекцию авиамоделей. Как удаётся в 81год оставаться молодым, бодрым, интересным? Родился мой герой в бурные 30-е годы. По всей стране - комсомольские стройки: воздвигаются электростанции, открываются заводы и фабрики, строятся новые города. Может быть, поэтому, ребята, выросшие в 30-е годы, были всегда активными, оптимистичными, энергичными и остаются такими до сих пор. Рос Володя в семье деда[4], строителя железных дорог на Северном Урале. Первую железнодорожная ветка, которую помнит В.А. Борков, строители называли «серебряный меридиан», потому что строилась она там, где добывали алюминий[5]. Маленький Вова с восхищением смотрел на огромные экскаваторы, шумные паровозы и на своего деда, награждённого Орденом Трудового Красного Знамени. Дед «прививал уважение к семейным ценностям и любовь к труду»[6]. Большую роль в воспитании Володи сыграла бабушка, Агриппина Павловна[7]. Она была очень начитанной, обладала замечательной памятью и могла ответить на любой вопрос. Конечно, это заставляло мальчишку тоже много читать. В школе проявились способности к математике и физике. «У меня было комсомольское поручение: заниматься с теми, кому трудно даются эти предметы. Самое интересное было в том, что ведь ребята приходили на эти дополнительные занятия, - рассказывает Владимир Александрович, - А какие праздники мы, комсомольцы, устраивали! Особенно здесь, в Увельской уже школе». Комсомольцы распределяли обязанности, решали, кто музыку подбирает (пластинки для патефона), кто на баяне или аккордеоне будет играть, кто станет ведущим; составляли программу. Всегда было весело и интересно. Может, потому что сами? Организовывали субботники, и как-то на них тоже было весело. Переехав по семейным обстоятельствам в посёлок Увельский, Владимир закончил школу. После школы хотел стать моряком, поступил уже в «мореходку» в Ленинграде. Но потом вдруг потянуло в небо. Вернулся в родные края и поступил в ТАТУ – Троицкое Авиационное Техническое Училище. Это училище было открыто в 1947 году, подчинялось это учебное заведение министерству обороны. Курсанты носили форму, получали погоны, на площади перед зданием училища проходили построения и парады.[8] «То, что нас хорошо учили, я понял потом – когда работал, а ещё позднее – когда учился в пединституте,- рассказывает Владимир Александрович, – Очень ответственно и серьёзно готовились мы к государственным экзаменам»[9]. Окончив в 1953 году ТАТУ по специальности техник-механик[10], молодой специалист стал работать бортмехаником. Экипаж[11], с которым он работал, занимался аэрогеологической съёмкой, открывая месторождения газа и нефти, медной руды и урана[12] на территории Северного Урала. Запомнилось многое, видел на Алтае реку Катунь; она переливалась самыми разными цветами: от чёрного до бледно-розового. А дорога на аэродром Ивдель «сопровождалась» такой красоты тайгой, что дух захватывало![13] На рабочем столе Владимира Александровича стоит маленькая копия АН-2 – того самого самолёта, на котором летал бортмехаником Борков. Командировки длились до восьми месяцев. И где только Владимир не побывал! Сейчас беспокойный пенсионер любому может продемонстрировать карту своих путешествий: от Карского моря до Средней Азии, от Ленинграда до Якутии. Жил в палатках, чумах, юртах и даже в монастырских кельях.[14] Но все трудности преодолевали легко, с шутками, с песнями, с комсомольским задором. Комсомольский билет Владимир Александрович сохранил. В билете – памятная запись: «Увельский райком комсомола оставляет на память комсомольский билет № 03709755 Боркову Владимиру Александровичу»[15]. Когда ушёл лейтенант Борков из авиации, как раз начиналась политехнизация школы. Сначала работал в Увельском Доме пионеров[16], вёл авиамоделирование и судомоделирование. Потом директор школы – интерната (а позже -6 школы) Татьянченко «переманил» его в Южноуральск, где Владимир Александрович некоторое время работал преподавателем труда, продолжая своё любимое авиамоделирование[17]. Окончив с отличием факультет географии пединститута[18], Владимир Александрович был приглашён в новую – 4 школу, где проработал 2 года-с 1976 по 1978г.[19] Но электротехнику и авиамоделирование не оставлял. Даже сделал самодельный телевизор, который сначала вверх ногами показывал, а потом мастер разобрался, переделал аппарат, и он стал нормально показывать.[20] А в кабинете специальное устройство сделал – ребята отвечали на вопросы теста, нажимали соответствующую кнопку – и получали оценку. Тут как раз новое учреждение открылось – СЮТ – Станция Юных Техников. Зная о пристрастии учителя Боркова к технике, его и пригласили обучать ребят радиотехнике. О своих учениках Владимир Александрович вспоминает с теплотой и любовью. Валера Казанцев, например, долгое время занимался радиотехникой, это увлечение стало профессией. Светлана Подоляк –авиамоделистка - стала единственным в стране командиром женского экипажа тяжёлого реактивного самолёта.[21]
Встретил однажды Владимир Александрович своего приятеля, а тот рассказал о новом интересном производстве на заводе «Кристалл». С большим трудом удалось Владимиру Александровичу уволиться (не отпускали его). Поработав некоторое время на «Кристалле»[22](1980-1985гг.) наладчиком электронной радиоаппаратуры, Борков ушёл на Завод радиокерамики, наладчиком лазерных установок. У него есть свидетельство о рационализаторском предложении – имеющуюся лазерную установку мастер усовершенствовал, и она стала работать быстрее. Кажется, ушёл уже на пенсию, но встретил как-то Ю.В. Полищука, который только что стал директором новой школы - №7, и тот пригласил Владимира Александровича работать в школу – лаборантом в кабинет физики.[23] Так и получилось, что стаж у Владимира Александровича – более 50 лет! Про такого человека можно многое рассказать – мастер на все руки, уникальная личность, знаменитый коллекционер.[24] Но главное его достояние – семья. О том, как они познакомились, супруги Борковы рассказывают, перебивая друг друга – ведь они знакомы со школы! С 8 класса. Поженились, когда Владимир учился на 2 курсе ТАТУ. У супругов – две дочери[25]: Ирина -учитель и Галина – известная в городе швея. Внуки уже выросли и подрастают правнуки. С гордость показывают Александра Петровна и Владимир Александрович фотографии своей семьи. Ведь прожили они уже более 60-ти лет![26]
Заключение
«Красивого на земле много, вся земля красивая…
Дело не в красоте, дело, наверное, в том,
Что дает родина каждому из нас в дорогу».
Шукшин В.А.
В мире все связано. Изучая историю своего края, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким-то причинам. В жизни так бывает, что человек родился в одном месте, а прожил всю жизнь в другом краю. Так случилось в жизни и моего героя. Однако, где бы он ни работал, куда бы ни носила его судьба, везде он приносил пользу стране, был настоящим другом, знающим специалистом, хорошим учителем и увлечённым человеком.
Работая над проектом, я открыла для себя много нового, так как мой земляк, Владимир Александрович Борков – человек интересной судьбы, настоящий гражданин, «в нём столько тонкого ума, наблюдательности, знания жизни, юмора, что можно позавидовать»[27]. Я очень рада, что в ходе своей работы смогла пообщаться с этим замечательным человеком, у него есть чему поучиться. В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении.
Список источников и литературы
Источники:
1.Документы из архива семьи Борковых
2.Устные рассказы Боркова В.А., Борковой А.П.
3.Фотоархив семьи Борковых
Литература:
1.Архипова Н.П., Ястребов Е.В. Урал начинает раскрывать богатства недр. Челябинск, южно-Уральское кн. изд-во, 1987г.
2.Проектно-исследовательская деятельность как основа личностного роста. Воронеж, 2012г.
3.Пятков В.В. Вам, наследники славы! ИДПОПР, Челябинск, 2000г.
Шукшин В. М. Слово о «малой родине» ИПП «Уральский рабочий», 1992г.
Газетные материалы:
1.Санникова З. «Его перестройки получились удачнее горбачёвской» - газета «Альянс-пресс» №20(738) от 17 мая 2006г.
2.Пусько Е. Чудеса своими руками - газета «Настроение» №34 (12061) от 30 апреля 2000 г.
Интернет-ресурсы:
1.Мылов Е. История Североуральска
http://www.severouralsk.com/city/kray/
2.Третье Северное месторождение
http://www.webmineral.ru/deposits/item.php
[1] Приложение,лист IV, фотографии 23,24
[2] З. Санникова «Его перестройки получились удачнее горбачёвской» - газета Альянс-пресс №20, 17мая 2006г.,с.14
[3] Приложение, лист IV, фотография 21
[4] Приложение, лист I, фотография 2
[5] Мылов Е. История Североуральска. http://www.severouralsk.com/city/kray/
[6] Е.Пусько Чудеса своими руками. – газета Настроение №34,30 апреля 2010 г.,с.4
[7] Приложение, лист II, фото 9
[8] Приложение, лист I, фото 3,4
[9] Приложение, лист I, фото 5
[10] Приложение, лист V, фото 25
[11] Приложение, лист I, фото 6
[12] Санникова З. «Его перестройки получились удачнее горбачёвской» - газета «Альянс-пресс» №20(738) от 17 мая 2006г.
[13] Приложение, лист II, фото 12
[14] Санникова З. «Его перестройки получились удачнее горбачёвской» - газета «Альянс-пресс» №20(738) от 17 мая 2006г.
[15] Приложение, лист VI
[16] Приложение, лист VII
[17] Приложение, лист VIII
[18] Приложение, лист V, фото 2
[19] Приложение, лист III, фото 17
[20] Приложение, листIII , фото14
[21] Санникова З. «Его перестройки получились удачнее горбачёвской» - газета «Альянс-пресс» №20(738) от 17 мая 2006г.
[22] Приложение, листIII , фото18
[23] Приложение, листIV, фото19
[24] Е.Пусько Чудеса своими руками. – газета Настроение №34,30 апреля 2010 г.,с.4
[25] Приложение, листIII , фото15
[26] Приложение, лист IV , фото 22
[27] Санникова З. «Его перестройки получились удачнее горбачёвской» - газета «Альянс-пресс» №20(738) от 17 мая 2006г.
Слайд 1
С Днём Учителя!!!Слайд 2
Владимир Александрович Барков на госэкзамене в ТАТУ
Слайд 3
Экипаж машины боевой
Слайд 4
Преподавание географии
Слайд 5
Электротехника
Слайд 6
Увлечение техникой
Слайд 7
Владимир Александрович со своей старшей дочерью Ириной Владимировной
Слайд 8
Поздравляем Владимира Александровича с Днём учителя! Предлагаем дружбу!
Слайд 9
Если трудности в жизни встречаются, Побороть мы их сможем не вдруг. Но поймёт и поможет учитель - Наш надёжный советчик и друг!
У меня в портфеле
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Машенька - ветреные косы
Медведь и солнце
Мать-и-мачеха