Работа посвящена изучению творчества писателя - земляка, живущего вп. Борисоглебский Ярославской области. Дополнением к работе является аннотация последнего романа писателя "Толерантность".
Вложение | Размер |
---|---|
greshnevikov_issledovatelskaya_rabota.doc | 99.5 КБ |
ХXI областной конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся – участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»
СЕКЦИЯ «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
«Живое чувство Родины в творчестве писателя Анатолия Николаевича Грешневикова.
Исследовательская работа
Выполнена ученицей
11 класса МОУ Андреевская СОШ
Борисоглебского района Ярославской области
Кудрявцевой Анастасией Евгеньевной
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
МОУ Андреевская СОШ
Борисоглебского района Ярославской области,
высшая квалификационная категория
Борисенко Людмила Владимировна.
г. Ярославль, 2013
ПЛАН РАБОТЫ
Введение 1 стр.
1 Живое чувство Родины в творчестве писателя Анатолия Николаевича Грешневикова
1.1.Факты биографии А.Н. Грешневикова 2 стр.
1.2.Характер. 2 стр.
2.Экология.
2.1.Экология – вторая религия. 3 стр.
2.2.Серия книг «Эра экологического апокалипсиса» 4 стр.
А) «Уходит почва из-под ног» 4 стр.
Б) «Зов Арктики» 5 стр.
В) «Ёлки-палки – лес пустой» 6 стр.
Г) «Боевые дельфины и ринговые собаки»,
«В продаже бобры, тигры, соколы» 6 стр.
Д) «Каспий в сетях браконьеров» 7 стр.
3. Литературные труды 8 стр.
4. Признание. 8 стр.
Заключение 9 стр.
Примечания 9 стр.
Приложения
Введение
Имя Анатолия Николаевича Грешневикова практически все люди связывают со словами Депутат Государственной Думы, поскольку этот человек шестой раз избран в Федеральное собрание. В кабинете литературы в нашей школе целая полка разных книг, автором которых является писатель Анатолий Грешневиков. Прочитав некоторые из них, я увидела, что Анатолия Николаевича интересует история борисоглебского края и малоизвестные страницы российской истории, он пишет об экологическом апокалипсисе, рассказывает о людях, смыслом жизни которых стало творчество. Я прочитала его последний роман «Толерантность», повествующий о трагической судьбе русской семьи, столкнувшейся с чужой культурой, иными нравственными ценностями и пытающейся терпеливо выжить в продажном и бездуховном мире.
Свою исследовательскую работу я назвала «Живое чувство Родины в творчестве Анатолия Николаевича Грешневикова» так, как называется книга о писателе, изданная в 2006 году издательством «Рыбинское подворье».
Далее я выстроила следующую гипотезу: наша Борисоглебская земля вдохновляет на творчество. Писатель Грешневиков за свою творческую жизнь собрал огромное количество материала о родной земле, людях, милых сердцу сельского человека вещах: колодце, роднике, русской печи. Он притянул сюда и влюбил в нашу борисоглебскую землю своего учителя и писателя Анатолия Онегова, публициста Ивана Васильева, семью художников Стекольщиковых и много других известных и не очень известных людей. Духовное богатство нации, традиции, обряды и многое другое в центре внимания писателя Грешневикова, который пытается зажечь читателей идеей памяти о прошлом, верности традиции, истории Отечества.
Цели данной работы:
Задачи исследования:
А.Н. Грешневикова.
Во время написания работы были использованы следующие методы исследования:
Живое чувство Родины в творчестве писателя
Анатолия Николаевича Грешневикова
1.1Факты биографии А.Н. Грешневикова
«Родился Анатолий Николаевич 29 августа 1956 года в деревне Краснодубровской Завьяловского района Алтайского края, а детские годы провел в деревне Редкошово Борисоглебского района Ярославской области, куда переехал вместе с родителями. В конце 60-х годов в течение пяти лет руководил знаменитой школьной Зеленой республикой. В 1971 году закончил Угличское часовое училище, затем работал на Угличском часовом заводе «Чайка», отслужил в армии в рядах ВВС в составе Западной группы войск. В 1982 году окончил Ленинградский государственный университет им. Жданова по специальности «журналистика». Вернулся домой в родной Борисоглеб и стал журналистом Борисоглебской районной газеты «Новое время». Избирался народным депутатом Ярославского областного Совета, народным депутатом РСФСР, членом Верховного Совета, членом комитета Верховного Совета по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов. 12 декабря 1993 года был избран депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, а сейчас является депутатом Государственной Думы уже шестой созыв.» (1) Это скупые строки, опубликованные в Интернете, но за ними интересная и непростая жизнь. Какой же это человек Анатолий Николаевич Грешневиков?
1.2.Характер.
Член Союза писателей России Александр Шпиякин написал о характере своего друга: «Есть люди, около которых чувствуешь себя спокойно. Таков Анатолий Грешневиков. Таковы герои его книги «Копье Пересвета» - Пересвет, Палицын, Елисеевы. Кстати, материал по истории героев борисоглебских сел и деревень для этой книги он собирал двадцать лет. Это говорит о характере, о целеустремленности. В двенадцать лет он написал первую свою повесть, и тогда уже знал, что станет писателем. К одной из первых его книг «Жар русской печи» предисловие с добрыми словами об авторе написал выдающийся публицист, писатель, лауреат Ленинской и государственных премий Иван Васильев. Однако самая главная черта его характера, на мой взгляд, это надежность. Целый отряд его друзей может это подтвердить. Они всегда уверены в нем, надеются на него... И он никого ни разу не подвел. То ли это влюбчивость, то ли привязанность, то ли особая благодарность за дружбу. Ему десять лет настойчиво советовали не дружить и не писать о художнике-умельце из села Березники А. Г. Пичугине, сидевшем и в фашистских, и в сталинских лагерях. Но он писал о нем, возил к нему детишек, журналистов и друзей до той поры, пока самобытный художник не стал известностью. Он помогал борисоглебскому поэту Константину Васильеву издаваться, ездить на поэтические семинары, возил его стихи в столичные журналы, давал ему чистую бумагу, деньги, книги... И делал это ради одного, чтобы тот писал. Он дошел до министра печати, чтобы тот дал деньги на фильм о писателе Василии Белове. Он заставил президента обратить внимание на проблемы оркестра народных инструментов имени Осипова. В юности он переписал от руки все книги Солоухина... А когда они познакомились лично, то перед смертью великого писателя он исполнил его последнюю волю - привез моченую бруснику. Нет, недаром в думском кабинете у Грешневикова стоит подарок от руководителя оркестра народных инструментов Н. Н. Калинина - минерал с Земли Франца-Иосифа, на котором написано: «Слабые уходят - сильные остаются!»(2)
2. ЭКОЛОГИЯ.
2.1Экология –вторая религия.
Он демонстрирует завидное постоянство. В детстве руководил «Зеленой республикой», в юности был активистом «зеленой дружины», а сейчас - заместитель председателя по экологии Государственной думы России. Экология для него - вторая религия. Первая - православие. Вера у него от бабушки, с детства. Это сегодня модно называть себя православным. А тогда... В детстве Грешневиков написал письмо в ЦК КПСС генеральному секретарю Брежневу Л.И. в защиту учительницы, которую уволили из школы за то, что она окрестила в церкви своего ребенка. Приезжала комиссия из Москвы, деревенского мальчишку спас возраст. Ещё он организовал в Борисоглебе товарищество «Родники России», и выводил в партийные времена интеллигенцию поселка и даже комсомольцев на восстановление местного древнего монастыря; добивался передачи его православной церкви и подарил большое количество икон первому настоятелю, отцу Александру, тех икон, что ему удалось сохранить в деревне, собрать в командировках. Экология сегодня в моде. Только вот в Думе, кроме него, и некому выступить в защиту леса, осетра, животных. Одни думские коллеги шутят, когда он идет к трибуне, произнося слова - опять, мол, про птичек и букашек будет говорить, другие посмеиваются, когда он после работы собирает листы бумаги в зале... После заседаний на депутатских столах остается много лишней бумаги, не исписанной с другой стороны. Она предназначена для уничтожения. А ему жалко, ведь на этой бумаге, если ее перевернуть, то можно еще писать, и тогда не надо будет вырубать много деревьев для изготовления новой бумаги!..
2.2 Серия книг «Эра экологического апокалипсиса»
В 2001-2003 годах вышла серия книг «Эра экологического апокалипсиса».
В книге «Уходит почва из-под ног» автор предстает ярко в двух своих ипостасях - и как эколог, и как депутат, рассказывая о борьбе за принятие закона об охране почв. Цифры, приводимые Анатолием Николаевичем, потрясают. За последние 20 лет Россия потеряла 40 миллионов гектаров пашни! Все эти годы экологи требовали от политиков внимательного отношения к проблемам охраны почв, но так и остались неуслышанными. Высокопоставленных чиновников не призвал к совести и действию даже тот факт, что за эти 20 лет ущерб государству от потери площадей почв составил около 420 миллиардов долларов США... Инициаторами разработки закона «О плодородии и охране почв» выступил комитет по экологии Государственной думы России, заместителем председателя которого является Анатолий Грешневиков. Ежегодные потери почв сельхозугодий составляют более полутора миллиардов тонн плодородного слоя, а рост оврагов достигает 80 - 100 тысяч гектаров.. Огромные территории страны - около 100 млн. га в пределах 35 субъектов Российской Федерации - занимают районы, подверженные опустыниванию и засухам. Нигде в мире так безответственно не относятся к охране почв, как в России. У нас они находятся в безобразном состоянии. В какой еще стране содержание гумуса снизилось за столетие на 25 - 30 процентов. В России практически не осталось черноземов. Представители Всемирной организации здравоохранения подсчитали, что 70 процентов загрязнения в организм человека поступает с пищевыми продуктами из загрязненной почвы, 20 - через воздух и 10 процентов - через воду.(3) Политику чиновников в отношении почв надо незамедлительно менять. Анатолий Грешневиков продолжает активно бороться за принятие этого важнейшего закона.
В книге «Зов Арктики» Анатолий Грешневиков размышляет над тем, как случилось, что северные территории стали для России обузой. До недавнего времени развитие Арктики шло за счет экономического роста, и только в тех регионах, где велась разработка и добыча полезных ископаемых. В итоге стали разрушаться традиционное природопользование, быт народов Севера. При умелом хозяйствовании, подчеркивает Анатолий Грешневиков, при поддержке местных промыслов и ремесел, развития международного экологического туризма Арктический регион мог бы процветать, как, например, Кувейт. Почему россияне не задерживаются на северных территориях, а у зарубежных гостей заметен подъем интереса к русскому Северу? Причина - природные ресурсы. Именно они никогда не давали покоя нашим соседям. О проблемах Арктики Анатолий Николаевич знает не понаслышке, он увлеченно рассказывает о своих встречах на этой чудесной земле. Первая содержательная беседа состоялась у Грешневикова в Таймырском заповеднике с экологами из Франции, Голландии, Норвегии, Германии, прибывшими в Хатангу не только в поисках решения экологических проблем, но и ради развития экологического туризма. У нас в России к развитию экологического туризма в Арктике никто из политиков и предпринимателей еще и не приступал. Иностранцы же в этом преуспели. (4)Француз Бернар Бюиг и гостиницу в Хатанге отремонтировал, и палаточный городок на Северном полюсе содержит, и авиарейсами на Ледовый аэродром командует, и нашим летчикам зарплату платит. Создал в Хатанге музей «Таймырский мамонт» и пригласил сюда палеонтологов со всего мира. В последнее время иностранцы стали подбираться к острову Врангеля. Американцы просят сдать им его в аренду на сто лет. В качестве аргументов вновь звучат экологические мотивы. Только вот вряд ли, считает полярник Владимир Кошелев, нареченный губернатором острова Врангель, через сто лет они захотят вернуть России этот уникальный остров, Аляску-то не вернули. Грешневиков не только размышляет о судьбах русского Севера, но и предпринимает конкретные действия для его спасения. Перспективы развития российского Севера станут реальными, когда современные политики перестанут воспринимать этот регион как пустынную территорию, перестанут делать ставку на вахтовый метод работы. Приехал, выкачал нефть, добыл алмазы и уехал. Депутат предлагает пути развития экологического туризма в Арктике. Здесь он говорит не только как эколог, но и как романтик и путешественник. Арктика и Север - это наша земля, это треть России, подчеркивает писатель-патриот. И национальные интересы для России святы, превыше всего.
Книгу «Елки-палки, лес пустой» Анатолий Грешневиков начинает с экологической победы, одержанной после усиленной борьбы с чиновниками. В феврале 1998 года в лесной политике России произошел первый случай, когда экологи подали в суд на федеральное правительство и суд удовлетворил иск, признав правительственные лесные постановления незаконными. Инициатива депутатов комитета по экологии Государственной думы РФ совместно с юристами «Экоюриса» создавала прецедент. Теперь и простым гражданам была открыта дорога в суд - защищать и российские леса, и свое конституционное право на благоприятную окружающую среду. Анатолий Николаевич давно бьет тревогу по поводу судьбы русского леса. В журнале «Новый мир» он опубликовал очерк «Сводки с лесного фронта». Вышла его книга с предостерегающим названием «Казнь русского леса». Но министры за пнями не видят леса. Ликвидирована федеральная служба лесного хозяйства России вместе с Госкомэкологией России. Анатолий Николаевич приводит вопиющие цифры, свидетельствующие о том, как жестоко вырубаются леса по всей России. Как остановить этот губительный процесс, об этом написано в книге. (5) Автора волнует, когда же Россия научится торговать лесом не по низким ценам, не кругляком, а пиломатериалами и мебелью? Когда страна заработанные на лесе деньги пустит на подъем лесопромышленного комплекса?
Важнейшая тема гуманного отношения к животным и проблема подпольного бизнеса по торговле редкими животными и растениями затрагиваются в двух книгах серии «Боевые дельфины и ринговые собаки» и «В продаже бобры, тигры, соколы». Обязать человека любить природу закон не может. Автор приводит многочисленные примеры жестокого обращения с животными. Свою злость человек способен выместить на животном. Как это сделал пенсионер из Рыбинска. Из желания потрепать нервы своей соседке он повесил ее любимую кошечку на заборе, а затем забил насмерть. Соседка подала в суд, и пенсионер был признан виновным в жестоком обращении с животным. Это редкий случай, когда суд сумел доказать вину садиста. Известны случаи, когда человек выращивает собаку, сокола, змею намеренно злыми, чтобы в один удобный момент натравить их на другого человека и животного. Если человек обвешивает собаку гранатами и посылает ее под танк, если вешает на дельфина магнитную мину и дает ему задание атаковать подводную лодку, то вряд ли в таком обществе законы добра и гуманизма возьмут верх над законами зла и жестокости. В конце двадцатого века природа стала объектом купли- продажи. Анатолий Николаевич называет дикими услугами и торговлю животными, и гладиаторские поединки с животными. А сам этот бизнес негуманным, уродливым. В книге «В продаже бобры, тигры, соколы» Анатолий Грешневиков рассказывает о масштабах подпольного бизнеса по торговле редкими животными и птицами. На таможне автор беседовал с контрабандистами. На продаже одного сокола-балобана можно заработать 20 - 30 тысяч долларов. Контрабанда объектами дикой природы поставлена в стране на широкую ногу. Между тем на территории Казахстана осталось всего около 400 соколов-балобанов. Грешневикову доводилось вместе с охотинспекторами отбивать у браконьеров темных и серых кречетов. Но вот увидеть белого кречета не пришлось.(6) По подсчетам орнитологов, белых кречетов осталось в мире не более десяти. Цена на такую редкую птицу колеблется от 40 до 500 тысяч долларов. Грешневиков не может спокойно смотреть на это надругательство над живой природой и ее хищническое истребление и борется за принятие законов, которые бы покончили с негуманным отношением к живой природе.
В книге «Каспий в сетях браконьеров» автор задается вопросом, не ожидает ли Каспий судьба мертвого моря?(7) Каспийское море на грани экологической катастрофы. Россия была изначально против раздела Каспийского моря на национальные сектора. Именно Россия предлагала соседям конвенцию общего пользования водой Каспия и общего пользования минеральными ресурсами его дна. И только Иран решил разделить позицию России. Отсутствие должного государственного внимания к проблемам охраны биоресурсов Каспия сразу почувствовала осетровая мафия. Осетровое стадо уничтожается только ради икры, и оно сократилось на Каспии за последние двадцать лет на 70 процентов. Грешневиков считает, что именно осетр пострадал больше всего от развала Советского Союза и промедления с принятием правового статуса моря. Кроме того, здесь уничтожены почти все естественные нерестилища белуги, другой рыбы, сократилась вдвое численность каспийского тюленя. Страсти вокруг Каспия так накалились, что определение его юридического статуса отошло на второй план. Потенциальные претенденты на каспийскую нефть, в первую очередь американские компании, затем японские, турецкие, оттеснили Россию. Грешневикова чрезвычайно беспокоит то, что политики и нефтяники напрочь забыли про отношение к Каспию как к единому природному объекту. Грешневиков убежден, что настало время законом объявить всю территорию Каспия морским заповедником. По сути, море таковым давно и является. Анатолий Грешневиков считает, что не только Россия, но и другие прикаспийские страны должны незамедлительно принять участие в создании единой схемы управления как процессами биосферы, так и контроля за сохранением природы Каспия. Книги Грешневикова в серии «Эра экологического апокалипсиса» интересны широкому кругу - их полезно почитать и политикам, и экологам, и людям, которых независимо от профессии интересует, кто и как распоряжается природными богатствами Родины. Небольшие по объему, они несут много ценной информации. Думаю, что они могли бы быть очень хорошим пособием на уроках экологии в школе. Познакомившись с огромной масштабной работой Грешневикова в Государственной думе, с его законодательными инициативами в области охраны природы, веришь, что не все решают политические игры и экономические интересы. Голос эколога звучит сильно и ярко, как колокол, как набат, призывающий и нас неравнодушно относиться к судьбе родной земли. И его невозможно не услышать.
3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРУДЫ
Грешневиков понимает, что труд писателя ограничен во времени. А успеть написать надо о многом - книги о русской избе, о творческом и жизненном пути Василия Белова, об уникальной экосистеме болотных угодий и т.д. У него уже издано более двух десятков книг. Опубликованы и школьная повесть, и студенческий роман. Экологические журналы печатают его так охотно, что он не успевает писать, и журналы вынуждены ждать. Академик М. Лемешев считает его талантливейшим публицистом, недавний министр экологии В. Данилов-Данильян написал о нем, что он единственный сегодня эколог-парламентарий... А скупой на похвалу великий А.И. Солженицын подарил ему свою книгу и написал весьма искренние слова: «Анатолию Николаевичу Грешневикову с сочувствием и восхищением его активностью в защите русской природы». Как мне стало известно из разговора с Анатолием Николаевичем, супруга ушедшего из жизни писателя Наталья Дмитриевна Солженицына поддерживает с нашим земляком дружеское общение, Анатолий Николаевич бывает в семье в гостях.
4.ПРИЗНАНИЕ
Быть награжденным таким большим и разнообразным количеством орденов и медалей может только настоящий подвижник. За большой вклад в развитие отечественной культуры он награжден государственной медалью «В память 850-летия Москвы», знаком имени А. С. Пушкина. Работа над экологическим законодательством отмечена международным Зеленым крестом. Его природоохранная деятельность поощрена медалью «За охрану природы». У него десяток уникальных медалей - от президента Сербии, от художников России, от кинодокументалистов. За восстановление православных святынь патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил его святым орденом князя Даниила Московского. Есть у него награды от лесников, книголюбов, орнитологов, спортсменов, от большого количества военно-патриотических и православных организаций, историко-краеведческих, природоохранных и трезвеннических обществ. Однако в работе Анатолия Николаевича главное все же не стремление к наградам... Если он берется за какую-то работу, то делает ее с любовью, профессионально, ответственно.
Заключение.
Общение с каждым новым человеком даёт что-то новое. А если человек этот имеет большой жизненный опыт, многое пережил, прочувствовал, обдумал, общение с ним просто бесценно.
Познакомившись с огромной масштабной работой Грешневикова в Государственной Думе, с его законодательными инициативами в области охраны природы, веришь, что не всё решают политические игры и экономические интересы. Голос эколога звучит сильно и ярко, как колокол, как набат, призывающий и нас неравнодушно относиться к судьбе родной земли. И его невозможно не услышать.
Считаю, что я в своём исследовании выполнила поставленные задачи, но работу по анализу произведений писателя продолжу. Хочу прочитать книгу «Жизнь как творчество» и поразмышлять над романом «Толерантность».
Приложение
к работе на тему: «Живое чувство Родины в творчестве писателя Анатолия Николаевича Грешневикова» Кудрявцевой Анастасии, обучающейся Андреевской СОШ Борисоглебского муниципального района.
Анализ романа Анатолия Грешневикова «Толерантность»
(Рыбинск: Рыбинское подворье, 2013.-272 с.)
Содержание романа.
В основе романа повествование о русской семье Николая Степановича и Ольги Владимировны Мазаевых. Судьба свела их в далёкой таёжной экспедиции, где Мазаев работал геологом, а Ольга Владимировна «стряпала наваристую уху из тайменя». В Сибири родились две дочери, ждали третьего ребёнка (очень хотелось сына-наследника), но родилась Маша, правда, уже в Москве, поскольку Николая Степановича повысили по работе. «Ей и достались уроки опытного геолога», так как сын всё же родился, но его увлекли компьютеры, а тайга совсем не манила. В срочные экспедиции с отцом с удовольствием отправлялась Маша: ей нравились неторопливые беседы у костра о походах, о рыбалке, о минералах…
В свой 18-й день рождения в родном московском дворике Маша, студентка училища культуры, столкнулась с тем, что называется вандализмом. Из освободившейся после смерти пожилой женщины-библиотекаря квартиры новый жилец, по имени Анзор, вышвыривал прямо на улицу сначала её книги, а затем мебель. «Великий Куприн, а ещё Шмелёв, Бунин, Короленко, Лермонтов, Есенин, Лесков…» Эти имена заставляют чьё-то сердце учащенно биться от счастья чтения интересной книги, а кто-то торжествует от удачи избавиться от ненужных предметов.
С этого памятного дня и начнется цепь неприятностей и трагедий не только в семье Мазаевых. Беда придёт и к соседям по дому, и по родному уютному двору.
Разбойный поступок Анзора Мамедова по уничтожению книг был лишь началом беспредела, который устроил он со своими друзьями. Для молодых людей его типа смыслом жизни являются деньги, добываемые даже ценой человеческой жизни. Их не волнуют чувства окружающих людей, они не ценят достояния культуры. Танцы, вино, громкая музыка, словом, шумная дискотека – таково содержание каждого их вечера. Этому пустому времяпровождению новоиспеченных жильцов автор противопоставляет редкие праздники в семье Мазаевых, где главным было общение, раскрывающее каждого человека с интересной стороны, поскольку участники застолья старались рассказать о том, о чем никто не ведал. Такой процесс объединял, обогащал, принуждал творчески думать. Участники доброжелательной команды друзей «пели, шутили, травили анекдоты, брызгали шампанским, бренчали по очереди на гитаре». Чужая громкая музыка, под которую развлекалась каждый вечер компания Анзора, не только мешала учить вечерами лекции, но испортила 18-летний юбилей Маши.
В полицейском участке, куда был приглашен Николай Степанович Мазаев, майор Акбердин настоятельно уговаривал не противиться развитию малого бизнеса и согласиться на строительство магазина в их дворе предпринимателем Анзором Мамедовым. В зеленом уютном дворике, где каждое дерево памятно обитателям домов, предлагалось уничтожить часть насаждений и построить очередную шашлычную, ларек с пивом и водкой. Как оказалось, только Мазаев да ветеран Великой Отечественной войны Иван Никодимыч упорно возражали против строительства, остальные жильцы, также не желавшие видеть под окнами дома ларёк и мусор, уже уступили после настойчивых уговоров, а чаще угроз Анзора. Слова Анзора не расходились с делом: через некоторое время был найден мертвым добрейший пёс Верный, хозяином которого был ветеран войны, затем были украдены боевые ордена и медали из квартиры Ивана Никодимыча, вскоре странная смерть при невыясненных обстоятельствах постигла и самого упрямого старика-ветерана.
Безжалостная техника выкорчевала часть деревьев, расчищая площадку под магазин. Погибли и рябинка, посаженная машиной бабушкой, и берёза, привезённая с поля боя Иваном Никодимычем, где погиб его боевой друг, офицер-танкист Зиновий Колобанов, уничтоживший в одном бою сразу 22 фашистских танка. Люди смирились и привыкли (или только делали вид) к существованию шашлычной в их дворе. Однако в больнице оказался парнишка из соседнего дома, которого туда привезли в наркотическом дурмане. Он признался, что травку купил в магазине Анзора. Блюститель порядка майор Акбердин заявил, что заявление мать зря написала, так как нет свидетелей покупки наркотиков именно в этом магазине.
Возомнивший себя хозяином жизни Анзор Мамедов, став заместителем председателя Товарищества собственников жилья, сумел завладеть квартирой ветерана войны Ивана Никодимыча, якобы задолжавшего управляющей компании огромную сумму за коммунальные услуги. Его друг, бывший уголовник, Сабир, и другие подельники постепенно приобретали квартиры в соседних домах. В них заселялись не совсем опрятные смуглые женщины с оравами наглых ребятишек. Старушки перестали собираться в парке на лавочках, жильцы вторых этажей ставили решетки на окна, так как участились случаи проникновения в квартиры.
Во время обхода квартир старшая дочь Мазаевых Лиза, собиравшая подписи жильцов против липового ТСЖ, встретилась с бандитами Анзором и Сабиром. Разъярённый Сабир сильно толкнул девушку, от удара о бетонную стену она умерла. Подельники сумели скрыть следы этого нелепого преступления. Сабиру не было тридцати лет, а на его счету уже значилось несколько убитых парней и девушек.
Одно преступление влечет за собой другое. Николай Степанович Мазаев догадывался, где надо искать пропавшую дочь Лизу. Встреча с бандитами и для него закончилась трагически.
Анзор решил замести следы убийств и покинуть город раз и навсегда. Однако напоследок ему удалось осуществить коварный план похищения давно нравившейся ему Маши Мазаевой. Он примчался в аэропорт встретить девушку, вернувшуюся с фестиваля в Болгарии. Только в машине Маша узнала, что похищена.
Несколько месяцев провела Маша в неволе. Анзору очень хотелось похвастаться перед друзьями своей красавицей, поэтому он заключил с Машей пари, если на вечеринке она перепляшет его в танце, то Анзор отпустит её. Именно лезгинку она показывала на фестивале в Болгарии, поэтому была в себе уверена. Но Анзор и не собирался выполнить свое обещание.
Дедушка Анзора Хасан, видевший Машу в Москве и гостеприимно принятый ею когда-то в её квартире, от подонка Сабира узнал всю правду о своём внуке. Он, как истинный кавказец, по законам гор, поступил решительно и справедливо. Дед Хасан пресек попытку Сабира расправиться с ненавистными ему людьми. Кинжал деда Хасана обагрился кровью преступника.
Маша с младшим братом Максимом поселилась в костромской деревне своего деда Степана, она с трудом переживала смерть близких родных людей: родителей и сестры Лизы.
В конце романа дед Хасан привозит в деревню Маше ключи от квартир Лизы и Анзора, пытаясь хоть как-то загладить вину своего непутевого внука. Девушке безразличен этот дорогой подарок, потому что жизнь в чужом городе, где царит произвол и беззаконие, ей кажется пустой и бессмысленной.
Проблематика романа «Толерантность».
Название романа говорит об очень важной черте людей, которая, на мой взгляд, формируется в современном обществе. «Толерантность» - терпимость к иного рода взглядам, привычкам, к иной культуре.
Сюжет романа основан на противопоставлении русской культуры, менталитета русского человека и культуры народов Кавказа. Автор подводит читателей к размышлениям о том, что культура каждого народа имеет право на существование. Мы видим характерное для русского человека гостеприимство и доверчивость, когда Маша, увидев в подъезде своего дома замерзшего деда Хасана, пригласила его в квартиру, накормила и согрела горячим чаем.
Духовность и традиции русской семьи показаны на примере Мазаевых, где главным является любовь и забота о родных и близких, их душевное спокойствие, нравственное здоровье. У Анзора Мамедова и его подельников нет родственников, хотя Анзору есть с кого брать пример. Дед Хасан имеет крепкую нравственную основу, ругает внука за поступки, которые поссорили их с русскими. Дедушка берет на себя право судить внука и совершает самосуд, который в настоящее время не приемлем мы, русские. Столкнувшись с чуждой культурой и традициями, тяжело пострадали члены семьи Мазаевых. Не выдержало сердце Ольги Владимировны, зверски убиты Николай Степанович и Лиза. Перенесла тяжесть жизни в неволе Маша. Её сестра Галя, оставшаяся в городе, с болью написала Маше в деревню, что соседи живут в страхе и побоялись в знак памяти о жертвах кавказцев зажечь ночью свет в своих квартирах.
Вечная проблема взаимоотношений отцов и детей также очень четко поставлена в романе. Доверительные отношения между родителями и детьми в семье Мазаевых позволяют им сохранять духовность и традиции, они любят друг друга, поэтому понимают все, что переживает каждый член семьи, готовы пожертвовать собственными благами ради родного человека. Например, Маша готова отдать деньги на квартиру Лизе, которые она долго копила для поездки на фестиваль в Болгарию.
Тема исторической памяти проходит перед читателем, когда ветеран Великой Отечественной войны Иван Никодимыч вспоминает подвиг офицера-танкиста Зиновия Колобанова, уничтожившего под Ленинградом в одном бою 22 фашистских танка. Циничным и безнравственным поступком можно считать действия преступников, которые выкрали награды Ивана Никодимыча. Разве ради таких моральных уродов сражались и погибали на фронте солдаты Великой Отечественной?
Одной из важных проблем романа можно считать проблему научного плагиата. Николай Степанович Мазаев увлечен минералами, которые стали делом его жизни. Он проводил научные исследования и опыты по созданию искусственных минералов. Не нашлось средств в его институте на проведение научных экспериментов, поэтому доверчивый ученый отправил свои разработки в Америку. В результате, как ему стало известно из СМИ, его разработками нагло воспользовались американцы и сообщили о якобы своем открытии метода создания искусственных минералов.
Возможно, в романе много совпадений, слишком утрированы события, преувеличен трагизм ситуаций, складывающихся в одной семье. Однако, как это ни печально, вымышленными эти события не кажутся. Слишком часто в СМИ сообщается о подобных явлениях, когда гастарбайтеры ведут себя неуважительно по отношению к людям, у которых они фактически находятся в гостях, совершают преступления, воруют, убивают и насилуют. В школах также увеличивается количество детей кавказской национальности, которые ведут себя довольно нагло.
Произведение заставляет задуматься над тем, как можно и нужно решать эти проблемы.
ПРИМЕЧАНИЯ:
(1)Интернет, Википедия.
(2)»Живое чувство Родины»- Рыбинское подворье, 2006, стр.30.
(3) «Уходит почва из-под ног»- Рыбинское подворье,2002, стр.56
(4) «Зов Арктики» -Рыбинское подворье, 2002, стр.
(5) «Елки-палки, лес пустой»- Рыбинское подворье, 2002, стр.6.
(6) «В продаже бобры, тигры, соколы»- Рыбинское подворье,2002. Стр.
(7) «Каспий в сетях браконьеров» -Рыбинское подворье, 2001, стр. 3.
Компас своими руками
Марши для детей в классической музыке
Осенняя паутина
Три коробки с орехами
Акварельные гвоздики