В своей работе Конелец Иван проанализировал деятельность современного предпринимателя Чепелева Н.Н., создавшего миниагропромышленный комплекс с завершенным процессом переработки, начиная от закупки сырья и заканчивая выходом готовой продукции
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_delovye_lyudi_kubani222.docx | 41.38 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 города Лабинска
муниципального образования Лабинский район
Краевой конкурс исследовательских работ «Деловые люди Кубани»
Номинация «Исторические параллели:
предприниматели Кубани
прошлого и настоящего»
Прошлое и настоящее мукомольного производства
Выполнил Конелец Иван,
ученик 9 «Б» класса МОБУ СОШ № 4
города Лабинска Лабинского района,
Руководитель: Шамарова Н.В.,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ № 4
города Лабинска
План работы
Предпринимательский слой Российской империи был чрезвычайно разнородным по своему составу, образованию и культуре, положению в обществе. Формирование предпринимательства на протяжении многих столетий проходило в очень сложных социальных условиях (крепостничество, полицейское государство), и это привело к тому, что, с одной стороны, в этой среде оказались дворяне – представители привилегированного сословия, с другой стороны – крестьяне, занимавшие нижние ступени социальной лестницы. А между ними находились купцы, большинство родов которых вели свое начало от тех же крестьян.
Для представителей дворянства занятие предпринимательством считалось недостойным их благородного сословия. И хотя в России процесс «обуржуазивания» дворянства начался еще в XVIII веке, но даже спустя столетие деятельность помещичьих фабрик была, скорее, вынужденным ответом на развитие в стране новых отношений и реализацией предоставленных верховной властью привилегий, чем настоятельной потребностью. Участие же дворян в торговле всегда воспринималось как нечто выходящее за рамки здравого смысла. Например, Екатерина II, узнав о желании графа Апраксина вступить в купеческую гильдию, назвала его сумасшедшим.
В то же время российские купцы всегда стремились получить дворянский титул и сопутствующие ему привилегии – прежде всего для того, чтобы активнее развивать собственное дело. Поскольку основную массу предпринимателей дореволюционной России составляли именно купцы, то их мировоззрение, их отношение к связи материального и духовного представляют большой интерес. В этом смысле показателен сложный и противоречивый путь от патриархально - крепостнической психологии и сословной ограниченности к высоким культурным достижениям и общественно - политическому лидерству отдельных представителей российских торгово-промышленных кругов. Ведь именно из этой среды вышли виднейшие общественные деятели и крупнейшие меценаты рубежа XIX и XX столетий: Савва Тимофеевич Морозов, Павел Павлович Рябушинский, Александр Иванович Гучков и многие другие.
Сущность этических принципов русского предпринимательства всегда заключалась в преобладании духовно - нравственных мотивов жизненного поведения над мотивами материальными. Хорошо известно, что русское народное понимание нестяжательства укладывалось в короткие и четкие афоризмы: «Лишнего не бери, карман не дери, души не губи», «Живота (богатства ) не копи, а душу не мори ».
К богатству и богачам, к накопительству русский человек издревле относился недоброжелательно и с большим подозрением. Многие в русском обществе считали, что любое богатство связано с грехом. «Богатство перед Богом – большой грех». «Богатому черти деньги куют». «Пусти душу в ад – будешь богат». «В аду не быть – богатства не нажить». Эти и другие русские народные пословицы отражают «русский дух рынка». Православному русскому человеку всегда была чужда идея богатства ради богатства.
Анализируя характер великороссов, известный русский историк, академик В.Безобразов выделял такие его черты, которые способствовали развитию русского предпринимательства:
Именно эти черты, объединяющие лучшие этические качества русского человека, и стали фундаментом развития русского предпринимательства, определявшим его успех на протяжении многих веков. В литературе можно встретить два взгляда на предпринимательскую культуру в дореволюционной России. В соответствии с первым, русское купечество отличалось кристальной честностью, взаимным доверием (сделки на десятки и сотни тысяч рублей закреплялись рукопожатием), ответственностью, инициативностью, цепким умом и знанием экономических условий, стремлением к культурным достижениям, проявлением национального самосознания (в более широком его понимании, чем «квасной патриотизм»).
Второй взгляд на традиции русского предпринимательства является прямо противоположным. Он, основываясь прежде всего на свидетельствах иностранцев, характеризует русских купцов как недобросовестных партнеров и закоренелых обманщиков. Непомерная страсть к обогащению, неразборчивость в средствах достижения богатства, деспотизм и невежество, особенно ярко выразившиеся в период «первоначального накопления» – вот те черты, которые длительное время, якобы, были характерны для русского предпринимательства. Именно они, благодаря пьесам А.Н.Островского, стали синонимом пресловутого «темного царства».
Кубанская промышленность, как и повсюду в России, зарождалась и развивалась на базе мелкотоварного производства. Основу последнего составляли кустарные промыслы, долгое время являвшиеся важнейшей частью экономики края. В Европейской России в это время мелкое промышленное производство удовлетворяло почти третью часть потребностей населения. На Кубани, где преобладало сельское хозяйство, оно имело еще большее значение.
С ростом зернового земледелия широкое распространение получило мукомольное производство. На Кубани в это время можно было встретить различные типы мельниц: от примитивных ручных до высокомеханизированных паровых. Много было водяных и ветряных мельниц. В XIX в. существовали мельницы разных форм собственности: мирские (принадлежавшие общине), казенные (государственные), монастырские, барские и, наконец, частные. Более дешевые и простые в постройке водяные мельницы фиксируются документально по крайней мере с XIII в., но исследователи предполагают и более раннее их бытование. Примерно с XVII в. распространяются ветряные мельницы (устраивавшиеся, как правило, крупными владельцами: монастырями, помещиками, казною). Помол на них более скор и тонок, отходов меньше, нет вынужденного перерыва в период ледостава (особенно длительного на Севере). Поэтому в XVII – XIX вв. ветряные мельницы постепенно вытесняют водяные. Такая мельница обычно была одна на несколько селений (обслуживая округу в 10-20 верст). Наряду с этим, продолжали существовать и водяные мельницы, которые под силу было построить крепкому домохозяину или нескольким крестьянам в складчину. Именно водяные чаще всего были частными, причем работал на них в качестве мельника сам хозяин и его родственники. Крупные и коллективные владельцы нанимали мельника со стороны.
Признанным центром мукомольного производства был Екатеринодар. В 80-х гг. XIX в. здесь было более 50 только механизированных мельниц. Крупнейшая из екатеринодарских мельниц принадлежала купцу А. М. Ерошову. На ней было установлено 4 паровых машины и трудились 54 наемных рабочих. Вообще, последняя четверть XIX в. была отмечена глубокими качественными изменениями в местной промышпенности. Начался активный переход от ремесленной мастерской (мануфактуры) к машинному фабричному производству. Таким было предпринимательство на Кубани в прошлом.
Я хочу познакомить с современным предпринимателем, создавшим миниагропромышленный комплекс с завершенным процессом переработки, начиная от закупки зерна и заканчивая выходом готовой продукции.
Это Чепелев Николай Николаевич. Родился он в простой рабочей семье в 1963 году. Как и все, окончил школу, затем профессионально-техническое училище №43 в городе Лабинске. Служба в армии, работа на предприятиях города. Но с началом перестройки у Николая Николаевича появилась возможность создать собственное дело. В 1998 года организовано частное предприятие по переработке зерна и выпуску хлебобулочных и макаронных изделий. В течение месяца на предприятии перерабатывается до 100 тонн зерна. А начинался процесс с маленькой мини-мельницы, которую в 90-е годы одолжил предпринимателю «Московский мини-хлебопродукт», Николай Чепелев испробовал оборудование в домашних условиях. В сутки приходилось перемалывать до 600 кг зерна, а затем самим торговать на рынке. Постепенно стали развиваться, искать клиентов на муку, затем, рассчитав экономику производства, пришли к мнению, что необходимо создать свое предприятие с замкнутым процессом.
Сегодня ЧП «Чепелев» 14 лет. На предприятии трудятся 30 человек. В наличии имеются мельница, мини-пекарня, макаронная линия. Эффективно работает и недавно открытый кондитерский цех.( Приложение №1). Ассортимент хлебобулочных изделий порядка 15 наименований, и макаронных изделий в том же количестве. Предприятие имеет свою фирменную упаковку. Торговая марка муки и макаронных изделий появилась 3 года назад в связи с участием и представлением продукции предприятия на различных конкурсах и выставках.
Марке «Мука Чепелева» 14 лет, славится она в Северной и Южной Осетии еще со времени начала бизнеса Николая Николаевича. Макароны «Солнечные» известны потребителям всего Краснодарского края. Пекарня, под названием «Пекарня Чепелева», в сутки выпускает хлебобулочных изделий в пределах 1 тонны, и макарон в том же объеме.
- В жизни должен быть стимул, - считает Николай Чепелев. - Нет стимула - нет движения, должны быть поставлены цели и задачи. Я когда-то торговал на рынке кормами, мукой, тогда-то и пришла мысль самому создавать и выпускать муку. Начинал на Пензенском оборудовании, нужен был технолог, который хорошо знал бы производство, сегодня это наша гордость - технолог Павел Коровкин, он любит свою работу и профессионал в своем деле. У нас семейный бизнес. Все мои племянники - мои заместители и помощники. Чепелев Алексей заведует хлебным цехом, Чепелев Сергей заведует мельницей, Геннадий Полорезов заведует макаронным цехом, зять Крупенин Владимир заведует кондитерским цехом.
Всегда рядом с Николаем Николаевичем его бессменный помощник, друг - жена Ирина Ивановна. Она прошла вместе с ним весь путь от начала бизнеса до сегодняшних дней.
Труд по переработке зерна и производству хлеба - это труд тяжелый. К сожалению, многие факторы влияют на производство. Дорожает зерно, бензин, солярка, энергоносители, но цена хлеба остается прежней. Кто работает в этой сфере, знает, как нелегко бывает удержаться на плаву, иногда приходится срабатывать в убыток, чтобы не потерять клиентов. Ведь хлеб - это самый главный продукт питания, который необходим каждому человеку.
- Мы можем и хотим серьезно развиваться, в производстве хлебобулочных изделий можно сотворить много интересного, качественного и вкусного, но без финансовых вливаний это невозможно, - рассказывает Николай Чепелев. - Сегодня банки предоставляют кредиты с невыгодными процентными ставками для развития любого бизнеса. Если они предложат другие условия кредитования, которые устроили бы обе стороны, уверен, все мы смогли бы пережить любой экономический кризис, и он нам был бы не страшен, как для производителей, так и для потребителей.
Как и во всех предприятиях, в ЧП «Чепелев» проводятся плановые проверки проверяющих структур. Николай Николаевич с гордостью говорит о том, что все структуры, которые проводят проверки, всегда только хвалят их предприятие и приводят в пример. Для работников созданы самые лучшие условия труда, поэтому нет никаких нареканий.
ЧП «Чепелев» работает только на ценных сортах зерна 3 класса, которое выращивается непосредственно под производство предприятия.
- Это «коронка» с самого начала нашего бизнеса, - делится Николай Чепелев. - Например, Новокубанский район сеет пшеницу под наши объемы и качество. Считаю, что это разумный подход. Денежный расчет ведется на момент продажи. Для нас качество зерна - это прежде всего. Сегодня качественный продукт - это главный приоритет на российском рынке.
Чуть больше года назад предприятие запустило макаронную линию, весь год работали в убыток, так как продукция была неизвестна потребителям. А на сегодняшний день ситуация изменилась. Макароны | марки «Солнечные» известны по всему краю своим качеством. Работники макаронной линии уже сами могут себя обрабатывать, обеспечить себя заработной платой, а также выделить средства на дальнейшее усовершенствование макаронных изделий. Приобретаются новые матрицы, которые дают возможность выпуска макарон различных форм. Ведь в этом бизнесе всегда нужно что-то новенькое, необходимо расширять ассортимент. Спрос рождает предложение. Раз в месяц на предприятие приглашаются технологи из города Краснодара и проводятся мастер-классы для повышения квалификации и обновления знаний технологов предприятия
- Сегодня государство должно поддержать своих производителей, - считает Николай Чепелев, - на Кубани люди трудолюбивые. В связи с создавшейся ситуацией в стране и в мире в целом я уже сегодня задумываюсь о том, как работать в следующем сезоне.
У сегодняшних предпринимателей свои трудности, проблемы, вопросы. Приходится отдавать продукцию под реализацию, так как у людей нет возможности расплатиться сразу. Сегодня банки предоставляют кредиты с невыгодными процентными ставками для развития любого бизнеса. Если они предложат другие условия кредитования, которые устроили бы обе стороны, предприниматели смогли бы пережить любой экономический кризис, и он был бы не страшен как для производителей, так и для потребителей.
Предприниматели считают, что наши банки должны найти индивидуальный подход к каждому производству. Есть идеи, которые хочется воплотить в жизнь, реализовать, и при государственной поддержке люди смогут работать во благо своего государства и народа.
«Залог успеха — это здоровье, стимул, любовь к своему делу» - кредо Николая Чепелева. Главную роль в организации торговли и промышленности играет «предприниматель». Какой же он, современный предприниматель? Наблюдая за работой Чепелева Н.Н., я увидел, как Николай Николаевич определяет, направляет и контролирует деятельность своего предприятия, ориентированного непосредственно на рынок с целью получения прибыли. Пользуясь рыночными методами, современный предприниматель мобилизует ресурсы, стремится обеспечить их эффективность, реализует достижения научно-технического прогресса, находит новые источники сырья и рынки сбыта, новые формы организации труда и производства. Кроме того, Чепелев Н.Н. выступает как работодатель: он предоставляет рабочие места, тем самым, давая простым людям возможность заработать деньги, чтобы прокормить и себя и свою семью. Между предпринимателем и его работниками устанавливаются иного рода отношения: первый - хозяин промышленного заведения, второй - его подчиненный, производящий главную ценность на земле - хлеб..
Лавовая лампа
Почта
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Марши для детей в классической музыке
Как нарисовать зайчика