Исследовательская работа по одной из самых актуальных тем для школьников младшего возраста - здоровья ребёнка.
Вложение | Размер |
---|---|
gulyaeva_o._a._issledovatelskaya_rabota.zip | 511.01 КБ |
shkolnyy_portfel-.zip | 955.33 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «МБОУ СОШ №6»
Тема: «Правильный портфель»
Работу выполнила:
ученица 3-б класса МБОУ «СОШ №6»
Высоких Анастасия
Руководитель:
Гуляева Ольга Анатольевна
Краснокамск 2014 г.
Оглавление
Введение
Актуальность
Каждый учебный год начинается с нового учебного дня, новых друзей и новых школьных принадлежностей. Каждое лето, в конце августа, обычно вместе с мамой, мы отправляемся на «поиски» школьного портфеля. Времени на это уходит много, хочется найти необычный, не такой, как у всех, портфель. Я хочу красивый портфель, а мама говорит, что портфель должен соответствовать моему возрасту. При встрече 1 сентября вольно или невольно обращаешь внимание на портфели своих одноклассников. Они у всех такие разные: у кого-то ранцы, у кого-то сумки, у кого-то – рюкзаки. Многие ребята даже не знают, какой именно у них портфель, как он называется.
А каким должен быть «правильный» портфель? Мы решили найти и изучить информацию по этой проблеме, выслушать мнение врачей и исследовать портфели наших одноклассников.
Проблема состоит в недостаточности знаний о «правильном» школьном портфеле, в том, что в наших сумках и рюкзаках хранится много того, что вредит здоровью школьника.
Цель исследования: выяснить, соответствуют ли выбор портфеля и его вес возрасту и разработать памятку «Правильный портфель».
Задачи:
- изучить литературу и найти информацию в интернете по теме исследования;
- получить сведения о том, какое влияние портфель оказывает на здоровье школьника;
- подобрать рекомендации для одноклассников по выбору школьных принадлежностей и подготовки портфеля к учебному дню.
Гипотеза: если довести до учеников сведения о правилах выбора и сбора портфелей, то количество «правильных» портфелей в нашем классе увеличится.
Объект исследования: школьный портфель
Предмет исследования: здоровье школьника
Методы исследования: анализ, наблюдение, сбор информации, эксперимент
Участники исследования: обучающиеся 3-б класса МБОУ «СОШ №6»
Глава 1. Из истории школьного портфеля
Чтобы узнать значение слова «портфель» мы обратились к словарю.
Портфель ( из словаря Даля) – франц. большой бумажник, сумка для деловых либо частных бумаг или писем; | управленье министерством.
Вторая половина 20 века. Дети стараются выглядеть взрослее, стараются показаться самостоятельными. И в этом им помогает портфель. Простой школьный портфель. В те дни кожаные портфели стоили достаточно дорого, их стали шить из винила. Маленькие первоклашки с волнением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель. Они трепетно заполняли его новыми тетрадями, ручками и карандашами. Первое время ученики относились к портфелю бережно, гордо пронося его мимо малышей. Проходило немного времени, и предмет зависти и гордости превращался в обычную сумку для переноски тяжестей.
Мы рассмотрели репродукции двух картин – Ф. П. Решетникова «Опять двойка» и С. А. Григорьева «Вратарь». На первой картине видно, что помимо школьных принадлежностей в портфеле героя картины есть ещё и коньки. А на второй картине портфели используется как штанги футбольных ворот. Аналогичные ситуации можно наблюдать и в наши дни.
Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века, были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель её. На сгибах и изломах видна бумага. Это так называемый «коленкор», из которого шили портфели. [1- стр. 98]
Одновременно со школьной сумкой был ранец.
По словарю Ожегова, ранец – это жёсткая четырёхугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором. В словаре Ушакова слово «ранец» - сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину. У школьников – для книг и учебных принадлежностей, в армии – как часть походного снаряжения.[1- стр.265]
Для нас ранец - это чисто школьный предмет, а его вместе с названием – Ranzen занесли к нам наёмные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. И только через 150-200 лет слово перешло на ученическую сумку.
В семидесятые годы прошлого века ранцы и портфели изготавливали из дерматина и других, заменяющих кожу, материалов. В это время портфели стали более яркими и разноцветными. Это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Они не были особо разнообразными. Наличие внутренних карманов и отделений, а ещё цвет – вот то, что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был одинаковым.
В восьмидесятые годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками. А теперь это были вертикальные сумки с ремешком через плечо.
В наше время рынок предлагает огромное разнообразие как по форме и по цвету, так и по качеству и по материалу изготовления.
Вывод: История слова «портфель» начинается с 17 века, но именно как школьная сумка пришло это слово к нам в 19 веке. Если сравнить школьные портфели моих родителей и мой школьный портфель, то можно увидеть, что нынешние портфели более яркие, красивые, разнообразные по форме и цвету. Различаются они и по принадлежности к полу: у мальчиков более тёмные и строгие, у девочек более яркие и разноцветные. Отличаются портфели по качеству и материалу изготовления.
Глава 2. Основная часть
2.1 Как правильно выбрать портфель для школы?
Мнения врачей
Мнения специалистов из разных стран совпадают: школьные вещи лучше всего носить в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают ассиметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребёнка неправильную осанку.
Американские врачи и учителя решили уменьшить вес школьных ранцев, так как часто этот вес является непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Мнение американцев таково: их дети должны ходить на занятия налегке. В одних школах было принято решение закупить по 2 комплекта учебников, в других школах медики обучают ребят правильной осанке и способам предупреждения болей в спине.
В августе 1996 г. В Австрии было принято решение ограничить вес школьного портфеля – 10% от веса тела школьника.
В нашей стране для уменьшения нагрузки на ученика введены нормативы на вес рюкзака школьника в различных классах. Для того чтобы эти цифры могли стать реальностью, школам рекомендуется приобретать для каждого ученика два комплекта учебников: один — выдается на дом для подготовки к урокам, а второй хранится в классе.
Вес школьного портфеля
Класс | Максимально допустимый вес портфеля |
1-2-й | Не более 1,5 кг |
3-4-й | Не более 2,0 кг |
Какие болезни могут вызвать «неправильные» портфели? С этим вопросом мы обратились к медицинскому работнику нашей школы Соколовой Светлане Владимировне. После беседы сделали следующие выводы: основными заболеваниями могут быть:
Учёные провели ещё одно исследование и выяснили, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма это всё равно, как если взрослый человек будет носить каждый день на работу 15-20 кг.
Выбор портфеля
Мы поискали информацию по этому вопросу в Интернете и обнаружили много интересного. Важно правильно подобрать размер рюкзака. При выборе помнить следующее: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, низ – не должен быть ниже бёдер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч. Важно, чтобы задняя стенка ранца была уплотнена, не давая позвоночнику искривляться. Для учеников начальных классов лучше всего подойдёт рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Ещё нужно обратить внимание на материал, из которого сшит рюкзак. Чем он легче, тем легче будет его носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более лёгкие по весу. Обращаем внимание на то, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8 см шириной и хорошо подгоняться под рост и объём того, кто в дальнейшем этот рюкзак будет носить. Если ремни подобрать неправильно, они будут передавливать нервные окончания на плечах и руках, иногда вызывая их онемение.
Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы не чувствовались углы книг и тетрадей, чтобы они не впивались в спину.
Предлагают также использовать ремни для пояса или бёдер. Это нужно для снятия нагрузки с плеч. Лучше выбирать рюкзак, у которого несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Это нужно для того, чтобы равномерно распределить нагрузку. Плюс в том, что и порядка в таком портфеле больше, можно быстрее найти необходимые вещи.
Врачи убеждены: лучше всего для ученика начальных классов ранец на двух плечах, а не сумка через плечо или портфель. Когда покупаете портфель, взвесьте его в руке, прикиньте, не слишком ли он тяжёлый. Для учеников 3 класса вес портфеля вместе с учебными принадлежностями не должен превышать двух килограмм. Что касается ткани, то она должна быть плотной, пропитанной специальным, не пропускающим воду, раствором. Лучше выбирать портфель из того материала, который не потрескается в зимние морозы и не сильно запачкается.
Заглянем в будущее
Необычную информацию мы нашли среди данных интернета о том, что учёные из Тайваня создали группу, цель которой – помогать распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцев – компьютеров. Их задача - объединить в себе школьные учебники, тетради, дневники, всё другое, что необходимо для учёбы. Есть предположения, что такие ранцы идут на смену обычным печатным учебникам. Их преимущества не столько в массе ( планшетный ПК имеет массу лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что это будет новая среда обучения. Ученики смогут легко и быстро обмениваться между собой любой, сохранённой в «рюкзаке», информацией.
Мы ждём такой чудо-ранец, ведь мы живём в веке новых технологий.
2.2. Результаты исследования
Прежде чем приступить к работе, мы составили план исследования:
ШАГ 1 Вес учеников 3-б класса
№ п/п | ФИ ученика | Вес (кг) |
1 | Болотова Екатерина | 31,45 |
2 | Борисенко Любовь | 38,5 |
3 | Вдовин Михаил | 34,1 |
4 | Высоких Анастасия | 24,8 |
5 | Галушко Ангелина | 25,75 |
6 | Десяткова Алена | 53 |
7 | Достовалов Денис | 28,15 |
8 | Дружинин Артём | 32,5 |
9 | Кудымов Максим | 38,5 |
10 | Лапаев Богдан | 32,3 |
11 | Луттиев Тимофей | 24,7 |
12 | Маслов Валерий | 38,7 |
13 | Новожилова Вера | 29,75 |
14 | Перепелица Даниил | 47,3 |
15 | Рожнев Артём | 25 |
16 | Сединин Никита | 26,65 |
17 | Слудянин Артём | 26 |
18 | Соболева Екатерина | 33,9 |
19 | Сурин Данил | 36,8 |
20 | Хлобыстов Евгений | 32,9 |
ШАГ 2 Мы взвешивали портфели одноклассников в течение недели в соответствии с расписанием уроков. / Приложение 2 /
ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Рожнев Артём. Вес его портфеля – 950 г.
ШАГ 3 Соответствие портфелей 3-б класса гигиеническим нормам:
Результаты нашего исследования:
Соответствие норме – 4 чел. – 20 %
Не соответствуют норме – 16 чел. - 80 %
Это результаты по средним данным за неделю.
Если же взять за основу требование: вес не должен превышать 10% от веса ребёнка, то мы получили следующие результаты:
По программе «Школа 2100» вес учебников соответствует норме – не более 300 г.
В ходе исследования мы сделали вывод: многие портфели нашего класса по массе больше нормы. В чём же причина? Мы попросили ребят вынуть всё содержимое портфелей. 9 человек из класса принесли учебники, которые в этот день не нужны. 11 человек достали из портфелей вещи, которые не нужны в школе. Это были диски, телефоны, игрушки и т.д. некоторые ребята ведут по информатике и английскому языку тетради, больше 18 листов. У большинства ребят с собой словари для урока английского языка, которые большие по массе. На основании этого мы составили вот такую памятку и вручили её всем ученикам нашего класса.
Изучая информацию по теме, мы решили составить памятку и для родителей
/ ПРИЛОЖЕНИЕ 4/
Вывод: Познакомившись с памяткой, многие из ребят нашего класса стали систематически проверять содержимое своих портфелей.
Хочется добавить, что вес взят только портфеля. Нужно учитывать также то, что ученики 3 раза в неделю приносят в отдельной сумке ещё спортивную форму и ежедневно несут вторую обувь.
Памятки для родителей мы планируем раздать на родительском собрании. Надеемся, что информация будет полезной.
Заключение
Проводя данные исследования, я узнала много интересного. Думаю, что и ребятам пригодились наши советы «Правильного портфеля». Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась, но не полностью. Ребята стали следить за внутренним состоянием портфелей, но особое внимание следует обратить на покупку портфеля. Он не должен приводить к ухудшению здоровья школьника, значит должен соответствовать всем санитарным нормам. Радует то, что у нас в классе большая часть ребят имеют ранцы, а не сумки. Надеемся, что на следующий год родители обязательно обратят внимание на то, каким должен быть портфель школьника.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Работа со словарём
КОЛЕНКОР м. франц. каленкор, миткал, бумажное полотно, тонкая хлопчатая ткань. Коленкорный. к коленкору относящ. Коленкоровый, из коленкора сделанный.
РАНЕЦ
муж. , нем. солдатская котомка, для запасной одежды, белья, пищи и пр. Без ружья, что без жены, без ранца, что без матери. Ранцевые ремни. Ранечный прибор, что солдат обязан держать в ранце: щетка, нож, ножницы, иглы, нитки и пр. Ружье да ранец не тяга, а крылья. Есть и мыльце, да в ранце.
портфель
Ранец - жесткая четырехугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором. Пример: Ученический р. Солдатский р.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№ п/п | ФИ ученика | Вес (кг) | Вес пустого портфеля | Пн кг | вт | ср | чт | пт | Ср. значение |
1 | Болотова Екатерина | 31,45 | 700 г | 2,4 | 1,7 | 2,4 | 1,8 | 2,2 | 2,0 |
2 | Борисенко Любовь | 38,5 | 680 г | 2,5 | 2,1 | 2,7 | 1,7 | 2,5 | 2,3 |
3 | Вдовин Михаил | 34,1 | 500 г | 2,3 | 2,4 | 2,0 | 2,9 | 3,1 | 2,5 |
4 | Высоких Анастасия | 24,8 | 500 г | 2,3 | 1,9 | 2,4 | 1,7 | 2,1 | 2,0 |
5 | Галушко Ангелина | 25,75 | 400 г | 3,2 | 2,5 | 2,1 | 2,8 | 3,0 | 2,7 |
6 | Десяткова Алена | 53 | 1000 г | 3,0 | 2,5 | 3,3 | 2,4 | 2,7 | 2,8 |
7 | Достовалов Денис | 28,15 | 850 г | 2,8 | 2,0 | 3,6 | 3,1 | 2,4 | 2,2 |
8 | Дружинин Артём | 32,5 | 600 г | 2,7 | 1,9 | 2,4 | 3,2 | 2,7 | 2,6 |
9 | Кудымов Максим | 38,5 | 300 г | 3,0 | 2,4 | 3,2 | 3,1 | 3,0 | 2,9 |
10 | Лапаев Богдан | 32,3 | 300 г | 3,4 | 2,3 | 3,2 | 2,6 | 3,0 | 2,9 |
11 | Луттиев Тимофей | 24,7 | 650 г | 3,8 | 2,9 | 4,2 | 2,9 | 3,2 | 3,4 |
12 | Маслов Валерий | 38,7 | 150 г | 2,6 | 2,0 | 2,3 | 1,8 | 2,4 | 2.2 |
13 | Новожилова Вера | 29,75 | 900 г | 2,6 | 1,6 | 2,5 | 2,8 | 2,2 | 2,3 |
14 | Перепелица Даниил | 47,3 | 550 г | 3,2 | 2,2 | 3,3 | 2,7 | 2,4 | 2,8 |
15 | Рожнев Артём | 25 | 950 г | 2,8 | 2,4 | 3,1 | 2,0 | 2,8 | 2,6 |
16 | Сединин Никита | 26,65 | 750 г | 2,5 | 2,4 | 2,3 | 2,0 | 2,0 | 2,2 |
17 | Слудянин Артём | 26 | 600 г | 3,0 | 1,8 | 2,6 | 2,4 | 2,6 | 2,5 |
18 | Соболева Екатерина | 33,9 | 600 г | 3,4 | 2,0 | 2,6 | 3,0 | 2,4 | 2,7 |
19 | Сурин Данил | 36,8 | 650 г | 2,8 | 1,8 | 2,2 | 2,8 | 1,8 | 2,3 |
20 | Хлобыстов Евгений | 32,9 | 500 г | 3,0 | 1,6 | 3,0 | 2,6 | 3,0 | 2,6 |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
Вступает в силу 1 сентября 2011 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Регистрационный N 19993
Вес наполненного портфеля:
1-2 класс - 1,5 кг
3-4 класс - 2 кг
5-6 класс - 2,5 кг
7-8 класс - 3 кг
старше - 3,5 кг
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вес учебников и школьных принадлежностей
№ п/п | Школьные принадлежности | Вес |
1. | Русский язык ( учебник) | 250 г |
2 | Математика ( учебник) | 100 г |
3 | Литературное чтение ( учебник) | 250 г |
4 | Литературное чтение, раб. тетрадь | 80 г |
5 | Окружающий мир ( учебник) | 250 г |
6 | Окружающий мир, раб. тетрадь | 70 г |
7 | Рабочая тетрадь математика, русский язык – 12 листов | Менее 50 г |
8 | Рабочая тетрадь математика, русский язык, английский язык, информатика – 18 листов | Менее 60 г |
9 | Личный дневник третьеклассника | 200 г |
10 | Пенал | От 100 – 300 г |
11 | Словарь ( англо-русский) | От 200- 400 г |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Памятка для родителей Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! Жан-Жак Руссо
Берегите здоровье своих детей! |
Девчата
Ветер и Солнце
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Эта весёлая планета
Без сердца что поймём?